РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет | Окружающий мир | Учебный год | 2020 - 2021 | Класс | 3 | Количество часов в год | 68 | Количество часо | в неделю 2 | Учитель: Божко Анна Александровна |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по окружающему миру для средней общеобразовательной школы для 3 класса составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 31.12.2015 № 1576.
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 08.05.2019 « О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 28.12. 2018 № 345.
УМК « Школа России» издательства «Просвещение», 2015 год.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 2 ч в неделю — 68 ч в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как устроен мир (6часов).
- Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.). Роль природы в жизни людей.
- Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
- Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
- Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
- Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
- Практическая работа: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа (18 часов).
- Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые вещества, жидкости и газы.
- Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
- Вода, её свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
- Разрушение твёрдых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуктивной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
- Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений.
- Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России.
- Охрана растений.
- Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.). Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
- Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
- Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
- Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье (9 часов).
- Организм человека. Органы и системы органов.
- Нервная система, её роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
- Кожа, её значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
- Опорно-двигательная система, её роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
- Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания.
- Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
- Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
- Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.
Наша безопасность (7 часов).
- Как действовать при возникновении пожара в квартире при аварии водопровода, утечке газа.
- Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
- Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лёд на улице, водоёме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
- Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
- Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнённого воздуха и от загрязнённой воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
- Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
- Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика (12 часов).
- Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
- Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
- Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
- Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и её основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение. Лёгкая промышленность, пищевая промышленность и др.
- Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
- Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
- Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
- Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
- Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам (16часов).
- Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
- Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
- Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
- Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
• понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
• ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
• ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
• осознание своей этнической принадлежности;
• восприятие историко-географического образа России;
• чувство гордости за свою Родину.
могут быть сформированы:
• осознание себя как гражданина России;
• уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
• понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
Познавательные УУД
Ученик научится:
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
Ученик получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернета.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия.
Предметные результаты
Ученик научится:
определять место человека в мире;
распознавать тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;
объяснять круговорот воды в природе;
определять основные группы живого, растений, животных, съедобные и несъедобные грибы;
устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природы, внутри живой природы;
устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;
характеризовать системы органов человека;
правилам гигиены, основам здорового образа жизни;
правилам безопасного поведения в быту и на улице;
распознавать основные дорожные знаки;
правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;
называть потребности людей, товары и услуги;
определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике, узнают основы семейного бюджета.
Ученик получит возможность научиться:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя, различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
владеть элементарными приёмами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Дата план. . | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия |
Как устроен мир – 6 часов. |
1 | 03.09 | Природа. Разнообразие природы. Значение природы для людей. | Учащиеся должны уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Учащиеся должны знать/ понимать классификацию природы. | Знание понятий природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения опыты, измерения, работа с готовыми моделями. Создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке. |
2 | 05.09 | Человек. Ступеньки познания. | Учащиеся должны знать/ понимать чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятие, память, мышление, воображение. |
3 | 10.09 | Проект «Богатства, отданные людям». Экскурсия. | Планирование работы над проектом, сроки выполнения работы, способы добычи информации | Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке. |
4 | 12.09 | Общество. | Учащиеся должны уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России. | Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. |
5 | 17.09 | Что такое экология? | Учащиеся должны уметь отличать экологию от других похожих наук, определять экологические связи. | Знание понятия экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. |
6 | 19.09 | Природа в опасности! Проверочная работа № 1. | Учащиеся должны знать правила поведения в природе, уметь правильно вести себя в зелёной зоне. Знать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Заповедники и национальные парки. |
Эта удивительная природа – 18 часов. |
7 | 24.09 | Тела, вещества, частицы. Тест. | Учащиеся должны уметь определять понятия: тело, вещество, частица классифицировать тела и вещества. Приводить примеры. | Знание о разнообразии веществ в окружающем мире: твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твёрдых веществ. | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей. Регулятивные: умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью способ-ной изменить мир к лучшему. Коммуникативные: умение выра-жать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми. |
8 | 26.09 | Разнообразие веществ. | Учащиеся должны знать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Уметь правильно пользоваться этими веществами. | Знание о разнообразии веществ в окружающем мире: твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Соль, сахар как примеры твёрдых веществ. |
9 | 01.10 | Воздух и его охрана. | Учащиеся должны знать состав и свойства воздуха. | Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нём кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека. |
10 | 03.10 | Вода и жизнь. Свойства воды. | Учащиеся должны уметь определять основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра. | Знания о воде и ее свойствах (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда), распростране-ние в природе, значение для живых организмов, три состояния воды. |
11 | 08.10 | Превращения и круговорот воды в природе. | Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | Знания о воде и ее свойствах (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда), распростране-ние в природе, значение для живых организмов, три состояния воды. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке |
12 | 10.10 | Берегите воду! | Учащиеся должны знать, как осуществляется круговорот воды в природе, понятия: испарение, круговорот воды. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Учащиеся должны знать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. | Знания об использовании воды человеком. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке |
13 | 15.10 | Что такое почва? Тест. | Учащиеся должны уметь определять причины разрушения твёрдых тел. Учащиеся должны знать основные свойства почвы, состав почвы. Уметь определять наличие разных компонентов в почве. | Знания о процессе разрушения горных пород в природе, причины и послед-ствия. Почва, её значение для живой природы Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. |
14 | 17.10 | Разнообразие растений. | Учащиеся должны уметь отличать растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения. | Знания о растениях и их разнообразии. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Ботаника – наука о растениях. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке |
15 | 22.10 | Солнце, растения и мы с вами. | Учащиеся должны уметь устанавли-вать взаимосвязь солнца, растений и человека. Уметь составлять схему дыхания и питания растений. | Знание о дыхании и питании растений. Связи между растениями и окружаю-щей средой. Роль растений в жизни животных. |
16 | 22.10 | Размножение и развитие растений. | Учащиеся должны знать этапы развития растения из семени, способы размножения растений. | Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). |
17 | 05.11 | Охрана растений. Тест. | Учащиеся должны знать правила охраны природы. | Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение людей к растениям. |
18 | 07.11 | Разнообразие животных. Тест. | Учащиеся должны знать разнообразие животного мира в природе. | Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски. Иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. Зоология – наука о животных. | Личностные: формирование образа Я тесно связано миром природы, культуры окружающих людей. Регулятивные: умение выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленные вопросы. Познавательные: осмысление взаимосвязи внешнего мира и человека, осознания себя творческой личностью способной изменить мир к лучшему. Коммуникативные: умение выра-жать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми. |
19 | 12.11 | Кто что ест? | Учащиеся должны знать какой пищей питаются все живые существа на планете. | Классифицировать животных по спо-собу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыва-нию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Размноже-ние и развитии животных разных групп. Факторы отрицательного воз-действия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира. |
20 | 14.11 | Проект «Разнообразие природы родного края». | Учащиеся должны знать о разнообразии природы родного края. |
21 | 19.11 | Размножение и развитие животных. Тесты. | Учащиеся должны знать о размножении и развитии животных. |
22 | 21.11 | Охрана животных. | Учащиеся должны знать об охране животных. | Классифицировать животных по спо-собу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники и всеядные. Приспособление животных к добыва-нию пищи, к защите от врагов. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Размноже-ние и развитии животных разных групп. Факторы отрицательного воз-действия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений. |
23 | 26.11 | В царстве грибов. | Учащиеся должны знать съедобные и несъедобные грибы. | Разнообразие грибов. Грибы из Красной книги. Правила сбора грибов. Лишайники. Взаимосвязи грибов и деревьев. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений. |
24 | 28.11 | Великий круговорот жизни. Проверочная работа № 2. | Учащиеся должны знать о великом круговороте жизни. | Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. |
Мы и наше здоровье – 9 часов. |
25 | 03.12 | Организм человека. | Учащиеся должны знать из чего состоит наш организм. | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная, кровеносная. | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире. Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья. Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарём, работать в парах. |
26 | 05.12 | Органы чувств. | Учащиеся должны знать все пять органов чувств у человека. | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. |
27 | 10.12 | Надёжная защита организма. Проверочная работа № 2. | Учащиеся должны уметь защищать свой организм. | Орган защиты от повреждений и внеш-них воздействий – кожа. Её свойства и гигиена. Первая помощь при поврежде-нии кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обморожение). |
28 | 12.12 | Опора тела и движение. Тест. | Учащиеся должны уметь защищать свой организм. | Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | Личностные: конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире. Регулятивные: умение понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Познавательные: характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья. Коммуникативные: отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать со словарём, работать в парах. |
29 | 17.12 | Наше питание. Органы пищеварения. Проект «Школа кулинаров». | Учащиеся должны уметь правильно питаться. | Разнообразие питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и сохранение правильной осанки. |
30 | 19.12 | О дыхании, о движении крови. Тест. | Учащиеся должны знать о дыхании и движении крови. | Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Пульс и его частота. |
31 | 24.12 | Умей предупреждать болезни. | Учащиеся должны уметь предупреждать болезни. | Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения при болезни. | Личностные: формирование лично-го отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке. |
32 | 26.12 | Здоровый образ жизни | Учащиеся должны знать о здоровом образе жизни. | Понятие о здоровом образе жизни. Проверка знаний и умений |
33 | 09.01 | Проект «Мы и наше здоровье». Проверочная работа № 3. | Представление результатов проектной деятельности. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
Наша безопасность – 7 часов. |
34 | 14.01 | Огонь, вода и газ. | Учащиеся должны знать и уметь выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. | Ознакомление с действиями при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности. Регулятивные: умение самостоятель-но составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения. Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности |
35 | 16.01 | Чтобы путь был счастливым. | Учащиеся должны уметь выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипе-де, автомобиле, общественном транспорте. |
36 | 21.01 | Дорожные знаки. Тест. | Учащиеся должны знать основные дорожные знаки, уметь ориентировать-ся на дороге. | Дорожные знаки. Знаки предупрежда-ющие, запрещающие, предписываю-щие, информационно – указательные, знаки сервиса. |
37 | 23.01 | Проект «Кто нас защищает». | Учащиеся учатся находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | Личностные: усвоение действий при пожаре, аварии водопровода и т.д. усвоение основных правил дорожного движения, оценивать результаты своей деятельности. Регулятивные: умение самостоятель-но составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения. Познавательные: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу и т.д. Коммуникативные: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности |
38 | 28.01 | Опасные места. | Учащиеся должны знать опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходи-мости действовать решительно и чётко. | Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. |
39 | 30.01 | Природа и наша безопасность. | Учащиеся должны знать и соблюдать правила безопасности при общении с природой. | Опасности природного характера (о молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах). |
40 | 04.02 | Экологическая безопасность. Проверочная работа № 4. | Учащиеся должны знать и выполнять правила личной экологической безопасности. | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. |
Чему учит экономика – 12 часов. |
41 | 06.02 | Для чего нужна экономика? Тест. | Учащиеся должны уметь определять понятие экономика, главную задачу экономики. | Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке |
42 | 11.02 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Учащиеся должны знать основные составляющие экономики. | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. |
43 | 13.02 | Полезные ископаемые. Тест. | Учащиеся должны знать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. |
44 | 18.02 | Растениеводство. Тест. | Учащиеся должны уметь отличать культурные растения от дикорастущих. Уметь различать культурные растения. | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство и животноводство как отрасли сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд растениеводов и животноводов. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке |
45 | 20.02 | Животноводство. Тест. | Учащиеся должны знать особенности разведения и содержания домашних животных. |
46 | 25.02 | Какая бывает промышленность? | Учащиеся должны знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности. |
47 | 07.03 | Проект «Экономика родного края». | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы. | Презентовать и оценивать результаты своей работы. |
48 | 03.03 | Что такое деньги? Тест. | Учащиеся должны уметь определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты. | Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения. |
49 | 05.03 | Государственный бюджет. | Учащиеся должны уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства. | Личностные: формирование личного отношения к окружающему миру. Регулятивные: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос. Познавательные: взаимосвязь природы и человека. Коммуникативные: способы взаимодействия с окружающим миром и оценка достижений на уроке |
50 | 10.03 | Семейный бюджет. | Учащиеся должны знать основы семейного бюджета, задачи экологии и две стороны экономики. Уметь состав-лять простейшие экологические прогнозы. | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. |
51 | 12.03 | Экономика и экология. | Учащиеся должны знать основы семейного бюджета, задачи экологии и две стороны экономики. Уметь состав-лять простейшие экологические прогнозы. | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. |
52 | 17.03 | Экономика и экология. Проверочная работа № 5. |
Путешествие по городам и странам – 16 часов. |
53 | 19.03 | Золотое кольцо России. | Учащиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте. | Золотое кольцо России – слава и гор-дость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль – Залес-ский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. | Личностные: становление гуманис-тических и демократических ценност-ных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. Регулятивные: умение самостоятель-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности. |
54 | 31.03 | Золотое кольцо России. |
55 | 02.04 | Проект «Музей путешествий». | Учащиеся должны познакомиться с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы. | Сбор экспонатов для музея, оформлять экспозицию музея. |
56 | 07.04 | Наши ближайшие соседи. | Учащиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. | Государства, граничащие с Россией, их столицы. |
57 | 09.04 | На севере Европы. | Учащиеся должны знать северные европейские государства. Уметь показывать их на карте. | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государствен-ное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди |
58 | 14.04 | Что такое Бенилюкс? | Учащиеся должны знать страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столи-цы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. | Личностные: становление гуманис-тических и демократических ценност-ных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. Регулятивные: умение самостоя-тельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримечательностях. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств. |
59 | 16.04 | В центре Европы. | Учащиеся должны знать государст-венное устройство, государственные языки, знаменитых людей страны, флаги, достопримечательности, страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте. | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, ), их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | Личностные: становление гуманис-тических и демократических ценност-ных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. Регулятивные: умение самостоятель-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримеча-тельностях. Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств. |
60 | 21.04 | Путешествие по Франции и Великобритании. | Франция и Великобритания, их местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, государ-ственные символы, достопримечатель-ности, знаменитые люди. |
61 | 23.04 | Путешествие по Франции и Великобритании. |
62 | 28.04 | На юге Европы. | Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, достопримечательности. |
63 | 30.04 | По знаменитым местам мира. | Учащиеся должны соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности. | Памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся. | Личностные: становление гуманис-тических и демократических ценност-ных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов. Регулятивные: умение самостоятель-но планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. Познавательные: конкретизировать представления о городах нашей страны и зарубежных достопримеча-тельностях Коммуникативные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств. |
64 | 05.05 | Экскурсия «Достопримеча-тельности нашего города». | Учащиеся должны знать памятники архитектуры и искусства своего города. | Знания о достопримечательностях нашего города. |
65 | 07.05 | Проверочная работа № 6 по теме «Путешествие по городам и странам». | Знать отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами страны. |
66 | 14.05 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края». | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Презентация проектов. |
67 | 19.05 | Повторение по теме «Путешествие по городам и странам». |
68 | 21.05 | Итоговый урок по изученному материалу. |