СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» 8 класс вариант 2, 2023-2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Сенсорное развитие ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. С трудом воспринимают простую инструкцию педагога. У детей данной группы нарушена моторная сфера Движения частей тела неточные, неловкие. У многих нарушена координация движений, двигательная активность слабая. Обучающиеся не соотносят образ предмета с его названием, затрудняются в определении на ощупь предметов. Не умеют обобщать и классифицировать предметы по признаку. Они частично знакомы с понятиями: верх, низ. Многие дети с трудом ориентируются на собственном теле, на листе бумаги. У них не сформированы временные представления: путают названия частей суток, времен года, не знают их последовательность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» 8 класс вариант 2, 2023-2024 учебный год»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность программы.


Сенсорное развитие ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. С трудом воспринимают простую инструкцию педагога. У детей данной группы нарушена моторная сфера Движения частей тела неточные, неловкие. У многих нарушена координация движений, двигательная активность слабая. Обучающиеся не соотносят образ предмета с его названием, затрудняются в определении на ощупь предметов. Не умеют обобщать и классифицировать предметы по признаку. Они частично знакомы с понятиями: верх, низ. Многие дети с трудом ориентируются на собственном теле, на листе бумаги. У них не сформированы временные представления: путают названия частей суток, времен года, не знают их последовательность.

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта обучающихся, то есть от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У обучающихся с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у обучающегося, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;

  • Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

ЗАДАЧИ:

 обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;

 формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

 коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

 формирование пространственно-временных ориентировок;

 развитие слухоголосовых координаций;

 формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

 совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

 обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

 исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

 формирование точности и целенаправленности движений и действий.



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.


Коррекционный курс «Сенсорное развитие» в учебном плане образования представлен в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Средний школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для обучающихся, имеющих отклонения в умственном развитии. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности обучающихся, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность обучающихся к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития.

Программа соответствует современным требованиям общества к развитию личности обучающихся, имеющих отклонения в развитии, обусловлена необходимостью более полной реализации идеи индивидуализации обучения, учитывает готовность обучающихся к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности, оказания комплексной дифференцированной помощи детям.


  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Сенсорное развитие» обозначен как самостоятельный курс, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На изучение курса в 8 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недели.


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.

  • Усвоение норм и правил взаимодействия с преподавателем.

  • Формирование бережного отношения к учебным предметам и принадлежностями.

  • Обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.


  1. Личностные и предметные результаты освоения курса.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

  • Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

  • Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо);

  • Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар;

  • Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).

Предметные результаты:


В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- составлять ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- видеть временные рамки своей деятельности;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью.

Базовые учебные действия.

Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;

  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;

  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;

  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),

  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,

  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,

  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.


  1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА (68 ЧАСОВ)


Содержание коррекционного курса "Сенсорное развитие".

Зрительное восприятие.

Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив обучающегося (справа, слева от обучающегося). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед или назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный).

Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие.

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

Восприятие запаха.

Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе).

Восприятие вкуса.

Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

  1. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ», 68 ЧАСОВ


п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности обучающихся

Установление контакта с ребенком. Определение ритуала встречи и прощания

1


Беседа, ответы на вопросы, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков)

1


Выполнение практических упражнений

Конструирование из счётных палочек

1


Конструирование

Конструирование изображений из геометрических фигур

1


Конструирование

Нахождение определенных фигур на зашумленном фоне

1


Рассматривание наглядных пособий выполнение практических упражнений

Составление из частей предметного изображения (разрезные картинки)

1


Выполнение практических упражнений

Нахождение контура предмета из нескольких предложенных

1


Работа с наглядным материалом

Дидактическая игра «Найди и покажи»

1


Выполнение практических упражнений

Основные цвета (красный, желтый, синий, зелёный)

1


Выполнение практических упражнений на узнавание и различение цвета

Игровые упражнения на закрепление основных цветов

1


Выполнение практических упражнений

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета

1


Работа по образцу

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов

1


Выполнение практических упражнений

Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета

1


Работа по образцу

Игровые упражнения на соотношение предметов по цвету

1


Выполнение практических упражнений

Формирование понятий «большой- маленький»

1


Работа с предметами разного размера

Раскладывание предметов в порядке возрастания

1


Составление сериационных рядов предметов и их изображений

Раскладывание предметов в порядке убывания

1


Составление сериационных рядов предметов и их изображений

Понятия «много-мало»

1


Выполнение практический упражнений

Понятие «одинаково»

1


Выполнение практических упражнений

Выбор одинаковых по величине предметов

1


Работа с предметами разног размера

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы

1


Выполнение практических упражнений

Группировка по форме предметов двух контрастных форм

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Выбор предметов одной формы из трех контрастных форм

1


Работа с предметами разного размера

Соотнесение формы фигуры и ее предметного изображения

1


Выполнение практических упражнений

Игровые упражнения на соотношение предметов по форме

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Комплекс игровых упражнений «Форма, величина, цвет»

1


Выполнение практических упражнений

Определение формы предмета с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»)

1


Выполнение практических упражнений

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?»

1


Выполнение практических упражнений

Составление целого из 4-5 деталей на разрезном материале

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Ориентировка на собственном теле

1


Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона)

1


Выполнение практических упражнений

Составление на листе бумаги комбинаций из плоскостных геометрических фигур

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Ориентировка в пространстве: впереди, сзади

1


Выполнение практических упражнений

Игровые упражнения на восприятие пространства

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

1


Выполнение практических упражнений

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Развитие мелкой моторики пальцев рук

1


Выполнение практических упражнений

Штриховка в разных направлениях

1


Выполнение практических упражнений

Рисование по трафарету

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Раскрашивание карандашами контурных изображений

1


Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Обводка по внутреннему трафарету, штриховка

1


Выполнение практических упражнений

Обводка по внешнему трафарету, штриховка

1


Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Игровые упражнения

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Комплекс упражнений на формирование кинестетических ощущений: движение в разных направлениях

1


Выполнение практических упражнений

Комплекс упражнений на формирование кинестетических ощущений: движение и позы головы по показу

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Предметы с различной поверхностью. Игры с лото

1


Выполнение практических упражнений

Предметы разные по температуре тёплый-холодный

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Предметы разные по фактуре: гладкий шероховатый

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Предметы разные по весу: тяжёлый лёгкий

1


Слушание учителя, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу, восприятие чувства тяжести разных предметов

Определение на ощупь величины предмета: большой-маленький

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Нахождение на ощупь предмета по заданным признакам

1


Выполнение практический упражнений

Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Локализация неподвижного удаленного источника звука

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Нахождение одинаковых по звучанию объектов

1


Выполнение практических упражнений

Соотнесение звука с его источником

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Выполнение действий по звуковому сигналу

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Игровые упражнения

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Дидактические игры «Тихо и громко», «Ударь в бубен», «Повтори»

1


Выполнение практических упражнений

Вкусовые ощущения: кислый сладкий.

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Вкусовые ощущения: горький соленый.

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1


Выполнение практических упражнений

Развитие обоняния приятный запах неприятный запах

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Комплекс игровых упражнений: «Библиотека запахов», «Съедобное несъедобное»

1


Слушание учителя, выполнение инструкций. Игра: съедобное-несъедобное.

Определение вкуса различных продуктов (лимон, сахар, соль). Узнавание продукта по вкусу.

Предметы разные по консистенции: жидкий, твердый, сыпучий

1


Выполнение практических упражнений

Дидактическая игра «Твердый, жидкий»

1


Беседа, выполнение инструкции, выполнение заданий по показу

Дидактическая игра «Кафе»

1


Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Игра: съедобное-несъедобное. Определение вкуса различных продуктов (лимон, сахар, соль). Узнавание продукта по вкусу.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

1


Определение на ощупь, что лежит в мешочке (крупа, фасоль, игрушки, вата).

Итоговое занятие «Веселые старты»

1


Развитие быстроты, ловкости и точности движений



8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;

 мебель: шкафы для хранения, стулья, столы;

 оборудованная сенсорная комната;

 сухой (шариковый) бассейн;

 игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;

 образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

 сенсорные панели;

 наборы аромобаночек;

 предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

 звучащие предметы для встряхивания;

 игрушки, наборы посуды, мебели, одежда и обувь для куклы, мозаики, пазлы - вкладыши.


Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

3

Стол однотумбовый

1

4

Стул

4

5

Стол ученический

10

6

Стул ученический

9

7

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

8

Монитор

3

9

Системный блок

3

10

Клавиатура

3

11

Мышь оптическая

3

12

Принтер цветной

1

13

Интерактивная доска

1

14

Проектор

1

15

Диван

1

16

Набор мебели (стенка)

1



Список использованной литературы

  1. Антонова, С.Л. Движение тела - движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа.Текст /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.

  2. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Электронный ресурс / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/Metieva_Razvitie_sensornoi_sferi/index.html

  3. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп.Текст /С.Я.Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.



23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!