СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» 1 класс (РАС)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» 1 класс (РАС)»

Министерство образования и науки Алтайского края


Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская общеобразовательная школа №2»


РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО Заместитель директора по УВР Директор школы______И.Ю.Зубкова

протокол от ______________О.В.Ломова приказ от _______________________

____________№____ ________________________ №____________










Рабочая программа

коррекционного курса

«Формирование коммуникативного поведения»

1 класс (РАС)

на 2021-2022 учебный год




Составитель:

Т.В. Липова, учитель-логопед





















Барнаул, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа №2», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязанные задачи:

- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

  • формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;

  • коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;

  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;

  • развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Содержание коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.

Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.


Место курса в учебном плане

На изучение коррекционного курса в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 4 часа в неделю, курс рассчитан на 132 часа (33 учебные недели).

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

  • знать и применять элементарные правила речевого общения;

  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень:

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

  • выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

  • использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.



С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

  • овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Разделы курса

Содержание

1

Невербальная коммуникация

  • распознавание различных эмоциональных состояний

  • отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения

  • демонстрация подходящих к случаю жестов

  • рассматривание разных поз людей в различных ситуациях

  • прослушивание звуковых эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.

2

Вербальная коммуникация

  • Подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы,

3

Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций

  • Прогнозирование речевой ситуации рассматривание рисунка)

  • Проигрывание ситуаций из реальной жизни

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ» 1 КЛАСС доп. РАС

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Примечание

1 раздел. Невербальная коммуникация

1

Упражнение «Кто умеет улыбаться?»

2


2

Упражнение «Мимическая гимнастика»

2


3

Упражнение «Зеркало». «Обезьянка». «Лица»

2


4

Классификация чувств

2


5

Классификация жестов (приветствие и прощание)

2


6

Классификация жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ)

2


7

Упражнение «Это я! Это моё!»

2


8

Упражнение «Заколдованный ребёнок»

2


9

Упражнение «Вот он какой!»

2


10

Рассматривание поз на картинках

2


11

Рассматривание поз на картинках и по описанию

2


12

Использование поз с опорой на картинки

2


13

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?».

2


14

Классификация чувств

2


15

Азбука настроений

2


16

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

2


17

Упражнение «Тише!»

2


18

Упражнение «Отдай!»

2


19

Упражнение «Подбери такую же», «Кто запомнил больше?»

2


20

Упражнение «Части тела»

2


21

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

2


22

Тренируем мимику

2


23

Этюд на выражение радости и страха

2


24

Упражнение «До свидания!»

2


25

Упражнение «Я не знаю!»

2


26

Классификация жестов (указательный)

2


27

Классификация жестов (подзывание к себе с помощью пальчика)

2


28

Рассматривание поз на картинках

2


29

Использование поз с опорой на картинки

2


30

Использование поз с опорой на картинки

2


31

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

2


32

Упражнение «Запомни движения»

2


33

Тренируем мимику

2


34

Этюд на выражение удивления и огорчения

2


35

Классификация жестов (сжимание кулаков, выражающее агрессивность)

2


36

Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание

2


37

Разыгрывание сюжета с использованием жестов

2


38

Тренируем мимику

2


39

Этюд на выражение удивления и огорчения

2


40

Упражнение «Запомни свою позу»

2


41

Подвижные игры: «Угадай позу», «Покажи такую же»

2


Раздел 2. Вербальная коммуникация

42

Прослушивание эмоциональных записей – радости. Проигрывание

2


43

Прослушивание эмоциональных записей – смех. Проигрывание

2


44

Изображать животных

2


45

Формулы приветствия

2


46

Формулы знакомства

2


47

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание

2


48

Прослушивание эмоциональных записей – крик. Проигрывание

2


49

Прослушивание эмоциональных записей – плач. Проигрывание

2


50

Формулы прощания

2


51

Формулы извинения

2


52

Формулы извинения

2


53

Изображать голоса сказочных персонажей

2


54

Изображать, как шепчутся листья, как бушует море

2


55

«Узнай по интонации»

2


56

« Скажи интонацией»

2


57

Формулы просьбы

2


Раздел 3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций

58

Прогнозирование ситуаций

2


59

Прогнозирование ситуаций успеха

2


60

Разыгрывание ситуаций (доброта)

2


61

Разыгрывание ситуаций (вежливость)

2


62

Упражнение «Ты гулял во дворе»

2


63

Упражнение «Ты потерял свою игрушку»

2


64

Упражнение «Ты поссорился с другом и теперь хочешь помириться»

2


65

Упражнение «Как отметить праздник в семье»

2


66

Упражнение «Как поднять маме (папе) настроение»

2



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.

  2. Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.


Методические пособия для педагога

- Методические рекомендации для учителя

- Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ, 2015

Технические средства обучения

Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран.

Дополнительные средства

Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки,

пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:

  • Называть своё имя;

  • Реагировать на обращение поворотом головы, взглядом;

  • Подражать движениям и речи взрослого человека;

  • Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!