СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к учебнику «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2016

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии (Примерные программы основного общего образования. Биология Естествознание. – М.: Просвещение, 2010 стр. 3-51), программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы» (Авторы; В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов)  к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, базисно­го учебного плана.  Используется учебник:  Пасечник В.В. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2016).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к учебнику «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2016»


Комитет по образованию г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 110»

Железнодорожного района




«Согласовано»

Методическим советом

МБОУ СОШ № 110

______________ Тихонова Н.В.


« » августа 2017 года.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №110»


________________ Бабичева Ю.В.


« » августа 2017 года.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Дудкина Елена Геннадьевна (высшая)

Ф.И.О., категория




По предмету «Биология» в 6 А, Б классах









Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год










Составители: Дудкина Е.Г.



Содержание


№ п/п

Содержание программы

Стр.

I

Пояснительная записка

3

Общие положения

3

Обоснование выбора УМК

3

Цель и задачи обучения предмету

3 - 6

Место и роль предмета (курса) в учебном плане

6 - 7

Система оценки достижений учащихся

7- 11

Общая характеристика организации учебного процесса

11- 13

Отличительные особенности рабочей программы от авторской

13

Используемая в тексте программы система условных обозначений

13-14

II

Планируемые результаты. Личностные, метапред

метные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе

14- 18

III

Содержание тем учебного курса

19-25

IV

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся



Используемая литература

26


Лист внесения изменений и дополнений

27
























I. Пояснительная записка

1) Общие положения.

Рабочая программа составлена на основе Феде­рального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии (Примерные программы основного общего образования. Биология Естествознание. – М.: Просвещение, 2010 стр. 3-51), программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы» (Авторы; В.В. Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов) к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, базисно­го учебного плана. Используется учебник: Пасечник В.В. «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений / В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2016).

Рабочая программа по курсу «биология» составлена с учетом основных положений образовательной программы школы (задач образовательного процесса, ожидаемого результата, учебного плана школы).

Структура рабочей программы включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением часов по разделам курса, ожидаемый результат.

Образовательная область, включающая данный учебный предмет: «Естественно-научные предметы».


  1. Обоснование выбора программы и учебника


Выбрана авторская программа по биологии, разработанная под руководством В.В.Пасечника. Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, преемственность в изучении естественно – научных предметов первой и второй ступеней школьного образования, начинает единую образовательную линию по курсу «биология». Учебники для общеобразовательных учреждений прошли апробацию и внедрены в Российских школах, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации.


  1. Цель и задачи обучения предмету


Курс биологии на ступени основного общего обра­зования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания прове­ден с учетом культуросообразного подхода, в соответ­ствии с которым обучающиеся должны освоить содер­жание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущность человека;

  • уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов:

«Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержа­ние раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов перено­сятся с особенностей строения отдельных представи­телей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизне­деятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические за­кономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено обучающимися при изучении курса био­логии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их вос­приятия общебиологическими закономерностями. Данные этого раздела имеются в содержании других разделов.

Цели биологического образования в основной шко­ле формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания пред­метных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ро­стом информационных перегрузок, переменой характе­ра и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значи­мыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечи­вающее включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, цен­ностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как си­стеме познавательных (научных) ценностей, на­копленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование при­звано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направлен­ных на получение нового знания о живой приро­де; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формирова­нием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учеб­но-познавательными, информационными, цен­ностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познаватель­ной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному от­ношению к объектам живой природы.


Общая характеристика курса «Биология. 6 класс». Цели изучения биологии в 6 классе.

Целью изучения биологии в 6 классе является осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Задачами курса являются:

- выяснение, чем живая природа отличается от неживой;

- формирование общих представлений о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе;

- получение сведений о клетке, тканях и органах живых организмов;

- углубление знаний об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г. Швецова. Резерв свободного времени, предусмотренный авторской программой направлен на итоговое повторение курса биологии в конце учебного года.


В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Содержание курса биологии в 6 классе строится на основе деятельностного подхода. Резерв учебного времени предусматривает увеличение доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий, проведение экскурсий.


4) Место предмета (курса) в учебном плане.


Рабочая программа составлена в соответ­ствии с Федеральным государственным образова­тельным стандартом основного общего образования для 5—9 классов, принятым в декабре 2010 г.

Рабочая программа по биологии построена на ос­нове фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам ос­воения основной образовательной программы основ­ного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основ­ного общего образования, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граж­данина России.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содер­жащихся в фундаментальном ядре содержания об­щего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно дает представление об основных видах учебной деятельности в процессе ос­воения курса биологии в основной школе. В при­мерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с при­мерными программами начального общего образова­ния, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предмет­ных тем, перечисленных в образовательном стандар­те, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержа­нию, способствующему формированию современной естественно - научной картины мира, показано прак­тическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым уча­щиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эс­тетической культуры, сохранения окружающей сре­ды и собственного здоровья, для повседневной жиз­ни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществ­ляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодейст­вие научного, гуманистического, аксиологическо­го, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС и включает в себя:

  • задачи урока;

  • планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные);

  • деятельность учащихся;

Рабочая программа написана в соответствии с содержанием школьной программы по биологии и учебника В. В. Пасечника «Биология Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.» Учебник. М.: Дрофа, 2014. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособи­ях, созданных коллективом авторов под руководст­вом В. В. Пасечника.

Вместе с учебником единую информационно-образовательную среду линии формируют:

1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014.

2. Электронное приложение к учебнику. Издательство «Дрофа», 2014.

3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013.

4. Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология.


  1. Система оценки достижений учащихся


Оценивание устного ответа учащегося:

Оценка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;

чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;

для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответы самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.

Оценка «3»:

усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;

не всегда последовательно, определение понятий недостаточно чёткие;

не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении;

допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определений, понятий.

Оценка «2»:

основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии.

Оценка "5" ставится, если ученик:

правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

научно, грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта;

в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы); проявил организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы);

эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета, эксперимент проведен не полностью;

в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

правильно определил цель опыта;

работу выполнил правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что не позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большой погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

не определил самостоятельно цель опыта;

выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Примечание. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Оценка за лабораторную работу выставляется на усмотрение учителя, если лабораторная работа идет как элемент урока и обязательно, если занимает целый урок. Оформление лабораторно й работы в тетрадях осуществляется при наличии достаточного количества времени на уроке. Некоторые лабораторные работы могут быть выполнены учащимися дома.

Оценка умений проводить наблюдения (учитывается правильность проведения; умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах).

Оценка «5»:

правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.

Оценка «4»:

правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3»:

допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдений по заданию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2»:

допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя;

неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.


Оценка знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка «5»ставится, если ученик:

Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4»ставится, если ученик:

Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3»ставится, если ученик:

Правильно выполняет не менее половины работы.

Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка«2» ставится, если ученик:

Правильно выполняет менее половины письменной работы.

Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3′′.

Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте.

Оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.


Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по биологии критерии оценок следующие:

«5» -80 –100 %;

«4» -60 –80 %;

«3» -40 –60 %;

«2» -менее 60 %.


6) Общая характеристика организации учебного процесса

В соответствии с новой образовательной парадиг­мой Федеральный государственный образователь­ный стандарт основного общего образования строит­ся на основе системно-деятельностного подхода, реализация которого предполагает, что учащиеся включаются в про­ектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, класси­фицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структури­ровать материал и др. Учащиеся осваивают ком­муникативную учебную деятельность, где преобла­дают такие ее виды, как умение полно и точно выра­жать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, всту­пать в диалог и т. д. Следовательно, при изучении биологии в основной школе учащиеся должны овла­деть учебными действиями, позволяющими им до­стичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов, предусмотренных новым стандартом. Решение этих задач необходимо на­чинать с первых уроков биологии.

Основной формой занятий является урок, дидактическая цель которого обусловлена местом урока в учебном курсе, разделе, теме. Учебная работа организована с учетом психолого-возрастных особенностей подростков, формирует коллективистические отношения. На уроке применяются различные формы и методы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, контроль усвоения материала по теме, входной и выходной контроль). Для формирования и совершенствования информационных компетенций запланирована презентация творческих заданий индивидуально и в группе. Использование демонстрационных таблиц, моделей, электронных пособий, мультимедиапроекции, приборов и лабораторного оборудования.

Важным структурным компонентом урока явля­ется анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью сис­тематически подводятся итоги урока, комментируется работа учащихся по усвоению знаний и овладе­нию умениями.

В планировании раскрываются задачи темы и каждого урока; краткое содержание учебного мате­риала; методика его изучения, проверки и закрепле­ния знаний. Задания для самостоятельной работы указываются по рабочей тетради, изданной в каче­стве приложения к учебнику.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понима­ния учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскур­сии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздейство­вать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и инте­реса к предмету.

Глубокому ус­воению знаний способствует целенаправленное и по­следовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается при­менение различных методов, приемов и средств обучения, при котором учащиеся сами приходят к правильным выво­дам, что способствует переходу их знаний в убеждения и формированию биологического мышления.

В основу реализации данного курса положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход является ключевым аспектом в обучении в условиях реализации требований ФГОС не только потому, что является концептуальной основой новых стандартов, а во многом потому, что способствует формированию развитой личности, способной к самостоятельной деятельности, и формированию главного умения – умения учиться.

Ведущие технологии, которая используется для достижения целей курса:

здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, развития критического мышления, игровые.

Предусмотрены уроки с использованием ИКТ, экскурсии.

Ведущие методы обучения:

- частично-поисковый (организация самостоятельного определения обучающимися проблем и их решения);

- словесно-практический (лабораторные и практические работы как средство решения познавательных проблем и достижения личностных и метапредметных результатов, наблюдение и мониторинг окружающей среды как средство достижения предметных результатов).

- словесные - рассказ, беседа;

- наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные.

Контроль и учёт предметных образовательных результатов ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование уровня достижения обучающимися функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирование, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы в форме лабораторных и практических работ, устный и письменный опросы, выполнение проверочных заданий с помощью интерактива (на компьютере), решение задачи (устно или письменно), заполнение таблицы или схемы на доске или в тетради, письменный ответ с указанием частей на рисунке и их обозначение, сравнение признаков изучаемых объектов, индивидуальные сообщения учащихся, письменные диктанты по терминам, тематические зачеты);

- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);

- аттестация по итогам года (контрольная работа);

- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках,  конкурсах и т.д.)

В соответствии с федеральным базисным учебным планом , по рекомендации Министерства образо­вания и науки РФ на раздел « Биология» в 6 классе от­водится 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 35 часов в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содер­жания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.

класс

6-А

6-Б

уровень

базовый

базовый

кол-во часов

1

1


7) Отличительные особенности рабочей программы от авторской.

Авторская программа основного общего образования «Биология. 5—9 классы» В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова для базового уровня рассчитана на 1 час в неделю 5-х классах, согласно действующему в МБОУ «СОШ 110» учебному плану.

Логика планирования учебного материала полностью соответствует вышеуказанной авторской программе.


8) Используемая в тексте программы система условных обозначений:


УОНЗ - урок открытия нового знания

УОН - урок общеметодологической направленности

УР - урок рефлексии

УРК - урок развивающего контроля

ФО - фронтальный опрос

ИО - индивидуальный опрос

ИЗ - индивидуальное задание

Т - тест

РП - работа в парах

РГ - работа в группах

СР - самостоятельная работа

ЛР - лабораторная работа



II. Планируемые результаты.

Личностные, метапредметные, предметные


Деятельность образовательного учреждения при обучении биологии должна быть направлена на до­стижение обучающимися следующих личностных ре­зультатов:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (дока­зывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • осознание потребности и готовности к самооб­разованию, в том числе и в рамках самостоятель­ной деятельности вне школы;

  • знание основных принципов и правил отноше­ния к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения без­опасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления: уме­ние оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окру­жающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса яв­ляется формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД:

умения работать с разными источниками ин­формации, анализировать и оценивать инфор­мацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

умения составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структури­ровать учебный материал, давать определения понятий;

умения проводить наблюдения, ставить элемен­тарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

умения сравнивать и классифицировать, само­стоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

умение строить логические рассуждения, вклю­чающие установление причинно-следственных связей;

умения создавать схематические модели с выде­лением существенных характеристик объектов;

умения определять возможные источники необ­ходимых сведений, производить поиск инфор­мации, анализировать и оценивать ее достовер­ность

Личностные УУД:

уважительное отношение к окружающим, уме­ние соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстни­ками;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от­ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

осознание потребности в справедливом оцени­вании своей работы и работы окружающих;

умение применять полученные знания в прак­тической деятельности;

умение эстетически воспринимать объекты при­роды;

определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в дея­тельности;

умение преодолевать трудности в процессе до­стижения намеченных целей.

Регулятивные УУД:

умение организовать свою учебную деятель­ность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть ко­нечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошиб­ки самостоятельно;

владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанно­го выбора в учебной и познавательной деятель­ности.

Коммуникативные УУД:

умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами изучения курса является умение обучающихся осуществлять учебные действия:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оце­нивать их роль в познании живой природы;

осуществлять элементарные биологические ис­следования;

перечислять свойства живого;

выделять существенные признаки клеток и орга­низмов растений, животных, грибов и бактерий;

описывать процессы: обмен веществ и превра­щение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а так­же основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе срав­нения;

характеризовать особенности строения и жиз­недеятельности изученных групп живых орга­низмов;

определять роль в природе различных групп ор­ганизмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

составлять элементарные пищевые цепи;

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об услож­нении и упрощении строения живых организ­мов по сравнению с предками, и давать им объ­яснение;

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

описывать порядок оказания первой доврачеб­ной помощи пострадавшим;

формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабора­торных работ;

проводить биологические опыты и экспери­менты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элемен­тарные навыки приготовления и изучения пре­паратов.

2.В ценностно-ориентационной сфере:

демонстрировать знание основных правил по­ведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализировать и оценивать последствия деятель­ности человека в природе.

3.В сфере трудовой деятельности:

демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

демонстрировать навыки оказания первой помощи

при отравлении ядовитыми грибами и растениями.

5.В эстетической сфере:

уметь оценивать с эстетической точки зрения объ­екты живой природы.


Ожидаемые результаты изучения курса «Биология. 6 класс»


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение;

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ;

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений;

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками;

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.







III. Содержание тем учебного курса

Тематическое планирование

«Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»

(35 ч, 1 ч в неделю)

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений.

1. Строение семян двудольных растений

Строение семян.

Лабораторная работа

Изучение строения семян двудольных растений

Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа

2. Строение семян однодольных растений

Особенности строения семян однодольных растений

Лабораторная работа

Изучение строения семян однодольных растений

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

3. Виды корней. Типы корневых систем

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Лабораторная работа

Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем

4. Строение корней

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.

Лабораторная работа

Корневой чехлик и корневые волоски

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

5. Условия произрастания и видоизменения корней

Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

6. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега


Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.

Лабораторная работа

Строение почек. Расположение почек на стебле

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

7. Внешнее строение листа

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

Лабораторная работа

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение


Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

8. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев


Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Лабораторные работы

Строение кожицы листа

Клеточное строение листа

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

9. Строение стебля. Многообразие стеблей


Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа

Внутреннее строение ветки дерева


Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

10. Видоизменение побегов

Строение и функции видоизмененных побегов. Лабораторная работа

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

11. Цветок и его строение


Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. Лабораторная работа

Изучение строения цветка

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

12. Соцветия

Виды соцветий. Значение соцветий.

Лабораторная работа

Ознакомление с различными видами соцветий

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

13. Плоды и их классификация.


Строение плодов. Классификация плодов.

Лабораторная работа

Ознакомление с сухими и сочными плодами

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

14.Распространение плодов и семян.

Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Раздел 2.Жизнь растений (10 ч)

15. Минеральное питание растений


Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

16. Фотосинтез

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

17. Дыхание растений

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

18. Испарение воды растениями. Листопад


Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

19. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.

Лабораторная работа

Передвижение веществ по побегу растения

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

20. Прорастание семян


Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.

Лабораторная работа

Определение всхожести семян растений и их посев

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

21. Способы размножения растений

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

22. Размножение споровых растений

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

23. Размножение семенных растений

Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

24. Вегетативное размножение покрытосеменных растений


Способы вегетативного размножения.

Лабораторная работа

Вегетативное размножение комнатных растений



Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Раздел 3. Классификация растений (6 ч)

25. Систематика растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

26. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные


Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

27. Семейства Пасленовые и Бобовые


Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам

28. Семейство Сложноцветные

Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам

29. Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам

30. Важнейшие сельскохозяйственные растения

Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)


31. Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе


Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе


32. Развитие и смена растительных сообществ

Смена растительных сообществ. Типы растительности.

Экскурсия

Природное сообщество и человек

Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)

33. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование


Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето


Резервное время — 2 ч











Используемая литература


Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.

Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014.

Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013.

Пасечник В.В.Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс.» / М.: Дрофа, 2015 г.

Электронное приложение к учебнику. Издательство «Дрофа», 2014.

Примерные программы основного общего образования. Биология, Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.

 Программа для общеобразовательных  учреждений. Биология 5-9 классы

М.: Дрофа2012г.

Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент  Государственного               стандарта   М.: Дрофа 2012г      

Журнал «Биология в школе»

Контрольно-измерительные материалы .Биология Составитель С. Н.Березина –М. ВАКО 2011.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, № 1897.

http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам.

Примерные программы по учебным предметам: Биология. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа к линии УМК В.В. Пасечника. Биология 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012

Калинина А.А.Универсальные поурочные разработки по биологии 6(7) класс. - 2-е изд. - М.: ВАКО, 2007. - 352 с.

Программа основного общего образования «Биология. 5—9 классы» В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова











Лист внесения изменений и дополнений


№ п/п



Дата



Характер изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения

















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!