СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем,формирование регулятивных универсальных учебных действий: формирование пространственно-временных ориентировок; коррекцию и формирование связной и последовательной речи; развитие учебных и познавательных мотивов; коррекция и развитие рефлексивной самооценки, эмоциональное развитие; коррекция недостатков моторики, зрительно-моторной координации.

 

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Молодежненская школа №2» Симферопольского района

Республики Крым

ул. Школьная, 2, пгт. Молодежное, Симферопольский район, РК 297501

тел. (0652) 22-22-91, 22-82-10 e-mail:01_09_1988@mail.ru ОГРН 1159102010176

_____________________________________________________________________________




РАССМОТРЕНО

На заседании МО

_____________________________

Протокол № __ от ______2016 г.

Руководитель МО:

____________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

Приказ от ___________ № _____


_________

СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УВР


_________

«____» ______________ 2016 г.








 



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

коррекционно-развивающих занятий

 

 

Класс: 2

 

Уровень образования: начальное общее образование (адаптированная общеобразовательная программа с учетом программы для детей с ОВЗ)


Срок реализации программы: 2016/2017 учебный год

 

Количество часов по учебному плану: всего – 68 ч/год; 2ч/неделю

 

Планирование составлено на основе: авторских программ Э.Я Удаловой и Л.А Метиевой «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида, А.Л. Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.)», С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста».

 

Рабочую программу составил(а): Яковлева А.С.

 








п. Молодежное, 2016 г.

Пояснительная записка


Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными значениями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Теоретической основой программы коррекционно-развивающих занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей в свою очередь требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.

Данная коррекционно-развивающая программа составлена на основе авторских программ Э.Я Удаловой и Л.А Метиевой «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) учреждения VIII вида, А.Л. Сиротюк «Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка», Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.)», С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Программа предназначена для решения проблем познавательного, сенсорного и эмоционально-волевого развития умственно отсталого ребенка.

Принципы отбора содержания и организации коррекционно-развивающего процесса:

  • Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.

  • Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.

  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

  • Принцип комплексности организации коррекционной работы – заключается в особенностях использования методических средств и подходов специалистом, осуществляющим коррекцию, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

  • Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.

  • Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.


Цель программы – коррекция познавательного, сенсорного и эмоционально-волевого развития.


Учитывая основные трудности развития младших школь­ников в целом и с умственной отсталостью, в частности, в качестве основных коррекционно-развивающих задач выделены следующие:

  1. формирование познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем;

  2. формирование регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, самоконтроль, оценка);

  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.

  1. формирование пространственно-временных ориентировок;

  2. коррекция и развитие навыков произвольного внимания и восприятия;

  3. формирование приемов образного и логического запоми­нания, расширение объема памяти;

  4. коррекция и формирование связной и последовательной речи;

  5. развитие учебных и познавательных мотивов;

  6. коррекция и развитие рефлексивной самооценки;

  7. развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий;

  8. эмоциональное развитие;

  9. коррекция недостатков моторики, зрительно-моторной координации.


Программа предусматривает изучение следующих разделов:

— развитие моторики, графомоторных навыков;

— тактильно-двигательное восприятие;

— кинестетическое и кинетическое развитие;

— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

— развитие зрительного восприятия;

— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

— развитие слухового восприятия;

— восприятие пространства;

— восприятие времени.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта ребенка, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для формирования полноты представлений у обучающейся об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.

Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у обучающейся ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.

Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).

Программа рассчитана на 1 год (68 часов). Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий – 45 минут. Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся.


Ожидаемые результаты

В результате целенаправленной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях обучающаяся должна научиться:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

- устанавливать аналогии;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- определять последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве и времени;

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- опосредовать свою деятельность речью;

- понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.


Оценка эффективности коррекционно-развивающей программы:

На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за психическим развитием обучающейся. В начале, середине и конце учебного года проводится психодиагностическое обследование с целью определения актуального уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер личности обучающейся и оценки динамики развития.


Учебно-тематический план

(2 часа в неделю. Всего – 68 часов)


п/п

Название раздела, темы


Всего

часов

1

Психодиагностическое обследование

4

2

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков

10

3

Тактильно-двигательное восприятие

5

4

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

13

6

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

6

7

Восприятие особых свойств предметов

6

8

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

6

9

Восприятие пространства

7

10

Восприятие времени

7



Всего 68



























Согласовано Согласовано

методист МБОУ ДО «ЦДЮТ» методист МБОУ ДО «ЦДЮТ»

______ ______

«____» ___________ 2016 г. «____» ___________ 2016 г.




Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий с обучающимся 2 класса

(2 часа в неделю. Всего – 68 часов)



№ п/п

Тема занятия

Час

Дата

Коррекция

1

Психодиагностическое обследование

1



2

Психодиагностическое обследование

1




Развитие моторики, графомоторных навыков (10 ч.)

3

Упражнения на развитие меткости («Кольцеброс», дартс, «Тир»)

1



4

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

1



5

Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога (два

шага вперед - поворот направо - один шаг назад и т. д.)

1



6

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением

1



7

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

1



8

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях

1



9

Рисование бордюров по образцу

1



10

Графический диктант (зрительный и на слух)

1



11

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

1



12

Работа в технике объемной и рваной аппликации

1




Тактильно-двигательное восприятие (5 ч.)

13

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы)

1



14

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)»

1



15

Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи»

1



16

Игры с сюжетной мозаикой

1



17

Игра «Почтовый ящик» (определение формы на ощупь)

1




Кинестетическое и кинетическое развитие (4 ч.)

18

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1



19

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза,

рот, пальцы), вербализация собственных ощущений

1



20

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий)

1



21

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, наколоть дров, подбросить мяч)

1




Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (13 ч.)

22

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3—4 предмета)

1



23

Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала

1



24

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

1



25

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий и т. д.). Дидактическая игра «Часть и целое»

1



26

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

1



27

Составление сериационных рядов по величине из 4—5 предметов

1



28

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку

1



29

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные

1



30

Составление сериационного ряда из 4—5 кругов разной насыщенности одного цвета

1



31

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

1



32

Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов

1



33

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

1



34

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»)

1



35

Психодиагностическое обследование

1




Развитие зрительного восприятия (6 ч.)

36

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

1



37

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок)

1



38

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами

1



39

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»

1



40

Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»)

1



41

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1




Восприятие особых свойств предметов (6 ч.)

42

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

1



43

Развитие осязания (теплее — холоднее), словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение

1



44

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

1



45

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость)

1



46

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

1



47

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче). Взвешивание на ладони, определение веса на глаз

1




Развитие слухового восприятия (6 ч.)

48

Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади).

1



49

Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук»

1



50

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). Дидактическая игра «Прерванная песня»

1



51

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона

1



52

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков

1



53

Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы — барабанщики»

1




Восприятие пространства (7 ч.)

54

Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

1



55

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь»

1



56

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»

1



57

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части

1



58

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа

1



59

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа)

1



60

Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты

1




Восприятие времени (7 ч.)

61

Определение времени по часам

1



62

Длительность временных интервалов (1 с, 1 мин, 5 мин, 1 ч)

1



63

Дидактическая игра «Успей за 1, 2, 5 мин»

1



64

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

1



65

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год)

1



66

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1



67

Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1



68

Психодиагностическое обследование

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!