Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
_______________ / Гафурова Л.Н./
приказ от 30 августа 2017 г. № 64/5
Рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий
учебного предмета «Русский язык»
для 3 специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Фатеева Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2017 год
Рабочая программа коррекционно-развивающего занятия по учебному предмету «Русский язык» для 3 специального (коррекционного) класса VII вида составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированная образовательная программа МОУ «СОШ №9», утверждённая приказом №67/1 от 31 августа 2015 года;
Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 1-4 классы (УМК «Школа России», под ред. Рамзаевой Т.Г. Издательство «Просвещение», Москва; 2013 год.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 9» на изучение коррекционно-развивающих занятий по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе отводится 33 ч в год (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ.
Особенностью КРЗ «Русский язык» введены с целью более прочного освоения первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, развития коммуникативно-речевой культуры обучающихся и формирования интереса к изучению языка.
При обучении русскому языку детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах VII вида следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Эффективность обучения детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах VII вида зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.
Для этого в специальных (коррекционных) классах VII вида начальном обучении русскому языку предусматриваются:
- максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
- развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;
- формирование навыков учебной работы;
- развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
- названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
- частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
- членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды).
Учащиеся должны уметь:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы по программе
классов;
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, маяк, коньки;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, березонька, пришкольный. Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;
- интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложений по цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части (при письме соблюдать красную строку), под руководством учителя и самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте, связь частей текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи;
- обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
- уточнения в словарях значений непонятных слов, норм произношения и написания;
- владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
- овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление), в ситуациях повседневного и учебного общения.
Содержание учебного предмета
Текст. Предложение. Словосочетание – 6 ч
Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Слово в языке и речи - 6 ч
Однозначные и многозначные слова.
Части речи.
Однокоренные слова.
Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки.
Звуки и буквы. Согласные звуки.
Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Состав слова - 8 ч
Корень слова. Однокоренные слова.
Форма слова. Окончание.
Окончание изменяемая часть слова и его роли в предложении.
Общее понятие о приставке.
Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке.
Суффикс – значимая часть слова.
Образование слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу.
Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Имя существительное – 5 ч
Начальная форма имён существительных.
Правописание имён собственных.
Число имён существительных.
Род имён существительных.
Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце.
Имя прилагательное – 4 ч
Сложные имена прилагательные.
Роль имён прилагательных в тексте.
Родовые окончания имён прилагательных.
Изменение имён прилагательных по падежам.
Глагол – 3 ч
Неопределённая форма глагола. Число глаголов.
Изменение глагола по временам.
Правописание частицы не с глаголами.
Резерв времени – 1 ч
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/Мажирина М.В./
«29» августа 2017 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «30» августа 2017 г.
Руководитель ШМО _____________ /Щербакова С.А./