СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование по краеведению в 10 классе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции общегеографического, обществоведческого и исторического образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование по краеведению в 10 классе»

Пояснительная записка


 Программа школьного курса «Краеведение» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического, обществоведческого и исторического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического и исторического образования, а так же с учетом изменений, проис­ходящих в общеобразовательной школе

 Региональный курс «Краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии, истории и литературы. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у обучающихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций..

 Курс «Краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического, исторического и культурного образования.

 Основная цель курса – сформировать у обучающихся целостное представление о геокультурном, историческом и культурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества, хозяйства и культуры.

 На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности обучающегося. Решению этих задач во многом способствует нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

 Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов обучающихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания обучающихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у обучающихся знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса обучающихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

 Согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области курс «Краеведение» рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческие музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Учебно-тематический план

 

n/n

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1.

Введение

2

2.

Природные условия и ресурсы Воронежской области

11

3.

Историческое краеведение.

2

4.

Развитие образования.

3

5.

Художественные ремёсла и промыслы Воронежской области.

2

6.

Архитектура Воронежской области.

2

7.

Изобразительное искусство Воронежской области.

3

8.

Музыкальное искусство Воронежской области.

4

9.

Литература Воронежского края. Театр.

5

10.

Обобщение по курсу.

1



Планируемые результаты освоения предмета


В результате изучения краеведения ученик должен:

 Знать:

- историю географических исследований в Воронежской области;

- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формиро­вания и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;

- особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;

- исторические события, происходившие в истории края, даты этих событий;

- знаменательные персоналии истории и культуры;

- содержание жанров искусства и их значение для развития культуры.

Уметь:

- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;

- анализировать природные закономерности и явления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- характеризовать события, процессы, явления;

- осуществлять сравнение;

- аргументировать свою позицию;

- отличать факт и оценку. Осуществлять ценностно0ориентированную деятельность;

- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение.


Содержание тем учебного курса


Введение – 2 часа

 Место географического краеведения в системе общегеографических наук. История развития краеведения.

Природные условия и ресурсы Воронежской области – 11 часов

 Физико-географическое положение Воронежской области. Экономико-географическое положение Воронежской области. Полезные ископаемые Воронежской области. Рельеф и геоморфологические процессы. Климат и агроклиматические ресурсы. Почвенный покров. Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области. Лесные ресурсы Воронежской области. Растительный покров. Разнообразие животного мира.

Историческое краеведение – 2 часа.

Воронежский край с древности до конца 18 века. Город Воронеж и Воронежский край после 1917 года.

Развитие образования – 3 часа.

Развитие образования в Воронежском крае в 19 веке. Становление советской школы.

Художественные ремёсла и промыслы Воронежской области – 2часа.

Источники развития художественных ремёсел и промыслов. Промыслы и ремёсла.

Архитектура Воронежской области – 2 часа.

Воронеж в 16-19 вв. Архитектурный облик города в 20 веке.

Изобразительное искусство Воронежской области – 3 часа.

Воронежское изобразительное искусство до конца 19 века. Воронежское изобразительное искусство в 20 веке.

Музыкальное искусство Воронежской области - 4 часа.

Становление музыкальной традиции в Воронежском крае. Музыкальная жизнь Воронежа в начале 20 века. Музыка служит Победе. Современная профессиональная и любительская музыкальная культура Воронежского края.

Литература Воронежского края. Театр – 5 часов.

Литературные традиции Воронежского края. Писатели-земляки. Поэзия Воронежского края. Воронежский театр в 18-19 вв. Воронежский театр в 20 веке. Театры городов области.




















п/п

Тема урока

Количество часов

Сроки проведения

По плану

Фактич ески

Введение – 2 часа


1.

Место географического краеведения в системе общегеографических наук.

1

 

 

2.

История развития краеведения.

1

 

 

Природные условия и ресурсы Воронежской области – 11 часов


3.

Физико-географическое положение Воронежской области.

1

 

 

4.

Экономико-географическое положение Воронежской области.

1

 

 

5.

Полезные ископаемые Воронежской области.

1

 

 

6.

Рельеф и геоморфологические процессы.

1

 

 

7.

Рельеф и геоморфологические процессы.

1

 

 

8.

Климат и агроклиматические ресурсы.

1

 

 

9.

Почвенный покров.

1

 

 

10

Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области.

1

 

 

11

Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области.

1

 

 

12

Лесные ресурсы Воронежской области.

1

 

 

13

Растительный покров.

1

 

 

Историческое краеведение – 2 часа.


14

Воронежский край в 18 веке.

1

 

 

15

Воронежский край после Октябрьской революции 1917 года.

1

 

 

Развитие образования – 3 часа.


16

Развитие образования в Воронежском крае 17-18 вв.

1

 

 

17

Развитие образования в Воронежском крае в19 веке.

1

 

 

18

Становление советской школы в Воронежском крае.

1

 

 

Художественные ремёсла и промыслы Воронежской области – 2часа.


19

Источники развития художественных ремёсел и промыслов.

1

 

 

20

Промыслы и ремёсла: ковровый, шерстовязальный, вышивание, бисеронизание, узорное ткачество, народный костюм.

1

 

 

Архитектура Воронежской области – 2 часа.


21

Архитектурная революция: Воронеж в 16-19 вв.

1

 

 

22

Архитектурный облик города в 20 веке.

1

 

 

23

Воронежское изобразительное искусство до конца 19 в.

1

 

 

Изобразительное искусство Воронежской области – 3 часа.


24

Воронежское изобразительное искусство в 20 в.

1

 

 

25

Воронежское изобразительное искусство в наши дни.

1

 

 

26

Становление музыкальной традиции в Воронежском крае.

1

 

 

Музыкальное искусство Воронежской области - 4 часа.


27

Музыкальная жизнь Воронежа в начале 20 века.

1

 

 

28

Музыка служит Победе.

1

 

 

29

Современная профессиональная и любительская музыкальная культура воронежской области.

1

 

 

30

Литературные традиции Воронежского края.

1

 

 

Литература Воронежского края. Театр – 5 часов.


31

Писатели-земляки.

1

 

 

32

Поэты Воронежского края.

1

 

 

33

Воронежский театр в 18-19 вв.

1

 

 

34

Воронежский театр в 20 в. Театры городов области.

1

 

 

35

Урок обобщения и систематизации знаний.

1

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!