СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Формирование навыков продуктивного взаимодействия и развитие стереотипов продуктивной деятельности» для обучающегося с ОВЗ (РАС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: развитие личности, формирование навыков продуктивного взаимодействия необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни, общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Формирование навыков продуктивного взаимодействия и развитие стереотипов продуктивной деятельности» для обучающегося с ОВЗ (РАС)»

ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП НОО обучающихся с РАС (Вариант 8.3) МБОУ «Бичурга – Баишевская СОШ»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бичурга – Баишевская средняя общеобразовательная школа»

Шемуршинского района Чувашской Республики

 

 

 

РАССМОТРЕНА

на заседании

педагогического совета

Протокол от «__» __ 2021г.

№ __

 

ОЗНАКОМЛЕНА:

Родитель ________

Матвеева О.В.

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ «Бичурга –Баишевская СОШ»

_____________ /Можаева Э.С./

 Приказ   от «___» _____   2021г. №____

     


 






 



 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса «Формирование навыков

продуктивного взаимодействия и развитие

стереотипов продуктивной деятельности»

для обучающегося с ОВЗ (РАС)

1 класса

Срок реализации – 6 лет




 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Уркина Наталия Васильевна, дефектолог


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Продуктивное взаимодействие и развитие стереотипов продуктивной деятельности формируется из полноценного восприятия условий для адаптации ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальной компенсации отклоняющегося развития.

Программа, согласно федеральному государственному образовательному стандарту, ставит перед собой следующие цели.

Цель программы: развитие личности, формирование навыков продуктивного взаимодействия необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни, общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям.

Общая характеристика коррекционной работы

Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации: диагностическое, коррекционно- развивающееся, консультативно-просветительское и профилактическое, организационно- методическое.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Диагностическое направление.

Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.

Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:

Первичная диагностика учащихся с ОВЗ. Ее целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1-15 сентября). По его результатам происходит: распределение детей на группы по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление учащихся на индивидуальные или групповые занятия.

Текущая диагностика. Временными рамками этот этап обозначен на конец первого полугодия. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной и продуктивной деятельности детей.

Годовой мониторинг проводиться в течение мая месяца (последние 2 недели). Динамическое изучение также включает в себя определение сформированности базовых учебных действий и способов коррекционной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.)

Результаты заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка и отображаются в виде дефектологического представления на учащегося, обсуждаются на заседании школьного ППк.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление.

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно- воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Организационно-методическое направление.

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

Коррекционное направление.

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Согласно заключению ЦПМПК программа коррекционных занятий у детей с РАС направлена на формирование навыков продуктивного взаимодействия через развитие мотивов продуктивной деятельности с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, всестороннее развитие об окружающем мире и элементарных математических представлениях, коррекция психических процессов (внимания, мышления, памяти) и речи в доступных для каждого обучающегося пределах.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

На коррекционно-развивающие занятия с учителем – дефектологом отведено для каждого обучающегося соответствующее количество часов, согласно его индивидуального плана.

Отбор детей на занятия к учителю-дефектологу осуществляется согласно рекомендаций ЦПМПК. Длительность занятия от 20 до 40 минут, в зависимости от формы и индивидуальных возможностей обучающихся.

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционных занятий

выражается через:

  • формирование навыков продуктивного взаимодействия, стереотипов продуктивной деятельности и личностного развития на основе формирования базовых учебных умений.

  • развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  • формирование произвольной деятельности в процессе общения и развитие эмоционально- волевой сферы;

  • формирование и развитие мыслительных операций, логического мышления;

  • коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти в процессе общения со взрослым на основе обогащения представлений об окружающем;

  • понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;

  • развитие навыков доступных средств коммуникации;

  • исправление нарушений психофизического развития через коррекционные занятия;

  • социальная адаптация.


Ожидаемые результаты освоения коррекционных занятий

    1. осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу;

    2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

    3. развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире, овладение социально-бытовыми умениями, необходимыми в повседневной жизни дома и в школе, умение выполнять посильную домашнюю работу, включаться школьные дела;

    4. умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

    5. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;

    6. первоначальное осмысление социального окружения;

    7. развитие самостоятельности;

    8. овладение общепринятыми правилами поведения;

    9. наличие интереса к практической деятельности.

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Решение поставленных задач происходит на специально организованных групповых и индивидуальных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

Формирование учебного поведения:

  1. направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

  • фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

  • фиксирует взгляд на яркой игрушке;

  • фиксирует взгляд на движущей игрушке;

  • переключает взгляд с одного предмета на другой;

  • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

  • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

  • фиксирует взгляд на изображении;

  • фиксирует взгляд на экране монитора.

  1. умение выполнять инструкции педагога:

  • понимает жестовую инструкцию;

  • понимает инструкцию по инструкционным картам;

  • понимает инструкцию по пиктограммам;

  • выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

  1. использование по назначению учебных материалов:

  • бумаги;

  • цветной бумаги;

  • пластилина.

  1. умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

  • выполняет действие способом рука-в-руке;

  • подражает действиям, выполняемым педагогом;

  • последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

  • выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

  1. в течение определенного периода времени:

  • способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3- 4 мин.

  1. от начала до конца:

  • при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

  1. с заданными качественными параметрами:

  • ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

  • ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

  • выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Содержание занятий с учителем-дефектологом состоит из разделов:

  1. Ознакомление с окружающим миром

  2. Развитие элементарных математических представлений.

Настоящая программа учителя – дефектолога по «Формированию навыков продуктивного взаимодействия и развитию стереотипов продуктивной деятельности» обучающегося с РАС (вариант 8.3) в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.

Подготовка ребенка к нахождению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному, продуктивному взаимодействию с группой обучающихся определено с учетом дидактических принципов, которые для детей данной категории приобретают особую значимость: - от простого к сложному;

  • систематичность;

  • доступность и повторяемость материала;

  • дозирование помощи взрослого;

  • постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

«Ознакомление с окружающим миром».

Обучающиеся с РАС демонстрируют низкую познавательную, поисковую и продуктивную активность. Для детей данной категории характерно отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность, раздражительность, расторможенность, позднее формирование предпосылок к речи и предметным манипуляциям, недостаточная сформированность процесса восприятия, расстройства речи и др.

Особой задачей выступает корригирование недостатков восприятия, внимания, зрительно- двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно- образного мышления детей, формирование навыков альтернативной коммуникации.

Данный раздел включает в себя следующие направления:

  1. Ознакомление с природой;

  2. Ознакомление с жизнью и трудом людей;

  3. Сенсорное развитие;

  4. Умственное развитие;

  5. Речевое развитие.

Темы занятий по этим направлениям охватывают различные стороны окружающей действительности и включают в себя:

  • ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, сезонными изменениями в природе);

  • ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, занятиями детей в образовательном учреждении, жизнью города, села).

При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами). Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных на занятиях, происходит в сюжетно-ролевой игре. Занятия по ознакомлению с окружающим миром являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.

  1. Ознакомление с природой

    1. Сезонные изменения в природе.

  • Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе; различать и правильно называть или показывать состояние погоды.

- Учить детей узнавать времена года по их отличительным признакам в природе и показывать на картинках.

    1. Растения.

  • Формировать у детей первоначальные представления о растениях (дерево, куст, трава).

  • Расширять, уточнять, систематизировать представления детей о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, сезонных изменениях.

  • Формировать обобщенные представления на основе выделения общих существенных признаков.

  • Учить правильно вести себя на природе.

  • Расширять знания о растениях, произрастающих на участке ОУ.

  • Учить узнавать 3-4- вида травянистых цветущих растений, 2-3 вида деревьев, 1-2- вида кустарников, 2-3 вида грибов (знать мухомор как ядовитый гриб), 1-2- комнатных растения и показывать на картинках.

  • Учить правильно называть или показывать 3-5 видов овощей, фруктов, ягод, уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарников, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, 2- 3- наименования конкретных предметов.

    1. Животные.

  • Учить детей различать птиц, которые посещают участок ОУ, по величине, окраске оперения, пению, повадкам.

  • Правильно называть или показывать 3-4 вида насекомых (муха, пчела, бабочка, стрекоза), формировать представления о характерных особенностях насекомых (6 ног, брюшко, головка, крылья, насечки на спине).

  • Познакомить с домашними и дикими животными (5-6 видов), учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам.

Детей необходимо знакомить с местом проживания животных, рассказывать, чем они питаются, какую пользу приносят людям.

  1. Ознакомление с жизнью и трудом людей.

    1. Труд людей из ближайшего окружения.

  • Познакомить детей с трудом родителей: где и кем работают его родители, что они делают на работе;

  • Закрепить знания о занятиях братьев и сестре (ходят в детский сад, школу, на работу);

  • Иметь представление и уметь рассказать 2-3- предложениями о труде взрослых ОУ: воспитателя, учителя нач.классов, учителя – дефектолога, медсестры или выбрать (показать) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений;

  • Иметь представление об особенностях работы почтальона (разносит письма, газеты, телеграммы, а также пенсии старым людям), водителя общественного пассажирского транспорта, продавца;

    1. Ознакомление с отдельными объектами ближайшего окружения.

  • Знать и уметь рассказать или показать с помощью альтернативной коммуникации о внешнем виде посещаемого образовательного учреждения и дома, в котором живет ребенок (сколько этажей, из чего дом построен, сколько подъездов в доме, наличие лифта, мусоропровода, балконов, лоджий);

  • Узнавать и показывать по назначению и оформлению разные виды магазинов, аптеку, почту, сад, школу, поликлинику, стадион;

  • Учить детей узнавать и правильно называть или показывать транспортные средства (автобус, трамвай, поезд, самолет);

    1. Знания о себе и своей семье, о предметах быта и труда людей.

  • Знать свои имя, фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев и сестер, бабушки и дедушки;

  • Познакомить детей с понятием «семья», дать элементарные представления о родственных связях. Знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказать или показать, как семья проводит досуг;

  • Домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде;

  • Бытовая техника (знания 2-3- предметов), правила обращения с бытовой техникой, правила безопасности;

  • Любимые игрушки и настольные игры.

Продолжать расширять и обогащать знания детей о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах).

  1. Сенсорное развитие.

1.Развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины.

  • Учить различать и правильно называть или показывать цвета: красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, коричневый, белый, черный;

  • Узнавать и правильно называть или показывать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и геометрические тела (брус, куб, цилиндр, конус);

  • Развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами, называя или показывая с помощью картинок, изображений эти предметы круглыми, треугольными, квадратными, овальными;

  • Уметь обводить контур геометрических фигур и биологических объектов (листьев разных деревьев);

  • Указывать размер предметов (большой – маленький), при сравнение нескольких предметов (от 2до 3) разной длины, высоты, ширины;

  • Учить приемам сопоставления двух или нескольких предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при распознавании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера.

  • Уметь составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета.

  • Уметь подбирать геометрические фигуры, разные по цвету и по величине. 2.Развитие пространственного восприятия.

  • Различать правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны, определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх - вниз).

  • Различать пространственные понятия: правое – левое, верх – вниз, спереди – сзади. - Уметь воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесной инструкции, активно употреблять соответствующие слова в речи или с применением средств альтернативной коммуникации: справа – слева, вверху – внизу, спереди – сзади, в середине, между.

  1. Умственное развитие.

- Учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения), по полной аналогии (двух одинаковых признаков, например, по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине), по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины), по трем признакам (такого же цвета, одинаковые по форме, но разные по величине).

- Учить относить наименования трех – четырех конкретных предметов к обобщающим словам: деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, домашние животные, дикие животные, насекомые, птицы, мебель, посуда, игрушки, настольные игры, одежда, обувь, головные уборы.

  • Учить различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками.

  • Учить определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий (на картинках и в реальной действительности).

  1. Речевое развитие.

    1. Расширение и систематизация словаря с помощью символов, карточек, системы знаков для воспроизведения всего того, что ребенок наблюдает, переживает и понимает, помогает взрослому человеку понять его внутреннее состояние.

- Учить активно употреблять слова (или соотносить их с картинками), обозначающие предметы и явления, которые изучались в следующих темах: Времена года. Деревья. Кустарники. Цветы. Овощи. Фрукты. Ягоды. Грибы. Домашние животные. Дикие животные. Насекомые. Птицы. Дом. Школа. Общественные учреждения. Профессии людей, связанные с работой сотрудников ОУ и ДДИ, магазина, транспорта, поликлиники, почты. Мебель. Посуда. Игрушки. Одежда. Обувь.

Головные уборы;

  • Учить употреблять слова (показывать их), обозначающие цвет, форму, величину, свойства материалов, назначение непосредственно наблюдаемых предметов. Называть и показывать предметы, их пространственное расположение после выполнения словесных указаний педагога.

«Развитие элементарных математических представлений»

Программа по развитию элементарных математических представлений предусматривают развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций. На занятиях дети учатся различать и сравнивать предметы окружающего мира, обобщать и классифицировать их, приобретают навыки наблюдений и совместных практических действий, усваивают элементарный математический словарь.

  1. Действия с группами предметов

Признаки предметов: цвет, форма, размер; соотношение «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.

Разные способы сравнения: понятия — много, мало, несколько, столько же, одинаково, поровну, больше, меньше, один, пара.

Способы уравнивания групп предметов: сопровождение действий словами — добавил (убавил), стало поровну (больше, меньше).

  1. Понятие о величине

Размер предметов: большой — маленький, одинаковые по размеру;

  • высокий — низкий, одинаковые по высоте;

  • длинный — короткий, одинаковые по длине;

  • способы сравнения (приложение, наложение);

  • сравнение предметов, отличающихся одним или несколькими параметрами;

  • составление групп из предметов с заданными свойствами.

  1. Геометрические фигуры

  • круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

  • признаки предметов: цвет, форма, размер;

  • соотношение «одинаковые»-«разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов;

  • составление групп предметов, одинаковых по какому-либо одному признаку, различных по другим признакам;

  • сравнение групп предметов методом взаимно- однозначного соотнесения (приложение, наложение), употребление предлогов: на, над, под;

  • понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше;

  • способы уравнивания групп предметов путем увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе.

Сопровождение практических действий словами: прибавил, стало больше, убавил, стало меньше.

  1. Количество и счет

  • счет предметов. Понимание числовой последовательности. Независимость количества предметов в группе от цвета, формы, расстояния между предметами и направления счета;

  • счет предметов на слух, по осязанию, счет движений. Счет в прямом и обратном порядке;

  • присчитывание и отсчитывание предметов по одному с называнием итога: «Сколько всего?»,

«Сколько осталось?»;

  • знакомство с понятиями «один», «много», «мало».

  • сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;

  • порядковый счет, умение правильно ответить на вопрос: «Который по счету?»;

  • соотнесение числа с количеством предметов;

  • цифры. Соотнесение цифры, числа и количества;

  • закрепление состава чисел на основе практических действий с предметами.

  1. Пространственные и временные понятия

Положение предметов в пространстве:

-справа — слева, спереди — сзади, сверху — снизу, внутри — снаружи, далеко — близко;

  • около, рядом, посередине, между, за, перед;

  • умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги; Понятия: сегодня, завтра, вчера, раньше, позже;

-части суток, их последовательность;

Обучающийся получает возможность научиться:

  • сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;

  • уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;

  • сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково;

-сравнивать два множества на основе предметно – практической деятельности и преобразовывать их двумя способами (добавить или убрать);

  • распознавать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал;

  • ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т.п.);

Принципы организации коррекционных занятий:

- Тематический принцип планирования и построения дефектологом работы позволяющий развить практическую направленность, максимально индивидуализирован.

  • Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

    • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

    • Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

    • Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

- Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

  • Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к деятельности. При выполнении заданий, контролируется качество их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

  • Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось выше, предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы с ребенком. В то же время реализация программы требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или иного ребенка. Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в содержание программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Методы:

Методы организации и осуществления коррекционно-развивающей деятельности:

    • Практические, словесные, наглядные.

    • Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.

    • Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия коррекционных задач);

Методы контроля, за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

    • Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;

Метод мониторингов;

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

Направления коррекционной работы:

  • налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности;

  • постоянно поддерживать собственную активность ребенка;

  • формировать и поддерживать положительное отношение к заданиям;

  • развитие мотивации.


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых для освоения каждой темы


1 класс

п/п

Названия разделов

Количество часов


Окружающий мир


1.

Обследование детей

2

2.

Ознакомление с природой

6

3.

Ознакомление с жизнью и трудом людей

10

4.

Сенсорное развитие

4

5.

Умственное развитие

4

6.

Речевое развитие

6

7.

Итоговый мониторинг

1


Итого

33

1 (доп) класс

п/п

Названия разделов

Количество часов


Развитие элементарных математических представлений


1.

Обследование детей

2

2.

Геометрические фигуры

6

3.

Понятие о величине

6

4.

Действия с группами предметов

6

5.

Пространственные и временные понятия

5

6.

Количество и счет

7

7.

Итоговый мониторинг

1


Итого

33



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

урока

Тема

Количество часов


Окружающий мир



Обследование детей

2

1-2

Совместная работа с педагогами в образовательном

процессе.

2


Ознакомление с природой

6

3

Характерные признаки времен года. Дидактическая игра

«Холодно-тепло». Имитация действий.

1

4

Рассмотрение картинок с изображениями состояний природы (дождь, солнце, снег). Имитация действий.

1

5

Рассмотрение картинок с изображениями растений

(дерево, куст, трава). Сопровождение пиктограммами.

1

6

Игровые упражнения на узнавание овощей, фруктов по

муляжам, называние их, показ пиктограмм.

1

7

Дидактическая игра «Идем в зоопарк»

1

8

Просмотр мультфильма «Теремок», закрепление знаний о

животных и их домах.

1


Ознакомление с жизнью и трудом людей

10

9

Рассмотрение сюжетных картинок о рабочих профессиях.

Игра «Я рабочий».

1

10

Дидактическая игра на обобщение «Что нужно водителю,

продавцу, почтальону, доктору в работе». Использование пиктограмм.

1

11

Дидактическая игра «Куда я попал»

Использование жеста как средство коммуникации.

1

12

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Вопросы- ответы». Использование сюжетных карточек как средство

коммуникации.

1

13

Уроки тетушки совы «Азбука безопасности на дороги».

Понимание слов, обозначающих признак действия «Стой- иди»

1

14

Дидактическая игра «Пешеходный переход». Понимание слов, обозначающих предмет (транспорт, светофор,

пешеходный переход)

1

15

Рассматривание фотографий, картинок, беседа о семье

(мама, папа, бабушка, дедушка).

1

16

Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок»,

«дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.

1

17

Рассмотрение картинок с изображениями бытовых приборов. Показ картинки с изображением соответствующего предмета (на выбор учителя).

1

18

Двигательные упражнения «Покажи, как это делают»

1


Сенсорное развитие

4

19

Д/ и «Глаза помощники человека». Упражнения с

предметами различной формы, цвета, размера.

1

20

Д/и «Цветная карусель» Нахождение фигуры по картинкам,

разрезанным на 2 части.

1

21

Практические действия с демонстрацией (справа, слева, вверху, внизу). Развитие праксиса позы (по подражанию и

самостоятельно).

1

22

Игровые упражнения «Где спрятался зайчонок».

Использование жеста как средство коммуникации.

1


Умственное развитие

4

23

Предметные действия по составлению группы предметов

на основании одного одинакового признака.

1

24

Дидактическая игра «Найди лишнее»

1

25-26

Практические действия последовательно организованных движений и конструктивного праксиса (игры с пирамидками, матрешками, кубиками) по образцу, по инструкции.

2


Речевое развитие

6

27

Понимание слов с использованием графических слов изображений обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,бытовые приборы).

1

28

Мастерим картинку с помощью заготовок различных фигур

и цветов. Употреблять слова (показывать их) с помощью картинок, жестов обозначающие цвет, форму, величину.

1

29

Практические упражнения с предметами различными по размеру: большой – маленький через тактильное и

зрительное взаимодействие с предметами.

1

30

Упражнения по подражанию. Употребление отдельных

звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

1

31

Артикуляторные игровые упражнения по подражанию.

Понимание простых предложений.

1

32

Викторина "Когда это бывает?" Закрепление знаний.

1


Итоговый мониторинг

1

33

Обследование учащегося

1


Всего часов:

33

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 (доп) класс

урока

Тема

Количество часов


Развитие элементарных математических представлений



Обследование детей

2

1-2

Обследование учащегося

2


Геометрические фигуры

6

3

Игры с мячом (круг)

1

4

Игра с мягкими модулями (квадрат)

1

5

Игра с мягкими модулями (треугольник)

1

6

Рисование на песке (прямоугольник)

1

7

Рисование на песке фигуры

(овал)

1

8

Игра с мягкими модулями, соотношение «одинаковые»

-«разные»

1


Понятие о величине

6

9

Дидактическая игра «Большой — маленький»

1

10

Игры с карандашами, рисуем длинные — короткие предметы

1

11

Проговаривание с опорой на выполнение действий с

предметами, способы сравнения (приложение, наложение)

1

12

Практические упражнения с величинами (составление групп из предметов)

1

13

Играем, длину измеряем

1

14

Игра с ростомером (высокий - низкий)

1


Действия с группами предметов

6

15

Практические упражнения в сравнении предметов

«одинаковые» — «разные»

1

16

Практические упражнения в сравнении предметов

«одинаковые» — «разные»

1

17

Практические упражнения в сравнении предметов, понятия «много - мало»

1

18

Практические упражнения в сравнении предметов,

понятия «много - мало»

1

19

Практические упражнения в сопровождении действий «добавил-убавил», «стало поровну», «больше – меньше».

1

20

Практические упражнения в сопровождении действий

«добавил-убавил», «стало поровну», «больше – меньше».

1


Пространственные и временные понятия

5

21

Игра с бумагой, обводка заданного количества клеток,

понятие «справа - слева» , «спереди — сзади»,« сверху — снизу».

1

22

Рассматривание сюжетных картинок, понятия сегодня,

завтра, вчера.

1

23

Практические действия и игры с предметами в пространстве «сверху - снизу»

1

24

Рисуем предметы в пространстве, умение ориентироваться

в альбоме

1

25

Дидактическая игра «Утро начинается», повторяем части

суток

1


Количество и счет

7

26

Счет предметов. Сопоставление цифры и количества

«Считай и называй»

1

27

Счет предметов в пределах 1.

Считаем с опорой на предметы

1

28

Практические упражнения с овощами и фруктами «больше- меньше-одинаково»

Счет предметов на слух, по осязанию

1

29

Практические упражнения с предметами с называнием

итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?»

1

30

Сопоставление количества «Считай и называй»

Счет предметов в обратном порядке

1

31

Дидактическая игра «Пальчики считай, цифры называй»

1

32

«Выполнение различных действий: один — много»

Найди цифру 1

1


Итоговый мониторинг

2

33

Совместная работа с педагогами в образовательном

процессе.

1


Всего часов:

33



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-- ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Для проведения занятий необходимо специальное материально-техническое обеспечение:

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок, таблиц.

  • Пиктограммы с изображениями видов заданий на занятиях, режимных моментов, действий, операций самообслуживания и др.;

  • Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка;

  • Видеозаписи действий, правил поведения;

  • Предметы и их графические изображения, изображения их действий, качеств;

  • Муляжи овощей, фруктов;

  • Набор кухонной посуды, геометрических тел;

  • Цветные карандаши, листы бумаги;

  • Сенсорные модули;

  • Тематические карточки «Домашние животные», «Птицы леса»;

  • Демонстрационный материал по предметам;

  • Сухой бассейн;

  • Дидактический раздаточный материал для обеспечения разделов программы;

Учебно-методические средства обучения

  1. Е.А. Екжанова, Е..А. Стребелева «Коррекционно -развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

  2. Е.А. Янушко: Сенсорное развитие у детей раннего возраста. – М.: «Мозаика-синтез», 2011.

  3. Интернет ресурсы.

  4. Казанцева О.В. Основные направления психологической помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика. – 2003. - № 1. – С. 51– 53.

  5. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс / Под ред. Шевченко С.Г. – М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»: Вып. 21)

  6. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно- развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.

  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003

  8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно- педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

  9. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А.Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 256 е.- (Школа развития).





26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!