СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

«Сенсорное развитие»

для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

(вариант 2)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)»

Донецкая Народная Республика

отдел образования администрации Петровского района города донецка

муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 116 города Донецка»



РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол

«__ »_____________№_______

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора



_________ Потапенкова А.Н

«__ »_______________2021г.


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ «Школа № 116 г. Донецка»


__________ И.Е. Сташевская

«__ »_____________2021г.









Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

«Сенсорное развитие»

для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

(вариант 2)

Дембяк Андрея Васильевича

5 класс

на 2021-2022 учебный год





Составитель рабочей программы:

Педагог –психолог

Бейдик А.В.








Донецк 2021 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Программно-методический материал включает 6 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса», «Восприятие особых свойств предметов»

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Сенсорное развитие» входит в коррекционно-развивающую область примерного учебного плана государственного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы среднего общего образования для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).




Содержание учебного предмета


Название раздела

Количество

часов

«Предварительный этап – Обследование»

1

«Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти»

10

«Кинестетическое и кинетическое развитие»

5

«Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».

9

«Восприятие вкуса»

3

«Восприятие запаха»

2

«Восприятие особых свойств предметов»

3

«Заключительный этап - Итоговая диагностика»



1






















































Календарно – тематическое планирование

«Сенсорное развитие»

(1 час в неделю)


№ п/п

Виды учебной деятельности

Дата

примечание

План

Факт

(I четверть)

«Предварительный этап – Определение первичного уровня развития»(2 ч.)

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

06.09.



Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

13.09



«Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (10ч.)

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).

20.09



Нахождение отличий и общих признаков на наглядном материале ( сравнение 2-3 предметных (сюжетных) картинок).

27.09



Составление картинки из разрезных частей.

04.10



Нахождение нелепиц на картинках.

11.10



Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

18.10



Различение наложенных

изображений предметов.

25.10



(II четверть)

Тренировка зрительной памяти.

08.11



Запоминание нескольких предметов, игрушек и воспроизведение

их в исходной последовательности.

15.11



Узнавание и различение цвета объекта.

22.11



«Кинестетическое и кинетическое развитие» (5ч.)


Сочетание движений и поз различных частей тела ( по инструкции педагога), вербализация поз и действий.

29.11



Упражнения на расслабление снятие мышечных зажимов Д\и «Коробка»

06.12



Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать бельё).Д\и «Собери бусы»

13.12



Сочетание движений и поз различных частей тела ( по инструкции педагога), вербализация поз и действий.

20.12





Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего

27.12



(IIIчетверть)

«Развитие слухового восприятия и слуховой памяти»(9 ч.)

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

10.01




Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).

17.01




Развитие слухо моторной координации.

24.01



Определение на слух значения различных музыкальных инструментов.

31.01



Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.

07.02



Дидактическая игра «Угадай по голосу».

14.02



Выполнение действий по звуковому сигналу.

21.02



Различение мелодии по характеру (веселая, грустная).

21.02



Различение по голосу знакомых людей.

28.02



«Восприятие вкуса» (3ч.)

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый)

07.03



Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.).

14.03



Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

21.03




(IVчетверть)

«Восприятие запаха» (2ч.)


Реакция на запахи.

04.04



Дифференцированное восприятие ароматов ( запах фруктов, цветов, парфюмерии)

18.04



Восприятие особых свойств предметов (3ч.)

Восприятие чувства тяжести от разных предметов (вата, гвозди, брусок);

25.04



Сравнение трех предметов по весу (тяжелый — средний —легкий).

16.05



Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).




Заключительный этап (1ч.)


Итоговая диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

23.05








Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету


  1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2010.

  2. Катаева А.А., Е.А.Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» М:Гуманит.изд. ВЛАДОС, 2001г.

  3. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М. 2004.

  4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб.:Речь,2006.

  5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида.-М.: Просвещение,2009.

  6. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2007.

  7. Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями: Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра / Под ред. A.M. Царева. – Псков, 1999.

  8. Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Письмо Минобрнауки России «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07.

  9. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для обучающихся с УО (ИН). Одобрены решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598// Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

  11. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599// Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

  12. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15

  13. Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для слабовидящих обучающихся. Одобрена решением от 22 декабря 2015 г. Протокол №4/15

  14. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.


Материально-технические условия

реализации адаптированной основной общеобразовательной программы

Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должно отвечать как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. В связи с этим, материально техническое обеспечение процесса освоения АООП и СИПР должно соответствовать специфическим требованиям стандарта к:

1) организации пространства;

2) организации временного режима обучения;

3) организации учебного места обучающихся;

4) техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию (ассистирующие средства и технологии);

5) специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;

6) условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;

7) информационно-методическому обеспечению образования.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!