Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Барнаульская общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы______И.Ю.Зубкова
протокол от ______________О.В.Ломова приказ от _______________________
____________№____ ________________________ №____________
Рабочая программа
коррекционного курса
«Формирование коммуникативного поведения»
1 класс (РАС)
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Т.В. Липова, учитель-логопед
Барнаул, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа №2», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Содержание коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Место курса в учебном плане
На изучение коррекционного курса в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 4 часа в неделю, курс рассчитан на 132 часа (33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
знать и применять элементарные правила речевого общения;
уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№ | Разделы курса | Содержание |
1 | Невербальная коммуникация | распознавание различных эмоциональных состояний отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения демонстрация подходящих к случаю жестов рассматривание разных поз людей в различных ситуациях прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций. |
2 | Вербальная коммуникация | Подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы, |
3 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | Прогнозирование речевой ситуации рассматривание рисунка) Проигрывание ситуаций из реальной жизни |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ» 1 КЛАСС доп. РАС
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
1 раздел. Невербальная коммуникация |
1 | Упражнение «Кто умеет улыбаться?» | 2 | |
2 | Упражнение «Мимическая гимнастика» | 2 | |
3 | Упражнение «Зеркало». «Обезьянка». «Лица» | 2 | |
4 | Классификация чувств | 2 | |
5 | Классификация жестов (приветствие и прощание) | 2 | |
6 | Классификация жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ) | 2 | |
7 | Упражнение «Это я! Это моё!» | 2 | |
8 | Упражнение «Заколдованный ребёнок» | 2 | |
9 | Упражнение «Вот он какой!» | 2 | |
10 | Рассматривание поз на картинках | 2 | |
11 | Рассматривание поз на картинках и по описанию | 2 | |
12 | Использование поз с опорой на картинки | 2 | |
13 | Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?». | 2 | |
14 | Классификация чувств | 2 | |
15 | Азбука настроений | 2 | |
16 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 2 | |
17 | Упражнение «Тише!» | 2 | |
18 | Упражнение «Отдай!» | 2 | |
19 | Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?» | 2 | |
20 | Упражнение «Части тела» | 2 | |
21 | Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» | 2 | |
22 | Тренируем мимику | 2 | |
23 | Этюд на выражение радости и страха | 2 | |
24 | Упражнение «До свидания!» | 2 | |
25 | Упражнение «Я не знаю!» | 2 | |
26 | Классификация жестов (указательный) | 2 | |
27 | Классификация жестов (подзывание к себе с помощью пальчика) | 2 | |
28 | Рассматривание поз на картинках | 2 | |
29 | Использование поз с опорой на картинки | 2 | |
30 | Использование поз с опорой на картинки | 2 | |
31 | Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» | 2 | |
32 | Упражнение «Запомни движения» | 2 | |
33 | Тренируем мимику | 2 | |
34 | Этюд на выражение удивления и огорчения | 2 | |
35 | Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность) | 2 | |
36 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание | 2 | |
37 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 2 | |
38 | Тренируем мимику | 2 | |
39 | Этюд на выражение удивления и огорчения | 2 | |
40 | Упражнение «Запомни свою позу» | 2 | |
41 | Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же» | 2 | |
Раздел 2. Вербальная коммуникация |
42 | Прослушивание эмоциональных записей – радости. Проигрывание | 2 | |
43 | Прослушивание эмоциональных записей – смех. Проигрывание | 2 | |
44 | Изображать животных | 2 | |
45 | Формулы приветствия | 2 | |
46 | Формулы знакомства | 2 | |
47 | Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание | 2 | |
48 | Прослушивание эмоциональных записей – крик. Проигрывание | 2 | |
49 | Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание | 2 | |
50 | Формулы прощания | 2 | |
51 | Формулы извинения | 2 | |
52 | Формулы извинения | 2 | |
53 | Изображать голоса сказочных персонажей | 2 | |
54 | Изображать, как шепчутся листья, как бушует море | 2 | |
55 | «Узнай по интонации» | 2 | |
56 | « Скажи интонацией» | 2 | |
57 | Формулы просьбы | 2 | |
Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций |
58 | Прогнозирование ситуаций | 2 | |
59 | Прогнозирование ситуаций успеха | 2 | |
60 | Разыгрывание ситуаций (доброта) | 2 | |
61 | Разыгрывание ситуаций (вежливость) | 2 | |
62 | Упражнение «Ты гулял во дворе» | 2 | |
63 | Упражнение «Ты потерял свою игрушку» | 2 | |
64 | Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться» | 2 | |
65 | Упражнение «Как отметить праздник в семье» | 2 | |
66 | Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение» | 2 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.
Методические пособия для педагога | - Методические рекомендации для учителя - Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015 |
Технические средства обучения | Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран. |
Дополнительные средства | Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки, пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:
Называть своё имя;
Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;
Подражать движениям и речи взрослого человека;
Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов).