Пояснительная записка
Актуальность программы.
Актуальность и практическая значимость программы курса «Коррекционно-развивающие занятия» состоит в формировании общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, стереотипии; на реализацию индивидуальных специфических образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № » на 2023-2024 уч. год.
Цели коррекционно-развивающих занятий с учетом специфики учебного предмета:
обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи и направления:
— формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими;
— представления о собственном теле;
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
— отнесение себя к определенному полу;
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
— формировать представления о возрастных изменениях;
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
— формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
— формировать умения обслуживать себя;
— формировать умения следить за своим внешним видом;
формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач;
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика учебного курса.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста. действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
3. Описание места учебного предмета, в учебном плане.
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Коррекционно-развивающие занятия» обозначен как самостоятельный курс, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). На его изучение в 6 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
личность (саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору);
честь;
достоинство;
свобода, социальная солидарность (свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство (личная и национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их, даже вопреки собственным интересам);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
Межпредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
2) овладение основами грамотного письма;
3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
4) формирование умения осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
5) овладение навыком правильного звукопроизношения в речевом потоке.
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия | испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны |
Коммуникативные учебные действия | вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач |
Регулятивные учебные действия | принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Познавательные учебные действия | дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
Программно-методический материал включает 5 разделов:
- зрительное восприятие;
- слуховое восприятие;
- кинестетическое восприятие;
- восприятие запаха;
- предметно-практические действия.
Программно-методический материал включает 2 раздела:
«Действия с материалами», «Действия с предметами».
Календарно-тематический план коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие занятия», 68 часов.
№ п/п | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
| Зрительное восприятие «Фонарики» | 1 | | Удержание взгляда на движущемся и неподвижном светящимся предмете. Игра «Фонарики». Наблюдение за горящей свечой. |
| Зрительное восприятие Игра «Что пропало?» | 1 | | Фиксация взгляда на предмете, запоминание ряда предметов, наблюдение «Чего не стало» |
| Зрительное восприятие «Куда поехала машина» | 1 | | Фиксация взгляда на движущемся предмете. Игра маленькими машинками на коврике с дорожками. |
| Зрительное восприятие «Чья тень?». | 1 | | Дидактическая игра «чья тень» Умение соотносить тень предмета и животного с его изображением. |
| Зрительное восприятие «Маленький – большой, поменьше, побольше) | 1 | | Слушание сказки «Три медведя» Лепка тарелочек для медведей. |
| Слуховое восприятие «Угадай звук» | 1 | | Слушание звучание инструментов, угадывание, что звучит. |
| Слуховое восприятие «Язык животных» | 1 | | Слушание звуки животных, угадывание, показ по карточкам, соотношение звука и карточки. |
| Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два шага вперед—поворот направо—один шаг назад и т.д.) | 1 | | Слушание учителя, выполнение действие по инструкции. |
| Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | 1 | | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух) | 1 | | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий на слух |
| Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации | 1 | | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Кинестетическое восприятие «Медвежата в гостях» | 1 | | Кинестетическое восприятие «Меховой и бумажный мишка», |
| Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий) | | | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Развиваем память. Магазин одежды. | 1 | | Обучение навыку подбирать пару к вещам. |
| Альтернативная коммуникация: знакомство с художественными произведениями | 1 | | Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», «Сказка о золотом петушке» |
| Ориентация в пространстве. Лево-право | 1 | | Игра «солдатики» |
| Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Игры с сюжетной мозаикой. | 1 | | Беседа, работа с сюжетными картинками, выполнение заданий по образцу |
| Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает...(пушистое)» | 1 | | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи» | 1 | | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу |
| Предметно-практическая деятельность. Игрушки – матрешки. | 1 | | Действие с разборно-сборными игрушками. |
| Зрительное восприятие. Разноцветные пирамидки. | 1 | | Собирание пирамидок, собирание пирамидки по образцу. Мозаика по образцу |
| Совершенствова-ние зрительно-двигательной координации руки глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу | 1 | | Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу |
| Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок). Дидактическая игра «Что изменилось?» | 1 | | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу |
| Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай также») | 1 | | Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по образцу |
| «Лесные животные» | 1 | | Кто в лесу живет? Беседа о лесных животных, активных в разное время суток. |
| Предметно-практическое восприятие. | 1 | | Рвем бумагу и складываем ее в коробку. |
| Альтернативная коммуникация: «Кукла Катя хочет…спать…есть и т.д.» | 1 | | Производит манипуляции с игрушками (укладывает спать, кормит, поит).Умеет– играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.) |
| Предметно-практическое восприятие | | | Пересыпание гороха, крупы. |
| Двигательное развитие «Прокати мячик по дорожке» | 1 | | Игра «Кегли» |
| Альтернативная коммуникация: «Назови одним словом» | | | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Двигательное развитие «Кошка и воробушки» | 1 | | Подвижные игры на свежем воздухе. |
| Зрительное восприятие. Разноцветные палочки | 1 | | Игра со счетными палочками. Выкладывание по образцу. |
| Предметно-практическая деятельность: Бусы маме. | 1 | | Делаем бусы из макарон. |
| Предметно-практическая деятельность: поделки из пластилина | | | Умеет отщипывать пластилин пальцами, раскладывать кусочки по тарелочкам (зеленые кусочки в зеленую тарелочку, желтые кусочки в желтую тарелочку |
| Пространственные представления | 1 | | «Экскурсия по пришкольному участку», наблюдение, слушание учителя. |
| Птицы. Зимующие птицы. | 1 | | Изучение зимующих птиц, раскрашивание по теме. |
| Развиваем зрительную память. Найти одинаковый предмет. | 1 | | Дидактическая игра «Найди такой же» |
| Кинестетическое восприятие. Чудесный мешочек. | 1 | | Вынимание из мешочка различных предметов, на ощупь угадывание данного предмета. |
| Предметно-практическая деятельность. Аппликация «Снежинки» | 1 | | Аппликация. Намазывание и приклеивание деталей. |
| Предметно-практическая деятельность. Аппликация «Снежная баба» | | | Аппликация. Намазывание и приклеивание деталей. |
| Двигательное развитие. Зимние забавы | 1 | | Игры на свежем воздухе. |
| Формирование математических представлений. Шишки в корзинке. | 1 | | Сравнение совокупности предметов по количеству путем составления пар. |
| Слуховое восприятие. «Птичьи голоса» | 1 | | Слушание пения птиц. Слушание педагога, рассказывающего о птицах. |
| Предметно-практическая деятельность «Пазлы» | 1 | | Собирание пазлов из 2-5 частей. Собирание разрезной картинки. |
| Транспорт | 1 | | Различение транспорта. (пожарная машина, скорая помощь, трактор, грузовик, автобус) Игра «Гараж». Умение заехать машинкой в ворота гаража. Работа с карточками, раскрасками |
| Транспорт | 1 | | Водный транспорт. Аппликация «Кораблик». Работа с карточками, раскрасками |
| Транспорт | 1 | | Наземный транспорт: общественный, личный. Игра «Едем на автобусе». Работа с карточками, раскрасками |
| Транспорт | 1 | | Воздушный транспорт. Работа с карточками, раскрасками. Игра «Самолеты» |
| Конструирование из крупных деталей | 1 | | Конструирование из крупных деталей. «Мост» «Гараж» |
| Дидактическая игра «Одуванчики» | 1 | | Артикуляционная гимнастика. |
| Обучение штриховке и обведению по контуру. | 1 | | Обучение штриховке и обведению по контуру. |
| Двигательное развитие. Прощай, зимушка-зима. | 1 | | Игры на свежем воздухе |
| Положительные эмоции. От улыбки станет всем светлей. | 1 | | Игры «Смешилки» |
| Отрицательные эмоции. «Я ушел в свою обиду» | 1 | | Слушание учителя. Просмотр видеоматериалов. |
| Предметно-практическая деятельность. Чудесное дерево из природных материалов. | 1 | | Коллективная работа «Аппликация «Дерево» Приклеивание листочков и цветочков» |
| Альтернативная коммуникация. «Ролевая игра : У доктора» | 1 | | Ролевая игра «Больничка» |
| Игра «Различи по запаху» | 1 | | Учимся различать запахи: лимон, кофе, духи, лук, чеснок, апельсин, банан. |
| Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета) | 1 | | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции | 1 | | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т.д.) | 1 | | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов | 1 | | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку | 1 | | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные | 1 | | Слушание учителя, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета | 1 | | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов | 1 | | Работа по сюжетным картинкам, предметным картинкам, работа с напечатанными дидактическими играми |
| Определение направления звука в пространстве (справа—слева—спереди—сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук» | 1 | | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня» | 1 | | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
| Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона, темпу. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы—барабанщики» | 1 | | Беседа, наблюдение, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу |
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Перечень имеющегося дидактического (демонстрационного) оборудования
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- пазлы, (из 2-х, 3-х, 4-х частей̆ (до 10);
- мозаики;
- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);
- лото ассоциации;
- деревянные конструкторы;
- шнуровка: обувь, животные, природа;
- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;
- обводка по точкам;
- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;
- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);
- мягкая основа для мозаики:
- прищепки, основы для прищепок;
- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;
- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т.д.)
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул | 4 |
5 | Стул ученический | 9 |
6 | Шкаф для хранения пособий и материалов | 4 |
7 | Монитор | 3 |
8 | Системный блок | 3 |
9 | Клавиатура | 3 |
10 | Мышь оптическая | 3 |
11 | Интерактивная доска | 1 |
12 | Проектор | 1 |
Литература:
Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? /М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Просвещение, 1991. – 179с.
Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьника. /К.М. Гуревич. – М.: Дрофа, 1988. – 244 с.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И Лубовского, Н. А. Ципиной. – М., 1984.
Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. – №6 – с.25-29.
Елфимова Н.В. Диагностики и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. /Н.В. Елфимова. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с.
Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. /В.А. Зобков. – Казань, 1992. – 127 с.
Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор школьной дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. – Томск: Изд. Томского университета, 1999.–128 с.
Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: метод. пособие. – СПб., 2000.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. / Н.А. Менчинская. – М.: Просвещение, 1989. – 311 с.
Мухина В.С. Детская психология. / В.С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 352 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. / Р.В. Овчарова. – М.: Просвещение, 1995. – 201 с.
Основы специальной психологии: Учеб. пособие/Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с.
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания / С.Н. Токарева. – М.: МГУ, 1989. – 97 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр “Академия”, 1996. – 336 с.
Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
18