СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кружку физкультурно-спортивной направленности "За здоровый образ жизни". Начальный этап

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку физкультурно-спортивной направленности "За здоровый образ жизни". Начальный этап»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»



РЕКОМЕНДОВАНО Педагогическим советом

МОУ«Школа № 3 города Докучаевска»


Протокол от 31.08.2020 № 1

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

Новак А.И.

____________________


«____»___________2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом по школе

от «31» августа № 190/1

Директор

Хоменко Я.В.

____________________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка физкультурно-спортивной направленности

«ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»



1-й год обучения (начальный этап)

Возраст учащихся: 9-10 лет

срок реализации: 1 год







Составитель рабочей программы:

Лаврова О.С.,

учитель начальных классов,

специалист I категории







Докучаевск

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В классификации программ по уровню освоения данная программа имеет общекультурный уровень, предполагающий удовлетворение познавательного интереса учащегося, расширение его информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – программа модульная, составленная из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков. Программой предусмотрена интеграция таких предметов, как физическая культура, история, уроки гражданственности и духовности Донбасса, рисование, природоведение.

Данная программа составлена на основе программы «Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «За здоровый образ жизни»» (автор: Лыга Сергей Александрович, руководитель кружка МОУ «Амвросиевская школа № 6» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики, 2020 год)

Образовательный процесс данной программы определяют и регламентируют государственные и ведомственные нормативные документы:

  • Конституция Донецкой Народной Республики;

  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (статья 72);

  • Закон Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте»;

  • Постановление Правительства Донецкой Народной Республики от 18 октября 2019 г. № 31-1 «О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики»;

  • Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой народной Республики от 16 августа 2017 года № 832;

  • Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 года № 815;

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 г. № 310;

  • Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, утверждённое приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 января 2015 г. № 8;

  • Требования к программам дополнительного образования детей, утверждённые приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11 августа 2015 г. № 392;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793;

  • Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 июля 2015 г. № 322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22 июня 2015 г. № 94;

  • Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 05 февраля 2015 г. № 26 «Об организации и проведении экскурсий и путешествий с учащейся и студенческой молодежью».


Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность.

Новизна программы состоит в том, что впервые в программу дополнительного образования физкультурного кружка помимо физического воспитания включены вопросы творческого развития личности, вопросы патриотического воспитания и гражданской идентичности личности.

Актуальность данной программы заключается в том, что общий уровень состояния здоровья подрастающего поколения вызывает опасения. Занятия по данной программе позволят укрепить здоровье школьников, повысить сопротивляемость детского организма пагубному влиянию неблагоприятных жизненных факторов. В процессе занятий в кружке у детей формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, привычка вести здоровый образ жизни. Занятия в кружке «За здоровый образ жизни» - это получение необходимых знаний по валеологии, развитие основных физических качеств, это получение школьниками первоначальных навыков в различных видах спорта, это подготовка к дальнейшим занятиям спортом на более высоком уровне. Во время занятий в кружке у детей формируются и развиваются такие важнейшие социально значимые качества, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, умение общаться и дружить, честность и справедливость. Всё это поможет школьникам стать активными участниками в решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности.

Педагогическая целесообразность. Возраст учащихся, занимающихся в кружке, выбран не случайно. Дети 9-10 лет легко обучаемы, активны, подвижны, любознательны. В этом возрасте закладывается прочный фундамент здоровья, формируются навыки ведения здорового образа жизни. Главным занятием для детей младшего школьного возраста является игра. Программой учтены эти особенности поведения детей. Методически правильно используя игровые формы занятий, педагог может успешно решать все поставленные задачи. Пройдя курс подготовки по данной программе, школьник получит багаж знаний и умений, которые позволят ему успешно справиться с нормативами школьной программы по физической культуре и нормами комплекса ГТО. Он сможет сделать выбор, какой вид спорта ему больше подходит, и продолжить занятия в секции по избранному виду. Ребёнок будет знать, что такое здоровье и как его укрепить и сберечь.


Особенности физического развития подростков в возрасте 9-10 лет

Для детей этого возраста характерен сравнительно медленный и равномерный темп роста. Годовое увеличение роста в это время равно в среднем 4 см, веса - 2 кг, окружности грудной клетки - 2,2 см. Разница в физическом развитии детей разного пола в этом возрасте выражена не очень резко.

Избыточная энергия ребенка в этом возрасте заставляет его активно действовать. Дети в этом возрасте относительно редко болеют. Они находят радость в игре, в активном движении. Ребята ищут приключения, новые впечатления, с удовольствием выполняют физические упражнения. В ответ на внешний раздражитель, каким являются физические упражнения, развиваются и совершенствуются условно рефлекторные связи. В результате возникновения условно рефлекторных связей, обеспечивающих приспособление организма к новым предъявляемым условиям деятельности, происходят изменения морфологического и функционального характера. Эти изменения благодаря регулирующей и координирующей роли центральной нервной системы и адаптационно-трофической функции симпатической нервной системы обеспечивают слаженную деятельность всего организма, повышают его работоспособность и функциональные возможности.

Этот возраст характеризуется значительным развитием лобных долей коры головного мозга. В это время быстро развиваются анализирующая и синтезирующая функции коры головного мозга, совершенствуются двигательные центры. Все органы чувств усиленно развиваются, опорно-двигательный аппарат укрепляется, совершенствуется координация движений. Поэтому большое внимание в этом возрасте следует обращать на развитие координации движений ребенка и формирование у него двигательных навыков. Дети в эти годы очень подвижны и любознательны, однако способность к долгому сосредоточению внимания и продолжительной физической нагрузке у них невелика: они быстро утомляются. Но и восстанавливаются они быстро.

Мышечная сила у детей этого возраста еще недостаточно высокая, средний годовой прирост ручной динамометрии у 9 – 10-летних мальчиков, по данным Гицевич и Левиной, составляет 2,2 кг. В этом периоде недопустимы упражнения, дающие детям интенсивную силовую нагрузку или требующие большого уровня выносливости.

Скелет детей содержит значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. Это позволяет достичь высокого уровня гибкости. Наступает окостенение фаланг пальцев рук.

Дети этого возраста имеют относительно большую ширину просвета артерий и значительную эластичность сосудистых стенок, что создает благоприятные условия для работы сердца. Частота сокращений у детей больше (80—85 ударов в минуту), артериальное давление ниже (105/70 мм) и кровообращение совершается быстрее, чем у взрослых.

Регулирующая функция печени в отношении углеводного, жирового обмена и система теплорегуляции тела у детей этого возраста функционируют недостаточно.

Для данного этапа развития ребенка имеется еще одно название – полу подростковый возраст, поскольку именно в этом возрасте начинается, так называемый, «переходной период». Происходит активная физиологическая перестройка организма; например, начинает более активно развиваться сердечно-сосудистая и половая системы. Подобные быстрые изменения могут стать причиной головных болей, быстрой утомляемости, и одновременно вызвать повышенную тревожность, возбудимость, нервозность.


Цель программы:

  • приобретение учащимися личностных компетентностей в процессе овладения основами знаний и умений в области физической культуры и спорта;

  • укрепление физического здоровья обучающихся, повышение уровня физической подготовленности для успешной сдачи норм ГТО и учебных нормативов по физической культуре;

  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка через общение с членами семьи и педагогом в совместных мероприятиях;

  • формирование гражданской идентичности, осознания принадлежности к родной школе, своей земле, народу Донецкого края;

  • воспитание чувства патриотизма, преданности в служении Родине.


Обучающие задачи:

  • дополнить и углубить знания по истории физической культуры, спорта и олимпийского движения;

  • углубить знания по ведению здорового образа жизни;

  • ознакомить с правилами соревнований по видам спорта и предоставить возможность практиковаться в судействе подвижных игр, эстафет и др.;

  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями;

  • обучить первоначальным навыкам и умениям пешеходного туризма и спортивного ориентирования.


Развивающие задачи:

  • развивать исследовательскую деятельность в процессе подготовки рефератов, докладов, сообщений на физкультурно-спортивную тематику;

  • развивать творческие способности учащихся через участие в конкурсе рисунка или плаката на спортивную тематику;

  • развивать самостоятельное мышление, сообразительность, память, правильную речь через умение сдавать рапорт, провести разминку, объяснить ход и правила игры;

  • развивать социальную активность, способность к сотрудничеству, умение работать в коллективе, способность к решению конфликтов в соответствии с демократическими принципами на основе общечеловеческих ценностей.


Воспитательные задачи:

  • формировать эмоционально-личностное восприятие занятий физической культурой и спортом;

  • воспитывать культуру общения, внимание к людям, отзывчивость, толерантность, честность;

  • способствовать настойчивости в достижении поставленной цели, самостоятельности, трудолюбия, инициативности, ответственности;

  • формировать осознание необходимости готовить себя к предстоящим жизненным испытаниям, к труду и обороне;

  • воспитывать физические качества, необходимые для успешного выполнения норм ГТО и учебных нормативов по физической культуре;

  • обеспечить сохранение памяти о подвигах участников Великой Отечественной войны;

  • воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

  • сформировать потребность в здоровом образе жизни.


Отличительные особенности данной образовательной программы состоят в том, что она включает в себя наряду с блоками по видам спорта блоки теоретической и общефизической подготовки, работу «Клуба выходного дня» (прогулки, экскурсии, походы), а так же различные мероприятия спортивно-развлекательной и военно-патриотической направленности.

Дети, участвующие в реализации данной образовательной программы – 9-10 лет. Наполняемость групп 15 – 20 человек.

Сроки реализации программы – 1 год начальный этап подготовки (1 год обучения), 216 часов.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа (продолжительность - 2 занятия по 45 мин) и состоят из блока теоретических сведений и блока физических упражнений. Акцент сделан на практические занятия, так как без достаточной физической нагрузки ребёнок здоровее не станет. Детей утомляют однообразные занятия, поэтому применяются различные методы организации обучающихся: фронтальный, поточный, индивидуальный, групповой, элементы кросс-фита и круговой тренировки. Необходимо чередовать различные формы работы, например: беседу, викторину, подвижную игру, игру-путешествие, сюжетно-ролевую игру, тренировки по видам спорта и ОФП, квесты, прогулки, соревнования. Кроме того, применяются различные виды самостоятельной деятельности – подготовка сообщений, рефератов, докладов, рисунков, плакатов на спортивную и гражданскую тематику.

На занятиях используются различные методы обучения:

  • словесные методы - беседа, рассказ, объяснение, диалог;

  • наглядные методы – показ техники выполнения упражнений, показ видеоматериалов, иллюстраций, осмотр музейных экспонатов;

  • практические методы - игры спортивные и подвижные, прогулки, экскурсии, походы, а также тренировочные упражнения, соревнования, квесты, спортивно-массовые и тематические праздники.

По типу занятия делятся на: теоретические, практические и комбинированные.


Ожидаемые результаты:

По окончании начального этапа подготовки дети должны знать:

  • основные понятия валеологии, здорового образа жизни;

  • правила техники безопасности дома, на улице, во время занятий спортом;

  • основные требования к режиму дня школьника;

  • основные правила и приёмы самоконтроля, правила личной гигиены;

  • упрощённые правила соревнований по видам спорта;

  • симптомы основных видов травм и заболеваний;

  • основные топографические знаки;

  • порядок действий в экстремальной ситуации дома, на улице, на тренировке или на соревнованиях;

  • приёмы оказания первой доврачебной помощи при травмах.


По окончании начального этапа подготовки дети должны уметь:

  • составить для себя правильный режим дня;

  • составить комплекс упражнений типа «зарядки»;

  • выполнять основные технические действия изученных видов спорта;

  • ориентироваться по солнцу на местности, проходить маршрут по легенде;

  • вязать простые туристские узлы;

  • знать виды костров – «шалаш», «колодец»;

  • преодолевать технические этапы туристской полосы препятствий – «завал», «кочки», «жерди», бревно;

  • организовать туристический бивак;

  • соблюдать правила санитарии, гигиены и техники безопасности;

  • оказывать первую доврачебную помощь при травмах;

  • владеть первоначальными навыками инструкторской практики (например, уметь провести «разминку» с группой своих товарищей).


Способы определения результативности

Данная программа предусматривает следующие методы отслеживания результативности:

  • педагогическое наблюдение;

  • педагогический анализ участия воспитанников в мероприятиях и соревнованиях, активности обучающихся на занятиях и т.п.;

  • педагогический мониторинг (ведение журнала учёта посещаемости, анкетирование, тесты, анализ уровня теоретической подготовки по результатам участия в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах);

  • мониторинг физического развития и подготовленности детей (измерение антропометрических данных, приём контрольных нормативов).


Виды контроля

В начале учебного года рекомендуется провести опрос детей с целью определения уровня теоретических знаний в форме беседы, анкетирования. А уровень физического развития и физической подготовленности - в форме тестов, предусмотренных учебной программой по физической культуре.

В течение всего учебного года для определения степени усвоения группой практического учебного материала проводится периодический педагогический контроль. Для определения уровня овладения учащимися двигательными умениями и навыками эффективной формой контроля будут соревнования, конкурсы, акции. Нормативы и тесты принимаются согласно учебной программе по физической культуре. Результаты контроля могут быть основанием для корректировки содержания программы и поощрения, наиболее отличившихся в соревнованиях и различных мероприятиях учащихся.


Формы подведения итогов реализации программы

В конце года обучения проводится открытое показательное занятие с приглашением родителей. На нём дети демонстрируют свои умения и достижения.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(начальный этап подготовки, первый год обучения)



Раздел, тема

Количество часов

Теорет.

Практ.

Всего



РАЗДЕЛ І

Вступительная часть


2


-


2

1.1

Вступительное занятие. Задачи и содержание работы кружка. Права и обязанности членов кружка. Этика поведения

1



1.2

Правила безопасности во время тренировок, соревнований, прогулок, экскурсий, походов, самостоятельных занятий дома

1







РАЗДЕЛ ІІ

Основы знаний о физической культуре


12


8


20

2.1

Понятие о здоровье, здоровом образе жизни

2



2.2

Основы знаний о санитарии и гигиене

2



2.3

Самоконтроль во время занятий, измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС)

2

2


2.4

Исторические аспекты спорта, Олимпийских игр

2



2.5

Приёмы оказания доврачебной помощи при ссадинах, царапинах, ушибах

2

6


2.6

Самостоятельные занятия физической культурой

2





РАЗДЕЛ ІІІ



36


40

Подвижные игры

4

3.1

Основные правила проведения подвижных игр

В ходе занятий

3.2

Подвижные игры в жизни школьника

2



3.3

Проведение подвижных игр во время занятий


30


3.4

Судейство подвижных игр

2

6




РАЗДЕЛ ІV

Общая физическая подготовка




28

2

26

4.1

Общие понятия о физическом развитии и физической подготовке

2



4.2

Упражнения для развития основных физических качеств


20


4.3

Элементы кросс-фита, круговая тренировка


6




РАЗДЕЛ V

Лёгкая атлетика


-


16


16

5.1

Бег на дистанции 30 и 60 м, челночный бег 4х9 м


4


5.2

Бег с равномерной скоростью от 300 до 800 м, кросс 0,5-0,7 км


4


5.3

Прыжки в длину и высот


4


5.4

Метание малого мяча в цель и на дальность


4




РАЗДЕЛ VI

Гимнастика


-


22


22

6.1

Строевая подготовка


4


6.2

Акробатические упражнения


6


6.3

Упражнения в равновесии


4


6.4

Лазание и перелазание


4


6.5

Висы и упоры


4




РАЗДЕЛ VII

Элементы спортивных игр


-

32

32

7.1

Элементы футбола


8


7.2

Элементы волейбола


8


7.3

Элементы баскетбола


8


7.4

Элементы гандбола


8




РАЗДЕЛ VIII

Туризм

4

16

20

8.1

Ориентирование на местности

2

2


8.2

Топографические знаки, чтение карты

2

2


8.3

Движение по легенде, по маркированной трассе


2


8.4

Вязание основных туристических узлов


2


8.5

Виды костров, укладывание рюкзака


2


8.6

Техника пешеходного туризма, технические этапы


6




РАЗДЕЛ IX

Мероприятия соревновательной направленности


2


30


32

9.1

Дидактические игры: «Назови, что это за спорт?», «Какому виду спорта принадлежит инвентарь?»

2



9.2

Конкурсы «Кто самый ловкий?», «Ловкие и смелые», Военно-патриотический праздник в честь Дня защитника Отечества «Будущий защитник Отечества». Конкурс рисунка, конкурс плаката – выполнение работ в домашних условиях (вне сетки часов) с последующей организацией выставки для всеобщего обозрения


6


9.3

Соревнования по видам спорта


6


9.4

Сдача норм комплекса ГТО


6


9.5

Квесты («Юный турист», «Клад» или другие)


6


9.6

Спортивные праздники в честь знаменательных дат и общественно значимых событий


6




РАЗДЕЛ X

Мероприятия выходного дня



Вне сетки часов

10.1

Прогулки на природе с беседами о необходимости сохранения местной флоры и фауны

10.2

Экскурсии (в том числе в музей)

10.3

Походы выходного дня



РАЗДЕЛ XI

Итоговое занятие


2


2


4

11.1

Проведение показательных выступлений с участием родителей


2


11.2

Подведение итогов работы. Награждение. Задание на период летних каникул. Составление примерного плана работы кружка на будущий год

2




ВСЕГО:

28

188

216





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(начальный этап подготовки, первый год обучения)





РАЗДЕЛ І

Вступительная часть

Тема №1. Организационные вопросы (2 ч)

Задачи и содержание работы кружка. Права и обязанности членов кружка. Этика поведения.





РАЗДЕЛ ІІ

Основы знаний о физической культуре и спорте

Тема № 2. Теоретические сведения (20 ч)

Правила безопасности во время занятий физическими упражнениями.

Понятие о здоровье, здоровом образе жизни (ЗОЖ).

Основы знаний о санитарии и гигиене.

Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС).

История спорта, Олимпийских игр.

Приёмы оказания первой помощи при ссадинах, царапинах, ушибах.

Самостоятельные занятия дома.





РАЗДЕЛ ІІІ

Подвижные игры

Тема № 3. Подвижные игры (40 ч)

Основные правила проведения подвижных игр.

Подвижные игры в жизни школьника.

Проведение подвижных игр: «Охотники и утки», «Удочка», «Тир», «Вызов номеров», «Ловля парами», «Невод», «Снайперы».

Судейство подвижных игр.





РАЗДЕЛ ІV

Общая физическая подготовка

Тема № 4. Упражнения для развития физических качеств (28 ч)

Правила безопасности.

Понятие физического развития и физической подготовки

Упражнения для развития основных физических качеств:

Ловкость: челночный бег 4х9 м, ускорения из различных исходных положений, прыжки с поворотами, прыжки по «кочкам», полоса препятствий, подвижные игры «Охотники и утки», «Охотники и олени», «Не давай мяч водящему», «Мяч капитану».

Гибкость: наклоны, махи руками и ногами с максимальной амплитудой, растяжки сидя, упражнения в парах с давлением партнёра, акробатические упражнения - полушпагат, стойка на лопатках, «мост», «корзинка».

Скорость: бег на короткие дистанции, бег за лидером, эстафеты с бегом; подвижные игры «Вызов», «Вызов номеров», «Салки», «Марш шеренгами», «Воробьи – вороны».

Скоростно-силовые: прыжки, метание мяча, упражнения с набивным мячом.

Сила: упражнения с собственным весом, с отягощениями, с сопротивлением партнёра.

Элементы кросс-фита, круговой тренировки.





РАЗДЕЛ V

Лёгкая атлетика

Тема № 5. Легкоатлетические упражнения (16 ч)

Правила безопасности во время занятий лёгкой атлетикой.

Специальные упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, бег с захлёстом голени назад, семенящий бег.

Бег 30 и 60 м, челночный бег 4х9 м.

Бег с равномерной скоростью 300 - 800м.

Кросс 0,5 – 0,7 км.

Прыжки в длину с места, с разбега.

Прыжки в высоту, в «глубину».

Метание малого мяча в цель.

Метание малого мяча на дальность.





РАЗДЕЛ VI

Гимнастика

Тема № 6. Гимнастика (22 ч)

Правила безопасности.

Строевая подготовка: построение в шеренгу и колонну, выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!» Повороты на месте. Расчёт по порядку и на первый-второй.

Акробатика: стойка на лопатках, перекаты боком, ползание по матам, кувырок вперёд, «мост», «корзина».

Упражнения в равновесии: разновидности ходьбы по бревну, приседания, переступание через предметы, соскоки.

Лазание и перелазание: упражнения на гимнастических матах, на гимнастических скамейках, на гимнастических стенках.

Висы: вис стоя, вис согнувшись, вис на согнутых руках, махи «маятник» в висе, подтягивание в висе лёжа, в висе зацепом двумя ногами.

Упоры: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на скамейке, на полу, перемещение на руках в упоре лёжа.





РАЗДЕЛ VII

Элементы спортивных игр

Тема № 7. Элементы спортивных игр (32 ч)

Правила безопасности во время занятий спортивными играми.

Футбол: ведение, передачи, остановки мяча. Обводка стоек. Введение мяча из-за боковой линии. Удары по мячу внутренней стороной стопы.

Волейбол: стойка и перемещения игрока, нижняя прямая подача, приём мяча снизу двумя руками. Игра «Пионербол».

Баскетбол: стойка и перемещения игрока, ведение мяча на месте и с продвижением. Передачи мяча двумя руками от груди. Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места. Игра мини – баскетбол.

Гандбол: стойка и перемещения игрока, ведение мяча, передачи мяча в парах. Броски мяча в ворота с места и в движении.

Игра мини – гандбол.





РАЗДЕЛ VIII

Туризм

Тема № 8. Туризм (20 ч)

Правила безопасности жизнедеятельности.

Ориентирование по солнцу и компасу.

Основные топографические знаки.

Движение по маркированной трассе.

Движение по легенде.

Вязание узлов: прямой, шкотовый, академический, проводник.

Укладывание рюкзака.

Пожарная безопасность.

Виды костров: «шалаш» и «колодец».

Техника пешеходного туризма: движение походным шагом, преодоление «кочек», «жердей», «завала», переправа по бревну.





РАЗДЕЛ IX

Мероприятия соревновательной направленности

Тема № 8. Соревнования и воспитательные мероприятия (32ч) Дидактические игры «Назови, что это за спорт?», «Какому виду спорта принадлежит инвентарь?».

Конкурсы: «Кто самый ловкий?», «Ловкие и смелые», «Будущий защитник Отечества», рисунка, плаката на заданную тему.

Соревнования по видам спорта.

Сдача норм комплекса ГТО.

Квесты: «Юный турист», «Клад».

Спортивные и тематические праздники.





РАЗДЕЛ X

Мероприятия выходного дня

Тема № 9. Походы, экскурсии, прогулки (вне сетки часов) Правила поведения. Этика поведения.

Прогулки по лесу, парковой зоне с беседами о местной флоре и фауне.

Экскурсии с посещением памятных мест, связанных с историей.

Походы выходного дня.





РАЗДЕЛ XI

Заключительная часть

Тема № 10. Подведение итогов (4 ч)

Проведение показательных выступлений с присутствием родителей.

Подведение итогов работы. Награждение. Задание на период летних каникул. Составление примерного плана работы кружка на будущий год.









Приложение 1



ТЕСТ ОЦЕНИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

(начальный уровень, 1 год обучения)





Виды испытаний

Пол

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

1

Бег на 30 м (с)

Д

8,0

7,6

7,2

6,8

6,4

М

7,8

7,2

6,9

6,6

6,2

2

Прыжок в длину с места (см)

Д

80

100

110

115

120

М

100

110

118

125

135

3

Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 с.

Д

2

6

10

14

18

М

2

6

10

14

18

4

Бег 300 м (мин., сек.)

Д

2.30

2.20

2.10

2.00

1.50

М

2.20

2.10

2.00

1.50

1.40

5

Кросс 0,5 км (мин., сек.)

Д

3.20

3.15

3.10

3.05

3.00

М

3.10

3.05

3.00

2.55

2.50

6

Подтягивание на перекладине (девочки – на низкой)

Д

1

2

4

6

8

М

0

0,5

1

2

3

7

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (количество раз)

Д

1

2

4

6

8

М

2

4

6

8

10

8

Челночный бег 4х9 м (сек.)

Д

14,6

14,0

13,2

12,6

12,2

М

13,2

12,7

12,2

11,6

11,2

9

Наклон вперёд из положения сидя (см)

Д

-2

1

3

5

7

М

-4

-2

1

3

5



















Приложение 2





КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(начальный уровень, 1 год обучения)





Вид упражнения

Пол

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

1

Метание малого мяча с 6 м в цель – 10 попыток

Д

1

2

3

4

5

М

2

3

4

5

6

2

Акробатические элементы (количество выполненных)

Д

2

3

4

5

6

М

1

2

3

4

5

3

Удары мяча ногой в гандбольные ворота с 7 м, 10 попыток

Д

2

3

4

5

6

М

3

4

5

6

7

4

10 подач мяча через волейбольную сетку с 6 м

Д

1

2

3

4

5

М

2

3

4

5

6

5

10 бросков мяча в корзину с близкого расстояния

Д

1

2

3

4

5

М

2

3

4

5

6

6

Броски гандбольного мяча в окно 50х50 см с 5 м – 10 попыток

Д

0

1

2

3

4

М

1

2

3

4

5

7

Прыжки по кочкам через 50 см, 10 кочек

Д

4

5

6

7

8

М

4

5

6

7

8



Примечание:

отметка «5» соответствует высокому уровню;

отметка «4» соответствует уровню выше среднего;

отметка «3» соответствует среднему уровню;

отметка «2» соответствует уровню ниже среднего;

отметка «1» соответствует низкому уровню;

Пункт № 2 контрольных упражнений (акробатические элементы) предполагает свободный выбор заданий из ниже перечисленных:

- кувырок вперёд;

- кувырок назад;

- длинный кувырок;

- стойка на лопатках «берёзка»;

- мост;

- переворот боком «колесо»;

- равновесие на одной ноге «ласточка»;

- «корзина»;

- полушпагат; шпагат (продольный, поперечный);

- стойка на голове и руках;

- стойка на руках.

Приложение 3



КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практ.

Тема 1. Вступительная часть (2часа)

1

01.09

Вступительное занятие. Права и обязанности членов кружка. Этика поведения. Правила безопасности во время тренировок, соревнований, прогулок, экскурсий, походов, самостоятельных занятий дома

2

2


Тема 2. Основы знаний о физической культуре и спорте (20 часов)

2

02.09

Понятие о здоровье, здоровом образе жизни

2

2


3

03.09

Основы знаний о санитарии и гигиене

2

2


4

09.09

Самоконтроль во время занятий, измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС)

2

2


5

10.09

Самоконтроль во время занятий, измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС)

2


2

6

15.09

Исторические аспекты спорта, Олимпийских игр

2

2


7

16.09

Приёмы оказания доврачебной помощи при ссадинах, царапинах, ушибах

2

2


8

17.09

Приёмы оказания доврачебной помощи при ссадинах, царапинах, ушибах

2


2

9

22.09

Приёмы оказания доврачебной помощи при ссадинах, царапинах, ушибах

2


2

10

23.09

Приёмы оказания доврачебной помощи при ссадинах, царапинах, ушибах

2


2

11

24.09

Самостоятельные занятия физической культурой

2

2


Тема 3. Подвижные игры (40 часов)

12

29.09

Основные правила проведения подвижных игр. Подвижные игры в жизни школьника

2

2


13

30.09

Подвижные игры «Охотники и утки», «Снайперы», «Тир», «Удочка»

2

2


14

01.10

Подвижные игры «Вызов номеров», «Ловля парами», «Невод», «Салки», «Вьюны»

2


2

15

06.10

Подвижные игры «Кот и мышь», «Пчелки и ласточки», «Гуси–лебеди», «Салки в приседе»

2


2

16

07.10

Подвижные игры «Автомобили», «Водяной», «Горелки», «Через кочки и пенёчки»,

2


2

17

08.10

Подвижные игры «Карлики и великаны», «Музыкальные змейки», «Нитка-иголка»

2

2


18

13.10

Подвижные игр «Повтори за мной», «Поезд», «Эхо», «Часовые и разведчики»,

2

2


19

14.10

Подвижные игры «Тяни в круг», «Перетягивание через черту», «Сильные и ловкие», «Вызов»

2


2

20

15.10

Подвижные игры «Наступление», «Бег за флажками», «Перебежка с выручкой», «Погоня»

2


2

21

20.10

Подвижные игры «Охрана перебежек», «День и ночь», «Эстафета по кругу», «Удочка» (простая и командная)

2

2


22

21.10

Подвижные игры «Верёвочка под ногами», «Пятнашки», «Ящерица», «Ловкие и меткие»

2


2

23

22.10

Подвижные игры «Перестрелка», «Кто выше?», «С кочки на кочку», «Зайцы в огороде»

2


2

24

27.10

Подвижные игры «Лиса и куры», «Салки на одной ноге», «Салки в приседе»

2

2


25

28.10

Подвижные игры «Запрещённое движение», «Два лагеря», «Орешек», «Светофор»

2


2

26

29.10

Подвижные игры «Фигуры», «Пастух и волк», «Ловкий воробей», «Метка», «Щука»

2


2

27

03.11

Подвижные игры «Веревка-змейка», «Парашютисты», «Лиса и куры», «Плеточка», «Занимай свои места»

2


2

28

05.11

Судейство подвижных игр

2

2


29

10.11

Судейство подвижных игр

2


2

30

11.11

Судейство подвижных игр

2


2

31

12.11

Судейство подвижных игр

2


2

Тема 4. Общая физическая подготовка (28 часов)

32

17.11

Правила безопасности Общие понятия о физическом развитии и физической подготовке. Правила безопасности на занятиях

2


2

33

18.11

Ловкость: челночный бег 4х9 м, ускорения из различных исходных положений

2

2


34

19.11

Ловкость: прыжки с поворотами, прыжки по «кочкам», полоса препятствий, подвижные игры

2


2

35

24.11

Гибкость: наклоны, махи руками и ногами с максимальной амплитудой, растяжки сидя, упражнения в парах с давлением партнёра

2


2

36

25.11

Гибкость: акробатические упражнения - полушпагат, стойка на лопатках, «мост», «корзинка»

2


2

37

26.11

Скорость: бег на короткие дистанции, бег за лидером, подвижные игры «Вызов номеров», «Салки»

2


2

38

01.12

Скорость: эстафеты с бегом; подвижные игры «Марш шеренгами», «Воробьи – вороны»

2


2

39

02.12

Скоростно-силовые: прыжки, метание мяча, упражнения с набивным мячом

2


2

40

03.12

Скоростно-силовые: прыжки, метание мяча, упражнения с набивным мячом

2


2

41

08.12

Сила: упражнения с собственным весом, с отягощениями, с сопротивлением партнёра

2


2

42

09.12

Сила: упражнения с собственным весом, с отягощениями, с сопротивлением партнёра.

2


2

43

10.12

Элементы кросс-фита, круговой тренировки

2


2

44

15.12

Элементы кросс-фита, круговой тренировки

2


2

45

16.12

Элементы кросс-фита, круговой тренировки

2


2

Тема 5. Лёгкая атлетика (16 часов)

46

17.12

Правила ТБ во время занятий лёгкой атлетикой. Специальные упражнения легкоатлета: бег с высоким подниманием бедра, бег с захлёстом голени назад, семенящий бег

2


2

47

22.12

Бег 30 и 60 м, челночный бег 4х9 м

2


2

48

23.12

Бег с равномерной скоростью 300 – 800 м

2


2

49

24.12

Кросс 0,5 – 0,7 км

2


2

50

29.12

Прыжки в длину с места, с разбега

2


2

51

30.12

Прыжки в высоту, в «глубину»

2


2

52

12.01

Метание малого мяча в цель

2


2

53

13.01

Метание малого мяча на дальность

2


2

Тема 6. Гимнастика (22 часа)

54

14.01

Правила ТБ во время занятияй гимнастикой. Строевая подготовка: построение в шеренгу и колонну, выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!» Повороты на месте. Расчёт по порядку и на первый-второй.

2


2

55

19.01

Строевая подготовка: построение в шеренгу и колонну, выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!» Повороты на месте. Расчёт по порядку и на первый-второй.

2


2

56

20.01

Акробатика: стойка на лопатках, перекаты боком

2


2

57

21.01

Акробатика: ползание по матам, кувырок вперёд

2


2

58

26.01

Акробатика: стойка «мост», «корзина»

2


2

59

27.01

Упражнения в равновесии: разновидности ходьбы по бревну, приседания

2


2

60

28.01

Упражнения в равновесии: переступание через предметы, соскоки.

2


2

61

02.02

Лазание и перелазание: упражнения на гимнастических матах

2


2

62

03.02

Лазание и перелазание: на гимнастических скамейках

2


2

63

04.02

Висы: вис стоя, вис согнувшись, вис на согнутых руках, махи «маятник» в висе, подтягивание в висе лёжа, в висе зацепом двумя ногами

2


2

64

09.02

Упоры: сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на скамейке, на полу, перемещение на руках в упоре лёжа

2


2

Тема 7. Элементы спортивных игр (32 часа)

65

10.02

Правила безопасности во время занятий спортивными играми

Футбол: ведение, передачи, остановки мяча.

2


2

66

11.02

Футбол: обводка стоек, ведение мяча из-за боковой линии

2


2

67

16.02

Футбол: удары по мячу внутренней стороной стопы

2


2

68

17.02

Тренировочная игра «Футбол»

2


2

69

18.02

Волейбол: стойка и перемещения игрока

2


2

70

24.02

Волейбол: нижняя прямая подача

2


2

71

25.02

Волейбол:, приём мяча снизу двумя руками

2


2

72

02.03

Тренировочная игра «Пионербол».

2


2

73

03.03

Баскетбол: стойка и перемещения игрока, ведение мяча на месте и с продвижением

2


2

74

04.03

Баскетбол: передачи мяча двумя руками от груди

2


2

75

09.03

Баскетбол: бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места

2


2

76

10.03

Тренировочная игра «Мини – баскетбол»

2


2

77

11.03

Гандбол: стойка и перемещения игрока, ведение мяча, передачи мяча в парах.

2


2

78

16.03

Гандбол: стойка и перемещения игрока, ведение мяча, передачи мяча в парах

2


2

79

17.03

Гандбол: броски мяча в ворота с места и в движении

2


2

80

18.03

Тренировочная игра «Мини – гандбол»

2


2

Тема 8. Туризм (20 часов)

81

23.03

Правила безопасности жизнедеятельности.

Ориентирование по солнцу и компасу

2

2


82

24.03

Ориентирование по солнцу и компасу, на местности

2


2

83

25.03

Основные топографические знаки, чтение карт

2

2


84

30.03

Основные топографические знаки, чтение карт

2


2

85

31.03

Движение по маркированной трассе, по легенде

2


2

86

01.04

Вязание узлов: прямой, шкотовый, академический, проводник

2


2

87

06.04

Виды костров: «шалаш» и «колодец», пожарная безопасность, укладывание рюкзака

2


2

88

07.04

Техника пешеходного туризма: движение походным шагом

2


2

89

08.04

Техника пешеходного туризма: преодоление «кочек», «жердей», «завала»

2


2

90

13.04

Техника пешеходного туризма: переправа по бревну

2


2

Тема 9. Мероприятия соревновательной направленности (32 часа)

91

14.04

Дидактические игры «Назови, что это за спорт?», «Какому виду спорта принадлежит инвентарь?».

2

2


92

15.04

Конкурс: «Кто самый ловкий?», рисунки на заданную тему

2


2

93

20.04

Конкурсы: «Ловкие и смелые» отрядная песня заданную тему

2


2

94

21.04

Конкурсы: «Будущий защитник Отечества», плакат на заданную тему

2


2

95

22.04

Соревнования по видам спорта: футбол

2


2

96

27.04

Соревнования по видам спорта: волейбол

2


2

97

28.04

Соревнования по видам спорта: баскетбол

2


2

98

29.04

Сдача норм комплекса ГТО: бег на 30 м, челночный бег 4*9, бег 300 м

2


2

99

04.05

Сдача норм комплекса ГТО: прыжок в длину с места, наклон туловища вперед, подтягивание на перекладине

2


2

100

05.05

Сдача норм комплекса ГТО: поднимание туловища из положения лежа, сгибанине/разгибание рук

2


2

101

06.05

Квест «Юный турист»

2


2

102

12.05

Квест «Клад»

2


2

103

13.05

Квест «Ключи здоровья»

2


2

104

18.05

Спортивный праздник «Спасибо деду за Победу»

2


2

105

19.05

Спортивный праздник «Молодая Республика»

2


2

106

20.05

День здоровья «Здоровым быть здорово»

2


2

Тема 10. Заключительная часть (4 часа)

107

25.05

Проведение показательных выступлений с присутствием родителей

2


2

108

26.05

Подведение итогов работы. Награждение. Задание на период летних каникул. Составление примерного плана работы кружка на будущий год

2

2







Приложение 3



Список литературы, рекомендованный педагогам для освоения данного вида деятельности


  1. Алёшин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: Физкультура и спорт,1983.

  2. Большая детская энциклопедия. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

  3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

  4. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие для вузов по специальности «Физическая культура» / Л.А. Вяткин, Е. В. Сидорчук. – 3-е изд. – М.: Академия, 2008. - 208с.

  5. Демчишин А.П. Подвижные и спортивные игры в школе. - К.: Образование, 1992.

  6. Емельянов Б.В. Экскурсоведение / Б.В. Емельянов – М., 2000.–768 с.

  7. Исследовательская работа школьников: педагогическая мастерская /Н.С.Криволап. - Мн.: Краско-Принт, 2005.-175 с.

  8. Квартальянов В.А. Туризм: учебник для образовательных учреждений туристского профиля / В.А. Квартальянов.- 2-е изд. перераб. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 336 с.

  9. Киреева Ю.А. Основы туризма: учебно–практическое пособие / Ю.А. Киреева. – М.: Сов. Спорт, 2008. – 108 с.

  10. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М.: Профиздат, 1987.

  11. Куликов В.М., Куликов Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. – М.: ЦДЮТур, 1997.

  12. Новиков В.С. Инновации в туризме: учебное пособие для вузов по спец. «Социал.- культур. сервис и туризм» / В.С. Новиков. – М.: Академия, 2007. – 208 с.

  13. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. – М.: ФСО РФ, 1997.

  14. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А.А.Остапец. – М.: Педагогика, 2001.-206 с.

  15. Столяров Б.А. Основы экскурсионного дела / Б.А.Столяров, Н.Д.Соколова, Н.А. Алексеева. – СПб. – 1999. – 660 с.

  16. Федотов Ю.Н. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник для студентов вузов / Ю.Н. Федотов, И.Е. Востоков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Сов.спорт, 2008. – 464с.





Список литературы, рекомендованной учащимся,

для успешного освоения данной образовательной программы


  1. Методические рекомендации по проведению соревнований по пешеходному туризму. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.octk.ucoz.ua.

  2. Огородников, Моисеенков А.Л., Приемыш Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. М.: Физкультура и спорт, 1980.

  3. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования / Ф.С. Уховский. - М.: ЦДЮТур. – 1996. - 198 с.

  4. Фесенко Б.И. Книга молодого ориентировщика / Б.И. Фесенко. - М.: ЦДЮТур. - 1997.- 204 с.

  5. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

  6. Штучная Е.Б. Теория и методика спортивно - оздоровительного туризма: учебное пособие / Е.Б. Штучная. – Омск: ОГИС, 2005. - 264с.

  7. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. – М.: Профиздат, 1985.






27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!