Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – средняя школа № 18 ст. Мочище
«Обсуждено» Руководитель МО _____ /Богатова О.В_ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ - СШ № 18 _____ /Ачёлова Л.И. / ФИО «___» _________ 2017 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ - СШ №18 _____ /Мыльникова Т.С. / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального обучения на дому
по предмету «Письмо и развитие речи» (уо)
для 7 класса
Составитель: Богатова Ольга Викторовна
2017 - 2018 учебный год
Данная рабочая программа разработана с учетом психофизических особенностей ученика, учитывает особенности его познавательной деятельности, уровень речевого развития и адаптирована применительно к его способностям и возможностям. Программа направлены на всестороннее развитие личности учащегося, способствует его умственному развитию.
Форма обучения - надомная.
Рабочая программа составлена на основе:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы. В 2сб./ под ред. В.В.Воронковой – М.: Владос, 2015.
- Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Положения об организации обучения на дому ;
- Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Предлагаемая программа ориентирована на использование в учебном процессе следующего учебника:
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 7 кл. - М.: Просвещение, 2015.
Форма реализации программы - урок продолжительностью 40 минут.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Она направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует его умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. В ней содержится материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим ему для социальной адаптации. В рабочей программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания учащегося в процессе овладения учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащегося специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Цели предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьника, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)
- овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
В школе для детей с нарушением интеллекта в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном уровне.
Задачи предмета:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Коррекционная работа на уроках письма направлена на коррекцию и развитие:
- связной устной речи путем пополнение словарного запаса,
- памяти, слухового восприятия, воображения,
-мыслительной деятельности путем выделения главной мысли, операций анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Принципы обучения обучающихся с ОВЗ:
* динамичности восприятия. Принцип предполагает построение обучения, таким образом, в ходе которого у обучающегося создавались бы возможности упражняться во всё более усложняющихся заданиях, и тем самым создавались бы условия для развития межанализаторных связей;
* принципы репродуктивной обработки учебной информации предполагают, организацию учебной деятельности в ходе которой обучающиеся упражнялись бы в освоении только что показанных способов работы с информацией, но на своём индивидуальном задании;
* принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает включение в урок специальных упражнений, нацеленных на развитие или памяти, или внимания, или моторики руки;
* принцип мотивации к учению - это обучение с увлечением, с желанием самого ученика, предполагает подбор специальных заданий, которые побуждают, активизируют их учебное поведение.
Различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний при проведении занятий обучающихся с ОВЗ:
* обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
* урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
* адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
* одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
* использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
* формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
* оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Требования к уровню подготовки обучающегося.
Обучающийся должен уметь:
-писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами;
-пользоваться словарём.
Обучающийся должен знать:
-главные и второстепенные члены предложения;
-название частей речи, их значение;
-наиболее распространённые правила правописания слов.
Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей ученика и включает в себя следующие разделы.
Содержание курса (70 часов)
Звуки и буквы. Текст.
звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные.
употребление разделительных ь и ъ знаков в словах.
Предложение. Текст.
Простое предложение с однородными членами предложения с бессоюзной и союзной связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания.
Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных членов. Интонация перечисления и сопоставления. Логическое ударение на сопоставляемых понятиях.
использование различных грамматических категорий (существительного, глагола, прилагательного) в качестве однородных членов.
Слово. Текст.
Состав слова.
Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания.
Подбор однокоренных слов.
Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне.
Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.
Части речи
Имя существительное. Роль в речи.
Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Имя прилагательное. Роль в речи.
Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.
Местоимение. Значение личных местоимений в речи.
Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.
Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тесте.
Глагол. Роль в речи.
Начальная форма глагола на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься.
Изменение глагола пл временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени.
Правописание частицы не с глаголом.
Предложение. Текст.
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с простым предложением.
Использование схем. Знаки препинания.
Выделение простых и сложных предложений из литературного текста.
Использование обращения в деловых бумагах.
Основные требования к умениям учащегося
- писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
- исправлять текст;
- подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
- различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложениях.
| Четверти | Год |
1 | 2 | 3 | 4 |
Количество часов | 18 | 14 | 20 | 16 | 70 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ.
№ | Тема раздела | Количество часов |
| 1 четверть – 18 ч. | |
1. | Предложения простые распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. | 1 |
2. | Простое предложение с однородными членами | 1 |
3. | Союзы -и, -а, -но при однородных членах предложения в простом предложении. | 1 |
4. | Сложные предложения с союзами -и, -а, -но. Упражнения на закрепление. | 1 |
5. | Части слова. Основа слова. Разбор слова по составу. | 1 |
6. | Приставка. | 1 |
7. | Суффикс. окончание. | 1 |
8. | Закрепление материала. | 1 |
9. | Безударные гласные в корне слова. | 1 |
10 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и приставках. | 1 |
11 | Непроизносимые согласные в корне слова. Упражнения на закрепления. | 1 |
12 | Вводный диктант | 1 |
13 | Работа над ошибками. | 1 |
14 | Гласные и согласные в приставках. Разделительный твердый знак после приставок. | 1 |
15 | Приставка и предлог. Упражнения на закрепление. | 1 |
16 | Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. | 1 |
17 | Контрольный диктант после темы "Состав слова" | 1 |
18 | Работа над ошибками. | 1 |
| 2 четверть – 14 ч. | |
1 | Основные грамматические категории существительных. Собственные и нарицательные имена существительные. Мягкий знак после шипящих на конце слова. | 1 |
2 | Склонение имен существительных единственного числа. | 1 |
3 | Склонение имен существительных во множественном числе. | 1 |
4 | Упражнения на закрепление | 1 |
5 | Контрольный диктант после темы "Имя существительное" | 1 |
6 | Работа над ошибками. | 1 |
7 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
8 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 |
9 | Склонение имен прилагательных женского рода | 1 |
10 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 1 |
11 | Упражнения на закрепление. Самостоятельная работа | 1 |
12 | Контрольный диктант после темы "Имя прилагательное" | 1 |
13 | Работа над ошибками. | 1 |
14 | Понятие о местоимении. Роль местоимения в речи, в предложении. Личные местоимения 1,2,3 единственного множественного числа. | 1 |
| 3 четверть – 20 часов | |
1 | Личные местоимения 1 лица | 1 |
2 | Личные местоимения 2 лица | 1 |
3 | Личные местоимения 3 лица | 1 |
4 | Упражнения на закрепления. Самостоятельная работа. | 1 |
5 | Контрольный диктант после темы "Местоимение" | 1 |
6 | Работа над ошибками. | 1 |
7 | Глагол как часть речи. Роль глагола в предложении. | 1 |
8 | Изменение глагола по времени. | 1 |
9 | Изменение глагола по числам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 1 |
10 | Не с глаголами | 1 |
11 | Изменение глаголов по лицам. Глаголы 1 лица единственного и множественного числа. | |
12 | Глаголы 2 лица единственного и множественного числа. Глаголы 3 лица единственного и множественного числа. | 1 |
13 | Правописание окончаний глаголов в 3 лице | 1 |
14 | Упражнения на закрепление. Самостоятельная работа. | 1 |
15 | Контрольный диктант | 1 |
16 | Работа над ошибками | 1 |
17 | Правописание окончаний глаголов в 3 лице | 1 |
18 | Простое и сложное предложение | 1 |
19 | Простое предложение с однородными членами | 1 |
20 | Простое и сложное предложение | 1 |
| 4 четверть – 18 часов | |
1 | Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимся союзом -и. Упражнения на закрепление | 1 |
2 | Сложное предложение | 1 |
3 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 |
4 | Упражнения на закрепление. Самостоятельная работа | 1 |
5 | Контрольный диктант после темы "Предложение" | 1 |
6 | Работа над ошибками | 1 |
7 | Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. | 1 |
8 | Части речи. | 1 |
9 | Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных | 1 |
10 | Склонение личных местоимений. | 1 |
11 | Правописание глаголов | 1 |
12 | Правописание глаголов | 1 |
13 | Предложения простые и сложные | 1 |
14 | Предложения простые и сложные | 1 |
15 | Годовой контрольный диктант | 1 |
16 | Работа над ошибками | 1 |
17 | Словарный диктант | 1 |
18 | Итоговый урок | 1 |
| Всего за год: | 70 ч |