Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергеевская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Заместитель директора по УМР 30.08.2016 | Утверждено приказом директора школы от 30.08.2016 № 242 |
______________И. В. Голикова | _____________О. В. Самкова |
Рабочая программа
КПВ
«Графические исполнители в среде КУМИР»
для 9 класса
| Составитель Петрова Надежда Михайловна, учитель информатики и ИКТ 1 квалификационная категория. |
Пояснительная записка
Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят обще интеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Поэтому необходимо использовать большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих обще учебных, обще интеллектуальных умений и навыков. Данный курс является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, курс «Графические исполнители в среде КУМИР» по информатике имеет большое воспитательное значение, так как его цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Основная функция курса по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Содержание данного курса не дублирует базовый курс. Это курс, расширяющий базовый курс информатики, дающий возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами. Необходимость введения курса обусловлена интересом обучающихся, а так же требованием Государственного образовательного стандарта, по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, проверить способности к информатике. Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся – 1 час в неделю, всего – 34 часа.
Цель и задачи курса:
В проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям изучение информатики предполагает:
овладение умениями работать с различными видами информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами информационных и коммуникационных технологий и избирательного отношения к информации;
выработку навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов.
Целью прохождения настоящего курса является развитие алгоритмического и логического мышления, творческого потенциала.
Формирование у учащихся интереса к профессиям, связанным с программированием.
Формирование алгоритмической культуры учащихся.
Развитие алгоритмического мышления учащихся.
Освоение учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке КУМИР.
Формирование у учащихся навыков грамотной разработки программы.
Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию и алгоритмизации.
Задачи курса:
Обучающие:
освоение первоначальных навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды “КУМИР”;
обучение основам алгоритмизации и программирования;
приобщении к проектно-творческой деятельности.
Воспитательные
воспитание целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.
Развивающие
формировать представление о роль компьютерного программирования в развитии общества;
развитие логического мышления и памяти учащегося;
развитие навыков творческой деятельности.
Особенность изучаемого курса состоит в разнообразии систем исполнителей, которые могут быть использоваться в рамках содержательной линии в условиях дополнительного образования. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как информатика, математика.
Предполагается, что к началу изучения курса учащийся владеет основами работы на компьютере: знаком с интерфейсом современных операционных систем, достаточно уверенно манипулирует палитрами инструментов.
Курс носит практико-методологический характер и базируется на ряде ключевых понятий, связанных с построением алгоритмов в средах различных исполнителей. В соответствии с этим занятия делятся на теоретическую и практическую части. На теоретической части объясняется и демонстрируется материал на компьютере, вырабатываются алгоритмы выполнения поставленных задач. В ходе практических работ учащиеся выполняют задания в соответствии с обучающими программами, проводят самостоятельные компьютерные эксперименты. Заканчивается этап отчетным занятием, где учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные работы по курсу.
Данная программа составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ для профильного уровня.
Предполагаемые результаты: В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление об:
системах программирования,
средах и языках программирования.
Знает:
что такое формальные языки, как способ представления алгоритмов;
что такое программирование и этапы решения задачи на ПК;
понятие программы и её структуры;
понятие команды в программе и правила записи команд в программе;
назначение среды «Исполнители»;
понятие команды и входных параметров;
Умеет:
приводить примеры представления алгоритмов на формальном языке;
представлять алгоритмы на формальном языке (в блок-схеме, графически);
разрабатывать план решения задач;
запускать ПО «Исполнители»;
выбирать нужного исполнителя;
запускать программу на исполнение;
выполнять отладку программы;
находить ошибки в тексте программе;
рисовать Ры;;;простейшие фигуры, реализуя линейные алгоритмы.
Владеет:
основами работы за компьютером
умением строить алгоритмы
умением запускать алгоритм в действие
основами проектной деятельности
Владеет основными понятиями:
алгоритм;
свойства алгоритма (понятность, точность, конечность, дискретность, массовость);
исполнитель, СКИ, среда исполнителя;
величина – имя, тип, значение;
алгоритмические конструкции – следование, ветвление, цикл;
блок-схема; алгоритмический язык;
формальное исполнение алгоритмов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
1 | Среда программирования КУМИР. Среда обитания и СКИ Робот | Алгоритм, его свойства, примеры алгоритмов. Формальный исполнитель. Система команд исполнителя. | 2 |
2 | Формы записи алгоритмов. | Формы записи алгоритмов. Графическое изображение алгоритма. Блок-схемы | 2 |
3 | Переменные в среде КУМИР | Описание переменных в среде КУМИР | 2 |
4 | Линейные алгоритмы. Разработка линейных алгоритмов. | Понятие линейного алгоритма. Исполнитель Робот. | 2 |
5 | Условие на языке КУМИР | Разветвленные алгоритмы. Графическое изображение разветвленного алгоритма. Исполнитель Робот. | 2 |
6 | Решение задач с условием в среде КУМИР | Решение задач с условием. Исполнитель Робот | 2 |
7 | Способы записи цикла. | Способы создания таблицы, размеры и вес таблицы | 2 |
8 | Циклы на языке КУМИР | Построение циклических алгоритм для исполнителей Робот | 2 |
9 | Решение задач с условием в среде КУМИР | Решение задач с циклами. Исполнитель Робот | 2 |
10 | Исполнитель Робот в ЕГЭ и ОГЭ | Решение задач | 2 |
11 | Исполнитель Чертежник в среде КУМИР | Создание фигур и узоров | 2 |
12 | Решение задач с Исполнителем Чертежник | Составить алгоритм решения задач и выполнить программы. | 2 |
13 | Исполнитель Чертежник в ЕГЭ и ОГЭ | Решение задач | 2 |
14 | Исполнитель Черепашка в среде КУМИР | Циклы. Создание рисунка. Вложенные циклы.Создание рисунка | 2 |
15 | Исполнитель Водолей в среде КУМИР | Решение задач на заполнение сосудов | 2 |
16 | Исполнитель Кузнечик в среде КУМИР | Решение задач ОГЭ | 2 |
17 | Составление программ в среде КУМИР | Решение задач с различными исполнителями | 2 |
| Итого: | | 34 |
Сведения об источниках информации
Поляков К.Е. Алгоритмы и исполнители. [Текст] / К.Е. Поляков. – СПб, 2007. – 74с.
Поляков К.Е. Исполнитель “Робот”. [Текст] / К.Е. Поляков. – СПб, 2009. – 40с.
Видео курс Центра обучения «Фоксфорд» Курс лекций преподавателя МФТИ Хирьянова Тимофея Федоровича.