СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5.6 классов с задержкой психического развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5.6 классов с задержкой психического развития»


 Рассмотрено

На заседании методического совета

Протокол №1

 от  ___  августа 2022  г.

 Руководитель методического совета

___________Н.В. Осипова

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_______Е.А. Щукина

«___»__________ 2022 г.

Утверждено:

директор школы-интернат № 2

_______________ Т.В. Шутилова

Приказ № ______________

по школе-интернату №2

от «___»____________2022г.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2»


Рабочая программа коррекционного курса

«Логопедические занятия»


для обучающихся 5,6 классов с ЗПР


на 2022-2023 учебный год



Адаптирована учителем- логопедом Ивановой Ольгой Станиславовной













г. Вышний Волочек

2022 год

Аннотация к рабочей программе коррекционного курса «Логопедические занятия» 5,6 классы.


Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР) ДЛЯ 5 класса разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) обучающихся с ОВЗ;

- примерной рабочей программы коррекционного курса «Логопедические занятия» (ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22), https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-obuchaiushchikhsia-s-zaderzhkoi-psikhicheskogo-razvitiia


Общая характеристика коррекционного курса «Логопедические занятия»

Коррекционный курс «Логопедические занятия» является обязательной частью коррекционно-развивающей области АООП ООО обучающихся с ЗПР. Курс обеспечивается логопедическим сопровождением и направлен на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого развития у обучающихся 5–9 классов, получающих образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР.

В ходе курса «Логопедические занятия» осуществляется формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходит обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию.

Содержание курса «Логопедические занятия» строится в строгом соответствии с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на использовании учебного материала. Специалист уделяет внимание закреплению учебных навыков по учебному предмету «Русский язык» с использованием логопедических приемов.

Важным моментом является система работы по подготовке обучающихся к итоговому изложению в рамках государственной итоговой аттестации. Учитель-логопед проводит работу по развитию и расширению умений выделять микротемы в тексте, грамотно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать последовательность изложения, излагать основное содержание прослушанного текста с использованием приемов сжатия, разделив его на абзацы и передав все значимые микротемы.

Коррекционный курс «Логопедические занятия» направлен на формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.




Цели и задачи изучения коррекционного курса «Логопедические занятия»

Цель – коррекция и преодоление/или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.

Задачи:

  • коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;

  • совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;

  • совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;

  • формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;

  • коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;

  • формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;

  • коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;

  • развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.


Особенности отбора и адаптации материала коррекционного курса «Логопедические занятия»

Освоение программного материала курса осуществляется в соответствии с принципом доступности. По содержанию и объему материал должен быть посильным и понятным для обучающихся с ЗПР.

Учитель-логопед проводит отбор содержания используемого материала, ориентируясь на подбор или адаптацию текстов с ясным содержанием и сюжетной линией разных стилей и жанров, оптимальных по объему для изучения на занятии. Приоритет при выборе текста отдается содержанию, связанному с жизненным опытом школьника, кругом его интересов, способствующему формированию жизненных компетенций и практических навыков. На начальных этапах не следует использовать тексты, содержащие сложные рассуждения автора, большое число действующих лиц, изобилующие сложными синтаксическими конструкциями, затрудняющими понимание смысла прочитанного.

Задания должны быть разнообразными по форме и содержанию, позволяющими применять получаемые знания в итеративных (повторяющихся) ситуациях.

Закрепление изученного материала проводится с применением вариативного дидактического материала, позволяющего многократно отрабатывать учебный навык, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. В работе широко используется визуальная поддержка, применяются смысловые таблицы, карточки-опоры, таблицы родственных слов.

Процесс овладения материалом основывается на многократном применении полученных знаний на практике. Школьникам с ЗПР требуется больше времени на осмысление усваиваемых знаний, они нуждаются в закреплении и совершенствовании формируемых умений. Предусматривается отработка практических навыков, которые будут использоваться в реальных жизненных ситуациях (например, подписание почтового конверта, составление текста поздравления, написание смс-сообщения на заданную


Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания коррекционного курса «Логопедические занятия»

В целях повышения эффективности коррекционной работы и осмысления содержания данного курса на занятиях используются разнообразные виды деятельности обучающихся с ЗПР. Учителю-логопеду целесообразно комбинировать аудирование, говорение и выполнение письменных работ. Обучающиеся с ЗПР должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы выполнения задания, задавать вопросы. Необходимо постоянно развивать у обучающихся с ЗПР умение работать с текстом и справочной литературой.

Немаловажным представляется введение алгоритмизации при изучении сложного речевого материала. Обучающимся с ЗПР предлагаются алгоритмы правил, выделение шагов последовательных действий при работе над заданием.

Учитель-логопед проводит зрительные диктанты, списывание, письмо по памяти и др. Важным является формирование умения находить в тексте слова на изучаемое правило и правильно его применять. На занятиях обучающиеся с ЗПР выделяют в тетради орфограммы зеленым цветом, при необходимости предварительно перед написанием орфографически проговаривают трудные слова. Все это способствует развитию орфографической зоркости и умения осуществлять необходимый самоконтроль и самокоррекцию.

Процесс овладения учебными компетенциями и навыками по коррекционному курсу основан на многократной тренировке в применении полученных знаний на практике с постепенным усложнением. Объяснение всего материала проводится с опорой на практико-ориентированные задания. При изучении тем рекомендуется использовать наглядный материал: опорные схемы, карточки, таблицы и т.д. Отработка и закрепление осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений.


Место коррекционного курса «Логопедические занятия»

Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий учителя-логопеда. Занятия проходят как в урочное, так и во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы образовательной организации и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с администрацией. В соответствии с учебным планом на изучение курса коррекционно-развивающих логопедических занятий отводятся в 5 классе 2 часа в неделю (итого 68 часов), в 6 классе 2часа в неделю (итого 68 часов).

Ориентировочная продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и может составлять:

групповое занятие – 40 минут;

подгрупповое занятие – 30–40 минут;

индивидуальное занятие – 20–40 минут.

Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), а также с родителями обучающегося с ЗПР, что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей обучающегося с ЗПР.



Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия»

Содержание коррекционного курса «Логопедические занятия» строится в строгом соответствие с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на использовании учебного материала.

Логопедическая работа проводится на изучаемом программном материале, при этом специалист уделяет внимание закреплению учебных навыков по учебному предмету «Русский язык» с использованием логопедических приемов.

Программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» построена по модульному принципу. Каждый модуль отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого нарушения при ЗПР. Модульное построение программы курса позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей обучающихся с ЗПР. Учитель-логопед может структурировать содержание программного материала по курсу, исходя из потребностей учащегося с ЗПР или группы, увеличивая количество часов на изучение одного или нескольких модулей, либо равномерно распределяя время на изучение каждого модуля. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика) направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены).

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление специфических и дизорфографических ошибок.

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология» направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения их активного использования на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» направлен на развитие умений работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.


5 класс

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика»

Звуки и буквы. Различение звуков в речи и букв на письме (по фонетическому сходству). Различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения. Практикум по развитию произношения и навыков чтения.

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.

Формирование навыков словообразования. Морфемика»

Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, онк-. Словообразование прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев-), лив-, -к-, -ск-, -ева-, -н-. Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при. Словообразование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Различение букв о–а в корнях -лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-). Различение букв ё–о после шипящих в корне слова. Различение букв ы–и после ц в словах.

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

Словосочетание и предложение. Согласование слов. Связь слов в словосочетании и в предложении. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое использование глаголов в устной и письменной речи. Словоизменение глаголов. Однозначные и многозначные слова. Антонимы. Синонимы. Дифференциация существительных в различных падежных формах. Составление сложных предложений по образцу с союзами а, и, но.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»

Составление связного высказывания (в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова). Составление связного рассказа повествовательного характера на заданную тему (по опорному плану и ключевым словам). Пересказ повествовательного текста (объемом не менее 90 слов). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 2 реплик). Работа с письменным текстом. Работа с деформированным текстом. Деловое письмо (текст поздравительной открытки и письма).

6 класс

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика»

Различение смешиваемых звуков и букв (закрепление). Различение гласных в корне (повторение). Различение гласных в приставках (повторение). Практикум по развитию произношения и навыков чтения.

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»

Словообразование различных частей речи (в рамках изученного программного материала 6 класса). Различение морфем в слове. Различение букв о – а в корнях -кос- / -кас. Различение букв е – и в приставках пре–при. Употребление в речи сложных и сложносокращенных слов.

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

Согласование имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными. Различение и употребление качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Употребление несклоняемых имен существительных в речи. Различение и употребление глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении. Различение и употребление числительных в разных падежных формах. Употребление и различение причастий в речи. Употребление предлогов как средства связи между словами. Понимание и использование в речи фразеологизмов.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»

Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем). Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Работа с деформированным текстом. Составление связного описательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану). Пересказ повествовательного текста. Пересказ описательного текста (объемом не менее 100 слов, с опорой на предварительно составленный план). Пересказ текста с использованием приемов сжатия (сокращение текста из 4 предложений до 2). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик). Деловое письмо (текст объявления).


Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Логопедические занятия»

В результате освоения коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» осуществляется формирование речевой компетенции учащихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.

В процессе освоения коррекционного курса обучающийся научится и будет (сможет):


5 класс

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика)

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их (в рамках изученного программного

материала 5 класса);

  • устранять или минимизировать недостатки звукопроизношения;

  • различать и характеризовать звуки речи с опорой на образец;

  • совершенствовать оптико-пространственные представления и мелкую моторику, различать буквы по оптическому и кинетическому сходству,

исключая специфические ошибки (по типу замены);

  • различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова с опорой на алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

  • ориентироваться в понятиях: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор;

  • выделять ударный слог в начале, в середине и в конце слова, различать ударные и безударные слоги и приводить примеры;

  • использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания (в том числе правописание разделительных ъ и ь; ы – и после ц; правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу; -чк-, -чн-, -нч-, -рщ-);

  • читать с соблюдением орфоэпическим норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, антиципации, пропуски, замены).

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.

Формирование навыков словообразования. Морфемика»

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 5 класса);

  • ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание;

  • образовывать существительные при помощи суффиксов: – ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-; бразовывать существительных при помощи суффиксов и приставок;

  • образовывать прилагательные при помощи суффиксов: -ов- (-ев), -лив-,

- к, -ск-, -ева-, -н-;

  • образовывать глаголы при помощи приставок: без-бес, пре-при; образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;

  • соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок приставок на з (с); правописание корней с буквами о – а в корнях лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-); с буквами ё – о после шипящих в корне слова; с буквами ы, и после ц.

Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество лексико-грамматических ошибок (в рамках изученного программного

материала 5 класса);

  • использовать различные части речи, в том числе существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и наречия;

  • различать существительные, уметь записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами существительными, правописание собственных имен

существительных;

  • различать прилагательные полной и краткой формы; уметь записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами прилагательными;

  • различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные, грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола;

  • спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);

  • различать однозначные и многозначные слова, понимать переносное значение изученных слов, подбирать и употреблять антонимы и синонимы,

  • согласовывать подлежащее со сказуемым, выраженным глаголом прошедшего времени;

  • согласовывать прилагательные с существительными;

  • употреблять существительные в различных падежных формах;

строить простые распространенные предложения, исключая или

минимизируя смысловые и грамматические ошибки;

  • конструировать сложные предложения по образцу с союзами а, и, но;

  • соблюдать на письме орфографические и пунктуационные правила:

  • знаки препинания в конце предложения;

  • тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в И. п.);

  • знаки препинания в предложении с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами И, А, НО, а также повторяющимся союзом И) и обобщающим словом перед однородными членами;

  • знаки препинания в предложении с обращениями.

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»

(говорение, аудирование, чтение, письмо)

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • формулировать собственное связное высказывание в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова;

  • устно составлять связный текст повествовательного характера на заданную тему с соблюдением орфоэпических норм (по опорному плану и ключевым словам);

  • делить текст на смысловые части, составлять план текста по наводящим вопросам (с опорой на письменный текст);

  • уметь определять и формулировать тему и главную мысль текста с опорой на ключевые слова;

  • уметь находить предложение в тексте, определяющую главную мысль

текста;

  • пересказывать повествовательный текст объемом не менее 90 слов по плану и опорным словам;

  • уметь письменно последовательно излагать прослушанный текст, сохраняя смысловую целостность, речевую связность по ключевым словам и опорным вопросам;

  • поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на основе полученных знаний объемом не менее 2 реплик;

  • выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением пройденных в 5 классе орфоэпических правил.

6 класс

Модуль «Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика)

Обучающийся научится и будет (сможет):

преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их (в рамках изученного программного

материала 6 класса);

  • контролировать правильность произношения, минимизируя недостатки в устной речи;

  • самостоятельно различать и характеризовать звуки речи;

  • проводить фонетический и орфографический анализ слов;

  • использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания (в том числе нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения);

  • выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или минимизируя специфические ошибки.

Модуль «Обогащение и активизация словарного запаса.

Формирование навыков словообразования. Морфемика»

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 6 класса);

  • различать виды морфем в слове (формообразующие и словообразовательные);

  • определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую);

  • применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания сложных и сложносокращенных слов;

  • различать изученные способы словообразования слов;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов по образцу;

  • характеризовать особенности словообразования имен существительных; соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имен существительных;

  • различать и характеризовать особенности словообразования имен прилагательных; соблюдать нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного);

  • соблюдать на письме орфографические правила: правописания н и нн в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных, сложных имен прилагательных; соблюдать нормы правописания корня с чередованием а//о -кос- \ -кас-, гласных в приставках пре- и при- и др.

  • Модуль «Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество лексико-грамматических ошибок (в рамках изученного программного материала 6 класса);

  • использовать различные части речи, в том числе числительные и причастия;

  • употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами;

  • различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных;

  • различать и употреблять глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы;

  • согласовывать числительные с существительным;

  • употреблять числительные в разных падежных формах;

  • употреблять причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия с опорой на образец;

  • выстраивать грамматическую связь между словами по типу управления с опорой на образец;

  • употреблять предлоги как средства связи между словами;

  • изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе словосочетания и предложения, при необходимости использовать алгоритм правила;

  • распознавать часто употребляемые в речи фразеологизмы, правильно понимать их значение и употреблять в речевой практике;

  • применять знания по синтаксису и пунктуации (в том числе постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом).

Модуль «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация»

Обучающийся научится и будет (сможет):

  • формулировать собственное связное высказывание при объяснении выбора ответа с опорой на образец (с опорой на письменный текст);

  • устно составлять связный текст повествовательного и описательного характера на заданную тему с соблюдением орфоэпических норм (по предварительно составленному плану);

  • разделять текст на абзацы на основе выделения его смысловых частей, уметь определять их количество;

  • уметь определять и формулировать тему и микротемы текста с помощью педагога;

  • пересказывать повествовательные и описательные тексты объемом не менее 100 слов с опорой на предварительно составленный план;

  • уметь письменно последовательно излагать прослушанный текст, сохраняя смысловую целостность, речевую связность по предварительно составленному плану;

  • уметь использовать приемы сжатия текста (сокращение текста из 4 предложений до 2);

  • поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на основе полученных знаний объемом не менее 3 реплик;

  • выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением пройденных в 6 классе орфоэпических правил.

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

  1. И.Н. Садовникова «Нарушения письменной речи их преодоление у младших школьников», Книга для логопедов, Москва «Владос» 1995г.

  2. Л.Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», Книга для логопеда, Москва «Просвещение», 1991г.

  3. Л.Н. Ефименокова «Организация и методы работы логопеда на школьном логопункте», Пособие для логопеда, Москва «Просвещение» 1991г.

  4. О.И. Азова Диагностика письменной речи у младших школьников. [Электронный ресурс] - М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).

  5. С.Л. Андреева Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками [Электронный ресурс]// Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки № 43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003. – с. 76-84.

  6. Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Методическое пособие - М.: Творческий центр «Сфера», 2008.

  7. З.И. Бекшиева Коррекция письменной речи у школьников [Электронный ресурс] — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 318 с.

  8. Г.А. Волкова Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие [Электронный ресурс] — СЕЮ,: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 — 144 с.

КИМ: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2021/01/05/diagnostika-rechevogo-razvitiya-obuchayushchegosya-s-zpr


Материально-техническое обоснование образовательного процесса

1.Столы ученические.

2. Стол письменный.

3. Стулья ученические.

4. Шкаф для пособий.

5.  Настенная доска (наборное полотно, магнитная доска и т.д.)

6. Настенное зеркало для логопедических занятий.

7. Ноотбук.

8. Стеллаж для пособий.

9. Разрезные азбуки и кассы к ним

10. Альбом с картинками для исследования произношения звуков

11. Наборы картинок, картинное лото, предназначенные для работы над речевым материалом на различные группы звуков

12. Книги-пособия с речевым материалом для закрепления произношения разных звуков

13. Наглядный материал по развитию речи (предметные, сюжетные, серии картинок и т.д.)

































Особенности реализации коррекционного курса «Логопедические занятия» 5 класс


№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по авторской программе

Количество часов по адаптированной программе

1.

Совершенствование фонетикофонематической стороны речи (фонетика, орфоэпия, графика)

10ч

14ч

2.

Обогащение и активизация словарного запаса.

Формирование навыков словообразования. Морфемика.

12ч

15ч

3.

Коррекция и развитие лексикограмматической стороны речи.

Морфология.

14ч

22ч

4

Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)

32ч

17ч

Итого:

68ч

68ч


Календарно-тематическое планирование 5 класс


п/п

Тема занятия

Виды учебной деятельности

Дата

В году

В теме

Совершенствование фонетикофонематической стороны речи (фонетика, орфоэпия, графика) (14ч)

1

1

Звуки и буквы

Преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 5 класса).

Различать и характеризовать звуки речи с опорой на образец.

Различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова с опорой на алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением. Ориентироваться в понятиях: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор.

Выделять ударный слог в начале, в середине и в конце слова, различать ударные и безударные слоги и приводить примеры.

Использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания (в том числе правописание разделительных ъ и ь; ы – и после ц; правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу; чк-, -чн-, -нч-, -рщ-). Читать с соблюдением орфоэпическим норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, антиципации, пропуски, замены).


2-3

2-3

Различение звуков в речи и букв на письме (по фонетическому сходству).


4-5

4-5

Звуки и буквы. Различение букв (по оптическому и кинетическому сходству).


6

6

Слогообразующая

роль гласных.


7-8

7-8

Типы слогов.

9-10

9-10

Ударение.

11-12

11-12

Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения

13-14

13-14

Практикум по развитию произношения и навыков чтения


Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика.

(15 ч.)

15-16

1-2

Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, -оньк- (-еньк), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-,

онк-.


Ориентироваться в понятиях: части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание.

Образовывать существительные при помощи суффиксов: – ышк-, -оньк- (еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-.

Образовывать существительные при помощи суффиксов и приставок.

Образовывать прилагательные при помощи суффиксов: -ов- (-ев), -лив-, - к, -ск-, -ева-, -н-.

Образовывать глаголы при помощи приставок: без-бес, пре-при; образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов.

Соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок приставок на з (с); правописание корней с буквами о – а в корнях -лаг- / лож, -рос- / -раст- (-ращ-); с буквами ё – о после шипящих в корне слова; с буквами ы, и после ц.


17-18

3-4

Словообразование

прилагательных при помощи

суффиксов: -ов- (-ев-), -лив-, -к-, ск-, -ева-, -н-.


19-20

5-6

Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при.


21-23

7-9

Словообразование глаголов с помощью приставок и суффиксов.


24-25

10-11

Различение букв о–а в корнях лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-).

26-27

12-13

Различение букв ё–о после шипящих в корне слова.

28-29

14-15

Различение букв ы–и после ц в словах.


Коррекция и развитие лексикограмматической стороны речи. Морфология. (22 ч.)

30-31

1-2

Словосочетание и предложение.

Использовать различные части речи, в том числе существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и наречия.

Различать существительные, уметь записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с

именами существительными, правописание собственных имен существительных.

Различать прилагательные полной и краткой формы.

Записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами прилагательными. Различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные, грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола.

Спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и -ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами).

Различать однозначные и многозначные слова, понимать переносное значение изученных слов, подбирать и употреблять антонимы и синонимы.

Согласовывать подлежащее со сказуемым, выраженным глаголом прошедшего времени.

Согласовывать прилагательные с существительными.

Употреблять существительные в различных падежных формах. Строить простые распространенные предложения, исключая или минимизируя смысловые и грамматические ошибки.

Конструировать сложные предложения по образцу с союзами а, и, но.


32-33

3-4

Согласование слов.


34-35

5-6

Связь слов в словосочетании и в предложении.


36-37

7-8

Различение глаголов

совершенного и несовершенного вида.


38-40

9-11

Практическое использование глаголов в устной и письменной речи.


41-42

12-13

Словоизменение глаголов.


43-44

14-15

Однозначные и многозначные слова.


45

16

Антонимы.

46

17

Синонимы.

47-49

18-20

Дифференциация существительных в различных падежных формах.

50-51

21-22

Составление сложных предложений по образцу с союзами а, и, но.



Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо) (17 ч.)

52-54

1-3

Составление связного

высказывания (в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова).

Формулировать собственное связное высказывание в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова.

Устно составлять связный текст повествовательного характера на заданную тему с соблюдением орфоэпических норм (по опорному плану и ключевым словам). Делить текст на смысловые части, составлять план текста по наводящим вопросам (с опорой на письменный текст).

Определять и формулировать тему и главную мысль текста с опорой на ключевые слова.

Находить предложение в тексте, определяющую главную мысль текста. Пересказывать повествовательный текст объемом не менее 90 слов по плану и опорным словам.

Уметь письменно последовательно излагать прослушанный текст, сохраняя смысловую целостность, речевую связность по ключевым словам и опорным вопросам.

Поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на основе полученных знаний объемом не менее 2 реплик.

Выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением пройденных в 5 классе орфоэпических правил.


56-58

4-6

Составление связного рассказа повествовательного характера на заданную тему (по опорному плану и ключевым словам).


59-60

7-8

Пересказ повествовательного текста (объемом не менее 90 слов).


61-62

9-10

Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 2 реплик).


63-64

11-13

Работа с письменным текстом.


65-66

14-15

Работа с деформированным текстом.


67-68

16-17

Деловое письмо (текст поздравительной открытки и письма).



Особенности реализации программы 6класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов по авторской программе

Количество часов по адаптированной программе

1.

Совершенствование фонетикофонематической стороны речи (фонетика, орфоэпия, графика)

14ч

2.

Обогащение и активизация словарного запаса.

Формирование навыков словообразования. Морфемика.

10ч

16ч

3.

Коррекция и развитие лексикограмматической стороны речи.

Морфология.

16ч

22ч

4.

Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)

34ч

16ч

Итого

68ч

68ч


Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Тема занятия

Виды учебной деятельности

Дата

В году

В теме

Совершенствование фонетикофонематической стороны речи (фонетика, орфоэпия, графика). (14ч.)

1-3

1-3

Различение смешиваемых звуков и букв (закрепление).

Отрабатывать и контролировать правильность произношения, минимизируя недостатки в устной речи.

Самостоятельно различать и характеризовать звуки речи. Проводить фонетический и орфографический анализ слов. Использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания (в том числе нормы правописания ь в формах глагола повелительного наклонения). Выразительно читать с соблюдением орфоэпических норм, исключая или минимизируя специфические ошибки.


4-7

4-7

Различение гласных в корне (повторение).


8-10

8-10

Различение гласных в приставках (повторение)


11-14

11-14

Практикум по развитию произношения и навыков чтения


Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика. (16 ч.)

15-18

1-4

Словообразование различных частей речи (в рамках изученного программного материала 6 класса)..

Различать виды морфем в слове

(формообразующие и словообразовательные).

Определять способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую). Применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания сложных и сложносокращенных слов. Различать изученные способы словообразования слов.

Составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов по образцу.

Характеризовать особенности словообразования имен существительных.

Соблюдать нормы произношения, постановки ударения (в рамках изученного), словоизменения имен существительных.

Различать и характеризовать особенности словообразования имен прилагательных. Соблюдать нормы произношения имен прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного). Соблюдать на письме орфографические правила: правописания -н- и -нн- в именах прилагательных, суффиксов -к- и -ск- имен прилагательных, сложных имен прилагательных.

Соблюдать нормы правописания корня

с чередованием а//о -кос- \ -кас-, гласных в приставках пре- и при- и др.


19-21

5-7

Различение морфем в слове.


22-24

8-10

Различение букв о – а в корнях -кос- / -кас.


25-27

11-13

Различение букв е – и в приставках пре–при


28-30

14-16

Употребление в речи сложных и сложносокращенных слов.


Коррекция и развитие лексикограмматической стороны речи. Морфология. (22 ч.)

31-32

1-2

Согласование имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными.....

Активно использовать различные части речи, в том числе числительные и причастия.

Употреблять несклоняемые имена существительные.

Согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Различать качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные, степени сравнения качественных имен прилагательных.

Различать и употреблять глаголы в изъявительном, условном и повелительном наклонении; различать безличные и личные глаголы. Согласовывать числительные с существительным;

Употреблять числительные в разных падежных формах;

Употреблять причастия настоящего и прошедшего времени, действительные и страдательные причастия, полные и краткие формы страдательных причастий; склонять причастия. Выстраивать грамматическую связь между словами по типу управления с опорой на образец.

Употреблять предлоги как средства связи между словами;

Изменять грамматическую форму слов в зависимости от ее значения в составе словосочетания и предложения, при необходимости использовать алгоритм правила.

Распознавать часто употребляемые в речи фразеологизмы, правильно понимать их значение и употреблять в речевой практике.

Применять знания по синтаксису и пунктуации (в том числе постановка знаков препинания в предложениях с причастным оборотом).


33-36

3-6

Различение и употребление качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.


37-38

7-8

Употребление несклоняемых имен существительных в речи


39-42

9-12

Различение и употребление глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении.


43-44

13-14

Различение и употребление числительных в разных падежных формах


45-47

15-17

Употребление и различение причастий в речи


48-50

18-20

Употребление предлогов как средства связи между словами


51-52

21-22

Понимание и использование в речи фразеологизмов.


Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо.) (16 ч.)

53-54

1-2

Работа с текстом (деление текста на абзацы на основе выделения его смысловых частей, определение и формулирование темы и микротем).

Формулировать собственное связное высказывание при объяснении выбора ответа с опорой на образец (с опорой на письменный текст).

Устно составлять связный текст повествовательного и описательного характера на заданную тему с соблюдением орфоэпических норм (по предварительно составленному плану). Разделять текст на абзацы на основе выделения его смысловых частей, уметь определять их количество; Определять и формулировать тему и микротемы текста с помощью педагога. Пересказывать повествовательные и описательные тексты объемом не менее 100 слов с опорой на предварительно составленный план.

Уметь письменно последовательно излагать прослушанный текст, сохраняя смысловую целостность, речевую связность по предварительно составленному плану.

Применять приемы сжатия текста

(сокращение текста из 4 предложений до 2).

Поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на основе полученных знаний объемом не менее 3 реплик.

Выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением пройденных в 6 классе орфоэпических правил.


55

3

Составление связного повествовательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану


56-58

4-6

Работа с деформированным текстом


59

7

Составление связного описательного рассказа на заданную тему (по предварительно составленному плану)


60-61

8-9

Пересказ повествовательного текста.


62-63

10-11

Пересказ описательного текста (объемом не менее 100 слов, с опорой на предварительно составленный план)


64-65

12-13

Пересказ текста с использованием приемов сжатия (сокращение текста из предложений до 2).


66-67

14-15

Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 3 реплик).


68

16

Деловое письмо (текст объявления).




Критерии оценивания

Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества устранения недостатков устной речи, письма и чтения ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Стандартизированные диагностические методики используются на начальном и заключительном этапах коррекционной работы. Результаты проверки фиксируются в мониторинге по диагностике устной и письменной речи. Оценивание успешности выполнения заданий и упражнений на каждом занятии проводится в виде наблюдения, самооценки и внешней оценки логопеда для создания ситуации успеха.



26


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!