Рабочая программа
коррекционно развивающих занятий
«Речь и альтернативная коммуникация»
2 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2),примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;
Цель: формировать коммуникативные и речевые навыки, расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.
Задачи:
1) Учить детей овладевать доступными срeдствами коммуникации и общeния: вeрбальными и нeвeрбальными.
2) Учить пользоваться доступными средствами коммуникации для рeшения соответствующих возрасту житeйских задач.
3) Развивать рeчь, как средство общения, в тeсной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка.
4) Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного
развития.
Общая характеристика коррекционного курса
На коррекционном этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулирования речевого развития. На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.
Направления работы коррекционного этапа:
1. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Задачи:
- расширять рамки коммуникации с окружающими;
- дать представления о невербальных средствах коммуникации;
- развивать невербальные компоненты коммуникации.
Приёмы:
- развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой и т.д.);
- выполнение действий по невербальной инструкции;
- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай и т.д.);
- развитие мимики и жеста;
- жестовое приветствие и прощание;
- выполнение имитирующих движений;
- понимание и использование символов, картинок, рисунков.
2. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук, чёткую артикуляционную кинестезию, тактильную память;
- формировать представления о схемах лица и тела;
- развивать подвижность речевой мускулатуры;
- обучить восприятию артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно – кинестетических ощущений.
Приёмы:
- пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
- активизация пассивных и активных движений рук;
- артикуляционная и мимическая гимнастика.
3.Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Задачи:
- развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
- формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.
Приёмы:
- узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные, люди);
- показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям, различающимся по признакам;
- автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);
- выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;
- побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;
- активизация потребности в речевых высказываниях;
- развитие речевого подражания.
На заключительном этапе после проведённой коррекционной работы осуществляется диагностика общеучебных навыков и коммуникативных способностей.
В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность, обучающиеся становятся открытыми для общения, комплексный подход позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими детьми, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приёмов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Данное сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи позволит улучшить их социальную адаптацию, даст возможность для дальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Ожидаемые результаты освоения программы. У обучающихся будут формироваться:
1. Потребность в коммуникации.
2. Способность понимать обращённую речь, понимание смысла доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов.
3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом;
- использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;
- использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Основные требования к умениям учащихся. Обучающиеся должны уметь:
- понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;
- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, символы,;
- использовать вербальные средства общения (слово);
- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;
-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);
- выполнять задания по словесной инструкции учителя;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- выполнять развивающие упражнения для рук;
- выполнять графические упражнения.
Содержание коррекционного курса.
Начинаем общаться.
Жесты, символы и их значение.
Мимика и её роль в общении.
Жесты и символы «Основные нужды», «Повседневные действия», «Я - ребёнок», «Ребёнок в семье», «Ребёнок и его игрушки», «Ребёнок и улица, повседневные действия», «Ребёнок в школе».
Тематическое планирование
№ | Темы занятий | Количество часов | Виды учебной деятельности |
1 | Жесты, символы и их значение | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
2 | Жест и символ «здравствуй, привет» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
3 | Жест и символ «до свидания, пока» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
4 | Положительные эмоции на лице (радость, восторг) | 1 | Работа с фотографиями |
5 | Положительные эмоции на лице (грусть, удивление, огорчение) | 1 | Работа с фотографиями |
6 | Отрицательные эмоции на лице (страх, злость, стеснение , стыд, отвращение) | 1 | Работа с фотографиями |
7 | Знакомство с жестом и символом «есть, кушать» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
8 | Знакомство с жестом и символом «пить» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
9 | Ситуация «я хочу есть» | 1 | Дидактическая игра |
10 | Ситуация «я хочу пить» | 1 | Дидактическая игра |
11 | Знакомство с жестом и символом «да» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
12 | Знакомство с жестом и символом «нет» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
13 | Повторение жеста и символа «я хочу есть» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
14 | Знакомство с жестом и символом «еда» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
15 | Знакомство с жестом и символом «печенье» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
16 | Повторение жеста и символа «я хочу пить» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
17 | Знакомство с жестом и символом «питьевая вода» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
18 | Знакомство с жестом и символом «мыть, мыть руки» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
19 | Знакомство с жестом и символом «кран» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
20 | Знакомство с жестом и символом «мыться, принимать душ» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
21 | Знакомство с жестом и символом «туалет» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
22 | Ситуация «я хочу в туалет» | 1 | Дидактическая игра |
23 | Ситуация «в столовой» | 1 | Дидактическая игра |
24 | Знакомство с жестом и символом «вставать» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
25 | Знакомство с жестом и символом «сидеть, садиться» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
26 | Знакомство с жестом и символом «давать» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
27 | Повторение изученных жестов и символов | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
28 | Повторение изученных жестов и символов | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
29 | Знакомство с жестом и символом «я,мне» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
30 | Знакомство с жестом и символом «ты, тебе» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
31 | Знакомство с жестом и символом «дом, свой дом» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
32 | Знакомство с жестом и символом «хороший, хорошо» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
33 | Знакомство с жестом и символом «плохой, плохо» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |
34 | Знакомство с жестом и символом «молодец» | 1 | Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями |