Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
Рабочая программа по курсу «Технология» разработана на основе ФГОС за курс начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ, авторской программы «Технология» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Н. М. Конышева, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013г.) и в соответствии с Образовательной программой МАОУ СОШ №5.
В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно – деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно – личностный, культурологический подход.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности в основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно – образных, наглядно – действенных компонентов познавательной деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование УУД всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
– формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно – преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
– формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
– расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно – исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
– расширение знаний о материалах и их свойствах, технология использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
– развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно – преобразующей деятельности;
– развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
– развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
– развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
– формирование информационной грамотности, умение работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
– формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
– духовно – нравственное воспитание и развитие социально ценностных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку – творцу и т.п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов:
Гуманитаризации и культуросообразности – содержание получаемого образования не ограничивается практико – технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно – эстетического и социально – исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает ограниченное включение нового материала в изучении последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Учебный курс имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно – художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально – культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно – прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование в ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально – эстетической, духовно – нравственной, психофизиологической сфере личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, чтобы в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возвратными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально – физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально – волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно – тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям как: практико – технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково – творческих методов. Проектно – творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной программы и является неотъемлемой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа ограниченно вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования отводят 34 часа для изучения учебного предмета «Технология» на уровне начального общего образования в 3 классе, т.е. 1 час в неделю.
Критериями эффективности учебной программы являются требования к результатам освоения программы по технологии, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.
В течение учебного года при необходимости будет производиться коррекция программы.
IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
-уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
-планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
- руководствоваться правилами при выполнении работы;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;
- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
- использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно- художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формо - образовании, сборки и отделки изделия;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти
вещи);
- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Формы и образы природы – образец для мастера (10ч)
1. Вводный урок. Обсуждение тематики учебного года и первой четверти. Инструктаж по технике безопасности.
2. Образы природы в оригами. Композиция (коллективная или групповая работа) на плоскости и/или в пространстве.
3. Силуэт: красота линий и форм
4. Силуэт: строгий расчет.
5. Коллаж.
6. Конструирование декоративных изделий на основе природных форм (шара). Помпон из ниток.
7. Животные в природе: характерные формы и пластика. Лепка животных по наблюдениям и по памяти
8. Формы природы в бытовых вещах. Лепка декоративно-прикладных изделий на основе стилизации
9-10. Образы природы в изделиях из бисера. Технология изготовления элементов простой формы.
Раздел 2. Характер и настроение вещи (9 ч)
1. Передача настроения праздника в дизайне открытки. Открытка с окошком.
2. Передача настроения праздника в дизайне открытки. Фигурная открытка.
3. Передача характера и настроения обстановки в бытовых вещах. Настольная карточка
4-5. Единство вещи и упаковки. Конструирование упаковки для подарка («Домик»).
6-7. Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка.
8. Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Фонарик из кругов.
9. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Новые приёмы конструирования и моделирования форм. Ёлочное украшение «звезда».
Раздел 3. Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (9 ч)
1. Стиль и стилевое единство предметов быта. Мини-проект: эскиз комплекта для кухни (прихватка для горячей посуды и грелка на чайник).
2. Прихватка для горячей посуды (конструирование выкройки).
3. Прихватка для горячей посуды (сборка и отделка изделия). Шов «строчка».
4. Конструирование более сложной выкройки. Разметка, раскрой изделия по выкройке. Обложка из ткани для книги.
5. Обложка для книги (обработка боковых сторон и края изделия, сборка).
6. Монограмма. Стебельчатый шов.
7. Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Разметка и заготовка деталей изделия.
8. Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Сборка и оформление изделия.
9. Мини-проект: творческое конструирование. Доконструирование записной книжки по творческому заданию.
Раздел 4. От мира природы – к миру вещей (6 ч)
1. Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломенных трубок.
2-3. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование макетов сооружений для детской площадки.
4. Конструирование из разных материалов. Модель ракеты.
5. Завершение и оформление проектных изделий. Подготовка к выставке.
6. Подведение итогов года. Итоговая выставка.
VI. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ТЕХНОЛОГИИ 3 «___» класс
Тематическое планирование по изобразительному искусству для 3 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
1. Развивать самосознание младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир.
2. Развивать ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении.
3. Развивать самосознание младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности.
4. Развивать в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации.
5. Развивать ответственное отношение к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата | Коррекция |
по плану | по факту | |
I раздел Формы и образы природы – образец для мастера (10ч) |
1. | Вводный урок. Техника безопасности на уроке. | 1 | 07.09 | | |
2. | Оригами. Муха. Гусь. | 1 | 14.09 | | |
3. | Оригами. Курица. Зайчик. | 1 | 21.09 | | |
4. | Вырезание из бумаги. | 1 | 28.09 | | |
5. | Узоры-силуэты в квадрате. | 1 | 05.10 | | |
6. | Узоры-силуэты в полосе. | 1 | 12.10 | | |
7. | Образы природы в коллаже из бумаги. | 1 | 19.10 | | |
8. | Помпон из ниток. | 1 | 26.10 | | |
9. | Образы животных в пластике. Лепка животных по наблюдению и по памяти. | 1 | 09.11 | | |
10. | Образы природы в изделиях из бисера. | 1 | 16.11 | | |
II раздел Характер и настроение вещи (9 ч) |
11. | Пригласительные билеты. | 1 | 23.11 | | |
12. | Поздравительные открытки. Открытка с окошком. | 1 | 30.11 | | |
13. | Фигурные открытки. | 1 | 07.12 | | |
14. | Настольная карточка. | 1 | 14.12 | | |
15-16. | Упаковка «Домик» | 2 | 21.12 | | |
17. | Новые приемы бумагопластики. Дед Мороз и Снегурочка. | 1 | 11.01 | | |
18. | Приемы выполнения разметки и построение фигур с помощью циркуля. Фонарик из кругов. | 1 | 18.01 | | |
19. | Новые приемы конструирования и моделирования форм. Елочное украшение «звезда». | 1 | 25.01 | | |
III раздел Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (9 ч) |
20. | Стиль и стилевое единство предметов быта. Мини-проект: эскиз комплекта для кухни (прихватка для горячей посуды). | 1 | 01.02 | | |
21. | Прихватка для горячей посуды (конструирование выкройки). | 1 | 08.02 | | |
22. | Прихватка для горячей посуды (сборка и отделка изделия). Шов «строчка». | 1 | 15.02 | | |
23. | Конструирование более сложной выкройки. Разметка, раскрой изделия по выкройке. Обложка из ткани для книги. | 1 | 22.02 | | |
24. | Обложка для книги (обработка боковых сторон и края изделия, сборка). | 1 | 29.03 | | |
25. | Монограмма. Стебельчатый шов. | 1 | 07.03 | | |
26. | Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Разметка и заготовка деталей изделия. | 1 | 14.03 | | |
27. | Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Сборка и оформление изделия. | 1 | 21.03 | | |
28. | Мини-проект: творческое конструирование. Доконструирование записной книжки по творческому заданию. | 1 | 04.04 | | |
IV раздел От мира природы – к миру вещей (6 ч) |
29. | Лепка и роспись чудо-сосуда. | 1 | 11.04 | | |
30. | Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломенных трубок. | 1 | 18.04 | | |
31. | Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование макетов сооружений для детской площадки. | 1 | 25.04 | | |
32. | Конструирование из разных материалов. Модель ракеты. | 1 | 16.05 | | |
33. | Завершение и оформление проектных изделий. Подготовка к выставке. | 1 | 23.05 | | |
34. | Подведение итогов года. Итоговая выставка. | 1 | 30.05 | | |
VII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОЦЕССА
Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база.
Для работы каждому ребёнку необходимы материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, природные и утилизированные материалы, гуашь;
инструменты: ножницы (школьные), простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и красок, дощечка для лепки.
Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно – методические материалы, составляющие учебно – методический комплекс по технологии.
Учебные пособия для учащихся:
1. Н. М. Конышева. Технология. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век»
2. Н. М. Конышева. Технология. Рабочая тетрадь к учебнику в двух частях. Смоленск: «Ассоциация ХХI век»
Учебно – методические пособия для учителя:
1. Н. М. Конышева. Технология. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век»
2. Н. М. Конышева. Технология. Рабочая тетрадь к учебнику в двух частях. Смоленск: «Ассоциация ХХI век»
3. Н. М. Конышева. Технология. Методические рекомендации. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век»
4. Н. М. Конышева. Дидактические материалы и наглядные пособия для уроков технологии. 3 класс. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»