СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование на 2023-2024 уч.год по технологии 3 класс УМК "Гармония"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование на 2023-2024 уч.год по технологии 3 класс УМК "Гармония"»

Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Рабочая программа по курсу «Технология» разработана на основе ФГОС за курс начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ, авторской программы «Технология» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Н. М. Конышева, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013г.) и в соответствии с Образовательной программой МАОУ СОШ №5.

 В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно – деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно – личностный, культурологический подход.

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности в основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно – образных, наглядно – действенных компонентов познавательной деятельности. В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование УУД всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины:

– формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно – преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

– формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

– расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно – исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

– расширение знаний о материалах и их свойствах, технология использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

– развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно – преобразующей деятельности;

– развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

– развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

– развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

– формирование информационной грамотности, умение работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

– формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

– духовно – нравственное воспитание и развитие социально ценностных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку – творцу и т.п.

Отбор содержания курса определяется рядом принципов:

Гуманитаризации и культуросообразности – содержание получаемого образования не ограничивается практико – технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно – эстетического и социально – исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает ограниченное включение нового материала в изучении последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Учебный курс имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно – художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально – культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно – прикладного искусства и дизайна);

– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование в ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личности предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально – эстетической, духовно – нравственной, психофизиологической сфере личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, чтобы в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение.

Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возвратными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально – физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально – волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Учебный материал каждого года имеет системную блочно – тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям как: практико – технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково – творческих методов. Проектно – творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной программы и является неотъемлемой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа ограниченно вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса.

III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования отводят 34 часа для изучения учебного предмета «Технология» на уровне начального общего образования в 3 классе, т.е. 1 час в неделю.

Критериями эффективности учебной программы являются требования к результатам освоения программы по технологии, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

В течение учебного года при необходимости будет производиться коррекция программы.

IV. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты

        У учащихся будут сформированы:

- положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;

- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;

-уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;

- понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;

- представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;

- понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;

- чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.

        Могут быть сформированы:

- устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;

- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;

- привычка к организованности, порядку, аккуратности;

- адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;

- чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.

 

Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).

        Регулятивные

        Учащиеся научатся:

- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;

-планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

- следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;

- руководствоваться правилами при выполнении работы;

- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получение необходимых результатов;

- осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.

        Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;

- прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.

        Познавательные

        Учащиеся научатся:

- находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;

- анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;

- анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;

- выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;

- использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.

        Учащиеся получат возможность научиться:

- осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);

- самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;

- понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.

        Коммуникативные

        Учащиеся научатся:

- организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;

- формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;

- выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

- в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;

- проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.

        Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Предметные результаты

        Учащиеся научатся:

- использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);

- правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;

- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно- художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;

- отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формо - образовании, сборки и отделки изделия;

- работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;

- изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;

- решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность – и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.

        Учащиеся получат возможность научиться:

- определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

- творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

- понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти

вещи);

- понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Формы и образы природы – образец для мастера (10ч)

1. Вводный урок. Обсуждение тематики учебного года и первой четверти. Инструктаж по технике безопасности.

2. Образы природы в оригами. Композиция (коллективная или групповая работа) на плоскости и/или в пространстве.

3. Силуэт: красота линий и форм

4. Силуэт: строгий расчет.

5. Коллаж.

6. Конструирование декоративных изделий на основе природных форм (шара). Помпон из ниток.

7. Животные в природе: характерные формы и пластика. Лепка животных по наблюдениям и по памяти

8. Формы природы в бытовых вещах. Лепка декоративно-прикладных изделий на основе стилизации

9-10. Образы природы в изделиях из бисера. Технология изготовления элементов простой формы.

Раздел 2. Характер и настроение вещи (9 ч)

1. Передача настроения праздника в дизайне открытки. Открытка с окошком.

2. Передача настроения праздника в дизайне открытки. Фигурная открытка.

3. Передача характера и настроения обстановки в бытовых вещах. Настольная карточка

4-5. Единство вещи и упаковки. Конструирование упаковки для подарка («Домик»).

6-7. Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Новые приемы бумажной пластики. Дед Мороз и Снегурочка.

8. Передача настроения праздника в дизайне ёлочной игрушки. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Фонарик из кругов.

9. Приемы выполнения разметки и построения фигур с помощью циркуля. Новые приёмы конструирования и моделирования форм.  Ёлочное украшение «звезда».

Раздел 3. Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (9 ч)

1. Стиль и стилевое единство предметов быта. Мини-проект: эскиз комплекта для кухни (прихватка для горячей посуды и грелка на чайник).

2. Прихватка для горячей посуды (конструирование выкройки).

3. Прихватка для горячей посуды (сборка и отделка изделия). Шов «строчка».

4. Конструирование более сложной выкройки. Разметка, раскрой изделия по выкройке. Обложка из ткани для книги.

5. Обложка для книги (обработка боковых сторон и края изделия, сборка).

6. Монограмма. Стебельчатый шов.

7. Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Разметка и заготовка деталей изделия.

8. Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Сборка и оформление изделия.

9. Мини-проект: творческое конструирование.  Доконструирование записной книжки по творческому заданию.

Раздел 4. От мира природы – к миру вещей (6 ч)

1. Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломенных трубок.

2-3. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование макетов сооружений для детской площадки.

4. Конструирование из разных материалов. Модель ракеты.

5. Завершение и оформление проектных изделий. Подготовка к выставке.

6. Подведение итогов года. Итоговая выставка.


VI. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ТЕХНОЛОГИИ 3 «___» класс

Тематическое планирование по изобразительному искусству для 3 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:

1. Развивать самосознание младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир.

2. Развивать ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении.

3. Развивать самосознание младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности.

4. Развивать в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации.

5. Развивать ответственное отношение к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата

Коррекция

по плану

по факту


I раздел Формы и образы природы – образец для мастера (10ч)

1.

Вводный урок. Техника безопасности на уроке.

1

07.09



2.

Оригами. Муха. Гусь.

1

14.09



3.

Оригами. Курица. Зайчик.

1

21.09



4.

Вырезание из бумаги.

1

28.09



5.

Узоры-силуэты в квадрате.

1

05.10



6.

Узоры-силуэты в полосе.

1

12.10



7.

Образы природы в коллаже из бумаги.

1

19.10



8.

Помпон из ниток.

1

26.10



9.

Образы животных в пластике. Лепка животных по наблюдению и по памяти.

1

09.11



10.

Образы природы в изделиях из бисера.

1

16.11



II раздел Характер и настроение вещи (9 ч)

11.

Пригласительные билеты.

1

23.11



12.

Поздравительные открытки. Открытка с окошком.

1

30.11



13.

Фигурные открытки.

1

07.12



14.

Настольная карточка.

1

14.12



15-16.

Упаковка «Домик»

2

21.12



17.

Новые приемы бумагопластики. Дед Мороз и Снегурочка.

1

11.01



18.

Приемы выполнения разметки и построение фигур с помощью циркуля. Фонарик из кругов.

1

18.01



19.

Новые приемы конструирования и моделирования форм. Елочное украшение «звезда».

1

25.01



III раздел Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (9 ч)

20.

Стиль и стилевое единство предметов быта. Мини-проект: эскиз комплекта для кухни (прихватка для горячей посуды).

1

01.02



21.

Прихватка для горячей посуды (конструирование выкройки).

1

08.02



22.

Прихватка для горячей посуды (сборка и отделка изделия). Шов «строчка».

1

15.02



23.

Конструирование более сложной выкройки. Разметка, раскрой изделия по выкройке. Обложка из ткани для книги.

1

22.02



24.

Обложка для книги (обработка боковых сторон и края изделия, сборка).

1

29.03



25.

Монограмма. Стебельчатый шов.

1

07.03



26.

Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Разметка и заготовка деталей изделия.

1

14.03



27.

Простые переплетные работы. Записная книжка в мягкой обложке. Сборка и оформление изделия.

1

21.03



28.

Мини-проект: творческое конструирование. Доконструирование записной книжки по творческому заданию.

1

04.04



IV раздел От мира природы – к миру вещей (6 ч)

29.

Лепка и роспись чудо-сосуда.

1

11.04



30.

Чудесный материал – соломка. Простые конструкции из соломенных трубок.

1

18.04



31.

Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование макетов сооружений  для детской площадки.

1

25.04



32.

Конструирование из разных материалов. Модель ракеты.

1

16.05



33.

Завершение и оформление проектных изделий. Подготовка к выставке.

1

23.05



34.

Подведение итогов года. Итоговая выставка.

1

30.05




VII. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ПРОЦЕССА

Для полноценной реализации курса технологии в начальном общем образовании и достижения планируемых результатов необходима соответствующая материальная база.

Для работы каждому ребёнку необходимы материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, природные и утилизированные материалы, гуашь;

инструменты: ножницы (школьные), простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и красок, дощечка для лепки.

Помимо перечисленных материалов и инструментов в необходимую материальную базу входят учебники, рабочие тетради на печатной основе и другие учебно – методические материалы, составляющие учебно – методический комплекс по технологии.

Учебные пособия для учащихся:

1. Н. М. Конышева. Технология. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век»

2. Н. М. Конышева. Технология. Рабочая тетрадь к учебнику в двух частях. Смоленск: «Ассоциация ХХI век»

Учебно – методические пособия для учителя:

1. Н. М. Конышева. Технология. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век»

2. Н. М. Конышева. Технология. Рабочая тетрадь к учебнику в двух частях. Смоленск: «Ассоциация ХХI век»

3. Н. М. Конышева. Технология. Методические рекомендации. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век»

4. Н. М. Конышева. Дидактические материалы и наглядные пособия для уроков технологии. 3 класс. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!