Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области
«Воронежская школа № 31
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании М.О. Зам. Директора по УВР Директор КОУВО «ВШ № 31»
учителей предметников _______Г.А. Япринцева _________ М.И.Новикова
Руководитель:
_____М.В. Терещенко «___» __________2018г. Приказ №_____
Протокол № «___» ___________2018 г.
от «___» _______2018г.
Рабочая программа
Коррекционного курса «Цветотерапия»
для обучающихся 6-9 классов
на 2018-2019 учебный год
Составитель программы:
Педагог-психолог
Болдырева Анна Петровна
Воронеж
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Цветотерапия» разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:
1.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Учебного плана образовательного учреждения.
4. Устава КОУ ВО «ВШ №31»
Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. Вся наша жизнь наполнена цветом. Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов.
Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Воздействуя на наш организм, цвет может стать целителем.
Цветотерапия – это не медикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.
Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета. Так, мы находим документальные подтверждения тому, что, например, китайские врачи издревле лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде "Канон врачебной науки" также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей практике разноцветные мази и цветные эликсиры. В средние века в строящихся храмах использовали большие витражные окна, через которые попадали разноцветные целительные лучи.
Рудольф Штайнер, австрийский философ, мистик и педагог, использовал цвет в своих духовных учениях. Он основал антропософию, науку о духовном восприятии человека и развитии в человеке осознания себя в связи со Вселенной. В помещении первого центра по изучению антропософии были установлены окна с разноцветными стеклами, чтобы люди могли на себе испытать лечебное воздействие цветных лучей. В современных вальдорфских школах цвет используют на каждой стадии развития детей. При обучении маленьких детей применяют яркие и теплые тона, а для обучения старших используют холодные тона. На основе изучения антропософии были созданы школы.
Русский ученый невропатолог В. М. Бехтерев также занимался изучением вопроса о взаимоотношениях органов человеческого тела и цветовых лучей. Он исследовал воздействие цветовых ощущений человека на скорость психических процессов, протекающих в его организме. После этого стало известно, что лучи, которые расположения ближе к тепловой части спектра, производят оживляющее действие. При этом желтый цвет практически не влияет на нашу психику, зеленый цвет замедляет реакции, а фиолетовый заметно угнетает психические процессы и настроение пациентов. Кроме того, В. М. Бехтерев в конечном выводе понял, что существует тормозящее действие голубого цвета при состоянии психического возбуждения, а также явление активации действия розового цвета при подавленности и психическом угнетении человека.
В психодиагностике существуют "цветовые методы", которые позволяют составить портрет личности, определить его актуальное психическое состояние и пр. "Покажи мне свои любимые цвета - и я скажу тебе, кто ты" - примерно так говорил швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая свой знаменитый цветовой личностный тест.
Итак, в настоящее время учеными-психологами доказано, что цвет оказывает сильнейшее влияние на самочувствие человека, его работоспособность и настроение.
Теория цвета
Классификация цветов
Теплые цвета – это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.
Холодные цвета – это цвета от сине – фиолетового до желто – зеленого. Однако, желто – зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.
Светлые или бледные цвета – это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.
Темные цвета – это цвета, содержащие черный или дополнительный цвета.
Яркие или насыщенные цвета – это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни черный, ни дополнительные цвета. Но это понятие относительно, так как, например, яркие цвета синей гаммы не заканчиваются на чистом синем, к насыщенным цветам относят и синие, содержащие белый или черный цвета. Напротив, оранжевый, содержащий черный, относят к тусклым тонам, так как он становится коричневатым.
Тусклые цвета – это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цвета
«Азбука цвета»
Что ж, выбор цветовых решений зависит от вашего состояния здоровья и темперамента. Осталось только узнать, какой цвет что обозначает и для лечения каких заболеваний используется.
Для сангвиников и холериков благоприятны белый цвет, синие и зеленые оттенки – они успокаивают и настраивают на созерцательный лад. Для флегматиков и меланхоликов наиболее подходят красный, оранжевый и желтый – цвета, оказывающие стимулирующее, бодрящее воздействие.
Белый – несет положительный заряд добра и удачи. Цвет дарит силу, энергию, выравнивает настроение и исцеляет от недугов. Оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему и способствует очищению организма от шлаков.
Красный – излучает тепло, оказывает возбуждающее действие на нервную систему. Он улучшает обменные процессы в организме, ускоряет кровообращение, нормализует пониженное кровяное давление, сердечную деятельность и повышает иммунитет. Используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, гнойных ран и дерматологических заболеваний. Переизбыток цвета может вызвать перевозбуждение, головную боль, усталость и покраснение глаз. Цвет противопоказан тучным, раздражительным и легко возбудимым людям.
Оранжевый – помогает раскрепоститься и освободиться от внутренних противоречий. Способствует терпимому отношению к окружающим, укрепляет волю. Цвет омолаживает, помогает восстановлению нервной и мышечной ткани. Используется для лечения болезней мочеполовой системы, селезенки, улучшает пищеварение, регулирует обменные процессы и оказывает влияние на работу эндокринных желез.
Желтый – стимулирует зрение и нервную систему, тонизирует, улучшает умственные и логические способности, внушает чувство оптимизма. Цвет полезен при нарушении работы печени, стимулирует желчеотделение, лечит кожные заболевания, спасает от бессонницы и возбуждает аппетит.
Зеленый – умиротворяет, успокаивает, обновляет. Цвет нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы, успокаивает сильное сердцебиение, стабилизирует артериальное давление и функции нервной системы. Используется при лечении головных болей, утомлении глаз, нарушении зрения.
Синий – ценится за успокаивающее воздействие на психику: оказывает положительный эффект при меланхолии, ипохондрии и истерии. Обладает снотворным эффектом, помогает в борьбе с инфекциями и лихорадками, спазмами и головными болями.
Фиолетовый – успокаивает нервную систему, его можно использовать при психических и нервных нарушениях. Цвет помогает при различных воспалительных заболеваниях, помогает при мигренях, нормализует состояние лимфатической системы. Благоприятен для духовного развития человека, у творческих людей повышает работоспособность. Длительность влияния цвета может вызвать состояние тоски и депрессии.
Формы и методы организации коррекционно-развивающих занятий:
Формы работы: занятие, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения:
1.Педагогические технологии ориентированы:
- на формирование положительной мотивации к творческому труду.
- интенсификацию коммуникативной среды
- развитие личности, способной к творческой деятельности
- на сохранение и укрепление здоровья.
2.Классно-урочная технология обучения, ориентирована
- обеспечение системного усвоения коррекционно–развивающих занятий и накопление знаний, умений и навыков
3.Интерактивные технологии (ИКТ) или групповые технологии обучения (работа в парах, группах, фронтальная работа в кругу)
- формирование личности коммуникабельной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе. Видеозапись , компьютерная графика, мультипликация и анимация.
4.Игровая технология (дидактическая игра)
- освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.
5.Личностно-ориентированная технология обучения
- развитие личности ученика, выявление его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. При реализации данного подхода процесс обучения согласовывается с учетом мыслительных и поведенческих особенностей учащихся.
Основные подходы личностно-ориентированного образования
- разноуровневый
- ориентация на разный уровень сложности программного материала
Сроки реализации программы - на год (6-9 класс).
Планируемый уровень развития творческих способностей обучающихся ,умений и навыков учащихся 6 класса к концу учебного года.
- Уметь пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш).
- Знать правильность смешивания красок.
- Уметь различать предметы по форме, цвету, размеру.
- Уметь видеть конструктивную форму предмета.
- Уметь запоминать и воспроизводить ряд цветов, различать цвета, предметы.
- Уметь располагать картинки в необходимой смысловой последовательности.
- Уметь контролировать свои действия.
- Уметь комментировать свои действия.
Планируемый уровень развития творческих способностей обучающихся ,умений и навыков учащихся 7 класса к концу учебного года.
-Знать правильность смешивания красок и различать предметы по цвету и по ее форме.
-Уметь внимательно и терпеливо слушать других.
-Уметь пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш).
- Уметь комментировать свои действия.
-Уметь контролировать свои действия.
- Уметь пользоваться различными техниками нетрадиционного рисования.
- Уметь различать предметы по форме, цвету, размеру.
Планируемый уровень развития творческих способностей обучающихся ,умений и навыков учащихся 8 класса к концу учебного года.
- Знать значение цветов и различать холодные и теплые цвета.
-Знать правильность смешивания красок и различать предметы по цвету и по ее форме.
-Уметь пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш).
- Уметь комментировать свои действия.
-Уметь контролировать свои действия.
- Уметь пользоваться различными техниками нетрадиционного рисования.
- Уметь различать предметы по форме, цвету, размеру.
Планируемый уровень развития творческих способностей обучающихся ,умений и навыков учащихся 9 класса к концу учебного года.
-Знать правильность смешивания красок и различать предметы по цвету и по ее форме.
-Уметь пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш).
- Уметь пользоваться различными техниками нетрадиционного рисования.
- Уметь различать предметы по форме, цвету, размеру.
- Уметь комментировать свои действия.
-Уметь контролировать свои действия.
- Знать значение цветов и различать холодные и теплые цвета.
- уметь самостоятельно смешать несколько цветов и получить определенный цвет.
Программа предназначена для 6класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Программа предназначена для 7класса и рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Программа предназначена для 8 класса и рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Программа предназначена для 9 класса и рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Учебно-тематическое планирование 6 класса по коррекционному курсу «Цветотерапия» на 2018-2019 учебный год.
№ занятия | Тема занятия |
1 | Назови предметы и их цвета |
2 | «Разложи в ряд» (по форме и по цвету) |
3 | Действия с предметами разного цвета: -основные цвета: красный, зеленый, синий, черный, белый, желтый, коричневый. |
4 | Техника « набрызг» с помощью зубной щетки. |
5 | Промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой (без названия цветов). |
6 | Раскладывание предметов двух сходных цветов. |
7 | Определите «Какого цвета не стало». Рисование с помощью цветного песка. |
8 | Ниткография. |
9 | Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика. |
10 | «День Желтого цвета» |
11 | Рисование при помощи ватных палочек. |
12 | «День желтого цвета» |
13 | Штампы из свернутого картона. |
14 | Раскладываем крышки по цветам в коробки. |
15 | Рисование щетками. |
16 | «Дерево в зимнем наряде»- техника « набрызг» |
17 | Раскладывание предметов двух сходных цветов. |
18 | Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу. |
19 | Действия с предметами разного цвета и формы. Разложить предметы по цвету и определить геометрическую форму. |
20 | Группировка предметов по цвету. |
21 | Выбор по образцу и инструкции«Дай такой» предмет одного цвета из 4-х предметов двух сходных цветов. |
22 | Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию «Разложи, какие куда подходят». |
23 | «Разложи в ряд» (по форме, по величине и цвету) |
24 | «Ветка рябины»-кляксография и рисование ватными палочками. |
25 | Рисование по мокрому листу «Цветы в вазе». |
26 | Подбираем цвета к вазе. |
27 | Подбор и группировка одинаковых по цвету предметов. |
28 | Практические упражнения на различение цвета, формы, величины предметов. «Подбери по цвету» (подбор однородных предметов: кубики к кубикам, карандаши к карандашам) Подбор разнородных предметов (кукле платье, носочки, шапочку кубикам, карандаши к карандашам) Подбор разнородных предметов (кукле платье, носочки, шапочку одного цвета; чашку, блюдце, тарелку. |
29 | «Разложи в ряд»: чередование предметов по цвету, форме, величине через 2 элемента кр.-с.-с.; кр.-с.-с. Квадрат –круг-круг-квадрат; большой –маленький-маленький-большой. |
30 | Рисование помпонами |
31 | «Чудесный мешочек»: наощупь различать по образцу найти его пару, по названию, твердые и мягкие предметы (ткани, мех среди твердых предметов) по форме (шары, кубы, катушки, елки, ключи, грибки); предметы круглой формы, кубической формы . |
32 | Выбрать по одному признаку (найти блоки по цвету ,размеру, толщине) |
33 | Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию «Разложи, какие куда подходят». |
34 | - “Ощущение цвета” – происходит анализ определенного цвета (какой он - спокойный или тревожный, успокаивающий или возбуждающий, грустный или радостный, мягкий или жесткий), дается характеристика цвета |
Итого: | 34 |
Приложение 1
Календарное- тематическое планирование 6 класса по коррекционному курсу : «Цветотерапия»
на 2018-2019 учебный год
1 четверть.
№п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1. | Назови предметы и их цвета | 1 ч. | 6.09.18 | |
2. | «Разложи в ряд» (по форме и по цвету) | 1 ч. | 13.09.18 | |
3. | Действия с предметами разного цвета: -основные цвета: красный, зеленый, синий, черный, белый, желтый, коричневый. | 1 ч. | 20.09.18 | |
4. | Техника « набрызг» с помощью зубной щетки. | 1 ч. | 27.09.18 | |
5. | Промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой (без названия цветов). | 1 ч. | 4.10.18 | |
6. | Раскладывание предметов двух сходных цветов. | 1 ч. | 11.10.18 | |
7. | Определите «Какого цвета не стало» Рисование с помощью цветного песка. | 1 ч. | 18.10.18 | |
8. | Ниткография. | 1 ч. | 25.10.18 | |
9 | Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью бумажного шарика. | 1ч. | 1.11.18 | |
| Итого: | 9 ч. | | |
2 четверть.
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | «День Желтого цвета» | 1 ч. | 15.11.18 | |
2 | Рисование при помощи ватных палочек. | 1 ч. | 22.11.18 | |
3 | «День Желтого цвета» | 1 ч. | 29.11.18 | |
4 | Штампы из свернутого картона. | 1 ч. | 6.12.18 | |
5 | Раскладываем крышки по цветам в коробки. | 1 ч. | 13.12.18. | |
6 | Рисование щетками. | 1 ч. | 20.12.18 | |
7 | « Дерево в зимнем наряде»- техника « набрызг» | 1 ч. | 27.12.18 | |
| Итого: | 7ч. | | |
3 четверть
№п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Раскладывание предметов двух сходных цветов. | 1 ч. | 17.01.19 | |
2 | Сопоставление предметов по цвету, близкое поднесение их друг к другу. | 1 ч. | 24.01.19 | |
3 | Действия с предметами разного цвета и формы. Разложить предметы по цвету и определить геометрическую форму. | 1 ч. | 31.01.19 | |
4 | Группировка предметов по цвету. | 1 ч. | 7.02.19 | |
5 | Выбор по образцу и инструкции«Дай такой» предмет одного цвета из 4-х предметов двух сходных цветов. | 1 ч. | 14.02.19 | |
6 | Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию «Разложи, какие куда подходят». | 1 ч. | 21.02.19 | |
7 | «Разложи в ряд» (по форме, по величине и цвету) | 1ч. | 28.02.19 | |
8 | «Ветка рябины»-кляксография и рисование ватными палочками. | 1ч. | 7.03.19. | |
9 | Нанизывание мелких предметов с отверстиями (крупных бус на тонкий шнур, шпагат).Различаем бусы по цвету. | 1ч. | 14.03.19. | |
10 | Подбираем цвета к вазе. | 1ч. | 21.03.19. | |
| Итого: | 10ч. | | |
4 четверть
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Подбор и группировка одинаковых по цвету предметов. | 1 ч. | 4.04.19 | |
2 | Практические упражнения на различение цвета, формы, величины предметов. «Подбери по цвету» (подбор однородных предметов: кубики к кубикам, карандаши к карандашам) Подбор разнородных предметов (кукле платье, носочки, шапочку одного цвета; чашку, блюдце, тарелку. | 1 ч. | 11.04.19 | |
3 | «Разложи в ряд»: чередование предметов по цвету, форме, величине через 2 элемента кр.-с.-с.; кр.-с.-с. Квадрат –круг-круг-квадрат; большой –маленький-маленький-большой. | 1 ч. | 18.04.19 | |
4 | Рисование помпонами. | 1 ч. | 25.04.19 | |
5 | «Чудесный мешочек»: наощупь различать по образцу найти его пару, по названию, твердые и мягкие предметы (ткани, мех среди твердых предметов) по форме (шары, кубы, катушки, елки, ключи, грибки); предметы круглой формы, кубической формы . | 1 ч. | 16.04.19 | |
6 | Выбрать по одному признаку (найти блоки по цвету ,размеру, толщине) | 1ч. | 23.04.19 | |
| Итого: | 6ч. | | |
Учебно-тематическое планирование 7 класса по коррекционному курсу
«Цветотерапия» на 2018-2019 учебный год.
№ занятия | Тема занятия |
1 | Изучаем ахроматические цвета: белый, серый черный. |
2 | Отпечатки листьев. |
3 | «Основные цвета» |
4 | Хроматические цвета. Понятия «спектра». Все цвета спектра. Радуга. |
5 | Подбираем форму и цвет предметов |
6 | Рисование мыльными пузырями. |
7 | Рисование мятой бумагой «Осенний лес». |
8 | «Подбери пару» по цвету |
9 | «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета). |
10 | «Найди одинаковые предметы». |
11 | Рисование при помощи ватных палочек. |
12 | Определить и назвать форму и цвет. Определить на ощупь. |
13 | Обследовать предметы, выделяя их цвет, величину и форму. «Волшебные окошки» |
14 | Группировка предметов по цвету. «Подбери чашки к блюдцам». |
15 | Монотопия. |
16 | Собери букет. |
17 | «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета). |
18 | Подбор и группировка одинаковых по цвету предметов. |
19 | Вспоминаем цвета и находим правильные ответ. «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета). |
20 | Рисование забавными отпечатками. |
21 | Складывание пазлов изучаем цвета и геометрические фигуры. |
22 | Повторение желтого цвета. Рисование солнышка . |
23 | «Подбери фигуру» (по цвету, по форме). |
24 | «Дорисуй картинку с помощью пробок» |
25 | Определи предметы по цвету и размеру |
26 | «Подбери по цвету». «Чередование предметов по цвету». |
27 | Лото "Найди пару" (такой же предмет). |
28 | Группируем формы и размеры предметов. |
29 | Разложить по конвертам картинки с изображениями предметов этой же формы: пуговица, арбуз, книга, солнце. |
30 | Монотопия предметная. |
31 | Собираем пазл по цвету и геометрической формы. |
32 | Повторяем цвета и формы предметов. Разбираем фрукты и овощи. Рисуем фрукты. |
33 | «Азбука цвета». |
34 | Собираем картинки по цветам. |
35 | Контрастные цвета. Цветовой круг. |
35 | Насыщенность цвета (от 3-х граций цвет до 7) |
36 | Светлота умение получать оттенки цвета двумя способами . Разбеливание и разведение водой. |
37 | Различие цветов: желтый и оранжевый. |
38 | Различие цветов: синий и фиолетовый. |
39 | Различие цветов: коричневый и черный. |
40 | Различие цветов: красный и оранжевый. |
41 | Умение понимать и различать где «цвет» ,а где «оттенок». |
42 | Развитие пространства тела. «Тень» -Упражнение «Тень» - Игра «Стань по заданию» |
43 | Развитие пространственных представлений и воображения. «Головоломки» |
44 | «Найди похожий предмет» |
45 | Развитие пространственных представлений, пространственного мышления. «Собрать фигуру» |
46 | Рисование мятой бумагой. |
47 | Развитие зрительно-пространственной памяти и пространственного мышления. Упражнение «Срисовывание картинки по точкам» |
48 | Цветотерапия для снятия стресса. Рисунки для души. |
49 | Развитие наглядно-образного мышления. "На что это похоже?» |
50 | "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек". |
51 | Развитие абстрактно-логического мышления. "Формирование понятий на основе абстрагирования". |
52 | Развитие воображения. «Незаконченные фигуры» - «Незаконченные фигуры» - «Волшебные кляксы» |
53 | «Найди отличия» |
54 | Упражнение на развитие памяти. Рассматриваем на иллюстрации различные предметы называем название предмета, цвет. |
55 | Определи цвета предметов на картинке. |
56 | Определи цвета предметов на картинке. |
57 | Соотнеси предметы и их тени. Запомни рисунки. |
58 | «Бумажная страна» Практическая работа с бумагой и картоном , творческие задания. |
59 | Разгадай картинки к какому времени года относиться это предмет.(показываем цвета) |
60 | Ниткография. Рисование нитью на бумаге |
61 | «Подбери пару» по цвету |
62 | Цветотерапия «Чудесные цвет». |
63 | Фрукты и овощи и их название(цвет) |
64 | Разноцветный пазл. Вспоминаем цвета и геометрические фигуры. |
Итого: | 64 |
Календарно -тематическое планирование 7 класса по коррекционному курсу: «Цветотерапия» на 2018-2019 учебный год.
1 четверть.
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Изучаем ахроматические цвета: белый, серый черный. | 1 ч. | 5.09.18 | |
2 | Отпечатки листьев. | 1ч. | 7.09.18 | |
3 | «Основные цвета» | 1ч. | 12.09.18 | |
4 | Хроматические цвета. Понятия «спектра». Все цвета спектра. Радуга. | 1ч | 14.09.18 | |
5 | Подбираем форму и цвет предметов | 1ч. | 19.09.18 | |
6 | Рисование мыльными пузырями. | 1ч. | 21.09.18 | |
7 | Рисование мятой бумагой «Осенний лес». | 1ч. | 26.09.18 | |
8 | «Подбери пару» по цвету | 1ч. | 28.09.18 | |
9 | «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета). | 1ч. | 3.10.18. | |
10 | «Найди одинаковые предметы». | 1ч. | 5.10.18. | |
11 | Рисование при помощи ватных палочек. | 1ч. | 10.10.18 | |
12 | Определить и назвать форму и цвет на ощупь. | 1ч. | 12.10.18 | |
13 | Обследовать предметы, выделяя их цвет, величину и форму. «Волшебные окошки» | 1ч. | 17.10.18 | |
14 | Группировка предметов по цвету. «Подбери чашки к блюдцам». | 1ч. | 19.10.18 | |
15 | Монотопия. | 1ч. | 24.10.18 | |
16 | Собери букет. | 1ч. | 26.10.18 | |
17 | «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета). | 1ч. | 31.10.18 | |
18 | Подбор и группировка одинаковых по цвету предметов. | 1ч. | 2.11.18 | |
| Итого: | 18ч. | | |
2 четверть.
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Вспоминаем цвета и находим правильные ответ. «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета). | 1ч. | 14.11.18 | |
2 | Рисование забавными отпечатками. | 1ч. | 16.11.18 | |
3 | Складывание пазлов изучаем цвета и геометрические фигуры. | 1ч. | 21.11.18 | |
4 | Повторение желтого цвета. Рисование солнышка . | 1ч. | 23.11.18 | |
5 | «Подбери фигуру» (по цвету, по форме). | 1ч. | 28.11.18 | |
6 | «Дорисуй картинку с помощью пробок» | 1ч. | 30.11.18 | |
7 | Определи предметы по цвету и размеру | 1ч. | 5.12.18 | |
8 | «Подбери по цвету». «Чередование предметов по цвету». | 1ч. | 7.12.18. | |
9 | Лото "Найди пару" (такой же предмет). | 1ч. | 12.12.18 | |
10 | Группируем формы и размеры предметов. | 1ч. | 14.12.18 | |
11 | Разложить по конвертам картинки с изображениями предметов этой же формы: пуговица, арбуз, книга, солнце. | 1ч. | 19.12.18 | |
12 | Монотопия предметная. | 1ч. | 21.12.18 | |
13 | Собираем пазл по цвету и геометрической формы. | 1ч. | 26.12.18 | |
14 | Повторяем цвета и формы предметов. Разбираем фрукты и овощи. Рисуем фрукты. | 1ч. | 28.12.18 | |
| Итого: | 14ч. | | |
3 четверть
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | «Азбука цвета». | 1ч. | 16.01.19 | |
2 | Собираем картинки по цветам. | 1ч. | 18.01.19 | |
3 | Контрасные цвета. Цветовой круг. | 1ч. | 23.01.19 | |
4 | Насыщенность цвета (от 3-х граций цвет до 7 | 1ч. | 25.01.19 | |
5 | Светлота умение получать оттенки цвета двумя способами . Разбеливание и разведение водой. | 1ч. | 30.01.19 | |
6 | Различие цветов: желтый и оранжевый. | 1ч. | 1.02.19 | |
7 | Различие цветов: синий и фиолетовый. | 1ч. | 6.02.19 | |
8 | Различие цветов: коричневый и черный. | 1ч. | 8.02.19 | |
9 | Различие цветов: красный и оранжевый. | 1ч. | 13.02.19 | |
10 | Умение понимать и различать где «цвет» ,а где «оттенок». | 1ч. | 15.02.19 | |
11 | Развитие пространства тела. «Тень» -Упражнение «Тень» - Игра «Стань по заданию» | 1ч. | 20.02.19 | |
12 | Развитие пространственных представлений и воображения.» Головоломки» | 1ч. | 22.02.19 | |
13 | «Найди похожий предмет» | 1ч. | 27.02.19 | |
14 | Развитие пространственных представлений, пространственного мышления. «Собрать фигуру» | 1ч. | 1.03.19 | |
15 | Рисование мятой бумагой. | 1ч. | 6.03.19 | |
16 | Развитие зрительно-пространственной памяти и пространственного мышления. Упражнение «Срисовывание картинки по точкам» | 1ч. | 13.03.19 | |
17 | Цветотерапия для снятия стресса. Рисунки для души. | 1ч. | 15.03.19 | |
18 | Развитие наглядно-образного мышления. "На что это похоже"? | 1ч. | 20.03.19 | |
19 | «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» | 1ч. | 22.03.19 | |
| Итого: | 19ч. | | |
4 четверть
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Развитие абстрактно-логического мышления. "Формирование понятий на основе абстрагирования". | 1ч. | 3.04.19 | |
2 | Развитие воображения. «Незаконченные фигуры» - «Незаконченные фигуры» - «Волшебные кляксы» | 1ч. | 5.04.19 | |
3 | «Найди отличия» | 1ч. | 10.04.19 | |
4 | Упражнение на развитие памяти. Рассматриваем на иллюстрации различные предметы называем название предмета, цвет | 1ч. | 12.04.19 | |
5 | Определи цвета предметов на картинке | 1ч. | 17.04.19 | |
6 | Соотнеси предметы и их тени. Запомни рисунки. | 1ч. | 19.04.19 | |
7 | «Бумажная страна» Практическая работа с бумагой и картоном , творческие задания. | 1ч. | 24.04.19 | |
8 | Разгадай картинки к какому времени года относиться это предмет.(показываем цвета) | 1ч. | 26.04.19 | |
9 | Ниткография. Рисование нитью на бумаге | 1ч. | 8.05.19 | |
10 | «Подбери пару» по цвету | 1ч. | 15.05.19 | |
11 | Цветотерапия «Чудесные цветы». | 1ч. | 17.05.19 | |
12 | Фрукты и овощи и их название(цвет) | 1ч. | 22.05.19 | |
13 | Разноцветный пазл. Вспоминаем цвета и геометрические фигуры | 1ч. | 24.05.19 | |
| Итого: | 13ч. | | |
Учебно-тематическое планирование 8 класс по курсу «Цветотерапия» на 2018-2019 учебный год.
№ занятия | Тема занятия |
1 | Путешествие детей «В цветную сказку» |
2 | Цветотерапия «Чудесные цветы». |
3 | Цветотерапия «Магия природы». |
4 | Действия с предметами разного цвета: -основные цвета: красный, зеленый, синий, черный, белый, желтый, коричневый. |
5 | Промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой (без названия цветов). |
6 | Рисование на бумаге мыльными пузырями. |
7 | Рисуем узоры Мандалы. |
8 | «Цветные парочки»(вариант) |
9 | Группировка предметов по форме и цвету. |
10 | Словесная игра «Цвета». |
11 | Рисование по сырому «Цветы». |
12 | Интуитивное медитативное рисование. |
13 | «Цвета радуги» |
14 | «Срисовывание картинки по точкам» |
15 | Орнаменты, цветы и узоры. Выполнение рисунков в цвете. |
16 | «В королевстве красок» |
17 | Изучение цветов. «Цвета вокруг нас» |
18 | «Дополнительные цвета» |
19 | «Основные и составные цвета. Цвета радуги» |
20 | Рисование ватными палочками «Лесной пейзаж». |
21 | «Подбери цвет» |
22 | Ниткография |
23 | Дидактические игры на развитие чувств Цвета-«Говорящие цвета» (Вишня- вишневый цвет, лимон-лимонный, салат –салатовый..). |
24 | «Цвет как средство выражения» Теплые и холодные цвета. |
25 | Изучаем цвета и оттенки |
26 | Формирование понятия о цвете (зеленый). «Зеленый цвет» |
27 | Разбираем иллюстрации времена года в цвете. «Времена года» |
28 | Рисование мыльными пузырями на бумаге. |
29 | «Путешествие в страну цветных геометрических фигур» |
30 | «Цветочная поляна» |
31 | «Чернильные пятна» |
32 | Три новых цвета на волшебном цветке. Почувствуйте себя волшебником. (живопись по мокрой бумаге) |
33 | Каким бывает небо в природе и на картинах художников. Рисуем небо красками и гуашью. |
34 | Букет в холодных тоннах. Изучаем холодные цвета. |
35 | «История в картинках». |
36 | «Найди лишнюю картинку». |
37 | «Черный цвет-Белый цвет». Обобщить знание о цвете. |
38 | «Красный цвет». Формирование представлений о красном цвете. |
39 | «Цвет предметов» (овощей и фруктов). Закрепление приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с фоном и образцом). |
40 | Цвет, форма, величина предметов. Подбор пар предметов , одинаковых по цвету и размеру, цвету и форме. |
41 | «Знакомство с оранжевым цветом». Учить узнавать оранжевый цвет на предметах. |
42 | «Фрукты и овощи и их цвета». Фруктам придаем цвет пальцами.(Тычки). |
43 | «Пирамида». Повторяем цвета и формы частей пирамиды. |
44 | «Четыре времени года». Повторяем о временах года и какие цвета вы видите на временах года. |
45 | «Что лишнее». Выбираем лишний предмет на картинке. |
46 | На готовом листке нужно обвести контур. «Обведи контур» |
47 | Действия с предметами разного цвета: -основные цвета: красный, зеленый, синий, черный, белый, желтый, коричневый. |
48 | «Какого цвета не стало». Умения правильно называть цвета; развитие внимания. |
49 | «Разноцветный коврик». Рисование коврика. |
50 | «Четвертый лишний». Выбираем из четырех рисунков 1 лишний предмет. |
51 | “Цветик- семицветик”. Закрепляем представление о теплых и холодных цветах, о взаимосвязи цветов. |
52 | Рассматриваем геометрические фигуры его формы и цвет. |
53 | Развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине. «Отгадай фигуру» |
54 | Развитие цветовосприятия. Фиксация по насыщенности цвета: «Кораблик». |
55 | Работа с наложенным изображением и зашумлением. 1 «Наложенные изображения» 2 «Спрятанные изображения» 3 «„Зашумленные“ изображения» |
56 | Развитие умения группировать предметы по форму, выделение части из целого, составление целого из части. 1 «Собери картинку» 2 «Выложи из палочек» 3 «Собери фигуры» |
57 | Развитие восприятия пространственного расположения предметов. «Что, где было? И что изменилось?» |
58 | Развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа. Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов. |
59 | «Музыка» (пальцевая живопись). |
60 | «Облака»(рисование по сырому фону). |
61 | «Одуванчики»(рисование мыльными пузырями). |
62 | Развитие зрительной памяти. -Разрезанные картинки. -Упражнение на развитие зрительной памяти |
63 | "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек". |
64 | «От маленького к большому». «От темного к светлому». |
65 | «На что похоже?» (Аппликация с дорисовыванием). |
66 | Повторяем «Цветовой круг». Как создать третий цвет из двух. |
67 | Повторяем теплые, холодные и промежуточные цвета. |
68 | “Цветовосприятие и позитивное отношение к миру” |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование 8 класса по коррекционному курсу: «Цветотерапия» на 2018-2019 учебный год
1 четверть
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Путешествие детей «В цветную сказку» | 1 ч. | 6.09.18 | |
2 | Цветотерапия «Чудесные цветы». | 1ч. | 10.09.18 | |
3 | Цветотерапия «Магия природы». | 1ч. | 13.09.18 | |
4 | Действия с предметами разного цвета: -основные цвета: красный, зеленый, синий, черный, белый, желтый, коричневый. | 1ч | 17.09.18 | |
5 | Промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой (без названия цветов). | 1ч. | 20.09.18 | |
6 | Рисование на бумаге мыльными пузырями. | 1ч. | 24.09.18 | |
7 | Рисуем узоры Мандалы. | 1ч | 27.09.18 | |
8 | «Цветные парочки»(вариант) | 1ч. | 1.10.18 | |
9 | Группировка предметов по форме и цвету. | 1 ч. | 4.10.18 | |
10 | Словесная игра «Цвета». | 1ч. | 8.10.18 | |
11 | Рисование по сырому «Цветы». | 1ч | 11.10.18 | |
12 | Интуитивное медитативное рисование. | 1ч | 15.10.18 | |
13 | «Цвета радуги» | 1ч | 18.10.18 | |
14 | «Срисовывание картинки по точкам» | 1ч | 22.10.18 | |
15 | Орнаменты, цветы и узоры. Выполнение рисунков в цвете. | 1ч | 25.10.18 | |
16 | «В королевстве красок» | 1ч. | 29.10.18 | |
17 | Изучение цветов. «Цвета вокруг нас» | 1ч. | 1.11.18 | |
| Итого: | 17ч. | | |
| | | | |
2 четверть
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | «Основные и составные цвета» «Цвета радуги» | 1ч. | 8.11.18 | |
2 | Рисование ватными палочками «Лесной пейзаж». | 1ч. | 12.11.18 | |
3 | «Подбери цвет» | 1ч. | 15.11.18 | |
4 | Ниткография. | 1ч. | 19.11.18 | |
5 | Дидактические игры на развитие чувств Цвета-«Говорящие цвета» (Вишня- вишневый цвет, лимон-лимонный, салат –салатовый..). | 1ч. | 22.11.18 | |
6 | «Цвет как средство выражения» Теплые и холодные цвета. | 1ч. | 26.11.18 | |
7 | Изучаем цвета и оттенки | 1ч. | 29.11.18 | |
8 | Формирование понятия о цвете (зеленый). «Зеленый цвет» | 1ч. | 3.12.18 | |
9 | Разбираем иллюстрации времена года в цвете. «Времена года» | 1ч. | 6.10.18 | |
10 | Рисование мыльными пузырями на бумаге. | 1ч. | 10.10.18 | |
11 | «Путешествие в страну цветных геометрических фигур» | 1ч. | 13.10.18 | |
12 | «Цветочная поляна» | 1ч. | 17.10.18 | |
13 | «Чернильные пятна» | 1ч. | 20.10.18 | |
14 | Три новых цвета на волшебном цветке. Почувствуйте себя волшебником. (живопись по мокрой бумаге) | 1ч. | 24.12.18 | |
15 | Рисование губкой или кусочками паралона | 1ч. | 27.12.18 | |
| Итого: | 15ч. | | |
3 четверть
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Каким бывает небо в природе и на картинах художников. Рисуем небо красками и гуашью. | 1ч. | 14.01.19 | |
2 | Букет в холодных тоннах. Изучаем холодные цвета. | 1ч. | 17.01.19 | |
3 | «История в картинках». | 1ч. | 21.01.19 | |
4 | «Найди лишнюю картинку» | 1ч | 24.01.19 | |
5 | «Черный цвет-Белый цвет». Обобщить знание о цвете. | 1ч | 28.01.19 | |
6 | «Красный цвет». Формирование представлений о красном цвете. | 1ч. | 31.01.19 | |
7 | «Цвет предметов» (овощей и фруктов). Закрепление приема сопоставления предметов по цвету (прикладывание вплотную, сличение с фоном и образцом). | 1ч. | 4.02.19 | |
8 | Цвет, форма, величина предметов. Подбор пар предметов , одинаковых по цвету и размеру, цвету и форме. | 1ч. | 7.02.19 | |
9 | «Знакомство с оранжевым цветом». Учить узнавать оранжевый цвет на предметах | 1ч. | 11.02.19 | |
10 | «Фрукты и овощи и их цвета» | 1ч. | 14.02.19 | |
11 | «Пирамида». Повторяем цвета и формы частей пирамиды. | 1ч. | 18.02.19 | |
12 | «Четыре времени года». Повторяем о временах года и какие цвета вы видите на временах года. | 1ч. | 21.02.19 | |
13 | «Что лишнее». Выбираем лишний предмет на картинке. | 1ч. | 25.02.19 | |
14 | На готовом листке нужно обвести контур. «Обведи контур» | 1ч. | 28.02.19 | |
15 | Действия с предметами разного цвета: -основные цвета: красный, зеленый, синий, черный, белый, желтый, коричневый. | 1ч. | 4.03.19 | |
16 | «Какого цвета не стало». Умения правильно называть цвета; развитие внимания. | 1ч. | 7.03.19 | |
17 | «Разноцветный коврик». Рисование коврика. | 1ч. | 11.03.19 | |
18 | «Четвертый лишний». Выбираем из четырех рисунков 1 лишний предмет. | 1ч. | 14.03.19 | |
19 | “Цветик-семицветик”. Закрепляем представление о теплых и холодных цветах, о взаимосвязи цветов. | 1ч. | 18.03.19 | |
20 | Рассмариваем геометрические фигуры его формы и цвет. | 1ч. | 21.03.19 | |
| Итого: | 20ч. | | |
| | | | |
4 четверть
№ п/п | | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Развитие восприятия формы предметов, на соотнесение предметов по величине. «Отгадай фигуру» | 1ч. | 1.04.19 | |
2 | Развитие цветовосприятия. Фиксация по насыщенности цвета: «Кораблик». | 1ч. | 4.04.19 | |
3 | Работа с наложенным изображением и зашумлением. 1 «Наложенные изображения» 2 «Спрятанные изображения» 3 «„Зашумленные“ изображения» | 1ч. | 8.04.19 | |
4 | Развитие умения группировать предметы по форму, выделение части из целого, составление целого из части. 1 «Собери картинку» 2 «Выложи из палочек» 3 «Собери фигуры» | 1ч. | 11.04.19 | |
5 | Развитие восприятия пространственного расположения предметов. «Что, где было? И что изменилось?» | 1ч. | 15.04.19 | |
6 | Развитие осмысленности восприятия, совершенствование зрительного анализа. Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов. | 1ч. | 18.04.19 | |
7 | «Музыка» (пальцевая живопись). | 1ч. | 22.04.19 | |
8 | «Облака»(рисование по сырому фону). | 1ч. | 25.04.19 | |
9 | «Одуванчики»(рисование мыльными пузырями). | 1ч. | 29.04.19 | |
10 | Развитие зрительной памяти. -Разрезанные картинки. -Упражнение на развитие зрительной памяти | 1ч. | 6.05.19 | |
11 | "Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек". | 1ч. | 13.05.19 | |
12 | «От маленького к большому». «От темного к светлому». | 1ч. | 16.05.19 | |
13 | «На что похоже?» (Аппликация с дорисовыванием). | 1ч. | 20.05.19 | |
14 | Повторяем «Цветовой круг». Как создать третий цвет из двух. | 1ч. | 23.05.19 | |
| Итого: | 14 ч. | | |
Учебно-тематическое планирование 9 класса по коррекционному курсу «Цветотерапия» на 2018-2019 учебный год.
№ занятия | Тема занятия |
1 | «Окраска воды» (Освоение цветовой гаммы). |
2 | Цвета спектра. Основные цвета и оттенки. |
3 | Подбор оттенков к основным цветам. |
4 | «Цветовой спектр» «Теплые» цвета. |
5 | «Цветовой спектр» «Холодные» цвета. |
6 | Нахождение отличий на наглядном материале. «Найди отличия» |
7 | «Наложенные изображения» |
8 | «Основные и составные цвета» «Цвета радуги» |
9 | Различие цветов: желтый и оранжевый. |
10 | Различие цветов: «синий и фиолетовый». |
11 | Различие цветов: «черный и коричневый». |
12 | Различие цветов: «красный и оранжевый». |
13 | - Складывание в коробку предметов красного, синего, желтого и зеленных цветов. |
14 | Промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой (без названия цветов). |
15 | Аппликация из скрученных салфеток «Бабочка». |
16 | Практические упражнения на различение цвета, формы, величины предметов. «Подбери по цвету» (подбор однородных предметов: кубики к кубикам, карандаши к карандашам) Подбор разнородных предметов (кукле платье, носочки, шапочку |
17 | Выбор по образцу предметов по цвету: фруктов и овощей. |
18 | Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию «Разложи, какие куда подходят». |
19 | Подбор и группировка одинаковых по цвету предметов. |
20 | «Придумай и дорисуй».Учимся создавать новые образы. |
21 | Действия с предметами разного цвета: -основные цвета: красный, зеленый, синий, черный, белый, желтый, коричневый |
22 | Раскладывание предметов двух сходных цветов. |
23 | Эмоции в рисунках- бесконечность возможностей |
24 | Я своими глазами и глазами других |
25 | «Чудесный мешочек»: на ощупь различать по образцу найти его пару, по названию, твердые и мягкие предметы (ткани, мех среди твердых предметов) -определить цвет каждого мешочка. -название круп которые лежат в мешках. |
26 | «Знакомство с зеленым цветом» - учить отличать предметы зеленого цвета от предметов салатового и темно зеленого цвета; - учить узнавать зеленый цвет на предметах, имеющих постоянный признак цветности; |
27 | «Фрукты и овощи и их цвета» Найти зеленый цвет в овощах и фруктах. Какой фрукт и овощ имеет зеленый цвет? |
28 | «Четвертый лишний» |
29 | «Палитра художника» |
30 | Рисование мятой бумагой «Лес» |
31 | «Найди по цвету одинаковые цветы». |
32 | Аппликация «Подбери цветы к вазе» |
33 | Нетрадиционные техники рисования. Штампы. |
34 | Аппликация «Собери букет». |
35 | Рисование пальцами «солнышко». |
36 | Техника рисования полиэтеленовым пакетом. Повторяем цвета. |
37 | 7 цветов радуги. |
38 | Лечебная музыка и цветотерапия. |
39 | «Нетрадиционное рисование «Рисование мыльными пузырями» |
40 | Техника рисования акварелью по мокрой бумаге. |
41 | Определи предметы по цвету и размеру. |
42 | Обучение созданию простого логического ряда (чередование предметов по цвету). |
43 | Лото "Найди пару" (такой же предмет). |
44 | "Разложи картинки по конвертам". Картинки с изображениями предметов этой же формы: пуговица, арбуз, книга, солнце |
45 | Домино «Цвета» знакомство и повторение цветов. |
46 | Собери картинку по цвету. |
47 | «Догадайся, что на рисунке» - Иллюзии восприятия. - Иллюзии –перевертыши. |
48 | Лепка из салфеток. |
49 | Цветотерапия «Чудесные цветы». |
50 | Развитие ориентировки в пространстве. «Делай, что я говорю» -«Делай, что я говорю» - Упражнение «Замри» - Упражнение «Справа – Слева» |
51 | Развитие наглядно-образного мышления. "На что это похоже"? |
52 | "Светофор" Вспоминаем цвета. И что они значат. |
53 | Развитие воображения. «Незаконченные фигуры» |
54 | Рисование «Волшебные кляксы» |
55 | Кляксография. |
56 | Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). |
57 | Рисование «Раскрась правильно».
|
58 | Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений» |
59 | «Определи фигуру и цвет» |
60 | "Разложи картинки по конвертам". «Цветок настроения» |
61 | Рассматриваем на иллюстрации различные предметы называем название предмета, цвет |
62 | Соотнеси предметы и их тени. Запомни рисунки. |
63 | «Бумажная страна». |
64 | Разгадай картинки к какому времени года относиться это предмет.(показываем цвета ) |
65 | Ниткография. Рисование нитью на бумаге |
66 | Рисование мятой бумагой «Сирень». |
67 | “Цветовосприятие и позитивное отношение к миру” |
68 | Закрепление пройденного. |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование 9 класса по коррекционному курсу: «Цветотерапия» на 2018-2019 учебный год
1 четверть.
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | «Окраска воды» (Освоение цветовой гаммы). | 1ч. | 6.09.18 | |
2 | Цвета спектра. Основные цвета и оттенки. | 1ч. | 10.09.18 | |
3 | Подбор оттенков к основным цветам. | 1ч. | 13.09.18 | |
4 | «Цветовой спектр» «Теплые» цвета. | 1ч. | 17.09.18 | |
5 | «Цветовой спектр» «Холодные» цвета. | 1ч. | 20.09.18 | |
6 | Нахождение отличий на наглядном материале. «Найди отличия» | 1ч. | 24.09.18 | |
7 | Наложенные изображения. | 1ч. | 27.09.18 | |
8 | «Основные и составные цвета» «Цвета радуги» | 1ч | 1.10.18 | |
9 | Различие цветов: желтый и оранжевый. | 1ч. | 4.10.18 | |
10 | Различие цветов: синий и фиолетовый. | 1ч. | 8.10.18 | |
11 | Различие цветов: «черный и коричневый». | 1ч. | 11.10.18 | |
12 | Различие цветов: «красный и оранжевый». | 1ч. | 15.10.18 | |
13 | - Складывание в коробку предметов красного, синего, желтого и зеленных цветов. | 1ч. | 18.10.18 | |
14 | Промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой (без названия цветов). | 1ч. | 22.10.18 | |
15 | Аппликация из скрученных салфеток «Бабочка». | 1ч. | 25.10.18 | |
16 | Практические упражнения на различение цвета, формы, величины предметов. «Подбери по цвету» (подбор однородных предметов: кубики к кубикам, карандаши к карандашам) Подбор разнородных предметов (кукле платье, носочки, шапочку | 1ч. | 29.10.18 | |
17 | Выбор по образцу предметов по цвету: фруктов и овощей. | 1ч. | 1.11.18 | |
| Итого: | 17ч. | | |
| | | | |
2 четверть
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно заданию «Разложи, какие куда подходят». | 1ч. | 8.11.18 | |
2 | Подбор и группировка одинаковых по цвету предметов. | 1ч. | 12.11.18 | |
3 | «Придумай и дорисуй».Учимся создавать новые образы. | 1ч. | 15.11.18 | |
4 | Действия с предметами разного цвета: -основные цвета: красный, зеленый, синий, черный, белый, желтый, коричневый | 1ч. | 19.11.18 | |
5 | Раскладывание предметов двух сходных цветов. | 1ч. | 22.11.18 | |
6 | Эмоции в рисунках- бесконечность возможностей | 1ч. | 26.11.18 | |
7 | Я своими глазами и глазами других | 1ч. | 29.11.18 | |
8 | «Чудесный мешочек»: на ощупь различать по образцу найти его пару, по названию, твердые и мягкие предметы (ткани, мех среди твердых предметов) -определить цвет каждого мешочка. -название круп которые лежат в мешках. | 1ч. | 3.12.18 | |
9 | «Знакомство с зеленым цветом» - учить отличать предметы зеленого цвета от предметов салатового и темно зеленого цвета; - учить узнавать зеленый цвет на предметах, имеющих постоянный признак цветности; | 1ч. | 6.12.18. | |
10 | «Фрукты и овощи и их цвета» Найти зеленый цвет в овощах и фруктах. Какой фрукт и овощ имеет зеленый цвет? | 1ч. | 10.12.18 | |
11 | «Четвертый лишний» | 1ч. | 13.12.18 | |
12 | «Палитра художника» | 1ч | 17.12.18 | |
13 | Рисование мятой бумагой «Лес» | 1ч. | 20.12.18 | |
14 | «Найди по цвету одинаковые цветы». | 1ч. | 24.12.18 | |
15 | Аппликация «Подбери цветы к вазе» | 1ч | 27.12.18 | |
| Итого: | 15ч. | | |
3 четверть
1 | Нетрадиционные техники рисования. Штампы. | 1ч. | 14.01.19 | |
2 | Аппликация «Собери букет». | 1ч | 17.01.19 | |
3 | Рисование пальцами «солнышко». | 1ч. | 21.01.19 | |
4 | Техника рисования полиэтиленовым пакетом. Повторяем цвета. | 1ч. | 24.01.19 | |
5 | 7 цветов радуги | 1ч. | 28.01.19 | |
6 | Лечебная музыка и цветотерапия. | 1ч. | 31.01.19 | |
7 | «Нетрадиционное рисование» «Рисование мыльными пузырями». | 1ч. | 4.02.19 | |
8 | Техника рисования акварелью по мокрой бумаге. | 1ч. | 7.02.19 | |
9 | Определи предметы по цвету и размеру. | 1ч. | 11.02.19 | |
10 | Обучение созданию простого логического ряда (чередование предметов по цвету). | 1ч. | 14.02.19 | |
11 | Лото "Найди пару" (такой же предмет). | 1ч. | 18.02.19 | |
12 | "Разложи картинки по конвертам". Картинки с изображениями предметов этой же формы:пуговица, арбуз,книга,солнце. | 1ч. | 21.02.19 | |
13 | Домино «Цвета» знакомство и повторение цветов | 1ч. | 25.02.19 | |
14 | Собери картинку по цвету. | 1ч. | 28.02.19 | |
15 | «Догадайся, что на рисунке» - Иллюзии восприятия. - Иллюзии –перевертыши. | 1ч. | 4.03.19 | |
16 | Лепка из салфеток. | 1ч. | 7.03.19 | |
17 | Цветотерапия «Чудесные цветы». | 1ч. | 11.03.19 | |
18 | Развитие ориентировки в пространстве. «Делай, что я говорю» -«Делай, что я говорю» - Упражнение «Замри» - Упражнение «Справа – Слева» | 1ч. | 14.03.19 | |
19 | Развитие наглядно-образного мышления. "На что это похоже"? | 1ч. | 18.03.19 | |
20 | "Светофор" Вспоминаем цвета. И что они значат. | 1ч. | 21.03.19 | |
| Итого: | 20ч. | | |
4 четверть
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | Развитие воображения. «Незаконченные фигуры» | 1ч. | 1.04.19 | |
2 | Рисование «Волшебные кляксы» | 1ч. | 4.04.19 | |
3 | Кляксография. | 1ч. | 8.04.19 | |
4 | Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | 1ч. | 11.04.19 | |
5 | Рисование «раскрась правильно». | 1ч. | 15.04.19 | |
6 | Упражнение мозговой гимнастики «шапка для размышлений» | 1ч. | 18.04.19 | |
7 | «Определи фигуру и цвет» | 1ч. | 22.04.19 | |
8 | "Разложи картинки по конвертам". «Цветок настроения» | 1ч. | 25.04.19 | |
9 | Рассматриваем на иллюстрации различные предметы называем название предмета, цвет | 1ч. | 29.04.19 | |
10 | Соотнеси предметы и их тени. Запомни рисунки. | 1ч. | 6.05.19 | |
11 | «Бумажная страна». | 1ч. | 13.05.19 | |
12 | Разгадай картинки к какому времени года относиться это предмет.(показываем цвета ) | 1ч. | 16.05.19 | |
13 | Ниткография. Рисование нитью на бумаге. | 1ч. | 20.05.19 | |
14 | Рисование мятой бумагой «Сирень» | 1ч. | 23.05.19 | |
| “Цветовосприятие и позитивное отношение к миру” . | 1ч. | | |
| Закрепление пройденного. | 1ч. | | |
Итого: | 14 | | | |
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства (например: Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.), а также компьютерные программы, например: PicTop и синтезирующие речь устройства ( компьютер) и др.
Заключение
Казалось бы, такое обыденное явление как цвет, с которым мы сталкиваемся в жизни ежедневно, но какое огромное влияние оно оказывает на нас, какое сильное воздействие имеет. Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и мысли успокаивающие или волнующие, печалящие или радующие. В современном мире необходимо знать и использовать терапевтическое воздействие цвета на здоровье человека. Сегодня ученые полагают, что цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Многочисленные научные работы, связанные с изучением цветотерапии и показывающие ее эффективность, перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.
Использование арт – терапевтических методов позволяет изменить напряженное психоэмоциональное состояние ребенка, сформировать положительную мотивацию к художественным видам деятельности, преодолеть барьеры в общении, развить творческую инициативу, расширить кругозор, создать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных, положительных эмоций, оставить в памяти радостные приятные воспоминания, в целом благоприятно влиять на психоэмоциональное состояние ребенка.
В этой связи детальное изучение и развитие цветотерапии требует детальной проработки, определения границ науки, соблюдение профессиональной этики. Тема, несомненно, имеет практическую значимость для специалистов культуры и образования.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса
1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-раз-вивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 199
3 Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
4.Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
5.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.
Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.- М.: Школьная пресса, 2008.- 112 с.
Евдокимова М. Волшебные краски, - М..”Школьная пресса”, 2003
Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.
Математика: коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы / авт.сост. А.А. Шабанова. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007. – 265 с.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - ЯР.: Академия Развития, 1997.