Рабочая программа по географии разработана на основе следующих документов:
1.Федерального компонента государственного стандарта начального образования по специальной (коррекционной) программе VIII вида, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089.
2.Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7,9,32).
3. Учебный план МАОУ Дубровинской СОШ.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой.- М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. (Программы География - автор Т.М. Лифанова)
Данная программа по географии разработана с учётом изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных географической науки.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета/курса
Освоение обучающимися программы предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения адаптированной программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностные результатам освоения относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты освоения адаптированной программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:
Минимальный уровень:
иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям; уметь использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
уметь применять элементарные практические умения и приемы работы с географической картой для получения географической информации;
уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; уметь находить в различных источниках и анализировать географическую информацию; уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области.
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение (4 час.)
Что изучает география. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений.
Ориентирование на местности (5 час.)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам природы. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях.
Практическая работа № 1 «Зарисовка сторон горизонта»;
Практическая работа № 2 «Схематическая зарисовка компаса»;
Практическая работа № 3 «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам».
Формы поверхности Земли (4 час.)
Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Практическая работа № 4 «Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе».
Вода на Земле (10 час.)
Вода в природе. Родник, его образование. Колодец, водопровод. Части реки. Равнинные и горные реки. Как люди используют реки. Озера. Водохранилища. Пруды. Болота, их осушение. Океаны и моря. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа № 5 «Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.д.)»
План и карта (10 час.)
Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты. Физическая карта России. Значение физической карты в жизни и деятельности людей.
Практическая работа № 6 «Вычерчивание простейшего плана класса»;
Практическая работа № 7 «Вычерчивание простейшего плана школьного участка»;
Практическая работа № 8 «Зарисовка в тетрадях условных знаков плана».
Земной шар (15 час.)
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Практическая работа № 9 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи, смены времен года»;
Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте материков и океанов»;
Практическая работа № 11 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре».
Карта России (20 час.)
Географическое положение России на карте. Столица России – Москва. Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана. Мотя Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Реки: Волга с Окой и Камой. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки: Лена и Амур. Озера России. Крупные города России (по выбору учителя). Иркутская область на карте России.
Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте границ нашей Родины, пограничных государств»;
Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте географических объектов».
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Программный материал | Количество часов |
1 | Введение | 4 |
2 | ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ | 5 |
3 | ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ | 4 |
4 | ВОДА НА ЗЕМЛЕ | 10 |
5 | ПЛАН И КАРТА | 10 |
6 | ЗЕМНОЙ ШАР | 15 |
7 | КАРТА РОССИИ | 20 |
| Итого | 68 |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Дата |
| ВВЕДЕНИЕ | 4 | |
1 | Что изучает география | 1 | |
2 | Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды | 1 | |
3 | Явления природы | 1 | |
4 | Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений. | 1 | |
| ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ | 5 | |
5 | Горизонт. Линия горизонта | 1 | |
6 | Стороны горизонта. Практическая работа № 1 «Зарисовка сторон горизонта» | 1 | |
7 | Компас и правила пользования им. Практическая работа № 2 «Схематическая зарисовка компаса» | 1 | |
8 | Ориентирование по местным признакам природы | 1 | |
9 | Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и об основных направлениях. Практическая работа № 3 «Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам» | 1 | |
| ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ | 4 | |
10 | Равнины (плоские и холмистые), холмы | 1 | |
11 | Овраги, их образование | 1 | |
12 | Горы. Землетрясения. Извержения вулканов. Практическая работа № 4 «Зарисовка различных форм земной поверхности, схемы вулкана в разрезе» | 1 | |
13 | Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности | 1 | |
| ВОДА НА ЗЕМЛЕ | 10 | |
14 | Вода в природе | 1 | |
15 | Родник, его образование | 1 | |
16 | Колодец, водопровод | 1 | |
17 | Части реки. Равнинные и горные реки | 1 | |
18 | Как люди используют реки | 1 | |
19 | Озера. Водохранилища. Пруды | 1 | |
20 | Болота, их осушение | 1 | |
21 | Океаны и моря | 1 | |
22 | Острова и полуострова. Практическая работа № 5 «Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.д.)» | 1 | |
23 | Водоемы нашей местности. Охрана вод от загрязнения | 1 | |
| ПЛАН И КАРТА | 10 | |
24 | Рисунок и план предмета | 1 | |
25 | План и масштаб | 1 | |
26 | План класса. Практическая работа № 6 «Вычерчивание простейшего плана класса» | 1 | |
27 | План школьного участка. Практическая работа № 7 «Вычерчивание простейшего плана школьного участка» | 1 | |
28 | Условные знаки плана местности. Практическая работа № 8 «Зарисовка в тетрадях условных знаков плана» | 1 | |
29 | План и географическая карта | 1 | |
30 | Условные цвета физической карты | 1 | |
31 | Условные знаки физической карты | 1 | |
32 | Физическая карта России. Значение физической карты в жизни и деятельности людей | 1 | |
33 | Обобщающее повторение темы «План и карта» | 1 | |
| ЗЕМНОЙ ШАР | 15 | |
34 | Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне | 1 | |
35 | Планеты. Практическая работа № 9 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи, смены времен года» | 1 | |
36 | Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса | 1 | |
37 | Глобус – модель земного шара | 1 | |
38 | Физическая карта полушарий. Практическая работа № 10 «Обозначение на контурной карте материков и океанов» | 1 | |
39 | Распределение воды и суши на Земле | 1 | |
40 | Океаны на глобусе и карте полушарий | 1 | |
41 | Материки на глобусе и карте полушарий | 1 | |
42 | Первые кругосветные путешествия | 1 | |
43 | Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности | 1 | |
44 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата | 1 | |
45 | Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные. Практическая работа № 11 «Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре» | 1 | |
46 | Природа тропического пояса | 1 | |
47 | Природа умеренных и полярных поясов | 1 | |
48 | Обобщающее повторение темы «Земной шар» | 1 | |
| КАРТА РОССИИ | 20 | |
49 | Географическое положение России на карте | 1 | |
50 | Столица России – Москва | 1 | |
51 | Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге. Практическая работа № 12 «Обозначение на контурной карте границ нашей Родины, пограничных государств» | 1 | |
52 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана | 1 | |
53 | Моря Тихого и Атлантического океанов | 1 | |
54 | Острова и полуострова России | 1 | |
55 | Острова и полуострова России | 1 | |
56 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Практическая работа № 13 «Обозначение на контурной карте географических объектов» | 1 | |
57 | Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны | 1 | |
58 | Крупнейшие месторождения полезных ископаемых | 1 | |
59 | Реки: Волга с Окой и Камой | 1 | |
60 | Реки: Дон, Днепр, Урал | 1 | |
61 | Реки Сибири: Обь, Енисей | 1 | |
62 | Реки: Лена и Амур | 1 | |
63 | Озера России | 1 | |
64 | Крупные города России (по выбору учителя) | 1 | |
65 | Крупные города России (по выбору учителя) | 1 | |
66 | Тюменская область на карте России | 1 | |
67 | Тюменская область на карте России | 1 | |
68 | Обобщающее повторение темы «Карта России» | 1 | |