СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая Программа коррекционной логопедической работы учителя-логопеда с детьми старшей группы на 2023-2024 учебный год

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей Программе освещены задачи, направления  логопедической работы, средства формирования речи детей старшей группы компенсирующей направленности 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая Программа коррекционной логопедической работы учителя-логопеда с детьми старшей группы на 2023-2024 учебный год»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ясли-сад комбинированного типа № 6 города Донецка»





Утверждено приказом по МБДОУ


№ от








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР II-III-4 уровня речевого развития)

2023 - 2024 учебный год




Составила:.

учитель-логопед

Нягина И.Б








г. Донецк

2023

СОДЕРЖАНИЕ

Ι. Пояснительная записка

1.1. Нормативные документы

1.2. Цель программы

1.3. Основные задачи

1.4. Принципы построения коррекционной программы

1.5. Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи

1.6. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы

ΙΙ. Содержание образовательной деятельности

2.1. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы

    1. Формы, способы, методы и средства реализации программы.

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

ΙΙΙ. Организационный раздел

3.1. Перспективный план работы в старшей группе

3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

3.3. Диагностика



I. Целевой раздел

1 Пояснительная записка

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТНР (от 4 до 7 лет) разработана и утверждена на основе АООП дошкольного образования МБДОУ «Ясли-сад № 6 города Донецка».

Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении. Чистая и правильная речь ребенка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Работа над речевым развитием должна проводиться постоянно, тогда в дальнейшем, в школьном возрасте, не будет проблем с нарушением письма (дисграфия) и нарушением чтения (дислексия).

С каждым годом растет число дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Данная форма речевой патологии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия, отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Дополнительные трудности в овладении связной речью обусловлены наличием у детей вторичных отклонений в развитии психических процессов — восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в усвоении детьми программы детского сада общеразвивающего вида, а в дальнейшем – и программы общеобразовательной школы.

Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.


1.1. Нормативные документы


Рабочая программа учителя-логопеда старшей группы МБДОУ «Ясли-сад комбинированного типа № 6 города Донецка», разработана в соответствии с Уставом детского сада и предназначена для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Программа учителя-логопеда разработана в соответствии нормативно-правовой основой с:

  • Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

  • Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

  • Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

  • Федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования;

  • Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Ясли-сад комбинированного типа № 6 города Донецка»;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой для

детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет в группе компенсирующей направленности;

  • Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под редакцией Н.В. Нищевой, 2015 год.

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»



Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет с ОНР ІІ, ІІІ и 4 уровнем речевого развития, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа рассчитана на один учебный год с 1 сентября по 31 мая.


1.2. Цель программы


Цель программы – реализация коррекционно-развивающей работы, гарантирующей воспитанникам, имеющим речевые нарушения, освоение основной образовательной программы дошкольного образования и успешную социализацию в обществе.

1.3. Основные задачи

Развитие понимания речи и активной подражательной речевой

деятельности.

Обогащение и активизация словаря.

Коррекция произносительной стороны речи

Практическое усвоение грамматических средств языка.

Развитие коммуникативности и успешности в общении.

Совершенствование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти)

Развитие общей, мелкой, артикуляторной моторики.

Выполнение задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции

усилий специалистов дошкольного учреждения и семей воспитанников.



1.4. Принципы построения коррекционной программы

Содержание программы определено с учетом основных принципов коррекционно-развивающей работы логопеда:

  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

  • принципы интеграции усилий специалистов;

  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

  • принцип постепенности подачи учебного материала;

  • принцип концентрического наращивания информации в каждой

из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.


1.5. Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи

В 2023 – 2024 учебном году зачислены дети с логопедическими заключениями:

ОНР II уровень речевого развития

ОНР III уровень речевого развития

ОНР ΙѴ уровень речевого развития


При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограниченны, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограниченна способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.


У детей второго уровня речевого развития речевая активность возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).


Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика детей включает все части речи. При этом наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Дети образуют существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Дети могут неправильно употреблять предлоги, допускают ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное

произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения выражаются в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Дети могут повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажают их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений

слов, выраженных приставками и суффиксами.


Четвёртый уровень речевого развития характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели незакончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.


1.6. Планируемые результаты освоения детьми коррекционной программы

В итоге логопедической работы ребёнок:

Развитие словаря

Понимает обращённую речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; использует в речи антонимы, относительные прилагательные, притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, её, его), указательные наречия (тут, здесь), числительные

Грамматический строй речи

Образует существительные в косвенных падежах; единственное и множественное число существительных, , глаголы с различными приставками;

употребляет несклоняемые существительные (кофе, пальто);

согласует прилагательные и числительные с существительными в роде, числе, падеже;

распространяет простое нераспространённое предложение

однородными членами;

составляет сложносочинённое и сложноподчинённое предложения

Звукопроизношение

Использует поставленные звуки в самостоятельной речи

Фонематическо е восприятие,

звуко-слоговой анализ

Знает понятия «звонкий согласный звук» «глухой согласный звук», «мягкий согласный звук», «твёрдый согласный звук»;

Умеет различать согласные звуки по признакам «глухость-звонкость», «твёрдость-мягкость»;

Определяет место звука в слове (начало, середина, конец)

Выполняет звуковой анализ слов из 3 звуков (мак, кит, уха, лось)

Обучение элементам грамоты

Выкладывает буквы из палочек, мозаики, лепит из пластилина;

Узнаёт «зашумлённые» изображения букв, изображённые с недостающими элементами, находит знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображённых букв

Слоговая структура

Различает длинные и короткие слова;

Передаёт структуру двусложных слов с одним закрытым слогом (бидон), с двумя закрытыми слогами (кувшин).

Знает понятие «слог»

Связная речь

Ведёт диалог, замечает ошибки в чужой и своей речи;

Составляет рассказ-описание, загадки-описания о предметах по образцу, алгоритму, плану;

рассказ по серии сюжетных картинок;

пересказывает знакомые сказки и небольшие тексты.


Система мониторинга речевого развития детей с ТНР с 5 до 6 лет

Углубленное логопедическое обследование детей проводится в течение сентября. Задачами обследования являются выявление особенностей общего и речевого развития детей, компенсаторные

возможности, зону ближайшего развития.

Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

Речевая карта к Программе разработана для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7, что позволяет проследить динамику речевого

развития ребенка на протяжении трех лет.

Оценка промежуточных результатов развития осуществляется в январе после зимних каникул и в конце учебного года.

Результаты мониторинга отражают:

  • речевые карты детей;

  • годовой отчет


2. Содержание образовательной деятельности


II Содержательный раздел

2.1. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в старшей группе

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных —

названий предметов, объектов, их частей и деталей предметов по всем изучаемым лексическим

темам.

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить

понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета, время суток, характеризовать состояние и настроение людей.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие «слово» и умение оперировать им.



ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Обеспечить усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в

единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов

словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, - ат-, -ят-,

глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и

числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их

однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные

предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).


РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА


Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность,

модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и

сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности

Звуковая культура речи

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Формировать умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения.


Грамматический строй речи

Формировать у детей умение использовать полные, распространенные простые с однородными членами и сложноподчиненные предложения для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей; правильно употреблять суффиксы и приставки при словообразовании; использовать систему окончаний существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания.

Продолжать формировать у детей умение правильно согласовывать слова в предложении.

Совершенствовать умения: правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах; правильно использовать форму множественного числа родительного падежа существительных; употреблять формы повелительного наклонения глаголов; использовать простые сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; правильно понимать и употреблять предлоги с пространственным значением (в, под, между, около); правильно образовывать названия предметов посуды.


Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим

понятием.


Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Научить различать гласные и согласные звуки;

выделять начальные ударные гласные из слов (утка – У);

выделять согласные звуки из конца и начала слов (сок -К; кот – К) производить анализ и синтез обратных (ам) и прямых (ма) слогов и слов из трех звуков (кот, уха).

Научить подбирать слова с заданным звуком.

Сформировать понятия звук, гласный, согласный звук.

Научить делить на слоги слова, состоящие из 2-х и 3-х открытых слогов (ма-ма, ма-ши-на)


Подготовка детей к обучению грамоте

Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх.

Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные).

Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

Помогать осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.



РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Воспитывать активное произвольное внимание к речи,

совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно,

задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Педагог развивает у детей связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, обучает детей использовать вопросы поискового характера («Почему?», «Зачем?», «Для чего?»); составлять описательные рассказ из 5—6 предложений о предметах и повествовательные рассказы из личного опыта; использовать элементарные формы объяснительной речи.

Педагог развивает у дошкольников речевое творчество, умения сочинять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам; составлять описательные загадки об игрушках, объектах природы; поддерживает инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками; использовать в практике общения описательные монологи и элементы объяснительной речи.

Педагог поддерживает стремление детей задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи, развивает умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

Педагог помогает детям осваивать умения вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, использовать разные типы реплик, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности; адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием.

Педагог формирует у детей умение участвовать в коллективном разговоре, поддерживая общую беседу, не перебивая собеседников, использовать средства интонационной речевой выразительности, элементы объяснительной речи при разрешении конфликтов.


В результате, к концу 6 года жизни ребенок активен в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками;

без напоминания взрослого использует формулы речевого этикета;

инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные;

использует разные типы реплик и простые формы объяснительной речи;

умеет вступать в общение, его поддерживать и завершать; применяет средства эмоциональной и речевой выразительности; самостоятельно пересказывает знакомые сказки и рассказы;

с небольшой помощью педагога составляет описательные рассказы и загадки; проявляет словотворчество;

знает основные жанры литературных произведений;

с интересом слушает литературные тексты.

Ребенок использует слова, обозначающие профессии, части и детали предметов, трудовые действия, пространственно-временные представления, существительные с обобщающим значением; согласовывает слова в предложении; употребляет простые сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; произносит правильно все звуки; знает, что слова состоят из звуков, произносятся в слове в определенной последовательности; различает на слух твердые и мягкие согласные; определяет слова с заданным первым звуком.


Перспективное календарно-тематическое планирование

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно- развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала.

Ежедневное многократное повторение:

  • позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря

дошкольниками с ОНР;

  • согласуется с задачами всестороннего развития детей;

  • отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах;

  • обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Лексические темы представлены в перспективном тематическом плане.

Конспекты занятий приведены в сборнике:

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа). — СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС


    1. Формы, способы, методы и средства реализации программы.

Основной формой обучения являются логопедические занятия. Количество занятий отражено в расписании ООД

Каждое занятие учебного плана решает как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи, которые

определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушениями речи. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Предусмотрены следующие виды логопедических занятий:

  • Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи и формированию звукопроизношения

  • Индивидуальные занятия по коррекции дефектов

звукопроизношения.

В структуре коррекционных подгрупповых занятий выделяются:

  • Вводная часть;

  • Основная часть;

  • Физкультурная минутка;

  • Заключительная часть.

Формы реализации программы

Вид деятельности

Форма организации

Субъект воздействия

Содержание деятельности

Диагностическая деятельность

Воспитанники

Изучение медицинской и психолого-педагогической документации

Наблюдение за воспитанником в естественных и специально организованных условиях.

Беседа с ребенком и его родителями.

Логопедическое обследование. Анализ результатов обследования.

Коррекционно-развивающая деятельность. (Подгрупповая, индивидуальная)


воспитанники

ООД в соответствии с циклограммой деятельности:

Подгруппа (2 раза в неделю)

Индивидуально (2-3 раза в неделю)

Консультативно- профилактическая

деятельность (Подгрупповая, индивидуальная)

Педагоги группы


Проведение консультаций и тематических практикумов для педагогов

Тетрадь взаимосвязи

Родители (законные представители)

Консультирование по запросам. Проведение мастер-классов, открытых занятий.

Направление и сопровождение для консультации на ПМПК (по запросу родителей).

Педагоги ДОУ

Проведение ПМПК. Разработка комплекса

мероприятий, направленных на коррекцию выявленных отклонений в развитии воспитанников – 3 раза в год

Методическая деятельность (Подгрупповая, индивидуальная)

Педагоги, родители (законные представители)

Формирование речевой культуры, педагогической компетентности по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста

Выступления на педагогическом совете



Методы и приемы работы с воспитанниками

Методы

Приемы

Предметная наглядность

Предметные и сюжетные картинки

Расположение предметов по образцу, схеме, модели («Озвучь узор», «Продолжи рисунок»)

Выкладывание последовательностей, серий («Кто

кем будет?», «Прошлое, настоящее, будущее»)

Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор)

Выкладывание логических цепочек

Сигнальные картинки

Словесный

Вопрос как стимул к речевой активности

Оценка детской речи

Придумывание слов на заданный звук, слог

Договаривание по образцу

Комментирование собственных действий

Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам.

Составление словосочетаний, предложений по

демонстрируемому действию

Выделение 4-лишнего по заданному признаку.

Распространение предложений по наводящим вопросам

Сравнения предметов, анализ признаков и действий

предметов

Практический

Угадывание предметов на ощупь.

Выполнение действий по словесной инструкции.

Запоминание и выполнение инструкций.

Зачеркивание заданной буквы.

Узнавание на ощупь.

Выкладывание букв из палочек, веревочек, мозаики.

Рисование буквы в воздухе.

Репродуктивный

Словесный образец.

Одновременное проговаривание.

Повторение, объяснение, указание.

Словесные упражнения.

Исследовательский

Придумывание загадок, анализ признаков и свойств предметов.


    1. Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников

Взаимодействие с родителями (законными представителями) как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и

профилактической работы.

Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:

  • Создание единого коррекционно-развивающего пространства

  • Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи

  • Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми

  • Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи.


Направление взаимодействия

с родителями

Цели

Формы, виды

Взаимопознание и взаимоинформирование

(знакомство с семьей)

Знакомство логопеда с семьями

детей и семей воспитанников

с логопедом

Собрания:

«Результаты обследования речи детей. Задачи и содержание коррекционной работы в старшей группе» (октябрь)

«Итоги работы за полугодие» (январь)

«Наши успехи» (май)

Беседы (индивидуальные) по

запросам родителей и логопеда

Анкетирование:

«Сведения о родителях»

«Мнение родителей об эффективности коррекционной

работы»

Информационный стенд

«Уголок логопеда»

(еженедельное обновление

материала в соответствии с лексической темой)

Непрерывное образование

взрослых (образование

родителей)

Просвещение родителей по вопросам речевого

развития детей, коррекции

нарушений речи

Мастер-класс

«Артикуляционная гимнастика»,

«Играем с пальчиками - развиваем речь»

Тренинг

«Игры со звуками»

«С пальчиками мы играем - речь детишек развиваем»

Информационный стенд

«Логопед советует» (ежемесячное обновление материала по вопросам коррекции речевых нарушений)

Информация на сайте д/с родителей)

Совместная деятельность логопеда, родителей, детей.

Укрепление эмоциональных

контактов между

детьми и взрослыми;

Праздники

«Новый Год»,

«8-е Марта»

Семейный календарь

(рекомендации по организации разнообразной деятельности в семье:

«Семейное чтение»,

«Как весело и с пользой провести зимние каникулы»

Домашняя тетрадь

(Закрепление знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на подгрупповых и индивидуальных занятиях)

Совместное детско-родительское творчество «Говорят дети»


III Организационный раздел

Организация коррекционно-развивающей работы.

этап: Исходно диагностический

Задачи этапа:

выявление особенностей общего и речевого развития детей;

определение компенсаторных возможностей, зоны ближайшего развития.

Результат:

Оформление речевых карт.


этап: Организационно подготовительный

Задачи этапа:

1. Определение содержания деятельности по реализации задач

коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

Согласование, уточнение и корректировка рабочих программ педагогов, работающих с детьми-логопатами.

Формирование информационной готовности педагогов МБДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического обследования, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении речевого нарушения.

Рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Результат:

Составление рабочей программы.


этап: Коррекционно-технологический

Задачи этапа:

Реализация задач, определённых АООП и планом индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.

Взаимодействие с педагогами, психологом, музыкальным руководителем, в процессе коррекционно-развивающей работы.

Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.

Результат:

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии


этап: Итогово - диагностический

Задачи этапа:

Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.

Определение дальнейших образовательных (коррекционно- образовательных) перспектив детей.

Результат:

  • заполнение карты развития;

  • составление отчёта о работе учителя-логопеда за 2023-2024 учебный год.


Учебный год длится с 1 сентября по 31 мая.

В сентябре всеми специалистами проводится углубленная педагогическая диагностика индивидуального развития детей, сбор анамнеза, составление и обсуждение всеми специалистами группы рабочих программ, корректировка адаптированной основной образовательной программы.

В конце сентября специалисты, работающие в группе, на психолого-медико-педагогическом консилиуме ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей.


В конце учебного года ПМПК проводится, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника и определить необходимость дальнейшего его пребывания в группе.


В старшей группе проводится подгрупповая работа с детьми.

На работу с одной подгруппой отводится 25 минут. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми.

В середине учебного года, с 01.01 устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни проводится только индивидуальная работа с детьми.


Работа учителя – логопеда организована в соответствии с графиком работы и циклограммой.

Продолжительность образовательной недели – 5 дней.

Все обучение условно делится на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь

II период – декабрь, январь, февраль, март

III период – апрель, май.


Психолого-педагогические условия реализации программы

В детском саду служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения.

Участники процесса

Виды деятельности

Логопед:

координация педагогического процесса;

диагностика, постановка и автоматизация звуков;

развитие фонематического слуха;

речевое и языковое развитие.

Воспитатель:

автоматизация звуков;

развитие фонематического слуха;

расширение словаря;

развитие связной речи.

Музыкальный

руководитель:

элементы логоритмики;

постановка диафрагмально-речевого дыхания;

развитие координации движений;

музыкотерапия;

развитие общей и мелкой моторики.


Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом

зависит от преемственности в работе логопеда и воспитателей

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного

запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о

времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и

артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия у детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по

рекомендации логопеда, тактичное

исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а

затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы.

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении


Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах:

  • совместное составление перспективного планирования работы на текущий год;

  • обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно- развивающей работы;

  • оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;

  • взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;

  • совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов,

ежедневные задания учителя-логопеда воспитателям включают в себя следующие разделы:

  • логопедические пятиминутки;

  • подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

  • индивидуальная работа.

3.1. Перспективный план работы с детьми старшего возраста


3.2. Материально-техническое обеспечение Программы


3. Раздел 3. Компоненты РППС для кабинетов специалистов

3.1. Кабинет учителя-логопеда

3.1.1.

Рабочее место учителя-логопеда

3.1.1.1.

Емкости для приготовления и хранения дезинфицирующих средств для обработки логопедического инструментария


Комплект

+


3.1.1.2.

Интерактивная панель

шт.

1



3.1.1.3.

Картотека на имеющиеся пособия

шт.

1

+


3.1.1.4.

Компьютер педагога с периферией/Ноутбук

(лицензионное программное обеспечение, программное обеспечение)


шт.


1



3.1.1.5.

Кресло педагога

шт.

1

+


3.1.1.6.

Многофункциональное устройство/принтер

шт.

1



3.1.1.7.

Полотенце

шт.

1

+


3.1.1.8.

Раковина

шт.

1



3.1.1.9.

Стол педагога

шт.

1

+


3.1.1.10.

Стул взрослый

шт.

2

+


3.1.1.11.

Шкаф для одежды

шт.

1

+


3.1.2.

Специализированная мебель и системы хранения

3.1.2.1.

Доска магнитно-маркерная

шт.

1

+


3.1.2.2.

Доска пробковая

шт.

1



3.1.2.3.

Интерактивная песочница

шт.

1



3.1.2.4.

Интерактивное зеркало

шт.

1



3.1.2.5.

Настенное зеркало (не менее 1,5-0,5 м), с

дополнительным освещением

шт.

1

+


3.1.2.6.

Система хранения расходного материала

шт.

1

+


3.1.2.7.

Стеллажи для хранения пособий

шт.

2

+


3.1.2.8.

Стол модульный, регулируемый по высоте

шт.

4

+


3.1.2.9.

Стул, регулируемый по высоте

шт.

8

+


3.1.3.

Оснащение кабинета и оборудование

3.1.3.1.

Азбука в картинках

шт.

1

+


3.1.3.2.

Бактерицидный облучатель

шт.

1



3.1.3.3.

Бесконтактный детский термометр

шт.

1



3.1.3.4.

Воздушное лото

шт.

2



3.1.3.5.

Зеркало для индивидуальной работы (9х12)

шт.

8

+


3.1.3.6.

Зеркало для обследования ротовой полости

шт.

3

+


3.1.3.7.

Игрушка-вкладыш

шт.

3


+

3.1.3.8.

Коврик для тактильно-кинестетической стимуляции пальцев рук

шт.

2



3.1.3.9.

Комплект детских книг для разных возрастов

шт.

1

+


3.1.3.10.

Комплект звучащих игрушек и игровых пособий, воспроизводящих звуки окружающего мира

шт.

1

+


3.1.3.11.

Комплект игрушек для привлечения слухового внимания

шт.

1

+


3.1.3.12.

Комплект игрушек на координацию движений

шт.


+


3.1.3.13.

Комплект карточек - картинки с изображением эмоций

шт.

1


+

3.1.3.14.

Комплект карточек для проведения артикулярной гимнастики

шт.

1

+


3.1.3.15.

Комплект карточек на исключение 4-голишнего предмета;

шт.

1


+

3.1.3.16.

Комплект кубиков со словами, слогами

шт.

1



3.1.3.17.

Комплект мелких игрушек

шт.

1


+

3.1.3.18.

Комплект методических материалов для работы

логопеда в детском саду

шт.

1

+


3.1.3.19.

Комплект настольных наборов для развития мелкой моторики

шт.

1


+

3.1.3.20.

Метроном

шт.

1



3.1.3.21.

Набор для завинчивания элементов разных форм, размеров и цветов

шт.

1


+

3.1.3.22.

Набор кубиков

шт.

2


+

3.1.3.23.

Набор логопедических зондов

шт.

1

+


3.1.3.24.

Набор музыкальных инструментов

шт.

1


+

3.1.3.25.

Набор муляжей овощей и фруктов

шт.

1


+

3.1.3.26.

Набор пазлов – комплект

шт.

1


+

3.1.3.27.

Набор пальчиковых кукол по сказкам – комплект

шт.

1



3.1.3.28.

Набор парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия, ошибки (смысловые) комплект

шт.

1


+

3.1.3.29.

Набор пирамидок разной степени сложности

шт.

2


+

3.1.3.30.

Набор предметных картинок для деления слов на слоги

шт.

1

+


3.1.3.31.

Набор предметов для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп

шт.

1


+

3.1.3.32.

Набор таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2–3 признакам одновременно – комплект


шт.


1


+

3.1.3.33.

Настольные игры – комплект

шт.

1


+

3.1.3.34.

Перчаточные куклы – комплект

шт.

1


+

3.1.3.35.

Песочные часы

шт.

2



3.1.3.36.

Разрезные сюжетные картинки (2-4 частей)

шт.

1

+


3.1.3.37.

Разрезные сюжетные картинки (6–8 частей)

шт.

1

+


3.1.3.38.

Разрезные сюжетные картинки (8–16частей),

разделенные прямыми и изогнутыми линиями комплект

шт.

2

+


3.1.3.39.

Секундомер

шт.

1



3.1.3.40.

Серии картинок (до 6–9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации) - комплект


шт.


1

+


3.1.3.41.

Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) - комплект


шт.


1

+


3.1.3.42.

Схемы для анализа предложений, комплект

шт.

1

+


3.1.3.43.

Счетный материал, набор

шт.

4


+

3.1.3.44.

Таймер механический

шт.

1



3.1.3.45.

Устройство для развития речевого дыхания

шт.

1



3.1.3.46.

Устройство для развития фонематического слуха

шт.

1



3.1.3.47.

Фигурки домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями – комплект

шт.

1

+


3.1.3.48.

Шнуровка различного уровня сложности – комплект

шт.

1


+

3.1.3.49.

Шпатели металлические

шт.

8



3.1.3.50.

Юла большая

шт.

1


+

3.1.3.51.

Юла малая

шт.

1


+








Методический комплект к программе


1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР - СПб. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007;


2. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Планы занятий. Учитель, 2006;


3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) Москва ВЛАДОС, 2001

4. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., «Просвещение», 1967


5. Фалькович Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма М., ВАКО, 2005


6. Кузнецова Е.В. Обучение грамоте детей с нарушениями речи М., Творческий центр, 2008

7. Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет М., Творческий центр, 2007


8. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками М., Творческий центр, 2008


9. Лопатина Л. В. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, Санкт-Петербург, 2014



3.3. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

Задачами углубленной педагогической диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет является выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояния компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности). Диагностика проводится учителем-логопедом в течение сентября.

Углубленное логопедическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития ребенка, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.

Речевая карта к программе разработана для детей с общим недоразвитием речи с четырех до семи лет, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении трех лет.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей осуществляется также воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором физического воспитания в начале учебного года.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!