СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "История и культура Казачества"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт программы.

Наименование ОП

«История и культура казачества»

Сведения об авторе

ФИО: Олейникова Оксана Александровна

Место работы: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально – реабилитационный центр Егорлыкского района»

Адрес работы: пер. Первомайский, 149, ст. Егорлыкская, Ростовская обл.

Телефон работы: 8(86370)22-2-84, 22-5-05.

Нормативно – правовая база

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года, с изменениями 2020 года.
  2. Концепция   развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства Российской федерации от 4.09.2014 г.  № 1726-р)
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.15. №8 «Об утверждении СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02г. № 30-15-433/16).
  5. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей Министерства образования РФ (письмо от 11.12.2006г. №06-1844).
  6. Устав ГБУСОН РО «СРЦ Егорлыкского района»

Возраст воспитанников

7-11 лет

Срок реализации ОП

1 учебный год (1 сентября – 31 мая)

Год разработки

2023 год

Актуальность и новизна программы

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами по истории донского казачества, имеет практическую направленность: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей народно-прикладного творчества очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к культурному наследию своего народа.

Новизна данной программы заключается в том, что создаётся модель образовательной и воспитательной среды в условиях реабилитационного центра, развивающей личность ученика как субъекта культуры и духовности.

Цель программы

- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;

- приобщить к традициям культуры русского народа с учетом регионального казачьего компонента;

-сформировать представление о традициях культуры донских казаков;

- способствовать духовно-нравственному воспитанию детей;

Задачи программы

- содействовать гармоничному физическому развитию воспитанников, всесторонней физической подготовке, укреплению здоровья;

- способствовать усвоению знаний о традициях, жизни и быте казаков;

- дать представление о циклах календарных и семейных народных обрядов и праздников;

- показать многогранность культурного наследия русского народа на основе знакомства с различными традициями русской культуры;

-формировать качества личности, присущие казаку.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально.

        Количество обучающихся в группе 5-7 человек, в подгруппе 2-4 человека потому что специфика обучения, материально-техническая база, особенности организации учебно-воспитательного процесса, а также техника безопасности не позволяет проводить занятия с большим количеством воспитанников. В творческое объединение принимаются как девочки, так и мальчики, желающие заниматься этим видом деятельности и не имеющие ограничений по здоровью.

         Занятия должны проводиться в светлом, просторном, хорошо проветриваемом и освещенном помещении, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. Каждый ребенок должен быть обеспечен всеми необходимыми для работы материалами, инструментами, приспособлениями. В процессе обучения воспитанники и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Форма и режим занятий

Программа совмещает в себе следующие формы реализации:

- беседы,

- чтение произведений устного народного творчества;

 - разучивание игр, танцев, обрядовых хороводов;

 - заучивание пословиц, поговорок, потешек;

 - экскурсии;

 - рисунки;

 - рассматривание рукотворных предметов народного быта;

 - рассматривание репродукций картин русских и донских художников;

 - прослушивание музыкальных произведений;

 - просмотр кинофильмов, иллюстраций, открыток, альбомов, занятие-праздник.

Занятия проводятся по 30 минут, один раз в неделю.    

Каждое занятие по темам программ, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся, педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Ожидаемые результаты освоения программы

Воспитанники должны знать:

-основные символы и знаки, ключевые слова образно-поэтической системы донских казаков: казак, сокол, орёл, конь, лампас, насека, булава, понятие оберега, элементы русского народного костюма, основное содержание календарных праздников: Святки, Коляда, Рождество, Масленица, Сороки, Пасха, Троица, Покров.

Воспитанники должны уметь:

 - включаться в исполнение обрядов с демонстрацией полученных навыков;

- исполнить несложные календарные, игровые, плясовые песни.

Воспитанники будут способны:

- видеть мир через систему годового обрядового круга;

- замечать проявления традиции в современном мире;

- представить общую систему жизни человека в соответствии с годовыми циклами  обрядовых праздников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "История и культура Казачества"»

Паспорт программы.

Наименование ОП

«История и культура казачества»

Сведения об авторе

ФИО: Олейникова Оксана Александровна

Место работы: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально – реабилитационный центр Егорлыкского района»

Адрес работы: пер. Первомайский, 149, ст. Егорлыкская, Ростовская обл.

Телефон работы: 8(86370)22-2-84, 22-5-05.

Нормативно – правовая база

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года, с изменениями 2020 года.

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства Российской федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р)

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.02.15. №8 «Об утверждении СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.02г. № 30-15-433/16).

  5. Требования к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей Министерства образования РФ (письмо от 11.12.2006г. №06-1844).

  6. Устав ГБУСОН РО «СРЦ Егорлыкского района»

Возраст воспитанников

7-11 лет

Срок реализации ОП

1 учебный год (1 сентября – 31 мая)

Год разработки

2023 год

Актуальность и новизна программы

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами по истории донского казачества, имеет практическую направленность: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей народно-прикладного творчества очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к культурному наследию своего народа.

Новизна данной программы заключается в том, что создаётся модель образовательной и воспитательной среды в условиях реабилитационного центра, развивающей личность ученика как субъекта культуры и духовности.

Цель программы

- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;

- приобщить к традициям культуры русского народа с учетом регионального казачьего компонента;

-сформировать представление о традициях культуры донских казаков;

- способствовать духовно-нравственному воспитанию детей;

Задачи программы

- содействовать гармоничному физическому развитию воспитанников, всесторонней физической подготовке, укреплению здоровья;

- способствовать усвоению знаний о традициях, жизни и быте казаков;

- дать представление о циклах календарных и семейных народных обрядов и праздников;

- показать многогранность культурного наследия русского народа на основе знакомства с различными традициями русской культуры;

-формировать качества личности, присущие казаку.

Условия реализации программы

Занятия проводятся в группах, подгруппах и индивидуально.

Количество обучающихся в группе 5-7 человек, в подгруппе 2-4 человека потому что специфика обучения, материально-техническая база, особенности организации учебно-воспитательного процесса, а также техника безопасности не позволяет проводить занятия с большим количеством воспитанников. В творческое объединение принимаются как девочки, так и мальчики, желающие заниматься этим видом деятельности и не имеющие ограничений по здоровью.

Занятия должны проводиться в светлом, просторном, хорошо проветриваемом и освещенном помещении, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. Каждый ребенок должен быть обеспечен всеми необходимыми для работы материалами, инструментами, приспособлениями. В процессе обучения воспитанники и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.

Форма и режим занятий

Программа совмещает в себе следующие формы реализации:

- беседы,

- чтение произведений устного народного творчества;

- разучивание игр, танцев, обрядовых хороводов;

- заучивание пословиц, поговорок, потешек;

- экскурсии;

- рисунки;

- рассматривание рукотворных предметов народного быта;

- рассматривание репродукций картин русских и донских художников;

- прослушивание музыкальных произведений;

- просмотр кинофильмов, иллюстраций, открыток, альбомов, занятие-праздник.

Занятия проводятся по 30 минут, один раз в неделю.

Каждое занятие по темам программ, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся, педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Ожидаемые результаты освоения программы

Воспитанники должны знать:

-основные символы и знаки, ключевые слова образно-поэтической системы донских казаков: казак, сокол, орёл, конь, лампас, насека, булава, понятие оберега, элементы русского народного костюма, основное содержание календарных праздников: Святки, Коляда, Рождество, Масленица, Сороки, Пасха, Троица, Покров.

Воспитанники должны уметь:

- включаться в исполнение обрядов с демонстрацией полученных навыков;

- исполнить несложные календарные, игровые, плясовые песни.

Воспитанники будут способны:

- видеть мир через систему годового обрядового круга;

- замечать проявления традиции в современном мире;

- представить общую систему жизни человека в соответствии с годовыми циклами обрядовых праздников.







Пояснительная записка

В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентиров, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Воспитание любви к малой родине должно начинаться с самого раннего возраста. Через кружковую работу формируются знания об истории донского казачества, его традициях и особенностях культуры. Интегрированное освоение культурных традиций русского народа с учетом регионального этнокультурного казачьего компонента дает возможность каждому воспитаннику получить индивидуальный образовательный маршрут, состоящий из ряда предметов, подобранных с учетом гендерных и индивидуальных особенностей ребенка, и позволяющий обрести собственный индивидуальный жизненный опыт.

Актуальность программы обусловлена тем, что позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами по истории донского казачества, имеет практическую направленность: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей народно-прикладного творчества очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к культурному наследию своего народа.

Новизна данной программы заключается в том, что создаётся модель образовательной и воспитательной среды в условиях реабилитационного центра, развивающей личность ученика как субъекта культуры и духовности.

Программа кружка «История и культура казачества» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

- в принципах обучения (учет индивидуальных особенностей, интегрированности учебного процесса, наглядности подачи практического материала, достижения положительных результатов);

- формах и методах обучения;

- средствах обучения и воспитания.

Рабочая программа «История и культура казачества» составлена для возрождения казачьих традиций, обычаев, быта среди учащихся начальных классов, для совершенствования физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.

В данной рабочей программе заложен большой воспитательный и образовательный потенциал. Рабочая программа составлена на основе интегрированной образовательной программы дополнительного образования детей «Традиции родного края. История и культура казачества»

Программа разработана в соответствии с ФГОС. Рабочая программа кружка «История и культура казачества» рассчитана на один год обучения для воспитанников в возрасте от 7 до 11 лет, имеющих различный уровень интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Программа кружка рассчитана на проведение 1 часа в недели: 35 часов.

Цели:

- привить бережное отношение к культурным традициям своего народа;

- приобщить к традициям культуры русского народа с учетом регионального казачьего компонента;

-сформировать представление о традициях культуры донских казаков;

- способствовать духовно-нравственному воспитанию детей;

Задачи:

- содействовать гармоничному физическому развитию воспитанников, всесторонней физической подготовке, укреплению здоровья;

- способствовать усвоению знаний о традициях, жизни и быте казаков;

- дать представление о циклах календарных и семейных народных обрядов и праздников;

- показать многогранность культурного наследия русского народа на основе знакомства с различными традициями русской культуры;

-формировать качества личности, присущие казаку.

Участники программы:

- воспитанники в возрасте от 7 до 11 лет

Разделы программы:

- «У очага наших предков»;

- народный календарь;

- участие в обрядах и праздниках.

Планируемые результаты освоения учебной программы кружка «История и культура казачества»

Воспитанники должны знать:

-основные символы и знаки, ключевые слова образно-поэтической системы донских казаков: казак, сокол, орёл, конь, лампас, насека, булава, понятие оберега, элементы русского народного костюма, основное содержание календарных праздников: Святки, Коляда, Рождество, Масленица, Сороки, Пасха, Троица, Покров.

Воспитанники должны уметь:

- включаться в исполнение обрядов с демонстрацией полученных навыков;

- исполнить несложные календарные, игровые, плясовые песни.

Воспитанники будут способны:

- видеть мир через систему годового обрядового круга;

- замечать проявления традиции в современном мире;

- представить общую систему жизни человека в соответствии с годовыми циклами обрядовых праздников.



Содержание курса



Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса «История Донского казачества». Ознакомление учащихся с тематическим планом и литературой, необходимой для изучения курса.

Ознакомление с методикой подготовки и проведения практических занятий и самостоятельной работы учащихся. О подготовке докладов (рефератов) по отдельным темам. Например, о подвигах казаков Л. Тиховского, А. Гречишкина, Е. Горбатко; об историках - казаках Я.Г. Кухаренко, И.Д. Попко, ПЛ. Короленко, Е.Д. Фелицыне, Ф.А Щербине; военачальниках и атаманах АА Головатом, З.А Чепеге Г.А Рашпиле, Ф.А Круковском, НЛ. Слепцов е и др.; об истории своей семьи, малой родины - населенного пункта, культуре и традициях Донского казачества. Ознакомление учащихся с методикой подготовки и проведения викторины по изучаемому курсу.



Тема 2.Что такое казачество, кто такой казак? Происхождение казачества. Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. Казачество прошлое и современное: общее и особенное.

Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и искусстве.



Тема 3. Происхождение казачества.

Образование Донского казачьего войска. Донцы - предшественники Кавказского линейного казачьего войска. Линейные казаки: хоперцы, южнорусские однодворцы, донцы. Новая Линия.

Казачество как исторически сложившаяся этносоциальная общность людей на географическом пространстве России

Проблема происхождения казачества Летописи, былины и другие источники материалов о казаках. Казачество в трудах В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М.Соловьева, В.О. Ключевского. Вольные и служилые казаки. Казачьи войска дореволюционной России. Черноморское казачество в трудах советского историка В.А Голобуцкого. Разработки по истории казачества в новейшее время.

Первые казаки на Дону

Появление на Кубани казаков - раскольников атамана Петра Мурзенко. Основание первых городков. Восстание К. Булавина. Побег на Кубань казаков Игната Некрасова и создание кубан- ской казачьей общины. Взаимоотношения с Россией и Крымским ханством. Уход некрасовцев в Турцию. Иммиграция из Турции в Россию.



Тема 3. Православие как источник духовности казачества



Религиозные традиции запорожских и донских казаков. Кавказ - место раннего появления христианства.

Православная Тмутаракань. Православие у адыгов. Византия и генуэзские миссионеры. Казаки - старообрядцы на Дону в XV в. Особенности религиозного сознания черноморских переселенцев. Черноморское духовенство. Духовная жизнь линейных станиц.

Влияние церкви на духовное и нравственное состояние казачества. Епархиальное управление Ростовской областью. Борьба с расколом и сектантством. Святые обители.



Вера в народной жизни. Святой угол. Православный календарь. Паломничество и почитание святых мест. Станичный храм. Станичный батюшка. Вера и верование.



Традиционные религиозные праздники и обряды Донского казачества. Рождество. Колядование. Щедрование. Посевание. Крещение Господне. Святки. Масленица. Прощеное воскресенье. Великий пост. Вербная неделя. Страстная неделя. Сретение. Благовещенье. Пасха. Вознесение. Троица. Воздвиженье. Покров. Престольные храмовые праздники.



Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского.



Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Похоронно-поминальный обряд.



Войсковые праздники. День благоверного князя святого Александра Невского. Святая Екатерина - покровительница Екатеринодара. Святыни и обряды казачества. Родильно-крестильный обряд. Проводы на службу. Свадебный обряд. Похоронно-поминальный обряд.







Тема 4. Казачьи традиции, народные знания и фольклор



  • Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение. Воспитание в казачьей семье. Народные знания. Народная метеорология. Народные представления об устройстве вселенной. Народная ветеринария. Традиционная медицина.

  • Казачье декоративно-прикладное искусство. Традиционные художественные ремесла и промыслы. Художественная ковка и изготовление оружия. Гравировка. Прядение и ткачество. Вышивка. Гончарное дело. Лозоплетение. Роспись. Войсковая живопись.

  • Казачий музыкальный фольклор. Этапы формирования казачьей музыкальной традиции. Особенность жанровой системы музыкального фольклора. Историческая песня. Обрядовые песенные жанры. Свадебный фольклор. Казачьи жанры фольклора: плясовые песни, припевки, частушки. Казачьи пляски. Казачий язык — диалекты и говоры.

  • Великие русские писатели о казаках

  • Бытовые сцены из жизни Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». А.С. Пушкин на Дону, его оценка казаков. М.Ю. Лермонтов и Дон. Казаки в произведениях М.Ю. Лермонтова. Л.Н. Толстой о роли казаков в создании России. Повести Л.Н. Толстого

«Казаки» и «Хаджи - Мурат».





Тема 5. Культура физического воспитания казачества



  • Физическое воспитание казачьей молодежи в семье и общине (станице). Народные игры казачества. Физическое воспитание в учебных заведениях. Боевая и физическая подготовка в казачьих войсках. Искусство рукопашного боя и верховой езды. Система выживания. Казачий Спас.

  • Традиционное снаряжение и оружие Донских казаков. Экипировка казака и верховой лошади. Эволюция огнестрельного оружия казаков. Холодное оружие. Шашка. Сабля. Кинжал. Пика. Подготовка военного снаряжения к службе в армии.

  • Казачьи регалии и символы. Что такое регалии? Состав казачьих регалий, их назначение. Символы атаманской власти. Булава. Пернач. Насека. Бунчук. Прапор. Знамена. Печать. Герб. Грамоты. Гимн. Судьба казачьих регалий.



Тема 6. Материальная культура казачества
  • Землевладение и землепользование. Войсковые земли. Паевый надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и полевой надел как основа хозяйственной деятельности казаков.

  • Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова — кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.

  • Поселения и традиционные жилища казаков. Сечь. Кош. Станица. Хутор. Курень. Хата. Турлук. Саман. Землянка. Баз. Погреб. Амбар. Летняя кухня. Казачьи городки. Зимовники. Майдан.

  • Традиционная одежда казаков. Шаровары. Рубаха. Косоворотка. Сорочка. Зипун. Платье. Юбка. Кофта. Украшения. Черкеска. Бурка. Башлык. Бешмет. Папаха.

  • Традиционная система питания казаков. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты. Блюда из овощей и фруктов. Борщ. Мясные блюда. Студень (холодец). Сало. Напитки. Квас. Кисель. Узвар (взвар). Брага.



Тема 7. Выдающиеся атаманы



  • Ермак, К. Булавин, И. Некрасов, М.И. Платов, Степан Разин, И.К. Краснов, А.М. Каледин, М. Черкашенин: их жизнь и деятельность во славу казачества, на благо Войска



Тема 8. Итоговое занятие



  • Традиции Донского казачества и современность. Экскурсия в храм или музей, возможно подведение итогов экспедиции, проведенной в течение учебного года.

  • Исторический или краеведческий музей г. Ростова, г. Новочеркасска.



Тематическое планирование



Наименование главы

Кол-во часов

1

Тема 1.Введение

1

2

Тема 2.Что такое казачество, кто такой казак?

7

3

Тема 3. Православие как источник духовности казачества

9

4

Тема 4. Казачьи традиции, народные знания и фольклор

3

5

Тема 5. Культура физического воспитания казачества

3

6

Тема 6. Материальная культура казачества

8

7

Тема 7. Выдающиеся атаманы

4

8

Тема 8. Итоговое занятие

1


Итого

36

Характеристика основных видов деятельности учащихся


Тема 1.Введение


Ознакомление с методикой подготовки и проведения практических занятий и самостоятельной работы учащихся, о подготовке докладов (рефератов) по отдельным темам


Тема 2.Что такое казачество, кто такой казак?


Знать : Казачьи городки, историю возникновения, названия, место расположения , донскую символику , кто такие казаки, главные события в истории края , народы населяющие территорию;

  • основные понятия: казачий курень. казачий Круг, атаман, есаул, совет стариков, символы власти


Формировать у учащихся интереса к исследовательской работе. Применять приобретенные навыки и умения в практической деятельности.

Тема 3. Православие как источник духовности казачества

Знать : церковные праздники;

  • основные понятия Святой угол, православный календарь, паломничество и почитание святых мест, станичный храм, станичный батюшка, вера и верование.

Аргументировать свою позицию , учитывать разные мнения.

Тема 4. Казачьи традиции, народные знания и фольклор

Знать: традиции, заповеди и права казаков, песни, пословицы;

  • Казачьи праздники:

14 октября – Общевойсковой праздник – Покров Пресвятой Богородицы,

4 ноября – День Казанской Иконы Божией Матери, общевойсковой праздник, установлен в честь избавления Москвы от интервентов в 1612г.,

4 декабря – День матери-казачки,

6 мая – День Святого Воина Георгия Победоносца,

12 мая – День создания Казачьих вооружённых сил в 1918г.

Уметь работать с источниками, дополнительной литературой;

Находить самостоятельно нужную литературу, выявлять в ней нужную информацию; Сопоставлять различные точки зрения на исторические события;

Обосновывать свое мнение, участвовать в дискуссии;

Приобрести знания и навыки необходимые в жизни;

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Тема 5. Культура физического воспитания казачества


Знать: чины, звания;

  • основные понятия: шашка, фланкировка, джигитовка, пика, лава. Обосновывать свое мнение, участвовать в дискуссии;

Применять приобретенные навыки и умения в практической деятельности.

Аргументировать свою позицию , учитывать разные мнения.

Тема 6. Материальная культура казачества Описывать традиционную одежду казаков;

Знать: особенности ношения формы одежды: фуражка, лампас, бурка, башлык, сапоги, ичиги, погоны,

  • что такое заповеди;

- быт и нравы донских казаков;

Давать несложные определения понятиям. Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Тема 7. Выдающиеся атаманы


Знать фамилии выдающихся атаманов;

Аргументировать свою позицию , учитывать разные мнения.

Календарно - тематическое планирование



п /п

Дата проведения

Тема занятия

Кол- во

часов

Вид контроля



Тема 1.Введение

1


1

04.09

Вводное занятие. Задачи курса «История донского казачества». С чего начинается Родина?

1

Творческая деятельность: рисунок



на тему «Мой родной край»



Тема 2.Что такое казачество, кто такой

казак?

9


2

11.09

Происхождение казачества. Кто такой казак? Казачьи войска дореволюционной России, территория их расселения. Первые казаки на Дону.

1

Просмотр кинофильма



Индивидуальный опрос

3-4

18.09

Конкурс рисунков на тему «Казаки»

2

Творческая





деятельность: рисунок


25.09




5

02.10

Казачьи символы

1

Творческая деятельность: рисунок (аппликация) на тему

«Флаг донского казачества».

6

09.10

Возникновение станиц. Типы казачьего жилища: землянка, курень, холобуда.

1

Презентация

7-10

16.10

Творческая деятельность : выполнение рисунков, изготовление

макетов на тему «Казачья хата», оформление выставки.

4

Проект « Казачий




курень»


23.10

06.11

13.11





Тема 3. Православие как источник духовности казачества

7


11



12

20.11


27.11

Традиционные религиозные праздники и обряды Донского казачества

2

Чтение произведений устного народного творчества;

13

04.12

Казаки в устном народном творчестве, художественной литературе и искусстве.

1

Прослушивание музыкальных произведений;

14

11.12

Религиозные традиции донских казаков.

1

Сообщения






15

18.12

Историческая викторина: «Мы с тобой казаки».

1

Викторина

16

17

25.12

08.01

Виртуальная экскурсия музея г. Ростов –на-Дону

2

Экскурсия



Тема 4. Казачьи традиции, народные знания и фольклор

3


18

15.01

Вера в народной жизни. Православный календарь.

1

Сообщение

19

22.01

Святыни и обряды казачества. Родильно- крестильный обряд. Проводы на службу

1

Виртуальная

экскурсия по святым местам

20

29.01

Казачьи традиции, народные знания и фольклор. Первоначальное знакомство с православными обрядами и праздниками.

Праздник Рождества Христова

1

Разучивание колядок



Тема 5. Культура физического воспитания казачества

3


21

05.02

Культура физического воспитания

казачества. Традиционное снаряжение и оружие Донских казаков

1

Фронтальный опрос

22

12.02

Образование Донского казачьего войска

Казачьи регалии и символы

1

Фронтальный опрос

23

19.02

Творческая деятельность: рисунок на тему: «Оружие казака»

Оформление выставки рисунков и изготовленных игрушечных символов: нагайки и шашки.

1

Проект «Казачьи регалии и символы»



Тема 6. Материальная культура

казачества

8


24

26.02

Землевладение и землепользование на Кубани. Войсковые земли. Паевой надел. Станицы и хутора. Усадебная земля и по- левой надел как основа хозяйственной деятельности казаков




1

Фронтальный опрос

25

04.03

Скотоводство. Лошадь в жизни казака. Корова - кормилица. Казачьи промыслы. Рыболовство. Охота.

1

Фронтальный опрос

26

11.03

Традиционная одежда донских казаков.

Шаровары. Рубаха. Косоворотка.

1

Сообщения

27-28

18.03

25.03

Выполнение рисунков, изготовление макетов на тему «одежда казаков», оформление выставки.

1


1

Проект «одежда казаков Праздник,

Конкурсная программа, игры

казаков»

29

01.04

Традиционная система питания на Дону. Казачья кухня: Посуда. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда.

Молочные продукты.

1

Творческая деятельность: рисунок (лепка) на тему

«Посуда казака»

30-31

08.04

15.04

Традиционная система питания на Дону.

Казачья кухня: Посуда. Лепешки. Каша. Курник. Вареники. Рыбные блюда. Молочные продукты.

2

Разучивание игр,

танцев, обрядовых хороводов;

Заучивание пословиц, поговорок, потешек; песен.



Тема 7. Выдающиеся атаманы

4


32-33

22.04





06.05

Выдающиеся атаманы: Ермак, Степан Разин - легендарный атаман, Кондратий Булавин ,



Платов М.И. -войсковой атаман войска Донского

1




1

Рассматривание репродукций картин донских казаков;



Сообщения

34-35

13.05

20.05

История имен и фамилий казаков.

2

Проект:«Что означает мое имя?»



Тема 8. Итоговое занятие



36

27.05

подведение итогов экскурсий, проведённых в течение года

1

Беседа













Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Экранно – звуковые пособия

1. Презентации к урокам.

2. Аудиозаписи.

Технические средства обучения

1. Мультимедийное оборудование

2. Телевизор

Литература:

1. Астапенко М.И. Донские казаки: 1550-1920 гг., Р-н-Д, 1992 г.

2. История донского казачества. Учебное пособие. Издательство Ростовского университета. Ростов-на-Дону. 2001г.

3. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 г. Ростовн/Д, РГУ 2001г.

4. История Дона с древнейших времен до падения крепостного права Ростовн/Д, РГУ 2005 г.

5. Кияшко В, Косяненко В, Максименко В Легенда и быль донских курганов Рост. книж. изд. 2006 г.

6. Федеральный Закон о государственной службе российского казачества. Москва. 2005г.

7. Устав станичного казачьего общества «Преображенский юрт» окружного казачьего общества «Хопер кое» ВКО «Всевеликое Войско Донское». Станица Преображенская. 2005г.

8. Е.А.Чемякин. «Исторические традиции казачьего самоуправления в России». «Издатель». Волгоград. 2003г.

9. Бардадым В. Казачий курень. Краснодар, 1992


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!