«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей ___________________ цикла» /__________/______________ подпись Протокол №______ от «___» ____________2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР /_______/ О.Н. Малых «____» ______2019 г. | «Утверждаю» Директор школы №31 / __________/О.Е. Обросова подпись Приказ №_________ от «___» ___________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Авиамоделирование: беспилотные летательные аппараты»
для 4-7 класса
на 2019-2020 учебный год
Составитель программы:
Хамаганов Ю.Ю.
учитель физики
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций Федерального института развития образования (ФИРО). Программа рассчитана на учащихся 4-7 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в качестве межпредметного образовательного модуля (35 часов в год). Рабочая программа предусматривает выполнение 20 практических работ в течение учебного года.
Общая характеристика учебного предмета.
Авиамоделирование - это конструирование и создание всевозможных летательных аппаратов. В настоящей программе курс авиамоделирования рассматривается на основе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
В современном мире беспилотные летательные аппараты (БПЛА) приобретают все большую популярность в качестве легких и недорогих инструментов для исследования, воздушных съемок. В России ведутся разработки по внедрению БПЛА в областях экологической и сельскохозяйственной деятельности, а также при решении различных задач мониторинга местности. Одно из главных преимуществ БПЛА — исключение человеческого фактора при выполнении поставленной задачи, который особенно сказывается в опасных для жизни человека задачах.
Настоящая программа имеет научно-техническую направленность. Предполагает дополнительное образование детей в области конструирования, моделирования и беспилотной авиации, программа также направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами (БАС).
Программа позволяет создавать благоприятные условия для развития технических способностей школьников.
Настоящая программа соответствует общекультурному уровню освоения и предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в области беспилотных летательных аппаратов и систем, а также обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.
Новизна настоящей образовательной программы заключается в том, что она интегрирует в себе достижения современных и инновационных направлений в малой беспилотной авиации.
Актуальность программы Современные тенденции развития роботизированных комплексов в авиации получили реализацию в виде беспилотных авиационных систем (БАС).
В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса к беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной техники, хотя история развития этого направления началась уже более 100 лет тому назад. Развитие современных и перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами.
Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт. Это создало необходимость в новой профессии: оператор БАС. Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов по конструированию, программированию и эксплуатации БАС.
Настоящая образовательная программа позволяет не только обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить обучающихся к планированию и организации работы над разноуровневыми техническими проектами и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве.
Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что после ее освоения обучающиеся получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия, а также управление БПЛА. Использование различных инструментов развития soft-skillsу детей (игропрактика, командная работа) в сочетании с развитием у них hard-компетенций (workshop, tutorial) позволит сформировать у ребенка целостную систему знаний, умений и навыков.
Цели:
Целью программы является формирование у обучающихся устойчивых soft-skills и hard-skills1 по следующим направлениям: проектная деятельность, теория решения изобретательских задач, работа в команде, аэродинамика и конструирование беспилотных летательных аппаратов, основы радиоэлектроники и схемотехники, программирование микроконтроллеров, лётная эксплуатация БАС (беспилотных авиационных систем).
Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и предпринимательской деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.
Требования к подготовке школьников по авиамоделированию
В результате изучения авиамоделирования ученик должен:
знать/понимать
научную терминологию, ключевые понятия, методы и приемы конструирования, моделирования, сборки квадрокоптеров;
знать простейшие основы электромеханики;
виды конструкций и моделей квадракоптеров;
технологическую последовательность сборки моделей;
уметь:
собирать квадракоптер из отдельных деталей конструктора;
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (алгоритмы) в несколько действий;
читать и оформлять технологическую документацию;
выполнять простейший анализ свойств квадрокоптеров;
вносить свои изменения в конструкцию или настройки квадрокоптера, адаптируя его под выполнение поставленной задачи;
свободно управлять моделями квадрокоптеров.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностные:
сформированность коммуникативной культуры обучающихся, внимание, уважение к людям;
развитие трудолюбия, трудовых умений и навыков, широкий политехнический кругозор;
сформированность умения планировать работу по реализации замысла, способность предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
сформированность способности к продуктивному общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.
Предметные:
приобретение обучающимися знаний в области моделирования и конструирования БАС;
занятия по настоящей программе помогут обучающимся сформировать технологические навыки;
сформированность навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающая социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам (математике, физике, природоведения, биологии, анатомии, информатике, технологии и др.) для решения прикладных учебных задач по авиамоделированию.
Регулятивные УУД:
уметь работать по предложенным инструкциям.
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Содержание.
Устройство мультироторных систем. Основы конструкции мультироторных систем. Принципы управления мультироторными системами.
Аппаратура радиоуправления: принцип действия, общее устройство.
Техника безопасности при работе с мультироторными системами.
Электронные компоненты мультироторных систем: принципы работы, общее устройство.
Литий-полимерные аккумуляторы и их зарядные устройства: устройство, принцип действия, методы зарядки/разрядки/хранения/ балансировки аккумуляторов, безопасная работа с оборудованием.
Пайка электронных компонентов: принципы пайки, обучение пайке, пайка электронных компонентов мультироторных систем.
Полётный контроллер: устройство полётного контроллера, принципы его функционирования, настройка контроллера с помощью компьютера, знакомство с программным обеспечением для настройки контроллера.
Бесколлекторные двигатели и их регуляторы хода: устройство, принципы их функционирования, пайка двигателей и регуляторов.
Платы разводки питания: общее устройство, характеристики, пайка регуляторов и силовых проводов к платам разводки питания.
Инструктаж перед первыми учебными полётами. Проведение учебных полётов в зале, выполнение заданий: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», «вперед-назад», «влево-вправо», «точная посадка на удаленнуюточку»,
«коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу».
Разбораварийныхситуаций.
Основы видеотрансляции: принципы передачи видеосигнала, устройство и характеристики применяемого оборудования.
Установка, подключение и настройка видеооборудования на мультироторные системы. Пилотирование с использованием FPV- оборудования.
Работа над инженерным проектом: основы планирования проектной работы, работа над проектом в составе команды.
Основы 3D-печати и 3D-моделирования: применяемое оборудование и программное обеспечение.
Практическая работа в группах над инженерным проектом по теме «Беспилотная авиационная система».
Подготовка и проведение презентации по проекту.
Учебно-методические материалы.
Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2013. №4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html (дата обращения 31.10.2016).
Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером. Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014 №8 Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html (дата обращения 31.10.2016).
Ефимов.Е. Программируем квадрокоптер на Arduino.
Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010.
Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые пространственные траектории беспилотного летательного аппарата в вертикальной плоскости.
Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. №3.
Календарно-тематический план
№ уроков | Наименование разделов и тем по программе, тем отдельных занятий | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. Теория мультироторных систем. |
1 | Вводное занятие. ТБ. Общий обзор курса. | 1 | | |
2 | Принципы управления и строение мультикоптеров | 1 | | |
3 | Основы техники безопасности полётов | 1 | | |
4 | Основы электричества. Литий-полимерные аккумуляторы. | 1 | | |
5,6 | Практическое занятия с литий- полимерными аккумуляторами (зарядка/разрядка/балансировка/хранение) | 2 | | |
7 | Технология пайки. Техника безопасности. | 1 | | |
8 | Обучение пайке. | 1 | | |
9 | Полёты на квадракоптере | 1 | | |
2. Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты. |
10,11 | Обучение навыкам пилотирования квадрокоптера на примере модели заводской сборки | 2 | | |
12,13 | Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления. | 2 | | |
14,15 | Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания. | 2 | | |
16,17 | Сборка рамы квадрокоптера. | 2 | | |
18 | Пайка ESC, BEC и силовой части. | 1 | | |
19,20 | Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка аппаратуры управления | 2 | | |
21 | Инструктаж по технике безопасности полетов. | 1 | | |
22,23 | Первые учебные полёты: «взлёт/посадка», | 2 | | |
24,25 | Полёты: «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево- вправо». Разбор аварийных ситуаций. | 2 | | |
26,27 | Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу». | 2 | | |
3. Настройка, установка FPV – оборудования. |
28 | Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование, его настройка. | 1 | | |
29 | Установка и подключение радиоприёмника и видеооборудования. | 1 | | |
30 | Пилотирование с использованием FPV- оборудования. | 1 | | |
4. Работа в группах над инженерным проектом. |
31 | Принципы создания инженерной проектной работы. | 1 | | |
32 | Основы 3D-печати и 3D-моделирования. | 1 | | |
33 | Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система». | 1 | | |
34 | Подготовка презентации собственной проектной работы. | 1 | | |
35 | Итоговый контроль | 1 | | |
1 «soft-skills» – теоретические знания и когнитивных приемы, «hard-skills» – умения «работать руками».