СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (2 вариант). Программа рассчитана на 2 часа в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

Для обучающегося 8 класса

(СИПР)
























Курск 2023


Пояснительная записка

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

           Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» необходима для создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков и для правильного формирования многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующая оптимизации психического расстройства ребенка и более эффективной социализации его в общении.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков сенсорного развития и формирования у них относительно сложных видов психической деятельности.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Цель программы: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

      формирование  умения воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и выделять в них самое существенное,  характерное (признаки, качества);

  обучение   применению полученных знаний в  практической и познавательной деятельности;

    формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов;

    развитие слухоголосовых координаций;

     формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

    совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

 обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

 исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

   формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения.

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально.

Описание места коррекционного курса в учебном плане

В учебном плане коррекционные занятия «Сенсорное развитие» представлены с расчетом по 3 часа в неделю, 103 часа в год. 

Предполагаемые результаты освоения коррекционного курса

Личностными результатами  изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

   Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

         В предложенных педагогом ситуациях делать выбор,  как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

         Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

         Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Предметные результаты

Сформированность следующих умений:

-Следить взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).

-Следить взглядом за движущимся удаленным объектом.

-Узнавать  и различать цвета объекта.

-Слуховое восприятие: следить за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука.

-Соотносить звук с его источником.

-Находить объекты, одинаковые по звучанию.

-Адекватно реагировать  на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).

-Адекватно реагировать на вибрацию, исходящую от объектов.

-Адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.

-Различать материалы по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы.

 

Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:

  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

   Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- регулятивных учебных действий:

        Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

        Проговаривать последовательность действий.

        Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

        Учиться работать по предложенному учителем плану.

        Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 

- коммуникативных учебных действий:

        Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

        Слушать и понимать речь других.

        Читать и пересказывать текст.

        Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

           -   Совместно договариваться о правилах.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

 

Методы и средства оценки результативности программы

Диагностируемые характеристики

Психодиагностические методики

Кинестетическое  восприятие

- упражнения на оценку тактильных ощущений

Зрительное восприятие

-упражнения на оценку зрительного восприятия

Слуховое восприятие

-упражнения на оценку развития слухового восприятия

Восприятие вкуса

-упражнения на оценку способности к различению вкусов.

Восприятие запаха

-упражнения на оценку способности восприятия запахов

Содержание программы.

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий)фактуре (гладкий, шероховатый)влажности (мокрый, сухой)вязкости (жидкий, густой). 

Восприятие запаха.

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.)

Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

(2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дата урока

I четверть

1

Первичное обследование

05.09.2023

2

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами мячами, ежиком

07.09.2023

3

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой

12.09.2023

4

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами шелком, вельветом

14.09.2023

5

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом

19.09.2023

6

Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами фольгой, атласной лентой

21.09.2023

7

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком

26.09.2023

8

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла

28.09.2023

9

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком

03.10.2023

10

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком

05.10.2023

11

Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами

10.10.2023

12

Восприятие предметов по форме и величине: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами

12.10.2023

13

Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами

17.10.2023

14

Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами

19.10.2023

15

Восприятие предметов по размеру: большой средний- маленький через тактильное взаимодействие с предметами

24.10.2023

16

Восприятие предметов по размеру: большой – средний маленький через тактильное взаимодействие с предметами

26.10.2023

II четверть

1

Восприятие предметов по цвету: белый.

07.11.2023

2

Восприятие предметов по цвету: желтый

09.11.2023

3

Восприятие предметов по цвету: красный, желтый, белый.

14.11.2023

4

Восприятие предметов по цвету: синий

16.11.2023

5

Восприятие предметов по цвету: зелёный

21.11.2023

6

Восприятие предметов по цвету: оранжевый

23.11.2023

7

Восприятие предметов по цвету: синий, зелёный, оранжевый

28.11.2023

8

Восприятие предметов по цвету: голубой

30.11.2023

9

Восприятие предметов по цвету: розовый

05.12.2023

10

Восприятие предметов по цвету: голубой, розовый

07.12.2023

11

Теплые цвета

12.12.2023

12

Холодные цвета

14.12.2023

13

Теплые и холодные цвета - сравнение

19.12.2023

14

Части тела

21.12.2023

15

Я и  пространство вокруг меня.

26.12.2023

16

Составление композиций из геометрических фигур

28.12.2023

III четверть

1

Где звенит колокольчик?

09.01.2024

2

Звуковые понятия: громкий-тихий

11.01.2024

3

Определи, что слышится

16.01.2024

4

Дидактические игры на слуховое восприятие

18.01.2024

5

Слушай и выполняй

23.01.2024

6

Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений

25.01.2024

7

Игры на развитие зрительного восприятия

30.01.2024

8

Размытые картинки

01.02.2024

9

Письмо  в рисунках

06.02.2024

10

Различение  материалов по температуре (холодный-горячий)

08.02.2024

11

Различение материалов по влажности (мокрый-сухой)

13.02.2024

12

Различение  материалов по по вязкости (жидкий -густой)

15.02.2024

13

Бытовые шумы и звуки природы

20.02.2024

14

Бытовые шумы  и звуки природы

22.02.2024

15

Узнавание неречевых звуков

27.02.2024

16

Восприятие предметов по цвету: красный

29.02.2024

17

Овощи и фрукты

05.03.2024

18

Коробочки с запахами

07.03.2024

19

Игра «Ближе, дальше».

12.03.2024

20

Игра «Жарко-холодно»

14.03.2024

21

Игра «Кто пришел к нам в гости»

19.03.2024

22

Игра «Строим заборчик».

21.03.2024

IV четверть

1

Что забыл дорисовать художник?

02.04.2024

2

Найди такую же фигуру

04.04.2024

3

Сложи картинку

09.04.2024

4

Дорисуй картинку и раскрась

11.04.2024

5

Куда ползут улитки?

16.04.2024

6

Стрелочки

18.04.2024

7

Звуковые символы

23.04.2024

8

Построим дома

25.04.2024

9

Соотнеси предметы

30.04.2024

10

Разрезные картинки

02.05.2024

11

Точечный рисунок

07.05.2024

12

Половинки

14.05.2024

13

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом

16.05.2024

14

Обоняние

21.05.2024

15

Сравнение разных запахов

23.05.2024

Итого 69 уроков




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для учителя:

1.      Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1984.

2.      Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. М., 1989. С. 5-14.

3.      Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПБ., 2005.

4.      Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1978. 96 с.

5.      Еремина А.А. К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 1994.

6.      Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: АПН СССР, 1978.

7.      Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.

8.      Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. «Развитие сенсорной сферы детей». Под редакцией Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой. Москва, Просвещение 2009 год.

      демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,

- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,

- сенсорные панели,

- мячи,  обручи,

- массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),

- мозайки (крупные и мелкие),

- игры  «Лото»,

- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,

- конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,

- звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!