Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад комбинированного типа № 6 города Донецка»
| Утверждено приказом по МБДОУ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР II-III-4 уровня речевого развития)
2023 - 2024 учебный год
Составила:.
учитель-логопед
Нягина И.Б
г. Донецк
2023
СОДЕРЖАНИЕ
Ι. Пояснительная записка
1.1. Нормативные документы
1.2. Цель программы
1.3. Основные задачи
1.4. Принципы построения коррекционной программы
1.5. Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.6. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы
ΙΙ. Содержание образовательной деятельности
2.1. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы
Формы, способы, методы и средства реализации программы.
2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников
ΙΙΙ. Организационный раздел
3.1. Перспективный план работы в старшей группе
3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
3.3. Диагностика
I. Целевой раздел
1 Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТНР (от 4 до 7 лет) разработана и утверждена на основе АООП дошкольного образования МБДОУ «Ясли-сад № 6 города Донецка».
Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работа над речевым развитием должна проводиться постоянно, тогда в дальнейшем, в школьном возрасте, не будет проблем с нарушением письма (дисграфия) и нарушением чтения (дислексия).
С каждым годом растет число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов — восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем – и программы общеобразовательной школы.
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.
1.1. Нормативные документы
Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы МБДОУ «Ясли-сад комбинированного типа № 6 города Донецка», разработана в соответствии с Уставом детского сада и предназначена для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Программа учителя-логопеда разработана в соответствии нормативно-правовой основой с:
Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования;
Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Ясли-сад комбинированного типа № 6 города Донецка»;
Адаптированной основной общеобразовательной программой для
детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет в группе компенсирующей направленности;
Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под редакцией Н.В. Нищевой, 2015 год.
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с ОНР ІІ, ІІІ и 4 уровнем речевого развития, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа рассчитана на один учебный год с 1 сентября по 31 мая.
1.2. Цель программы
Цель программы – реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе.
1.3. Основные задачи
Развитие понимания речи и активной подражательной речевой
деятельности.
Обогащение и активизация словаря.
Коррекция произносительной стороны речи
Практическое усвоение грамматических средств языка.
Развитие коммуникативности и успешности в общении.
Совершенствование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти)
Развитие общей, мелкой, артикуляторной моторики.
Выполнение задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции
усилий специалистов дошкольного учреждения и семей воспитанников.
1.4. Принципы построения коррекционной программы
Содержание программы определено с учетом основных принципов коррекционно-развивающей работы логопеда:
принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
принципы интеграции усилий специалистов;
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
принцип постепенности подачи учебного материала;
принцип концентрического наращивания информации в каждой
из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
1.5. Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи
В 2023 – 2024 учебном году зачислены дети с логопедическими заключениями:
ОНР II уровень речевого развития
ОНР III уровень речевого развития
ОНР ΙѴ уровень речевого развития
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограниченны, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограниченна способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
У детей второго уровня речевого развития речевая активность возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика детей включает все части речи. При этом наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Дети образуют существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Дети могут неправильно употреблять предлоги, допускают ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное
произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения выражаются в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Дети могут повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажают их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений
слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвёртый уровень речевого развития характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели незакончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы
В итоге логопедической работы ребёнок:
Развитие словаря | Понимает обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; использует в речи антонимы, относительные прилагательные, притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, её, его), указательные наречия (тут, здесь), числительные |
Грамматический строй речи | Образует существительные в косвенных падежах; единственное и множественное число существительных, , глаголы с различными приставками; употребляет несклоняемые существительные (кофе, пальто); согласует прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже; распространяет простое нераспространённое предложение однородными членами; составляет сложносочинённое и сложноподчинённое предложения |
Звукопроизношение | Использует поставленные звуки в самостоятельной речи |
Фонематическо е восприятие, звуко-слоговой анализ | Знает понятия «звонкий согласный звук» «глухой согласный звук», «мягкий согласный звук», «твёрдый согласный звук»; Умеет различать согласные звуки по признакам «глухость-звонкость», «твёрдость-мягкость»; Определяет место звука в слове (начало, середина, конец) Выполняет звуковой анализ слов из 3 звуков (мак, кит, уха, лось) |
Обучение элементам грамоты | Выкладывает буквы из палочек, мозаики, лепит из пластилина; Узнаёт «зашумлённые» изображения букв, изображённые с недостающими элементами, находит знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображённых букв |
Слоговая структура | Различает длинные и короткие слова; Передаёт структуру двусложных слов с одним закрытым слогом (бидон), с двумя закрытыми слогами (кувшин). Знает понятие «слог» |
Связная речь | Ведёт диалог, замечает ошибки в чужой и своей речи; Составляет рассказ-описание, загадки-описания о предметах по образцу, алгоритму, плану; рассказ по серии сюжетных картинок; пересказывает знакомые сказки и небольшие тексты. |
Система мониторинга речевого развития детей с ТНР с 5 до 6 лет
Углубленное логопедическое обследование детей проводится в течение сентября. Задачами обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей, компенсаторные
возможности, зону ближайшего развития.
Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.
Речевая карта к Программе разработана для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7, что позволяет проследить динамику речевого
развития ребенка на протяжении трех лет.
Оценка промежуточных результатов развития осуществляется в январе после зимних каникул и в конце учебного года.
Результаты мониторинга отражают:
речевые карты детей;
годовой отчет
2. Содержание образовательной деятельности
II Содержательный раздел
2.1. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в старшей группе
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных —
названий предметов, объектов, их частей и деталей предметов по всем изучаемым лексическим
темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить
понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток, характеризовать состояние и настроение людей.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие «слово» и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Обеспечить усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в
единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов
словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, - ат-, -ят-,
глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и
числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их
однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность,
модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и
сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности
Звуковая культура речи
Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.
Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Формировать умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.
Грамматический строй речи
Формировать у детей умение использовать полные, распространенные простые с однородными членами и сложноподчиненные предложения для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; правильно употреблять суффиксы и приставки при словообразовании; использовать систему окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания.
Продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении.
Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах; правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных; употреблять формы повелительного наклонения глаголов; использовать простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около); правильно образовывать названия предметов посуды.
Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов
Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим
понятием.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза
Научить различать гласные и согласные звуки;
выделять начальные ударные гласные из слов (утка – У);
выделять согласные звуки из конца и начала слов (сок -К; кот – К) производить анализ и синтез обратных (ам) и прямых (ма) слогов и слов из трех звуков (кот, уха).
Научить подбирать слова с заданным звуком.
Сформировать понятия звук, гласный, согласный звук.
Научить делить на слоги слова, состоящие из 2-х и 3-х открытых слогов (ма-ма, ма-ши-на)
Подготовка детей к обучению грамоте
Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх.
Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные).
Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.
Помогать осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Воспитывать активное произвольное внимание к речи,
совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно,
задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
Педагог развивает у детей связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, обучает детей использовать вопросы поискового характера («Почему?», «Зачем?», «Для чего?»); составлять описательные рассказ из 5—6 предложений о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта; использовать элементарные формы объяснительной речи.
Педагог развивает у дошкольников речевое творчество, умения сочинять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам; составлять описательные загадки об игрушках, объектах природы; поддерживает инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи.
Педагог поддерживает стремление детей задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи, развивает умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
Педагог помогает детям осваивать умения вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, использовать разные типы реплик, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием.
Педагог формирует у детей умение участвовать в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников, использовать средства интонационной речевой выразительности, элементы объяснительной речи при разрешении конфликтов.
В результате, к концу 6 года жизни ребенок активен в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками;
без напоминания взрослого использует формулы речевого этикета;
инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные;
использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи;
умеет вступать в общение, его поддерживать и завершать; применяет средства эмоциональной и речевой выразительности; самостоятельно пересказывает знакомые сказки и рассказы;
с небольшой помощью педагога составляет описательные рассказы и загадки; проявляет словотворчество;
знает основные жанры литературных произведений;
с интересом слушает литературные тексты.
Ребенок использует слова, обозначающие профессии, части и детали предметов, трудовые действия, пространственно-временные представления, существительные с обобщающим значением; согласовывает слова в предложении; употребляет простые сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; произносит правильно все звуки; знает, что слова состоят из звуков, произносятся в слове в определенной последовательности; различает на слух твердые и мягкие согласные; определяет слова с заданным первым звуком.
Перспективное календарно-тематическое планирование
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно- развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала.
Ежедневное многократное повторение:
дошкольниками с ОНР;
согласуется с задачами всестороннего развития детей;
отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах;
обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Лексические темы представлены в перспективном тематическом плане.
Конспекты занятий приведены в сборнике:
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС
Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Основной формой обучения являются логопедические занятия. Количество занятий отражено в расписании ООД
Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи, которые
определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
Предусмотрены следующие виды логопедических занятий:
Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи и формированию звукопроизношения
Индивидуальные занятия по коррекции дефектов
звукопроизношения.
В структуре коррекционных подгрупповых занятий выделяются:
Вводная часть;
Основная часть;
Физкультурная минутка;
Заключительная часть.
Формы реализации программы
Вид деятельности Форма организации | Субъект воздействия | Содержание деятельности |
Диагностическая деятельность | Воспитанники | Изучение медицинской и психолого-педагогической документации Наблюдение за воспитанником в естественных и специально организованных условиях. Беседа с ребенком и его родителями. Логопедическое обследование. Анализ результатов обследования. |
Коррекционно-развивающая деятельность. (Подгрупповая, индивидуальная) | воспитанники | ООД в соответствии с циклограммой деятельности: Подгруппа (2 раза в неделю) Индивидуально (2-3 раза в неделю) |
Консультативно- профилактическая деятельность (Подгрупповая, индивидуальная) | Педагоги группы | Проведение консультаций и тематических практикумов для педагогов Тетрадь взаимосвязи |
Родители (законные представители) | Консультирование по запросам. Проведение мастер-классов, открытых занятий. Направление и сопровождение для консультации на ПМПК (по запросу родителей). |
Педагоги ДОУ | Проведение ПМПК. Разработка комплекса мероприятий, направленных на коррекцию выявленных отклонений в развитии воспитанников – 3 раза в год |
Методическая деятельность (Подгрупповая, индивидуальная) | Педагоги, родители (законные представители) | Формирование речевой культуры, педагогической компетентности по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста Выступления на педагогическом совете |
Методы и приемы работы с воспитанниками
Методы | Приемы |
| Предметная наглядность Предметные и сюжетные картинки Расположение предметов по образцу, схеме, модели («Озвучь узор», «Продолжи рисунок») Выкладывание последовательностей, серий («Кто кем будет?», «Прошлое, настоящее, будущее») Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор) Выкладывание логических цепочек Сигнальные картинки |
Словесный | Вопрос как стимул к речевой активности Оценка детской речи Придумывание слов на заданный звук, слог Договаривание по образцу Комментирование собственных действий Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам. Составление словосочетаний, предложений по демонстрируемому действию Выделение 4-лишнего по заданному признаку. Распространение предложений по наводящим вопросам Сравнения предметов, анализ признаков и действий предметов |
Практический | Угадывание предметов на ощупь. Выполнение действий по словесной инструкции. Запоминание и выполнение инструкций. Зачеркивание заданной буквы. Узнавание на ощупь. Выкладывание букв из палочек, веревочек, мозаики. Рисование буквы в воздухе. |
Репродуктивный | Словесный образец. Одновременное проговаривание. Повторение, объяснение, указание. Словесные упражнения. |
Исследовательский | Придумывание загадок, анализ признаков и свойств предметов. |
Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников
Взаимодействие с родителями (законными представителями) как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и
профилактической работы.
Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:
Создание единого коррекционно-развивающего пространства
Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи
Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми
Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи.
Направление взаимодействия с родителями | Цели | Формы, виды |
Взаимопознание и взаимоинформирование (знакомство с семьей) | Знакомство логопеда с семьями детей и семей воспитанников с логопедом | Собрания: «Результаты обследования речи детей. Задачи и содержание коррекционной работы в старшей группе» (октябрь) «Итоги работы за полугодие» (январь) «Наши успехи» (май) Беседы (индивидуальные) по запросам родителей и логопеда Анкетирование: «Сведения о родителях» «Мнение родителей об эффективности коррекционной работы» Информационный стенд «Уголок логопеда» (еженедельное обновление материала в соответствии с лексической темой) |
Непрерывное образование взрослых (образование родителей) | Просвещение родителей по вопросам речевого развития детей, коррекции нарушений речи | Мастер-класс «Артикуляционная гимнастика», «Играем с пальчиками - развиваем речь» Тренинг «Игры со звуками» «С пальчиками мы играем - речь детишек развиваем» Информационный стенд «Логопед советует» (ежемесячное обновление материала по вопросам коррекции речевых нарушений) Информация на сайте д/с родителей) |
Совместная деятельность логопеда, родителей, детей. | Укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми; | Праздники «Новый Год», «8-е Марта» Семейный календарь (рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье: «Семейное чтение», «Как весело и с пользой провести зимние каникулы» Домашняя тетрадь (Закрепление знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на подгрупповых и индивидуальных занятиях) Совместное детско-родительское творчество «Говорят дети» |
III Организационный раздел
Организация коррекционно-развивающей работы.
этап: Исходно — диагностический
Задачи этапа:
выявление особенностей общего и речевого развития детей;
определение компенсаторных возможностей, зоны ближайшего развития.
Результат:
Оформление речевых карт.
этап: Организационно — подготовительный
Задачи этапа:
1. Определение содержания деятельности по реализации задач
коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.
Согласование, уточнение и корректировка рабочих программ педагогов, работающих с детьми-логопатами.
Формирование информационной готовности педагогов МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического обследования, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении речевого нарушения.
Рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.
Результат:
Составление рабочей программы.
этап: Коррекционно-технологический
Задачи этапа:
Реализация задач, определённых АООП и планом индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.
Взаимодействие с педагогами, психологом, музыкальным руководителем, в процессе коррекционно-развивающей работы.
Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.
Результат:
Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии
этап: Итогово - диагностический
Задачи этапа:
Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.
Определение дальнейших образовательных (коррекционно- образовательных) перспектив детей.
Результат:
заполнение карты развития;
составление отчёта о работе учителя-логопеда за 2023-2024 учебный год.
Учебный год длится с 1 сентября по 31 мая.
В сентябре всеми специалистами проводится углубленная педагогическая диагностика индивидуального развития детей, сбор анамнеза, составление и обсуждение всеми специалистами группы рабочих программ, корректировка адаптированной основной образовательной программы.
В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей.
В конце учебного года ПМПК проводится, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе.
В старшей группе проводится подгрупповая работа с детьми.
На работу с одной подгруппой отводится 25 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми.
В середине учебного года, с 01.01 устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни проводится только индивидуальная работа с детьми.
Работа учителя – логопеда организована в соответствии с графиком работы и циклограммой.
Продолжительность образовательной недели – 5 дней.
Все обучение условно делится на три периода:
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь
II период – декабрь, январь, февраль, март
III период – апрель, май.
Психолого-педагогические условия реализации программы
В детском саду служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения.
Участники процесса | Виды деятельности |
Логопед: | координация педагогического процесса; диагностика, постановка и автоматизация звуков; развитие фонематического слуха; речевое и языковое развитие. |
Воспитатель: | автоматизация звуков; развитие фонематического слуха; расширение словаря; развитие связной речи. |
Музыкальный руководитель: | элементы логоритмики; постановка диафрагмально-речевого дыхания; развитие координации движений; музыкотерапия; развитие общей и мелкой моторики. |
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом
зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателей
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка | 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы |
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти | 6. Расширение кругозора детей |
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения | 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
10. Развитие фонематического восприятия у детей | 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений | 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова | 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения | 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни |
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы. | 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах:
совместное составление перспективного планирования работы на текущий год;
обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно- развивающей работы;
оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;
совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов,
ежедневные задания учителя-логопеда воспитателям включают в себя следующие разделы:
логопедические пятиминутки;
подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
индивидуальная работа.
3.1. Перспективный план работы с детьми старшего возраста
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
3. Раздел 3. Компоненты РППС для кабинетов специалистов |
3.1. Кабинет учителя-логопеда |
3.1.1. | Рабочее место учителя-логопеда |
3.1.1.1. | Емкости для приготовления и хранения дезинфицирующих средств для обработки логопедического инструментария | Комплект | + | |
3.1.1.2. | Интерактивная панель | шт. | 1 | | |
3.1.1.3. | Картотека на имеющиеся пособия | шт. | 1 | + | |
3.1.1.4. | Компьютер педагога с периферией/Ноутбук (лицензионное программное обеспечение, программное обеспечение) | шт. | 1 | | |
3.1.1.5. | Кресло педагога | шт. | 1 | + | |
3.1.1.6. | Многофункциональное устройство/принтер | шт. | 1 | | |
3.1.1.7. | Полотенце | шт. | 1 | + | |
3.1.1.8. | Раковина | шт. | 1 | | |
3.1.1.9. | Стол педагога | шт. | 1 | + | |
3.1.1.10. | Стул взрослый | шт. | 2 | + | |
3.1.1.11. | Шкаф для одежды | шт. | 1 | + | |
3.1.2. | Специализированная мебель и системы хранения |
3.1.2.1. | Доска магнитно-маркерная | шт. | 1 | + | |
3.1.2.2. | Доска пробковая | шт. | 1 | | |
3.1.2.3. | Интерактивная песочница | шт. | 1 | | |
3.1.2.4. | Интерактивное зеркало | шт. | 1 | | |
3.1.2.5. | Настенное зеркало (не менее 1,5-0,5 м), с дополнительным освещением | шт. | 1 | + | |
3.1.2.6. | Система хранения расходного материала | шт. | 1 | + | |
3.1.2.7. | Стеллажи для хранения пособий | шт. | 2 | + | |
3.1.2.8. | Стол модульный, регулируемый по высоте | шт. | 4 | + | |
3.1.2.9. | Стул, регулируемый по высоте | шт. | 8 | + | |
3.1.3. | Оснащение кабинета и оборудование |
3.1.3.1. | Азбука в картинках | шт. | 1 | + | |
3.1.3.2. | Бактерицидный облучатель | шт. | 1 | | |
3.1.3.3. | Бесконтактный детский термометр | шт. | 1 | | |
3.1.3.4. | Воздушное лото | шт. | 2 | | |
3.1.3.5. | Зеркало для индивидуальной работы (9х12) | шт. | 8 | + | |
3.1.3.6. | Зеркало для обследования ротовой полости | шт. | 3 | + | |
3.1.3.7. | Игрушка-вкладыш | шт. | 3 | | + |
3.1.3.8. | Коврик для тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук | шт. | 2 | | |
3.1.3.9. | Комплект детских книг для разных возрастов | шт. | 1 | + | |
3.1.3.10. | Комплект звучащих игрушек и игровых пособий, воспроизводящих звуки окружающего мира | шт. | 1 | + | |
3.1.3.11. | Комплект игрушек для привлечения слухового внимания | шт. | 1 | + | |
3.1.3.12. | Комплект игрушек на координацию движений | шт. | | + | |
3.1.3.13. | Комплект карточек - картинки с изображением эмоций | шт. | 1 | | + |
3.1.3.14. | Комплект карточек для проведения артикулярной гимнастики | шт. | 1 | + | |
3.1.3.15. | Комплект карточек на исключение 4-голишнего предмета; | шт. | 1 | | + |
3.1.3.16. | Комплект кубиков со словами, слогами | шт. | 1 | | |
3.1.3.17. | Комплект мелких игрушек | шт. | 1 | | + |
3.1.3.18. | Комплект методических материалов для работы логопеда в детском саду | шт. | 1 | + | |
3.1.3.19. | Комплект настольных наборов для развития мелкой моторики | шт. | 1 | | + |
3.1.3.20. | Метроном | шт. | 1 | | |
3.1.3.21. | Набор для завинчивания элементов разных форм, размеров и цветов | шт. | 1 | | + |
3.1.3.22. | Набор кубиков | шт. | 2 | | + |
3.1.3.23. | Набор логопедических зондов | шт. | 1 | + | |
3.1.3.24. | Набор музыкальных инструментов | шт. | 1 | | + |
3.1.3.25. | Набор муляжей овощей и фруктов | шт. | 1 | | + |
3.1.3.26. | Набор пазлов – комплект | шт. | 1 | | + |
3.1.3.27. | Набор пальчиковых кукол по сказкам – комплект | шт. | 1 | | |
3.1.3.28. | Набор парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) комплект | шт. | 1 | | + |
3.1.3.29. | Набор пирамидок разной степени сложности | шт. | 2 | | + |
3.1.3.30. | Набор предметных картинок для деления слов на слоги | шт. | 1 | + | |
3.1.3.31. | Набор предметов для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп | шт. | 1 | | + |
3.1.3.32. | Набор таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2–3 признакам одновременно – комплект | шт. | 1 | | + |
3.1.3.33. | Настольные игры – комплект | шт. | 1 | | + |
3.1.3.34. | Перчаточные куклы – комплект | шт. | 1 | | + |
3.1.3.35. | Песочные часы | шт. | 2 | | |
3.1.3.36. | Разрезные сюжетные картинки (2-4 частей) | шт. | 1 | + | |
3.1.3.37. | Разрезные сюжетные картинки (6–8 частей) | шт. | 1 | + | |
3.1.3.38. | Разрезные сюжетные картинки (8–16частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями комплект | шт. | 2 | + | |
3.1.3.39. | Секундомер | шт. | 1 | | |
3.1.3.40. | Серии картинок (до 6–9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) - комплект | шт. | 1 | + | |
3.1.3.41. | Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) - комплект | шт. | 1 | + | |
3.1.3.42. | Схемы для анализа предложений, комплект | шт. | 1 | + | |
3.1.3.43. | Счетный материал, набор | шт. | 4 | | + |
3.1.3.44. | Таймер механический | шт. | 1 | | |
3.1.3.45. | Устройство для развития речевого дыхания | шт. | 1 | | |
3.1.3.46. | Устройство для развития фонематического слуха | шт. | 1 | | |
3.1.3.47. | Фигурки домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями – комплект | шт. | 1 | + | |
3.1.3.48. | Шнуровка различного уровня сложности – комплект | шт. | 1 | | + |
3.1.3.49. | Шпатели металлические | шт. | 8 | | |
3.1.3.50. | Юла большая | шт. | 1 | | + |
3.1.3.51. | Юла малая | шт. | 1 | | + |
Методический комплект к программе
1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР - СПб. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007;
2. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Планы занятий. Учитель, 2006;
3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) Москва ВЛАДОС, 2001
4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., «Просвещение», 1967
5. Фалькович Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма М., ВАКО, 2005
6. Кузнецова Е.В. Обучение грамоте детей с нарушениями речи М., Творческий центр, 2008
7. Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М., Творческий центр, 2007
8. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками М., Творческий центр, 2008
9. Лопатина Л. В. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, Санкт-Петербург, 2014
3.3. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)
Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет является выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности). Диагностика проводится учителем-логопедом в течение сентября.
Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.
Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.
Речевая карта к программе разработана для детей с общим недоразвитием речи с четырех до семи лет, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении трех лет.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей осуществляется также воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором физического воспитания в начале учебного года.