СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "В мире литературы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "В мире литературы" (5-8 класс)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности "В мире литературы"»

5-8кл В мире литературы Пояснительная записка

Рабочая программа «В мире литературы» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утв. Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189.

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа «В мире литературы» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого учащегося. Решаются задачи эмоционального, творческого, литературного развития учащихся, а также проблемы нравственно – этического воспитания. Современная школа вооружает ребенка навыком чтения, т.е. формирует чтеца, все школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, но этого стало недостаточно. К сожалению школьники без побуждения со стороны взрослых мало читают. А это значит, что уже в русле формирования навыков чтения необходимо воспитывать активного, вдумчивого читателя. Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полета фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, насыщенный идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Актуальность программы заключается в целенаправленности, систематичности, последовательности, доступности в педагогической деятельности по формированию повышения интереса к литературным произведениям разных жанров и стилей, любви и тяге к чтению, патриотизма, любви к Родине, окружающей действительности, уважению к традициям и культуре своего народа, уважению и любви к своей семье.

Новизна программы «В мире литературы» состоит в решении проблемы организации внеурочной занятости детей, в решении проблемы современной речевой культуры.

Цель программы — содействие процессу образования и развития творческого потенциала детей. Занятия рассчитаны не только на приобретение учащимися информационных знаний, но и на воспитание культуры чтения, коллективизма, формирование навыков самостоятельной работы, познавательной активности, а в дальнейшем на формирование творческого, культурного и образованного человека.

Основная идея программы «В мире литературы» - развить у детей мотивацию к познанию и творчеству. Открывая мир через книгу, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта.

  • Формирование потребности в постоянном чтении книг, интереса к литературному чтению, творчеству писателей.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание уважения и любви к русской и мировой литературе.

  • Воспитание доброжелательности в коллективе, корректного отношения к окружающим.

  • Воспитание чувства личной ответственности за Отечество, уважительное и бережное отношение к истории своей страны.

Развивающие задачи:

  • Развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме.

  • Развитие способности к созидательной деятельности.

  • Развитие речи, воображения учащихся, ассоциативного мышления.

  • Развитие эстетических качеств.

Межпредметные связи на занятиях:

  • с уроками русского: филологический анализ предложений, текста; запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов анализируемых произведений;

  • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков;

Место курса в учебном плане.

Содержание курса рассчитано на 34 часа в год для 5 класса. Срок реализации – 1 год. Занятия - 1 раз в неделю по расписанию. Продолжительность каждого занятия –45 минут.

Принципы работы:

  • Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания темы занятий, задач воспитания и обучения.

  • Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

  • Уважение к личности ребенка.

Методы работы:

  • Работа с литературой (чтение литературных произведений разных жанров, выпуск стенгазеты, и др.)

  • Игровая деятельность (конкурсы, игры, викторины и др.)

  • Общественно – полезная работа (составление литературного альманаха, сборника стихов и др.)

Приёмы и формы проведения занятий

  • беседа;

  • диспуты;

  • викторины;

  • игры;

  • конкурсы;

  • просмотр видеопрезентаций;

  • выставки поделок, рисунков, открыток;

  • групповая работа;

  • чтение стихов, рассказов классиков и современных писателей и поэтов;

  • участие в конкурсах чтецов;

  • работа в тетрадях;

  • работа с читательским дневником;

  • поисковая работа: нахождение информации на пройденную тему;

  • коллективные творческие дела.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, викторины, самостоятельная работа).

2) практические (инсценирование, игры, викторины, конкурсы, изготовление и оформление стенгазеты, сборника стихов)

Цели и задачи:

– расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
– обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
– формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
– формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

Прогнозируемый результат реализации программы.

  • Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  • Умение работать с книгой.

  • Умение работать с текстом.

  • Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

Диагностические средства

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 1-го и 2-го полугодия)

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Обучение детей по программе внеурочной деятельности «В мире литературы» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. 

Требования к личностным результатам:

  •  осознание своей этнической и национальной принадлежности; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.







Содержание учебной программы 5 кл.

п/п

Тема

Количество часов

Содержание

1.

Инструктаж по ТБ. Русские народные сказки. «За скалочку – гусочку»

1

Рассматривание иллюстраций, чтение по ролям, игры с книжками- игрушками, рисование иллюстраций.


2.

Чтение сказки «Иван Быкович»

1

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.


3.

Чтение сказки «Семилетка»

1

Рассматривание иллюстраций, чтение по ролям, игры с книжками- игрушками, рисование иллюстраций.


4.

Чтение сказки «Мудрая девица и семь разбойников»

1

Чтение учителем, рисование иллюстраций.


5.

Сказки народов мира. Французская народная сказка «Про кота, петуха и серп»

1

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.


6.

Итальянская народная сказка «Три апельсина»



1

Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.

7.

Венгерская народная сказка «Ох Хохо»

1

Чтение сказки учителем, заучивание наизусть, игры.

8.

Братья Гримм «Белоснежка и Краснозорька»

1

Чтение учителем, рисование иллюстраций.


9.

Г. Х Андерсен «Свинопас»

1

Чтение учителем, рисование иллюстраций.


10 -11

Вильгельм Гауф «Калиф - Аист»

2

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.


12 - 13

В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее»

2

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.


14 -15

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Вечер накануне Ивана Купала»

2

Чтение учителем, рисование иллюстраций.


16.

«Жигулёвские сказки»

Анкетирование

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.


17.

Сказки русских и зарубежных писателей 20 века. К. Г. Паустовский «Похождения жука - носорога»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

18

К. Г. Паустовский «Дремучий медведь»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

19

К. Г. Паустовский «Квакша»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

20

К. Г. Паустовский «Стальное колечко»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

21

А. П. Платонов «Солдат и царица»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.


22

А. П. Платонов «Финист – ясный сокол»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

23

А. П. Платонов «Морока»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

24

А. П. Платонов «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

25

А. П. Платонов «Безручка»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

26

Карел Чапек «Птичья сказка»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

27

Джанни Родари «Сказки по телефону»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

28

Произведения русских писателей 20 века. И. А. Бунин «В деревне»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

29

Л. Н. Андреев «Петька на даче»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

30

Л. Н. Андреев «Ангелочек»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

31

А. И. Куприн «Изумруд»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

32

М. М. Пришвин «Ярик». «Предательская колбаса»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

33

В. П. Астафьев «Белогрудка». «Капалуха»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.

34

Итоговое занятие

1

Рекомендательный список произведений для летнего чтения


Всего занятий: 34










Содержание учебной программы 6 кл.

п/п


Тема

Количество часов


Содержание

1.

Инструктаж по ТБ. Мифы народов мира. Легенды и мифы Древней Греции. Происхождение мира и богов.

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.

2.

Зевс. Рождение Зевса. Зевс свергает Крона. Борьба олимпийцев.

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.

3.

Борьба Зевса с Тифоном. Олимп.

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

4.

Посейдон и божества моря. Царство мрачного Аида.

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.

5.

Гера. Аполлон. Рождение Аполлона. Аполлон и Музы.

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.

6.

Дионис. Рождение и воспитание Диониса. Дионис и его свита. Мидас.

1

Викторина по произведениям, конкурс рисунков.

7.

Прометей.

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.

8.

Пандора

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.

9.

Экак. Сизиф. Тантал. Европа.

1

Отгадывание кроссвордов.

10.

Геракл. Рождение и воспитание Геракла.

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

11.

Подвиги Геракла. Немейский лев. Лернейская гидра. Стимфалийские птицы.

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

12.

Керинейская лань. Эриманфский кабан. Критский бык. Кони Диомеда.

1

Составление и отгадывание кроссвордов..

13.

Скандинавские сказания о богах и героях.

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.

14.

Создание мира. Мундильфёри и его дети. Эльфы и гномы.

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.

15.

.Норны. Асгард и Асы.

Анкетирование

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.

16

Произведения русских писателей 19 века. Н. С. Лесков «Человек на часах»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.

17

А. П. Чехов «Беззащитное существо». «Канитель»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.

18

Произведения русских писателей 20 века. А. Грин «Алые паруса»

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

19

А. П. Платонов «Июльская гроза»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.

20

М. М. Пришвин «Таинственный ящик». «Синий лапоть»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.

21

М. М. Зощенко «Рассказы»

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

22

В. П. Астафьев «Злодейка». «Гуси в полынье»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.

23

Фазиль Искандер «Запретный плод»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.

24

Фазиль Искандер «Первое дело». «Вечерняя дорога»

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

25

Р. П. Погодин «Тишина»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.

26

Произведения зарубежных писателей. Джек Лондон «Белое безмолвие»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.

27

Джек Лондон «Мексиканец»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.

28

Эрнест Сетон – Томпсон «Уличный певец»

1

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.

29

Эрнест Сетон – Томпсон «Мустанг – иноходец»

1

Составление и отгадывание кроссвордов..

30

Рэй Бредбери «Время, вот твой полёт». «Улыбка»

1

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы

31-33

Праздник «В мире книг»

3

* конкурс на самую читающую семью;

*конкурс на лучшее чтение стихов;

*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».

34

Итоговое занятие. Анкетирование

1

Рекомендательный список произведений для летнего чтения


Всего занятий: 34












СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ

 Гварджаладзе И.С. Английские пословицы и поговорки. – М: Высшая школа, 1971.

Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М: Академия, 2004.

Дмитриев В.Г. Скрывшие своё имя. – М: Наука, 1977.

 Долинина С.Я. Литературный турнир. – М: Флинта, 2001.

Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. - Р.-на-Д: Феникс, 2008.

 Забылин М. Русский народ. – СП б: Мысль,1994.

Козак О.Н. Путешествие в страну игр. – СП б: Союз, 1997.

 Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М: Просвещение, 1990.

Кунарёв А.А. История в курсе преподавания литературы в 4-7 классах. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М: 1990

  Леонтьев А.А. Проблемы социологии и психологии чтения. – М: 1975.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М: 1980.

 Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы. – М: Просвещение, 1978.

Методика преподавания литературы/Под ред. Богдановой О.Ю.,Маранцмана В.Г.В 2ч.- М: 1995.

Методика преподавания литературы/ под ред. Р ез З.Я.-М: 1985.

Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях/ Под ред. Жижиной А.Д. – М: 1987.

 Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. – М: Флинта, 2003.

 Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. – М: Академия, 2007.

 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование, 1998.

Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. - М: Просвещение,1970.

Старкова С.З. Содружество искусств на уроках литературы. Книга для учителя. - М: 1988.

Усов Ю.Киноискусство и уроки литературы. Искусство и школа. Книга для учителя. - М: 1981.

Щеряков Н. Произведения изобразительного искусства на уроках литературы. - М: 1981.

Якушина Л.С. использование экранных и звуковых средств на уроках литературы (5-7 классы). Пособие для учителя. – М: 1985.



Календарно-тематическое планирование

5 класс


п/п


Тема

Количество часов


Вид занятий

(форма, метод)


Содержание


Дата

По плану

Фактически

1.

Инструктаж по ТБ. Русские народные сказки. «За скалочку – гусочку»

1

Беседа, чтение сказки учителем.

Рассматривание иллюстраций, чтение по ролям, игры с книжками- игрушками, рисование иллюстраций.




2.

Чтение сказки «Иван Быкович»

1

Драматизация сказки, игры на основе сказок

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.




3.

Чтение сказки «Семилетка»

1

Беседа, чтение сказки учителем.

Рассматривание иллюстраций, чтение по ролям, игры с книжками- игрушками, рисование иллюстраций.




4.

Чтение сказки «Мудрая девица и семь разбойников»

1

Беседа, чтение сказки учителем.

Чтение учителем, рисование иллюстраций.




5.

Сказки народов мира. Французская народная сказка «Про кота, петуха и серп»

1

Драматизация сказки, игры на основе сказок

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.




6.

Итальянская народная сказка «Три апельсина»



1

Детское творчество.

Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.



7.

Венгерская народная сказка «Ох Хохо»

1

Беседа, игра

Чтение сказки учителем, заучивание наизусть, игры.



8.

Братья Гримм «Белоснежка и Краснозорька»

1

Беседа, чтение сказки учителем.

Чтение учителем, рисование иллюстраций.




9.

Г. Х Андерсен «Свинопас»

1

Беседа, чтение сказки учителем.

Чтение учителем, рисование иллюстраций.




10 -11

Вильгельм Гауф «Калиф - Аист»

2

Драматизация сказки, игры на основе сказок

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.




12 - 13

В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее»

2

Драматизация сказки, игры на основе сказок

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.




14 -15

Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Вечер накануне Ивана Купала»

2

Беседа, чтение сказки учителем.

Чтение учителем, рисование иллюстраций.




16.

«Жигулёвские сказки»

Анкетирование

1

Викторина, анкетирование

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.




17.

Сказки русских и зарубежных писателей 20 века. К. Г. Паустовский «Похождения жука - носорога»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



18

К. Г. Паустовский «Дремучий медведь»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



19

К. Г. Паустовский «Квакша»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



20

К. Г. Паустовский «Стальное колечко»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



21

А. П. Платонов «Солдат и царица»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.




22

А. П. Платонов «Финист – ясный сокол»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



23

А. П. Платонов «Морока»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



24

А. П. Платонов «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



25

А. П. Платонов «Безручка»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



26

Карел Чапек «Птичья сказка»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



27

Джанни Родари «Сказки по телефону»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



28

Произведения русских писателей 20 века. И. А. Бунин «В деревне»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



29

Л. Н. Андреев «Петька на даче»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



30

Л. Н. Андреев «Ангелочек»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



31

А. И. Куприн «Изумруд»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



32

М. М. Пришвин «Ярик». «Предательская колбаса»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



33

В. П. Астафьев «Белогрудка». «Капалуха»

1

Чтение сказки, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок и т.д.

.



34

Итоговое занятие

1

Викторина, беседа, анкетирование

Рекомендательный список произведений для летнего чтения




Всего занятий: 34




















Календарно-тематическое планирование

6 класс


п/п


Тема

Количество часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

Дата

По плану

Фактически

1.

Инструктаж по ТБ. Мифы народов мира. Легенды и мифы Древней Греции. Происхождение мира и богов.

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.



2.

Зевс. Рождение Зевса. Зевс свергает Крона. Борьба олимпийцев.

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.



3.

Борьба Зевса с Тифоном. Олимп.

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.



4.

Посейдон и божества моря. Царство мрачного Аида.

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.



5.

Гера. Аполлон. Рождение Аполлона. Аполлон и Музы.

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.



6.

Дионис. Рождение и воспитание Диониса. Дионис и его свита. Мидас.

1

Чтение, беседа

Викторина по произведениям, конкурс рисунков.



7.

Прометей.

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.



8.

Пандора

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.



9.

Экак. Сизиф. Тантал. Европа.

1

Чтение, беседа

Отгадывание кроссвордов.



10.

Геракл. Рождение и воспитание Геракла.

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы



11.

Подвиги Геракла. Немейский лев. Лернейская гидра. Стимфалийские птицы.

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы



12.

Керинейская лань. Эриманфский кабан. Критский бык. Кони Диомеда.

1

Чтение, беседа

Составление и отгадывание кроссвордов..



13.

Скандинавские сказания о богах и героях.

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.



14.

Создание мира. Мундильфёри и его дети. Эльфы и гномы.

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.



15.

.Норны. Асгард и Асы.

Анкетирование

1

Чтение, беседа.

Анкетирование

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев мифов и т.д.

.



16

Произведения русских писателей 19 века. Н. С. Лесков «Человек на часах»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.



17

А. П. Чехов «Беззащитное существо». «Канитель»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.



18

Произведения русских писателей 20 века. А. Грин «Алые паруса»

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы



19

А. П. Платонов «Июльская гроза»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.



20

М. М. Пришвин «Таинственный ящик». «Синий лапоть»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.



21

М. М. Зощенко «Рассказы»

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы



22

В. П. Астафьев «Злодейка». «Гуси в полынье»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.



23

Фазиль Искандер «Запретный плод»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.



24

Фазиль Искандер «Первое дело». «Вечерняя дорога»

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы



25

Р. П. Погодин «Тишина»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.



26

Произведения зарубежных писателей. Джек Лондон «Белое безмолвие»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.



27

Джек Лондон «Мексиканец»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.



28

Эрнест Сетон – Томпсон «Уличный певец»

1

Чтение, беседа

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование иллюстраций и т.д.

.



29

Эрнест Сетон – Томпсон «Мустанг – иноходец»

1

Чтение, беседа

Составление и отгадывание кроссвордов..



30

Рэй Бредбери «Время, вот твой полёт». «Улыбка»

1

Чтение, беседа

Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы



31-33

Праздник «В мире книг»

3


Проектная деятельность.

Праздник для родителей и детей

* конкурс на самую читающую семью;

*конкурс на лучшее чтение стихов;

*любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет».



34

Итоговое занятие. Анкетирование

1

Анкетирование. Беседа, обзор книг.

Рекомендательный список произведений для летнего чтения




Всего занятий: 34











































7-8 классы



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



            Рабочая программа «В мире литературы» разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утв. Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189.



 Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель.

                                                              С.Я.Маршак

        

На сегодняшний день очень часто приходится сталкиваться с проблемой прочтения художественного произведения школьниками, с проблемой их приобщения к миру литературных произведений, с достаточно низким уровнем читательского развития и интереса.

В общеобразовательных учебных заведениях необходимы занятия внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора учащихся, повышение мотивации к чтению, формирование читательской культуры, а также организации самостоятельного чтения.

Принципы внеклассной работы по литературе те же, которыми руководствуется учитель в течение урока, однако необходимо учитывать особенность проведения внеурочных мероприятий, а именно: добровольность, повышенный интерес учащихся к предмету, а также самостоятельность учащихся.

Темы внеурочной деятельности занятий подобраны в соответствии с  программой по литературе для 7-8 классов и с учётом возрастных особенностей учащихся и являются дополнением к основному курсу литературы.

Особенностями читательского восприятия учащихся 7-8 классов являются:

активность сопереживания героям;

развитое, богатое воображение;

стремление в разных формах проявить себя.

Особенности содержания занятий внеурочной деятельности по литературе заключаются в его избирательном характере, занимательности.

В продолжение разговора о фольклоре, после изученных ранее русских и зарубежных народных сказок, учащиеся знакомятся с новыми фольклорными жанрами: былинами, пословицами, частушками и анекдотами. Учащиеся ознакомятся с текстом онежской былины «Алёша Попович и Тугарин Змей», а затем просмотрят наиболее яркие моменты мультипликационного фильма и сравнят его с оригинальным текстом.

Затем учащимся предстоит разговор об образе короля Артура, легендарного короля бриттов, о рыцарях Круглого стола – своеобразного рыцарского братства. Семиклассники узнают о воинской доблести короля Артура, его подвигах во имя родины, о его мудром правлении, верности слову, доброте и щедрости.  

В седьмом классе пословица предстанет как теоретическая тема со своими особенностями и как средство обогащения речи. Наряду с русскими пословицами учащиеся познакомятся с английскими пословицами, постараются сопоставить английские и русские пословицы на одну и ту же тему, попытаются найти их сходства и различия.

Включение в программу факультатива образцов произведений английской литературы мотивировано тем, что учащиеся изучают в качестве иностранного языка английский язык. Они уже получили определённые знания о культуре, традициях и литературе Англии, и эти дополнительные занятия будут способствовать расширению лингвокультуроведческих горизонтов учащихся.

Семиклассники познакомятся с принципиально  новым для них малым фольклорным жанром - анекдотом. Они узнают о его происхождении, тематике, персонажах. Учащиеся 7-8 классов глубоко воспринимают юмор и сатиру А.П.Чехова, поэтому им предстоит узнать об анекдоте в творчестве Чехова на примере его рассказа «Кухарка женится».

Школьники 12-13 лет, как уже было отмечено, обладают богатым воображением, именно поэтому в программу факультативных занятий включено достаточно большое количество произведений со сказочными и фантастическими сюжетами. Учащиеся познакомятся с ролью солдата в народной и литературной сказке, узнают о творчестве С.Чёрного и персонажах его цикла « Солдатские сказки».

В завершении разговора о фольклоре можно поговорить о суеверных рассказах на примере литературной сказки В.Ф.Одоевского « Игоша». Эта сказка – образец психологической, сказочной повести с уникальной системой рассказчиков, о чём и предстоит узнать учащимся. А также учащиеся познакомятся с жанром сказочной притчи.

На занятии, посвященном истории книги, учащиеся познакомятся со структурой книги, освоят некоторые литературоведческие термины и понятия, поработают с литературоведческими словарями.

С общеобразовательной целью внеурочной деятельностью предусмотрено время для разговора об авторах, писавших под псевдонимами, о людях, являющихся прототипами героев известных произведений.

В продолжение знакомства с зарубежной литературой, семиклассникам предложено поговорить о произведениях Шекспира, узнать о специфике театра в эпоху Елизаветы, о своеобразии национальной английской драматургии.

Разговор о героическом характере в литературе будет проведен на основе новеллы П.Мериме « Маттео Фальконе».

После прочтения текста О.Генри « Дары волхвов» на уроке в качестве программного произведения, учащимся будет предложен адаптированный английский вариант рассказа. На занятии можно обсудить, удалось ли переводчику передать особое  настроение и дух этой трогательной истории, обратить внимание на жизненную ситуацию, в которой оказались главные герои рассказа.

Работа данного литературного клуба, проведённая в тесной связи с уроками литературы, должна существенно помочь учащимся наилучшим образом воспринимать предлагаемые тексты, а впоследствии правильно подойти к оценке самостоятельно прочитанного, развивая свои читательские способности. А также внеклассная деятельность способствует расширению лингвистического кругозора учащихся, развивает их творческие возможности, повышает общую языковую культуру учащихся.

В завершение изучения литературных произведений предусмотрены уроки развития речи.

Значительное место во внеклассной работе занимают   конкурсы, викторины, литературные игры, которые должны помочь расширению круга чтения учащихся, углублению прочтения шедевров русской и зарубежной литературы, избранной учителем для внеклассных занятий. Игровая форма занятий является немаловажным фактором в поддержании интереса учащихся к литературе, способствует развитию

у учащихся эстетического вкуса.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Программа адресована учащимся 7-8 классов общеобразовательной школы.

Работа внеурочной деятельности рассчитана на годичный курс с одним уроком по 45 минут в неделю(34 урока в год).

Основная направленность программы – нравственно-эстетическая направленность.

Основными типами уроков предполагаются: традиционный урок, урок-лекция, урок-беседа, урок-викторина, урок-игра, уроки развития речи.

Основные виды работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

3. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

3.1 Задачи программы

Обучающие:

формирование  читательского интереса у учащихся и навыков восприятия печатного текста;

ознакомление с некоторыми литературоведческими терминами.

Развивающие:

развитие усидчивости, дисциплинированности;

развитие внимания;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

развитие умения находить эмоциональный лейтмотив и основную проблематику сюжета;

развитие умения следить за развитием сюжета в произведении;

развитие умения сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и различие авторских позиций;

развитие умения обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

развитие умения сопоставлять жизненный материал и сюжет литературного произведения.

Воспитательные:

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

воспитание интереса и уважения к культуре своего и других народов;

стимуляция роста личности учащихся.

3.2 Цели программы

Развитие и поддержка интереса к чтению.

Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием.

Формирование читательской культуры.

Использование чтения как инструмента познания мира и самопознания.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей.

Развитие любви к чтению.

Повышение уровня чтения.

4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

Результаты:

- овладение новой литературоведческой терминологией;

- умение проанализировать текст художественного произведения;

- умение проследить за развитием сюжета и проанализировать образы  героев литературного произведения;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;

овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

 понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 повышение мотивации к чтению;

 развитие читательской культуры учащихся.

Проверка результатов работы учащихся проводится в течение занятия, в ходе выполнения ими творческих заданий, в процессе участия в литературных конкурсах, играх, викторинах.

5. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Смежные искусства помогают усилить переживания учащихся, выразить определённые чувства. Кругозор учащихся расширяется, их представления о прекрасном обогащаются, уроки приобретают эмоциональность, субъективное начало.

 Целесообразным будет использование на занятиях  культуроведческой информации, привлечение  на уроки музыки и живописи. Повышенная эмоциональность музыки, её способность глубоко и взволнованно выражать жизнь человеческой души, её сходство с интонациями человеческой речи роднят музыку и литературу как виды искусства и создают предпосылки для использования музыкальных произведений на уроках литературы. Работа с иллюстрациями на уроках литературы - это прямое осуществление межпредметных связей, к которому ученики, кроме уроков изобразительного искусства, подготовлены иллюстрированной книгой, иллюстрированными учебниками-хрестоматиями, а также выполнением заданий, связанных с устным словесным рисованием.  Анализ рисунка, являющегося основой любой художественной иллюстрации, неизбежно дополняется рассмотрением его тесной, органической связи с текстом литературного произведения.

 При изучении биографии писателя необходимо отмечать его неотделимость от эпохи, от тех исторических событий, свидетелем которых он был. Разговор о писателях и истории создания литературных произведений должен опираться на исторические познания учащихся.

6. ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

На уроках по литературе рекомендуется использовать различные виды творческих работ, учитывая особенности изучаемых произведений и возможности учащихся 7-8 классов.

Занятия внеурочной деятельности предполагают высокий уровень творческой самостоятельности учащихся.

6.1 Выразительное чтение и анализ произведения

Чтение является одним из самых полезных видов работы на данном этапе обучения. Вдумчивое чтение (при изучении драматического произведения можно ввести чтение по лицам), передающее настроение героя и его чувства, владение интонацией текста помогают учащимся должным образом понять внутренний мир героев, соотнести их поступки со своим мироощущением.

Разнообразные формы чтения (выразительное чтение, чтение про себя, чтение наизусть, по ролям, инсценированное чтение) помогают учащимся глубже понять прочитанное, одновременно совершенствуя навыки чтения, обогащают устную речь семиклассников.

6.2 Литературное творчество

– это создание учащимися словесных, устных и письменных художественных произведений. При этом формируются речевые, читательские умения, активизируется речевая деятельность учащихся, стимулируется развитие речевых умений. Основой для литературного творчества является изучаемое произведение или жанр, фольклорный или литературный. Целью является активизация литературно-творческой деятельности учащихся при работе с литературным произведением, достижение более точного понимания замысла автора, смысла отдельных образов и произведения в целом.

Метод реализуется при помощи таких приёмов, как сочинение-отзыв о прочитанном произведении, сочинение на тему изученного произведения, сочинение в заданном жанре. Для выполнения этих видов работ предусмотрены уроки развития речи.

6.3Словесное рисование

Учащиеся перечитывают отдельные фрагменты художественного произведения, нумеруя события, объединяют более мелкие действия в более крупные. Затем описывают образы или картины, которые возникают в сознании при чтении литературного произведения.

Этот приём направлен на развитие способностей к конкретизации словесных образов и воображения.

6.4 Изучение биографии писателя

Знакомство с жизнью и творчеством писателя проводится с целью оживить облик писателя, вызвать интерес к его личности, к его взглядам, сомнениям, идеалам. Учитель обращает внимание учащихся на то, что личность писателя неотделима от его исторической эпохи, от тех исторических событий, участником которых он был.

6.5 Просмотр экранизаций произведений

На уроке для просмотра используются наиболее яркие эпизоды, помогающие лучше понять изучаемое литературное произведение, учащиеся сопоставляют фрагменты экранизации и оригинальный текст. При этом сопоставлении проводится коллективное обсуждение изучаемого материала. Этот вид работы призван научить учащихся оценивать экранизацию с эстетической позиции, сравнивать трактовки режиссёров с авторским замыслом, осмысливать  роль планов, музыки, цвета.

6.6 Работа с аудио материалом

Работа с аудиокассетой позволяет сформировать культуру чтения художественных произведений. Учащиеся должны услышать и прочувствовать те языковые особенности, которые отличают данный художественный текст. Исполнение актёров помогает услышать особенности языка, которым автор написал своё произведение.

Также будет полезным привлечение музыки на факультативные занятия, что является одним из важнейших аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, росту их эстетического развития.  

Прослушивание музыкальных произведений и их сопоставление с произведениями литературы расширяет объём знаний и умений учащихся. Музыка воздействует на чувства, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углублённого понимания литературного произведения. Музыка не способна передать конкретные представления и понятия, но она может глубоко и непосредственно отобразить переживания человека, отразить его внутренний мир способом, который сходен с интонациями человеческой речи.

Включение прослушивания музыкальных произведений в уроки литературы заметно оживляют их, заражают учащихся общим настроением. Полезно одновременное прослушивание музыкальных записей при анализе литературного произведения, что способствует эмоциональному восприятию учащимися текста и прояснению особенностей авторской позиции.

Основная задача использования музыкальных произведений – развитие музыкального вкуса учащихся, повышение культуры восприятия музыки.

6.7 Работа с наглядными пособиями (иллюстрациями)

Из всех видов изобразительного искусства наиболее близка литературе графика, которая изображает действительность средствами рисунка. Условность средств живописи позволяет выразить впечатление от предметов при минимальной предметности самого изображения, что особенно ярко проявляется в художественной иллюстрации. Иллюстрация призвана освещать литературный текст, комментировать, истолковывать, пояснять его в зрительных образах. Именно эта особенность художественной иллюстрации представляет особую ценность на уроках изучения литературного произведения.

Художник-иллюстратор является помощником читателя: он переводит словесные образы писателя в образы рисунка, которые помогают объяснить литературный текст, подчёркивают какие-то стороны композиции и сюжета произведения, обращают внимание читающего на протекающее действие и на облик персонажей произведения.

Сопоставление литературного произведения с иллюстрацией к нему является толчком для создания проблемной ситуации на занятии и подталкивает учащихся к анализу художественного текста для прояснения собственных впечатлений и представлений. Взаимодействие читательской деятельности со зрительской деятельностью в процессе сопоставительного анализа становится средством повышения качества восприятия художественного текста. Этот приём направлен на активизацию внимания учащихся и способствует развитию читательского воображения и формирования умений анализировать композицию эпизода и образы персонажей, видеть приёмы выражения авторского отношения к героям и понимать его, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения художника, понимать специфику языков разных видов искусства и уметь общаться с произведениями искусства.  

 

        6.8 Беседа

Беседа требует для своего проведения достаточно большое количество учебного времени, а при довольно небольшом составе группы занимающихся открывается возможность участия в беседе подавляющего большинства учащихся, создаётся обстановка гораздо большей, в сравнении с уроками, непосредственности общения преподавателя с учениками. Беседа на факультативных занятиях имеет универсальный характер. Она фрагментарно может быть включена в лекцию, может стать разновидностью практических занятий. В процессе беседы применяется эвристический метод, проблемные задания, что повышает познавательную активность учащихся и эффективность процесса обучения. Также подобная форма работы является наиболее плодотворной для развития диалогической речи учащихся.

        6.9 Лекция

Лекция учителя содержит в себе новый, преимущественно обобщающий материал. В лекции освещаются основополагающие теоретические и методологические проблемы. Восприятие лекции требует от учащихся устойчивого произвольного внимания, готовности и умения  слушать.

6.10 Литературные игры, викторины, конкурсы

Наличие в программе факультативных занятий игровых моментов призвано способствовать развитию у учащихся эстетического вкуса и творческого воображения.

7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа внеурочной деятельности по литературе составлена таким образом, чтобы на выбранном литературном материале можно было вести разговор о многообразии способов создания и раскрытия художественного образа в литературном произведении, о ведущей роли поступка героя. Также становится возможным раскрытие психологизма, художественное исследование внутреннего мира героя, роль рассказчика в фантастическом произведении.

Учащимся предстоит вспомнить о многообразии жанров эпических произведений: сатирический рассказ, рождественская новелла. Они познакомятся с новыми для них малыми фольклорными жанрами – пословицами и анекдотами. Также семиклассники продолжат знакомство с литературными произведениями зарубежных писателей. Включение иностранной литературы в факультативный курс значительно расширяет кругозор учащихся в литературе, обычаях, мировоззрении других народов.

Тема №1. Вводный урок.

Цель урока: выявление навыков и умений, приобретённых учащимися за предыдущие годы обучения, знакомство с планом работы факультатива, развитие диалогической речи учащихся.

Учащихся знакомят с программой внеурочной деятельности. Учитель выясняет, насколько учащиеся подготовлены к восприятию данного курса литературы, насколько широк их читательский кругозор, какова культура речи и какова реакция на вопросы. Учитель выявляет основные навыки и умения, приобретённые учащимися за предшествующие годы:

умение рассказать о прочитанном произведении;

умение пересказать текст;

умение построить рассказ о писателе;

умение выстроить рассказ о героях того или иного произведения.

Беседу можно начать с вопросов о прочитанных книгах, впечатлениях от просмотренных фильмов. За основу разговора можно взять следующие вопросы:

Что вы читали летом?

Личность какого писателя вас заинтересовала?

Какие литературные произведения вам особенно понравились? Перескажите их краткое содержание/ прочитайте наизусть стихотворение.

Какие герои прочитанных произведений показались вам наиболее близкими и интересными? Расскажите об этих героях. Чем они вам близки?

Речь какого героя особенно поразила вас? Чем?

Какие литературные приёмы помогли вам лучше разобраться в прочитанном, представить себе героев и их характеры и поступки?

Тема№2. Русский фольклор. Былины.

Цели урока: введение новых литературоведческих терминов( фольклор, устное народное творчество, былина), ознакомление с оригинальным текстом былины, развитие письменной речи учащихся.

Учащиеся узнают об особенностях построения былины, образности её языка, соотнесённости с легендами, с жизнью и бытом людей времени, о котором повествует былина.

Семиклассники читают текст онежской былины « Алёша Попович и Тугарин Змей», просматривают мультипликационный фильм, и сравнивают экранизацию с оригинальным текстом.

На уроке развития речи учащимся предлагают написать отзыв на экранизацию данной былины.

Тема№3. Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре и  рыцарях Круглого стола. Урок развития речи.

Цели урока: введение литературоведческих терминов (миф, легенда), ознакомление с легендами о короле Артуре и рыцарях круглого стола, развитие письменной речи.

На занятиях школьники узнают об источнике легенд о знаменитом короле бриттов, рыцарском романе писателя 15 века Томаса Мэлори «Смерть Артура». В этом повествовании соединяются сведения о реальных исторических событиях (борьба бриттов с англами и саксами), столкновение с Римом) и мифологические сказания древних европейцев.

Учащимся будет предложено написать отзыв на прочитанный рассказ « Меч Экскалибур».

Тема№4. История книги.

Цели урока: знакомство с новой литературоведческой терминологией, закрепление изученного материала.

Учащимся предстоит разговор о первых носителях письменной информации: книгах на камне, бересте, папирусе.

На этом занятии учащиеся ознакомятся с такими литературоведческими терминами как аннотация, абзац, эпиграф, фронтиспис и т.д.

В завершении разговора о книге семиклассникам будет предложена игра в литературное домино.

Тема№5. Солдат как герой народной сказки.

« Петр Первый и находчивый солдат».

Цели урока: ознакомление учащихся с жанром бытовой сказки, прочтение текста сказки « Пётр Первый и находчивый солдат».

Семиклассники уже знакомы с образом находчивого солдата в русской народной сказке (в младших классах они читали сказку «Каша из топора»). На факультативных занятиях учащиеся будут говорить не только о солдате, но об образе Петра Первого в бытовых сказках. С эпохой правления Петра Великого школьники уже ознакомились на уроках истории.

Тема№6. С.Чёрный. Солдатские сказки.

Цели урока: ознакомление с творчеством С.Чёрного и с текстом сказки « Солдат и русалка».

Семиклассникам кратко рассказывают о жизни и творчестве С.Чёрного, о его цикле

« Солдатские сказки»(1933), написанном в своеобразном стиле, близком к сказу Николая Лескова и Михаила Зощенко. Затем учащиеся знакомятся с текстом сказки « Солдат и русалка».

Тема №7. Конкурс «Придумай сказку». Урок развития речи.

Цели урока: развитие навыков устной речи.

Учащиеся, работая в парах, сочиняют сказку о солдате по заданному началу и финалу. Например:

 Охотился как-то раз царь Пётр Первый, погнался за красным зверем, да и заблудился.

Кружил, кружил, в рожок играл – никто не отзывается. Должно стать, далеко от своих охотников отбился.

День к вечеру, а дороги нет как нет. Конь притомился, и самому отдохнуть захотелось. Только спешился, как услыхал – неподалёку кто-то песню поёт.

Вскочил на коня, поехал на голос и скоро выбрался на неширокую дорогу.

У обочины на камне солдат сидит и заунывную песню поёт…

…И произвёл Пётр Первый солдата в полковники, и сам гулял у него на свадьбе.[5]

Тема№8. Викторина « Узнай сказку по аннотации».

Цель урока: повторение литературоведческого термина «аннотация», развитие воображения и речи.

Учащиеся индивидуально готовят аннотации к сказкам, по очереди их зачитывают, остальные должны узнать  загаданное произведение. Например:

Рассказ о сироте, мечта которого о любящем отце превращается в чудесную сказку о Стране Дальней. Попав в эту страну, герой не только радуется жизни, катается верхом, слушает сказки волшебного колодца, но и побеждает жестокого рыцаря, который губит всё светлое и прекрасное  на земле.

В огороде выросло нечто очень крупное. Только после того, как свои усилия приложило совсем маленькое существо, урожай был собран.

Тема№9. Крылатая мудрость: пословицы,

поговорки народов мира.

Цели: ознакомление с литературоведческими терминами « пословица, поговорка», расширение кругозора учащихся.

Учащимся предстоит разговор о малых фольклорных жанрах, относящихся к числу древнейших, - пословицах, поговорках, загадках. Школьники узнают, что художественный мир пословиц создаётся при помощи сравнений, метонимии, параллелизма, иронии.

Тема№10. Частушки, нескладушки, небылицы.

Цели урока: продолжение знакомства с малыми фольклорными жанрами, развитие речи.

Учащимся рассказывают о тематике частушек, их современности, языке.

Работая в парах, семиклассники сочиняют свои частушки или пытаются закончить частушки, предложенные учителем. Например:

Нынче ходят по России

Люди с круглыми глазами.

Цены поднимаются – глазки …[7]

Тема№11. Анекдоты.

Цели урока: знакомство с новым жанром.

Учащимся рассказывают о жанре городского фольклора – анекдоте, его происхождении, тематике, персонажах, злободневности.

Тема№12. Анекдот в творчестве А.П.Чехова.

«Кухарка женится».

Цель: развитие диалогической речи, анализ рассказа.

Учащиеся повторяют литературоведческие термины « юмор, сатира», а затем читают тест рассказа Чехова «Кухарка женится».

Вопросы для анализа произведения:

1. Какие герои вам понравились? Почему?

2. Какие герои не понравились? Почему?

3. Как вы относитесь к поступку героя-мальчика? Почему он так поступил?

4. О каких качествах говорит его поведение?

5. Как мальчик Гриша относится к Пелагее? Почему вы так считаете?

 6. Меняется ли его отношение?

7. Каким герой видит мир?

8. Что для героя является важным? Что он ценит в людях, мире? Как эти факты характеризуют героя?

Тема№13. Музыка в литературе.

Цели урока: развитие творческого воображения и эстетического вкуса учащихся, развитие способностей конкретизации словесных образов и воображения.

Учащиеся вспоминают, какие музыкальные произведения написаны на сюжеты известных им текстов художественной литературы (на былинные и сказочные сюжеты). Прослушивая отрывки музыкальных произведений, используя приём словесного рисования, семиклассники описывают картины и образы, возникающие в их воображении.

Тема№14. Живопись в литературе.

Цели урока: активизация внимания учащихся, развитие читательского воображения.

Семиклассникам предстоит сопоставить иллюстрации с литературными произведениями. Учитель предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию, ставя перед ними конкретные вопросы:

Какие чувства вызвала у вас иллюстрация? Почему?

К какому эпизоду произведения сделана иллюстрация? Обоснуйте своё мнение.

Кто изображён на иллюстрации? Почему вы так решили?

Соответствует ли иллюстрация содержанию эпизода, настроению, которое она вызывает? Почему вы так считаете?

Что удалось художнику передать, а что у него не получилось? Почему вы так считаете?

Тема№15.Моя любимая книга.

Цель урока: развитие эстетического вкуса.

Учащиеся организуют выставку рисунков-иллюстраций к любимым литературным произведениям.

Тема№16. Суеверные рассказы. В.Ф.Одоевский «Игоша».

Урок развития речи.

Цели урока: чтение текста сказочной повести, ознакомление с уникальной системой рассказчиков повести.

После краткого рассказа о творчестве писателя, учащимся объясняют, каким являлся Игоша в представлении суеверных людей. Можно процитировать М.Забылина: «Шишиморы, шишиги – это беспокойные духи, которые стараются созорничать над человеком в то время, когда он торопится и что-то делает без молитвы. Сюда также относят Игошу, т.е. безрукого, безногого невидимого духа, который тоже признаётся большим озорником, которому некоторые суеверы клали за столом лишнюю ложку и кусок хлеба»[8].

Разговаривая о системе рассказчиков (мужики, отец мальчика, сам мальчик), необходимо обратить внимание учащихся на то, что ими по-разному создаётся образ Игоши. Целесообразно попросить школьников прочитать каждую из характеристик и ответить на вопросы:

Кто верит в существование Игоши?

Для кого это просто нелепая детская выдумка?

На чьей стороне автор?

Когда и от кого главный герой-рассказчик узнаёт об Игоше?

Что в словах няни настораживает?

Почему она как бы не хочет говорить о сказочном герое?

На уроке развития речи учащиеся пишут отзыв о прочитанном произведении.

Тема№17. Конкурс « Говорящие вещи».

Цели урока: научить семиклассников ощущать достоверность предмета, скрытого за словом, воспринимать его, соотносить зримое представление вещи с художественным словом.

Учащимся демонстрируют различные предметы и предлагают назвать литературные произведения и персонажи, к которым данные предметы имеют отношение.

Иллюстрация одного из изображений Мадонны с младенцем.

 Предмет из повести « Ночь перед Рождеством».

«Вступивши в четвёртую залу, он невольно подошёл к висевшей на стен картине. Это была пречистая дева с младенцем на руках».

Карамзин « Наталья, боярская дочь».

Предмет из повести А.С.Пушкина « Барышня-крестьянка». По этой повести Акулина училась читать под руководством Алексея Берестова.

Пяльцы с вышивкой.

Предмет из повести «Дубровский».

«Марья Кирилловна сидела в своей комнате и вышивала в пяльцы».

Медный нательный крест.

Предмет из « Песни…про купца Калашникова».

«Пошатнулся Степан Парамонович,

На груди его широкой висел медный крест

Со святыми мощами из Киева».

Гораций. Оды.

Предмет  из повести « Тарас Бульба».

«Как бишь того звали, кто латинские вирши писал? Я грамоте разумлю не сильно, а потому и не знаю…Гораций, что ли?»

Трубка.

Предмет из повести «Тарас Бульба».

«И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и на суше, и в походах, и дома».

Перстень и жемчужное ожерелье.

Предметы из «Песни…про купца Калашникова».

«Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное…».

Пушечное ядро.

Предмет из «Бородино».

«Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел».

Кинжал.

Предмет из «Песни о Вещем Олеге».

«И синего моря обманчивый вал

В часы роковой непогоды,

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы».

 Деревянная чаша.

Предмет из баллады «Светлана».

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали.

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой».

Тема№18. Жанр сказочной притчи. Е.Л.Шварц «Тень».

Цели урока: развитие понятий о драме, чтение художественного произведения. Учащиеся развивают понятие о драме как литературном роде, узнают о жанре сказочной притчи.

Тема№19. Мир зарубежной литературы.

Театр и актёры в эпоху Шекспира.

Трагедии и комедии Шекспира.

Цели урока: расширение кругозора учащихся, развитие творческого воображения.

Школьникам рассказывают о своеобразии национальной английской драматургии, о воздействии театра на умы и сердца зрителей, о воспитательной функции театра.

Для некоторого оживления обстановки, учащимся демонстрируют отрывки из мультипликационных экранизаций трагедий и комедий Шекспира. Школьники должны постараться узнать данные произведения, назвать главных героев.

Тема№20. Героический характер в литературе.

П.Мериме «Маттео Фальконе». Урок развития речи.

Цели урока: ознакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме, изучить содержание новеллы, развитие письменной речи учащихся.

Учитель рассказывает школьникам об известном французском писателе и драматурге, о том, что в созданных им произведениях глубоко воплощена жизненная правда и напряжённые периоды в истории народов.

Учащимся предстоит задуматься о справедливости и жестокости, долге и предательстве.

Тема№21. Истинные и ложные ценности.

О.Генри «Дары волхвов». Урок развития речи.

Цели урока: расширение кругозора учащихся, развитие письменной речи.

На занятии учащимся предстоит поговорить об особенностях сюжета рождественского рассказа, с которым они уже знакомы из основных уроков литературы. Вниманию школьников будет предложен адаптированный вариант рассказа на английском языке с целью сравнения двух текстов. Учащихся попросят задуматься, удалось ли переводчику отразить особенное настроение рассказа.

На уроке развития речи семиклассники напишут письмо от имени одного из персонажей рассказа.

Тема№22. Скрывшие своё имя.

Из истории анонимов и псевдонимов.

Цели урока: расширение кругозора учащихся, знакомство с литературоведческими терминами.

На занятии учитель раскрывает значение терминов «псевдоним» и «аноним», рассказывает о причинах, принуждавших авторов скрывать свои имена, о происхождении псевдонимов, о способах их образования.

Тема№23. Герои до встречи с писателями.

Цель урока: повышение эффективности самостоятельного чтения, повышение мотивации к чтению.

Учитель кратко рассказывает о том, как создавали свои произведения известные писатели, обращает внимание учащихся на поиски писателями прототипов героев своих будущих произведений.

Тема№24. Человек в литературе.

Итоговая читательская конференция.

Учащимся будет предложено поразмыслить над ролью книг в жизни современного подростка, о роли и месте человека в литературе.

8.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для углублённого изучения литературы в высокой степени актуальна общность процесса литературного образования во всех его организационных формах.

Образовательно-воспитательные цели факультативных занятий по литературе являются общими с целями изучения литературы на основных уроках.

На занятиях внеурочной деятельности применяются те же методы и приёмы обучения, что и на уроках литературы.

Однако специфическим отличительным признаком внеурочной деятельности по литературе является достаточно свободный выбор литературных произведений как предмета изучения, целенаправленное развитие литературных интересов и способностей учащихся на основе более глубокого, чем в основном курсе, толкования творчества тех или иных писателей и литературных процессов, усвоения дополнительных теоретических литературных знаний и развития устойчивых сложных умений, обеспечивающих адекватность, глубину восприятия художественного текста, анализ и оценку литературно- художественных фактов и явлений.

Основное предназначение внеурочной деятельности – совершенствование результатов изучения литературы по основной базовой программе в школе, прямые и обратные связи урока и внеурочной деятельности, перенос знаний и умений учащихся в новую ситуацию, закрепление и углубление ранее полученных знаний на новом материале.

Для изучения на занятиях внеурочной деятельности избираются существенные для идейного и эстетического воспитания и развития учащихся темы, которые соотносятся с уровнем и возможностями читательского восприятия учащихся, а также с кругом вопросов и проблем, их интересующих.

На внеурочной деятельности активно используются элементы игр, соревнований, приёмы занимательности, викторины, выставки, создаётся более свободная , по сравнению с уроками, обстановка занятий в классе.

Внеурочная форма обучения очень важна и необходима, потому что воспитание читателя, являющееся целью школьного изучения литературы, не может быть осуществлено только лишь на уроках в классе.

9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ

Баландина А.И. Онежские былины. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1983.

Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. – М: Просвещение, 1984

 Гварджаладзе И.С. Английские пословицы и поговорки. – М: Высшая школа, 1971.

Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М: Академия, 2004.

Дмитриев В.Г. Скрывшие своё имя. – М: Наука, 1977.

 Долинина С.Я. Литературный турнир. – М: Флинта, 2001.

Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. - Р.-на-Д: Феникс, 2008.

 Забылин М. Русский народ. – СП б: Мысль,1994.

Козак О.Н. Путешествие в страну игр. – СП б: Союз, 1997.

 Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М: Просвещение, 1990.

Коровина В.Я. Литература в 7-8 классах. Методические советы. – М: Просвещение,1995.

Кунарёв А.А. История в курсе преподавания литературы в 7-8 классах. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М: 1990

 КутузовА.Г. Как войти в мир литературы 7-8 классах. Методические рекомендации для учителя. – М: Дрофа, 1997.

Леонтьев А.А. Проблемы социологии и психологии чтения. – М: 1975.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. - М: 1980.

 Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы. – М: Просвещение, 1978.

Методика преподавания литературы/Под ред. Богдановой О.Ю.,Маранцмана В.Г.В 2ч.- М: 1995.

Методика преподавания литературы/ под ред. Р ез З.Я.-М: 1985.

Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях/ Под ред. Жижиной А.Д. – М: 1987.

 Нартов К.М. Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе. – М: Флинта, 2003.

 Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. – М: Академия, 2007.

 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М: Народное образование, 1998.

Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. - М: Просвещение,1970.

Старкова С.З. Содружество искусств на уроках литературы. Книга для учителя. - М: 1988.

Усов Ю.Киноискусство и уроки литературы. Искусство и школа. Книга для учителя. - М: 1981.

Щеряков Н. Произведения изобразительного искусства на уроках литературы. - М: 1981.

Якушина Л.С. использование экранных и звуковых средств на уроках литературы ( 7-8 классы). Пособие для учителя. – М: 1985.





















10.КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ









п/п





Количество

часов

Дата проведения





Тема





Тип урока

По плану Фактически


1

1



Знакомство с программой работы факультатива. Вводный урок.

Традиционный урок


2

3



Русский фольклор. Былины.

«Алёша Попович иТугарин Змей».

Отзыв на экранизацию.

Традиционный урок.

Просмотр м/фильма.

Урок развития речи.


3

3



Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре.

«Меч Экскалибур».

Отзыв о прочитанном.

Традиционные уроки.





Урок развития речи.


4

1



История книги: книга на камне, бересте, папирусе, рукописные книги. Знакомство со структурой книги.

Урок-игра.


5

1



Солдат как герой народной сказки.

«Пётр Первый и находчивый солдат».

Традиционный урок.


6

1



Чёрный С. Солдатские сказки.

«Солдат и русалка».

Традиционный урок.


7

1



Конкурс « Придумай сказку».

Урок развития речи.


8

1



«Узнай сказку по аннотации».

Урок-викторина.


9

1



Крылатая мудрость. Пословицы, поговорки народов мира.

Традиционный урок.


10

1



Частушки, нескладушки, небылицы: тематика, современность, язык частушек.

Урок-игра (закончи частушку).


11

1



Анекдоты: происхождение, тематика, персонажи, злободневность анекдотов.

Традиционный урок.


12

1



Анекдот в творчестве А.П.Чехова.

Урок-беседа.


13

1



Музыка в литературе.

Традиционный урок.


14

1



Живопись в литературе.

Традиционный урок.


15

1



Моя любимая книга. Иллюстрация к любимой книге.

Традиционный урок.

Выставка рисунков.


16

3



Суеверные рассказы.

Одоевский В.Ф.Игоша.

Отзыв о прочитанном.

Традиционные уроки.



Урок развития речи.


17

1



Конкурс « Говорящие вещи».

Урок-викторина.


18

2



Жанр сказочной притчи. Развитие понятия о драме.

Шварц Е.Л.Тень.

Традиционные уроки.


19

2



Мир зарубежной литературы.

Театр и актёры в эпоху Шекспира.

Трагедии и комедии Шекспира.

Урок-лекция.



Урок-викторина.


20

3



Героический характер в литературе.

Мериме П.Маттео Фальконе.

Отзыв о прочитанном.

Урок-лекция.



Урок развития речи.


21

2



Истинные и ложные ценности.

Генри О.Дары волхвов.

Письмо от имени одного из героев.

Традиционный урок.



Урок развития речи.


22

1



Скрывшие своё имя: из истории анонимов и псевдонимов.

Урок-игра.



23

1



Герои до встречи с писателями.

Традиционный урок.


24

1



Человек в литературе. Итоговая читательская конференция.

Урок-беседа.

Итого

34 часа
































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!