СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Географическое краеведение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Географическое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирование гражданственности. Краеведческая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Географическое краеведение"»

Географическое краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае, воспитания любви к нему, формирование гражданственности. Краеведческая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного развития.

Чтобы полюбить свой край надо его узнать, изучить. Основной подход в географическом краеведении – геоэкологический. Он означает изучение природных и антропогенных условий как среды жизнедеятельности населения и каждого человека в отдельности.

Программа обогащена этнографическим содержанием, что способствует отражению экономической географии, социальной, а также созданию условий для развития у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Эта программа развивает и конкретизирует концепцию географического образования.

Содержание кружка ориентировано на наличие у обучающихся опорных знаний и умений, сформированных при изучении географии в 8 классе.

Цели кружка «Географическое краеведение»:

- более подробное знакомство с особенностями природы и хозяйства Орловской области,

- расширение представлений, обучающихся о рекреационном потенциале, туристических объектах и достопримечательностях родного края, выделение экологических проблем и путей их решения.

Задачи :

- создавать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы и хозяйства своей местности во всем её разнообразии и целостности;

- формировать способность применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

- способствовать формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально – ответственного поведения в ней;

- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулировать стремление знать как можно больше о родном крае;

- формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни, видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Программа составлена на основе пособия

Предметные результаты освоения кружка «Географическое краеведение»

Обучающийся научится:

- использовать различные источники краеведческой информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать краеведческую информацию;

- составлять описание краеведческих объектов, процессов и явлений с использованием с использование разных источников краеведческой информации;

- различать изученные краеведческие объекты и явления, сравнивать их на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- описывать по картам положение и взаморасположение краеведческих объектов;

- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий Орловской области;

- сравнивать особенности природы отдельных частей Орловской области;

-оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах области;

- описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов Орловской области;

- оценивать воздействие географического положения Орловской области и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Обучающийся получит возможность научится:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- использовать знания и умения в повседневной жизни для сохранения и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, иллюстрируя роль краеведческой науки в решении социольно-экономических и геоэкологических проблем человечества, примеры практического использования краеведческих знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию краеведческого содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


Содержание кружка «Географическое краеведение»

  1. Введение. (1 ч)

Что изучат географическое краеведение

  1. Орловская область на карте России. (2 ч)

Географическое положение Орловской области. Центр Среднерусской возвышенности.

История административно – территориальных преобразований Орловской области. Площадь территории области в сравнении с размерами других областей России и государств мира.

  1. Природа Орловской области. (14ч)

Геологическое строение Орловской области. Рельеф и минеральные ресурсы области. Особенности развития рельефа в прошлом и роль внешних процессов в современный период. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оползни, овраги, причины их появления и меры борьбы с ними. Топонимия рельефа. Орловской области.

Климат Орловской области. Климатообразующие факторы. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Народные приметы. Агроклиматические ресурсы. Влияние природно-климатических условий на характер питания человека. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Сезоны года в произведениях И. С. Тургенева.

Внутренние воды Орловской области. «Град Орел стоит на Оке-реке в степи, на низком месте на левой стороне». Край 310 рек и речушек. Водные ресурсы области. Использование рек и пути сохранения их качества и объема. Опасные явления, связанные с внутренними водами: паводки, наводнения. Топонимика водных объектов. Отображение явлений природы в произведениях M. М. Пришвина.

Почвы и почвенно-земельные ресурсы. Мероприятия по повышению плодородия почв. Условия для развития сельского хозяйства.

Растительный и животный мир Орловской области. Природно-хозяйственные зоны. Приокская, Березнянско- Деминская, Среднерусская.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы.

Влияние природы на формирование трудовых навыков, обычаев, обрядов, норм поведения.

  1. Население Орловской области (9 ч)

История заселения и освоения Орловской области. Земля вятичей. Дублеры (толмачи) - предки современного населения области.

Численность населения, национальный, половой и возрастной состав, естественное движение ..

Трудовые ресурсы Орловской области.

Размещение населения. Городское и сельское население.

История формирования городов, их планировка и благоустройство.

Типы сельских поселений. Социальные проблемы села. Зависимость плотности сельского населения от почвенных и других природных условий.

Быт народа в произведениях этнографов - фольклористов А. И. Якушкина и П. В. Киреевского. Православие.

Орловская область - родина полярного исследователя В. А. Русанова. Изучение природы области. Л. И. Хитрово, Д. М. Махлеевым, А. М. Харченко, А. И. Куренцовым, Т. В. Вернандер

  1. Хозяйство Орловской области. (12 ч)

  2. Экономико – географическое положение Орловской области.

Экономическая оценка природных условий и ресурсов.

Отраслевые особенности машиностроительного комплекса.

Металлургическая промышленность Орловской области.

Промышленность строительных материалов и оборудования.

Особенности развития АПК: основные районы размещения зерновых и технических культур.

Уровень развития животноводства.

Отрасли пищевой промышленности, обеспечивающие переработку продукции АПК и потребности своего населения. Связь АПК с другими отраслями хозяйства.

Степень развития комплекса по производству товаров народного потребления и сферы услуг.

Народные промыслы, получившие развитие в области. Глиняная игрушка.

Транспортный комплекс. Виды транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы области.

Экологические проблемы Орловской области


Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол – во час

Дата по плану

Дата по факту

Причины коррекции

1.

Что изучат географическое краеведение


1




2

Географическое положение Орловской области.

1




3

История административно – территориальных преобразований Орловской области.

1




4

Геологическое строение Орловской области.

1




5

Рельеф и минеральные ресурсы области.

1




6

.Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

1




7

Климат Орловской области

1




8

Агроклиматические ресурсы

1




9

Влияние природно-климатических условий на характер питания человека.

1




10

.Сезоны года в произведениях И. С. Тургенева.

1




11

Внутренние воды Орловской области.

1




12

Водные ресурсы области

1




13

Отображение явлений природы в произведениях M. М. Пришвина.

1




14

Почвы и почвенно-земельные ресурсы.

1




15

Растительный и животный мир Орловской области. Природно-хозяйственные зоны.

1




16

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы

1




17

Влияние природы на формирование трудовых навыков, обычаев, обрядов, норм поведения.

1




18

История заселения и освоения Орловской области.

1




19

Численность населения Орловской области, национальный, половой и возрастной состав, естественное движение ..

1




20

Трудовые ресурсы Орловской области. Размещение населения.

1




21

Городское и сельское население

1




22

Зависимость плотности сельского населения от почвенных и других природных условий.

1




23

Быт народа в произведениях этнографов - фольклористов А. И. Якушкина и П. В. Киреевского.

1




24

Орловская область - родина полярного исследователя В. А. Русанова.

1




25

Изучение природы области. Л. И. Хитрово, Д. М. Махлеевым, А. М. Харченко, А. И. Куренцовым, Т. В. Вернандер

1




26

Экономико – географическое положение Орловской области. Экономическая оценка природных условий и ресурсов.

1




27

Отраслевые особенности машиностроительного комплекса.

1




28

Металлургическая промышленность Орловской области. Промышленность строительных материалов и оборудования.

1




29

Особенности развития АПК.

1




30

Отрасли пищевой промышленности, обеспечивающие переработку продукции АПК и потребности своего населения

1




31

Народные промыслы, получившие развитие в области.

1




32

Транспортный комплекс.

1




33

Экологические проблемы Орловской области

1




34

Подведение итогов

1





.









Природа и человек в произведенияхЛ. Н. Андреева, Jl. Н. Апухтина, Е. В. Быханова.

Природа и человек в произведениях Вовчок, Марко, Н. Н.

Жукова,В. С. Калинникова.

Природа и человек в произведениях В. Н. Мешкова, Б. И.

Орловского, Ф. И. Тютчева.

Природа и человек в произведениях А. И. Новикова, Т. Н. Хренникова, А. А. Фета.

  1. Подготовка к выполнению творческой работы. Возможные варианты: 1. «Мое географическое открытие своей области» с привлечением историко-литературных источников, архивных и музейных материалов. 2. Составление рассказа, сообщения, реферата о каком-либо народе своей области, его национальных обычаях, традициях, современных проблемах. 3. Составление коллекции «Горные породы и полезные ископаемые Орловской области». 4. Научно-




Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие и особенности географического положения Орловской области;

  2. основные этапы заселения области;

  3. основные народы, населяющие Орловскую область и особенности их размещения;

  4. основные формы рельефа, типы климата, внутренние воды, почвы, виды растений и животных Орловской области; природно-хозяйственные зоны, виды природных ресурсов, экологические проблемы и правила поведения в природе;

  5. ведущие отрасли экономики, их центры и предприятия; основные транспортные магистрали.

Учащиеся должны уметь:

  1. находить место своей области на картах различного содержания;

  2. устанавливать зависимость плотности населения и его размещения от природных условий;

  3. выполнять правила природоохранного поведения в повседневной жизни;

  4. выявлять связи между природой, историей и развитием хозяйства; составлять экономико-географическую характеристику объектов области.



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!