СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и ктп по окружающему миру + ВПР 4 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Федерального государ¬ственного образовательного стандарта начального общего обра¬зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2016 г. М., «Просвещение».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и ктп по окружающему миру + ВПР 4 класс Школа России»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2016 г. М., «Просвещение».

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

Настоящая рабочая программа составлена на основе:

• Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

• .Федеральный государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального государственных стандарта начального общего образования» от о 22.09.2011 №2357

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

• «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденный Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

Данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, реализации образовательной программы, целей и задач МОБУ « СОШ №12».

Реализуется программа посредством УМК «Школа России» - издательство «Просвещение» 2016 г.

Курс обеспечен следующей литературой:

1. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2019.

2. Плешаков А.А. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 4 класса. – М.: Просвещение, 2020.

Программа дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов по окружающему миру с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В рабочей учебной программе представлены: тематическое планирование, содержание учебного материала, требования к уровню подготовки обучающегося, типы уроков, методы обучения, виды контроля. Определены: перечень целей и задач обучения; темы контрольных работ. Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе выдается в полном объеме.

Рабочая программа составлена с учётом класса среднего уровня общеобразовательного учреждения.

2. Цели и задачи рабочей программы:

Цели изучения курса:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основные задачи содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


Срок реализации программы 1 год

Согласно учебного плана на изучение окружающего мира выделено 2 часа, что составляет 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. На изучение предмета отводится – 57 часов, на проведение экскурсий – 2 ч., практических – ч., проектов – ч., контрольные и диагностические – 3ч. А так же 0,5 часа со второго полугодия, 19 часов, на подготовку к ВПР (Приложение 1)

3. Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Форма: урок.

Типы уроков:

Типология уроков А.К. Дусавицкого.

Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

Урок постановки учебной задачи.

Урок решения учебной задачи.

Урок моделирования и преобразования модели.

Урок решения частных задач с применением открытого способа.

Урок контроля и оценки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии;

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

Учебные универсальные действия

ЛИЧНОСТНЫЕ:

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

ПРЕДМЕТНЫЕ

  • Самоопределение:

личностное, профес-сиональное, жизненное

  • смыслообразование 

  • нравственно-этическая ориентация

  • Регулятивные:

организация деятельности

  • Коммуникативные:

речевые навыки и навыки сотрудничества

  • Познавательные:

общеучебные, в т.ч – знаково-символические, логические, постановка и решение проблемы

  • Основы системы научных знаний

  • Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

  • Предметные и метапредметные действия с учебным материалом










Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УД включают общеучебные, логические и направленные на постановку и решение проблемы навыки.

Общеучебные навыки

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Логические навыки

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

  • опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

  • анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

  • синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

Постановка и решение проблемы

  • формулирование проблемы

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий

  • Информационные технологии

  • Технологии дифференцированного обучения

  • Технологии дифференцированного обучения

  • Технология проектного обучения

  • Технология проектного обучения

  • Технология обучения в сотрудничестве

  • Технология коллективных творческих дел

  • Технология исследовательского обучения (в т.ч. совместного научного исследования)

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технология портфолио

Принципы обучения:

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному

формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.

Формы контроля

  • стартовая диагностика;

  • текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;

  • итоговое оценивание.


Способы и средства проверки и оценки результатов обучения :

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • контрольная работа;

  • практикум.

  • устный ответ;

  • работа за ПК

  • взаимопроверка в парах;

  • индивидуальный опрос;

Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы:

Учебно – методический комплект к УМК «Школа России» соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования, 1 ступени по математике .Учебник содержит необходимый теоретический материал, соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала учебника для 3 класса начальной школы.

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

А.А.Плешаков

Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы

2012

Москва «Просвещение»

2

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.

2019

Москва «Просвещение»

3

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь № 1, 2

2020

Москва «Просвещение»

4

А.А.Плешаков

Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова

2019

Москва «Просвещение»

Тематическое планирование


Раздел

Часов

на

раздел


кол-во часов

1

Тесты

Экскурсия

Практические работы

Проекты

Земля и человечество

10

1




2

Природа России

11





3

Родной край-часть большой страны

12

1



Наши проекты

4

Страницы Всемирной истории

6





5

Страницы истории Отечества

20





6

Современная Россия

9

1



Наши проекты

ИТОГО:

68

3



2

Содержание тем учебного курса

4 класс (68 ч)


Земля и человечество – 10ч.

.Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая книга природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России- 11ч.

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенных в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны -12ч.

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные т.д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). породы домашних животных.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.


Страницы всемирной истории-6ч.

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Географические открытия Нового времени. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества – 20ч.

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV в.в. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XV в.в.

Наше Отечество в XVI-XVII в.в. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVII в.в.

Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков. культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И.Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 г.г. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е г.г. XXв.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия- 9ч.

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, север Европейской России, юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.



Циклограмма тематического контроля


Тема раздела

Тесты

Экскурсия

Практические работы

Проекты

Земля и человечество

входной




Природа России





Родной край-часть большой страны




Наши проекты

Страницы Всемирной истории





Страницы истории Отечества





Современная Россия




Наши проекты


итого




2




Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир", 4 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;

  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

Метапредметные результаты
Регулятивные - обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные - обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные - обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты - обучающийся научится:

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

  • понимать особую роль России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  • освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • человек – часть природы и общества;

  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии), группы растений(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группы животных(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери), съедобные и несъедобные грибы;

  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;

  • взаимосвязи между природой и человеком;

  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

  • правила гигиены, основы здорового образа жизни;

  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противоположной безопасности, основы экологической безопасности;

  • потребности людей, товары и услуги;

  • роль природных богатств в экономике, основные отрасли сельского хозяйства и промышленности, роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

  • некоторые города России, их главные достопримечательности, страны, граничащие с Россией (с опорой на карту), страны зарубежной Европы, их столицы(с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;

  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

  • владеть элементарными приемами чтения карты;

  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по окружающему миру

Специфичность содержания предметов, со­ставляющих образовательную область «Окру­жающий мир», оказывает влияние на содержа­ние и формы контроля. Основная цель контро­ля - проверка знания фактов учебного матери­ала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приво­дить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, мо­делями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа - полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, за­мена существенной характеристики понятия несущественной;

  • нарушение последовательности в описа­нии объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

  • неправильное раскрытие (в рассказе-рас­суждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

  • ошибки в сравнении объектов, их классифи­кации на группы по существенным признакам;

  • незнание фактического материала, неуме­ние привести самостоятельные примеры, под­тверждающие высказанное суждение;

  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не­ умение подтвердить свой ответ схемой, рисун­ком, иллюстративным материалом;

  • ошибки при постановке опыта, приводя­щие к неправильному результату;

  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу­ченных объектов (природоведческих и истори­ческих).

Недочеты:

  • преобладание при описании объекта не­существенных его признаков;

  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

  • отдельные нарушения последовательнос­ти операций при проведении опыта, не приво­дящие к неправильному результату;

  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

  • неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Тест.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения  использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

«5» - верно выполнено более ¾ заданий

«4» - верно выполнено ¾ заданий

«3» - верно выполнено ½ заданий

«2» - верно выполнено менее ½ заданий

Критерии оценивания презентаций (при защите проектов)

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point.

Критерии

оценивания

Параметры

Дизайн презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;


- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;


- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;


- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;


- ссылки – все ссылки работают


Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;


- материал изложен в доступной форме;


- систематизированный набор оригинальных рисунков;


- слайды расположены в логической последовательности;


- заключительный слайд с выводами;


- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.


Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;


- ученик владеет материалом своей темы;


Средняя оценка по защите проекта


Итоговая оценка

        Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем    корректное оформление презентации.

        Оценка «2» не ставится, так как это творческая работа.










Материально – техническое обеспечение

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



1.Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Школа России» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради)


2.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.


3.Детская справочная литература

(справочники, справочники-определители, энциклопедии об окружающем мире, природе, труде людей…)

Печатные пособия


1.Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения


2.Плакаты по основным темам естествознания


3. Портреты выдающихся деятелей России (политических, военачальников, писателей, поэтов, композиторов)


4.Географические и исторические настенные карты


5.Атлас географических и исторических карт

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

Технические средства обучения

Экранно-звуковые пособия

1.Магнитная доска.

2.Персональный компьютер

3.Мультимедийный проектор.


. Игры

1.Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир»

2.Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

3.Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Оборудование класса

1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев

2.Стол учительский с тумбой

3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр

4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира, 4 класс УМК «Школа России»


№ п/п

Тема урока,

тип урока

Колич

час

Материал

учебника

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

примеч

Предметные

Личностные

Метапредметные (УУД)

по

плану

факт.


Раздел «Земля и человечество» (9 ч)

1.

Мир глазами астронома


1

с 4 - 8

Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.

Воспроизвести представление о природе и ее значении в жизни человека.

Строить взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

Познавательные: осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы, извлекать информацию из схем, иллюстраций, читать, извлекая нужную информацию, выполнять уч-познавательные действия, делать обобщения, выводы, проверять информацию, использовать справочную литературу.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи, принимать и сохранять осознавать границы собственных знаний о природе, ставить учебные задачи, определять последовательность действовать по плану, контролировать процессии результаты деятельности промежуточных целей.




2.

Планеты Солнечной системы.

1

с 9 - 15

Характеризовать различия звёзд  и планет на примере Солнца и Земли.

Проявлять доброжелательность, оказывать помощь




3

Звёздное небо - великая книга Природы.

1

с 16 - 21

Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба.

Уметь применять знания в жизненных ситуациях




4


Мир глазами географа.

1

с 22 - 28

Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков, показывать на глобусе и карте материки и океаны.

Установление связи между целью и мотивом




5

Мир глазами историка.

1

с 29 - 35

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию  из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения

Устанавливать связи между целью учебной Деятельности и ее мотивом





6

Когда и где? История – путешествие вглубь времен

1

с 36 - 40

Участвовать в групповой работе по поиску информации 

Проявлять желание больше узнать




7

Мир глазами
эколога

1

с 41 - 47

Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.

Осознавать свое единство с окружающим миром




8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

с 48 - 56

Оценивать личную роль в охране природы.

Вести себя экологически грамотно в природной среде




9

Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа.

1

с 206 - 209

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Оценивать собственную учебную деятельность




Раздел «Природа России» 11 (ч)


10

Равнины и горы России


1

с 60 - 65

Находить и показывать на физической карте  территорию России, её государственную границу, равнины и горы.

Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина.

Вести себя экологически грамотно в природной среде

Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, уметь извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой.



Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осуществлять совместную деятельность в парах, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы.



Регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, принимать и сохранять учебную задачу, формулировать учебные задачи, адекватно оценивать собственные достижения.




11

Моря, озера и реки России.

1

с 66 - 70

Находить и показывать на физической  карте России разные водоёмы и определять их названия.

Сравнивать и различать разные формы водоёмов.

Проявлять эмоциональное отношение к себе и окружающему миру




12

Природные зоны России

1

с 71 - 75

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Желать выполнять учебные действия




13

Зона арктических пустынь.

1

с 76 - 83

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о зоне арктических пустынь и обсуждать полученные сведения.

Установление связи между целью и мотивом




14

Тундра.

1

с 84 - 94

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о тундре и обсуждать полученные сведения.

Действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности




15

Леса России

1

с 95 - 102

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о лесах России обсуждать полученные сведения.

Положительно относиться к учению




16

Лес и человек.

1

с 103 - 109

Сравнивать и различать разные формы лесов.

Приобретать новые знания, умения




17

Зона степей

1

с 110 - 117

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о зоне степей и обсуждать полученные сведения.

Способность к самооценке своих действий и поступков




18

Пустыни

1

с 118 - 125

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о зоне пустынь и обсуждать полученные сведения.

Установление связи между целью и мотивом




19

У Черного
моря.

1

с 126 - 134

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природе Черного моря и обсуждать полученные сведения.

Поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья




20

Обобщение по разделу «Природа
России». Проверочная работа.

1

с 209 - 213

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению




Раздел «Родной край – часть большой страны» 12 (ч)

21

Наш край

1

с 138

Осмысливать значение понятий: малая родина, Родина, Отечество, Отчизна.

Находить на карте России родной регион.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: осознавать познавательную задачу; делать обобщения, принимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, проверять информацию, находить дополнительную информацию.



Коммуникативные: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в парах и малых группах, осуществлять совместную деятельность в парах, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, адекватно оценивать собственные достижения, формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.




22

Поверхность нашего края

1

с 139 - 144

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности.

Проявлять интерес к культуре и истории своего края




23

Водные богатства нашего края

1

с 145 - 148

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений)  водоёмы нашей местности.

Вести себя экологически грамотно в природной среде




24

Наши подземные богатства

1

с 149 - 159

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере нашего края).

Выражать положительное отношение к процессу познания




25

Земля-кормилица

1

с 160 - 163

Приводить примеры почв нашего края и уметь характеризовать их.

Оценивать плодородие почв нашего края.

Применять правила делового сотрудничества




26

Жизнь леса.

1

с 164 - 169

Характеризовать природное сообщество лес, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество лес.

проявлять положительное отношение к учению




27

Жизнь луга.

1

с 170 - 177

Характеризовать природное сообщество луг, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество луг.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом




28

Жизнь в пресных
водоемах

1

с 178 - 186

Характеризовать природное сообщество водоём, взаимосвязи в  этом сообществе растений и животных, влияние человека на природное сообщество водоём.

Приобретать новые знания, умения




29

Растениеводство
в нашем крае.

1

с 187 - 194

Участвовать в групповой работе по поиску информации  о растениеводстве нашего края

Проводить самооценку своих действий




30

Животноводство в нашем крае

1

с 195 - 203

Участвовать в групповой работе по поиску информации  о животноводстве нашего края

Выражать положительное отношение к процессу познания




31

Обобщение по разделу «Родной
край – часть большой
страны». Проверочная работа.

1

с 214 - 218

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи о прошлом родного края, обычаях, религиозных и светских праздниках.

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

Осознавать свои трудности, стремиться к их преодолению




32

Наши проекты

1

с 204 - 205

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

Выражать положительное отношение к процессу познания





Раздел «Страницы всемирной истории» (6 ч)


33

Начало истории человечества

1

с 4 - 7

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, самостоятельно находить необходимую информацию в материалах учебников, проверять информацию, находить дополнительную информацию.

Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать, отвечать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в общей беседе, формулировать собственные мысли, достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, принимать и сохранять учебную задачу.




34

Мир древности: далекий
и близкий

1

с 8 - 14

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Проявлять желание больше узнать




35

Средние века: время рыцарей и замков

1

с 15 - 21

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по теме «Рыцари и замки», излагать их в виде сообщения, рассказа.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом




36

Новое время: встреча
Европы
и Америки

1

с 22 - 26

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом




37

Новейшее время: история продолжается сегодня

1

с 28 - 32

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения о новейшем времени, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом




38

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа.

1

с 206 - 210

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.      

Оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность




Раздел «Страницы истории России» (20 ч)

39

Жизнь древних славян

1

с 34 - 39

Пересказывать своими словами текст учебника о событии, обсуждать его в классе

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, самостоятельно формировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознавать познавательную задачу, делать выводы, обобщения. Коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, создавать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать, отвечать, формулировать собственные мысли, высказывания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей.







40

Во времена Древней Руси

1

с 40 - 45

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события о Древней Руси

Проявлять внимание, желание больше узнать




41

Страна
городов

1

с 46 - 54

 Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих




42

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

с 55 - 58

Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

Осознавать единство с окружающим миром




43

Трудные времена на Русской земле

1

с 59 - 64

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Целостно воспринимать окружающий мир




44

Русь расправляет крылья

1

с 65 - 69

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Осознавать единство с окружающим миром




45

Куликовская
битва

1

с 70 - 74

Показывать места исторических событий на исторической карте.

Проявлять внимание, желание больше узнать




46

Иван Третий

1

с 75 - 81

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. 

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих




47

Мастера печатных дел

1

с 82 - 86

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, справочники, энциклопедии,

Интернет)

Осознавать свое единство с окружающим миром




48

Патриоты
России

1

с 87 - 93

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. 

Целостно воспринимать окружающий мир




49

Петр Великий

1

с 94 - 100

Пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Устанавливать связи между учебной деятельностью и ее мотивом




50

Михаил
Васильевич Ломоносов

1

с 101 - 104

Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Осознавать свое единство с окружающим миром




51

Екатерина
Великая

1

с 105 -111

Пересказывать своими словами текст учебника.

Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Проявлять внимание, желание больше узнать




52

Отечественная война 1812 года

1

с 112 -121

Показывать места исторических событий на исторической карте.


Осознавать свое единство с окружающим миром




53

Страницы истории
XIX века

1

с 122 - 126

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XIX века, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих




54

Россия вступает в XX век

1

с 127 - 135

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по истории XX века, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих




55

Страницы истории 20–30-х годов

1

с 136 - 140

Находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих




56

Великая война и Великая Победа

1

с 140 -146

Показывать места исторических событий на исторической карте.


Формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру




57

Страна, открывшая путь в космос

1

с 147 - 152

Находить в тексте учебника слова и выражения, характеризующие исторического деятеля, его дела и поступки, высказывать своё мотивированное отношение к историческому деятелю.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом




58

Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества. Проверочная работа.

1

с 211 - 216

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

Оценивать собственную учебную деятельность: достижения, инициативу, самостоятельность, причины неудач




Раздел «Современная Россия» (10 ч)

59

Основной
закон России и права человека

1

с 156 - 163

Познакомить с основным законом России на основе анализа иллюстративного материала и собственного социального опыта.

Строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, владеть навыком смыслового чтения, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать, отвечать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные высказывания.

Регулятивные: понимать перспективы дальнейшей учебной работы, формировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, принимать и сохранять учебную задачу.




60

Мы – граждане России

1

с 164 - 167

Познакомить с текстом  Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его.  

проявлять внимание, желание больше узнать




61

Славные символы России.

1

с 168 - 174

Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов.


Осознавать свое единство с окружающим миром




62

Такие разные праздники

1

с 175 -179

Различать праздники, знать опраздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации.

Осознавать себя, как индивидуальность и одновременно членом общества




63

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

1

с 180 - 185

Познакомить с историческими памятниками, сооружениями Дальнего Востока и Сибири, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом




64

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России)

1

с 186 - 196

Познакомить с историческими памятниками, сооружениями Урала, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом




65

Путешествие по России (по Волге, по югу России)

1

с 197 - 203

Познакомить с историческими памятниками, сооружениями юга России, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и мотивом




66

Обобщение по разделу «Современная Россия». Проверочная работа.

1

с 216 - 219

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

Способность к адекватной самооценке




67

Наши проекты

1

с 204 -205

Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.

Способность к адекватной самооценке




68

Обобщение по всем разделам

1

с 206 - 219

Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе

Способность к адекватной самооценке




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа курса «Готовимся к ВПР. Окружающий мир. 4 класс»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В концепции ФГОС НОО второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Данный курс направлен на осуществление подготовки учащихся 4 класса к успешному выполнению всероссийской проверочной работы по окружающему миру, на развитие умений мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам.

Курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения заданий дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, настойчивости в поиске решений

Курс направлен на организацию интенсивных занятий с учащимися 4 класса в период подготовки к написанию ВПР по окружающему миру, предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию курса, являются:

• доступность;

• системность;

• научность;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Данный курс отличается от других программ тем, что в нем большое внимание уделяется изучению достопримечательностей родного края, проведению опытов и пробных работ. Он позволяет воспитанникам ознакомиться с заданиями, вызывающими затруднения на данном этапе обучения. Выполнение заданий, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данного курса является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание курса соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность развивать учебную мотивацию при достижении определенной цели- успешное решение Всероссийской проверочной работы.

Для реализации программного содержания используется пособие Е.В.Волкова, Г.И. Цитович, А.В. Данилова. Окружающий мир. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Практикум по выполнению типовых задач. «Экзамен» М.,2017.

Цель курса: повышение качества подготовки к ВПР выпускников начальной школы.

Задачи курса:

обучающие:

-формирование общеинтеллектуальных умений;

-углубление и расширение знаний учащихся по окружающему миру;

-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.

развивающие:

-формирование и развитие логического мышления;

-развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся;

-развитие внимание, памяти, мышления;

воспитательные:

-формирование положительной мотивации к учению;

-формирование умение работать в группе.

Место курса во внеурочной деятельности

Курс «Готовимся к ВПР. Окружающий мир» рассчитан на 19 часов по 1 часу в неделю со второго полугодия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

- проявление бережного отношения к своему здоровью.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

- прогнозирование и составление плана учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу);

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- знаково-символическое-моделирование;

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике, дополнительной литературе;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация;

- подведение под понятия;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение ;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,

-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Предметные  результаты

Учащиеся научатся:

-узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

-описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

-проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

-обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

-определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

-узнавать государственную символику своего региона, города; описывать достопримечательности родного края.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКМЙ ПЛАН

№ п\п

Наименование раздела

Всего

часов

Теорет.

часов

Практич.

часов

Провер.

работы

2

Материалы и знаки

1


1


3

Животный и растительный мир материков

4

3

1


4

Природные зоны России

1


1


5

Строение человека

1


1


6

Профессии

1

1



7

Наш край

3

3



8

Опыты

2


2


9

Пробные работы

5

4

1

11

ВПР

1



1


Итого

19

7

10

2


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА


Вводный урок

Особенности организации работы при проведении ВПР. Знакомство с пособием Е.В.Волковой «Окружающий мир. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Практикум по выполнению типовых задач».

Материалы и знаки

Название предметов и определение материалов, из которых они изготовлены. Дорожные знаки. Знаки экологической безопасности. Знаки на этикетках одежды. Знаки в таблицах с прогнозом погоды.

Животный и растительный мир материков

Нахождение материков на карте. Растения и животные Евразии, Африки, Австралии, Антарктиды, Северной и Южной Америк. Просмотр видеофильмов. Презентация проектов в группах.

Природные зоны России

Нахождение природных зон на карте. Исследовательская работа в группах на тему: «Особенности природных условий, растительного и животного мира природной зоны».

Строение человека

Части тела человека. Внутренние органы и системы. Работа с макетами систем.

Профессии

Определение по картинке профессии человека. Объяснение необходимости данной профессии. Знакомство с профессиональными праздниками.

Наш край

Символы края и города: герб, флаг и гимн. .Просмотр презентаций «Достопримечательности края», «Отрасли сельского хозяйства и промышленности Ставропольского края», «Курорты КМВ». Животные и растения края. Кисловодский национальный парк. Домик – музей М.Ю. Лермонтова, «Белая вилла» Н.А. Ярошенко, «Дача Ф.И. Шаляпина», Кисловодская крепость, Нарзанная галерея. Презентация индивидуальных проектов. Викторина «Узнай по картинке».

Опыты

Проведение опытов с различными материалами (деревом, металлом, пенопластом), полезными ископаемыми (песком, глиной), веществами.

Проведение опытов по выращиванию растений в различных условиях: при различной температуре, освещенности, влажности.

Пробные работы

Выполнение пробных работ в пособии. Анализ результатов и работа над ошибками.

ВПР

Выполнение работы. Анализ результатов и работа над ошибками.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п\п

Дата

Тема занятия

Предметные результаты

УУД





Личностные УУД:

понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

- проявление устойчивого познавательного интереса;

- проявление бережного отношения к своему здоровью.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности;

-прогнозирование и составление плана учебной деятельности; -контроль и коррекция результата решения учебной задачи по ранее составленному образцу;

-оценка успешности решения учебной задачи.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- знаково-символическое-моделирование;

- поиск и выделение необходимой информации;

- умение структурировать знания;

- умение строить речевое высказывание в письменной форме;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация;

- подведение под понятия;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, -умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; -способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, -взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

-рефлексия своих действий

Материалы и знаки - 1 час

1


Предметы и материалы. Объясни знак. Прогноз погоды. Практическая работа с таблицами

Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы. Определять знаки и объяснять их значение




Описывать на основе прогноза погоды явления неживой природы.

Животный и растительный мир материков 4 часа

2


Материки. Практическая работа с картами

Обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе




3


Растения и животные  Евразии и Африки

4


Растения и животные  Австралии и Антарктиды

5


Растения и животные  Северной и Южной Америки

Природный зоны России 1 час

6


Природные зоны России. Практическая работа с картой.Животные и растения различных природных зон





Строение человека 1 час

7


Внешнее строение тела человека.Внутренние органы и системы человека

Называть части тела и внутренние органы человека



Профессии 1 час

8


Профессии людей.Профессиональные праздники

Определять профессию человека и описывать ее значение для общества

Наш край 3 часа

9


Символы Якутии и Якутска. Достопримечательности.Что дает наш край стране.

Узнавать символику своего региона и города.




Описывать отрасли сельского хозяйства и промышленности края

10


Животный мир Растительный мир РС(Я)

Описывать животных



Описывать растения



Описывать особенности парка

11


Памятники истории и культуры РС(Я)

Описывать достопримеча-тельности родного края

Опыты 2 часа

12


Практическая работа. Сравнение свойств различных материалов и веществ.

Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы

13


Практическая работа.Выращивание растений в различных условиях

Пробные работы 5 часов

14


Адаптационная проверочная работа

Знать основные понятия по изученным темам

15


Анализ и работа над ошибками

16


Пробная работа №1


17


Пробная работа №2




18


Пробная работа №3











ВПР 1 час

19


Всероссийская проверочная работа











ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

1. Литература для учителя.

1. Алексеева, Л. Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова. – М.: Просвещение. 2011.

2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.

3. Волошина Л.Н.,Распопова А.П. Кисловодск курортный:- М:- изд – во «Планета»:- 2010.

4. Гниловский В.Г.Занимательное краеведение:- Ставрополь:-«Ставропольское книжное изд –во»:- 2010.

 5.Демидова, М. Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 2 ч. Ч. 1 / М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова. – М: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения.)

6.Памятники истории и культуры./сост. Остапенко В.Г., Госданкер В.В.:-Ставрополь:-«Ставропольское книжное изд –во»:- 2010

7..Петрова Н.В. География. По материкам и океанам. М,:- Изд – во « ЭКСМО»:- .2012

8.. Соколова Н.Г. Строение тела человека: от макушки до пяток», Ростов – на – Дону,:- Изд – во « Феникс»:-2012.


2. Литература для учащихся.

1. 1.Е.В. Волкова, Г.И. Цитович, А.В. Данилова. Окружающий мир. Всероссийская проверочная работа за курс начальной школы. Практикум по выполнению типовых задач. М.: Изд –во «Экзамен» :-2017.

2.Курапова И.И. Мои первые опыты « Баласс» :-2012

3.Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение:_ 2016.

4. Плешаков А.А. Зелёные страницы: кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков – М.: Просвещение:-2016.

5. Плешаков А.А.  От земли до неба: атлас-определитель для начальной школы / А. А. Плешаков. – М: Просвещение:-2016.

6. Я познаю мир. География. М,: Изд-во «АСТ»:-2013.

3. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.:http://school-collection.edu.ru

2. Презентация уроков «Начальная школа». http://nachalka/info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – :http://nsc.1september.ru/urok

4. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

1. Персональный компьютер.

2.. Мультимедийный проектор.

3. Видеофильмы по предмету.

4.Презентации.

5. Экранно-звуковые пособия.

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

1.Географические настенные карты.

2. Иллюстрации с изображениями животных и растений природных зон, природных сообществ, памятников истории.

3. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения

4. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

5. Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

6. Часы с синхронизированными стрелками.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!