Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
имени генерал-лейтенанта В.Г.Асапова
города Южно-Сахалинска
Адрес: 693007 г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная д.18, тел. 8 (4242) 73-54-87; 75-09-76; [email protected];
___________ИНН-6501103858; КПП-650101001; ОГРН:1026500527580______________
.
«РАССМОТРЕНО» Руководитель УВЦ Протокол №__________ «____»_____________2018 г. ___________/Страшнёва О.Ю./ | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР МАОУ СОШ № 8 от___________2018 г. ________/Иванченко Н.Х/ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ СОШ №8 г.Южно-Сахалинска __________Кораблёва Н.А. Приказ №______от «_____»________2018 г. |
Рабочая программа
коррекционных-развивающих
логопедических занятий
для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:
Закона «Об образорвании»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;
Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.
Составитель: учитель-логопед
Михалева Анна Сергеевна
Южно-Сахалинск
2018 год
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
обучение грамоте, овладение элементами грамоты;
формирование навыков учебной деятельности;
осуществление преемственности в работе с родителями учащихся, сотрудниками МОУ, классными руководителями и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Первая половина сентября – фронтальное обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
С 15 мая – повторное фронтальное обследование детей с целью выявления динамики обучения и усвоения пройденного материала.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 7 - 8 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 35 минут для детей 6-7 летнего возраста, 40 минут для детей 8-10 летнего возраста.
Занятия с детьми проводятся во внеурочное время.
Продолжительность занятий с учащимися: ФФН – 1 год; ОНР II- IV уровень развития речи – 1 – 1,5 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
игровые,
наглядно - демонстрационные,
словесные.
Принципы логопедической работы:
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая
- работа в парах
- индивидуальная
Итоги коррекционно-развивающего обучения в младших классах.
Оценивается:
степень сформированности звуковой и лексико-грамматической стороны речи;
особенности речевого общения — вариабельность проявления заикания в зависимости от: темы общения; ситуации общения; формы речи (диалогическая, монологическая; ситуативная, контекстная); степени подготовленности; темпа речи;
особенности речевого поведения (активность, импульсивность);
К концу обучения учащиеся младшего школьного возраста должны:
усвоить содержание программы младших классов общеобразовательного учреждения;
овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи — рассказом по представлению, пересказом;
свободно пользоваться плавной речью различной сложности в разных ситуациях общения;
уметь адаптироваться к различным условиям общения;
преодолеть индивидуальные коммуникативные затруднения
Сводная таблица по видам контроля
Виды контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | Итого |
Проведение диагностик речи и письма | 1 | 1 (промежуточная) | | 1 | | 3 |
Количество плановых проверочных работ | | 1 | | 1 | | 2 |
Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком
Цель программы: обеспечить возможность ранней интеграции иноязычного ребенка в среду русскоговорящих детей с нарушениями речи для систематической коррекции речевого дефекта
Задачи:
закреплять те умения и навыки русской речи, которые дети уже усвоили на занятиях (в соответствии с планами логопедических занятий)
упражнять детей в правильном произношении отдельных звуков, слов, фраз;
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
В итоге логопедической работы учащиеся, овладевающие русским (неродным) языком, должны:
различать в потоке русской речи отдельные слоги, слова, словосочетания и предложения;
усвоить правильное произношение звуков русской речи в соответствии с индивидуальными особенностями строения и функции артикуляционного аппарата;
четко различать и дифференцировать усвоенные на данный момент звуки русской речи по месту, способу артикуляции и участию голоса;
уметь отчетливо произносить слоговые сочетания и слова различной ритмико-интонационной структуры;
делить слова на слоги и звуки;
различать в потоке русской речи отдельные слоги, слова, словосочетания и предложения;
усвоить правильное произношение звуков русской речи в соответствии с индивидуальными особенностями строения и функции артикуляционного аппарата;
четко различать и дифференцировать усвоенные на данный момент звуки русской речи по месту, способу артикуляции и участию голоса;
уметь отчетливо произносить слоговые сочетания и слова различной ритмико-интонационной структуры;
делить слова на слоги и звуки;
давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указав наиболее существенные признаки (цвет, размер, местоположение, некоторые качества, принадлежность тому или иному лицу);
описывать собственные действия или действия других лиц, указав время действия;
рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, где живет, какая семья);
рассказывать о семье (о братьях и сестрах, о том, кем работают родители, что они делают дома);
рассказывать о жизни в школе, режиме дня;
давать описание сюжетной картинки или воображаемой, наблюдаемой ситуации в форме рассказа из трех— восьми предложений;
уметь пользоваться усвоенными речевыми операциями в изменяющихся ситуациях общения;
уметь самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации, выбирая для этого соответствующие слова и грамматические средства.
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением НВОНР - I четверть
№ | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Сентябрь |
1 | Фронтальное обследование устной речи | | |
2 |
3 | Слово | Усвоение понятия «слово» как части предложения, его лексического значения. Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы | Развитие психологической базы речи | 1 ч | | |
4 | Слова, обозначающие предметы | Закрепить у детей понятия о словах, обозначающих предметы. Учить детей графически изображать слова, обозначающие предметы | | 1 ч | | |
5 | Слова, обозначающие действие предмета | Учить детей различать слова, обозначающие действие предмета | | 1 ч | | |
6 | Дифференциация слов, обозначающих предмет и действие предмета | Закрепить у детей понятие понятия о словах, обозначающих предметы и действия. Учить детей выделять слова из простого нераспространенного предложения | Развитие психологической базы речи | 1 ч | | |
Октябрь |
1 | Предложение. Дифференциация «слово» - «предложение» | Дать ученикам понятие о предложении. Дифференцировать понятия «слово» - «предложение». Учить составлять простое нераспространенное предложение из двух слов | Развитие психологической базы речи | 1 ч | | |
2 | Слова, обозначающие признак предмета | Познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета. Учить правильно изменять слова, обозначающие предметы по родам | | 1 ч | | |
3 | Предложение | Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения | | 1 ч | | |
4 | Предложение | Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие | Развитие психологической базы речи | 1 ч | | |
5 | Предложение. Распространение предложений | Учить детей составлять предложение из трех слов | | 1 ч | | |
6 | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе | Учить детей правильно согласовывать глагол с именем существительным в роде и числе | | 1 ч | | |
7 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе | | 1 ч | | |
8 | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе | Учить детей правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде и числе | | 1 ч | | |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением НВОНР - II четверть
№ | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Ноябрь |
1 | Каникулы | | | |
2 | Управление. Дательный падеж Винительный падеж | Учить детей распространять предложение косвенным дополнением без предлогов | Развитие психологической базы речи | 1 ч | | |
Управление. Творительный падеж | Учить детей распространять предложение косвенным дополнением без предлогов | | 1 ч | | |
Предлоги. Предлоги В, На | Практическое знакомство с предлогами Уточнить значение предлога На, В, научить детей правильно пользоваться им в речи | | 1 ч | | |
3 | Предлоги | Практическое знакомство с предлогами. Учить детей пользоваться ими в устной речи | | 1 ч | | |
Предлоги НА | Уточнить значение предлога НА, научить детей правильно пользоваться им в речи | | 1 ч | | |
Предлоги В | Уточнить значение предлога В, научить детей правильно пользоваться им в речи | | 1 ч | | |
4 | Дифференциация предлогов НА, В | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами В, НА в речи | | 1 ч | | |
Предлоги С (СО) Предлог ИЗ | Уточнить значение предлога С (СО), ИЗ научить детей правильно пользоваться им в речи | | 1 ч | | |
Декабрь |
1 | Дифференциация предлогов С, ИЗ | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами С, ИЗ в речи | Развитие психологической базы речи | 1 ч | | |
Предлоги ПО, К | Закрепить у детей умение правильно пользоваться предлогами ПО, К в речи | | 1 ч | | |
Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА | Уточнить значение предлогов ЗА, ИЗ-ЗА, научить детей правильно пользоваться ими в речи | | 1 ч | | |
2 | Предлоги НАД, ПОД | Уточнить значение предлогов НАД, ПОД, научить детей правильно пользоваться ими в речи | | 1 ч | | |
Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | Уточнить значение предлогов ПОД, ИЗ-ПОД научить детей правильно пользоваться ими в речи | | 1 ч | | |
Закрепление предлогов | Закрепить у детей умение пользоваться всеми предлогами в речи | | 1 ч | | |
3 | Последовательный пересказ | Учить детей составлять пересказ с опорой на вопросы | | 1 ч | | |
Последовательный пересказ | Учить детей составлять пересказ с опорой на вопросы | | 1 ч | | |
Последовательный пересказ | Учить детей составлять пересказ по опорным словам | | 1 ч | | |
4 | Рассказ по серии картин | Учить детей составлять пересказ по серии картин | Развитие психологической базы речи | 1 ч | | |
Рассказ по сюжетной картине | Учить детей составлять пересказ по сюжетной картине | | 1 ч | | |
Рассказ по сюжетной картине | Учить детей составлять пересказ по сюжетной картине | | 1 ч | | |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением НВОНР - III четверть
№ | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Январь |
1 | Каникулы | | | |
2 |
3 | Рассказ-описание | Учить детей составлять описательный рассказ по предметной картинке, по опорным картинкам | Развитие психологической базы речи | 1 ч | | |
Рассказ-описание | Учить детей составлять описательный рассказ по готовому плану | 1 ч | | |
Рассказ-описание | Учить детей составлять план рассказа, использовать собственный план при пересказе | 1 ч | | |
4 | Рассказ-описание | Тренировать учеников в составлении плана рассказа и рассказывании по плану | 1 ч | | |
Краткий пересказ | Учить детей находить главную мысль рассказа. Формировать умение кратко пересказывать текст | 1 ч | | |
Краткий пересказ | Учить детей краткому пересказу | 1 ч | | |
Февраль |
1 | Выборочный пересказ | Учить детей составлять выборочный пересказ | | 1 ч | | |
Творческий пересказ | Учить детей составлять рассказ по началу, по концу | | 1 ч | | |
Устные сочинения | Учить детей составлять собственное монологическое высказывание с опорой на вопросы | | 1 ч | | |
2 | Устные сочинения | Учить детей составлять рассказ по представлению | Формирование навыков звукового анализа. Выделение в словах гласных звуков | 1 ч | | |
Звук. Речевые - неречевые звуки | Познакомить учащихся со способом образования различных звуков | Выделение в словах гласных звуков | 1 ч | | |
Звуки речи | Познакомить учеников со строением артикуляционного аппарата | Анализ слов и предложений | 1 ч | | |
3 | Гласные и согласные звуки | Познакомить учеников со способом образования гласных и согласных звуков. Учить детей различать гласные и согласные звуки | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [с] | 1 ч | | |
Гласные звуки | Учить детей слышать и выделять гласные первого ряда | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ш] | 1 ч | | |
Гласные звуки | Познакомить учеников с образованием гласных второго ряда | Дифференциация [с] / [ш1 | 1 ч | | |
4 | Гласные звуки | Выделение гласных второго ряда в начале слова | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [з] | 1 ч | | |
Слоговой состав слова | Учить детей делить на слоги двусложные слова | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ж] | 1 ч | | |
Слоговой состав слова | Учить детей делить на слоги трехсложные слова | Дифференциация [з]/[ж] | 1 ч | | |
Март |
1 | Слоговой состав слова | Дать ученикам понятие о слогообразующей роли гласного. Учить детей выделять гласные из слов | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ц] | 1 ч | | |
Слоговой состав слова. | Закрепить у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов | Дифференциация [с]/[ц] | 1 ч | | |
Слоговой состав слова | Учить детей определять порядок слогов в слове | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [ч] | 1 ч | | |
2 | Ударение | Учить детей определять ритмический рисунок слова, соотносить его с самим словом | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [т'] | 1 ч | | |
Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Дифференциация[ч]/[т'] | 1 ч | | |
2 | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Закрепление темы «Слоговой состав слова», «Ударение» | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [щ] | 1 ч | | |
3 | Согласные звонкие и глухие | Научить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные | Дифференциация [с]/[щ] | 1 ч | | |
Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные | Научить детей слышать твердое и мягкое звучание согласных | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [р] | 1 ч | | |
Мягкий согласный в середине слова | Учить детей выделять мягкий согласный из середины слова | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [л} | 1 ч | | |
4 | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда | Учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда | Дифференциация [р] / [л] | 1 ч | | |
Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Я | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Дифференциация [з] / [с] | 1 ч | | |
Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Ё | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Дифференциация [ж] / [ш] | 1 ч | | |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-логопедической работы с группой детей с логопедическим заключением НВОНР - IV четверть
№ | Тема занятия | Цели | Профилактика дислексии и дисграфии | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Апрель |
1 | Каникулы |
2 | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Ю | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [б] | 1 ч | | |
Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква Е | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [п] | 1 ч | | |
Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда». Буква И | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда» | Дифференциация [б] / [п] | 1 ч | | |
3 | Контрольное занятие | | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [д] | 1 ч | | |
Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | Обозначение мягкости согласных с помощью Б | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [т] | 1 ч | | |
Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи Ь». | Закрепление темы «Обозначение мягкости согласных при помощи Б» | Дифференциация [Д]/[Т] | 1 ч | | |
4 | Контрольное занятие | | 1 ч | | |
Звуко-буквенный анализ слов | Упражнять детей в выделении заданного звука | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [к] | 1 ч | | |
Звуко-буквенный анализ слов | Упражнять детей в выделении заданного звука | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [г] | 1 ч | | |
Май |
1 | Звуковой анализ слов | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове | Анализ и синтез слов и предложений, содержащих звук [х] | 1 ч | | |
Звуковой анализ слов | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове | Дифференциация [ г], к, х | 1 ч | | |
Звуковой анализ слов | Усвоение учениками количества и порядка звуков в слове | Упражнение в дифференциация всех звонких и глухих. Анализ слов и предложений со всеми звонкими и глухими | 1 ч | | |
2 | Звуко-буквенный анализ слов | Закрепление материала по данной теме | | 1 ч | | |
Звуко-буквенный анализ слов | Закрепление материала по данной теме | | 1 ч | | |
Итоговое занятие | | | 1 ч | | |
3 | Фронтальное обследование устной и письменной речи | | | |
Программа логопедической работы с учащимися 1 классов с нарушением звукопроизношения
В программе использовалась следующая литература «Логопедия» Л.С.Волковой, «Основы логопедии» Т.Б.Филичевой, «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» М.Ф Фомичевой, «Коррекция звуков речи у детей» Л.Н. Ефименковой, «Логопедическое пособие для детей» А.И. Богомоловой.
Цель программы: устранить нарушения звукопроизношения.
Коррекционная работа по устранению дислалии ведется по следующим принципам:
Максимальное использование различных анализаторов.
Поэтапность работы:
развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика);
автоматизация навыков произношения звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
автоматизация звука в словах (в начале, в середине, в конце слова);
автоматизация навыков произношения в предложениях (простых, сложных);
автоматизация в разговорной речи.
Регулярность занятий: 2 раза в неделю по 35-40 минут в подгрупповой форме (5-6 человек); 2 раза в неделю по 15-20 минут в индивидуальной форме.
Календарно-тематическое планирование по устранению нарушений звукопроизношения (1 класс)
№ | Темы занятий | Цели занятий | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
1 | Подготовительные упражнения (артикуляционная гимнастика) Развитие фонематического слуха. | Выработка правильных полноценных артикуляционных органов. Направления: 1) необходимо формировать точные движения органов артикуляции 2) развивать мелкую моторику рук 3) развивать фонематический слух 4) формировать правильную воздушную струю. 5) отработка опорных звуков | 4-5 ч. | | |
2 | Постановка звука. | Добиваться правильного произношения отдельных звуков: 1способ – по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями) ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонем . 2 способ – смешанный (подражание + словесные пояснения). Развивать мелкую моторику рук. Развивать фонематический слух, память, мышление. | 9-10 ч. | | |
3 | Автоматизация звука в словах. | Добиваться правильного произношения звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль. Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса. | | | |
А) | автоматизация звука в прямых слогах. | Добиваться правильного произношения в прямых слогах | 1-2 ч. | | |
Б) | автоматизация звука в обратных слогах. | Добиваться правильного произношения в обратных слогах. | 1-2 ч. | | |
В) | автоматизация звука в слогах со стечением согласных звуков. | Добиваться правильного произношения звука в слогах со стечением согласных звуков. | 1-2 ч. | | |
Г) | автоматизация в словах (в начале слова) | Добиваться правильного произношения звука в начале слова ( односложные, двусложные и т.д.) | 1 ч. | | |
Д) | автоматизация в середине слова | Отработать правильное произношение в середине слова. | 1ч. | | |
Е) | автоматизация звука в конце слова | Отработать правильное произношение звука в конце слова. | 1 ч. | | |
Ж) | Закрепление звука в словах (в разных позициях) | Уметь выделять изучаемый звук. | 1 ч. | | |
З) | произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове | Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове. | 1 ч. | | |
4 | Автоматизация звука в предложениях. | Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления: 1.Развивать мелкую моторику рук; 2.Фонематический слух; 3. Пополнять словарный запас; 4.Развивать речь ребенка; 5.Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи. | 10-12 ч. | | |
А) | автоматизация звука во фразовой речи | Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи. | 2 ч. | | |
Б) | автоматизация звука в простом предложении | Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки. | 2 ч. | | |
В) | автоматизация звука в простом распространенном предложении | Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением. Пополнять словарный запас. | 2-3 ч. | | |
Г) | автоматизация в сложном предложении | Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами (а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно. | 2-3ч. | | |
5 | Автоматизация звука в: чистоговорках стихах; скороговорках; поговорках; шутках; потешках. | Автоматизировать произношение звука. Развивать: память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству. | 6-7 ч. | | |
6 | Автоматизация в коротких рассказах. | Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картин. | 5-6 ч. | | |
7 | Автоматизация в длинных рассказах. | Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, словарь. | 5-6 ч. | | |
8 | Автоматизация в разговорной речи. | Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи. | 2-3 ч. | | |
9 | Дифференциация звуков: изолированное произношение; в слогах; в словах; в предложениях; чистоговорках; стихах. | Учить детей различать звуки и правильно употреблять их речи. | 6-7 ч. | | |
Программа логопедической работы с учащимися 2 класса с нарушением письма и чтения (дисграфия, дислексия), обусловленными фонетико-фонематическим недоразвитием.
Рабочая программа рассчитана на 64 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)
Программа составлена для обучающихся 2 классов, с нарушением письма, обусловленным общим недоразвитием речи 3 уровня
Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи школы, МО):
Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:
Знать:
термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
как дифференцировать оппозиционные звуки;
как образовать новое слово при помощи суффиксов и приставок.
Уметь:
владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
производить фонетический разбор слова;
производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
подбирать слова на заданный звук;
сравнивать слова со сходными звуками;
составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Критерии оценивания различных видов работ:
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий
Ожидаемые результаты:
ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;
ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Календарно-тематическое планирование по устранению нарушения письма и чтения (дисграфия, дислексия), обусловленнойФФНР (2 класс)
№ | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Подготовительный этап работы (8 часов) |
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Законы логопедического кабинета Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления | 6 | | |
2 | Звуки | Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков | 1 | | |
3 | Гласные и согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов | Работа с гласными и согласными звуками. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами и «опорами» для обозначения звуков на письме | 1 | | |
Основной этап работы |
4 | Дифференциация гласных I—II ряда | Работа с гласными II ряда. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных для обозначения мягкости на письме | 4 | | |
5 | Мягкий знак | Соотнесение мягкого знака с символом и «опорой» для обозначения на письме. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. | 2 | | |
6 | Звонкие и глухие согласные | Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза | 2 | | |
Проверочная работа | | |
7 | Звуки Б – БЬ, П - ПЬ | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
8 | Звуки В - В', Ф - Ф' | Дифференциация звуков В - В', Ф –Ф' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
9 | Звуки Г - Г', К -К', X - X' | Дифференциация звуков Г — Г, К — К', X — X' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со слова ми-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза | 2 | | |
10 | Звуки Д - Д', Т — Т' | Дифференциация звуков Д - Д', Т — Т' изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
11 | Звуки 3 — 3', С - С' | Дифференциация звуков изолированно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
12 | Звуки Ж - Ш | Дифференциация звуков Ж — Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
13 | Лабиализованные гласные. Звуки О — У | Закрепление знаний о гласных звуках О, У. Соотнесение звука с символом и буквой. Сравнительная характеристика звуков. Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений. | 2 | | |
14 | Лабиализованные гласные. Буквы Ё —Ю | Соотнесение букв с символами. Дифференциация гласных Ё — Ю изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. | 2 | | |
15 | Дифференциация сонорных. Звуки Р -Р'-Л-Л' | Дифференциация звуков Р — Р', Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
16 | Звуки Л - Л' - Й | Дифференциация звуков Й, Л — Л' в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
17 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. | 2 | | |
18 | Звуки С - С', Ш | Дифференциация звуков С — С', Ш в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
19 | Звуки 3 - 3', Ж | Дифференциация звуков 3 — 3', Ж в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
20 | Звуки С – С`, Ц | Дифференциация звуков С - С, Ц в слогах, в словах, в словосочетаниях, в предложениях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
21 | Звуки ТС — Ц | Дифференциация звуков Ц — ТС в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
22 | Звуки Ч – Щ. | Дифференциация звуков Ч — Щ изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Соотнесение звуков занятия с символами и «опорами» для обозначения на письме. Развитие фонематического анализа и синтеза. | 2 | | |
23 | Звуки Ч — ТЬ | Дифференциация звуков Ч — ТЬ в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
24 | Звуки Ч — Ш | Дифференциация звуков Ч — Ш в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Развитие слуховых дифференцировок. | 2 | | |
25 | Звуки Ч — Ц | Дифференциация звуков Ц — Ч в слогах, словах, в словосочетаниях и в тексте. Соотнесение звуков с символами и «опорами» для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза. | 2 | | |
Проверочная работа |
Заключительный этап работы |
26 | Развитие связной речи | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение... | 10 | | |
Проверочная работа |
Программа логопедической работы с учащимися 3-4 классов
со смешанной формой дисграфии, дислексии
Программа создана на основе методических разработок: И.Н. Садовниковой “Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма”, Л.Н. Ефименковой “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов”.
Цель программы: коррекция дисграфии и дислексии обучающихся младшего школьного возраста с нормальным психологическим развитием и задержкой психического развития, социально-педагогической запущенностью.
Задачи:
формировать фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
развивать связную речь;
формировать пространственно-временные представления и понятия; развивать зрительное восприятие, речевое внимание и память;
совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей; оказывать помощь обучающимся в овладении навыками письма и чтения с учетом индивидуальных особенностей;
создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками; проводить профилактическую работу различных видов дисграфии и дислексии.
Регулярность занятий: 2 раза в неделю по 35-40 минут в подгрупповой форме.
К концу прохождения программы обучающиеся должны
Знать:
признаки гласных и согласных звуков: гласные ударные и безударные, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие.
два способа обозначения мягкости согласных на письме;
изученные части речи, их лексические и грамматические признаки;
графическое начертание заглавных и строчных букв в соответствии с нормами каллиграфии;
признаки словосочетания, простого и сложного предложения;
главные и второстепенные члены предложения;
что такое однокоренные слова;
понятие “текст” и его признаки.
Уметь:
делать полный звукобуквенный анализ слов;
производить слоговой анализ слов: делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, выделять ударный слог, и ударную гласную;
дифференцировать буквы, имеющие оптико-механическое сходство;
доказывать написание звуков буквами, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
выделять корень в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова;
проверять безударные гласные и парные согласные в корне с изменением числа и подбором однокоренных слов;
практически пользоваться различными способами словообразования;
дифференцировать приставки и предлоги, раздельно писать предлоги со словами;
по двум признакам - значению и вопросу - определять части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы;
правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (устанавливать связь между формой и значением);
выделять предложения из сплошного текста, составлять предложения из слов и словосочетаний;
находить главные члены предложения;
безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов), соблюдая правила написания; письменно отвечать на вопросы;
ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации;
владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, основную мысль и выражать ее своими словами;
владеть всеми видами пересказа (краткий, полный, выборочный, творческий), составлять план связного высказывания;
самостоятельно формулировать и задавать вопросы, отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанной формой дисграфии, дислексии (I четверть)
№ | Тема занятия | Задачи коррекционной работы | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
|
1 | Состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза | Выявить состояние сформированности фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза. | 1 ч | | |
2 | Состояние сформированности словообразования и словоизменения. | Выявить состояние сформированности словообразования и словоизменения. | 1 ч | | |
3 | Состояние сформированности устной и письменной речи. | Выявить состояние сформированности устной и письменной речи. | 1 ч | | |
4 | Состояние сформированности связной речи. | Выявить состояние сформированности связной речи. | 1 ч | | |
|
1 | «Звук-буква». Дифференциация понятий. Гласные звуки и буквы. | Сформировать понятие о букве как о графическом образе звука. | 1 ч | | |
2 | Выделение гласных звуков 1 ряда из звукового ряда, слога, слова. | Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления. | 1 ч | | |
3 | Согласные звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. | Развивать умение различать на слух гласные и согласные фонемы. | 1 ч | | |
4 | Гласные звуки и буквы. Образование гласных 2 ряда. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными «я», «ё», «е», «ю». | 1.Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова. 2.Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после гласной. 3.Сформировать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после разделительного мягкого знака.. | 2 ч | | |
5 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (а-я) | Сформировать навык употребления букв «а- я» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах. | 1 ч | | |
|
1 | Оценка динамики развития учащихся | Выявить результативность проведения коррекционной работы и выделить комплекс задач, над которыми планируется работать в следующей четверти. | 1 ч | | |
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанной формой дисграфии (II четверть)
№ | Тема занятия | Задачи коррекционной работы | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
|
1 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (о-ё) | Сформировать навык употребления букв «о - ё» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах | 1 ч | | |
2 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (э-е) | Сформировать навык употребления букв «э- е» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах | 1 ч | | |
3 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (у-ю) | Сформировать навык употребления букв «у- ю» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах | 1 ч | | |
4 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (ы-и) | Сформировать навык употребления букв «ы- и» после твёрдых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах | 1 ч | | |
5 | Употребление буквы «ь» после мягких согласных на конце слов. Употребление буквы «ь» после мягких согласных в середине слов | Сформировать навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слов, в середине слов | 1 ч | | |
6 | Дифференциация гласных звуков [о-у] | Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о-у]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах | 1 ч | | |
7 | Дифференциация гласных звуков [о-у] после мягких согласных. Обозначение мяг-ких согласных на письме буквами «е-ю» | Развивать фонематическую дифференциацию звуков [о-у]. Сформировать навык употребления на письме букв «ё-ю» после мягких согласных | 1 ч | | |
8 | Зрительная дифференциация на материале букв «о-а» | Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «о-а»: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах | 1 ч | | |
9 | Зрительная дифференциация на материале букв «и-ы» | Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и-ы»: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах | 1 ч | | |
10 | Зрительная дифференциация на материале букв «и-у» | Развивать зрительную дифференциацию строчных букв «и-у»: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах | 1 ч | | |
11 | Зрительная дифференциация на материале букв «и-е» | Равивать зрительную дифференциацию строчных букв «и-е»: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах | 1 ч | | |
12 | Дифференциация звуков [с-з] | Уточниь, сравнить артикуляцию звуков [с-з]. Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с-з] : - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах | 1 ч | | |
13 | Дифференциация звуков [б-п] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [б-п]. Развивать фонематическую дифференциацию звуков [б-п] : - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах | 1 ч | | |
Оценочный этап |
1 | Оценка динамики развития учащихся | Выявить результативность проведения коррекционной работы и выделить комплекс задач, над которыми планируется работать в следующей четверти. | 1 ч | | |
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанной формой дисграфии (III четверть)
№ | Тема занятия | Задачи коррекционной работы | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
|
1 | Дифференциация звуков [в-ф] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [в-ф] (твёрдые и мягкие). Развивать фонематическую дифференциацию звуков [в-ф]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах. | 1 ч | | |
2 | Дифференциация звуков [г-к] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [г-к] (твёрдые и мягкие). Развивать фонематическую дифференциацию звуков [г-к]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах. | 1 ч | | |
3 | Дифференциация звуков [д-т] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [д-т] (твёрдые и мягкие). Развивать фонематическую дифференциацию звуков [д-т]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах. | 1 ч | | |
4 | Дифференциация звуков [ж-ш] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [ж-ш]. Развивать фонематическую дифференциацию звуков [ж-ш]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах | 1 ч | | |
5 | Дифференциация звуков [с-ш] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с-ш]. Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с-ш]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах | 1 ч | | |
6 | Дифференциация звуков [з-ж] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [з-ж]. Развивать фонематическую дифференциацию звуков [з-ж]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах. | 1 ч | | |
7 | Дифференциация звуков [с-ц] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [с-ц]. Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с-ц]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах. | 1 ч | | |
8 | Дифференциация звуков [ч-ш] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [ч-ш]. Развивать фонематическую дифференциацию звуков [ч-ш]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах. | 1 ч | | |
9 | Дифференциация звуков [ч-щ] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [ч-щ]. Развивать фонематическую дифференциацию звуков [ч-щ]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах. | 1 ч | | |
10 | Дифференциация звуков [ч-ц] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [ч-ц]. Развивать фонематическую дифференциацию звуков [ч-ц]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах | 1 ч | | |
11 | Дифференциация звуков [ч-т’] | Уточнить, сравнить артикуляцию звуков [ч-т’]. Развивать фонематическую дифференциацию звуков [ч-т’]: - в изолированной позиции; - в слогах и словах; - в словосочетаниях и предложениях; - в текстах. | 1 ч | | |
|
1 | Оценка динамики развития учащихся. | Выявить результативность проведения коррекционной работы и выделить комплекс задач, над которыми планируется работать в следующей четверти. | 1 ч | | |
Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с группой учащихся со смешанной формой дисграфии (IV четверть)
№ | Тема занятия | Задачи коррекционной работы | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
Коррекционная работа |
1 | Активизация словарного запаса. Развитие лексического строя речи. | Уточнить значения имеющихся у учащихся слов. Продолжить обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи: - слова, называющие предметы, явления природы (имя существительное); - слова, обозначающие действие предмета (глагол); - слова, обозначающие признаки предмета (прилагательное); - слова-антонимы; - слова-синонимы. | 2 ч | | |
2 | Развитие процессов словообразования | Развивать умение: - образовывать существительные при помощи различных групп суффиксов; - префиксального словообразования; - образовывать качественные прилагательные | 2 ч | | |
3 | Развитие процессов словоизменения. | Развивать умение: - образовывать множественное число имени существительного и имена существительные родительного падежа множественного числа; - согласовывать прилагательные и существительные; - согласовывать существительные и числительные. | 2 ч | | |
4 | Развитие навыков связного высказывания. | 1)Формировать навыки: - программирования смысла и смысловой структуры высказывания; - установления логики, связности, последовательности изложения. 2)Отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (передача содержания текста, сюжетной картины, рассуждение, доказательство). | 2 ч | | |
Оценочный этап |
1 | Оценка динамики развития учащихся | Выявить результативность проведения коррекционной работы и выделить комплекс задач, над которыми планируется работать в следующем учебном году. | 1 ч | | |