СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и календарно-тематическое планирование по предмету «Литература» 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП по предмету "Литература" ( 5 класс) предназначены для учителей общеобразовательных учебных заведений.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и календарно-тематическое планирование по предмету «Литература» 5 класс»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 276

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга)


Рекомендовано к утверждению

Председатель МО

_____Р.А.Пасторов

Протокол № ___

от _____августа 2019г.


Согласовано

Заместитель директора

по УР ГБОУ СОШ № 276

Санкт-Петербурга

_________ И.В. Фролова

____ августа 2019г.


Утверждаю

И. о. директора

ГБОУ СОШ № 276

Санкт-Петербурга

_______ Л.П. Филиппова

Приказ № ___

от ____ августа 2019г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Литература»

5 В класс








Программа разработана учителем

высшей квалификационной категории

Трубачевой Татьяной Михайловной











2019 – 2020 учебный год






1.Информация об используемом УМК


Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2015 год); с авторской программой В.Я. Коровиной.- Москва «Просвещение» 2015.

Учебник для учащихся 5 класса Литература. 5 класс. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. -271 с.


2. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета

Литература

Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 5 классе являются следующие умения и качества:

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; чувство гордости за свою Родину; сознание свей этнической принадлежности;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста.

– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей;

–  уважение и принятие других народов России и мира, их культуры, межэтническая толерантность;

– потребность в самовыражении через слово;

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,

творческой и других видов деятельности;

-формирование основ экологической культуры

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении, ответственное отношение к учению.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Познавательные УУД:

–  понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах;

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– составлять план, таблицу, схему;

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– работать со справочной литературой ( словарями, справочниками, энциклопедиями);

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения, аргументируя и делая выводы.

Коммуникативные УУД:

– уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.



Предметные результаты :

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

2) понимание специфики литературы как одной из основных культурных ценностей народа; осмысление собственной национально- культурной идентичности гражданина и патриота своей страны;

3) понимание особенности литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

4) формирование потребности в систематическом чтении как способе познания мира и себя в этом мире, источнике эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средстве гармонизации отношений человека и общества;

5) представление о богатстве культуры народов России и всего человечества; способность опознавать в художественных произведениях изображение иных этнокультурных традиций и укладов, замечать их сходство с родными традициями и укладом и различия между ними; сформированность представлений о национальных и общечеловеческих ценностях, воплощенных в фольклоре и художественной литературе; представление об эстетической значимости фольклора как способа отражения народного сознания и восприятие фольклора своего народа в сопоставлении с устным народным творчеством других народов;

6) умение соотносить содержание и проблематику фольклорных и художественных произведений с историей и различными художественными системами на основе освоения учебных предметов «История», «Музыка», «Изобразительное искусство»;

7) накопление опыта самостоятельного и учебного чтения художественных и фольклорных произведений, созданных на русском языке или переведенных на русский язык; освоение содержания изученных произведений (основного сюжета, главных героев, проблематики, авторской позиции), в том числе:

«Слово о полку Игореве»; стихотворения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина; комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»; повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; басни И.А. Крылова; стихотворения и баллады В.А. Жуковского; комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»; произведения А.С. Пушкина: стихотворения, роман в стихах «Евгений Онегин», поэма «Медный всадник», повесть «Станционный смотритель», роман «Капитанская дочка»; произведения М.Ю. Лермонтова: стихотворения, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени»; произведения Н.В. Гоголя: комедия «Ревизор», повесть «Шинель», поэма «Мертвые души»; стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова; «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина; по одному произведению (по выбору) следующих писателей: Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.П. Платонов, М.А. Булгаков; рассказы А.П. Чехова: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий»; стихотворения И.А. Бунина, А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака; рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»; поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (избранные главы); рассказы В.М. Шукшина: «Чудик», «Стенька Разин»; рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор», рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского»; по одному произведению (по выбору) А.П. Платонова, М.А. Булгакова; произведения литературы второй половины XX – XXI в.: не менее чем трех прозаиков по выбору (Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков); не менее чем трех поэтов по выбору (О.Ф. Берггольц, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов);

8) знание важнейших фактов биографии писателей (М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя), помогающих понять особенность исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематику произведения);

9) умение рассматривать изученные произведения в рамках единого историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к определенному литературному направлению на основе знания особенностей классицизма, сентиментализма, романтизма и начальных представлений о реализме);

10) развитие способности глубокого понимания содержания фольклорных и художественных произведений; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении в плане как эмоционального восприятия, так и интеллектуального осмысления:

интерпретировать литературные произведения с учетом неоднозначности художественных смыслов;

определять наиболее существенные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить ключ к пониманию текста с учетом авторского пафоса (героический, трагический, сатирический, комический), родовой принадлежности произведения (лирика, эпос, драма, лироэпос), жанровой формы (рассказ, повесть, роман, пьеса, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет, эпиграмма);

владеть теоретико-литературными понятиями и использовать их как инструмент для оформления своих критических, аналитических, интерпретационных высказываний: художественный образ; факт, вымысел; фольклор; литературные роды и жанры; сказ, литературные направления; проза и поэзия; форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, эпиграф, антитеза; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь; художественное время и пространство, портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск, оксюморон; риторический вопрос, восклицание, афоризм, инверсия, повтор, анафора, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, метонимия; олицетворение, гипербола, литота; аллегория; звукопись (аллитерация, ассонанс), умолчание, параллелизм; стиль; системы стихосложения, стихотворный размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;

осуществлять анализ произведения в единстве формы и содержания, выявлять тематику и проблематику произведения, раскрывать его идейный смысл, выявлять особенности и функции различных его элементов (средства художественной выразительности, предметная изобразительность, формы повествования в эпических произведениях, сюжет и композиция, система персонажей, внутритекстовые связи);

видеть в художественном произведении и различать позиции героев, повествователей, воспринимать литературное произведение как художественное высказывание автора, выявлять авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии (осмысливать авторскую позицию в ее целостном выражении и в конкретных формах донесения ее до читателя: авторские отступления, ремарки, герои-резонеры, авторский курсив);

сравнивать произведения и их фрагменты, сопоставлять образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы и проблемы, жанры, стили, приемы, микроэлементы текста (с выявлением общего и различного, аргументацией выводов);

сопоставлять произведения художественной литературы с произведениями других искусств (живопись, театр, музыка);

11) осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка и литературы на основе изучения выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы; формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом; овладение коммуникативными умениями:

выразительно читать произведения литературы, в том числе наизусть не менее 12 поэтических фрагментов и лирических стихотворений;

отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулировать вопросы к нему; использовать различные виды пересказа текста (подробный, сжатый, выборочный, творческий); применять различные виды цитирования; делать ссылки на источник информации; редактировать свои и чужие тексты; вести диалог о прочитанном, участвовать в дискуссии на литературные темы, уметь за словом видеть позицию и отделять свою точку зрения от позиции автора; давать собственную аргументированную оценку прочитанному и оформлять ее в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера:

писать сочинение-рассуждение в рамках заданной темы с опорой на прочитанные произведения (не менее 250 слов);

составлять тезисы, аннотации, конспективный и реферативный текст; делать сообщения, доклады; создавать проектные и писать учебно - исследовательские работы;

12) умение ставить проблему, собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать) информацию, необходимую для написания учебной, исследовательской работы и (или) создания проекта на заданную или самостоятельно определенную тему (в каждом классе – на своем уровне); использовать в процессе анализа произведений необходимую литературоведческую литературу, ссылаясь на источники;

13) умение использовать различные приемы систематизации учебного материала в процессе обучения (составление планов, таблиц, схем);

14) умение планировать свое досуговое чтение, формировать и обогащать собственный круг чтения (вести рабочие тетради, читательский дневник, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем).



Предметные результаты освоения первого года обучения учебного предмета «Литература» должны отражать сформированность умений:

  • читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня:

Мифы разных народов, включая античные мифы.

Пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов

мира.


Басни И.А. Крылова. Басни из мировой литературы.

Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «Зимний

вечер», «Зимнее утро»); «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Рассказ И.С. Тургенева «Муму».

Произведения Н.А. Некрасова: стихотворения о детях; фрагменты поэмы «Мороз, Красный нос».

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Юмористические рассказы А.П. Чехова.

Стихотворения отечественных поэтов второй половины XIX – ХХ в. о родной природе, связи человека с Родиной (в том числе Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова).

Рассказы о природе К.Г. Паустовского, Л.Андреева (например,

«Кусака»); произведения отечественной и зарубежной литературы о животных.

Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» (фрагменты).

Произведения отечественных поэтов и прозаиков ХХ–XXI вв на тему

«военное детство» (в том числе, повесть В.П. Катаева «Сын полка»; рассказ А.П. Платонова «Никита», стихотворения А.Т. Твардовского, К.М. Симонова).

Рассказы на тему детства (в том числе рассказы В.М. Шукшина «Дядя Ермолай», В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).

Произведения приключенческого жанра отечественной и зарубежной литературы (в том числе избранные главы из романа М. Твена

«Приключения Тома Сойера»):

  • выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении;

  • выразительно читать вслух произведения и их фрагменты в соответствии с лексико-синтаксическими особенностями текста, его смыслом, соблюдать правильную интонацию;

  • выразительно читать наизусть не менее 5 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу (передавать эмоциональное содержание произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм);

  • определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных произведений;

  • отличать художественный текст от научного, делового, публицистического;

  • рассуждать о героях и проблематике произведений, обосновывать свои суждения с опорой на текст, использовать изученные теоретико- литературные понятия; различать основные жанры фольклора и художественной литературы (фольклорная и литературная сказка, загадка, пословица, поговорка, басня, рассказ, повесть, лирическое стихотворение), отличать прозаические тексты от поэтических; задавать вопросы по содержанию произведений;

  • характеризовать героя произведения, создавать его словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей, оценивать его поступки, сопоставлять персонажей одного произведения по сходству или контрасту;

  • передавать свои впечатления от лирического стихотворения, определять выраженное в нем настроение;

  • определять авторское отношение к героям и их поступкам;

  • выделять ключевые эпизоды или сцены в тексте произведения;

  • сопоставлять эпизоды внутри произведения;

  • соотносить произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства;

  • пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками; каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете;

  • пересказывать художественный текст (подробно и сжато);

  • составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), в том числе цитатный;

  • участвовать в беседе о прочитанном, в том числе используя информацию о жизни и творчестве писателя; формулировать свою точку зрения и понимать смысл других суждений;

  • создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее 70 слов), связанный со знанием и пониманием литературного произведения; дорабатывать собственный письменный текст по замечаниям учителя.

3. Тематическое планирование



п/п

Наименование разделов

Количество часов

1.

Устное народное творчество.

9

2.

Из русской литературы 18-19 веков.

48

3.

Из русской литературы 19-20 веков.

32

4.

Из зарубежной литературы.

9

5.

Современная зарубежная и отечественная литература для детей.

4

Итого

102

Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 «В» класса

Тема урока

Контроль

Планируемые результаты

Практика

Дата

план

факт

1.

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Текущий контроль

Знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; понимать значение Книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план.

Объяснить значение слов А.С.Пушкина «Чтение – вот лучшее учение». Составить план статьи учебника.



2.

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

Текущий контроль

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений УНТ многозначность смысла пословиц и поговорок,; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора.





Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка – цветочек, пословица-ягодка»?



3.

Детский фольклор

Текущий контроль

Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку

Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку



4.

Сказка как особый жанр фольклора

Текущий контроль

Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки-небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок, в чем заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей УНТ, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи


Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок



5.

«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой

Текущий контроль

Знать, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимать: общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки.

Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя»



6.

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать героев сказки; уметь формулировать мораль сказки, находить отраженные в ней народные идеалы, развивать воображение, мотивировать ответ

Пересказ сказки «Царевна- лягушка».

Самостоятельная работа



7.

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки

Текущий контроль

Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания.








Практическая работа. Составить план характеристики главных героев.



8.

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Текущий контроль

Понимать тайны сказочной поэтики, народную мудрость, переданную в сказке, как совокупность художественных приемов и изобразительно-выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; характеры героев; уметь находить отличия в вариантах сказки.

Ответить на вопросы статьи учебника



9.

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Понимать жанровые особенности сказок о животных. Понимать иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт), повседневная жизнь от волшебной

Анализ сказок



10.

Роды и жанры литературы.

Текущий контроль

Знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры;

Начальное понятие родов литературы



11.

Русские басни. Басня как литературный жанр. Басня и ее родословная.

Текущий контроль

Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки






Чтение по ролям.



12.

А.П. Сумароков. Басня «Кокушка».

Текущий контроль, работа над выразительным чтением и анализом басен, коллективная проектная деятельность

Понимать, что высмеивает Сумароков в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Сумарокова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Сумарокова с баснями других авторов.

Ответить на вопрос : «О каких людях идет речь в басняе? Какой человеческий порок осуждает баснописец?» Попробовать самостоятельно сформулировать мораль басни.



13.

И.И. Дмитриев. Басня «Муха»

Текущий контроль, работа над выразительным чтением и анализом басен, коллективная проектная деятельность

Понимать, что высмеивает Дмитриев в баснях, их общую интонацию, их смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Дмитриева с баснями других авторов.




14.

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Текущий контроль, работа над выразительным чтением и анализом басен, коллективная проектная деятельность

Знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего)

Ответить на вопрос: «Почему И.А.Крылов подарил басню Кутузову?» Чтение по ролям



15.

И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица».

Текущий контроль

Понимать, что высмеивает Крылов в басне, интонацию, смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов

Инсценированное чтение



16.

И.А. Крылов. Басня «Свинья под дубом»

Текущий контроль, работа над выразительным чтением и анализом басен, коллективная проектная деятельность

Понимать, что высмеивает Крылов в басне, интонацию, смысл, находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; уметь устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов











Инсценированное чтение



17.

Жанр басни. Повествование и мораль в басне

Текущий контроль

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр, находить мораль, объяснять их, использовать пословицы.

Создание басни



18.

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. Контрольный тест

Контроль знаний.

Знать основные мотивы творчества Крылова. Понимать близость басни к УНТ, ее иносказательный и обобщенный смысл, анализировать басни с одинаковым сюжетом, отмечая в них общее и различное; уметь оценивать отношение автора к героям, увлекательность и сценичность басенного сюжета, разговорную интонацию стихотворного повествования, мастерство антитезы и афористичность речи.

Чтение по ролям. Инсценирование басен. Конкурс «Знаете ли вы басни Крылова?». Презентация иллюстраций



19.

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки.



Беседа по прочитанному произведению, выборочное чтение. Доказать, что произведение Жуковского – сказка.



20.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Текущий контроль

Знать сюжет и героев литературной сказки; понимать отличие сказки литературной от народной; уметь сопоставлять литературную и фольклорную сказки, выявлять общее и отличительное



Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной.».Доказать, что произведение Жуковского – сказка.



21.

Баллада В.А. Жуковского «Кубок»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать историю создания баллады, определение понятия «баллада», ее жанровые особенности; понимать поступки героев, определять реальные события и фантастические, отношение автора к героям; уметь выразительно читать балладу







Чтение по ролям



22.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

Текущий контроль

Знать: сведения о детстве и детских впечатлениях поэта, о влиянии на него сказок няни; уметь выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины.

Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца.



23.

«У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта.

Найти эпитеты, сравнения, метафоры и определить, как они передают впечатление от ожидания няней своего питомца. Выразительное чтение



24.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

Текущий контроль

Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев






Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов



25.

А.С Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Характеристика героев

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать: содержание прочитанного произведения

Уметь: воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Сопоставление сравнительной характеристики мачехи и падчерицы, царицы-матери. Выборочный пересказ эпизодов



26.

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Текущий контроль

Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснить ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении; уметь, используя текст, показать разницу между прозаической и стихотворной речью






Ответить на вопрос: чем стихотворная речь отличается от прозаической? Составление стихотворных строк по заданным рифмам (буриме)



27.

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

Текущий контроль


Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать эпизоды, объяснять выбор сцены для иллюстрации, определять сходство и отличия русской народной и литературной сказок, сопоставлять литературные сказки со сходным сюжетом, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому

Ответ на вопрос: почему пушкинская сказка – «прямая наследница народной»? Чтение по ролям, сравнительная характеристика героев



28.

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

Текущий контроль

Уметь работать с лексикой и ритмом сказки, проводить работу по стилистике сказки, определять музыкальность пушкинской сказки

Самостоятельная работа по стилистике сказки А.С.Пушкина



29.

Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

Контроль знаний.

Уметь восстанавливать деформированный текст, чувствовать логику текста

Проверочная работа



30.

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать сведения о жизни писателя, что такое псевдоним; уметь разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки


Ответы на вопросы



31.

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке «Черная курица». Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Текущий контроль

Знать, что такое сюжет, причудливый сюжет; уметь находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер

Выразительное чтение



32.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

Текущий контроль, работа по анализу стихотворения в группе по алгоритму

Знать отдельные факты биографии поэта, условия, в которых формировался его характер, историческую основу стихотворения; понимать его героическую направленность, отношение автора к родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как диалог.

Выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом. Аргументированный ответ на вопрос: «Что важнее для автора - передать историческую правду о Бородинском сражении или дать оценку этому событию, подвигу солдата?»



33.

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

Текущий контроль

Уметь объяснять, какие чувства объединяют героев, автора и читателей, какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая батальные сцены, через чтение передать патриотический пафос стихотворения, почувствовать слияние эпического и личностного («мы» и «я») в речевом и образном строе стихотворен.

Устное словесное рисование, комментирование художественного текста. Чтение и осмысление материала рубрики «Поразмышляем над прочитанным». Письменный ответ на один из вопросов: 1. В чем заключается основная мысль стихотворения? 2. Каким предстает перед нами защитник Родины?



34.

Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

Текущий контроль

Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место», представлять обстановку и место действия, обычаи украинского народа; уметь использовать текст повести, сопоставляя свои впечатления и изображенное на репродукциях картин А.И.

Куинджи и И.Е.

Репина, иметь представление о жанре повести.



Составление вопросов к учебной статье. Составление таблицы «Язык повести», плана повести



35.

Реальное и фантастическое в сюжете повести

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; уметь определять их роль в повести, выделять смысловые части художественного текста, составлять план, пересказывать по плану, характеризовать речь рассказчика, объяснять, как Гоголь сочетает в повести обыденное и фантастическое, страшное и смешное.




Составление таблицы «Способы достижения юмористического эффекта в повести». Инсценирование эпизодов. Ответить на вопрос: как соединились вымысел и реальность в повести?



36.

Тест за первое полугодие.

Итоговый контроль

Знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий; уметь определять в тексте изобразительно-выразительные средства, отличать речь прозаическую и стихотворную.

Тест



37.



Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

Текущий контроль

Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении «На Волге», содержание стихотворения, понимать его тональность; уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, определять роль эпитетов, сопоставлять содержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Выразительное чтение



38.

«Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Текущий контроль, работа по анализу стихотворения в группе по алгоритму

Знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки; уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм






Выразительное чтение



39.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Текущий контроль

Знать содержание стихотворения; уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями

Чтение по ролям сценки встречи главного героя с Власом.



40.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа; уметь соотносить описание быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопоставлять описание.







Составление цитатного плана рассказа. Выборочный пересказ эпизодов. Ответить на вопрос: как Тургенев изображает нравы барской усадьбы?








41.

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

Текущий контроль

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя





Чтение диалогов



42.

Герасим и Муму. Счастливый год.

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания Герасима; уметь строить устное высказывание с опорой на текст, объяснять перемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определять роль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя, объяснить отношение Тургенева к Герасиму




Ответы на вопросы: как показывает Тургенев, что в крепостном Герасиме проснулся свободный человек? Почему рассказ называется «Муму»? Озвучить внутренний монолог Герасима в сцене спасения Муму



43.

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Текущий контроль

Знать содержание произведения, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; уметь проводить частичный анализ центральных эпизодов текста, проследить за изменениями, произошедшими в главном герое



Обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа



44.

Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста в связном ответе, составлять план характеристики героя



Чтение диалогов. Художественный пересказ эпизодов. Составление плана характеристики литературного героя



45.

Анализ сочинений. Работа над ошибками

Развивающий контроль

Уметь выполнять работу над ошибками, выделять в отдельные случаи группы фактических, стилистических, речевых и грамматических ошибок.




46.

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Чудная картина»

Текущий контроль, работа по анализу стихотворения в группе по алгоритму

Знать биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе.

Выразительное чтение



47.

А.А. Фет «Весенний дождь»

Текущий контроль, работа по анализу стихотворения в группе по алгоритму

Знать содержание его стихотворения; уметь определять, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализировать лирическое произведение, выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления.

Выразительное чтение



48.

Л.Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий: «рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»; уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра; понимать различие между былью Н.В.Гоголя и былью Л.Н. Толстого


Определить события, позволяющие сопоставить и оценить поведение Жилина и Костылина в минуты опасности. Озаглавить каждое событие, записать название в виде плана. Тест на знание содержания прочитанного произведения



49.

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

Текущий контроль

Знать понятия «герой», «сопоставление», «противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка); уметь ими оперировать при создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица героя



Озаглавить эпизоды, в которых ярче всего проявилось различие характеров Жилина и Костылина. Рассказ от лица Жилина, как он встретился с врагом, что он думал и чувствовал в бою. Составление плана эпизода «Неудавшийся побег».



50.

Странная дружба Жилина и Дины.

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Уметь давать характеристику героя, отбирать материал из художественного произведения, определять отношение автора к Дине и Жилину, их дружбе, выражать свое мнение; понимать движение картин, эпизодов, интонаций в рассказе Л. Толстого (от войны и вражды к милосердию и духовной близости)

Ответить на вопросы (устно): почему Дина перестала видеть в Жилине врага? Как проявляет себя Жилин в момент расставания с Костылиным и Диной? Характеристика Дины (детали ее портрета, поведение, отношение к Жилину)



51.

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Текущий контроль

Понимать простоту и динамику языка «Кавказского пленника»; сдержанную эмоциональность «внутренней» речи Жилина, при анализе отмечать сопричастность автора герою рассказа как своеобразие стилистики, определять роль, символический смысл поэтических картин природы.


Ответить на вопросы: в чем своеобразие языка и композиции рассказа; как описания природы помогают понять переживания героев; почему Л.Н.Толстой сам считал рассказ своим лучшим произведением?



52.

Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Развивающий контроля

Уметь работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения





Работа над планом



53.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать автора и биографические сведения о нем; уметь составить рассказ о писателе на основе прочитанного; передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации

Чтение по ролям



54.

Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова

Текущий контроль

Уметь определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов.

Художественный пересказ, чтение в лицах, инсценирование



55.

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н. Плещеев. Образ лета. И.С. Никитин, Ф.И.Тютчев

Текущий контроль, работа по анализу стихотворения в группе по алгоритму

Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать






Ответить на вопрос: почему весна символизирует расцвет природы и сил человека, лето – зрелость, осень – увядание, зима – финал, конец, умирание? Устное словесное рисование



56.

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С. Никитин, И.З. Суриков, Ф.И.Тютчев.

Текущий контроль, работа по анализу стихотворения в группе по алгоритму

Знать основные сведения из биографии поэтов; уметь выразительно читать стихи, анализировать

Устное словесное рисование, выразительное чтение



57.

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Развивающий контроль

Знать план анализа лирического произведения; уметь работать над выразительным чтением стихотворения, анализировать текст

Анализ стихотворения



58.

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «В деревне» как поэтическое воспоминание о Родине, о детстве, о семье.

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать факты жизни писателя, положенные в основу рассказа «В деревне»; понимать авторское отношение к описываемым событиям; уметь сравнить произведение Бунина со стихотворениями русских поэтов о родной природе и родине; объяснить, что их сближает, сопоставить произведение художественное с живописным полотном.








Анализ текста. Ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие языка Бунина? О чем размышляет автор в конце рассказа?



59.

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать факты жизни русского народа, положенные в основу рассказа «Лапти»; понимать авторское отношение к описываемым событиям; уметь сравнить произведение Бунина с рассказами русских писателей о характере русского человека; объяснить, как они понимают главную мысль произведения.

Анализ текста. Художественный пересказ.



60.

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

Текущий контроль

Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Васи, причины отчуждения между Васей и его отцом, характер Васи, его чуткую душу, попытки разорвать круг одиночества






Комментированное чтение главы «Я и мой отец». Ответить на вопросы: что гонит Васю из родного дома? Каковы причины отчуждения между Васей и его отцом? Устное словесное рисование «Вася и судья на скамейке»



61.

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать определение понятий «композиция»; «сюжет»; «повесть»; виды эпических произведений; уметь выделять границы эпизодов повести, различать виды эпических произведений, определять особенности композиции произведения

Составление плана



62.

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.


Текущий контроль

Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, причины различных отношений между родителями и детьми, характеризовать литературного героя на основании его поступков, определять роль портрета и пейзажа в понимании характеров героев, позицию автора и его отношение к изображаемому, к героям, в первую очередь к Васе, определять особенности композиции произведения








Ответить на вопросы: как и почему изменился Вася за столь короткий промежуток времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось судьбоносным для всей семьи Васи? Составление плана ответа на вопрос: какими средствами пользуется автор, чтобы создать ужасающую картину жизни детей?



63.

Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Уметь определить границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить, обосновать: насколько эпизод важен в раскрытии темы всего произведения, его роль в композиции; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде, проследить динамику (развитие) их чувств, поведения

Анализ эпизодов



64.

Классное сочинение В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Развивающий контроль

Уметь обсуждать тему сочинения, определять идею, подбирать материал, составлять план и редактировать сочинение

Написание сочинения



65.

С.А. Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

Текущий контроль

Знать основные события жизни С. Есенина, факты его жизни; уметь объяснять, почему в одном стихотворении ритм быстрый, динамичный, в другом – размеренный, неторопливый; понимать, каким настроением окрашены стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения




Выразительное чтение



66.

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

Текущий контроль, работа по анализу стихотворения в группе по алгоритму

Уметь подробно анализировать текст стихотворения, определять стихотворный размер, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку

Самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства»



67.

П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки

Текущий контроль

Знать факты жизни и творчества писателя, жанр сказа; уметь отличать сказ от сказки; пересказывать сказ, аналитически читать

Ответить на вопросы: похож ли сказ от сказки? Чем он отличается от нее?



68.

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать язык сказа; уметь находить в сказе реальное и фантастическое, давать характеристику Степану

Выразительное чтение. Творческий пересказ



69.

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Текущий контроль

Знать произведения П.П.Бажова; уметь работать в группе; развивать творческие способности учащихся

Викторина. Конкурс творческих работ



70.

К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать автора, факты его жизни, сюжет сказки; героев сказки; уметь объяснять смысл названия сказки

Викторина



71.

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

Текущий контроль

Знать содержание сказки, отличие народной сказки от литературной; уметь отличать народную сказку от литературной

Выразительное чтение, анализ эпизода



72.

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать сюжет рассказа; понимать взаимоотношения героев; уметь объяснять смысл названия рассказа, роль зайца в судьбе внука деда Лариона

Составить план рассказа



73.

Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Текущий контроль

Уметь видеть необычное в обычном, выразительность и красочность языка, лиризм описаний, находить эпитеты и сравнения в сказке, анализировать текст

Сочинение-миниатюра «Я увидел чудо…»



74.

С.Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать автора, факты его жизни, определение понятия «драма», понимать особенности пьесы как особого рода художественного произведения, своеобразие пьесы-сказки (заимствование сюжета, образов, создание собственной оригинальной сказки).

Чтение по ролям. Устное словесное рисование (описание королевы, деревенской избы, мачехи).



75.

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

Текущий контроль

Знать сюжет сказки, уметь характеризовать героев, их характеры, изменение их поведения в зависимости от ситуации; понимать гуманистическую идею сказки, ее связь с русским фольклором, уметь объяснять, что достигает автор сочетанием фантастического и реального в пьесе, сопоставлять сказку Маршака с народными.

Устное словесное рисование (описание костюмов двенадцати месяцев; какой представляют декорацию в картине встречи падчерицы и двенадцати месяцев). Инсценирование



76.

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

Текущий контроль

Знать роды и жанры литературы; уметь выразительно читать пьесу по ролям, отвечать на вопросы

Самостоятельная работа «Роды и жанры литературы»



77.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать автора, факты его жизни, сюжет рассказа; понимать поведение главного героя, общение его с окружающим миром природы, простоту и

человечность рассказа, его диалогичность, трогательный образ фантазера Никиты, фантастический мир детской души



78.

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П. Платонова

Текущий контроль

Уметь выделять в содержании главное и делать выводы, находить ключевые фразы, отличать язык Платонова от языка других писателей, проводить сравнительный анализ произведений

Самостоятельная работа над языком рассказа; сравнительный анализ произведений



79.

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать автора, факты его жизни, судьбу рассказа «Васюткино озеро», его содержание, сюжет, героев; уметь охарактеризовать чувства и поведение мальчика, его состояние, используя авторскую лексику; понимать смысл заглавия, значение картин природы




Пересказ истории с глухарем. Ответить на вопрос: зачем эта история введена писателем в рассказ? Чтение по ролям эпизода встречи Васютки с экипажем бота «Игарец»



80.

Человек и природа в рассказе

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Понимать отношение Васютки к окружающему миру; уметь объяснять: поведение героя в лесу, какие качества характера помогают ему бороться со страхом, как меняется отношение мальчика к природе на протяжении всего повествования, авторское отношение










Сопоставление двух эпизодов: описание тайги в начале рассказа и «Тайга… тайга … без конца…». Чем различаются два описания и в чем причина этих различий?



81.

Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васюткино (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

Развивающий контроль

Знать общий принцип составления сложного плана; уметь концентрировать внимание «здесь» и «сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию; понимать, что надо надеяться на собственные силы

Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П Астафьева «Васюткино озеро»)»



82.

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Текущий контроль

Знать произведения В.П.Астафьева; уметь пересказывать и выразительно читать рассказы Астафьева.

Выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева



83.

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Текущий контроль

Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии А.Т.Твардовского, жанровые особенности баллады; уметь переживать события.

Выразительное чтение



84.

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать о бойцах крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта; уметь наблюдать над сюжетом в лирическом произведении, выразительно читать





Выразительное чтение.



85.

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

Текущий контроль

Уметь вдумываться в слова, сосредоточенно слушать и переживать вместе с песней




Сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи



86.

Война и дети - тема многих стихотворений о войне в творчестве

Текущий контроль

Знать, как раскрывается тема войны в творчестве тамбовских поэтов; уметь выразительно читать произведения



Чтение стихотворений, анализ произведений



87.

Стихотворения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать автора стихотворения; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства



Выразительное чтение, устное словесное рисование



88.

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

Текущий контроль, работа по анализу стихотворения в группе по алгоритму

Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль


Выразительное чтение, устное словесное рисование



89.

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; уметь воспроизводить все приключения и события в жизни Робинзона; понимать авторское отношение к изображаемому, глубокое уважение к человеческому труду, изображение труда как основы жизни

Составление плана всех приключений Робинзона Крузо. Пересказ эпизодов



90.

Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

Текущий контроль

Знать: в чем заключается своеобразие художественного мира Андерсена-сказочника, определяемого эпохой, национальными особенностями и личной судьбой писателя.


Связный ответ «История о зеркале тролля, ее смысл и роль в композиции сказки». Подбор цитат к характеристике Кая, Герды, Снежной королевы (описание внешности, обстановки, которая их окружает).



91.

Два мира сказки «Снежная королева»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Уметь рассказывать интересные события из жизни Андерсена, называть признаки жанра произведения Андерсена, определять особенности авторской сказки, доказывать, используя примеры из текста, каким Андерсен представляет мир, который любит, какой мир ему противопоставляет; давать характеристику героям с опорой на текст.


Пересказ «Что пришлось пережить Герде во время поисков Кая?». Сопоставление схемы путешествия Герды в поисках Кая



92.

Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом.

Текущий контроль

Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов; уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора)

Комментирование прочитанных сказок, устное словесное рисование, выразительное чтение. Конкурс знатоков



93.

Итоговый тест за год

Контроль знаний

Знать сюжеты сказок, выбранных для самостоятельного чтения, их авторов; уметь доказать, что сюжет «бродячий», объяснить разницу между авторской сказкой и народной (мир литературной сказки подчиняется разуму и воображению их авторов, которые черпают свое вдохновение из фольклора)

Решение теста



94.

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

Текущий контроль

Знать автора, факты его биографии, сюжет романа; понимать время и место действия; уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки

Пересказ любимых эпизодов из романа, пересказ гл. 12, 21. Инсценирование эпизодов «Том и тетя Поли», «Том – маляр»



95.

Том Сойер и его друзья

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Уметь отобрать эпизоды, помогающие ярче увидеть характер Тома, его взаимоотношения с друзьями; проследить, как мальчишеское озорство и неуемная фантазия Тома сменяются мужеством и находчивостью перед лицом смертельной опасности

Пересказ эпизода (игра Тома и ДжедавРобин Гуда), сравнение Тома и Сида в эпизоде (Сид съел сахар и свалил вину на Тома). Анализ сцены «В пещере»



96.

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

Текущий контроль

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать обычаи, верования, нравы северного народа, показанные писателем; уметь объяснять, почему Джек Лондон назвал произведение сказанием, почему имя, деяния Киша стали легендой

Составление цитатного плана рассказа, пересказы эпизодов (краткий, выборочный, от лица героя)



97.

Э. Сетон-Томпсон. Рассказ «Арно»

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, его героев; понимать главную мысль произведения – верную любовь к Родине; уметь объяснять, почему голубь всегда возвращался домой, назад в голубятню, даже после самых больших перелетов по доставке писем.





Пересказы эпизодов (краткий, выборочный). Ответить на вопрос: «Автор сравнивает Арно со стрелкой компаса и лучом света. Как эти сравнения характеризуют почтового голубя?»



98.

Ульф Старк. Рассказ «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?»

Текущий контроль

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа; понимать время и место действия; уметь пересказывать текст, составлять рассказ о Берре (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки, сопоставлять текст с иллюстрацией художника

Попробовать по памяти, не глядя в текст рассказа, воспроизвести диалоги мальчиков. При этом постараться передать настроение, чувства героев рассказа.



99.

Ульф Старк. Рассказ «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» Берра и Нильс.

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Уметь объяснять, какое значение в жизни героев рассказа имела эта встреча, как они нуждались друг в друге, понимать эмоциональное состояние героев.

Ответить на вопрос: « Как Берре удалось скрасить последние дни дедушки и как дедушка смог подарить мальчику последние крупицы своей нерастраченной любви?»



100.

Ая эН ( И.Б. Крестьева). Как растут елочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом.

Текущий контроль. Анализ художественного текста, устные и письменные ответы

Знать автора, факты ее биографии, сюжет рассказа; понимать прием включения в рассказ еще одного произведения с завершенным сюжетом; уметь пересказывать текст, оценивать поступки героев, сопоставлять текст с иллюстрацией художника

Ответить на вопрос: «Почему и зачем серьезный ученый пишет не очень серьезную и совсем не научную фантастику?»



101.

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

Текущий контроль

Знать факты из жизни поэта, особенности стихотворений-шуток; уметь выразительно читать



Выразительное чтение



102.

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

Контроль знаний.

Уметь высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев), защищать иллюстрации к любимым произведениям, уметь выбрать эпизод для инсценирования и объяснить его роль в композиции художественного произведения

Защита сочинений, иллюстраций, художественный пересказ, презентация самостоятельно прочитанных произведений. Ответить на вопрос: как с течением времени изменился диалог с детьми, который авторы вели в своих поэтических и прозаических текстах? Как менялся язык, темы?





















«Согласовано»

Заместитель директора по УР

_______________ Фролова И.В.

«____» ___________________ 2020 г.

Лист корректировки рабочей программы

Предмет: литература

Класс: 5-В

Учитель: Трубачева Т.М.

2019/2020 учебный год

урока

Даты по основному КТП

Даты проведения

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!