СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «АБВГДейка».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "АБВГДейка" составлена для обучающихся 1 класса. Будет интересна для учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «АБВГДейка».»

МБОУ «Куженерская основная общеобразовательная школа»








Рабочая программа

кружка «АБВГДейка».



Программа внеурочной деятельности

срок реализации 1 год







Направление:

общеинтеллектуальное

вид деятельности: познавательная

класс: 1






Автор: Шабалина Т.Г.

учитель-логопед.












П. Куженер, 2021

Пояснительная записка

Ребенок приходит в школу, имея свой собственный уровень развития мелкой моторики и уровень развития речи. За первый год он должен научиться читать и писать, правильно держать ручку, не потерять интереса к учебе. К сожалению, не у всех учеников получается, так как хотелось бы. Дополнительное занятие в неделю поможет первокласснику справиться с этой проблемой.

По результатам обследования первоклассников и по желанию родителей, было принято решение о проведении логопедического кружка «АБВГДейка».

Для ученикa хорошая речь – залог успешного обучения, уверенность в своих возможностях. В развитии речи М.Р.Львов выделяет три направления: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением и работа с текстом. Все эти направления представлены в системе занятий кружка.

Программа начальной школы предъявляет следующие требования к уровню развития речи.

Содержательность – соответствие темы и содержания, знание фактов, отбор главного и второстепенного в высказываниях ребенка.

Логичность – последовательность, четкое построение речи, обоснованность выводов, последовательный переход oт одного высказывания к другому, структурированность мысли.

Точность – умение говорящего не только отобрать факты, но и выбрать точно подходящие языковые средства для их передачи. Тoчность требует богатства словарного запаса, умения использовать синонимы и сравнения.

Выразительность – умение ярко, убедительно, сжато представить мысль, воздействовать на людей интонацией, построением фразы, отбором слов.

Ясность речи – это дoступность ее для людей, к которым она обращена. Здесь важную роль имеет произносительная сторона речи: отчетливое произношение звуков, хорошая дикция, соблюдение правил орфоэпии, умение правильно передавать интонацию. Одна из задач кружка - помочь ученику в решении таких проблем.

Цель курса: развитие всех компонентов речи обучающихся, включая артикуляционно-произносительную сторону, словарный запас, лексико-грамматический строй, а также связную речь.


Основные задачи курса:

  • развитие звуковой стороны речи с целью предупреждения дисграфии и дислексии;

  • развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики;

  • практическое формирование навыков словообразования и словоизменения;

  • восполнение пробелов в развитии лексического запаса, обогащение и уточнение словаря;

  • обучение правильному грамматическому оформлению фраз, устранение имеющихся аграмматизмов;

  • отработка навыков построения связного высказывания;

  • формирование пространственно-временных отношений;

  • развитие коммуникативных умений и навыков.

  • формирование интереса к русскому.


Воспитательные цели этих занятий:

1) развитие стремления узнавать новое,

2)рассмотрение потенциальных возможностей каждого первоклассника с тем, чтобы с первых лет пребывания в школе обеспечить развитие его способностей и интересов.


Основные принципы построения курса.

Подбор лексических и грамматических тем, текстов и их последовательность определяется уровнем речевого развития обучающихся и программой по обучению грамоте, с учетом таких важнейших принципов педагогики, как системность, комплексность, принцип развития и динамического изучения, онтогенетический принцип.

Программа курса позволяет реализовывать общедидактические принципы, занимающие важное место в коррекции речевых нарушений и развитии речи, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества, деятельностный подход и др. Программа построена по принципу продвижения от простого к сложному.

Программа предназначена для детей группы риска 7-8 лет в целях предупреждения дисграфии и дислексии.

Сроки реализации программы и возраст воспитанников.

Программа рассчитана на детей 7-8 лет, входящих в состав группы риска по дисграфии и дислексии. Срок реализации – 1 год.


Общая характеристика программы.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует развитию речи и мышления первоклассника, что является залогом успешного обучения в школе. В процессе занятий ученик преодолевает «изъяны», у него возникает желание активно участвовать в продуктивной деятельности, испытывает успешность в своей работе.

Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Здесь учащиеся мало пишут и много говорят.

Структура занятия.

I. Орг. момент

- пальчиковая гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

II. Основная часть.

- словарная работа в игровой форме;

- определение темы рисунка;

- составление рисунка и штриховка;

- составление текста-описания по рисунку;

III. Рефлексия деятельности.

Типовое занятие включает в себя организационный момент, основной и

рефлексию деятельности. Задачей первого этапа является создание положительного эмоционального фона, настроя на занятие, снятие чрезмерного возбуждения или утомления, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. На этом этапе вырабатывается ритуал приветствия, используются различные игры на групповое сплочение, дыхательные и голосовые упражнения, упражнения для улучшения мозговой деятельности, кинезиологии, формирование хорошей дикции.

Задачей основного этапа является работа над активизацией словарного запаса, практическим усвоением той или иной грамматической категории, развитием устной связной речи. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий определенной лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформление. В середине основного этапа проводится динамическая пауза, связанная в основном с лексической темой занятия. Для проведения физкульминуток используются игры с мячом, игры на коррекцию зрительно-пространственных восприятия, фонематических процессов, речевого дыхания и голоса, развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук, и представлений, развитие координации и ритма.

Задачей рефлексии деятельности является подведение итогов занятия, обсуждение трудностей, с которыми столкнулись ученики на занятии. Дети дают оценку своей деятельности, своему состоянию после занятия с помощью различных символов.

В занятия включены чистоговорки и скороговорки, игры и упражнения для развития дикции и постановки правильного дыхания, что способствует формированию правильного способа чтения фразы в дальнейшем. Эти упражнения помогают ученикам автоматизировать произношение поставленных звуков, способствуют развитию фонематического слуха.

Каждое занятие кружка включает ряд речевых игр и упражнений, создание рисунка или обводка по трафарету (сила нажима). Кроме этого, идет развитие словаря за счет использования лексических тем, которым объединено занятие («Море», «Школа», «Черепаха» и т.д.).

Особое внимание уделяется тематической лексике при составлении рассказа-

описания, проводится словообразовательная работа.

С общей темой занятия связываются темы рифмовок для пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой мускулатуры, улучшает работу мозга.

На занятиях используются сказки с увлекательным сюжетом. Они направлены на развитие правильной устной и письменной речи, логического мышления, пространственного воображения, навыков письма и счета.

Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу продвижения от простого к сложному.

Занятия взаимосвязаны с такими предметами как обучение грамоте, окружающий мир, изобразительная деятельность.

Основные формы и методы обучения:

Форма организации учебных занятий – групповая.

Методы, используемые на занятии:

- практические;

- наглядно-демонстрационные;

- игровые;

- словесные.

Основные технологии:

- технология развивающего обучения;

- технология уровневой дифференциации обучения; - игровая технология;

- личностно-ориентированная технология;

- технология обучения в сотрудничестве;

- технология моделирования; - коммуникативная технология.


Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.


Личностными результатами изучения курса ««АБВГДейка» в 1-м классе является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);



Метапредметными результатами изучения курса «АБВГДейка» является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УДД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

Познавательные УДД:

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя.

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

самостоятельно работать со справочной литературой;

Коммуникативные УДД:

– учиться выражать свои мысли;

– учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «АБВГДейка» является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

составлять текст - повествование и текст описание на основе рисунков, опорных слов;

- восстанавливать деформированный текст, деформированное предложение;

- разгадывать и составлять кроссворды.


К концу 1 класса обучающиеся научатся:

- выполнять комплекс пальчиковой гимнастики;

-правильно и четко произносить отдельные звуки;

- выполнять комплекс упражнений для работы над дикцией;

- произносить фразы с разной заданной интонацией;

- определять тему, основную мысль текста, озаглавливать текст, продолжать текст, пересказывать текст;

-составлять текст - повествование и текст описание по рисунку;

- восстанавливать деформированный текст, деформированное предложение;

- разгадывать и составлять кроссворды.

К концу 1 класса обучающиеся познакомятся:

- с Толковым словарем, фразеологическим и правилами работы с ним;

- с чистоговорками, скороговорками, пословицами русского народа;

- с русскими народными сказками;

- с новыми словами, многозначными словами, словами – синонимами, словами-антонимами, фразеологизмами.

К концу 1 класса обучающиеся приобретут навыки:

- работы со справочной литературой;

- работы в паре, в группе, со взрослым;

- самоконтроля и самопроверки;

- выступления перед слушателями.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Продолжительность занятия 35 минут (I полугодие), 40 минут (II полугодие).

Занятие носит обучающий и развивающий характер.

Объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются соответственно возрасту и уровню развития учащихся. При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Курс рассчитан на 33 часа.


Содержание программы.

Занятия составлены на основе порядка обучения детей грамоте по программе УМК «Школа России». На каждом занятии ведется работа над звукопроизношением, обогащением словаря, развитием грамматического строя и связной речи. В содержание занятий следует включать специальные коррекционные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений и мышления.



Календарно-тематическое планирование

Дата

Номер
занятия

Тема обучения грамоте

Тема
занятия

Тема по развитию речи


1

Звуки гласные и согласные

Море.

Лексика и словообразование


2

Буквы а и о

Овощи.

Дифференциация звуков,
составление словосочетаний


3

Буква ы

Воздушные шары.

Образование существительных множественного числа


4

Буква н

Порядок в доме.

Предлог на, в


5

Буква с

Два сапога – пара.

Звук [с]. Лексика


6

Буквы к и т

Кактусы.

Решение логической задачи,
аргументация


7

Буква л

Лошади.

Звук [л]. Автоматизация звука


8

Буква р

Разноцветная радуга.

Лексика по теме, словообразование


9

Буква в

Витаем в облаках.

Использование предлогов из, за. Словообразование


10

Буква п

Хлебобулочные изделия.

Дифференциация звуков [п] и [п’], составление словарных цепочек


11

Буква м

Транспорт.

Сочинение-описание


12

Буквы з с

Заячья душа.

Дифференциация звуков [с] – [з], работа над дикцией


13

Буквы бп

Бабочка.

Лексика по теме, словообразование


14

Буквы дт

Роботы.

Дифференциация звуков [д] – [т], Использование предлогов из, из – за, за.


15

Буква ч

Черепаха.

Развитие мышления,
устное сочинение


16

Мягкие согласные звуки

Части суток.

Развитие мышления,
устное сочинение


17

Звук ш

Школа.

Дифференциация звуков [ж] – [ш]. Использование предлогов из, под, из – под.


18

Буква ж

Медвежья услуга.

Дифференциация звуков [ж] – [ш], работа над дикцией


19

Буква е

Ежик

Пересказа рассказа Чарушина «Страшный рассказ»


20

Буква ю

Поздняя ягода

Составление рассказа по картине


21

Буква ц

Цыпленок

Составление пересказа «Цыпленок Цып»


22

Буква щ

Щенок и щетка

Развитие мышления,
устное сочинение


23

Буквы фв

Фонтан и вода.

Дифференциация звуков [ф] – [в], работа над дикцией







24

Буква я

Ягоды.

Развитие мышления,
устное сочинение


25

Дифференциация
звуков чщ

Щука и чайка.

Дифференциация звуков [ч] – [щ], работа над дикцией


26

Дифференциация
звуков цч

Разновидности часов

Дифференциация звуков [ц] – [ч], работа над дикцией


27

Дифференциация
звуков сш

Птицы

Дифференциация звуков [с] – [ш]. Составление текста-описания «Моя любимая игрушка»


28

Предметы

Кухня.

Лексика по теме, словообразование


29

Признаки предметов

Огород и овощи.

Лексика по теме, словообразование


30

Действия предметов

Камень и тигренок

Развитие мышления, устное сочинение


31

Составление текста из предложений

Школьная библиотека.

Развитие мышления,
устное сочинение


32

Русские народные сказки

Рукавичка.

Составление пересказа


33

Составление текста

Мое лето

Устное сочинение «Мое лето»


Техническое обеспечение программы

Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций, цветные мелки.

Детям – рабочее место для выполнения практических работ, индивидуальные зеркала, альбомы или листы для рисования, тетради в крупную клетку, различные трафареты, материал для словарной работы (иллюстрации, тексты), цветные карандаши.





Список использованной литературы

  1. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт.-сост. В.Н.Иванкова. – Москва: ООО «АКВАРИУМБУК», К: «Дом печати – ВЯТКА», 2004.

  2. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – Москва: ТЦ Сфера, 2007.

  3. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2007.

  4. Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции. – Москва: БАО-ПРЕСС, 2006.

  5. Волина В.В. Учимся играя. – Москва: Новая школа, 1994.

  6. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – Москва: ТЦ Сфера, 2006.

  7. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Москва: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.

  8. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008 г.

  9. Козловский О.В. Диагностика интеллекта. – Москва: БАО-ПРЕСС, 2005.

  10. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.

  11. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.

  12. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – Москва: Аквариум, 1995.

  13. Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. Методическое пособие. – Москва: ТЦ Сфера, 2005.

  14. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения / авт. – сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград. Учитель, 2011

  15. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Издательство «ЛИТУР», 2000.

  16. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – Москва: ООО Астрель – ООО АСТ, 2002.

  17. Языканова Е.В. Учись учиться: развивающие занятия для младших школьников. – Москва: Чистые пруды, 2006.

  18. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – Москва: АРКТИ, 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!