Рабочая программа
коррекционного курса для обучающихся 1 класса с расстройствами аутистичкского спектра «Формирование коммуникативного поведения»
Составитель: Ветрова Е.А.
учитель-дефектолог
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника – одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми. Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивности мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающегося с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающегося c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, его подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:
-обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у обучающегося с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом;
-формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
-коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
-активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
-развитие коммуникативных навыков обучающегося, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающегося с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации. Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающегося с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанника, в соответствии с его психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающегося с расстройством аутистического спектра. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов школьника, в соответствии с его психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимся с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающегося данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
-применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
-знать и применять элементарные правила речевого общения;
-уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
-участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
-выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
-использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
-использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающегося личностные результаты включают:
-овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
-овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения школьника в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
-проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
-положительное отношение к окружающей действительности;
-проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (группе, школе);
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
-включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа, учитель-группа);
-вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
-использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
-адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
-активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Место курса в учебном плане
На изучение речевой практики у обучающегося с расстройством аутистического спектра отводится по 1 часу в неделю, курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
Результаты освоения коррекционного курса.
Личностные результаты:
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-овладение социальными компетенциями и их использование в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;
-планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-видеть временные рамки своей деятельности.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
-узнавать предметы по заданным признакам;
-сравнивать предметы по внешним признакам;
-давать полное описание объектов и явлений;
-ориентироваться в пространстве;
-определять последовательность событий;
-целенаправленно выполнять действия по инструкции;
-самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
-опосредовать свою деятельность речью.
Основное содержание коррекционного курса
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Что меня окружает? | 7 |
2 | Моя гигиена | 7 |
3 | Одежда и обувь | 6 |
4 | Мой дом | 5 |
5 | Транспорт | 8 |
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
Что меня окружает (7 часов) |
1 | Будем знакомы! | 1 | Учатся обращаться друг к другу по имени; рассказывают друг другу о семье, школе, школьных принадлежностях; называют предметные картинки; работают в рабочих тетрадях; учатся повторять эмоции |
2-3 | Моя семья | 2 |
4-5 | Моя школа | 2 |
6-7 | Мои школьные принадлежности | 2 |
Моя гигиена (7 часов) |
8-13 | Гигиена | 6 | Продолжают учится коммуникации друг с другом и учителям; знакомятся с правилами гигиены; рассказывают, что видят на картинке; описывают увиденное; работают в рабочих тетрадях; учатся повторять эмоции |
14 | Проектная деятельность «Личная гигиена» | 1 |
Одежда и обувь (6 часов) |
15 | Зимняя одежда | 1 | Знакомятся с названиями одежды и обуви; классифицируют одежду и обувь по временам года; выполняют задания в рабочих тетрадях; продолжают учится коммуникации с окружающими |
16 | Летняя одежда | 1 |
17 | Части одежды | 1 |
18 | Обувь | 1 |
19 | Части обуви | 1 |
20 | Повторение | 1 |
Мой дом (5 часов) |
21-23 | Бытовая техника | 3 | Знакомятся с бытовой техникой; узнают о функциях той или иной техники; продолжают учится коммуникации с окружающими; выполняют задания в рабочих тетрадях. |
24-25 | Мебель | 2 | Узнают мебель на картинках; рассказывают о ее назначении; продолжают учится коммуникации с окружающими; выполняют задания в рабочих тетрадях. |
Транспорт (8 часов) |
26 | Что такое транспорт? | 1 | Узнаю что такое транспорт; учатся различать транспорт по способу передвижения; знакомятся с звуками транспорта; продолжают учится коммуникации с окружающими; выполняют задания в рабочих тетрадях. |
27-28 | Наземный транспорт | 2 |
29-30 | Воздушный транспорт | 2 |
31-32 | Водный транспорт | 2 |
33 | Повторение | 1 | Повторяют пройденный материал |