ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса по выбору «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН РФ от 05.03.2004 №1089 (в редакции приказа от 23.06.2015 №609).
- Примерной программы среднего образования по русскому языку и Программы по русскому языку Л.М.Рыбченковой и А.И. Власенкова.
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2019 года по русскому языку.
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по русскому языку. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, 2019.
Электронно-образовательные ресурсы:
Справочно-информационный портал «Русский язык» — ГРАМОТА.РУ http://www.gramota.ru
Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык»
http://rus.1september.ru
Сайт «Культура письменной речи»
http:// www.gramma.ru
Коллекция диктантов по русскому языку Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
http://rus.rusolymp.ru
Владимир Даль. Проект портала Philolog.ru
http://www.philolog.ru/dahl
Институт русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук
http://www.ruslang.ru
Интернет-проект исследователей-русистов Ruthenia.ru
http://www.ruthenia.ru
Кабинет русского языка и литературы
http://ruslit.ioso.ru
Конкурс «Русский Медвежонок — языкознание для всех»
http://www.rm.kirov.ru
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
Курс по выбору «Готовимся к ГИА по русскому языку» направлен на достижение следующих целей и задач:
Цель курса:
- совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.
Задачи курса:
- Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
- Помочь преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.
- Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
- Научить правильному оформлению бланка регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
- Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
- Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
- Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
- Углубленное изучение отдельных тем курса.
- Упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил: орфографических, пунктуационных, речевых.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы.
1.Различные виды анализа.
Проводить различные виды анализ языковых единиц, языковых явлений и фактов.
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.
Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.
2. Чтение.
Использовать основные виды чтения ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи
Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации.
Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста
3. Письмо.
Создавать письменные высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),деловой сферах общения; редактировать собственный текст.
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 ч)
Введение. Цели и задачи курса. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Знакомство с демоверсией ЕГЭ 2018 г.
Речь. Текст (3 ч)
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Средства связи предложений в тексте. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи.
Речь. Языковые нормы (7 ч)
Орфоэпические нормы (постановка ударения). Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Морфологические нормы (образование форм слова). Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
Речь. Нормы орфографии (7 ч)
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-). Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи.
Речь. Нормы пунктуации (6 ч)
Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Речь. Выразительность русской речи (3 ч)
Языковые средства выразительности. Лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм. Синтаксические средства выразительности: анафора, инверсия, синтаксический параллелизм, антитеза.
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ (6 ч)
Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты. Фактические ошибки, их предупреждение. Этическая норма.
Обобщающее повторение (1 ч)
Выполнение тренировочного ЕГЭ
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Речь. Текст. | 3 |
3 | Речь. Языковые нормы | 7 |
4 | Речь. Нормы орфографии. | 7 |
5 | Речь. Нормы пунктуации. | 6 |
6 | Речь выразительность русской речи. | 3 |
7 | Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | 6 |
8 | Обобщающее повторение | 1 |
Всего: | 34 |
№ урока |
Раздел. Тема занятия | К-во час. | Дата | Примечание |
план | факт | план | факт |
Введение | 1ч. | |
1 | | Введение. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Знакомство с демоверсией ЕГЭ 2019 г. | 1 | 07.09 | | |
Речь. Текст | 3 ч. | |
2 | | Информационная обработка текстов. Основная мысль текста (Задания 1, 2, 21) | 1 | 14.09 | | |
3 | | Информационная обработка текстов разных стилей и жанров. Типы речи (Задание 22) | 1 | 21.09 | | |
4 | | Средства связи предложений в тексте (Задание 24) | 1 | 28.09 | | |
Речь. Языковые нормы | 7 ч. | |
5 | | Лексическое значение слов. Лексические нормы современного русского литературного языка. (Задание 3, 20,23) | 1 | 05.10 | | |
6 | | Слова-паронимы. (Задание 5) | 1 | 12.10 | | |
7 | | Орфоэпия. Особенности орфоэпических норм. (Задание 4) | 1 | 19.10 | | |
8-9 | | Морфологические нормы. Особенности употребления форм слов разных частей речи. (Задание 6) | 2 | 26.10 09.11 | | |
10-11 | | Грамматические нормы. Предложения с причастным и деепричастным оборотом, с косвенной речью. Согласование подлежащего и сказуемого, построение предложений с однородными членами (Задание 7) | 2 | 16.11 23.11 | | |
Речь. Нормы орфографии | 7 ч | |
12 | | Орфография. Правописание корней (Задание 8) | 1 | 30.11 | | |
13 | | Орфография. Правописание приставок (Задание 9) | 1 | 07.12 | | |
14 | | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) (Задание 10) | 1 | 14.12 | | |
15 | | Орфография. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий (Задание 11) | 1 | 21.12 | | |
16 | | Орфография. Слитное, раздельное написание НЕ с разными частями речи, различие НЕ и НИ (Задание 12) | 1 | 11.01 | | |
17 | | Орфография. Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи (наречий, предлогов, союзов, частиц) (Задание 13) | 1 | 18.01 | | |
18 | | Орфография. Правописание Н и НН в суффиксах разных частей речи (Задание 14) | 1 | 25.01 | | |
Речь. Нормы пунктуации | 6 ч | |
19 | | Пунктуация. Знаки препинания в простом и сложносочиненном предложениях (Задание 15) | 1 | 01.02 | | |
20 | | Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотом (Задание 16) | 1 | 08.02 | | |
21 | | Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями (Задание 17) | 1 | 15.02 | | |
22 | | Пунктуация. Знаки препинания в СПП (Задание 18) | 1 | 22.02 | | |
23-24 | | Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами (Задание 19) | 2 | 01.03 15.03 | | |
Речь. Выразительность русской речи | 3 ч | |
25-27 | | Изобразительно-выразительные средства языка (Задание 25) | 3 | 05.04 12.04 | | |
Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | 6 ч | |
28 | | Сочинение-рассуждение, структура сочинения-рассуждения, требования к написанию, критерии и нормативы оценки задания. (Задание 26) | 1 | 19.04 | | |
29 | | Принципы написания сочинения. Формулировка проблем, поставленных автором текста. Комментарий проблемы текста. | 1 | 26.04 | | |
30 | | Позиция автора текста | 1 | 03.05 | | |
31 | | Согласие или несогласие с точкой зрения автора прочитанного текста. Аргументация собственного мнения с опорой на читательский и жизненный опыт. | 1 | 06.05 | | |
32 | | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. | 1 | 10.05 | | |
33 | | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. | 1 | 17.05 | | |
Обобщающее повторение | 1 ч | |
34 | | Выполнение тренировочного ЕГЭ. | | 24.05 | | |