СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка дополнительного образования обучающихся учреждений среднего профессионального образования «ЗНАТОКИ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка дополнительного образования обучающихся учреждений СПО выполнена с целью освоения знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук.

Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка дополнительного образования обучающихся учреждений среднего профессионального образования «ЗНАТОКИ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский технологический техникум»
















Рабочая программа кружка дополнительного образования обучающихся учреждений среднего профессионального образования

«ЗНАТОКИ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ»




























Нижний Новгород, 2019


РАССМОТРЕНО

на заседании

методической комиссии

Протокол

№ ___ от «___» __________ 2019 г.

Председатель

__________ А. Б. Виноградов

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УПР

_________ В.А. Маркина





Организация-разработчик:

ГБПОУ «Нижегородский технологический техникум»


Разработчик:

Губанова Н.В. – преподаватель ГБПОУ «НТТ»



Рабочая программа кружка дополнительного образования обучающихся учреждений СПО выполнена с целью освоения знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук.

Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.

Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.






Содержание


Пояснительная записка 4

Тематическое планирование 9

Учебный план программы «Биоиндикация состояния городской среды» 9

2. Учебно-тематический план программы «Биоиндикация состояния городской среды» 10

3. Темы практических работ 12

4. Темы исследовательских работ 14

Содержание программы 15

Список литературы 22

Приложение 25


Пояснительная записка


Внеурочная работа по предмету – одна из составляющих учебно-воспитательного процесса. Она стимулирует познавательную активность обучающихся, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию творческого потенциала.

Предлагаемая программа кружка направлена на углубление и расширение знаний обучающихся по химии и экологии.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой, возможно, его существование на планете Земля.

Одна из важнейших задач экологического образования – формирование надпредметных знаний и умений, направленных на улучшение состояния окружающей среды и качества жизни. Один из путей решения экологических задач в обучении химии – совершенствование школьного химического эксперимента. В ходе его выполнения у обучающихся формируются предметные компетенции: общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, экологическая. Для реализации этих задач необходимо использовать разнообразные проблемные эксперименты, имеющие экологическую направленность и соответствующие правилам безопасности.

Знания, полученные обучающимися на уроках химии и биологии, можно закрепить и пополнить на занятиях кружка, сочетая теорию с практическими работами. Тем более, что совместная творческая работа сближает обучающихся и преподавателя, способствует формированию коллектива единомышленников.


Общая характеристика кружка дополнительного образования


Актуальность и новизна программы. Не секрет, что обучающиеся средних профессиональных учреждений думают о том, как стать успешными в жизни, сделать карьеру. И совершенно ясно, что только здоровый человек может успешно выполнить все замыслы и планы. Актуальность программы в том, что она помогает обучающимся ориентироваться в различных показателях состояния окружающей среды, многообразии различных материалов, которые, несомненно, влияют на состояние здоровья. Новизна программы определяется ее содержанием. В программе представлено несколько взаимосвязанных между собой тематических блоков. Практические работы включают в себя доступные химические реакции и методы определения некоторых соединений и элементов в воде, почве, воздухе, пищевых продуктах. В программе интегрированы сведения различных наук: химия, биология, экология, краеведение.

Дополнительность программы. Дополнительность программы заключается в углублении и расширении содержания курса химии, биологии и экологии в учреждениях среднего профессионального образования.

Цель программы: Химико-экологическое образование и развитие обучающихся учреждений СПО, отвечающее потребностям в самореализации; гармоническое развитие личности и ее адаптация в социальной среде путем профессиональной научно-исследовательской ориентации.

Задачи:

Образовательные:

- углубленное изучение химии и экологии;

- расширение кругозора обучающихся по химии и экологии;

- обучение самостоятельной исследовательской деятельности, ориентированной на социально значимые результаты;

- профессиональная ориентация по специальностям естественно-научной сферы;

Развивающие:

- развитие природных задатков обучающихся;

- развитие коммуникативных умений, совершенствования навыков общения с единомышленниками;

Воспитательные:

- воспитание нравственных качеств личности;

- воспитание творческой активности обучающихся, поддержка его творческого роста;

- проявление гражданской позиции в деле охраны природы;

- социальная адаптация обучающихся в результате совместной социально значимой деятельности в условиях разновозрастного коллектива.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

- экологические законы, правила, теории научные факты;

- основные токсические продукты промышленности, токсические вещества, используемые в быту;

- осознать единство в системе «природа – человек»;

- основы мониторинга окружающей среды, правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;

Обучающиеся должны уметь:

- работать с лабораторным оборудованием;

- использовать различные методы мониторинга в практических работах;

- применять полученные навыки при выполнении проектных и исследовательских работ;

- представлять свои работы с помощью презентаций на занятиях кружка, научных конференциях, олимпиадах.

Методы и формы обучения:

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность обучающихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу обучающихся;

– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);

– самостоятельная работа обучающихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы учебных занятий:

- интерактивные лекции с последующими дискуссиями по принципу «от простого к сложному» с учетом уже имеющихся базовых школьных знаний;

- практикумы (практическая часть программы предусматривает как групповую форму работы, так и самостоятельную по индивидуальным заданиям);

- самостоятельная работа обучающихся, подготовка докладов, сообщений, подбор литературы и работа с ней;

- экскурсии;

- формы контроля в виде ролевых игр, викторин, КВН, тестов, защиты проектов.

Диагностика освоения программы

Проводится три вида диагностических исследований:

- входящая диагностика (осуществляется при наборе групп, проводится в виде тестовых заданий, анкетирования, беседы);

- текущая диагностика (осуществляется при помощи контроля на каждом занятии, после каждой темы программы) по результатам контроля для обучающихся определяется индивидуальный темп и уровень сложности заданий;

- итоговая диагностика (проводится по вопросам изученных тем, в виде научно-практических конференций по защите исследовательских работ).

Формы подведения итогов реализации программы:

- участие членов кружка в олимпиадах по химии, биологии, экологии;

- участие членов кружка в областных конкурсах по химии, биологии, экологии.

- выступление на научно-исследовательской конференции.

Организация занятий по программе

«Знатоки химии и экологии» – это авторская образовательная программа для обучающихся учреждений среднего профессионального образования. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Всего 70 часов.

Прогнозируемые результаты:

- качественное повышение уровня знаний;

- активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности;

- привлечение обучающихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук;

- повышение социальной активности обучающихся;

- увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях и олимпиадах.

Тематическое планирование


Учебный план программы «Биоиндикация состояния городской среды»

№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

всего

В том числе

теория

практика

экскурсия

Контрольное занятие

Резерв.

1

Введение в образовательную программу.

Знакомство с правилами ТБ при работе с лабораторным оборудованием и реактивами

2

2

 

 

 

 

2

Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее основные элементы

2

2

 

 

 

 

3

Взаимосвязь экологии и химии

6

2

2

 

1

1

4

Основные источники ухудшения качества среды

2

2

 

 

 

 

5

Биоиндикация качества среды

36

6

18

6

3

3

5.1

Биоиндикация водной среды

12

2

6

2

1

1

5.2

Биоиндикация воздушной среды

12

2

6

2

1

1

5.3

Биоиндикация почвы

12

2

6

2

1

1

6

Научно-исследовательская и проектная деятельность на занятиях кружка

10

8

2

 

 

 

7

Выступление с выполненными работами на конкурсах и научных конференциях

12

1

10

 

 

1


всего

70

23

32

3

4

5





2. Учебно-тематический план программы «Биоиндикация состояния городской среды»

№ раздела

№№ занятий

Наименование раздела

Количество часов

всего

В том числе

теория

Практика

экскурсии

контроль

резерв

1

1-2

Введение в образовательную программу

Знакомство с правилами ТБ при работе с лабораторным оборудованием и реактивами

2

1





1

Введение в образовательную программу

1

1





2

Меры безопасности при работах

1

1



1


2

3-4

Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее основные элементы

2

2





3

Экологические факторы

1

1



1


4

Биосфера – целостная система

1

1





3

5-10

Взаимосвязь экологии и химии

6

2

2


1

1

5

Связь понятий «химический элемент», «вещество», «химическая реакция» с экологическими понятиями

1


1




6-8

Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей окружающей среды

3

1

1



1

9

Нормирование загрязнений окружающей среды

1




1


10

Химические элементы и их соединения в биосфере

1

1





4

11-12

Основные источники ухудшения качества среды

2

2





11

Биологическая роль и круговороты важнейших элементов.

1

1





12

Токсичность и пути воздействия некоторых органических веществ (спирты, фенолы, альдегиды, альдегиды, полициклические углеводороды) на организм человека

1

1





5


Биоиндикация качества среды

36

6

18

6

3

3

5.1

13-24

Биоиндикация водной среды

12

2

6

2

1

1

13-14

Основные физико-химические свойства воды.

2

1

1




15-16

Методы определения качества воды

2

1

1




17-18

Очистка вод. Самоочищение.

2



1

1


19

Проблемы загрязнения и очистки рек

1



1



20-24

Биоиндикация водной среды методом проращивания семян кресс-салата

5


4



1

5.2

25-36

Биоиндикация воздушной среды

12

2

6

2

1

1

25-26

Промышленность как источник загрязнения атмосферы

2

1



1


27

Транспорт и окружающая среда

1





1

28-29

Вещества-загрязнители воздуха, используемые в быту

2

1


1



30-31

Методы исследования состояния воздуха

2


2




32-36

Определение чистоты воздуха по листьям березы

5


4

1



5.3

37-49

Биоиндикация почвы

12

2

6

2

1

1

37-38

Загрязнение почв в процессе с/х производства

2

1

1




39-40

Экологически чистые продукты питания

2

1

1




41-43

Растения –индикаторы почв

3



2

1


44-48

Методы исследования состояния почв

5


4



1

6

49-59

Научно-исследовательская и проектная деятельность на занятиях кружка

10

8

2

 

 

 

49-50

Требования к оформлению проектных и научно-исследовательских работ

2

1


1



51-52

Выбор темы исследовательской работы

2

1

1




53-54

Сбор и анализ информации.

Составление плана работы

2

1




1

55

Выполнение практических работ – сбор материала, его исследование

1

2





56-57

Оформление исследовательских работ

2

2





58

Создание мультимедийных презентаций

1

1





7

59-70

Выступление с выполненными работами на конкурсах и научных конференциях

12

1

10

 

 

1

59-68

Подготовка и проведение научно-практической конференции

10

1

8



1

68-70

Подведение итогов работы кружка

2


2






всего

70

23

32

3

4

5


3. Темы практических работ

1. Методы мониторинга воздушной среды

1.1. Определение чистоты воздуха по листьям березы.

1.2. Снег – индикатор чистоты воздуха.

1.3. Определение запыленности воздуха.

1.4. Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

1.5. Обнаружение наличия в воздухе микроорганизмов.

1.6. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

1.7. Определение загрязненности воздуха парами аммиака.

2. Методы мониторинга почв

2.1. Растения – индикаторы плодородия почв.

2.2. Растения – индикаторы кислотности почв.

2.3. Приготовление почвенной вытяжки и определение рН почвенной вытяжки.

1.4. Определение антропогенных нарушений почвы.

1.5. Определение органического вещества в почве.

1.6. Обнаружение тяжелых металлов в почве.

1.7. Кислотность и засоленность почвы.

3. Методы мониторинга водных объектов

3.1. Органолептические показатели воды.

3.2. Кислотность и минеральный состав воды.

3.3. Жесткость воды, ее определение и устранение.

3.4. Наблюдение за составом атмосферных осадков.

3.5. Определение рН воды.

3.6. Определение хлоридов в модельном растворе, минеральной воде, почвенной вытяжке.

3.7. Определение сульфатов в воде и почвенной вытяжке.

3.8. Влияние СМС на зеленые растения. Очистка воды от СМС.

4. «Взаимосвязь экологии и химии»

5.1. Решение заданий на расчет ПДК.

5.2. Решение задач, упражнений с экологическим содержанием.

5.3. Основные свойства приоритетных загрязнителей воздушной среды.

5.4. Определение уровня радиации при помощи дозиметра.

5.5. Физические и химические свойства нефти.

5.6. Обнаружение тяжелых металлов в почве, взятой вблизи автомобильной трассы.

5.7. Воздействие спирта, альдегида на свойства белка.

5.8. Изучение состава продуктов, калорийности по этикеткам.

5.9. Опасные пищевые добавки.

Экскурсии

  1. Экосистема «парк».

  2. Экосистема «пруд».

  3. Экосистема «река».

  4. Растения – индикаторы почв (чистоты воздуха).

  5. Экскурсия на очистные сооружения.

  6. Контроль за состоянием несанкционированных свалок.

4. Темы исследовательских работ

1. Зависимость экологической чистоты сельскохозяйственной продукции от места размещения приусадебного участка (расстояние от автомобильных и железных дорог).

2. Лечебные свойства глины и минеральной воды.

3. Лихеноиндикация загрязнения атмосферного воздуха парка города.

4. Сосна – индикатор экологического неблагополучия детской площадки.

5. Изучение фитотоксичности почв в черте населенного пункта.

6. Мониторинг антропогенного воздействия на детскую площадку.

7. Бизнес план линии по розливу минеральной воды.

8. Индикаторы на грядке.

9. Цветник на детской городской площадке.

10. Органические вещества в кухонном шкафу.

11. Геометрия молекул веществ.

12. Химический язык насекомых.

13. Влияние разных форм и концентраций минеральных удобрений на рост и развитие растений на примере гороха.

14. Изучение качества воды водоемов населенного пункта.

15. Экологическая оценка состояния окружающей среды на основе изучения снегового покрова в населенном пункте.

Содержание программы


Раздел: Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее основные элементы, биосфера и человек

Теория: Экологические факторы, среда, биогеоценоз, экосистема. Понятие о природопользовании и охране природы. Природные ресурсы. Ресурсозапасы. Ресурсобалансы. Возможности восполнения природных ресурсов обществом. Роль ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП, Гринпис в организации рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Практика: Игра-обучение «Экологическая азбука», работа с растительным материалом, определителем.

Экскурсия: В парк.

Контроль: Входная диагностика, анкетирование.

Резерв: Участие во всемирной акции «Очистим планету от мусора», в праздновании «Дня Леса» (газеты, листовки, анкетирование)

Раздел: Экологические проблемы: локальные, региональные, глобальные

Теория: Биологическая, глобальная, социальная экология. Бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, атмосферные источники загрязнения. Проблема отходов.

Утилизации и обезвреживание твердых отходов в промышленности. Уменьшение числа источников загрязнения. Экологически чистые материалы из отходов.

Практика: Решение задач «Промышленные и бытовые отходы».

Контроль: Экологический кроссворд.

Резерв: Участие в праздновании «Дня натуралистов».

Игра-конкурс «Найди и размести на картах поселка и района источники загрязнения».

Раздел: Взаимосвязь экологии и химии

Теория: Связь химических терминов с экологическими понятиями. Знакомство с природными и антропогенными источниками загрязнения окружающей среды. Основные свойства приоритетных загрязнителей окружающей среды, значения предельно допустимых концентраций для взвешенных веществ. Кислотные дожди. Разрушение озонового слоя в атмосфере.

Радиоактивность внешней среды и проблемы экологии. Естественная радиоактивность в биосфере. Радиоактивный распад. Опасность радиации и проблемы дозиметрии. Служба радиационного контроля. Радиационный фон внутри помещения. Методы и средства его снижения. Атомная энергетика и экологические проблемы безопасного хранения радиационных отходов.

Проблемы земельных ресурсов. Окружающая среда и химизация сельского хозяйства. Применение пестицидов, минеральных удобрений, и др. экологизация с/х угодий, приусадебных участков. Биологическая защита растений. Проблемы производства экологически чистых продуктов питания.

Рациональное и безопасное использование природных источников углеводородов.

Практика: Практические работы:

  1. Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

  2. Растения – индикаторы плодородия почв.

  3. Растения – индикаторы кислотности почв.

  4. Наблюдение за составом атмосферных осадков.

  5. Органолептические показатели воды.

  6. Обнаружение тяжелых металлов в почве.

  7. «Кислотность и засоленность почвы.

  8. Решение заданий на расчет ПДК.

  9. Решение задач, упражнений с экологическим содержанием.

  10. Основные свойства приоритетных загрязнителей воздушной среды.

  11. Определение уровня радиации при помощи дозиметра.

  12. Физические и химические свойства нефти.

Контроль: Решение задач с экологическим содержанием, составление кроссвордов и т.д.

Резерв:

  1. Участие в проведении «Дня отказа от курения», «Всемирного дня борьбы со СПИДом».

  2. Участие в проведении природоохранной акции «Сохраним ель» (листовки, газеты, флористические композиции).

Раздел: Окружающая среда и здоровье человека

Теория: Биологическая роль и круговороты важнейших элементов – неметаллов в биосфере – кислорода, серы, азота, фосфора, углерода. Биометаллы – магний, кальций, железо, калий, натрий – их роль в жизнедеятельности организмов. Экология жилища: интерьер, цветовая гамма. Освещение. Микроклимат, воздух. Вода. Электромагнитное излучение, геопотогенные зоны. Растения и животные, снижающие геопатогенное влияние. Методики оценки экологического состояния пришкольной территории, классной комнаты, жилища. Ландшафтный экодизайн. Основные группы заболеваний профессионального и бытового характера. Экологическая безопасность в быту.

Токсичность и пути воздействия некоторых органических веществ (спирты, фенолы, альдегиды, альдегиды, полициклические углеводороды) на организм человека.

Практика: Практические работы:

  1. Обнаружение наличия в воздухе микроорганизмов.

  2. Определение загрязненности воздуха парами аммиака.

  3. Приготовление почвенной вытяжки и определение рН почвенной вытяжки.

  4. Определение антропогенных нарушений почвы.

  5. Кислотность и минеральный состав воды.

  6. Жесткость воды, ее определение и устранение.

  7. Наблюдение за составом атмосферных осадков.

  8. Определение рН воды.

  9. Определение хлоридов в модельном растворе, минеральной воде, почвенной вытяжке.

  10. Определение сульфатов в воде и почвенной вытяжке.

  11. Влияние СМС на зеленые растения. Очистка воды от СМС.

  12. Экспресс-анализ выдыхаемого воздуха на содержание углекислого газа.

  13. Оценка качества продуктов питания по содержанию в них нитратов.

  14. Влияние кислотности среды на активность ферментов слюны.

  15. Влияние кислотности среды на свойства белков.

  16. Влияние курения на свойства слюны.

  17. Воздействие алкоголя на свойства белка.

  18. Воздействие солей тяжелых металлов на свойства белка.

  19. Химические свойства жиров.

  20. Обнаружение углеводов в продуктах питания.

  21. Обнаружение органических кислот в продуктах.

  22. Изучение состава продуктов по этикеткам.

Контроль: Игра: «Город будущего».

Экскурсии:

  1. Экскурсия на Мебельную фабрику.

  2. Экскурсия на АО «Нижегородский масложировой комбинат».

Резерв:

  1. Участие в проведении недели химии.

  2. Химико-экологические сказки «Живая вода» и «Чудеса или наука?»

Раздел: Исследования по теме «Вода»

Теория: Основные свойства воды. Загрязнение природных вод. Рост глобального водопотребления. Перегрузка очистных установок на объектах, загрязняющих среду. Рост производства пестицидов, минеральных удобрений, моющих средств. Очистка сточных вод. Решения проблем рационального водопользования. Проблема загрязнения и очистки рек Волга, Свияга, Тереньгулька. Очистка вод. Самоочищение. Живые организмы в борьбе с загрязнениями.

Практика: Практические работы:

  1. Основные физико-химические свойства воды.

  2. Кислотность и минеральный состав воды.

  3. Жесткость воды, ее определение и устранение.

  4. Наблюдение за составом атмосферных осадков.

  5. Определение рН воды.

  6. Определение хлоридов в модельном растворе, минеральной воде, почвенной вытяжке.

  7. Определение сульфатов в воде и почвенной вытяжке.

  8. Влияние СМС на зеленые растения. Очистка воды от СМС.

Контроль: Тестирование.

Экскурсии:

  1. Экосистема «Пруд».

  2. Экскурсия на очистные сооружения.

Резерв: Игра-конференция «Создание экологически безопасной системы водоснабжения в городе».

Раздел: Исследования по теме «Воздух»

Теория: Поступление в атмосферу загрязняющих веществ. Промышленность, транспорт и окружающая среда. Мероприятия по уменьшению вредных выбросов различными видами транспорта. Очистка газов. Проблема чистого воздуха в городах.

Практика. Практические работы:

  1. Определение чистоты воздуха по листьям березы.

  2. «Снег – индикатор чистоты воздуха.

  3. Определение запыленности воздуха.

  4. Обнаружение наличия в воздухе микроорганизмов.

  5. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

  6. Определение загрязненности воздуха парами аммиака.

  7. Наблюдение за составом атмосферных осадков.

Контроль: Игра-имитация «Заседание экологического комитета».

Резерв: Подготовка мероприятий. Посвященных «Дню отказа от куреня» и «Дню борьбы со СПИДом».

Раздел: Исследования по теме «Почва»

Теория: Эрозия и химическое загрязнение почв. Засоление почв. Опустынивание как глобальный процесс. Химизация сельского хозяйства. Экологически чистые продукты питания. Контроль за качеством продуктов питания в районе, поселке.

Практика. Практические работы:

  1. Растения – индикаторы плодородия почв.

  2. Растения – индикаторы кислотности почв.

  3. Приготовление почвенной вытяжки и определение рН почвенной вытяжки.

  4. Определение антропогенных нарушений почвы.

  5. Определение органического вещества в почве.

Контроль: Методы исследования состояния почв.

Резерв: Подготовка и проведение предметных недель по химии и биологии, проведение «Дня защиты Земли».

Раздел: Научно-исследовательская и проектная деятельность на занятиях кружка

Теория: Требования к оформлению проектных и научно-исследовательских работ.

Выбор темы исследовательской работы. Сбор и анализ информации.

Выполнение практических работ - сбор материала, его исследование.

Оформление исследовательских работ. Создание презентаций.

Практика: Выполнение практических работ по выбранной теме в группах или индивидуально.

Экскурсии: Экскурсия в комитет по охране природы.

Резерв:

  1. Проведение «Дня птиц».

  2. Проведение «Дня школы».

  3. Подготовка и участие в проведении «Дня памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах».

  4. Участие в проведении «Дня экологического образования», «Дня семьи».

Раздел: Выступление с выполненными работами на конкурсах и научных конференциях

Теория: Изучение правил выступления на конференции с докладом и презентацией.

Практика: Выступление на конференции, участие в областных конкурсах «Юных исследователей природы», подведение итогов, награждение.

Резерв: Участие в проведении «Дня против курения».


Список литературы


  1. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413".

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012.

  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании».

  5. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

  6. Афанасьев Ю.А. Мониторинг и методы контроля окружающей среды. М.; МНЭПУ, 2016.

  7. Биоиндикация загрязнений наземных экосистем, / под, ред, Р,Шуберта. – М.: Мир, 1988.

  8. Базаров Л.Г. Лишайники в экологическом мониторинге. – М.: Научный мир, 2017.

  9. Валова В.Д. Экология. – М., 2012.

  10. Габриелян О.С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).

  11. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.

  12. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.

  13. Горбатовский, В.В. Здоровье человека и окружающая среда [Текст] / Н.Г. Рыбальский: Информационно – справочный бюллетень. – М.: Экологический вестник России, 2015. – 80 с.

  14. Ершов, Ю.А. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для вузов [Текст] / В.А. Попков, А.С. Берлянд, А.З.Книжник. – М.: Высш. шк. , 2016. – 560 с.

  15. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. М., 2017.

  16. Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. – М., 2013.

  17. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология (базовый уровень). 10-11 классы. – М., 2014.

  18. Муравьева А.Г. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций [Текст] / Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова. – СПб.: Крисмас+, 2013. – 176 с.

  19. Смуров А.В. Основы экологической диагностики. – М.:Ойкос, 2018.

  20. Состояние и комплексный мониторинг природной среды и климата, Пределы изменений. – М.;Наука, 2017.

  21. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М., 2014.

  22. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Экология (базовый уровень). 10-11 классы. – М., 2014.

  23. www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).

  24. www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения).

  25. www.ecocommunity.ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России)

  26. www.pvg.mk.ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

  27. www.hemi.wallst.ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

  28. www.alhimikov.net (Образовательный сайт для школьников).

  29. www.chem.msu.su (Электронная библиотека по химии).

  30. www.enauki.ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).

  31. www.1september.ru (методическая газета «Первое сентября»).

  32. www.hvsh.ru (журнал «Химия в школе»).

  33. www.hij.ru (журнал «Химия и жизнь»).

  34. www.chemistry-chemists.com (электронный журнал «Химики и химия»).


Приложение


Перечень материалов и оборудования к программе


Для проведения практических работ на базе кабинета химии используют:

  • оборудование и принадлежности, которые имеются в кабинетах химии и биологии;

  • специальное оборудование для преподавателя и обучающихся (класс – комплект «ЭХБ»).

Оборудование и принадлежности, которые имеются в кабинетах химии, биологии и экологии:

  • вата;

  • воронка делительная;

  • линейка;

  • маркер;

  • секундомер;

  • спиртовка;

  • спички;

  • стакан на 150 мл, 1 л;

  • термометр;

  • чашки Петри;

  • цилиндр мерный на 50 мл;

  • чаша выпарительная;

  • штатив.

Набор для преподавателя включает:

  • посуду, принадлежности и материалы;

  • набор сухих химических реактивов для проведения учебных исследований (растворы из сухих реактивов приготавливаются преподавателем;

  • набор самоклеящихся этикеток для раздаточных флаконов;

  • тест-системы для оценки параметров воды, воздуха, почвы, продуктов питания.

Набор для обучающихся включает:

  • посуду и лабораторные принадлежности;

  • дидактический материал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!