СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса" Логопедические занятия " для обучающегося 5 класса с РАС(вариант 8.2)

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: преодоление негативизма при общении; максимальная коррекция дефектов устной речи; повышение речевой активности в процессе общения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса" Логопедические занятия " для обучающегося 5 класса с РАС(вариант 8.2)»



Администрация города Смоленска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9» города Смоленска

(МБОУ «СШ №9»)





Принята на педагогическом совете Утверждаю

Протокол № 1 Директор В.В. Кудельникова

От 30.08.2022 г Приказ № 109а – ОД

От 30.08.2022 г












Рабочая программа

коррекционного курса «Логопедические занятия»

для обучающегося 5 класса с РАС (Вариант 8.2)

на 2022-2023 учебный год

учителя-логопеда

Антоновой Валентины Геннадьевны



















2022 год


1.Пояснительная записка


Рабочая программа коррекционного курса для обучающегося с РАС разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе регламентирующих работу учителя-логопеда в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Минобрнауки РФ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. № 373);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598);

  • Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • Инструктивное письмо Т.П. Бессоновой «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения» (методические рекомендации), М., 2010;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с РАС;

-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Коррекционно-развивающая программа составлена на основании рекомендаций центральной психолого-медико-педагогической комиссии, а также с учетом логопедических исследований, проведенных с обучающимся. Ребенку рекомендовано обучение по АООП ООО, вариант 8.2.

Программа является частью адаптированной образовательной программы основного общего образования вариант 8.2(5 класс)/

Общая характеристика речи обучающихся с РАС

У детей с РАС нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РАС характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения

Цели программы:

- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;

- максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.

Задачи программы:

1. Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире

2.Обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого: - обогащать и активизировать словарный запас, - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития, использование мимики и жестов в общении. 3. Развивать устную речь: -развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы -формировать правильное физиологическое дыхание - развивать фразовую и связную речь - формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; создавать базу для успешного овладения навыками.

4.Формировать грамматический строй речи.

5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.

6. Формировать пространственно-временные представления и понятия. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

8.Коррекция нарушений письма и чтения.

Организация работы по программе.

Программа реализуется через индивидуальную форму логопедической работы сроком на 1 учебный год. Программа логопедической коррекции речи в 5 классе рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.

Продолжительность занятий зависит от индивидуальных возможностей ребенка и составляет от 20 до 40 минут. Логопедическая работа строится с использованием как общедидактических методов, так и частных методов логопедического воздействия:

- артикуляционная гимнастика;

-игра, упражнение;

- моделирование;

- использование артикуляционных профилей;

- рассматривание картин;

- прослушивание аудиозаписей;

- беседа и др.

В коррекционной работе используются следующие виды деятельности: викторины, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, что позволяет активизировать обучающегося с ОВЗ, заинтересовать его, создать мотивацию для речевой деятельности. Для развития устной и письменной речи применяются игры с ребусами, кроссвордами, загадками, пословицами, поговорками, скороговорками, чистоговорками.


2.Содержание коррекционного курса

Содержание занятий направлено на активную работу по дальнейшему обогащению словарного запаса за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; по уточнению значений используемых синтаксических конструкций по дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложения.

Основной целью является совершенствование умений и навыков связного высказывания.

Достижения цели предполагает решение в следующей последовательности:

  1. Формирование практических представлений о тексте;

  2. Развитие умений и навыков анализировать текст;

  3. Развитие умений и навыков построения самостоятельности связного высказывания.








Название разделов и тем

Количество часов для изучения

Содержание учебного материала

Формы контроля

Раздел 1. Подготовительный этап.

Диагностика устной и письменной речи

1

Диагностический материал Фотековой


Раздел 2. Словообразование.

.

4

Распознавание и подбор однокоренных слов. Ориентирование в семантических полях слов, образованных путём словообразования.

Использование суффиксального способа словообразования, обогащение словарного запаса словами, относящимися к разным частям речи.

Использование приставочного способа словообразования. Сравнение слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь, перелететь), и слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (прилететь, приоткрыть, придумать и др.).

Проверочная работа №1

Раздел 3. Дифференциация приставок и предлогов

1

Дифференциация предлогов и приставок по их семантическим признакам. Правописание предлогов и приставок со словами.


Раздел 4.

Лексика


5

Подбор синонимов. Правильное использование их в предложениях различных синтаксических конструкций.

Подбор антонимов и их использование в предложениях различных синтаксических конструкций.

Различение многозначных слов, синонимов и антонимов. Применение их в практическом плане в различных контекстах

Проверочная работа №2

Раздел 5. Безударные гласные в корне слов.


2

Различение ударных и безударных гласных звуков, нахождение безударной гласной, проверяемой ударением. Нахождение проверочных слов среди предложенных и самостоятельный подбор однокоренных проверочных слов. Использование алгоритма проверки безударных гласных в корне слова











Раздел 6.

Предложение


11

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение» Нахождение границ предложений в тексте. Определение количества и последовательности слов в предложении. Вычленение словосочетаний из предложений. Образование словосочетаний по вопросной схеме (по Андреевой). Составление словосочетаний и предложений.

Определение типа предложений по цели высказывания и по интонации (восклицательное, повествовательное, вопросительное, побудительное).

Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого, установление связи слов. Составление предложений по вопросам. Восстановление деформированных предложений.

Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого, установление связи слов. Составление предложений по вопросам. Восстановление деформированных предложений.

Составление предложений из набора слов: по схеме, из слов данных «вразбивку», стоящих в правильной и начальной форме. Обозначение границ предложений. Составление предложений по его началу (концу) и с дополнением недостающих слов. Восстановление неполного предложения подходящими по смыслу словами: по выбору из предложенных, самостоятельно. Восстановление предложения с пропущенными предлогами: по схеме, по выбору из предложенных, самостоятельно. Восстановление деформированных предложений.

Разбор сложного предложения: сложносочиненного и сложноподчиненного. Сопоставление простого и сложного предложения. Выделение простых предложений в составе сложного, обозначение грамматической основы (подлежащее, сказуемое). Составление схемы предложения, обозначение союза. Составление сложного предложения (сложносочиненного и сложноподчиненного) из простых

Проверочная работа №3

Раздел 7.

Текст

9

Сравнение отдельных предложений и текста. Выделение признаков связного текста, определение основной мысли и темы, озаглавливание текста и его частей. Установление событийно-временной последовательности в тексте, частей текста (начало, середина, конец.) Анализ слов (средств межфразовой связи), связывающих предложения в тексте.

Нахождение предложений, выделение основы предложения, определение границ. Определение количества предложений в тексте, основной мысли и темы, озаглавливание текста и его частей.

Замена повторяющихся слов другими, подходящими по смыслу средствами межфразовой связи (синонимы, местоимения и т.п.). Определение неподходящих по смыслу предложений.

Расположение частей текста в нужном порядке. Озаглавливание текста.


Раздел 8.

Итоговая диагностика устной и письменной речи

1

Диагностический материал Фотековой




3.Тематическое планирование


п/п


Темы


Кол-во часов

1

Подготовительный этап. Диагностика устной и письменной речи

1

2

Словообразование.

4

3

Дифференциация приставок и предлогов

1

4

Лексика

5

5

Безударные гласные в корне слов.

2

6

Предложение

11

7

Текст

9

8

Итоговая диагностика устной и письменной речи

1


Итого

34


4.Календарно-тематическое планирование

коррекционной работы

с обучающимся 5 класса с РАС

(34часа в год-1 час в неделю)

№ занятия

Тема занятия


Дата

Корректировка КТП

Дополнительная

информация

1

Диагностика устной и письменной речи




2

Словообразование. Подбор родственных слов, выделение корня




3

Образование слов посредством суффиксов




4

Образование слов посредством приставок




5

Проверочная работа № 1




6

Дифференциация приставок и предлогов




7

Синонимы.




8

Антонимы.




9-10

Многозначные слова




11

Проверочная работа № 2




12-13

Безударные гласные в корне слов.




14

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Выделение признаков предложения




15

Смысловая и интонационная законченность предложений




16

Составление предложений по вопросам




17

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов.




18-19

Составление предложений из набора слов




20-21

Восстановление деформированных предложений




22-23

Составление сложных предложений из простых




24

Проверочная работа № 3




25

Выделение признаков связного текста.




26-27

Составление текста из предложений




28-29

Выделение предложений из текста.




30-31

Редактирование текста.




32-33

Восстановление деформированного текста.




34

Итоговая диагностика устной и письменной речи






5.Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Реализация программы обеспечивает достижение личностных, метапредметных (общих всех этапов коррекционно – развивающего обучения) и предметных результатов.

Личностные результаты:

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях.

У ученика класса сформированы:

– эмоционально- положительное отношение к школе,

- осознание целостности картины мира в его проявлениях и разнообразии,

- мотивация на самопознание и самоизменение,

- зачатки осознания своих достоинств и недостатков,

– уважительная позиции к окружающим объектам и их мнению,

– мотивация к обучению,

– умения адаптироваться в различных ситуациях окружающей действительности,

- способность к самосознанию и самооценке;

- зачатки рефлексивной самооценки,

- позитивное самоотношение,

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков

окружающих людей,

- усвоение моральных ценностей: «дружба», «настоящий друг», «индивидуальность», «понимание

друг друга», «толерантоность»,

- осознание актуальных желаний и мотивов поведения,

- стремление к совершенствованию своих способностей,

– самостоятельность и умение отвечать за свои решения и поступки,

– желания вести здоровый образ жизни, уважение к трудовой деятельности и бережного отношения к своему и чужому имуществу.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель и задачи своей деятельности на занятии с помощью педагога,

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,

- адекватно воспринимать предложения и оценку других участников образовательных отношений,

товарищей, родителей и других людей.

– учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в материале (понимать словесную инструкцию разного типа заданий),

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,

- осуществлять синтез как составление целого из частей,

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям,

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого рада или класса

единичных объектов на основе выделения сущностной связи,

Коммуникативные УУД:

– использовать речевые и неречевые средства для выражения и понимания эмоций,

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи,

– уметь слушать и понимать речь других,

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,

- осознавать важность общения со сверстниками и взрослыми,

- использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты:

- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;

- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;

- рассматривание иллюстраций.

- составлять простые предложения из слов и грамматически правильно их оформлять.

- Активно пользоваться различными способами словообразования; - правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;

- умение определять тему рассказа (текста);

- определять основную мысль текста;

- определять последовательность и связность предложений в тексте;

- определять последовательность развертывания текста (план);

- составлять план связного высказывания;

- уметь самостоятельно составить текст (рассказ) по составленному плану.













































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!