СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка авиамоделирования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка авиамоделирования»



«Рассмотрено»

Руководитель методического

объединения учителей

___________________ цикла»

/__________/______________

подпись

Протокол №______

от «___» ____________2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


/_______/ О.Н. Малых


«____» ______2019 г.



«Утверждаю»

Директор школы №31

/ __________/О.Е. Обросова

подпись

Приказ №_________

от «___» ___________2019 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Авиамоделирование: беспилотные летательные аппараты»

для 4-7 класса

на 2019-2020 учебный год







Составитель программы:

Хамаганов Ю.Ю.

учитель физики





















2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена с учётом рекомендаций Федерального института развития образования (ФИРО). Программа рассчитана на учащихся 4-7 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в качестве межпредметного образовательного модуля (35 часов в год). Рабочая программа предусматривает выполнение 20 практических работ в течение учебного года.



Общая характеристика учебного предмета.

Авиамоделирование - это конструирование и создание всевозможных летательных аппаратов. В настоящей программе курс авиамоделирования рассматривается на основе беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

В современном мире беспилотные летательные аппараты (БПЛА) приобретают все большую популярность в качестве легких и недорогих инструментов для исследования, воздушных съемок. В России ведутся разработки по внедрению БПЛА в областях экологической и сельскохозяйственной деятельности, а также при решении различных задач мониторинга местности. Одно из главных преимуществ БПЛА — исключение человеческого фактора при выполнении поставленной задачи, который особенно сказывается в опасных для жизни человека задачах.

Настоящая программа имеет научно-техническую направленность. Предполагает дополнительное образование детей в области конструирования, моделирования и беспилотной авиации, программа также направлена на формирование у детей знаний и навыков, необходимых для работы с беспилотными авиационными системами (БАС).

Программа позволяет создавать благоприятные условия для развития технических способностей школьников.

Настоящая программа соответствует общекультурному уровню освоения и предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в области беспилотных летательных аппаратов и систем, а также обогащение навыками общения и приобретение умений совместной деятельности в освоении программы.

Новизна настоящей образовательной программы заключается в том, что она интегрирует в себе достижения современных и инновационных направлений в малой беспилотной авиации.

Актуальность программы Современные тенденции развития роботизированных комплексов в авиации получили реализацию в виде беспилотных авиационных систем (БАС).

В настоящее время наблюдается лавинообразный рост интереса к беспилотной авиации как инновационному направлению развития современной техники, хотя история развития этого направления началась уже более 100 лет тому назад. Развитие современных и перспективных технологий позволяет сегодня беспилотным летательным аппаратам успешно выполнять такие функции, которые в прошлом были им недоступны или выполнялись другими силами и средствами.

Благодаря росту возможностей и повышению доступности дронов, потенциал использования их в разных сферах экономики стремительно растёт. Это создало необходимость в новой профессии: оператор БАС. Стратегическая задача курса состоит в подготовке специалистов по конструированию, программированию и эксплуатации БАС.

Настоящая образовательная программа позволяет не только обучить ребенка моделировать и конструировать БПЛА, но и подготовить обучающихся к планированию и организации работы над разноуровневыми техническими проектами и в дальнейшем осуществить осознанный выбор вида деятельности в техническом творчестве.

Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что после ее освоения обучающиеся получат знания и умения, которые позволят им понять основы устройства беспилотного летательного аппарата, принципы работы всех его систем и их взаимодействия, а также управление БПЛА. Использование различных инструментов развития soft-skillsу детей (игропрактика, командная работа) в сочетании с развитием у них hard-компетенций (workshop, tutorial) позволит сформировать у ребенка целостную систему знаний, умений и навыков.

Цели:

Целью программы является формирование у обучающихся устойчивых soft-skills и hard-skills1 по следующим направлениям: проектная деятельность, теория решения изобретательских задач, работа в команде, аэродинамика и конструирование беспилотных летательных аппаратов, основы радиоэлектроники и схемотехники, программирование микроконтроллеров, лётная эксплуатация БАС (беспилотных авиационных систем).

Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и предпринимательской деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.

Требования к подготовке школьников по авиамоделированию

В результате изучения авиамоделирования ученик должен:

знать/понимать

  • научную терминологию, ключевые понятия, методы и приемы конструирования, моделирования, сборки квадрокоптеров;

  • знать простейшие основы электромеханики;

  • виды конструкций и моделей квадракоптеров;

  • технологическую последовательность сборки моделей;

уметь:

  • собирать квадракоптер из отдельных деталей конструктора;  

  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (алгоритмы) в несколько действий;

  • читать и оформлять технологическую документацию;

  • выполнять простейший анализ свойств квадрокоптеров;

  • вносить свои изменения в конструкцию или настройки квадрокоптера, адаптируя его под выполнение поставленной задачи;

  • свободно управлять моделями квадрокоптеров.

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:



Личностные:

  • сформированность коммуникативной культуры обучающихся, внимание, уважение к людям;

  • развитие трудолюбия, трудовых умений и навыков, широкий политехнический кругозор;

  • сформированность умения планировать работу по реализации замысла, способность предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

  • сформированность способности к продуктивному общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.





Предметные:

  • приобретение обучающимися знаний в области моделирования и конструирования БАС;

  • занятия по настоящей программе помогут обучающимся сформировать технологические навыки;

  • сформированность навыков современного организационно-экономического мышления, обеспечивающая социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

  • Метапредметными результатами изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

  • умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам (математике, физике, природоведения, биологии, анатомии, информатике, технологии и др.) для решения прикладных учебных задач по авиамоделированию.



Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенным инструкциям.

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

  • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

  • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

























































Содержание.

    1. Теория мультироторных систем.


Устройство мультироторных систем. Основы конструкции мультироторных систем. Принципы управления мультироторными системами.

Аппаратура радиоуправления: принцип действия, общее устройство.

Техника безопасности при работе с мультироторными системами.

Электронные компоненты мультироторных систем: принципы работы, общее устройство.

Литий-полимерные аккумуляторы и их зарядные устройства: устройство, принцип действия, методы зарядки/разрядки/хранения/ балансировки аккумуляторов, безопасная работа с оборудованием.

Пайка электронных компонентов: принципы пайки, обучение пайке, пайка электронных компонентов мультироторных систем.



    1. Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты.


Полётный контроллер: устройство полётного контроллера, принципы его функционирования, настройка контроллера с помощью компьютера, знакомство с программным обеспечением для настройки контроллера.

Бесколлекторные двигатели и их регуляторы хода: устройство, принципы их функционирования, пайка двигателей и регуляторов.

Платы разводки питания: общее устройство, характеристики, пайка регуляторов и силовых проводов к платам разводки питания.

Инструктаж перед первыми учебными полётами. Проведение учебных полётов в зале, выполнение заданий: «взлёт/посадка», «удержание на заданной высоте», «вперед-назад», «влево-вправо», «точная посадка на удаленнуюточку»,

«коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу».

Разбораварийныхситуаций.


    1. Настройка, установка FPV – оборудования.


Основы видеотрансляции: принципы передачи видеосигнала, устройство и характеристики применяемого оборудования.

Установка, подключение и настройка видеооборудования на мультироторные системы. Пилотирование с использованием FPV- оборудования.


    1. Работа в группах над инженерным проектом.


Работа над инженерным проектом: основы планирования проектной работы, работа над проектом в составе команды.

Основы 3D-печати и 3D-моделирования: применяемое оборудование и программное обеспечение.

Практическая работа в группах над инженерным проектом по теме «Беспилотная авиационная система».

Подготовка и проведение презентации по проекту.



Учебно-методические материалы.

  1. Белинская Ю.С. Реализация типовых маневров четырехвинтового вертолета. Молодежный научно-технический вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2013. №4. Режим доступа: http://sntbul.bmstu.ru/doc/551872.html (дата обращения 31.10.2016).

  2. Гурьянов А. Е. Моделирование управления квадрокоптером. Инженерный вестник. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2014 №8 Режим доступа: http://engbul.bmstu.ru/doc/723331.html (дата обращения 31.10.2016).

  3. Ефимов.Е. Программируем квадрокоптер на Arduino.

  4. Институт транспорта и связи. Основы аэродинамики и динамики полета. Рига, 2010.

  5. Канатников А.Н., Крищенко А.П., Ткачев С.Б. Допустимые пространственные траектории беспилотного летательного аппарата в вертикальной плоскости.

  6. Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. №3.

Календарно-тематический план

№ уроков

Наименование разделов и тем по программе, тем отдельных занятий

Количество часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1. Теория мультироторных систем.

1

Вводное занятие. ТБ. Общий обзор курса.

1



2

Принципы управления и строение мультикоптеров

1



3

Основы техники безопасности полётов

1



4

Основы электричества. Литий-полимерные аккумуляторы.

1



5,6

Практическое занятия с литий- полимерными аккумуляторами (зарядка/разрядка/балансировка/хранение)

2



7

Технология пайки. Техника безопасности.

1



8

Обучение пайке.

1



9

Полёты на квадракоптере

1



2. Сборка и настройка квадрокоптера. Учебные полёты.

10,11

Обучение навыкам пилотирования квадрокоптера на примере модели заводской сборки

2



12,13

Управление полётом мультикоптера. Принцип функционирования полётного контроллера и аппаратуры управления.

2



14,15

Бесколлекторные двигатели и регуляторы их хода. Платы разводки питания.

2



16,17

Сборка рамы квадрокоптера.

2



18

Пайка ESC, BEC и силовой части.

1



19,20

Основы настройки полётного контроллера с помощью компьютера. Настройка аппаратуры управления

2



21

Инструктаж по технике безопасности полетов.

1



22,23

Первые учебные полёты: «взлёт/посадка»,

2



24,25

Полёты: «удержание на заданной высоте», перемещения «вперед-назад», «влево- вправо». Разбор аварийных ситуаций.

2



26,27

Выполнение полётов: «точная посадка на удаленную точку», «коробочка», «челнок», «восьмерка», «змейка», «облет по кругу».

2



3. Настройка, установка FPV – оборудования.

28

Основы видеотрансляции. Применяемое оборудование, его настройка.

1



29

Установка и подключение радиоприёмника и видеооборудования.

1



30

Пилотирование с использованием FPV- оборудования.

1



4. Работа в группах над инженерным проектом.

31

Принципы создания инженерной проектной работы.

1



32

Основы 3D-печати и 3D-моделирования.

1



33

Работа в группах над инженерным проектом «Беспилотная авиационная система».

1



34

Подготовка презентации собственной проектной работы.

1



35

Итоговый контроль

1




1 «soft-skills» – теоретические знания и когнитивных приемы, «hard-skills» – умения «работать руками».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!