Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
Алтайского края
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Топчихинский Детско - юношеский центр»
Принята на заседании педагогического совета от «31» августа 2021 г. Протокол № 1 | | Утверждаю: Директор МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр» __________Е.В.Башлыкова «31» августа 2021 г. |
Рабочая программа
дополнительной общеобразовательной программы
«Калейдоскоп творчества»
Возраст обучающихся: 7 - 9 лет
Срок реализации: 2 года
Автор - составитель:
Давыдова Ирина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
с. Топчиха, 2021
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп творчества» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 7-9лет.
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель - развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Личностные:
-воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
-воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и старшему поколению;
-формировать духовно-нравственное, трудовое воспитание, чувство товарищества и личной ответственности;
Метапредметные:
-развивать познавательный интерес к творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства;
-развивать психические процессы личности обучающегося: мышление, память, внимание, творческое воображение и фантазию;
-развивать коммуникативные умения, навыки работы в команде;
Образовательные:
-сформировать и развивать творческие способности обучающихся в области декоративно-прикладного творчества;
-сформировать устойчивую систематическую потребность к самосовершенствованию;
Ожидаемые результаты:
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся;
-выявят и разовьют творческие способности;
-удовлетворят индивидуальные потребности в нравственном, художественно-эстетическом развитии;
-познакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства;
-познакомятся с новыми технологическими приемами обработки различных материалов, а также с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-разовьют внимание, память, воображение, интеллект, образное и техническое мышление, творческие способности;
-расширят знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
-усовершенствуют навыки трудовой деятельности (трудолюбие, аккуратность);
-сформируют творческий подход к выбранному виду прикладного творчества.
Таблица 1
Календарно-тематический план
год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата |
| Раздел 1. «Путь к творчеству» | 4 | 2 | 2 | |
1 | Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ. Вводный мониторинг | 2 | 1 | 1 | |
2 | Основы материаловедения и цветоведения. История развития декоративно-прикладного творчества | 2 | 1 | 1 | |
| Раздел 2. «Игривая бисеринка» | 56 | 18 | 38 | |
3 | Плетение цепочек | 2 | 1 | 1 | |
4 | Плетение плоских фигурок (животные) | 2 | 1 | 1 | |
5 | Плетение плоских фигурок (животные) | 2 | | 2 | |
6 | Плетение плоских фигурок (рыбы) | 2 | 1 | 1 | |
7 | Плетение плоских фигурок (рыбы) | 2 | | 2 | |
8 | Плетение плоских фигурок (насекомые) | 2 | 1 | 1 | |
9 | Плетение плоских фигурок (насекомые) | 2 | | 2 | |
10 | Плетение простых цветов | 2 | 1 | 1 | |
11 | Изготовление фоторамки из готовых деталей | 2 | 1 | 1 | |
12 | Изготовление поздравительных открыток из готовых деталей | 2 | 1 | 1 | |
13 | Плетение феничек | 2 | 1 | 1 | |
14 | Плетение феничек | 2 | | 2 | |
15 | Плетение сережек | 2 | 1 | 1 | |
16 | Знаки зодиака | 2 | 1 | 1 | |
17 | Знаки зодиака | 2 | | 2 | |
18 | Работа с пайетками | 2 | 1 | 1 | |
19 | Работа с пайетками | 2 | | 2 | |
20 | Плетение объемных игрушек на карандаш | 2 | 1 | 1 | |
21 | Плетение объемных игрушек на карандаш | 2 | | 2 | |
22 | Плетение брелка «сердце» | 2 | 1 | 1 | |
23 | Плетение объемной фигурки «ангел» | 2 | 1 | 1 | |
24 | Плетение объемной фигурки «ангел» | 2 | | 2 | |
25 | Плетение объемной фигурки «звезда» | 2 | 1 | 1 | |
26 | Плетение объемного колокольчика | 2 | 1 | 1 | |
27 | Плетение объемного колокольчика | 2 | | 2 | |
28 | Составление композиции из готовых фигурок | 2 | 1 | 1 | |
29 | Объемное плетение бонсаи | 2 | 1 | 1 | |
30 | Объемное плетение бонсаи | 2 | | 2 | |
| Раздел 3. «Вышивка бисером» | 10 | 4 | 6 | |
31 | История и способы вышивания бисером | 2 | 1 | 1 | |
32 | Вышивание рисунка по контуру | 2 | 1 | 1 | |
33 | Вышивание броши | 2 | 1 | 1 | |
34 | Вышивание броши | 2 | | 2 | |
35 | Закрепление застежки. Оформление. | 2 | 1 | 1 | |
| Раздел 4. «Тестопластика» | 28 | 10 | 18 | |
36 | Простые фигурки | 2 | 1 | 1 | |
37 | Простые фигурки | 2 | | 2 | |
38 | Обереги | 2 | 1 | 1 | |
39 | Обереги | 2 | | 2 | |
40 | Фигурка «котики» | 2 | 1 | 1 | |
41 | Фигурки подвески | 2 | 1 | 1 | |
42 | Панно на доске-«ветка рябины» | 2 | 1 | 1 | |
43 | Фруктовая композиция | 2 | 1 | 1 | |
44 | Покраска готовых изделий, оформление | 2 | 1 | 1 | |
45 | Покраска готовых изделий, оформление | 2 | | 2 | |
46 | Панно из цветного теста | 2 | 1 | 1 | |
47 | Панно из цветного теста | 2 | 1 | 1 | |
48 | Объемные фигурки из теста | 2 | 1 | 1 | |
49 | Объемные фигурки из теста | 2 | | 2 | |
| Раздел 5. «Мастерская природы» | 16 | 6 | 10 | |
50 | Аппликации из гербария | 2 | 1 | 1 | |
51 | Панно «узоры из семян» | 2 | 1 | 1 | |
52 | Аппликация из крупы | 2 | 1 | 1 | |
53 | Аппликация из соломки | 2 | 1 | 1 | |
54 | Аппликация из соломки | 2 | | 2 | |
55 | Панно из веточек | 2 | 1 | 1 | |
56 | Магнитики на холодильник «кофейные кошечки» | 2 | 1 | 1 | |
57 | Магнитики на холодильник «кофейные кошечки» | 2 | | 2 | |
| Раздел 6. «Творческие идеи» | 28 | 9 | 19 | |
58 | «Дергунчик» -забавная игрушка | 2 | 1 | 1 | |
59 | Открытка в технике«айрис-фолдинг» | 2 | 1 | 1 | |
60 | Открытка в технике«айрис-фолдинг» | 2 | | 2 | |
61 | Кручение «пейп-арт». Декорирование «Коробочка для мелочей» | 2 | 1 | 1 | |
62 | Кручение «пейп-арт». Декорирование «Коробочка для мелочей» | 2 | 1 | 1 | |
63 | Ваза в технике папье-маше | 2 | 1 | 1 | |
64 | Ваза в технике папье-маше | 2 | | 2 | |
65 | Декоративная бутылка. Работа с цветной солью | 2 | 1 | 1 | |
66 | Декоративная бутылка. Работа с цветной солью | 2 | | 2 | |
67 | Игрушка из фетра | 2 | 1 | 1 | |
68 | Игрушка из фетра | 2 | | 2 | |
69 | Браслеты из атласных лент | 2 | 1 | 1 | |
70 | Браслеты из атласных лент | 2 | | 2 | |
71 | Цветы из фольги | 2 | 1 | 1 | |
| Раздел 7. Выставки. Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | |
72 | Проведение выставки. Итоговый мониторинг | 2 | 1 | 1 | |
| Итого | 144 | 49 | 95 | |
Таблица 2
Результаты 1 года обучения
Знать | -правила техники безопасности; -способы и приемы изготовления изделий в различных техниках и из различных материалов; -название и назначение материалов и инструментов; -цветовой спектр, сочетание цветов; -правила ухода и хранения изделия; - технологическую последовательность изготовления изделия; |
Уметь | - применять правила техники безопасности при работе с инструментами; - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ; -анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления); -составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой; -творчески и бережно выполнять свою работу; -работать в группе и индивидуально; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; |
Владеть | - владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; |
Таблица 3
Календарно-тематический план
2год обучения
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата |
| Раздел 1. «Вводное занятие» | 3 | 2 | 1 | |
1 | Инструктаж по ТБ. Вводный мониторинг | 3 | 2 | 1 | |
| Раздел 2. «Основы композиции» | 3 | 2 | 1 | |
2 | Определения, тест-карты, тематические игры | 3 | 2 | 1 | |
| Раздел 3. «Технология плетения обьемных фигурок» | 27 | 6 | 21 | |
3 | Животные способом параллельных дуг | 3 | 1 | 2 | |
4 | Животные способом параллельных дуг | 3 | | 3 | |
5 | Оформление работы, композиционное решение | 3 | 1 | 2 | |
6 | Брелки монастырским способом(в крестик) | 3 | 1 | 2 | |
7 | Брелки монастырским способом(в крестик) | 3 | | 3 | |
8 | Оформление работы с применением фурнитуры | 3 | 1 | 2 | |
9 | Геометрические фигуры круговым способом(в цветочек) | 3 | 1 | 2 | |
10 | Геометрические фигуры круговым способом(в цветочек) | 3 | | 3 | |
11 | Оформление работы | 3 | 1 | 2 | |
| Раздел 4. «Вышивание бисером» | 18 | 4 | 14 | |
12 | История вышивания | 3 | 1 | 2 | |
13 | Способы вышивания | 3 | 1 | 2 | |
14 | Вышивание рисунка по ткани | 3 | 1 | 2 | |
15 | Вышивание рисунка по ткани | 3 | | 3 | |
16 | Вышивание рисунка по фетру | 3 | 1 | 2 | |
17 | Вышивание рисунка по фетру | 3 | | 3 | |
| Раздел 5. «Изготовление цветов способом параллельных дуг» | 18 | 3 | 15 | |
18 | Плетение фиалки | 3 | 1 | 2 | |
19 | Плетение фиалки | 3 | | 3 | |
20 | Плетение тюльпана | 3 | 1 | 2 | |
21 | Плетение тюльпана | 3 | | 3 | |
22 | Плетение листиков, оформление композиций | 3 | 1 | 2 | |
23 | Плетение листиков, оформление композиций | 3 | | 3 | |
| Раздел 6. «Ткачество с бисером» | 12 | 3 | 9 | |
24 | История ткачества, техника плетения | 3 | 1 | 2 | |
25 | Изготовление браслета на ткацком станке | 3 | 1 | 2 | |
26 | Изготовление закладки, оформление | 3 | 1 | 2 | |
27 | Изготовление закладки, оформление | 3 | | 3 | |
| Раздел 7. «Плетение на леске» | 18 | 5 | 13 | |
28 | Основные приемы | 3 | 1 | 2 | |
29 | Плетение полотна в 1.5 ромба бисером | 3 | 1 | 2 | |
30 | Плетение полотна в 2 ромба со стеклярусом | 3 | 1 | 2 | |
31 | Плетение мозаичным способом (браслет) | 3 | 1 | 2 | |
32 | Плетение мозаичным способом (брелки) | 3 | 1 | 2 | |
33 | Плетение мозаичным способом (брелки) | 3 | | 3 | |
| Раздел 8. «Технология оплетения пасхальных яиц» | 15 | 3 | 12 | |
34 | Оплетение готовой бисерной снизкой. Промежуточный мониторинг | 3 | 1 | 2 | |
35 | Оплетение в 1.5,2 ромба | 3 | 1 | 2 | |
36 | Оплетение в 1.5,2 ромба | 3 | | 3 | |
37 | Оплетение произвольным способом | 3 | 1 | 2 | |
38 | Оплетение произвольным способом | 3 | 1 | 2 | |
| Раздел 9. «Технология изготовления работ с приклеиванием бисера» | 15 | 3 | 12 | |
39 | Подбор рисунка и бисера | 3 | 1 | 2 | |
40 | Приклеивание бисера 1й слой | 3 | 1 | 2 | |
41 | Приклеивание бисера 1й слой | 3 | | 3 | |
42 | Приклеивание бисера 2й слой Оформление работы | 3 | 1 | 2 | |
43 | Приклеивание бисера 2й слой Оформление работы | 3 | | 3 | |
| Раздел 10. «Работа с нитками» | 30 | 7 | 23 | |
44 | Техника изготовления помпонов | 3 | 1 | 2 | |
45 | Изготовление сердца из помпонов | 3 | 1 | 2 | |
46 | Изготовление игрушки(собака, кот) | 3 | 1 | 2 | |
47 | Изготовление игрушки(собака, кот) | 3 | | 3 | |
48 | Виды украшений из ниток | 3 | 1 | 2 | |
49 | Украшения из ниток(браслет, брелок) | 3 | 1 | 2 | |
50 | Украшения из ниток(браслет, брелок) | 3 | | 3 | |
51 | Способы работы с джутовой нитью | 3 | 1 | 2 | |
52 | Изготовление салфетки по рисунку | 3 | 1 | 2 | |
53 | Изготовление салфетки по рисунку | 3 | | 3 | |
| Раздел 11. «Работа с тканью» | 27 | 6 | 21 | |
54 | Текстильный коллаж на пенопласте (техника кинусайга) выбор рисунка и ткани | 3 | 1 | 2 | |
55 | Изготовление поделки по рисунку, оформление | 3 | 1 | 2 | |
56 | Изготовление поделки по рисунку, оформление | 3 | | 3 | |
57 | Поделки из джинсовой ткани, выбор, раскрой изделия | 3 | 1 | 2 | |
58 | Пошив изделия (сумка, кот) | 3 | 1 | 2 | |
59 | Пошив изделия (сумка, кот) | 3 | | 3 | |
60 | Изготовление декоративной игрушки, выбор ткани, раскрой | 3 | 1 | 2 | |
61 | Пошив изделия(кот из квадрата, сова) | 3 | 1 | 2 | |
62 | Пошив изделия(кот из квадрата, сова) | 3 | | 3 | |
| Раздел 12. «Вышивание по ткани» | 27 | 7 | 20 | |
63 | Способы вышивания | 3 | 1 | 2 | |
64 | Вышивка лентами, образцы | 3 | 1 | 2 | |
65 | Вышивка лентами рисунка | 3 | 1 | 2 | |
66 | Вышивка лентами рисунка | 3 | | 3 | |
67 | Оформление работы | 3 | 1 | 2 | |
68 | Вышивка крестом, способы вышивания | 3 | 1 | 2 | |
69 | Вышивка рисунка | 3 | 1 | 2 | |
70 | Вышивка рисунка | 3 | | 3 | |
71 | Оформление работы | 3 | 1 | 2 | |
| Раздел 13. «Выставка» | 3 | 1 | 2 | |
72 | Итоговое занятие. Итоговый мониторинг | 3 | 1 | 2 | |
| Итого | 216 | 52 | 164 | |
Таблица 4
Результаты 2 года обучения
Знать | -правила техники безопасности; -сущность понятий композиции и орнамента -технологию плетения объемных изделий -технологию вышивания -технологию перевода рисунка на ткань -технологию работы с тканью и нитками |
Уметь | -организовать свое рабочее место -слушать и воспринимать информацию -правильно наносить рисунок на твердую основу и ткань -самостоятельно разрабатывать и зарисовывать схемы низания -определять расход бисера для различных изделий -использовать разнообразные приемы низания на леске -работать с тканью и нитками -шить и кроить изделия -вышивать разными способами -самостоятельно и аккуратно оформлять готовое изделие |
Владеть | - владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; -владеть навыками разработки несложных композиций и декоративного оформления |
Список литературы
Горушкина, С.Н. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. Сборник нормативных документов / С.Н. Горушкина, И.А. Тозыякова, Ю.А. Шубин. -Москва: Феникс, 2014. -304 c.
Иванченко, В. Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей / В.Н. Иванченко. - Москва: Феникс, 2016.-352 c.
Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей: Разд. 1: Художественно-эстетическая направленность / Под ред. В.В. Садырина; Сост. – Н.И. Фуникова, Н.П. Пакилева. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2002.- Ч. 2.
Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. – М.: АПКиПРО, 2013. – 101 с. 3
Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособ. / Н.В. Борисова // - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2013. -146 с.
Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев // – М.: Высшая школа, 2013. - 95 с.
Сокольникова Н.М., Шпикалова Т.Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 - 8 кл.,– 4-е изд., стереотип. // – М.: Дрофа, 2012.
Народные традиции в художественной обработке дерева. Методические разработки для учащихся младшего и школьного возраста по эстетическому воспитанию средствами народной культуры. Под ред. д.п.н., профессора МГОУ Ломова С.П. // – М.: Изд-во МГОУ, 2012. – 157 с.
Сосновских И.Г. Мотивация кружковой деятельности: методы и приемы[Электронный ресурс]: -режим доступаhttps://infourok.ru/motivaciya_kruzhkovoy_deyatelnosti_uchaschihsya 186927.htm.
Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru .- 2008
Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий /Пер. с англ. А. Деркача. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005
Городкова Т. В., Нагибина М. И. Мягкие игрушки – Мультяшкиизверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. // – М., 2011.-128 с.
Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама.// –СПб.: ООО Фиамант, 2012.-85 с.
Подарки своими руками / Автор сост. Смирнова Л.Н.// –М.:Вече, 2013. 107 с
Электронные ресурсы: 1. http://art.1september.ru Коллекция «Мировая художественная культура» Российского общеобразовательного портала