СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по коррекционному курсу "Формирование коммуникативного поведения" для 1 класса (вариант 8.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном документе содержится рабочая программа и КТП по коррекционному курсу "Формирование коммуникативного поведения"с для ученика 1 класса (вариант 8.2).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по коррекционному курсу "Формирование коммуникативного поведения" для 1 класса (вариант 8.2)»

Коррекционный курс«Формирование коммуникативного поведения»

11 (дополнительный первый) класс

Пояснительная записка

Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так каку большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, внедостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции.У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс«Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Основной цельюформирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязныезадачи:

- обеспечениесистемного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

  • формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

  • коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

  • развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Содержание коррекционного курса«Формирование коммуникативного поведения» на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.

Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.


Место курса в учебном плане

На изучение речевой практики в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

  • знать и применять элементарные правила речевого общения;

  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень:

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

  • выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

  • использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.


С учётом психофизических особенностей обучающихсяличностные результаты включают:

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.








Содержание и направления работы

Разделы курса

Содержание

1

Невербальная коммуникация

  • распознавание различных эмоциональных состояний

  • отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения

  • демонстрация подходящих к случаю жестов

  • рассматривание разных поз людей в различных ситуациях

  • прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.

2

Вербальная коммуникация

  • Подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы,

3

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций

  • Прогнозирование речевой ситуации ( рассматривание рисунка)

  • Проигрывание ситуаций из реальной жизни

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

1 раздел. Невербальная коммуникация

1

Упражнение «Кто умеет улыбаться?»

1


2

Упражнение «Мимическая гимнастика».

1


3

Упражнение «Зеркало». «Обезьянка». «Лица»

1


4

Классификация чувств

1


5

Классификация жестов (приветствие и прощание)

1


6

Классификация жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ)

1


7

Упражнение .«Это я! Это моё!»

1


8

Упражнение «Заколдованный ребёнок»

1


9

Упражнение «Вот он какой!»

1


10

Рассматривание поз на картинках

1


11

Рассматривание поз на картинках

1


12

Использование поз с опорой на картинки

1


13

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?».

1


14

Классификация чувств

1


15

Азбука настроений

1


16

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

1


17

Упражнение «Тише!»

1


18

Упражнение «Отдай!»

1


19

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?».

1


20

Упражнение «Части тела».

1


21

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

1


22

Тренируем мимику

1


23

Этюд на выражение радости и страха.

1


24

Упражнение «До свидания!»

1


25

Упражнение «Я не знаю!»

1


26

Классификация жестов (указательный)

1


27

Классификация жестов (подзывание к себе с помощью пальчика)

1


28

Рассматривание поз на картинках

1


29

Использование поз с опорой на картинки

1


30

Использование поз с опорой на картинки

1


31

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

1


32

Упражнение «Запомни движения»

1


33

Тренируем мимику

1


34

Этюд на выражение удивления и огорчения.

1


35

Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность)

1


36

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание

1


37

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

1


38

Тренируем мимику

1


39

Этюд на выражение удивления и огорчения.

1


40

Упражнение «Запомни свою позу».

1


41

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

1


Раздел 2. Вербальная коммуникация

42

Прослушивание эмоциональных записей – радости. Проигрывание

1


43

Прослушивание эмоциональных записей – смех. Проигрывание

1


44

Изображать животных

1


45

Формулы приветствия

1


46

Формулы знакомства

1


47

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание

1


48

Прослушивание эмоциональных записей – крик. Проигрывание

1


49

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание

1


50

Формулы прощания

1


51

Формулы извинения

1


52

Формулы извинения

1


53

Изображать голоса сказочных персонажей

1


54

Изображать, как шепчутся листья, как бушует море.

1


55

«Узнай по интонации»

1


56

« Скажи интонацией»

1


57

Формулы просьбы

1


Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций

58

Прогнозирование ситуаций

1


59

Прогнозирование ситуаций

1


60

Разыгрывание ситуаций (доброта)

1


61

Разыгрывание ситуаций (вежливость)

1


62

Упражнение «Ты гулял во дворе»

1


63

Упражнение «Ты потерял свою игрушку»

1


64

Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться»

1


65

Упражнение «Как отметить праздник в семье»

1


66

Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение»

1




Календарно-тематическое планирование составлено с опорой на следующие литературные источники и интернет-ресурсы:

  1. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А.Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.

  2. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.



Рекомендации

по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению


Методические пособия для педагога

- Методические рекомендации для учителя

- Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015

Технические средства обучения

Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом,компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиа проектор; магнитная доска; экран.

Дополнительные средства

Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки,

пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры



Планируемые результаты изучения коррекционного курса:

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

  • Называть своё имя;

  • Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;

  • Подражать движениям и речи взрослого человека;

  • Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов)
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!