Приказ от ___ августа 20__года № Е.Н. Каплун/______/
Количество часов по учебному плану: 1,2 класс - 34 ч. (3 час в неделю)
Программа будет полностью реализована за 103 ч согласно календарному учебному графику на 2019-2020 год
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;
- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.;
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.;
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет;
- Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская;
- методическое пособие В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». - М.: Гном-Пресс, 2001г.
К началу обучения в школе у детей, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения.
Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у детей возникают трудности не только в обучении, но и в общения с окружающими.
В условиях реализации программы на нее отведено 103 часа (3 часа в неделю) так же предусмотрено проведение
6 проверочных работ и одна итоговая контрольная работа. Программа направлена на восполнение пробелов
в фонематическом и лексико-грамматическом строе речи.
Оценка эффективности коррекционной работы осуществляется с помощью достижения детей, путем наблюдений, бесед, экспериментальных оценок, тестирования, диагностики речи, ИКТ диагностики, анализа устной и письменной речи в начале и в конце коррекционного периода; участия детей и их результативность в конкурсах, связанных с устной речью, индивидуальные беседы-консультации с родителями.
Работа по программе начинается с логопедической диагностики. В ходе логопедического исследования, на каждого обследуемого составляется речевая карта — карта обследования речи, в которую учитель-логопед записывает все получаемые данные в определенной последовательности. Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение.
На основе логопедического заключения и полученных результатов обследования составляется перспективный план коррекционной работы с конкретным ребенком. Перспективный план индивидуальной коррекционной работы составляется в определенной последовательности и по разделам.
В речевой карте учитель-логопед отмечает успехи ребенка на всех этапах коррекционной работы, с характеристикой существующих у него трудностей. Кроме того, анализируется посещаемость логопедических занятий, регулярность проведения коррекционных мероприятий. Если коррекционное воздействие прерывается, то указывается причина и продолжительность перерывов.
1) Наличие необходимых условий для занятий.
2) Обеспечение систематических занятий.
3) Последовательное выполнение всех задач.
4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.
5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Объем учебного материала рассчитывается в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации как дошкольников, так и школьников.
Данная программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе.
Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Основные требования к формированию умений и навыков | Развитие психологических предпосылок и навыков учебной деятельности | Часы | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | | Планируемые Сроки | Фактические сроки |
Речь. Предложение. Слово. |
Речь. | Звуки речи. Способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Основные единицы времен. | Знать строение артикуляционного аппарата. Уметь различать речевые и неречевые звуки. Знать основные единицы времени. | Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие; устойчивость внимания, способность к запоминанию. | 3 | 4.09 5.09 6.09 | |
Имя существительное. | Слово как часть предложения. Лексическое значение слова. Слова, обозначающие живые и неживые предметы. Обозначение изучаемых слов при помощи схемы. | Владеть термином «слово». Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие предметы (живые и неживые). Уметь ставить вопросы к словам-предметам. | Развивать коммуникативные навыки, способность к переключению. | 3 | 11.09 12.09 13.09 | |
Глагол. | Обогащение глагольного словаря. Графическое изображение слов-действий. Подбор действия к предмету. | Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие действия. Уметь подбирать слова-действия и ставить вопросы к словам-предметам. | Развивать зрительное, слуховое внимание и память. | 3 | 18.09 19.09 20.09 | |
Дифференциация имени существительного и глагола. | Практическое овладение навыками составления простого нераспространенного предложения. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам. | Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-действия. Уметь составлять простые нераспространенные предложения. | Развивать мыслительные операции. | 2 | 25.09 26.09 | |
Имя прилагательное. | Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предметам. Соотнесение слов, обозначающих признаки со схемой. Развитие навыков постановки вопросов к словам-признакам. Роль имен прилагательных в речи. | Уметь называть и графически изображать слова, обозначающие признаки предметов (цвет, величину, форму, вкус и т.д.). Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе. | Формировать умение отвечать на вопросы по ходу учебной деятельности. | 2 | 27.09 2.10 | |
Дифференциация имени существительного и имени прилагательного. | Практическое овладение навыками согласования слов-предметов и слов признаков. Графическое изображение простых предложений. Подбор слов к графическим схемам. | Уметь различать и графически изображать слова-предметы и слова-признаки. | Развивать коммуникативные навыки. | 2 | 3.10 4.10 | |
Распространение простого двусоставного предложения определением. | Сочетание прилагательных с существительными. Правильное употребление окончаний прилагательных. Распространение двусоставного предложения прилагательными. | Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе и правильно ставить вопрос к слову. | Развивать слуховое внимание и память. | 2 | 9.10 10.10 | |
Анализ предложения. | Определение последовательности слов в предложении. Составление схем предложений. Составление предложений по схемам. | Уметь интонационно правильно произносить предложение и правильно оформлять на письме. | Формировать монологическую речь, внимание, зрительное восприятие. | 1 | 11.10 | |
Проверочная работа. | Проверка знаний по пройденным темам. | Уметь определять части речи, определять количество слов в предложении, согласовывать части речи. | Развивать функции самоконтроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 3 | 16.10 17.10 18.10 | |
Звукослоговой анализ и синтез. Ударение. | | | |
Гласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. | Наблюдение за работой органов речи: образование гласных первого ряда, согласных. | Сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные). | Активизировать мыслительную деятельность, наблюдательность. Развивать тактильные ощущения. | 2 | 23.10 24.10 | |
Звукобуквенный анализ и синтез слова. | Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова (выделение первого, последнего звука, места звука в слове, количество звуков в слове). Соотнесение между звуками и буквами. Соотнесение звуков с символами. | Уметь выполнять звукобуквенный, слоговой анализ и синтез слова, соотносить звуки с буквами и символами. | Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой | 2 | 25.10 6.11 | |
Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. | Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слова. Слогообразующая роль гласных. | Уметь делить слова на слоги. Выделять ударный слог в словах, воспроизводить ритмический рисунок слова. Составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать слова к заданной схеме слова. | Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой | 3 | 7.11 8.11 13.11 | |
Слоговой анализ и синтез. | Слоговой анализ и синтез слов (определение количества и последовательности слогов в слове, составление слова из слогов). Виды слогов. | Уметь выполнять слоговой анализ и синтез слогов. | Формировать условно-рефлекторные связи между графемой и кинемой | 3 | 14.11 15.11 20.11 | |
Ударение. Смыслоразли-чительная роль ударения. | Деление слов на слоги. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Определение ударного слога в словах. Соотнесение слова со схемой. | Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог. Уметь объяснять значение слова в зависимости от ударения. | Развивать зрительное восприятие и оптические представления | 3 | 21.11 22.11 27.11 | |
Проверочная работа. | Проверка знаний по пройденным темам. | Уметь дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы, определять количество звуков, букв и слогов в слове, находить ударный слог. | Развивать функции самоконтроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 3 | 28.11 29.11 4.12 | |
Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные. | | | |
Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда. | Гласные 2-го ряда. Дифференциация согласных звуков перед гласными 2-го ряда. Соотнесение количества звуков и букв в слове. | Уметь обозначать на письме мягкость согласных при помощи гласных 2-го ряда. Уметь анализировать слова с йотированными гласными в разных позициях. | Развивать слуховое внимание и память | 3 | 5.12 6.12 11.12 | |
Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце, в середине слова. | Соотнесение количества звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. | Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи ь. уметь анализировать слова с ь на конце и в середине слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление. | 3 | 12.12 13.12 18.12 | |
Разделительный ь. | Соотнесение количества звуков и букв в слове. Уточнение правил правописания разделительного ь | Уметь соотносить произношение слова и его написание. Уметь анализировать слова с разделительным ь. | Развивать слуховое внимание и логическое мышление. | 3 | 19.12 20.12 25.12 | |
Дифференциация а-я. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных а – я. Дифференциация гласных а – я. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать гласные а – я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие. | 2 | 26.12 27.12 | |
Дифференциация у – ю. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных у – ю. Дифференциация гласных у – ю. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные у - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие. | 2 | 9.01 10.01 | |
Дифференциация о – ё. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных о - ё. Дифференциация гласных о - ё. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные о - ё в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ё. | Развивать зрительно-моторную и пространственную координацию, слуховое восприятие. | 2 | 15.01 16.01 | |
Дифференциация ы – и. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных ы - и. Дифференциация гласных ы - и. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные ы - и в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной и. | Развивать слухопроизносительные дифференцировки. | 2 | 17.01 22.01 | |
Дифференциация э – е. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных э - е. Дифференциация гласных э - е. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные э – е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | Развивать зрительно-моторную координацию и слуховое восприятие. | 2 | 23.01 24.01 | |
Дифференциация ё – ю. | Уточнение и сравнение артикуляции гласных ё - ю. Дифференциация гласных ё - ю. Соотнесение букв со звуками. | Уметь дифференцировать гласные ё - ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласных ё – ю. | Развивать наблюдательность. Функции контроля и самоконтроля. | 2 | 29.01 30.01 | |
Проверочная работа. | Проверка навыков письма под диктовку и списывания с печатного текста. | Уметь обозначать мягкость согласных при письме при помощи гласных 2-го ряда и ь. уметь грамотно записывать и списывать слова различной звукослоговой структуры. Уметь правильно оформлять предложения при письме. | Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 3 | 31.01 5.02 6.02 | |
Звонкие и глухие согласные. | | | |
Дифференциация [с] – [з]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с] – [з]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] – [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать мыслительные операции. | 2 | 7.02 12.02 | |
Дифференциация [ш] – [ж]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ш] – [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ш] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать логическое мышление. | 2 | 13.02 14.02 | |
Дифференциация [в] – [ф]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [в] – [ф]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [в] – [ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать способности к переключению. | 2 | 19.02 20.02 | |
Дифференциация [б] – [п]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [б] – [п]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [б] – [п] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Формировать контроль за ходом своей деятельности | 2 | 21.02 26.02 | |
Дифференциация [д] – [т]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [д] – [т]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [д] – [т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать умения применять полученные знания в новых ситуациях. | 2 | 27.02 28.02 | |
Дифференциация [г] – [к]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [г] – [к]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [г] – [к] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию, переключению. | 2 | 4.03 5.03 | |
Проверочная работа. | Проверка навыков письма под диктовку. | Уметь дифференцировать звонкие и глухие согласные при письме под диктовку. Уметь грамотно записывать слова различной звукослоговой структуры. Уметь правильно оформлять предложения при письме. | Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 2 | 6.03 11.03 | |
Свистящие и шипящие звуки. Аффрикаты. | | | |
Дифференциация [с] – [ш]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [с] – [ш]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [с] – [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [с] – [ш]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и познавательную активность. | 2 | 12.03 13.03 | |
Дифференциация [з] – [ж]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [з] – [ж]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [з] – [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [з] – [ж]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и навыки самоконтроля. | 2 | 18.03 19.03 | |
Дифференциация [ч] – [т’]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ч] – [т’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ч] – [т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами | Уметь четко произносить звуки [ч] – [т’]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие и регуляторно-коммуникативные умения. | 2 | 20.03 1.04 | |
Дифференциация [щ] – [с’]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ] – [с’]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ] – [с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Уметь четко произносить звуки [щ] – [с’]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать слуховое восприятие и способность к запоминанию. | 2 | 2.04 3.04 | |
Дифференциация [щ] – [ч]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [щ] – [ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [щ] – [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Уметь четко произносить звуки [щ] – [ч]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать слуховое восприятие и способность к переключению. | 2 | 8.04 9.04 | |
Дифференциация [ц] – [с]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц] – [с]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц] – [с] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами-паронимами. | Уметь четко произносить звуки [ц] – [с]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развивать слуховое восприятие. | 2 | 10.04 15.04 | |
Дифференциация [ц] – [ч]. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков [ц] – [ч]. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Дифференциация звуков [ц] – [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Работа со словами- паронимами. | Уметь четко произносить звуки [ц] – [ч]. Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь соотносить звуки с символами и буквами. Уметь дифференцировать звуки в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. | Развивать индивидуальные умения при решении совместных задач. | 2 | 16.04 17.04 | |
Проверочная работа. | Проверка навыков письма под диктовку. | Уметь различать на слух звуки, схожие по способу образования и звучанию, не путать на письме. | Развивать функции самоконтроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 2 | 22.04 23.04 | |
Буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам. | | | |
Дифференциация букв б – д, а – о, и – у, п – т, и – ш, л – м, к – н, н – п. | Уточнение и сравнение артикуляции и характеристик звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. | Знать и уметь сравнивать правильную артикуляцию звуков. Уметь устанавливать связь между произнесенным звуком и его графическим изображением. Уметь дифференцировать буквы по оптическим и кинетическим признакам, опираясь на количественное и пространственное расположение элементов букв. | Развивать зрительное, оптико-пространственное восприятие, моторную координацию и мыслительные операции. | 8 | 24.04 29.04 30.04 6.05 7.05 8.05 13.05 14.05 | |
Проверочная работа. | Проверка навыков письма под диктовку. | Уметь различать буквы по оптическому и кинетическому принципам. | Развивать функции контроля и самоконтроля за ходом своей деятельности. | 2 | 15.05 20.05 | |
Проверка знаний, умений и навыков. | | | |
Итоговая контрольная работа. | Проверка усвоения навыков сформированности письма под диктовку и списывания | Уметь списывать с печатного текста и сличать написанное с образом. Уметь писать под диктовку в соответствии с программными требованиями. | Выявить сформированность действия самоконтроля. | 2 | 21.05 22.05 | |