СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Занимательный русский язык» для обучающихся 5-6 с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий

«Занимательный русский язык» для обучающихся 5-6

с ограниченными возможностями здоровья

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Занимательный русский язык» для обучающихся 5-6 с ограниченными возможностями здоровья»












Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий

«Занимательный русский язык» для обучающихся 5-6

с ограниченными возможностями здоровья









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучающиеся с ОВЗ сталкиваются с трудностями во владении правил русского языка. Это связанно с недостатками фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления. Данная коррекционно-развивающая программа позволяет коррегировать все перечисленные недостатки.

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)обучающихся с ОВЗ.

Общие цели реализации коррекционно-развивающе программы:

1. развивать мыслительные процессы, осмысленную память, кругозор обучающихся;

2. формировать навыки, необходимые для бытового и делового общения;

3. пробудить потребность у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

4. способствовать формированию и развитию у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления;

5. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.

Общие задачи курса:

Обучающие:

  1. развитие интереса к учебным предметам;

  2. развитие мотивации к изучению русского языка и литературы;

  3. развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  4. совершенствование общего языкового развития обучающихся;

  5. углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  1. воспитание культуры обращения с книгой;

  2. формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  3. формирование гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.

Развивающие:

  1. развитие памяти, внимания, мышления, самостоятельности, активности, аккуратности, умений работать в группе;

  2. приобщение школьников к групповой исследовательской работе;

  3. развивать умение пользоваться разнообразными словарями, энциклопедиями, научными книгами и периодической печатью.

Общая характеристика коррекционной программы

Коррекционно-разивающие занятия направленны на развитие познавательной сферы обучающихся, а также включают в себя закрепление и повторение пройденного материала полученного на уроках русского языка и литературы. Данные занятия развивают умение грамотно писать, излагать свои мысли, работать с текстом, что благоприятно влияет на общую успеваемость школьников.

Обучающиеся с ОВЗ как правило, не слышат в слове отдельных звуков, не могут устанавливать их последовательность, плохо артикулируют, у них не сформированы необходимые навыки словоизменения (формы множественного числа) и словообразования, что приводит к аграмматизму (рассогласование слов в предложении в роде, числе, падеже) и смысловым ошибкам. При работе с текстом также отмечаются трудности: в понимании и ориентировки в тексте.

Данные занятия позволяют преодолеть не только перечисленные несовершенств,а но и другие недостатки развития, типичные для обучающихся с ОВЗ.

Описание места коррекционного курса в ученом плане

Приведенная программа коррекционно-развивающей программы составлена на 60 часов (по 2 часа в неделю при 30 учебных неделях). Форма: групповая

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В ходе реализации коррекционно-развивающей программы достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты.

5 класс

Личностные УУД

  • Ориентируется в социальных ролях.

  • Стремится расширить свой кругозор. Активен в поиске новых знаний.

  • Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными нормами и стремится их выполнять.

  • Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в других общественных местах.

  • Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести.

  • Сопоставляет свой образ жизни с нормами и ценностями здорового образа жизни.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

  • Организует рабочее место.

  • Соблюдает режим учебной работы.

  • Совместно с учителем разрабатывает алгоритм действия с новым учебным материалом

  • Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению.

  • Следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи.

  • Осуществляет итоговый и пошаговый контроль, сравнивая способ действия и его результат с эталоном, требованиями конкретной задачи.

  • Корректирует план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

  • Самостоятельно определяет цель, проблему в учебной деятельности.

  • Адекватно оценивает учебную работу на основе заданных критериев, алгоритма.

  • Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • Сравнивает объекты по заданным критериям.

  • Анализирует (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения на простом уровне.

  • Осуществляет синтез (составляет целое из частей).

  • Устанавливает причинно-следственные связи на простом уровне.

  • Строит логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи.

  • Подводит под понятие (распознает объект, выделяет его существенные признаки и на их основе определяет принадлежность объекта к тому или иному понятию).

  • Владеет смысловым чтением.

  • Выделяет главную мысль (мысли) текста, определяет главное и второстепенное.

  • Осваивает основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Определяет цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия.

  • Контролирует и корректирует действия партнёра на основе совместно определенных критериев.

  • Задает партнеру вопросы по способу выполнения действия.

  • Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Грамотно строит высказывания в устной и письменной форме (использует речевые средства).

  • Объясняет непонятные слова из контекста.

  • При изложении заданного вопроса придерживается темы.

  • Высказывает оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

  • Излагает своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

  • Умеет организовывать работу в паре (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Предметные УУД

  • Имеет представление о русском языке как о языке русского народа.

  • Понимает информацию устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации).

  • Умеет проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический).

  • Умеет анализировать предложение.

  • Владеет разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.

  • Умеет свободно пользоваться словарями различных типов, энциклопедиями, научной и справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

  • Имеет способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

  • Владеет различными видами монолога и диалога.

  • Осуществляет речевой самоконтроль.

  • Выделяет в слове звуки и характеризует их, различает ударные и безударные гласные; не смешивает звуки и буквы; правильно произносит названия букв, свободно пользуется алфавитом, в частности в работе со словарями.

  • Вычленяет словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова; характеризует предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ.

  • Составляет простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам.

  • Интонационно правильно произносит предложения изученных синтаксических конструкций.

  • Осознанно, бегло, правильно и выразительно читает целыми словами.

  • Передаёт содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывает начало повествования или его возможное продолжение или завершение.

  • Использует в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы).

  • Составляет план к прочитанному.

  • Делает подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст.

  • Определяет тему и главную мысль произведения.

  • Ставит вопросы к прочитанному.

6-8 классы

Личностные УУД

  • Знает и следует предписаниям той или иной социальной роли.

  • Интересуется культурными традициями народов России.

  • Старается договориться со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях.

  • Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

  • Регулирует свое эмоциональное состояние.

  • Соблюдает правила и нормы экологического характера.

  • Придерживается здорового образа жизни.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно устанавливает и соблюдает режим учебной работы.

  • Самостоятельно следует выделенным учителем ориентирам действия в новом учебном материале.

  • Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению.

  • Самостоятельно планирует и осуществляет контроль по результату.

  • Осуществляет прикидку возможного результата и способа его достижения с помощью учителя.

  • Корректирует действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Самостоятельно определяет проблему и цель в деятельности: учебной и жизненно-практической (в том числе в своих проектах).

  • Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом.

  • Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно.

Познавательные УУД:

  • Осуществляет поиск в учебниках и других источниках, в том числе используя ИКТ, достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

  • Владеет несколькими способами решения учебной задачи.

  • Сравнивает объекты по самостоятельно определённым критериям.

  • Устанавливает аналогии (создает модели объектов) для понимания закономерностей, использует их в решении задач.

  • Выбирает эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

  • Анализирует (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.

  • Осуществляет синтез (составляет целое из частей).

  • Проводит сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая для этого основания и критерии.

  • Устанавливает причинно-следственные связи на простом и сложном уровне.

  • Строит логическое рассуждение, выражая причинно-следственные связи.

  • Осуществляет логическую операцию установления родовидовых отношений.

  • Владеет смысловым чтением.

  • Структурирует тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий.

  • Владеет основами реализации проектно-исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • Определяет цели, распределяет функции участников, правила и способы взаимодействия.

  • Контролирует и корректирует действия партнёра на основе совместно определенных критериев.

  • Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

  • Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание.

  • Умеет преодолевать конфликты: договариваться с людьми, взглянуть на ситуацию с позиции другого.

  • Осознанно использует речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

  • Понимает позицию другого, выраженную в явном и неявном виде.

  • Объясняет непонятные слова из контекста.

  • При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного плана.

  • Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения.

  • Излагает своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

  • Аргументирует свою точку зрения, спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

  • Умеет организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения).

Предметные УУД

  • Понимает места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом.

  • Проводит различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.

  • Осознает эстетическую функцию родного языка, способен оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

  • Осознанно, бегло, правильно и выразительно читает целыми словами.

  • Передаёт содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывает начало повествования или его возможное продолжение или завершение.

  • Использует в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы).

  • Составляет план к прочитанному.

  • Делает подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст.

  • Определяет тему и главную мысль произведения.

  • Ставит вопросы к прочитанному.

9 класс

Личностные УУД

  • Влияет на других в плане выполнения правил и требований школьной жизни.

  • Проявляет устойчивый познавательный интерес к предметам будущих профилей.

  • Готов к выбору профессии.

  • Умеет видеть и предотвратить конфликтную ситуацию. Владеет некоторыми приемами выхода из конфликта.

  • Идентифицирует себя с российской нацией.

  • Решает моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, их мотивов и чувств.

  • Интерпретирует чувства других, владеет приемами коррекции.

  • Влияет на других в плане выполнения экологических норм.

  • Твердо убежден в ценности здоровья. Осознанно выбирает здоровый образ жизни.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

  • Умеет самостоятельно контролировать своё время.

  • Самостоятельно разрабатывает алгоритм действия с новым учебным материалом.

  • Понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по ее решению.

  • Осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.

  • Самостоятельно осуществляет прикидку возможного результата и способа его достижения.

  • Адекватно самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  • Владеет целеполаганием, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

  • Самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действий, сопоставляя результат с поставленной учебной задачей или самостоятельно заданными критериями, алгоритмом.

  • Адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной и иной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно.

Познавательные УУД:

  • Осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач.

  • Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  • Анализирует (в том числе выделяет главное, разделяет на части) и обобщает, доказывает, делает выводы, определяет понятия; строит логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.

  • Осуществляет синтез (составляет целое из частей).

  • Осуществляет сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

  • Устанавливает причинно-следственные связи на простом и сложном уровне.

  • Обобщает понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

  • Владеет основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

  • Структурирует тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий.

    Комуникативные УУД:

  • Организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели и функции участников, способы взаимодействия; планирует общие способы работы.

  • Осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, умеет убеждать.

  • Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

  • Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание.

  • Умеет преодолевать конфликты: договариваться с людьми, взглянуть на ситуацию с позиции другого.

  • Использует адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

  • Понимает позицию другого, выраженную в явном и неявном виде.

  • Объясняет непонятные слова из контекста.

  • При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного плана.

  • Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения.

  • Излагает своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.

  • Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • Умеет работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

    Предметные УУД

  • Адекватно понимает информацию устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации).

  • Владеет разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.

  • Владеет умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями.

  • Свободно пользуются словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

  • Умеет сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.

  • Способен свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

  • Умеет создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей.

  • Владеет различными видами монолога и диалога.

  • Соблюдает на практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации.

10 - 11 классы

Личностные УУД

  • Осознает российскую гражданскую идентичность, патриотизм, испытывает уважение к своему народу, чувствует ответственность перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважает государственные символы (герб, флаг, гимн).

  • Сформирована гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

  • Сформировано мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания.

  • Сформировано толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

  • Развиты навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

  • Способен к образованию, в том числе самообразованию.

  • Принимает ценность здорового и безопасного образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

  • Осуществляет осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

  • Умеет самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.

  • Самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности.

  • Использует все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

  • Выбирает успешные стратегии в различных ситуациях.

  • Умеет самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

  • Владеет навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Познавательные УУД:

  • Владеет навыками познавательной и учебно-исследовательской деятельности, навыками разрешения проблем.

  • Способен и готов к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

  • Осуществляет самостоятельную информационно-познавательную деятельность, владеет навыками получения необходимой информации из словарей разных типов.

  • Умеет ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Коммуникативные УУД:

  • Организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цели и функции участников, способы взаимодействия; планирует общие способы работы.

  • Осуществляет контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, умеет убеждать.

  • Задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

  • Адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет устной и письменной речью; строит монологическое контекстное высказывание.

  • Умеет преодолевать конфликты: договариваться с людьми, взглянуть на ситуацию с позиции другого.

  • Использует адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

  • Объясняет непонятные слова из контекста.

  • При изложении своих мыслей (на заданную тему) придерживается определенного плана.

  • Соотносит позицию автора с собственной точкой зрения.

  • Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • Умеет работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

  • Умеет продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

  • Владеет языковыми средствами - умеет ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя адекватные языковые средства.

    Предметные УУД

  • Владеет знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

  • Проводит различные виды анализа слова (фонетического, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания, а также многоаспектного анализа текста.

  • Совершенствует виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

  • Понимает определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования.

  • Владеет умениями анализировать единицы различных языковых уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию.

  • Сформировано умение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.

  • Умеет оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

  • Владеет различными приёмами редактирования текстов.

  • Владеет навыками анализа художественного текста.


Содержание работы

5 класс

Разделы

Часы

1

Вводные занятия

2

2

По дороге правил русского языка

7

3

Имена и фамилии

6

4

Басни и головоломки

13

5

Рифмы и пословицы

8

6

Афоризмы, логарифмы, фразеологизмы

14

7

Юные филологи

8

8

Итоговые занятия

2


Тематическое планирование

5 класс

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности

1-2

Водные занятия

2

Выполнение заданий диагностики

По дороге правил русского языка (7 часов)

3-4

И снова о русском языке!

2

Беседа о красоте и богатстве народной речи. Расшифровка высказываний писателей, криптограмм. Графический диктант.

5-6

Работа по сказке «Царевна-лягушка»

2

Формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т. п.). Воспитание ценностного отношения к произведениям устного народного творчества. Расшифровка названия сказки. Поиск предложений. Выполнение заданий по развитию внимания, памяти, словесно-логического мышления.

7-8

Учимся распознавать речевые ошибки

2

Поиск речевых ошибок, их распознавание и устранение. Замена слов на слова синонимы. Раскрытие тем текстов. Поиск ошибочно-употребленных местоимений. Задание на развитие мышления.

9

Работа по сказке «Журавль и цапля»

1

Развитие умения анализировать художественный текст. Обогащение словарного запаса обучающихся. Формирование навыка делать выводы о морали, о нравственной стороне сказки. Выполнение заданий по развитию внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Имена и фамилии (6 часов)

10-11

Об именах

2

Знакомство с историей возникновения древнерусских и современных имён. Расшифровка имен. Поиск информации о данных людях.

12-13

Иван — крестьянский сын и чудо-юдо

2

Выделение новой информации, переработка текстов с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы. Развитие воображения, речи.

14-15

О фамилиях

2

Знакомство с историей возникновения древнерусских и современных имён и фамилий. Расшифровка имен и фамилий. Поиск информации о данных людях.

Басни и головоломки (13 часов)

16-17

В поисках сбежавших головоломок

2

Расшифровка текстов, ребусов. Поиск спрятанных слов. Составление слов из букв.

18

Игротека (ч.1)

1

Выполнение творческих заданий для формирования орфографической зоркости. Выполнение заданий дидактической игры, которые направленны на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

19-20

Коллекция заморочек

2

Повторение следующих понятий: наречие, словарное слово, синоним, антоним, суффикс, анаграммы, метаграммы и т.д.

21-22

Игротека (ч.2)

2

Разгадывание стихотворных логогрифов, ребусов, составление слов из набора букв.

23-27

Басни Крылова И.А.

5

Закрепление знаний обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на уроках литературного чтения. Развитие речи и творческого мышления обучающихся. Формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности.

Рифмы и пословицы (8 часов)

28-29

Я не поэт, я только учусь

2

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Выполнений заданий на развитие мышления, памяти, внимания.

30

Работа над рифмами

1

31-33

Творчество А.С. Пушкина

3

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина. Анализ стихотворений.

34-35

Русские пословицы и поговорки

2

Знакомство и повторение русских пословиц. Объяснение их значений. Узнавание пословиц по картинке.

Афоризмы, логарифмы, фразеологизмы (14 часов)

36-37

Крылатые слова и афоризмы

2

Беседа о богатстве лексики русского языка. Расшифровка слов. Распутывание крылатых фраз и объяснение их значений.

38-40

Работа по повести-сказке «Черная курица, или Подземные жители»

3

Знакомство с произведением, Поиск афоризмов в стихотворение.

41-42

Мы играем в логарифмы

2

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?».

43-44

Ох уж эти фразеологизмы

2

Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.

45-46

Работа по стихотворению «Бородино»

2

Анализ стихотворения. Поиск фразеологизмов. Замена словосочетаний фразеологизмами.

47-48

Про омонимы и их разновидности

2

Беседа о омонимах. Поиск омонимов в стихотворениях.

49-50

Что такое паронимы

2

Беседа о паронимах. Определение значений паронимов.

Юные филологи (8 часов)

51-52

ОДнородные члены предложения

2

Выполнение творческих заданий для формирования орфографической зоркости. Выполнение заданий дидактической игры, которые направленны на развитие познавательного интереса к русскому языку и литературе.

53-54

Ошибочка вышла!

2

55-56

В стране перевертундии

2

57-58

Запоминаем словарные слова

2

59-60

Итоговые занятия

2

Закрепление пройденных знаний.




























Содержание работы

6, 7, 8 классы

Разделы

Темы

Часы

1

Вводные занятия

Выполнение заданий диагностики

2

2

По дороге правил русского языка

«Русский язык — наше богатство», «Про -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов», «Они такие классные, удвоенные согласные...», «Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!», «Буквы З и С на конце приставок»


10

3

Головоломки

«Игротека № 1», «Поиграем со словами», «Игротека № 2»

6

4

Небылицы, афоризмы, пословицы, фразеологизмы

«Ох уж эти небылицы!», «Афоризмы о труде», «Пословица не даром молвится»,

«Про анаграммы и метограммы»,

«Фразеологизмы»

10

5

Итоговые занятия

Закрепление пройденных знаний.

2






















Тематическое планирование

6,7,8 классы

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности

1-2

Водное занятие

2

Выполнение заданий диагностики

По дороге правил русского языка (10 часов)

3-4

Русский язык — наше богатство

2

Повторение понятий: синонимы, антонимы, омонимы. Расшифровка пословиц, фразеологизмов. Шифрование слов.

5-6

Про -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов

2

Повторение и закрепление -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов. Поиск ошибок. Определять части речи.

7-8

Они такие классные, удвоенные согласные...

2

Повторение правила написания слов с удвоенными согласными. Учится заменять фразу одним словом. Выбирать верные утверждения с изучаемым правилом. Образовывать от корней родственные слова с удвоенными согласными.

9-10

Что за ПРЕлесть эти ПРИставки!

2

Знакомство с лексическими значениями приставок ПРЕ-, ПРИ-. Узнать от чего зависит их написание.

11-12

Буквы З и С на конце приставок

2

Узнать зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дольше согласного звука.

Головоломки (6 часов)

13-14

Игротека № 1

2

Повторение правил. Работа с предложениями, расстановка слов в правильном порядке. Работа с главными и второстепенными членами предложение. Расшифровка пословиц. Разгадывание сканвордов.

15-16

Поиграем со словами

2

Разгадывание ребусов. Составление предложений из полученных слов. Работа со звуками.

17-18

Игротека № 2

2

Повторение и закрепление -ТСЯ и -ТЬСЯ у глаголов. Повторение правила написания слов с удвоенными согласными. Поиск слов с изученными правилами. Разгадывание кроссвордов. Прохождение лабиринта.

Небылицы, афоризмы, пословицы, фразеологизмы (10 часов)

19-20

Ох уж эти небылицы!

2

Повторение понятия небылицы. Узнать что такое небылицы-перевертыши. Чтение стихотворения. Поиск небылиц. Разгадывание криптограмм.

21-22

Афоризмы о труде

2

Узнать, что такое афоризмы. Знакомство с афоризмами о труде. Расшифровка афоризмов с помощью криптограммы.

23-24

Пословица не даром молвится

2

Выделение признаков пословиц и поговорок. Узнать скрытый смысл пословиц. Расшифровка пословиц. Поиск поговорок. Поиск ошибок в пословицах. Расшифровка криптограмм.

24-26

Про анаграммы и метограммы

2

Узнать что такое анаграммы, метаграмы. Делить слова на группы.

27-28

Фразеологизмы

2

Знакомство с тремя группами фразеологизмов с точки зрения их происхождения и традиции использования. Узнать о происхождении некоторых фразеологизмов. Делить фразеологизмы на группы. Расшифровка фразеологизмов.

29-30

Итоговые занятия

2

Закрепление пройденных знаний.




























Содержание работы

9 класс

Разделы

Темы

Часы

1

Вводные занятия

Выполнение заданий диагностики

2

2

Русский язык — национальный язык русского народа

«Куда пропали запятые?», «Вспоминаем пройденное»

5

3

Точка, точка, запятая …

«Что такое сложное предложение?», «Что такое сложносочиненное предложение?», «Что такое сложноподчиненное предложение?», «Бессоюзные сложные предложения»

16

4

Наша речь

«Стили речи», «Эссе. Путевые заметки»,

«Деловая речь»

5

5

Итоговые занятия

Закрепление пройденных знаний.

2























Тематическое планирование

9 класс

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности

1-2

Водное занятие

2

Выполнение заданий диагностики

Русский язык — национальный язык русского народа (5 часов)

3-4

Куда пропали запятые?

2

Повторение пройденных правил. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Разгадывание ребусов, криптограмм.

5-7

Вспоминаем пройденное

3

Повторение темы «Ударные и безударные гласные», верно ставить ударение. Вставлять пропущенные буквы, пользуясь правилами. Правильно писать слова с частицами НЕ-, НИ-. Распутывание буквенных путаниц. Работа с текстом.

Точка, точка, запятая … (16 часов)

8-9

Что такое сложное предложение?

2

Узнать, что такое сложное предложение. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнение заданий на развитие мышления.

10-12

Что такое сложносочиненное предложение?

3

Узнать, что такое сложносочиненное предложение. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Разгадывание ребусов. Выполнение логических заданий.

13-20

Что такое сложноподчиненное предложение?

8

Узнать, что такое сложноподчиненное предложение. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Искать сложноподчиненное предложение с придаточном изъяснительным, с придаточным обстоятельственным (места, времени, сравнения, действия и степени, цели, условия), с придаточными причины и следствия, с придаточным уступительным. Разгадывание анаграмм, криптограмм, ребусов. Прохождение лабиринтов. Выполнение логических заданий.

21-23

Бессоюзные сложные предложения

3

Познакомится с видами бессоюзного предложения. Научится правильно ставить знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, знаки препинания. Выполнять задания на развитие логики и мышления.

Наша речь (5 часов)

24-25

Стили речи

2

Познакомится с видами речи. Научится определять стили речи. Выполнять задания на развитие внимание и памяти.

26

Эссе. Путевые заметки

1

Определять жанровую принадлежность текста. Обосновывать свое мнение. Определять основную мысль текста. Определять связь между абзацами.

27-28

Деловая речь

2

Анализировать тексты. Изменять тексты в соотвествии с требованиями официально-делового стиля. Разгадывать буквенные путаницы, проходить лабиринты. Играть в игру «Парочки»

29-30

Итоговые занятия

2

Закрепление пройденных знаний.






























Содержание работы

10 класс

Разделы

Темы

Часы

1

Вводные занятия

Выполнение заданий диагностики

2

2

Русский язык — национальный язык русского народа

«Фонетика. Орфоэпия. Орфография», «Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно -выразительные средства русского языка», «Морфемика. Словообразование. Орфография», «Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи»

8

3

Морфология и орфография

«Имена существительные», «Имена прилагательные», «Имена числительные», «Местоимения», «Глагол. Причастие. Деепричастие»,

«Наречие. Категория состояния»,

«Служебные части речи»

10

4

Обо всем понемногу

«Лексическое значение слова», «Ударение», «Грамматический строй предложения», «Вспоминаем пройденное»

8

5

Итоговые занятия

Закрепление пройденных знаний.

2

















Тематическое планирование

10 класс

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности

1-2

Водное занятие

2

Выполнение заданий диагностики

Русский язык — национальный язык русского народа (8 часов)

3-4

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

2

Обобщение и закрепление знаний по разделам лингвистики «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». Повторение орфограмм: безударная гласная в корне слова. Развитие устной и письменной речи, мышления внимания, умения сопоставлять и анализировать.

5-6

Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно -выразительные средства русского языка

2

Повторение следующих понятий: синоним, антоним, фразеологизм, переносное значение. Поиск речевых ошибок. Развитие памяти, внимания, мышления.

7-8

Морфемика. Словообразование. Орфография.

2

Повторение пройденного материала, расширение словарного запаса, знакомство с новыми словами и их лексическим значением, развитие речи, мышления, познавательного интереса. Выделение приставки, корня, суффикса и окончаний, поиск однокоренных слов, исправление ошибок.

9-10

Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Средства связи.

2

Работа с текстом. Определение главной мысли текста. Выполнение заданий на развитие логики. Развитие умения сопоставлять и анализировать.

Морфология и орфография (10 часов)

11

Имена существительные

1

Обобщение и закрепление правила с -НН-, -Н-; закрепление умения задавать вопросы к словам. Вспомнить правила написания слов (тире, слитно). Поиск ошибок в образовании слов. Выполнение заданий на развитие внимания и памяти.

12

Имена прилагательные

1

13

Имена числительные

1

Закрепление понятий: числительное, местоимения. Повторение правил написания числительных. Вспомнить что такое возвратное местоимение. П

14

Местоимения

1

15-16

Глагол. Причастие. Деепричастие.

2

Поиск ошибок в образовании формы слова, повторение правил с -НН-, -Н-, а также НЕ- с глаголом. Поиск грамматически правильно построенного предложения. Вставлять пропущенные знаки препинания. Развитие логического мышления.

17-18

Наречие. Категория состояния

2

Научится отличать наречия, слова категории состояния и краткие прилагательные друг от друга. Давать морфологическую характеристику слов. Вставлять пропущенные буквы и знаки препинания. Выполнение заданий на развитие внимания и памяти.

19-20

Служебные части речи

2

Обобщение знаний о служебных частях речи, их функциях, значении, строении, правописании и употреблении. Развитие логического мышления, расширение словарного запаса.

Обо всем понемногу (8 часов)

21-22

Лексическое значение слова

2

Повторение понятий «многозначные» и «однозначные слова». Анализ и редактирование предложений (выявление и исправление речевых ошибок). Развитие внимания, мышления.

23-24

Ударение

2

Формирование орфоэпических навыков, повторение правописание Н и НН в причастиях. Развитие речи учащихся, развитие творческих способностей, развитие логического мышления (умения анализировать и синтезировать).


24-28

Вспоминаем пройденное

4

Повторение и обобщение знаний, проверка уровня усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа.

29-30

Итоговые занятия

2

Закрепление пройденных знаний.













Содержание работы

11 класс

Разделы

Темы

Часы

1

Вводные занятия

Выполнение заданий диагностики

2

2

Словосочетания и простые предложения

«Виды синтаксической связи», «Простое предложение», «Простое осложнённое предложение. Однородные члены», «Предложения с вводными словами и конструкциями. Предложения с обращениями», «Обособленные члены предложения»

10

3

Сложные предложения

«Сложносочинённое предложение», «Сложноподчиненное предложение с одним придаточным», «Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными», «Знаки препинания в бессоюзном сложно предложении»

8

4

Повторение

«Вспоминаем пройденное», «Что мы узнали?»

8

5

Итоговые занятия

Закрепление пройденных знаний.

2


Тематическое планирование

11 класс

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности

1-2

Водное занятие

2

Выполнение заданий диагностики

Словосочетания и простые предложения (10 часов)

3-4

Виды синтаксической связи

2

Повторение и обобщение знаний о способах связи слов в словосочетании. Отработка умения определять способы связи слов в словосочетании. Развитие устной и письменной речи, мышления внимания, умения сопоставлять и анализировать.

5-6

Простое предложение

2

Повторение, углубление и закрепление знаний пунктуации при однородных членах предложения. Выделение отличий между словосочетанием и простым предложением. Учится правильно ставить знаки препинания при написании прямой речи. Выполнять задания на развитие речи, развитие творческих способностей, развитие логического мышления (умения анализировать и синтезировать).

7-8

Простое осложнённое предложение. Однородные члены

2

9-10

Предложения с вводными словами и конструкциями. Предложения с обращениями

2

11-12

Обособленные члены предложения

2

Обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся. Отработка умения определять строение предложений с обособленными членами. Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Выполнение заданий на развитие произвольного внимания и памяти.


Сложные предложения (8 часов)

13-14

Сложносочинённое предложение

2

Закрепление знаний о сложносочиненном предложении. Отработка правил постановки знаков препинания. Развитие устной и письменной речи, мышления внимания, умения сопоставлять и анализировать.

15-16

Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

2

Вспомнить, что такое сложноподчиненное предложение. Осуществлять поиск сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным, с придаточным обстоятельственным (места, времени, сравнения, действия и степени, цели, условия), с придаточными причины и следствия, с придаточным уступительным. Выполнение логических заданий.

17-18

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

2

19-20

Знаки препинания в бессоюзном сложно предложении

2

Повторение видов бессоюзного предложения. Научится правильно ставить знаки препинания. Выполнять задания на развитие логики и мышления.

Повторение (8 часов)

21-24

Вспоминаем пройденное

4

Повторение и обобщение знаний, проверка уровня усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа.

25-28

Что мы узнали?

4

Повторение и обобщение знаний по разделу.

29-30

Итоговые занятия

2

Закрепление пройденных знаний.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!