Администрация города Смоленска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9» города Смоленска
(МБОУ «СШ №9»)
Принята на педагогическом совете Утверждаю
Протокол № 1 Директор В.В. Кудельникова
От 30.08.2022 г Приказ № 109а – ОД
От 30.08.2022 г
Рабочая программа
коррекционного курса «Логопедические занятия»
для обучающегося 5 класса с РАС (Вариант 8.2)
на 2022-2023 учебный год
учителя-логопеда
Антоновой Валентины Геннадьевны
2022 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса для обучающегося с РАС разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе регламентирующих работу учителя-логопеда в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Минобрнауки РФ:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 г. № 373);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598);
-
Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
-
Инструктивное письмо Т.П. Бессоновой «Содержание и организация логопедической работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения» (методические рекомендации), М., 2010;
-
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с РАС;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Коррекционно-развивающая программа составлена на основании рекомендаций центральной психолого-медико-педагогической комиссии, а также с учетом логопедических исследований, проведенных с обучающимся. Ребенку рекомендовано обучение по АООП ООО, вариант 8.2.
Программа является частью адаптированной образовательной программы основного общего образования вариант 8.2(5 класс)/
Общая характеристика речи обучающихся с РАС
У детей с РАС нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с РАС характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Речь может быть скандированной, толчкообразной из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Можно сказать, что речевое развитие детей с РДА достаточно вариативно, и чаще всего зависит от глубины нарушения
Цели программы:
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;
- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.
Задачи программы:
1. Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире
2.Обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого: - обогащать и активизировать словарный запас, - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития, использование мимики и жестов в общении. 3. Развивать устную речь: -развивать артикуляционную моторику и фонематические процессы -формировать правильное физиологическое дыхание - развивать фразовую и связную речь - формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; создавать базу для успешного овладения навыками.
4.Формировать грамматический строй речи.
5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
6. Формировать пространственно-временные представления и понятия. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
8.Коррекция нарушений письма и чтения.
Организация работы по программе.
Программа реализуется через индивидуальную форму логопедической работы сроком на 1 учебный год. Программа логопедической коррекции речи в 5 классе рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.
Продолжительность занятий зависит от индивидуальных возможностей ребенка и составляет от 20 до 40 минут. Логопедическая работа строится с использованием как общедидактических методов, так и частных методов логопедического воздействия:
- артикуляционная гимнастика;
-игра, упражнение;
- моделирование;
- использование артикуляционных профилей;
- рассматривание картин;
- прослушивание аудиозаписей;
- беседа и др.
В коррекционной работе используются следующие виды деятельности: викторины, дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, что позволяет активизировать обучающегося с ОВЗ, заинтересовать его, создать мотивацию для речевой деятельности. Для развития устной и письменной речи применяются игры с ребусами, кроссвордами, загадками, пословицами, поговорками, скороговорками, чистоговорками.
2.Содержание коррекционного курса
Содержание занятий направлено на активную работу по дальнейшему обогащению словарного запаса за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; по уточнению значений используемых синтаксических конструкций по дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложения.
Основной целью является совершенствование умений и навыков связного высказывания.
Достижения цели предполагает решение в следующей последовательности:
-
Формирование практических представлений о тексте;
-
Развитие умений и навыков анализировать текст;
-
Развитие умений и навыков построения самостоятельности связного высказывания.
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала | Формы контроля |
Раздел 1. Подготовительный этап. Диагностика устной и письменной речи | 1 | Диагностический материал Фотековой | |
Раздел 2. Словообразование. . | 4 | Распознавание и подбор однокоренных слов. Ориентирование в семантических полях слов, образованных путём словообразования. Использование суффиксального способа словообразования, обогащение словарного запаса словами, относящимися к разным частям речи. Использование приставочного способа словообразования. Сравнение слов, образованных с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь, перелететь), и слов, имеющих одинаковые приставки, но разные корни (прилететь, приоткрыть, придумать и др.). | Проверочная работа №1 |
Раздел 3. Дифференциация приставок и предлогов | 1 | Дифференциация предлогов и приставок по их семантическим признакам. Правописание предлогов и приставок со словами. | |
Раздел 4. Лексика | 5 | Подбор синонимов. Правильное использование их в предложениях различных синтаксических конструкций. Подбор антонимов и их использование в предложениях различных синтаксических конструкций. Различение многозначных слов, синонимов и антонимов. Применение их в практическом плане в различных контекстах | Проверочная работа №2 |
Раздел 5. Безударные гласные в корне слов. | 2 | Различение ударных и безударных гласных звуков, нахождение безударной гласной, проверяемой ударением. Нахождение проверочных слов среди предложенных и самостоятельный подбор однокоренных проверочных слов. Использование алгоритма проверки безударных гласных в корне слова | |
Раздел 6. Предложение | 11 | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение» Нахождение границ предложений в тексте. Определение количества и последовательности слов в предложении. Вычленение словосочетаний из предложений. Образование словосочетаний по вопросной схеме (по Андреевой). Составление словосочетаний и предложений. Определение типа предложений по цели высказывания и по интонации (восклицательное, повествовательное, вопросительное, побудительное). Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого, установление связи слов. Составление предложений по вопросам. Восстановление деформированных предложений. Нахождение в предложении подлежащего и сказуемого, установление связи слов. Составление предложений по вопросам. Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора слов: по схеме, из слов данных «вразбивку», стоящих в правильной и начальной форме. Обозначение границ предложений. Составление предложений по его началу (концу) и с дополнением недостающих слов. Восстановление неполного предложения подходящими по смыслу словами: по выбору из предложенных, самостоятельно. Восстановление предложения с пропущенными предлогами: по схеме, по выбору из предложенных, самостоятельно. Восстановление деформированных предложений. Разбор сложного предложения: сложносочиненного и сложноподчиненного. Сопоставление простого и сложного предложения. Выделение простых предложений в составе сложного, обозначение грамматической основы (подлежащее, сказуемое). Составление схемы предложения, обозначение союза. Составление сложного предложения (сложносочиненного и сложноподчиненного) из простых | Проверочная работа №3 |
Раздел 7. Текст | 9 | Сравнение отдельных предложений и текста. Выделение признаков связного текста, определение основной мысли и темы, озаглавливание текста и его частей. Установление событийно-временной последовательности в тексте, частей текста (начало, середина, конец.) Анализ слов (средств межфразовой связи), связывающих предложения в тексте. Нахождение предложений, выделение основы предложения, определение границ. Определение количества предложений в тексте, основной мысли и темы, озаглавливание текста и его частей. Замена повторяющихся слов другими, подходящими по смыслу средствами межфразовой связи (синонимы, местоимения и т.п.). Определение неподходящих по смыслу предложений. Расположение частей текста в нужном порядке. Озаглавливание текста. | |
Раздел 8. Итоговая диагностика устной и письменной речи | 1 | Диагностический материал Фотековой | |
3.Тематическое планирование
№ п/п | Темы | Кол-во часов |
1 | Подготовительный этап. Диагностика устной и письменной речи | 1 |
2 | Словообразование. | 4 |
3 | Дифференциация приставок и предлогов | 1 |
4 | Лексика | 5 |
5 | Безударные гласные в корне слов. | 2 |
6 | Предложение | 11 |
7 | Текст | 9 |
8 | Итоговая диагностика устной и письменной речи | 1 |
| Итого | 34 |
4.Календарно-тематическое планирование
коррекционной работы
с обучающимся 5 класса с РАС
(34часа в год-1 час в неделю)
№ занятия | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация |
1 | Диагностика устной и письменной речи | | | |
2 | Словообразование. Подбор родственных слов, выделение корня | | | |
3 | Образование слов посредством суффиксов | | | |
4 | Образование слов посредством приставок | | | |
5 | Проверочная работа № 1 | | | |
6 | Дифференциация приставок и предлогов | | | |
7 | Синонимы. | | | |
8 | Антонимы. | | | |
9-10 | Многозначные слова | | | |
11 | Проверочная работа № 2 | | | |
12-13 | Безударные гласные в корне слов. | | | |
14 | Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Выделение признаков предложения | | | |
15 | Смысловая и интонационная законченность предложений | | | |
16 | Составление предложений по вопросам | | | |
17 | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. | | | |
18-19 | Составление предложений из набора слов | | | |
20-21 | Восстановление деформированных предложений | | | |
22-23 | Составление сложных предложений из простых | | | |
24 | Проверочная работа № 3 | | | |
25 | Выделение признаков связного текста. | | | |
26-27 | Составление текста из предложений | | | |
28-29 | Выделение предложений из текста. | | | |
30-31 | Редактирование текста. | | | |
32-33 | Восстановление деформированного текста. | | | |
34 | Итоговая диагностика устной и письменной речи | | | |
5.Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Реализация программы обеспечивает достижение личностных, метапредметных (общих всех этапов коррекционно – развивающего обучения) и предметных результатов.
Личностные результаты:
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях, межличностных отношениях.
У ученика класса сформированы:
– эмоционально- положительное отношение к школе,
- осознание целостности картины мира в его проявлениях и разнообразии,
- мотивация на самопознание и самоизменение,
- зачатки осознания своих достоинств и недостатков,
– уважительная позиции к окружающим объектам и их мнению,
– мотивация к обучению,
– умения адаптироваться в различных ситуациях окружающей действительности,
- способность к самосознанию и самооценке;
- зачатки рефлексивной самооценки,
- позитивное самоотношение,
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей,
- усвоение моральных ценностей: «дружба», «настоящий друг», «индивидуальность», «понимание
друг друга», «толерантоность»,
- осознание актуальных желаний и мотивов поведения,
- стремление к совершенствованию своих способностей,
– самостоятельность и умение отвечать за свои решения и поступки,
– желания вести здоровый образ жизни, уважение к трудовой деятельности и бережного отношения к своему и чужому имуществу.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель и задачи своей деятельности на занятии с помощью педагога,
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- адекватно воспринимать предложения и оценку других участников образовательных отношений,
товарищей, родителей и других людей.
– учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в материале (понимать словесную инструкцию разного типа заданий),
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,
- осуществлять синтез как составление целого из частей,
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям,
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого рада или класса
единичных объектов на основе выделения сущностной связи,
Коммуникативные УУД:
– использовать речевые и неречевые средства для выражения и понимания эмоций,
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи,
– уметь слушать и понимать речь других,
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов,
- осознавать важность общения со сверстниками и взрослыми,
- использовать речь для регуляции своего действия.
Предметные результаты:
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;
- рассматривание иллюстраций.
- составлять простые предложения из слов и грамматически правильно их оформлять.
- Активно пользоваться различными способами словообразования; - правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
- умение определять тему рассказа (текста);
- определять основную мысль текста;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- определять последовательность развертывания текста (план);
- составлять план связного высказывания;
- уметь самостоятельно составить текст (рассказ) по составленному плану.