Принята на педагогическом совете № от | Утверждена директор школы ______________И.Н.Лапина приказ № от |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекисляйская средняя общеобразовательная школа им. Полякова»
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Геометрия вокруг нас»
класс 9
учителя Кутиной С.Е.
на 2019-2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа практикума по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по математике, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Учебный план МКОУ Нижнекисляйской СОШ им.Полякова на 2019-2020 год;
Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся вошли эвристические приемы как общего, так и конкретного характера. Эти приемы, в частности, формируются при поиске решения задач различного уровня сложности. Программа «Практикум по математике» предполагает осуществить полный обзор задач, решаемых в 9 классе.
Основная цель курса - развитие творческих способностей, логического мышления обучающихся, углубление знаний, полученных в рамках уроков математики, и расширение общего кругозора ребенка в процессе решения практических задач.
Достижение этих целей обеспечено посредством решения следующих задач:
Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
Воспитание высокой культуры математического мышления.
Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики
Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Личностные, метапредметные, предметные результаты к концу 9 класса
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:
В личностном направлении:
понимать значение математической науки для развития цивилизации;
излагать грамотно свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, рассуждать и обосновывать утверждения, приводить примеры;
проявлять творческое мышление, инициативу, находчивость и активность;
уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
проявлять усидчивость, целеустремленность и способность к преодолению трудностей.
В метапредметном направлении:
уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией;
уметь видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
уметь находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной информации;
уметь выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки.
В предметном направлении:
осознавать значение математики для повседневной жизни человека;
уметь работать с математическим текстом, грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику;
уметь приводить логические обоснования, простейшие доказательства;
уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;
овладеть приемами решения уравнений, применения уравнений для решения текстовых задач;
Уметь применять изученные понятия и методы при решении стандартных и нестандартных текстовых задач.
СОЖЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Четырехугольники
Немного из истории. Как строится изложение геометрии. Четырехугольники: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Трапеция. Решение практических задач на применение знаний о свойствах четырехугольников. Применение знаний о свойствах четырехугольников при решении практических задач.
Симметрия
Симметрия и ее виды. Симметричные фигуры. Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами. Бордюры. Трафареты. Орнаменты. Паркеты. Симметрия помогает решать задачи.
Геометрия площади в задачах
Площади многоугольников: треугольника, прямоугольника, квадрата, параллелограмма, ромба, трапеции. Равновеликие многоугольники. Решение практических задач на применение формул площадей многоугольников.
Теорема Пифагора
Из истории теоремы Пифагора. Применение теоремы Пифагора при решении практически задач. Геометрия клетчатой бумаги. Построение углов 45 и 135 градусов. Признаки подобия треугольников. О подобии произвольных фигур. Решение задач практического содержание на подобие треугольников. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Тригонометрические функции. Значение их углов для 30, 45, 60 градусов.
Геометрические построения
Не отрывая карандаш. Общая схема решения задач на построение. Построения с помощью двухсторонней линейки, угольника. Сведения из истории: классические задачи. Окружность и круг. Центральные и вписанные угла. Вписанные и описанные четырехугольники. Итоговое занятие.
КАЛЕНДАРО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Кол-во часов | План | Факт |
| Четырехугольники | 7 | | |
1 | Немного из истории. Как строится изложение геометрии | 1 | | |
2 | Четырехугольники: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат | 1 | | |
3 | Трапеция | 1 | | |
4,5 | Решение практических задач на применение знаний о свойствах четырехугольников | 2 | | |
6,7 | Применение знаний о свойствах четырехугольников при решении практических задач. | 2 | | |
| Симметрия | 3 | | |
8 | Симметрия и ее виды. Симметричные фигуры | 1 | | |
9 | Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами | 1 | | |
12 | Симметрия помогает решать задачи | 1 | | |
| Геометрия площади в задачах | 5 | | |
13 | Площади многоугольников | 1 | | |
14 | Равновеликие многоугольники | 1 | | |
15-17 | Решение практических задач на применение формул площадей многоугольников | 3 | | |
| Теорема Пифагора | 12 | | |
18 | Из истории теоремы Пифагора | 1 | | |
19-21 | Применение теоремы Пифагора при решении практических задач | 3 | | |
22 | Геометрия клетчатой бумаги. Построение углов 45 и 135 градусов | 1 | | |
23 | Признаки подобия треугольников | 1 | | |
24 | О подобии произвольных фигур | 1 | | |
25 | Решение задач практического содержания на подобие треугольников | 1 | | |
26 | Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике | 1 | | |
27 | Тригонометрические функции. Значение их для углов 30, 45, 60 градусов | 1 | | |
| Геометрические построения | 7 | | |
28 | Не отрывая карандаша. Общая схема решения задач на построение | 1 | | |
29 | Построение с помощью двухсторонней линейки, угольника | 1 | | |
30 | Сведения из истории: классические задачи | 1 | | |
31 | Окружность и круг. Центральные и вписанные углы | 1 | | |
32,33 | Вписанные и описанные четырехугольники | 2 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: Доп. главы к шк. учеб. 9 кл.: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. изуч. математики / Под редакцией Г.В.Дорофеева, 2008г.
ГИА. Алгебра. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / В.В. Мирошин. — М.: Издательство «Экзамен». — 78, [2] с. (Серия «ГИА. 9 класс. Типовые тестовые задания»)
3. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Математика: сборник заданий / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. — М.: Издательство «Экзамен». — 158, [2] с. (Серия «ГИА. Сборник заданий»)
4. Пособия для подготовки к экзаменам в традиционной и новой форме.
8