СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая Программа "Искусство красноречия"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая Программа "Искусство красноречия"»

Администрация Г. о. Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18

имени Подольских курсантов»





РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор МОУ СОШ № 18

Протокол от «____» ________2019 _______ Е.Ю. Корастылева

№ _____ Приказ от «___»_______2019 №







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Искусство красноречия»



Составитель:

Михайлова Е.Н.

руководитель театральной студии













Г. о. Подольск

2019









2. Пояснительная записка.

Программа составлена на основе методических рекомендаций и пособий:

- Т.А. Ладыженская «Риторика»,2012;

- Подопригора Е.Ю. Образовательная программа дополнительного образования детей «Риторика для детей», 2015.

- Культура общения. Примерное планирование. 1-11 классы. Сост. И.А. Стернин. Изд. II, переработ, Воронеж, 2000

- Учебник: Стернин И.А. Деловое общение. Учебное пособие для старшеклассников и студентов. – Воронеж, Родная речь. – 2009.

Данная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дополнительном образовании:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008);

- Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

- локальный акт МОУ СОШ №18 "Положение о дополнительной общеобразовательной программе".

Направленность дополнительной образовательной программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Искусство красноречия» имеет социально – педагогическую направленность. Ее цель и задачи направлены на социальную адаптацию, повышение уровня готовности, учащихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности.

Новизна. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Искусство красноречия» основана на комплексном подходе к подготовке учащегося «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.

Актуальность. Взаимодействие специалистов в профессиональной деятельности становится предметом все более пристального внимания. Проблемы межличностного делового общения с каждым днём всё более актуальны. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Искусство красноречия» – в необходимости подготовки подростков, владеющих умелой, искусной речью и применяющих эффективные формы общения, которые им в будущем помогут стать преуспевающими людьми.

Педагогическая целесообразность программы выражается в следующих принципах:

Принцип активности. Данный принцип подразумевает участие каждого члена группы в совместной деятельности, активное усвоение учащимися новых знаний и принятие ими ответственности за реализацию этой возможности.

Принцип личностного подхода. Каждый ребенок и подросток уникален. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого.

Принцип фасилитации. Фасилитационный подход предполагает отказ от традиционной роли педагога как руководителя процесса обучения. Педагог выступает в роли куратора, как человек, создающий благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного образования учащихся, активизирующий и стимулирующий познавательные и деятельностные мотивы учащихся, их групповую работу.

Принцип успешности. Педагогически оправдано создание для учащихся ситуации успеха – сочетания условий, обеспечивающих позитивный результат, так как личное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности формирует у учащихся потребность в достижении успеха и чувство уверенности.

Цель: создание условий для развития у учащихся социальных компетенций, важных для сознательного участия в жизни общества, а именно: формулирования и отстаивания собственной точки зрения, критического мышления, ведения диалога, ораторских способностей, умения находить и анализировать информацию.

Задачи дополнительной образовательной программы:

Образовательные:

-познакомить учащихся с основными формами, законами и операциями мыслительной деятельности;

-сформировать навыки создания эффективной системы доказательства и умения опровержения;

-обучить основам критического мышления, методам обработки информации;

-познакомить с основами делового этикета;

-расширить кругозор и словарный запас;

-обучить умелой, искусной, эффективной речи;

-обучить эффективным формам общения;

Развивающие:

-сформировать умение отстаивать различные идеи и убеждения;

-сформировать умение работать в команде;

-развить творческие способности: воображение, внимание, память;

-развить ораторские способности: речь, навыки публичного выступления; способность привлечь внимание слушателей интонацией, жестами, мимикой;

-развить умение четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;

Воспитательные:

-сформировать активную гражданскую позицию;

-сформировать уверенную в себе личность, способную к творчеству;

-сформировать чувство сопричастности к коллективу;

-сформировать уважительное отношение к различным взглядам, традициям и культурам;

-повысить интерес к событиям общественно-политической жизни города, страны, мира.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. В основу создания программы легли идеи: развития и саморазвития личности средствами неформального общения; коллективной деятельности как залоге успеха; ориентация подростков на вечные и абсолютные истины и ценности; воспитания личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, группой, своей страной, человечеством. Развитие лидерских качеств и творческих способностей, формирование и закрепление коммуникативных, организаторских навыков реализуется через интенсивную практическую деятельность. Программа успешно сочетает в себе теоретические знания и отработку соответствующих умений и навыков на практике благодаря современным педагогическим технологиям и методикам, которые интересны современному поколению подростков. Коллективная деятельность – является ведущей формой работы на занятиях и способствует созданию условий для становления социально-активной личности учащихся, их саморазвития в процессе лидерской подготовки.

Программа состоит из двух модулей: «Ораторское искусство»», «Деловое общение».

I модуль

«Ораторское искусство»

Пояснительная записка

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение. Ораторское искусство помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

Актуальность модуля «Ораторское искусство» заключается в том, что изучение данного курса необходимо в жизни любого грамотного человека. Он направлен на развитие и повышение уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся.

Модуль «Ораторское искусство» создан на основе программы по риторике с учетом личного опыта и наработок на базе учебного пособия «Риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской.

Основными отличиями данной программы от стандартной является нацеленность на подготовку учащихся к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения с изучением данного курса, связь данной программы с направлениями социально-адаптационной и культурологической.

Цель: способствовать формированию навыков и умений рационального речевого поведения, обучению ораторскому искусству, искусству воздействия на собеседника-единомышленника и оппонента.

Задачи:

1.Дать учащимся наиболее общее представление о сущности ораторского искусства.

2.Заложить основы знаний построения публичного высказывания, произнесения речи.

3.Выработать умения и навыки ораторского мастерства (владение речью и ее техникой, влияния на аудиторию и т.п.).

4.Научить анализировать и создавать собственную публичную речь с точки зрения ее целесообразности и эффективности.

5. Способствовать формированию общительности, уважения, культуры мысли и речи, норм литературного произношения.

II модуль

«Деловое общение»

Пояснительная записка

Подготовка учащихся к жизни, развитие у подростков самостоятельности, активности, творчества предполагает, наряду с другими умениями, формирование навыка владения деловой речью, знание делового этикета.

Чтобы стать успешным человеком, необходимы знания норм и правил поведения в коллективе, о его морально-психологическом климате, об этике отношений, владение навыками культуры отношений.

Актуальность модуля «Деловое общение», направленного на развитие коммуникативной компетентности, то есть способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, очевидна и не вызывает сомнения.

«Деловое общение» - это модуль социально-педагогической направленности, который ориентирован на совершенствование, приобретение новых знаний, умений и навыков по предметной области «Деловое общение» учащимися, а также на педагогическую поддержку подростков, нуждающихся в адаптации в новых социально – культурных условиях.

Цель: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации.

Задачи:

1. Расширять знания учащихся в сфере межличностных отношений.

2. Развивать навыки делового общения.

3. Развивать навыки составления деловых документов.

4. Развивать навыки бесконфликтного урегулирования ситуаций межличностного общения.

5.Научить работать в коллективе, принимать коллегиальные решения.



Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 13-18 лет. В одной группе-10-12 учащихся.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Формы занятий:

• интенсивная групповая работа, концентрированный теоретический материал в виде интерактивных мини-лекций;

• практические задания, выполнение индивидуальных и групповых упражнений. В программу включены деловые и ролевые игры. 61% времени уделяется практической отработке техник и моделированию практических ситуаций и 39% теории. Это позволяет каждому участнику потренировать полученные техники, понять какие из них лучше всего подходят ему, взглянуть на себя со стороны и пополнить свои практические знания;

• групповые обсуждения и игры;

  • тестирование;

  • ролевые обыгрывания ситуаций;

  • дебаты;

  • выполнение заданий по составлению деловых текстов;

  • тренинги.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 40 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Предметные:

Учащийся должен знать:

-понятия «общение», «коммуникация», «риторика» «самопрезентация»;

-сущность ораторского искусства;

-приемы и виды активного слушания;

-правила самопрезентации;

Учащийся должен уметь:

-владеть основными операциями мыслительной деятельности (синтез, анализ);

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить логическую цепь рассуждений;

-строить доказательство и уверенно его представлять;

-критически мыслить и работать с информацией;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно формулировать проблемы;

Метапредметные: -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

-умение владеть языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Способы определения результативности:

Оценка качества обучения по модулю производится различными

методами и средствами:

- индивидуальный опрос

- тесты

- тренинги

- результаты конкурсов, публичных выступлений

- личные достижения каждого учащегося

в деловых играх.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: входной контроль (тесты, опрос); промежуточная аттестация (тематический зачет); итоговая аттестация (риторические игры, выступление, конкурсы, эссе). Оцениваются уровень мотивации учащихся и развитие творческих способностей, активность участия в деловых играх, конкурсах, публичных выступлениях.



3. Учебно-тематический план.

п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

I

модуль

«Ораторское искусство»

I

Ораторское общение.

2

1

1

II

Логика в речи оратора.

4

1

3

III

Как сделать свою речь убедительной.

4

1

3

IV

Подготовка к выступлению.

4

1

3

V

Секреты успешного выступления.

4

0

4


ИТОГО

18

4

14

II

модуль

«Деловое общение»

I

Культура делового общения.

2

1

1

II

Культура ведения полемики.

3

1

2

III

Восприятие и понимание партнёра по общению.

2

1

1

IV

Как «читать» партнёра по деловому разговору.

2

1

1

V

Имидж делового человека.

1

1

-

VI

Барьеры в общении и их преодоление.

2

1

1

VII

Итоговое занятие.

4

-

4


ИТОГО

16

6

10


ВСЕГО

34

10

24



4. Содержание изучаемого курса.

п/п

Тема занятия

I

модуль

«Ораторское искусство»

I

Ораторское общение.


Теория:

Из истории риторики. Личность оратора. Знания, умения и навыки, необходимые оратору. Роды и виды ораторского искусства.

Практика:

Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации. Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ», «Дополни пословицу», «Угадай пословицу»).

II

Логика в речи оратора.


Теория:

Что значит говорить ясно и понятно. Будем последовательны в изложении.

Не нужно противоречить себе. Аудитория ждёт обоснования и утверждений. Требования логики к аргументам. Как построить умозаключения.

Практика:

Тренинг («Литературный пересказ», «Придумай рассказ»). Ролевые игры («Информация»).

III

Как сделать свою речь убедительной.


Теория:

Когда слова убеждают. Формулировка тезиса. Какие аргументы лучше побеждают. Уместность речи. Как сделать речь выразительной. Логические ошибки.

Практика:

Ролевые игры. («Прорыв», «Метафора», «Точка зрения»). Тренинг. («Буриме», «Гайд-парк», «Психотренинг»). Составление памятки «Правила цитирования».

IV

Подготовка к выступлению.


Теория:

Определение цели и основной идеи. Схемы речей разных видов. Проблемное изложение материала. Как подобрать материал для выступления. Композиция выступления. Работа над текстом выступления. Как выступать без текста. Оперативная подготовка к выступлению.

Практика:

Дискуссия. Тренинг. Имитационная игра.

V

Секреты успешного выступления.


Теория:

Контакт с аудиторией. Что это такое? Как установить контакт с аудиторией. Виды внимания аудитории. Начало выступления. Способы удержания внимания. О жестах и мимике оратора. Как завершить выступление. Реакция слушателей на выступление. Как правильно отвечать на вопросы. Анализ проведённого выступления.

Практика:

Ролевые игры («Убеждение», «Побуждение», «Горячий стул», «Всеобщее внимание».)

II

модуль

«Деловое общение»

I

Культура делового общения.


Теория:

Специфика делового общения. Что значит владеть культурой делового общения? Речь в деловом общении. Телефонный разговор – один из видов делового общения.

Практика:

Дискуссия. Эссе.

II

Культура ведения полемики.


Теория:

Когда не надо спорить. С чего начинается полемика. Порядок ведения полемики. Особенности полемической убеждающей речи. Выступление оппонента.

Принципы ведения полемики. Правила ведения полемики. Тактика ведения полемики.

Полемические приёмы. Уловки в споре и способы защиты от них. Запрещённые приёмы ведения полемики. Как отвечать на обвинения.

Практика:

Составление «Памятки полемиста», «Словаря полемиста», «Памятки «Как вести дискуссию». Ролевые игры. («Принятие решений», «Вопросы», «Политбой»).

Тренинг («Считалка», «Диспут», «Импровизация», «Критики», «Диалог»).

III

Восприятие и понимание партнёра по общению.


Теория:

Приоритетные каналы восприятия. Особенности восприятия человека человеком. Механизмы восприятия и понимания. Можно ли предвидеть поведение партнёра.

Практика:

Ролевая игра «Обвинители и защитники».

IV

Как «читать» партнёра по деловому разговору


Теория:

Наблюдение за партнёром. О чём говорят жесты и мимика. Правила чтения жестов. Чтение по лицу. Нахождение в пространстве. Как можно влиять на партнёра. Если партнёр говорит не то, что думает. Когда принимают решение.

Практика:

Деловая игра. Эссе.

V

Имидж делового человека


Теория:

Внешнее впечатление. Деловые качества. Как сделать благоприятным

первое впечатление. Как прослыть остроумным?

Практика:

Ролевая игра «Шутка». Тренинг.

VI

Барьеры в общении и их преодоление


Теория:

Барьеры взаимодействия. Влияние топов личности на отношения партнёров.

Барьеры восприятия и понимания. Коммуникативные барьеры. Способы преодоления

коммуникативных барьеров.

Практика:

Диагностическое тестирование. Решение проблемных задач. Самопрезентация.

VII

Итоговое занятие


Практика: Конференция. Деловая игра. («Детектив», «Прием на работу», «Обвинители и защитники»).



5. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.

Обеспечение программы методическими видами продукции: тесты и методики для диагностики учащихся; методическое пособие Баевой О.А. «Ораторское искусство и деловое общение», методические разработки, справочная литература.

Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов: методические разработки: тренинги, дебаты, дискуссии, ролевые, деловые игры, памятки написания эссе, «Памятка полемиста», «Словарь полемиста», «Как вести дискуссию», «Правила цитирования». Упражнения для дыхания, дикции, голоса, интонации.

Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы: видеокурс по технике речи «Язык мой – друг мой», таблицы, схемы, рисунки, карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения.



6. Список литературы.

Список литературы для учащихся:

  1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие / О.А.Баева. – 4-е изд., испр. – М.: Новое издание, 2013 – 368 с.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 2012 г. – 576 с. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений.

  3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 2012. – 928 с.

  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.: Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 2015. – 928 с.

  5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. – 9-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2011. – 688 с.

  6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. – 9-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2011. – 688 с.

  7. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.

  8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.

Список литературы для педагога:

  1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учеб. пособие / О.А.Баева. – 4-е изд., испр. – М.: Новое издание, 2013 – 368 с.

  2. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 2011 г. – 576 с.

  3. Е.Я. Гик. 1000 интеллектуальных игр. Москва, 2002.

  4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272 с.

  5. В.Ф. Шаталов. Соцветие талантов (часть первая). - Москва, 2001;

  6. С. Шипунов. Харизматичный оратор: руководство к курсу «Словестная импровизация». – Москва, 2007;

  7. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или Как научиться красиво и убедительно говорить: Учеб. пособие. – СПб.: «Паритет», 2012. – 192 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!