СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа индивидуального обучения по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа индивидуального обучения по литературе 7 класс»


Город Донецк Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20 имени Михаила Аксенова

муниципального образования «Город Донецк»



Рассмотрено

на заседании

школьного

методического

объединения учителей

русского языка и литературы


Протокол от

Согласовано с

заместителем

директора

____________

Утверждено

Директор МБОУ СОШ № 20

г. Донецка

____________ Приказ от







Рабочая программа

индивидуального обучения на дому




литература


Класс

Количество часов 69

Учитель Рыльцева Ирина Викторовна













учебный год



  1. Раздел «Пояснительная записка»

Рабочая программа по литературе для индивидуального обучения на дому в 7 классе разработана на основе нормативных документов.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ- 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами».

4.Постановление от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

5. Постановление от 28.03. 2014г. №1 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях.

6. Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов в МБОУ СОШ №20 г. Донецка.

7. Индивидуальный учебный план обучения на дому на 2021-2022 учебный год для обучающегося МБОУ СОШ №20 г. Донецка

Цель преподавания литературы:

- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание; формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Главными задачами реализации программы являются:

- освоение текстов художественных произведений;

- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- усвоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как - условие полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

- освоение историко-литературных понятий, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Литература входит в образовательную область «Филология».

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования не­обходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений чита­тельской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром ху­дожественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целост­ное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художест­венный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечаю­щий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания худо­жественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Фи­лология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образова­ния и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскры­вает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функ­ции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произве­дениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистиче­ской грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература форми­руют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразитель­ным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетиче­ское отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действи­тельности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний по литературе; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.


В учебном плане МБОУ СОШ №20 г.Донецка на ступени основного общего и среднего общего образования в 2021 – 2022 году на изучение литературы в 7 классе отведено 2 часа в неделю (69 часов в год).Срок реализации программы 1год.



  1. Раздел «Содержание учебного предмета, курса»


Из устного народного творчества.

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..»,«Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Г.Р. Державин

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Д.И. Фонвизин

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа («Туча»), Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.

М.Ю.Лермонтов

Стихотворение «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Н.В. Гоголь

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

И.С. Тургенев

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. Некрасов

Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга, верность, преданность, независимость, стойкость, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Краткие сведения о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Н.С. Лесков

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

А.А. Фет

Русская природа в стихотворениях «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой...». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Произведения  русских  поэтов XIX  века  о  России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня». И.С. Никитин. «Русь».

А.П. Чехов

Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Из литературы XX века

М. Горький

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

И.А. Бунин

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…»,  рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

А.И. Куприн

Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

В.В. Маяковский

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

С.А. Есенин

Стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

И.С. Шмелев

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рас сказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

М.М. Пришвин

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

К.Г. Паустовский

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

Н.А. Заболоцкий

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

А.Т. Твардовский

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

«Стихи и песни о войне поэтов XX века »

Б.Л. Васильев

Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Рассказчик и его роль в повествовании.

В.М. Шукшин

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп».Внутренняя простота и нравственная высота героя.

Теория литературы: способы создания характера.

Русские поэты XX века  о России

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир

Краткие сведения об авторе. Сонеты «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Р. Бёрнс

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» — по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

Р.Л. Стивенсон

Краткие сведения об авторе. «Вересковый мед». Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

А. де Сент-Экзюпери

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Янка Купала «Мужик», «А кто там идёт», «Алеся».

3.Раздел «Календарно-тематическое планирование»



Тема


К/ч


Дата

Формы контроля учебной деятельности



Из устного народного творчества.

2

06.09.21-07.09.21


1.

Былины. « Святогор и Микула Селянинович».

1

06.09.


2.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

07.09.



Русские народные песни.

2

13.09.21-14.09.21


3.

Обрядовая поэзия. Песни колядные. Песни масленичные. Песни свадебные.

1

13.09.


4.

Лирические песни. Лироэпические песни.

1

14.09.

Чтение наизусть


Из древнерусской литературы.

1

20.09.21


5.

«…И вспомнил Олег коня своего»… «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

20.09.



Из литературы XVIII века.

7

21.09.21-11.10.21


6.

М.В. Ломоносов « Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

1

21.09.

Отрывок из «Оды…» наизусть

7.

М.В.Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул… «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок).

1

27.09.


8.

Г.Р. Державин «Властителям и судьям».

1

28.09.


9.

Классицизм.

1

29.09.


10.

Д.И. Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения.

1

04.10.


11.

Основной конфликт пьесы и ее проблематика. Образы в комедии.

1

05.10.


12.

Позиция автора. Сочинение по комедии

1

11.10.

Сочинение


Из литературы XIX века.

23

12.10.21-11.01.22


13.

А.С. Пушкин. Краткие сведения о поэте. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта «К Чаадаеву».

1

12.10.


14.

А.С.Пушкин « Во глубине сибирских руд…».

1

18.10.

Чтение наизусть

15.

«Песнь о вещем Олеге». Судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина.

1

19.10.


16.

А.С.Пушкин «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы.

1

25.10.


17.

М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о поэте. «Родина».

1

26.10.

Чтение наизусть

18.

М.Ю.Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Проблематика и основные мотивы.

1

08.11.


19.

Центральные персонажи «Песни…» и художественные приемы их создания.

1

09.11.


20.

Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Повесть «Шинель».

1

15.11.


21.


Н.В.Гоголь «Шинель». Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

1

16.11.

План повести

22.

И.С. Тургенев. Рассказ о жизни писателя в 60годы. Общая характеристика книги «Записки охотника».

1

22.11.


23.

Рассказ И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

1

23.11.


24.

И.С.Тургенев «Певцы». Талант и чувство достоинства крестьян . «Нищий»(стихотворение в прозе).

1

29.11.

Выразительное

чтение

25.

Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. «Вчерашний день в часу шестом..», «Железная дорога».

1

30.11.


26.

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

1

06.12.

Чтение наизусть

27.

Н.А.Некрасов «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») (в сокращении).Судьба русской женщины, любовь и чувство долга.

1

07.12.


28.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Сказка «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика.

1

13.12.


29.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

14.12.

План повести

30.

Л.Н. Толстой-участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

1

20.12.


31.

Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Защита Отечества. Человек и война.

1

21.12.


32.

А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Это утро, радость эта…»

1

27.12.

Чтение наизусть

33.

А.П.Чехов Рассказ «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета.

1

28.12.


34.

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания. Сочинение по творчеству А.П.Чехова

1

10.01.





Сочинение

35.

Произведения русских поэтов о России.

1

11.01.



Из русской литературы XX века.

20

17.01.22-06.04.22


36-37.

М.Горький «Детство». (Избранные главы). Становление характера мальчика.

2

17.01.

18.01.


38.

М.Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

1

24.01.


39.

И.А. Бунин. «Догорел апрельский светлый вечер…».

1

25.01.


40.

И.А.Бунин рассказ «Кукушка». Смысл названия. Основные проблемы рассказа.

1

31.01.


41.

А.И.Куприн «Куст сирени». Художественная идея рассказа.

1

01.02.


42.

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

07.02.


43.

С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…».

1

08.02.


44.

С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…».

1

14.02.

Чтение наизусть

45.

И.С.Шмелев «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

1

15.02.


46.

М.М. Пришвин. «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.

1

21.02.


47-48.

К.Г. Паустовский повесть « Мещерская сторона». Человек и природа. Образ рассказчика в произведении.

2

22.02.

28.02.


49.

Н.А. Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!..».

1


01.03.

Чтение наизусть

50.

А.Т. Твардовский. «Прощаемся мы с матерями…».

1

05.03.


51.

А.Т.Твардовский «На дне моей жизни…».

1

16.03.


52.

А.Т.Твардовский поэма «Василий Теркин». (Главы из поэмы).

1

22.03.


53

54.

Б.Л. Васильев. « Экспонат №». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. Изложение по эпизоду.

2

23.03.

05.04.






Изложение

55.

Русские поэты о России.

1

06.04.



Из зарубежной литературы.

11

12.04.22-18.05.22


56.

У. Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты (Перевод С.Я. Маршака)

1

12.04.


57.

Р. Бернс. « Возвращение солдата». (Перевод С.Я. Маршака).

1

13.04.


58.

Внеклассное чтение.

1

19.04.


59.

Ш. Петефи. «В деревне» (Перевод С.Я Маршака).

1

20.04.


60.

Р.Л. Стивенсон « Вересковый мед» (Перевод С.Я. Маршака).

1

26.04.


61.

Остров сокровищ (Избранные главы) (Перевод К.И. Чуковского). Приемы создания образов. Наиболее привлекательные качества героя.

1

27.04.


62-63.

А.К.Дойл. «Голубой карбункул» (Из «Записок о Шерлоке Холмсе»).

2

04.05.

11.05.


64-65.

А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».

2

17.05.


66.

Итоговая контрольная работа.

1

18.05.

Итоговая работа

67.68.

69.

Повторение пройденного в 7 классе.

3

24.05.

25.05.

31.05.




4. Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Для обучающихся:

Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 4-е изд., испр. и доп. М. : Русское

слово. 2015.

Для учителя:

1.Программа по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. — 6-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2013. 2.Соловьева С.Ф. тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин) / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. –

М.: Русское слово, 2015.

3.Литература.7 калсс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. – 4-е изд., испр. и доп. М. : Русское

слово. 2015.

4.Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин. Планирование и материалы к курсу

«Литература 6класс»:Москва,2013.

5.Портреты писателей и поэтов.



5. Раздел «Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета»

Предметными результатами освоения программы по литературе

является формирование следующих умений:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; - различатьфольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам,поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевогообщения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствамидругих искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу дляразвития представлений о нравственном идеале народа, для формированияпредставлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок,видеть черты национального характера других народов в героях народногоэпоса;

- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных

высказываниях;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующую интонацию

«устного высказывания»;

- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы,

характерные для народных сказок;

- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основеопределять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказкуот фольклорной;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формыи содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства;

- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать

произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные

ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений ивступать в диалог с другими читателями;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего

характера в различных форматах;

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой

природе художественного текста;

- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную исмысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствамидругих искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно(или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбираяаспект для сопоставительного анализа;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельностьи оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательскогохарактера, реферат, проект).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!