СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ВАРИАНТ 6.4. 1-4 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального общего образования (далее НОО) обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4).

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Сенсорное развитие» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ВАРИАНТ 6.4. 1-4 класс»

Донецкая Народная Республика

отдел образования администрации Петровского района города донецка

муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 116 города Донецка»



РАССМОТРЕНО:

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол

«__ »_____________№_______

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора



_________ Потапенкова А.Н

«__ »_______________2023г.


УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «Школа № 116 г. Донецка»


__________ И.Е. Сташевская

«__ »_____________2023г.









Рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий

«Сенсорное развитие»

для обучающихся

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

ВАРИАНТ 6.4.

1-4 класс

Владыкина Алексея

1 класс

на 2023-2024 учебный год





Составитель рабочей программы:

Педагог –психолог

Бейдик Анна Владимировна








Донецк 2023 г.


Пояснительная записка


Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального общего образования (далее НОО) обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 6.4).


Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с НОДА определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.

Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА составляют:

• Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

• Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ;

• Устав образовательной организации.


Цель реализации. Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов основываются на индивидуальных возможностях и индивидуальных образовательных потребностях обучающегося с ТМНР.

Содержание учебного предмета


Название раздела

Количество

часов

«Предварительный этап – Обследование»

1

«Развитие зрительного восприятие »

18

«Развитие слухового восприятия »

16

«Кинестетическое и кинетическое развитие»

16

«Восприятие запаха»

6

«Восприятие вкуса»

9

«Заключительный этап - Итоговая диагностика»



2























Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью и ТМНР адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образованияи программы коррекционной работы.

В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 6.4. адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП, которые рассматриваются в варианте 6.4. как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностям обучающихся.

Требования устанавливаются к результатам:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения

учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Возможные личностные результаты освоения адаптированной образовательной программызаносятся вСИОП и должны отражать:

1) формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу; осознание себя, как гражданина России;

2) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Программы коррекционных – развивающих курсов

Сенсорное развитие.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который накапливается в процессе восприятия различных ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.


Содержание коррекционного курса.


Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Кинестетическое восприятие. Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

Восприятие запаха. Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.

Восприятие вкуса. Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).








п/п

Тема занятия


Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения


1.

Стартовое обследование

планируемых результатов по программе

1

Выполнение заданий на исследование сенсорного развития, психомоторики


1. Зрительное восприятие 18 ч.

2.

Дидактическая игра «Давайте знакомиться»

1

Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека, формирование эмоционального контакта со взрослым. Мимика, интонация, тембр голоса. Дидактические игры, занимательные упражнения


3

Дидактическая игра «Знакомство с масками»»

1

Формирование умения фиксировать взгляд на лице человека, формирование эмоционального контакта со взрослым. Мимика, интонация, тембр голоса. Дидактические игры, занимательные упражнения


4.

Дидактичекая игра «Солнечные зайчики»

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете. Занимательные упражнения, Дидактическая игра


5.

Дидактическая игра «Моя игрушка»

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Занимательные упражнения. Дидактическая игра Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз


6.

Дидактическая игра «Найди свою игрушку»

1

Формирование умения фиксировать взгляд на неподвижном предмете. Занимательные упражнения. Дидактическая игра Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа от ребенка:

- на уровне глаз;

- выше уровня глаз;

- ниже уровня глаз


7.

Дидактическая игра «Будь внимательный!»

1

Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом. Занимательные упражнения. Дидактическая игра. Прослеживание взглядом за близко расположенным предметом:

- по горизонтали (вправо/влево);

- по вертикали (вправо/влево);

- по кругу (против часовой стрелки);

- вперед/назад


8.

Дидактическая игра «Мишка спрятался»

1

Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Формирование умения прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом. Дидактическая игра


9.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»


1

Формирование умения узнавать цвет объектов. Узнавание цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный

Дидактическая игра


10.

Дидактическая игра «Слушай, смотри и показывай»

1

Формирование умения узнавать цвет объектов. Узнавание цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный

Дидактическая игра, игровые упражнения


11.

Дидактическая игра «Покажи такой же»


1

Формирование умения различать цвет объектов.

Различение цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный

Дидактическая игра


12.

Дидактическая игра «Сложи радугу»

Собери свои лепестки


2

Формирование умения различать цвет объектов.

Различение цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный

Дидактическая игра


13.

Дидактическая игра «Помоги зайке найти цвет»

1

Формирование умения различать цвет объектов.

Различение цвета объектов:

- красный;

-синий;

-желтый;

-зеленый;

-черный

Дидактическая игра


14

Дидактическая игра «Почтовый ящик»

1

Зрительное восприятие формы. Дидактическая игра. Занимательные упражнения.


15.

Дидактическая игра «Рыбалка»

1

Зрительное восприятие формы, цвета. Дидактическая игра. Занимательные упражнения.


16.

Дидактическая игра «Разложи по полочкам»

1

Зрительное восприятие величины предметов. Дидактическая игра. Занимательные упражнения.


17.

Дидактическая игра «Наложенные изображения»

1

Зрительное восприятие предметности, развитие структурности, избирательности. Дидактическая игра, занимательные упражнения на зрительное внимание


18

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

1

Зрительное восприятие предметности, развитие структурности, избирательности. Дидактическая игра, занимательные упражнения на зрительное внимание




п/п

Тема занятия


Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата

проведения


2. Слуховое восприятие 20 ч.

1.

Дидактическая игра «Что ты слышишь?»

1

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

-справа;

-слева.

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука.


2.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

1

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

-справа;

-слева.

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука


3.

Дидактическая игра «Постучи, как я»

1

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

-справа;

-слева.

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука


4.

Дидактическая игра «Похлопай, как я»

1

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:

-справа;

-слева.

Формирование умения локализовать неподвижный (близко расположенный) источник звука


5.

Дидактическая игра «Какой у инструмента голос»

1

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука


6.

Дидактическая игра «Сила звука»

1

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука


7.

Дидактическая игра «Ритм по кругу»

1

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука


8.

Дидактическая игра «Ближе, дальше»

1

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Формирование умения прослеживать за (близко расположенным) перемещающимся источником звука


9.

Дидактическая игра «На чем играл зайка?»


1

Локализация неподвижного удаленного источника звука. Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука


10.

Дидактическая игра «Кто как кричит?»

1

Локализация неподвижного удаленного источника звука. Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука


11.

Дидактическая игра «Кто в гости пришел?»

1

Локализация неподвижного удаленного источника звука. Формирование умения локализовать неподвижный (удаленный) источник звука


12.

Дидактическая игра «В мире звуков»

1

Формирование умения соотносить звук с его источником. Соотнесение звука с его источником


13.

Дидактическая игра «Какой у инструмента голос»

1

Формирование умения соотносить звук с его источником. Соотнесение звука с его источником


14.

Дидактическая игра «Сила звука»

1

Формирование умения соотносить звук с его источником. Соотнесение звука с его источником


15.

Дидактическая игра «Звуки природы»

1

Формирование умения соотносить звук с его источником. Соотнесение звука с его источником


16.

Дидактическая игра «В мире звуков»


1

Формирование умения находить одинаковые по звучанию объекты.






п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения

3.Кинестетическое восприятие 16ч.

1.

Дидактическая игра «Угадай, какой это предмет?»

1

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

-холодный;

-теплый.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами. Дидактическая игра


2.

Дидактическая игра «Что неправильно в рисунке»


1

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

-холодный;

-теплый.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами. Дидактическая игра


3.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

-холодный;

-теплый.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами. Дидактическая игра


4.

Дидактическая игра «Ласковые лапки»

1

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:

-холодный;

-теплый.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами


5.

Дидактическая игра «Волшебный ручеек»

1

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости:

-густой;

-жидкий;

-сыпучий.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами. Пальчиковые игры


6.

Дидактическая игра «На пляже»

1

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости:

-густой;

-жидкий;

-сыпучий.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами. Пальчиковые игры


7.

Дидактическая игра «Угадай, какой это предмет?»

1

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по состоянию:

-мокрый;

-сухой.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами


8.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

1

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по состоянию:

-мокрый;

-сухой.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами


9

Дидактическая игра «Ласковые лапки»

1

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по состоянию:

-мокрый;

-сухой.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами


10

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:

-гладкий;

-шероховатый.

Формирование адекватной реакции на соприкосновение с различными материалами


11

Игра «Паровозик»

1

Формирование адекватной реакции на давление на поверхность тела. Дидактическая игра


12

Игра «Повтори движение»

1

Формирование адекватной реакции на положение тела. Дидактическая игра


13

Игра «Море волнуется раз…»

1

Формирование адекватной реакции на изменение положения тела


14

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1

Различение свойств материалов:

-холодный,

-горячий.

Формирование умения различать свойства материалов


15

Дидактически игра «Угадай, что это?»

1

Различение свойств материалов:

-холодный,

-горячий.

Формирование умения различать свойства материалов


16

Дидактическая игра «Отгадай, что это?»

1

«Различение свойств материалов:

-гладкий,

-шероховатый.

Формирование умения различать свойства материалов






п/п

Тема занятия


Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата

проведения

4. Восприятие запаха 6 ч.

1.

Игровое упражнение «Узнай меня по запаху»

1

Формирование адекватной реакции на запахи. Формирование умения узнавать объекты по запаху.


2.

Дидактическая игра «На полянке»

1

Формирование умения различать объекты по запаху. Игры, занимательные упражнения


3.

Дидактическая игр «Угадай, что это?»

1

Формирование умения различать объекты по запаху. Дидактическая игра


4.

Игра «В гостях у волшебного платочка»

1

Формирование умения различать объекты по запаху. Игры, занимательные упражнения


5.

Дидактическая игра «Вспомни, как они пахнут»

1

Формирование умения различать объекты по запаху. Дидактическая игра


6.

Дидактическая игра «Коробочки с запахами»

1

Формирование умения различать объекты по запаху. Дидактическая игра


4. Восприятие вкуса 9 ч.

1.

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»

1

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам:

-горький, сладкий;

- кислый, соленый

Формирование адекватной реакции на продукты. Дидактическая игра


2.

Дидактическая игра «Готовим обед»

1

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам:

-горький, сладкий;

- кислый, соленый

Формирование адекватной реакции на продукты. Дидактическая игра


3.

Дидактическая игра «Апельсин – лимон»

1

Формирование умения узнавать продукты по вкусу. Дидактическая игра


4.

Дидактическая игра «Найди пару»

1

Формирование умения узнавать вкусовые качества продуктов. Мимика, интонация, тембр голоса. Дидактическая игра


5.

Дидактическая игра «Сахар – соль»

1

Узнавание основных вкусовых качеств продуктов:

-горький, сладкий;

-кислый, соленый.

Формирование умения узнавать вкусовые качества продуктов. Мимика, интонация, тембр голоса. Дидактическая игра


6.

Дидактическая игра «Горький – сладкий»


1

Различение основных вкусовых качеств продуктов:

-горький, сладкий;

-кислый, соленый.

Формирование умения различать вкусовые качества продуктов. Дидактическая игра


7.

Дидактическая игра «Кислый – соленый»

1

Различение основных вкусовых качеств продуктов:

-горький, сладкий;

-кислый, соленый.

Формирование умения различать вкусовые качества продуктов. Дидактическая игра


8..

Дидактическая игра «Определи на вкус»

1

Формирование умения различать продукты по вкусу. Дидактическая игра


9.

Обследование обучающихся

1

Выполнение заданий на исследование сенсорного развития, психомоторики


















Календарно – тематическое планирование

«Коррекционно-развивающие занятия»

(2 час в неделю)


№ п/п

Виды учебной деятельности

Дата

примечание

План

Факт

(I четверть)

«Предварительный этап – Определение первичного уровня развития»(1 ч.)

Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

05.09



«Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти» (18ч.)

Дидактическая игра «Давайте знакомиться»

08.09



Дидактическая игра «Знакомство с масками»»

12.09



Дидактичекая игра «Солнечные зайчики»

15.09



Дидактическая игра «Моя игрушка»

19.09



Дидактическая игра «Найди свою игрушку»

22.09



Дидактическая игра «Будь внимательный!»

26.09



Дидактическая игра «Мишка спрятался»

29.09



Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

03.10



Дидактическая игра «Слушай, смотри и показывай»

06.10



Дидактическая игра «Покажи такой же»

10.10



Дидактическая игра «Сложи радугу»

13.10



Дидактическая игра «Собери свои лепестки»

17.10



Дидактическая игра «Помоги зайке найти цвет»

20.10



Дидактическая игра «Почтовый ящик»

24.10



Дидактическая игра «Рыбалка»

27.10



Дидактическая игра «Разложи по полочкам»

07.11



Дидактическая игра «Наложенные изображения»

10.11



Дидактическая игра «Разрезные картинки»

14.11



«Развитие слухового восприятия и слуховой памяти»(16 ч.)

Дидактическая игра «Что ты слышишь?»

17.11



Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

21.11



Дидактическая игра «Постучи, как я»

24.11



Дидактическая игра «Похлопай, как я»

28.11



Дидактическая игра «Какой у инструмента голос»

01.12



Дидактическая игра «Сила звука»

05.12



Дидактическая игра «Ритм по кругу»

08.12



Дидактическая игра «Ближе, дальше»

12.12



Дидактическая игра «На чем играл зайка?»

15.12



Дидактическая игра «Кто как кричит?»

19.12



Дидактическая игра «Кто в гости пришел?»

22.12



Дидактическая игра «В мире звуков»

26.12



Дидактическая игра «Какой у инструмента голос»

29.12



Дидактическая игра «Сила звука»

09.01



Дидактическая игра «Звуки природы»

12.01



Дидактическая игра «В мире звуков»


16.01



«Кинестетическое и кинетическое развитие» (16ч.)


Дидактическая игра «Угадай, какой это предмет?»

19.01



Дидактическая игра «Что неправильно в рисунке»


23.01



Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

26.01



Дидактическая игра «Ласковые лапки»

30.01



Дидактическая игра «Волшебный ручеек»

02.02



Дидактическая игра «На пляже»

06.02



Дидактическая игра «Угадай, какой это предмет

09.02



Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

27.02



Дидактическая игра «Ласковые лапки»




Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

01.03



Игра «Паровозик»

05.03



Игра «Повтори движение»

12.03



Игра «Море волнуется раз…»

15.03



Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

19.03




Дидактически игра «Угадай, что это?»

22.03



Дидактическая игра «Отгадай, что это?»

02.04




«Восприятие запаха» (6 ч.)


Игровое упражнение «Узнай меня по запаху»

05.04



Дидактическая игра «На полянке»

09.04



Дидактическая игр «Угадай, что это?»

12.04



Дидактическая игра «Вспомни, как они пахнут»

16.04



Дидактическая игра «Коробочки с запахами»

19.04



Лото запахов




«Восприятие вкуса » (9ч.)

Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное»

23.04



Дидактическая игра «Готовим обед»

26.04



60.

Дидактическая игра «Апельсин – лимон»

03.05



61.

Дидактическая игра «Яблоко – груша»




62.

Дидактическая игра «Найди пару»

07.05



63.

Дидактическая игра «Сахар – соль»

14.05



64.

Дидактическая игра «Горький – сладкий»


17.05



65.

Дидактическая игра «Кислый – соленый»

21.05



66.

Дидактическая игра «Определи на вкус»




Заключительный этап (2ч.)

67.

Итоговая диагностика детей для определения уровня развития сенсорных эталонов

24.05



68.

Итоговая диагностика детей для определения уровня развития сенсорных эталонов


































Материально - техническое обеспечение

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (конструкторы с комплектом цветных деталей, «почтовые (проблемные) ящики», раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, вкладыши-формы и др.);

  • игрушки и пособия для развития тонкой и общей моторики: спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи, кольцебросы, обручи, кегли, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик и др.); для развития мелкой моторики: шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы, различные виды застежек и др.;

  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки - маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);

  • иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир

  • вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);

  • нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности.

  • материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).


Учебно - методическое обеспечение.


- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998..

- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников

{Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.:

«Ось-89», 2006.

- Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии / сост. и общая редакция В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М. «Просвещение».

2. Бабина Н.В. Развивающие игры с элементами логики. – Москва-Воронеж.

3. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.

4. Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..

5. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.

6. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет.

7. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.

8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. – М.

9. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.

10. Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.

11. Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей, родителей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.

12. Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».

13. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.

14. Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. –

М.

15. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера».

16. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.

17. Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!