СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)»

Донецкая Народная Республика

отдел образования администрации Петровского района города донецка

муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 116 города Донецка»



РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол

«__ »_____________№_______

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора



_________ Потапенкова А.Н

«__ »_______________2021г.


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МОУ «Школа № 116 г. Донецка»


__________ И.Е. Сташевская

«__ »_____________2021г.









Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

для обучающихся с легкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(вариант 1)

Бреднева Артура

5 класс

на 2021-2022 учебный год






Составитель рабочей программы:

Педагог –психолог

Бейдик А.В.






Донецк 2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа «Психокоррекционные занятия: 5-12 класс» является коррекционной для сенсорного развития обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью, разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учетом современных требований к образовательному процессу в системе специального обучения и предназначена для педагогических работников специальных общеобразовательных и общеобразовательных организаций.

Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия: 5-12 класс» помогает развить и корригировать отклонения в развитии психомоторных и сенсорных функций ребенка, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов является важнейшей составляющей среднего общего образования. Этот коррекционный курс играет важную роль в формировании у школьников умения учиться. Цель рабочей программы: преодоление недостатков, развитие и совершенствование основных школьных навыков: праксиса (развитие крупной и мелкой моторики). гнозиса (развитие зрительного восприятия) пространственного восприятия,временных представлений, графо-моторных навыков, мыслительной и речевой деятельности.

Достижение цели предполагает решение ряда задач: - формировать и совершенствовать полученные навыки адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; - корректировать и закреплять путем систематического и целенаправленного воспитания недостатки когнитивных функций;

- формировать и совершенствовать навыки ориентации в пространстве и времени;

- развивать слухо-голосовые координации;

- формировать способности эстетически воспринимать окружающий мир в разных его проявлениях;

- исправлять недостатки и совершенствовать полученные ранее результаты развития моторики и зрительно--двигательной координации;

-- формировать и совершенствовать точность и целенаправленность движений и действий.

Основное внимание при прохождении коррекционного курса уделяется формированию у подростка крупной и мелкой моторики, сенсорному восприятию, зрительному восприятию, слуховому восприятию, графомоторных навыков, мыслительной и речевой деятельности.

Описание места коррекционного курса «Психокоррекция» в учебном плане

Программа, рассчитана для обучающихся с легкой умственной отсталостью

• 5класс – 69 часов, 35 недель обучения;


Содержание учебного предмета



Название раздела

Количество

часов

Предварительный этап – Обследование.

2

«Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков»

15

«Развитие тактильно-двигательного восприятия».

4

«Кинестетическое и кинетическое развитие»

4

«Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»

15

«Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти»

5

«Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств»

4

«Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».

4

Восприятие пространства

6

«Восприятие времени»

5

«Развитие эмоциональной сферы»

2

Заключительный этап - Итоговая диагностика



2












































Календарно – тематическое планирование

«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

(2 час в неделю)


№ п/п

Виды учебной деятельности

Дата

примечание

План

Факт

I четверть

Раздел 1. Комплексное обследование детей (2 часа)

Психологическое обследование на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

02.09.



Психологическое обследование на определение уровня интеллектуального развития ребенка.

07.09.



«Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков» (15ч.)

Упражнения на развитие меткости.

09.09



Упражнения на координацию движений рук и глаз

14.09



Синхронность работы обеих рук.

16.09



Игры и упражнения: с мячом (перебрасывание из руки в руку, подбрасывание мяча на разную высоту и ловля двумя и одной руками), с обручем;

21.09



Игры и упражнения: с мячом (перебрасывание из руки в руку, подбрасывание мяча на разную высоту и ловля двумя и одной руками), с обручем;

23.09



Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

28.09



Рисование и обводка по контуру с использованием сложных видов штриховки

30.09



Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

05.10



Графический диктант по показу.

07.10



Рисование по точкам.

12.10



Рисование бордюров по образцу.

14.10



Графический диктант.

19.10



Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

21.10



Работа в технике объёмной и рваной аппликации.

26.10



Работа в технике объёмной и рваной аппликации.

28.10



(II четверть)

«Тактильно - двигательное восприятие» (4 ч.)


Игры с сюжетной мозаикой.

09.11



Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

11.11



Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

16.11



Работа с соленым тестом.

18.11



«Кинестетическое и кинетическое развитие» (4ч.)


Формирование ощущений от статистических и динамических поз различных частей тела ( глаза, рот, пальцы), вербализация собственных ощущений.

23.11



Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

25.11



Имитация повадок животных, инсценирование школьных событий.

30.11



Имитация повадок животных, инсценирование школьных событий.

02.12



«Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов»(15ч.)

Упражнения в подборе и назывании основных цветов, оттенков и полутонов.

07.12



Упражнение на классификацию, группировку и сравнение по цвету

09.12



Упражнение на классификацию, группировку и сравнение по цвету на время.

14.12



Упражнения на сочетание цветов.


16.12





Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

21.12





Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

23.12





Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

28.12





(III четверть)

Упражнения на восприятие длины и высоты предметов и их изображений на картинках.

11.01





Упражнения на восприятие ширины и толщины предметов и их изображений.

13.01





Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции.

18.01





Дидактическая игра «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

20.01





Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

25.01





Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами и свойствами.

27.01





Дидактическая игра « Часть и целое».

01.02





Конструирование предметов из геометрических фигур

03.02





«Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (5ч.)

Упражнения на развитие глазомера и зрительно-моторной координации.

08.02




Составление картинки из разрезных частей.

10.02




Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок).

15.02



Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

17.02





Тренировка зрительной памяти.

22.02





«Восприятие особых свойств предметов» (4ч.)

Определение контрастных температур разных предметов. Упражнение: теплее – холоднее. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).

24.02





Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

01.03





Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

03.03





Взвешивание на ладони. Определение веса на глаз.

10.03





(IV четверть)

«Развитие слухового восприятия и слуховой памяти»(4 ч.)

Упражнения на развитие слухового восприятия.

15.03





Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади).

17.03






Выполнение действий по звуковому сигналу.

22.03






Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных произведений

24.03





«Восприятие пространства» (6ч.)



Ориентировка на листе бумаги. Рисунок по инструкции.

05.04





Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

07.04





Ориентировка в помещении по словесной инструкции, по плану и по схеме.

12.04





Понятие выше - ниже, левее - правее, далеко – рядом.

14.04





Ориентировка на поверхности парты.

19.04





Комбинированные упражнения на развитие зрительного - восприятия и пространственной ориентировки

21.04





«Восприятие времени» (5ч.)

Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с,1 мин,5мин,1 час).

26.04





Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1 с,1 мин,5мин,1 час).

28.04





Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год).

03.05





Последовательность событий. Раньше - позже.

05.05





Смена времен года. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

10.05





«Эмоциональный мир»(2 ч.)





Эмоции и чувства. Эмоциональная разрядка.

12.05





Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса.

17.05





«Заключительный этап - Итоговая диагностика обучающихся»(2 ч.)



Групповые и индивидуальные обследования: графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

19.05





Групповые и индивидуальные обследования: графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

24.05





Групповые и индивидуальные обследования: графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны.

26.05











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.

2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. - М.: Дрофа, 2001.

3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.- М.: Гном- Пресс, 2000.

4. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2001.

5. Beнгep Л А., Пилюгuна З.Г., Beнгep Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка.- М.: Просвещение, 1998.

6. Гришвина А.В., Пузыревская ЕА., Сачеванова Е.В. Иrры-занятия с детьми рaннегo возраста с нарушениями умственного и речевого развития. - М.: Просвещение, 1988.

7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Beнгеpa.- М.: Просвещение, 1978.

8. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.

9. 3абрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М.: Педагогика-пресс,1993.

10. 3ахароваА.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Учебно- методическое пособие для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в системе специального образования. - М.: Книголюб, 2002.

11. Катаева АА., Стребелева ЕА. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2001.

12. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. - М., 2004.

13. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.

14. Метиева Л.А., Удалова З.Я. Развитие психомоторики и ceнсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VПI вида / /Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2004.- №4.

15. Метиева Л.А., Удалова З.Я. Методические рекомендации к разделу "Восприятие пространства" авторской программы курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - № 6.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!