СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно развивающих занятий «Речь и альтернативная коммуникация»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно развивающих занятий «Речь и альтернативная коммуникация»»













Рабочая программа

коррекционно развивающих занятий

«Речь и альтернативная коммуникация»

2 класс







































Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2),примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой., 7- е издание М: «Просвещение» 2013 г.;

Цель: формировать коммуникативные и речевые навыки, расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта.

Задачи:

1) Учить детей овладевать доступными срeдствами коммуникации и общeния: вeрбальными и нeвeрбальными.

2) Учить пользоваться доступными средствами коммуникации для рeшения соответствующих возрасту житeйских задач.

3) Развивать рeчь, как средство общения, в тeсной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка.

4) Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного

развития.

Общая характеристика коррекционного курса

На коррекционном этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создаётся специальная речевая среда для стимулирования речевого развития. На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, восприятия, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.

Направления работы коррекционного этапа:

1. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Задачи:

- расширять рамки коммуникации с окружающими;

- дать представления о невербальных средствах коммуникации;

- развивать невербальные компоненты коммуникации.

Приёмы:

- развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой и т.д.);

- выполнение действий по невербальной инструкции;

- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;

- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай и т.д.);

- развитие мимики и жеста;

- жестовое приветствие и прощание;

- выполнение имитирующих движений;

- понимание и использование символов, картинок, рисунков.

2. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи:

- Развивать мелкую моторику рук, чёткую артикуляционную кинестезию, тактильную память;

- формировать представления о схемах лица и тела;

- развивать подвижность речевой мускулатуры;

- обучить восприятию артикуляционных укладов звуков путём развития зрительно – кинестетических ощущений.

Приёмы:

- пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

- активизация пассивных и активных движений рук;

- артикуляционная и мимическая гимнастика.

3.Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

- развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

- формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.

Приёмы:

- узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные, люди);

- показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям, различающимся по признакам;

- автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);

- выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;

- побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;

- активизация потребности в речевых высказываниях;

- развитие речевого подражания.

На заключительном этапе после проведённой коррекционной работы осуществляется диагностика общеучебных навыков и коммуникативных способностей.

В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность, обучающиеся становятся открытыми для общения, комплексный подход позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания. Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими детьми, снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения, происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через использование игровых приёмов. Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.

Данное сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи позволит улучшить их социальную адаптацию, даст возможность для дальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений.










Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Ожидаемые результаты освоения программы. У обучающихся будут формироваться:

1. Потребность в коммуникации.

2. Способность понимать обращённую речь, понимание смысла доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов.

3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

- использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом;

- использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;

- использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.

4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

5. Умение использовать вербальные средства коммуникации.

Основные требования к умениям учащихся. Обучающиеся должны уметь:

- понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;

- использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, символы,;

- использовать вербальные средства общения (слово);

- использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;

-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);

- выполнять задания по словесной инструкции учителя;

- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;

- выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;

- выполнять развивающие упражнения для рук;

- выполнять графические упражнения.

Содержание коррекционного курса.

Начинаем общаться.

Жесты, символы и их значение.

Мимика и её роль в общении.

Жесты и символы «Основные нужды», «Повседневные действия», «Я - ребёнок», «Ребёнок в семье», «Ребёнок и его игрушки», «Ребёнок и улица, повседневные действия», «Ребёнок в школе».











Тематическое планирование



Темы занятий

Количество часов

Виды учебной деятельности

1

Жесты, символы и их значение

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

2

Жест и символ «здравствуй, привет»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

3

Жест и символ «до свидания, пока»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

4

Положительные эмоции на лице (радость, восторг)

1

Работа с фотографиями

5

Положительные эмоции на лице (грусть, удивление, огорчение)

1

Работа с фотографиями

6

Отрицательные эмоции на лице (страх, злость, стеснение , стыд, отвращение)

1

Работа с фотографиями

7

Знакомство с жестом и символом «есть, кушать»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

8

Знакомство с жестом и символом «пить»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

9

Ситуация «я хочу есть»

1

Дидактическая игра

10

Ситуация «я хочу пить»

1

Дидактическая игра

11

Знакомство с жестом и символом «да»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

12

Знакомство с жестом и символом «нет»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

13

Повторение жеста и символа «я хочу есть»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

14

Знакомство с жестом и символом «еда»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

15

Знакомство с жестом и символом «печенье»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

16

Повторение жеста и символа «я хочу пить»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

17

Знакомство с жестом и символом «питьевая вода»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

18

Знакомство с жестом и символом «мыть, мыть руки»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

19

Знакомство с жестом и символом «кран»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

20

Знакомство с жестом и символом «мыться, принимать душ»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

21

Знакомство с жестом и символом «туалет»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

22

Ситуация «я хочу в туалет»

1

Дидактическая игра

23

Ситуация «в столовой»

1

Дидактическая игра

24

Знакомство с жестом и символом «вставать»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

25

Знакомство с жестом и символом «сидеть, садиться»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

26

Знакомство с жестом и символом «давать»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

27

Повторение изученных жестов и символов

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

28

Повторение изученных жестов и символов

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

29

Знакомство с жестом и символом «я,мне»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

30

Знакомство с жестом и символом «ты, тебе»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

31

Знакомство с жестом и символом «дом, свой дом»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

32

Знакомство с жестом и символом «хороший, хорошо»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

33

Знакомство с жестом и символом «плохой, плохо»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями

34

Знакомство с жестом и символом «молодец»

1

Работа с символами, жестами, пиктограммами, фотографиями





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!