Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий
«Занимательный русский язык» для обучающихся 5-6
с ограниченными возможностями здоровья
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучающиеся с ОВЗ сталкиваются с трудностями во владении правил русского языка. Это связанно с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления. Данная коррекционно-развивающая программа позволяет коррегировать все перечисленные недостатки.
Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)обучающихся с ОВЗ.
Общие цели реализации коррекционно-развивающе программы:
1. развивать мыслительные процессы, осмысленную память, кругозор обучающихся;
2. формировать навыки, необходимые для бытового и делового общения;
3. пробудить потребность у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;
4. способствовать формированию и развитию у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления;
5. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.
Общие задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к учебным предметам;
развитие мотивации к изучению русского языка и литературы;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития обучающихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления;
формирование гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.
Развивающие:
развитие памяти, внимания, мышления, самостоятельности, активности, аккуратности, умений работать в группе;
приобщение школьников к групповой исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями, энциклопедиями, научными книгами и периодической печатью.
Общая характеристика коррекционной программы
Коррекционно-разивающие занятия направленны на развитие познавательной сферы обучающихся, а также включают в себя закрепление и повторение пройденного материала полученного на уроках русского языка и литературы. Данные занятия развивают умение грамотно писать, излагать свои мысли, работать с текстом, что благоприятно влияет на общую успеваемость школьников.
Обучающиеся с ОВЗ как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения (формы множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. При работе с текстом также отмечаются трудности: в понимании и ориентировки в тексте.
Данные занятия позволяют преодолеть не только перечисленные несовершенств,а но и другие недостатки развития, типичные для обучающихся с ОВЗ.
Описание места коррекционного курса в ученом плане
Приведенная программа коррекционно-развивающей программы составлена на 60 часов (по 2 часа в неделю при 30 учебных неделях). Форма: групповая
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В ходе реализации коррекционно-развивающей программы достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты.
5 класс
Личностные УУД
Ориентируется в социальных ролях.
Стремится расширить свой кругозор. Активен в поиске новых знаний.
Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными нормами и стремится их выполнять.
Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в других общественных местах.
Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.
Сопоставляет свой образ жизни с нормами и ценностями здорового образа жизни.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
Организует рабочее место.
Соблюдает режим учебной работы.
Совместно с учителем разрабатывает алгоритм действия с новым учебным материалом
Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению.
Следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи.
Осуществляет итоговый и пошаговый контроль, сравнивая способ действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи.
Корректирует план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Самостоятельно определяет цель, проблему в учебной деятельности.
Адекватно оценивает учебную работу на основе заданных критериев, алгоритма.
Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Сравнивает объекты по заданным критериям.
Анализирует (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения на простом уровне.
Осуществляет синтез (составляет целое из частей).
Устанавливает причинно-следственные связи на простом уровне.
Строит логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи.
Подводит под понятие (распознает объект, выделяет его существенные признаки и на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию).
Владеет смысловым чтением.
Выделяет главную мысль (мысли) текста, определяет главное и второстепенное.
Осваивает основы реализации проектно-исследовательской деятельности.
Коммуникативные УУД:
Определяет цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия.
Контролирует и корректирует действия партнёра на основе совместно определенных критериев.
Задает партнеру вопросы по способу выполнения действия.
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует речевые средства).
Объясняет непонятные слова из контекста.
При изложении заданного вопроса придерживается темы.
Высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Излагает своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
Умеет организовывать работу в паре (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).
Предметные УУД
Понимает информацию устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации).
Умеет проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический).
Умеет анализировать предложение.
Владеет разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
Умеет свободно пользоваться словарями различных типов, энциклопедиями, научной и справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Имеет способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Владеет различными видами монолога и диалога.
Осуществляет речевой самоконтроль.
Выделяет в слове звуки и характеризует их, различает ударные и безударные гласные; не смешивает звуки и буквы; правильно произносит названия букв, свободно пользуется алфавитом, в частности в работе со словарями.
Вычленяет словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова; характеризует предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ.
Составляет простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам.
Интонационно правильно произносит предложения изученных синтаксических конструкций.
Осознанно, бегло, правильно и выразительно читает целыми словами.
Передаёт содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывает начало повествования или его возможное продолжение или завершение.
Использует в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы).
Составляет план к прочитанному.
Делает подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст.
Определяет тему и главную мысль произведения.
Ставит вопросы к прочитанному.
6-8 классы
Личностные УУД
Знает и следует предписаниям той или иной социальной роли.
Интересуется культурными традициями народов России.
Старается договориться со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях.
Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулирует свое эмоциональное состояние.
Соблюдает правила и нормы экологического характера.
Придерживается здорового образа жизни.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
Самостоятельно устанавливает и соблюдает режим учебной работы.
Самостоятельно следует выделенным учителем ориентирам действия в новом учебном материале.
Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению.
Самостоятельно планирует и осуществляет контроль по результату.
Осуществляет прикидку возможного результата и способа его достижения с помощью учителя.
Корректирует действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Самостоятельно определяет проблему и цель в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах).
Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом.
Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно.
Познавательные УУД:
Осуществляет поиск в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
Владеет несколькими способами решения учебной задачи.
Сравнивает объекты по самостоятельно определённым критериям.
Устанавливает аналогии (создает модели объектов) для понимания закономерностей, использует их в решении задач.
Выбирает эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Анализирует (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.
Осуществляет синтез (составляет целое из частей).
Проводит сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии.
Устанавливает причинно-следственные связи на простом и сложном уровне.
Строит логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи.
Осуществляет логическую операцию установления родовидовых отношений.
Владеет смысловым чтением.
Структурирует тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий.
Владеет основами реализации проектно-исследовательской деятельности.
Коммуникативные УУД:
Определяет цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия.
Контролирует и корректирует действия партнёра на основе совместно определенных критериев.
Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание.
Умеет преодолевать конфликты: договариваться с людьми, взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Осознанно использует речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
Понимает позицию другого, выраженную в явном и неявном виде.
Объясняет непонятные слова из контекста.
При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного плана.
Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения.
Излагает своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
Аргументирует свою точку зрения, спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Умеет организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).
Предметные УУД
Понимает места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.
Проводит различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Осознает эстетическую функцию родного языка, способен оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Осознанно, бегло, правильно и выразительно читает целыми словами.
Передаёт содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывает начало повествования или его возможное продолжение или завершение.
Использует в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы).
Составляет план к прочитанному.
Делает подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст.
Определяет тему и главную мысль произведения.
Ставит вопросы к прочитанному.
9 класс
Личностные УУД
Влияет на других в плане выполнения правил и требований школьной жизни.
Проявляет устойчивый познавательный интерес к предметам будущих профилей.
Готов к выбору профессии.
Умеет видеть и предотвратить конфликтную ситуацию. Владеет некоторыми приемами выхода из конфликта.
Идентифицирует себя с российской нацией.
Решает моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, их мотивов и чувств.
Интерпретирует чувства других, владеет приемами коррекции.
Влияет на других в плане выполнения экологических норм.
Твердо убежден в ценности здоровья. Осознанно выбирает здоровый образ жизни.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
Умеет самостоятельно контролировать своё время.
Самостоятельно разрабатывает алгоритм действия с новым учебным материалом.
Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению.
Осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.
Самостоятельно осуществляет прикидку возможного результата и способа его достижения.
Адекватно самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Владеет целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом.
Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной и иной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно.
Познавательные УУД:
Осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Анализирует (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.
Осуществляет синтез (составляет целое из частей).
Осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Устанавливает причинно-следственные связи на простом и сложном уровне.
Обобщает понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Владеет основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
Структурирует тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий.
Комуникативные УУД:
Организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели и функции участников, способы взаимодействия; планирует общие способы работы.
Осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, умеет убеждать.
Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание.
Умеет преодолевать конфликты: договариваться с людьми, взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Использует адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Понимает позицию другого, выраженную в явном и неявном виде.
Объясняет непонятные слова из контекста.
При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного плана.
Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения.
Излагает своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Умеет работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Предметные УУД
Адекватно понимает информацию устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации).
Владеет разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
Владеет умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями.
Свободно пользуются словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Умеет сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.
Способен свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.
Умеет создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей.
Владеет различными видами монолога и диалога.
Соблюдает на практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации.
10 - 11 классы
Личностные УУД
Осознает российскую гражданскую идентичность, патриотизм, испытывает уважение к своему народу, чувствует ответственность перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважает государственные символы (герб, флаг, гимн).
Сформирована гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Сформировано мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания.
Сформировано толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Развиты навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Способен к образованию, в том числе самообразованию.
Принимает ценность здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Осуществляет осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
Умеет самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.
Самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности.
Использует все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.
Выбирает успешные стратегии в различных ситуациях.
Умеет самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
Владеет навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Познавательные УУД:
Владеет навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем.
Способен и готов к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Осуществляет самостоятельную информационно-познавательную деятельность, владеет навыками получения необходимой информации из словарей разных типов.
Умеет ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Коммуникативные УУД:
Организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели и функции участников, способы взаимодействия; планирует общие способы работы.
Осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, умеет убеждать.
Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание.
Умеет преодолевать конфликты: договариваться с людьми, взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Использует адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Объясняет непонятные слова из контекста.
При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного плана.
Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения.
Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Умеет работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Владеет языковыми средствами - умеет ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства.
Предметные УУД
Владеет знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Проводит различные виды анализа слова (фонетического, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания, а также многоаспектного анализа текста.
Совершенствует виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Понимает определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования.
Владеет умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию.
Сформировано умение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.
Умеет оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Владеет различными приёмами редактирования текстов.
Владеет навыками анализа художественного текста.
Содержание работы
5 класс
№ | Разделы | Часы |
1 | Вводные занятия | 2 |
2 | По дороге правил русского языка | 7 |
3 | Имена и фамилии | 6 |
4 | Басни и головоломки | 13 |
5 | Рифмы и пословицы | 8 |
6 | Афоризмы, логарифмы, фразеологизмы | 14 |
7 | Юные филологи | 8 |
8 | Итоговые занятия | 2 |
Тематическое планирование
5 класс
№ | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности |
1-2 | Водные занятия | 2 | Выполнение заданий диагностики |
По дороге правил русского языка (7 часов) |
3-4 | И снова о русском языке! | 2 | Беседа о красоте и богатстве народной речи. Расшифровка высказываний писателей, криптограмм. Графический диктант. |
5-6 | Работа по сказке «Царевна-лягушка» | 2 | Формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т. п.). Воспитание ценностного отношения к произведениям устного народного творчества. Расшифровка названия сказки. Поиск предложений. Выполнение заданий по развитию внимания, памяти, словесно-логического мышления. |
7-8 | Учимся распознавать речевые ошибки | 2 | Поиск речевых ошибок, их распознавание и устранение. Замена слов на слова синонимы. Раскрытие тем текстов. Поиск ошибочно-употребленных местоимений. Задание на развитие мышления. |
9 | Работа по сказке «Журавль и цапля» | 1 | Развитие умения анализировать художественный текст. Обогащение словарного запаса обучающихся. Формирование навыка делать выводы о морали, о нравственной стороне сказки. Выполнение заданий по развитию внимания, памяти, словесно-логического мышления. |
Имена и фамилии (6 часов) |
10-11 | Об именах | 2 | Знакомство с историей возникновения древнерусских и современных имён. Расшифровка имен. Поиск информации о данных людях. |
12-13 | Иван — крестьянский сын и чудо-юдо | 2 | Выделение новой информации, переработка текстов с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы. Развитие воображения, речи. |
14-15 | О фамилиях | 2 | Знакомство с историей возникновения древнерусских и современных имён и фамилий. Расшифровка имен и фамилий. Поиск информации о данных людях. |
Басни и головоломки (13 часов) |
16-17 | В поисках сбежавших головоломок | 2 | Расшифровка текстов, ребусов. Поиск спрятанных слов. Составление слов из букв. |
18 | Игротека (ч.1) | 1 | Выполнение творческих заданий для формирования орфографической зоркости. Выполнение заданий дидактической игры, которые направленны на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». |
19-20 | Коллекция заморочек | 2 | Повторение следующих понятий: наречие, словарное слово, синоним, антоним, суффикс, анаграммы, метаграммы и т.д. |
21-22 | Игротека (ч.2) | 2 | Разгадывание стихотворных логогрифов, ребусов, составление слов из набора букв. |
23-27 | Басни Крылова И.А. | 5 | Закрепление знаний обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на уроках литературного чтения. Развитие речи и творческого мышления обучающихся. Формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности. |
Рифмы и пословицы (8 часов) |
28-29 | Я не поэт, я только учусь | 2 | Беседа о рифмах. Работа с загадками. Выполнений заданий на развитие мышления, памяти, внимания. |
30 | Работа над рифмами | 1 |
31-33 | Творчество А.С. Пушкина | 3 | Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Анализ стихотворений. |
34-35 | Русские пословицы и поговорки | 2 | Знакомство и повторение русских пословиц. Объяснение их значений. Узнавание пословиц по картинке. |
Афоризмы, логарифмы, фразеологизмы (14 часов) |
36-37 | Крылатые слова и афоризмы | 2 | Беседа о богатстве лексики русского языка. Расшифровка слов. Распутывание крылатых фраз и объяснение их значений. |
38-40 | Работа по повести-сказке «Черная курица, или Подземные жители» | 3 | Знакомство с произведением, Поиск афоризмов в стихотворение. |
41-42 | Мы играем в логарифмы | 2 | Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». |
43-44 | Ох уж эти фразеологизмы | 2 | Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами. |
45-46 | Работа по стихотворению «Бородино» | 2 | Анализ стихотворения. Поиск фразеологизмов. Замена словосочетаний фразеологизмами. |
47-48 | Про омонимы и их разновидности | 2 | Беседа о омонимах. Поиск омонимов в стихотворениях. |
49-50 | Что такое паронимы | 2 | Беседа о паронимах. Определение значений паронимов. |
Юные филологи (8 часов) |
51-52 | ОДнородные члены предложения | 2 | Выполнение творческих заданий для формирования орфографической зоркости. Выполнение заданий дидактической игры, которые направленны на развитие познавательного интереса к русскому языку и литературе. |
53-54 | Ошибочка вышла! | 2 |
55-56 | В стране перевертундии | 2 |
57-58 | Запоминаем словарные слова | 2 |
59-60 | Итоговые занятия | 2 | Закрепление пройденных знаний. |
Содержание работы
6, 7, 8 классы
№ | Разделы | Темы | Часы |
1 | Вводные занятия | Выполнение заданий диагностики | 2 |
2 | По дороге правил русского языка | «Русский язык — наше богатство», «Про -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов», «Они такие классные, удвоенные согласные...», «Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!», «Буквы З и С на конце приставок» | 10 |
3 | Головоломки | «Игротека № 1», «Поиграем со словами», «Игротека № 2» | 6 |
4 | Небылицы, афоризмы, пословицы, фразеологизмы | «Ох уж эти небылицы!», «Афоризмы о труде», «Пословица не даром молвится», «Про анаграммы и метограммы», «Фразеологизмы» | 10 |
5 | Итоговые занятия | Закрепление пройденных знаний. | 2 |
Тематическое планирование
6,7,8 классы
№ | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности |
1-2 | Водное занятие | 2 | Выполнение заданий диагностики |
По дороге правил русского языка (10 часов) |
3-4 | Русский язык — наше богатство | 2 | Повторение понятий: синонимы, антонимы, омонимы. Расшифровка пословиц, фразеологизмов. Шифрование слов. |
5-6 | Про -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов | 2 | Повторение и закрепление -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов. Поиск ошибок. Определять части речи. |
7-8 | Они такие классные, удвоенные согласные... | 2 | Повторение правила написания слов с удвоенными согласными. Учится заменять фразу одним словом. Выбирать верные утверждения с изучаемым правилом. Образовывать от корней родственные слова с удвоенными согласными. |
9-10 | Что за ПРЕлесть эти ПРИставки! | 2 | Знакомство с лексическими значениями приставок ПРЕ-, ПРИ-. Узнать от чего зависит их написание. |
11-12 | Буквы З и С на конце приставок | 2 | Узнать зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дольше согласного звука. |
Головоломки (6 часов) |
13-14 | Игротека № 1 | 2 | Повторение правил. Работа с предложениями, расстановка слов в правильном порядке. Работа с главными и второстепенными членами предложение. Расшифровка пословиц. Разгадывание сканвордов. |
15-16 | Поиграем со словами | 2 | Разгадывание ребусов. Составление предложений из полученных слов. Работа со звуками. |
17-18 | Игротека № 2 | 2 | Повторение и закрепление -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов. Повторение правила написания слов с удвоенными согласными. Поиск слов с изученными правилами. Разгадывание кроссвордов. Прохождение лабиринта. |
Небылицы, афоризмы, пословицы, фразеологизмы (10 часов) |
19-20 | Ох уж эти небылицы! | 2 | Повторение понятия небылицы. Узнать что такое небылицы-перевертыши. Чтение стихотворения. Поиск небылиц. Разгадывание криптограмм. |
21-22 | Афоризмы о труде | 2 | Узнать, что такое афоризмы. Знакомство с афоризмами о труде. Расшифровка афоризмов с помощью криптограммы. |
23-24 | Пословица не даром молвится | 2 | Выделение признаков пословиц и поговорок. Узнать скрытый смысл пословиц. Расшифровка пословиц. Поиск поговорок. Поиск ошибок в пословицах. Расшифровка криптограмм. |
24-26 | Про анаграммы и метограммы | 2 | Узнать что такое анаграммы, метаграмы. Делить слова на группы. |
27-28 | Фразеологизмы | 2 | Знакомство с тремя группами фразеологизмов с точки зрения их происхождения и традиции использования. Узнать о происхождении некоторых фразеологизмов. Делить фразеологизмы на группы. Расшифровка фразеологизмов. |
29-30 | Итоговые занятия | 2 | Закрепление пройденных знаний. |
Содержание работы
9 класс
№ | Разделы | Темы | Часы |
1 | Вводные занятия | Выполнение заданий диагностики | 2 |
2 | Русский язык — национальный язык русского народа | «Куда пропали запятые?», «Вспоминаем пройденное» | 5 |
3 | Точка, точка, запятая … | «Что такое сложное предложение?», «Что такое сложносочиненное предложение?», «Что такое сложноподчиненное предложение?», «Бессоюзные сложные предложения» | 16 |
4 | Наша речь | «Стили речи», «Эссе. Путевые заметки», «Деловая речь» | 5 |
5 | Итоговые занятия | Закрепление пройденных знаний. | 2 |
Тематическое планирование
9 класс
№ | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности |
1-2 | Водное занятие | 2 | Выполнение заданий диагностики |
Русский язык — национальный язык русского народа (5 часов) |
3-4 | Куда пропали запятые? | 2 | Повторение пройденных правил. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Разгадывание ребусов, криптограмм. |
5-7 | Вспоминаем пройденное | 3 | Повторение темы «Ударные и безударные гласные», верно ставить ударение. Вставлять пропущенные буквы, пользуясь правилами. Правильно писать слова с частицами НЕ-, НИ-. Распутывание буквенных путаниц. Работа с текстом. |
Точка, точка, запятая … (16 часов) |
8-9 | Что такое сложное предложение? | 2 | Узнать, что такое сложное предложение. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнение заданий на развитие мышления. |
10-12 | Что такое сложносочиненное предложение? | 3 | Узнать, что такое сложносочиненное предложение. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Разгадывание ребусов. Выполнение логических заданий. |
13-20 | Что такое сложноподчиненное предложение? | 8 | Узнать, что такое сложноподчиненное предложение. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Искать сложноподчиненное предложение с придаточном изъяснительным, с придаточным обстоятельственным (места, времени, сравнения, действия и степени, цели, условия), с придаточными причины и следствия, с придаточным уступительным. Разгадывание анаграмм, криптограмм, ребусов. Прохождение лабиринтов. Выполнение логических заданий. |
21-23 | Бессоюзные сложные предложения | 3 | Познакомится с видами бессоюзного предложения. Научится правильно ставить знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнять задания на развитие логики и мышления. |
Наша речь (5 часов) |
24-25 | Стили речи | 2 | Познакомится с видами речи. Научится определять стили речи. Выполнять задания на развитие внимание и памяти. |
26 | Эссе. Путевые заметки | 1 | Определять жанровую принадлежность текста. Обосновывать свое мнение. Определять основную мысль текста. Определять связь между абзацами. |
27-28 | Деловая речь | 2 | Анализировать тексты. Изменять тексты в соотвествии с требованиями официально-делового стиля. Разгадывать буквенные путаницы, проходить лабиринты. Играть в игру «Парочки» |
29-30 | Итоговые занятия | 2 | Закрепление пройденных знаний. |
Содержание работы
10 класс
№ | Разделы | Темы | Часы |
1 | Вводные занятия | Выполнение заданий диагностики | 2 |
2 | Русский язык — национальный язык русского народа | «Фонетика. Орфоэпия. Орфография», «Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно -выразительные средства русского языка», «Морфемика. Словообразование. Орфография», «Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи» | 8 |
3 | Морфология и орфография | «Имена существительные», «Имена прилагательные», «Имена числительные», «Местоимения», «Глагол. Причастие. Деепричастие», «Наречие. Категория состояния», «Служебные части речи» | 10 |
4 | Обо всем понемногу | «Лексическое значение слова», «Ударение», «Грамматический строй предложения», «Вспоминаем пройденное» | 8 |
5 | Итоговые занятия | Закрепление пройденных знаний. | 2 |
Тематическое планирование
10 класс
№ | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности |
1-2 | Водное занятие | 2 | Выполнение заданий диагностики |
Русский язык — национальный язык русского народа (8 часов) |
3-4 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография | 2 | Обобщение и закрепление знаний по разделам лингвистики «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». Повторение орфограмм: безударная гласная в корне слова. Развитие устной и письменной речи, мышления внимания, умения сопоставлять и анализировать. |
5-6 | Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно -выразительные средства русского языка | 2 | Повторение следующих понятий: синоним, антоним, фразеологизм, переносное значение. Поиск речевых ошибок. Развитие памяти, внимания, мышления. |
7-8 | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 2 | Повторение пройденного материала, расширение словарного запаса, знакомство с новыми словами и их лексическим значением, развитие речи, мышления, познавательного интереса. Выделение приставки, корня, суффикса и окончаний, поиск однокоренных слов, исправление ошибок. |
9-10 | Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи. | 2 | Работа с текстом. Определение главной мысли текста. Выполнение заданий на развитие логики. Развитие умения сопоставлять и анализировать. |
Морфология и орфография (10 часов) |
11 | Имена существительные | 1 | Обобщение и закрепление правила с -НН-, -Н-; закрепление умения задавать вопросы к словам. Вспомнить правила написания слов (тире, слитно). Поиск ошибок в образовании слов. Выполнение заданий на развитие внимания и памяти. |
12 | Имена прилагательные | 1 |
13 | Имена числительные | 1 | Закрепление понятий: числительное, местоимения. Повторение правил написания числительных. Вспомнить что такое возвратное местоимение. П |
14 | Местоимения | 1 |
15-16 | Глагол. Причастие. Деепричастие. | 2 | Поиск ошибок в образовании формы слова, повторение правил с -НН-, -Н-, а также НЕ- с глаголом. Поиск грамматически правильно построенного предложения. Вставлять пропущенные знаки препинания. Развитие логического мышления. |
17-18 | Наречие. Категория состояния | 2 | Научится отличать наречия, слова категории состояния и краткие прилагательные друг от друга. Давать морфологическую характеристику слов. Вставлять пропущенные буквы и знаки препинания. Выполнение заданий на развитие внимания и памяти. |
19-20 | Служебные части речи | 2 | Обобщение знаний о служебных частях речи, их функциях, значении, строении, правописании и употреблении. Развитие логического мышления, расширение словарного запаса. |
Обо всем понемногу (8 часов) |
21-22 | Лексическое значение слова | 2 | Повторение понятий «многозначные» и «однозначные слова». Анализ и редактирование предложений (выявление и исправление речевых ошибок). Развитие внимания, мышления. |
23-24 | Ударение | 2 | Формирование орфоэпических навыков, повторение правописание Н и НН в причастиях. Развитие речи учащихся, развитие творческих способностей, развитие логического мышления (умения анализировать и синтезировать). |
24-28 | Вспоминаем пройденное | 4 | Повторение и обобщение знаний, проверка уровня усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа. |
29-30 | Итоговые занятия | 2 | Закрепление пройденных знаний. |
Содержание работы
11 класс
№ | Разделы | Темы | Часы |
1 | Вводные занятия | Выполнение заданий диагностики | 2 |
2 | Словосочетания и простые предложения | «Виды синтаксической связи», «Простое предложение», «Простое осложнённое предложение. Однородные члены», «Предложения с вводными словами и конструкциями. Предложения с обращениями», «Обособленные члены предложения» | 10 |
3 | Сложные предложения | «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчиненное предложение с одним придаточным», «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными», «Знаки препинания в бессоюзном сложно предложении» | 8 |
4 | Повторение | «Вспоминаем пройденное», «Что мы узнали?» | 8 |
5 | Итоговые занятия | Закрепление пройденных знаний. | 2 |
Тематическое планирование
11 класс
№ | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности |
1-2 | Водное занятие | 2 | Выполнение заданий диагностики |
Словосочетания и простые предложения (10 часов) |
3-4 | Виды синтаксической связи | 2 | Повторение и обобщение знаний о способах связи слов в словосочетании. Отработка умения определять способы связи слов в словосочетании. Развитие устной и письменной речи, мышления внимания, умения сопоставлять и анализировать. |
5-6 | Простое предложение | 2 | Повторение, углубление и закрепление знаний пунктуации при однородных членах предложения. Выделение отличий между словосочетанием и простым предложением. Учится правильно ставить знаки препинания при написании прямой речи. Выполнять задания на развитие речи, развитие творческих способностей, развитие логического мышления (умения анализировать и синтезировать). |
7-8 | Простое осложнённое предложение. Однородные члены | 2 |
9-10 | Предложения с вводными словами и конструкциями. Предложения с обращениями | 2 |
11-12 | Обособленные члены предложения | 2 | Обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся. Отработка умения определять строение предложений с обособленными членами. Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Выполнение заданий на развитие произвольного внимания и памяти. |
Сложные предложения (8 часов) |
13-14 | Сложносочинённое предложение | 2 | Закрепление знаний о сложносочиненном предложении. Отработка правил постановки знаков препинания. Развитие устной и письменной речи, мышления внимания, умения сопоставлять и анализировать. |
15-16 | Сложноподчиненное предложение с одним придаточным | 2 | Вспомнить, что такое сложноподчиненное предложение. Осуществлять поиск сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным, с придаточным обстоятельственным (места, времени, сравнения, действия и степени, цели, условия), с придаточными причины и следствия, с придаточным уступительным. Выполнение логических заданий. |
17-18 | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными | 2 |
19-20 | Знаки препинания в бессоюзном сложно предложении | 2 | Повторение видов бессоюзного предложения. Научится правильно ставить знаки препинания. Выполнять задания на развитие логики и мышления. |
Повторение (8 часов) |
21-24 | Вспоминаем пройденное | 4 | Повторение и обобщение знаний, проверка уровня усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа. |
25-28 | Что мы узнали? | 4 | Повторение и обобщение знаний по разделу. |
29-30 | Итоговые занятия | 2 | Закрепление пройденных знаний. |