СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ (коррекционно-развивающая область) (начальное общее образование, 1-4 классы)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекционно-развивающая программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится: ― в рамках образовательного процесса через содержание и ор­га­ни­зацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ (коррекционно-развивающая область) (начальное общее образование, 1-4 классы)»





Рабочая программа

КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

(коррекционно-развивающая область)

(начальное общее образование, 1-4 классы)


На 2018-2019 учебный год



Срок реализации рабочей программы: 1 год



Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………3

  2. Учебный план программы……………………………………………3

  3. Тематическое планирование…………………………………. . . . . . . 6

  4. Заключение……………………………………………………………8

  5. Список литературы……………………………………………………9

Пояснительная записка

Цели:

  • обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Общая характеристика учебного предмета:

Коррекционно-развивающая программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

― в рамках образовательного процесса через содержание и ор­га­ни­зацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении АООП;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

― психолого-педагогический эксперимент,

― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с учащимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

― разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:

Личностные результаты:

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; 

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

 -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 

Предметные результаты:

Минимальный уровень

  • определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

  • различать основные цвета и их оттенки;

  • определять на ощупь разные свойства предметов;

  • находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

  • различать «наложенные» изображения предметов;

  • различать вкусовые качества;

Достаточный уровень

  • конструировать предметы из геометрических фигур;

  • узнавать предмет по части;

  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

  • различать характер мелодии;

  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

  • соотносить времена года с названиями месяцев.

Регулятивные БУД

принимать учебную задачу занятия, воспроизводить её в ходе занятия по просьбе психолога и под руководством психолога;

планировать свои действия на отдельных этапах занятия с помощью психолога;

контролировать выполненные задания с опорой на план, данному психологом;

оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному психологом);

фиксировать по ходу занятия и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал;

осваивать с помощью психолога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные БУД

ориентироваться на сенсорные эталоны;

узнавать предметы по заданным признакам;

сравнивать предметы по внешним признакам;

классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональномуназначению;

составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

давать полное описание объектов и явлений;

различать противоположно направленные действия и явления;

видеть временные рамки своей деятельности;

определять последовательность событий;

ориентироваться в пространстве;

целенаправленно выполнять действия по инструкции;

самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

опосредовать свою деятельность речью.

Коммуникативные БУД

отвечать на вопросы психолога

слышать и слушать партнёра по общению (деятельности),не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

под руководством психолога объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму, данному психологом;

оценивать по предложенной психологом шкале качество ответов;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть».



Учебный план программы

         Программа строится на обучении учащихся по группам:

1 - 4 классы - 2 часа в неделю, из расчета по 15 – 20 минут на каждого ребенка в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии.

Тренинговые формы работы включают обучение, игру, изобразительную деятельность, элементы занятий с прослушиванием музыки, физкультуры, развития речи. Это позволяет создавать основу для более успешного усвоения учащимися программных знаний;способствует развитию у них рефлексивных начал;дает возможность спрогнозировать дальнейшую положительную социализацию в обществе.
         По каждому разделу предусмотрено усложнение заданий от первого к четвертому классу. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.

         Коррекционные групповые занятия проводятся по специально составленному расписанию, в соответствии с учебным планом, то есть 1 - 4 классы - 68 часов в год.
 

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Содержание первого и последнего разделов составляют психодиагностические методики для определения уровня сформированности сенсомоторных процессов у учащихся и эффективности проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.

Содержание второго раздела начинается со знакомства с приёмами правильного диафрагментального дыхания и релаксации. Упражнения данной группы включены в большинство предлагаемых занятий, так как способствуют оптимизации систем организма, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Успокаивают и способствуют концентрации внимания. Упражнения на релаксацию способствуют снятию усталости, восстановлению сил. А хорошо подобранная к данным упражнениям музыка, цвет благотворно влияют на соматическое и психическое состояние ребёнка. Также в этом разделе подобраны следующие упражнения:

- стимулирующие, повышающие энергетический потенциал;

- направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации;

- работа с локальными мышечными движениями;

- для повышения устойчивости;

- работа с патологическими ригидными телесными установками.

Следующая группа упражнений направлена на коррекцию таких недостатков:

-бедность, однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и несформированность сенсомоторных координации;

-обеднение перцептивных и мнестических возможностей ребенка;

-несформированность пространственных представлений.

К ней относятся:

-упражнения на развитие чувства ритма;

-развитие перцептивных и мнемических возможностей;

-формирование пространственных представлений;

-упражнения, связанные с динамической организацией двигательного акта;

-развитие ловкости, точности, одновременности движений;

-развитие произвольного внимания.

Второй раздел содержит упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию учащихся - развитию целостности восприятия, формированию представлений о внешних свойствах предметов, величине, форме, цвете; формированию временных и пространственных представлений. Кроме этого несколько занятий отводится на развитие тактильно - слухового восприятия.
В этом же разделе учащиеся знакомятся с основными эмоциями и учатся их распознавать:

распознавать эмоции;

ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

целенаправленно выполнять действия по инструкции;

самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

опосредовать свою деятельность речью.

В программе определен объем умений, которым должны овладеть учащиеся в конце каждого года обучения.
 

ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

ориентироваться на сенсорные эталоны;

узнавать предметы по заданным признакам;

анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;

различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;

классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;

составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

давать полное описание объектов и явлений;

различать противоположно направленные действия и явления;

видеть временные рамки своей деятельности;

определять последовательность событий;

выделять части суток и определять порядок дней недели;

различать речевые и неречевые звуки;

составлять предмет из частей;

определять на ощупь величину предметов;

зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов.


Учебно-тематический план

п\п

Название разделов

Количество часов

1

кл.

2

кл.

3

кл.

4

кл.

1.

Обследование детей. Определение первичного уровня развития.

2

2

2

2

2.

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторные навыки.

14

14

14

10

3.

Тактильно-двигательное восприятие.

4

4

4

4

4.

Кинестетическое восприятие.

4

4

4

4

5.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

18

14

12

12

6.

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

5

4

6

8

7.

Восприятие особых свойств предметов.

4

6

6

8

8.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

5

4

6

6

9.

Восприятие пространства.

7

8

6

6

10.

Восприятие времени.

4

6

6

6

11.

Повторное исследование психомоторики и сенсорных предметов.

1

2

2

2


Всего часов:

68

68

68

68


Календарно-тематическое планирование 1 класс

Название раздела

Тема занятий

Кол-во часов

1. Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов. (2)

1.Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

2

2. Развитие моторики, графомоторных навыков. (14)

1. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель).

2. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения).

3. Формирование чувства равновесия («дорожка следов»).

4. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.д.).

5. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика.

6. Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой).

7. Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

8. Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин).

9. Работа в технике рваной аппликации.

10. Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

1




1




1


2




2


2


2


1


1

1

3.Тактильно-двигательное восприятие.(4)

1. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

2. Упражнения на раскатывание пластилина. Лепка «Угощение».

3. Игры с крупной мозаикой.

4. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

1


1


1

1

4. Кинестетическое и кинетическое развитие. (4)

1. Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

2. Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).

3. Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений.

4. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей).

1



1



1


1

5. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. (18)

1. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

2. Выделение формы предмете, обозначение формы предмета словом.

3. Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).

4. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

5. Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего»).

6. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета).

7. Различение предметов по величине (большой - маленький).

8. Сравнение двух предметов по высоте и длине.

9. Сравнение двух предметов по ширине и толщине.

10. Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

11. Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).

12. Дидактическая игра «Назови цвет предмета».

13. Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета».

14. Конструирование объемных предметов из составных частей (2-3 части).

15. Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.

2



2


1



1


1


1


1


1

1


1


1


1

1


2


1

6.Развитие зрительного восприятия. (5)

1.Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).

2. Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы».

3. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола – ножки, у стула – спинки, у ведра – ручки).

4. Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета).

5. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1



1



1



1


1

7.Восприятие особых свойств предметов. (4)

1.Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий), обозначение словом.

2.Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

3. Развитие обоняния (приятный запах – неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».

4. Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). Упражнения на сравнения различных предметов по тяжести.

1



1



1



1

8. Развитие слухового восприятия. (5)

1. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».

2. Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.

3.Различение речевых и музыкальных звуков.

4.Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

2



1




1

1

9. Восприятие пространства. (7)

1.Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога).

2.Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.).

3.Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении.

4.Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.).

5.Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая и левая сторона).

6.Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

7.Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».

1


1


1



1


1


1


1

10.Восприятие времени. (4)

1.Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки».

2.Последовательность событий (смена времени суток). Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

3.Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

4.Дидактическая игра «Веселая неделя».

1


1


1

1

11.Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов. (1)

1.Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов.

1

Всего:

68 часов


Календарно-тематическое планирование 2 класс

Название раздела

Тема занятий

Кол-во часов

1. Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов. (2)

1.Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

2

2. Развитие моторики, графомоторных навыков. (14)

1. Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2.Координация движений (игры с мячом, обручем). Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

3.Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2шага вперед – поворот направо и т.д.).

4.Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бусин).

5.Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога). Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

6.Графический диктант (по показу). Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

7.Работа в технике объемной аппликации.

2



2



2



2


2



2



2

3.Тактильно-двигательное восприятие. (4)

1. Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)/

2.Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».Игры со средней мозаикой.

2




2

4. Кинестетическое и кинетическое развитие. (4)

1. Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Зеркало».

2. Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).

3. Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений.

4. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей).

1



1



1


1

5. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. (14)

1. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

2. Выделение формы предмете, обозначение формы предмета словом.

3. Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

4. Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего»).Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета).

5. Различение предметов по величине (большой - маленький).Сравнение двух предметов по высоте и длине.

6. Сравнение двух предметов по ширине и толщине.Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

7. Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).Дидактическая игра «Назови цвет предмета».

2



2


2





2




2



2



2


6.Развитие зрительного восприятия. (4)

1.Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы».

2. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола – ножки, у стула – спинки, у ведра – ручки).Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

2





2

7.Восприятие особых свойств предметов. (6)

1.Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий), обозначение словом.

2.Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

3. Развитие обоняния (приятный запах – неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».

2



2



2

8. Развитие слухового восприятия. (4)

1. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.

2.Различение речевых и музыкальных звуков.Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

2






2

9. Восприятие пространства.(8)

1.Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога).Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.).

2.Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении.Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.).

3.Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая и левая сторона).Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

4.Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».

2




2





2




2

10.Восприятие времени. (6)

1.Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

2.Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Меры времени (секунда, минута, час, сутки).

3.Определение времени по часам. Игры с моделью часов.

2


2


2

11.Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов. (2)

1. Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов.

2

Всего:

68 часов


Календарно-тематическое планирование 3 класс

Название раздела

Тема занятий

Кол-во часов

1. Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов. (2)

1.Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

2

2. Развитие моторики, графомоторных навыков. (14)

1. Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел; «Кольцеброс»). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2.Координация движений (игры с мячом, обручем). Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

3.Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2шага вперед – поворот направо и т.д.).

4.Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бусин).

5.Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога). Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

6.Графический диктант (по показу). Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

7.Работа в технике объемной аппликации.

2



2



2



2


2



2



2

3.Тактильно-двигательное восприятие. (4)

1. Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

2.Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает…(пушистое)».

2




2

4. Кинестетическое и кинетическое развитие. (4)

1. Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).

2. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей).

2





2


5. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. (12)

1. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

2. Выделение формы предмете, обозначение формы предмета словом.

3. Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

4. Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего»). Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета).

5. Различение предметов по величине (большой - маленький). Сравнение двух предметов по высоте и длине.

6. Сравнение двух предметов по ширине и толщине. Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу.

2



2


2





2




2



2



6.Развитие зрительного восприятия. (6)

1.Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). 2.Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Игра «Сравни предметы».

3. Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола – ножки, у стула – спинки, у ведра – ручки).Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

2



2



2

7.Восприятие особых свойств предметов. (6)

1.Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий), обозначение словом.

2.Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

3. Развитие обоняния (приятный запах – неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».

2



2



2

8. Развитие слухового восприятия. (6)

1. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух».

2.Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.

3.Различение речевых и музыкальных звуков. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

2



2




2

9. Восприятие пространства.(6)

1.Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.).

2.Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.).

3.Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая и левая сторона). Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

2




2





2




10.Восприятие времени. (6)

1.Определение времени по часам. Игры с моделью часов. Длительность переменных интервалов (1с, 1мин, 5мин, 1ч).

2.Дидактическая ига «Успей за 1,2,5 мин». Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).

3.Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает».

2



2


2

11.Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов. (2)

1. Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов.

2

Всего:

68 часов


Календарно-тематическое планирование 4 класс

Название раздела

Тема занятий

Кол-во часов

1. Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов. (2)

1.Обследование детей. Определение первичного уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

2

2. Развитие моторики, графомоторных навыков. (10)

1. Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2.Координация движений (игры с мячом, обручем). Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

3.Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2шага вперед – поворот направо и т.д.).

4.Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бусин).

5.Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога). Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

2



2



2



2


2



3.Тактильно-двигательное восприятие. (4)

1. Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)/

2.Определение на ощупь формы предметов. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».Игры со средней мозаикой.

2




2

4. Кинестетическое и кинетическое развитие. (4)

1. Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра).

3. Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений.Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей).

2





2



5. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. (12)

1. Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

2. Выделение формы предмете, обозначение формы предмета словом.

3. Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

4. Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный напольный «Лего»). Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета).

5. Различение предметов по величине (большой - маленький). Сравнение двух предметов по высоте и длине.

6. Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Дидактическая игра «Узнай по описанию».

2



2


2





2




2



2



6.Развитие зрительного восприятия. (8)

1.Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). 2.Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. Дидактическая игра «Лабиринт».

3.Нахождение нелепиц на картинках.

4. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» (тренировка зрительной памяти). Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

2



2



2

2

7.Восприятие особых свойств предметов. (8)

1.Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий), обозначение словом.

2.Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

3. Развитие обоняния (приятный запах – неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».

4.Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть – закрыть, расстегнуть – застегнуть, одеть – раздеть).

2



2



2



2

8. Развитие слухового восприятия. (6)

1. Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух». Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений.

2.Различение речевых и музыкальных звуков. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных).

3. Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. Дидактическая игра «Угадай по голосу».

2






2



2

9. Восприятие пространства.(6)

1.Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.).

2.Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении. Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т.д.).

3.Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая и левая сторона). Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

2




2





2




10.Восприятие времени. (6)

1.Определение времени по часам. Игры с моделью часов.

2.Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает».

3.Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.

2


2


2

11.Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов. (2)

1. Повторное исследование психомоторики и сенсорных процессов.

2

Всего:

68 часов






Составила педагог-психолог: ____________ Свирина М.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!