Администрация Пристенского района Курской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Котовская основная общеобразовательная школа »
Пристенского района Курской области
Принято на педагогическом совете школы Протокол № 1 от 31.08.2021 г. | Утверждаю Директор школы __________/Л. Е. Петрова/ Приказ № 1-123 от 31.08.2021г |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
«Я с компьютером на «ты»
Возраст обучающихся: 10 - 12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Казначеева Оксана Анатольевна
с. Котово
2021г.
1. Пояснительная записка
Предметом программы «Я с компьютером на «ты» является изучение офисного пакета Microsoft Offic (Word, Excel, Power Point), овладение начальными основами компьютерной графики Paint.NET.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ , Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 год № 1726-р);
- Приказ от 9 ноября 2018 года N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.,
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания»», утвержденные Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г.№ 2
- Устав МКОУ «Котовская ООШ»;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МКОУ «Котовская ООШ»;
- Лицензия образовательной организации на образовательную деятельность;
- Образовательная программа МКОУ «Котовская ООШ».
Направленность программы: естественно-научная.
Новизна программы состоит в том, что в рамках курса сочетается изучение офисного пакета Microsoft Offic и основ программы компьютерной графики Paint.NET.
Актуальность программы обусловлена тем, что информационные технологии являются неотъемлемой составляющей современной жизни. Владение ими способствует не только расширению кругозора школьника, но и выступает основой успешного обучения, приобретения знаний и профессионального становления в будущем.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность использования данного подхода при реализации программы заключается в том, что он позволяет развивать способности детей при изучении компьютерных программ через деятельность и тем самым способствует лучшему усвоению программного материала.
Цель программы
Целью реализации программы является формирование системы знаний и умений, практических навыков обеспечивающих возможность работы с программами пакета Microsoft Office (Word, Excel, Power Point) и с основами программы компьютерной графики Paint.NET.
Задачи
1. Обучиться работе в текстовом редакторе Microsoft Word.
2. Обучиться работе в программе Microsoft Excel .
3. Обучиться работе в программе презентаций Power Point (c использованием азов программы Paint.NET).
Отличительные особенности
Главная отличительная особенность заключается в том, что jсновной подход к воспитанию и обучению в рамках программы «С компьютером на «ты» выступает деятельный подход, при котором реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты.
Возраст группы обучающихся
Исходя из психофизиологических особенностей детей и, в частности, из особенностей восприятия информации детьми указанного возраста в группу объединяются дети в возрасте 10 – 12 лет.
Сроки реализации общеобразовательной общеразвивающей программы.
По сроку реализации программа разработана на 1 год обучения, по возрастному принципу – разновозрастная, по характеру деятельности - развивающая. Форма обучения – очная. Программа построена на основе принципа разноуровневости и предоставляет обучающимся возможность освоения учебного содержания с учетом их уровней общего развития, способностей, мотивации.
Формы и режим занятий
Форма обучения: очная
Формы занятий. Основная форма организации занятий – знакомство с теоретическим материалом, практическая работа. Форма организации деятельности по программе «Я с компьютером на «ты» – фронтальная, индивидуальная, групповая.
Порядок организации работы по программе «Я с компьютером на «ты»:
- продолжительность занятий – 1 час в неделю;
- начало занятий – 1 сентября текущего учебного года;
- окончание занятий – 25 мая текущего учебного года;
- режим занятий: 1 раз в неделю.
Количество часов в год - 35 ч.:
Введение в курс «Я с компьютером на «ты» – 1 ч.
Персональный компьютер (ПК). Основные компоненты ПК, назначение и основные характеристики – 5 ч.
Программное обеспечение. Операционная система Windows XP. Стандартные программы – 4 ч.
Текстовый редактор Microsoft Word – 17 ч.
Программа презентаций PowerPoint – 8 ч.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу учебного года дети 10-12 лет должны знать:
основные компоненты персонального компьютера;
структуру, свойства и возможности операционной системы Windows;
правила пользования стандартными программами операционной системы Windows;
правила пользования текстовым редактором Word;
правила пользования электронными таблицами Excel;
правила пользования программой презентаций PowerPoint (с совмещением азов пользования программой Paint.NET)
Должны уметь:
работать на персональном компьютере в операционной среде Windows XP;
создавать и редактировать рисунки в графическом редакторе Paint;
создавать в программе Microsoft Word и оформлять по всем правилам текстовые документы, содержащие таблицы, рисунки и другие графические объекты;
создавать и оформлять таблицы в программе Microsoft Excel, выполнять расчеты, строить диаграммы;
создавать презентации в PowerPoint;
просматривать ресурсы Internet, осуществлять поиск информации в Internet на заданную тему;
создавать простые 2D объекты в программе Paint.NET.
Должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, таблиц;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов
работы;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной
переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением
соответствующих правовых и этических норм.
Способы определения результативности:
Текущий контроль проводится в течение всего года при помощи тестовых и практических заданий.
Промежуточный контроль проводится по окончании полугодия в форме зачета по пройденным темам. Он определяет степень усвоения учащимися учебного материала, результатов обучения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде защиты проектов, которая определяет изменение уровня развития детей, результаты обучения.
2. Содержание программы
Модуль 1. Введение в курс «Я с компьютером на «ты»
Тема 1.1. Введение в курс. Техника безопасности.
Цель:
Теория: Установка целей, задач и содержания подготовки по программе «Я с компьютером на «ты».
Организация теоретического и практического обучения: правила внутреннего распорядка, режим занятий, правила поведения и безопасного труда в учебном классе, на рабочем месте. Ознакомление с техникой безопасности при работе с компьютером.
Модуль 2. Персональный компьютер (ПК). Основные компоненты ПК, назначение и основные характеристики.
Тема 2.1. Персональный компьютер. Его назначение и возможности.
Цель:
Теория: Ознакомление с ролью компьютеров в современном мире, областями применения компьютеров. Характеристики компьютеров.
Включение, перезагрузка, выключение компьютера и периферийных устройств.
Тема 2.2. Основные компоненты персонального компьютера.
Цель:
Теория: Ознакомление с основными компонентами персонального компьютера. Их назначения, особенности работы и основные характеристики. Дополнительные устройства: клавиатура, мышь, принтеры (лазерные, струйные, матричные), сканер.
Практика: Составление структурных схем компьютера. Знакомство с системным блоком и периферией персонального компьютера.
Тема 2.3. Клавиатура. Ввод текста с клавиатуры.
Цель:
Теория: Изучение клавиатуры: функции и группы клавиш на клавиатуре, варианты клавиатурных комбинаций.
Практика: Ввод текста с клавиатуры.
Модуль 3. Программное обеспечение. Операционная система Windows XP. Стандартные программы.
Тема 3.1. Операционная система Windows XP. Оконный интерфейс.
Цель:
Теория: Операционная система Windows XP. Windows – объектно-ориентированная операционная система. Многозадачность. Оконный интерфейс. Элементы окна. Запуск программ. Стандартные диалоги для работы с файлами. Меню. Рабочий стол и его элементы. Специальная папка «Мой компьютер». Меню «Вид». Специальная папка «Корзина». Свойства объектов.
Практика: Загрузка операционной системы Windows. Работа с окнами. Загрузка и сохранение документов. Работа со специальной папкой «Мой компьютер». Работа с командой «Параметры» меню «Вид». Работа с панелью инструментов. Работа с «Корзиной».
Тема 3.2. Файловая система.
Цель:
Теория: Файловая система. Проводник. Создание нового документа, перемещение и копирование документа, удаление и переименование объекта. Поиск файлов.
Практика: Запуск проводника. Выделение, переименование, удаление, создание и копирование объектов. Поиск файлов. Просмотр свойств файлов и дисков. Создание ярлыков.
Модуль 4. Текстовый редактор Microsoft Word
Тема 4.1. Интерфейс Microsoft Word. Основные операции с текстом.
Цель:
Теория: Текстовый редактор Word. Запуск и выход из программы. Элементы окна. Системное меню документа. Панели инструментов. Полосы прокрутки. Строка состояния. Режимы просмотра документа. Масштабирование. Справка. Подсказка. Ввод текста. Прокрутка с помощью клавиатуры и мыши. Добавление, выделение и удаление текста. Копирование и перемещение участков текста. Сохранение документов.
Практика: Запуск и выход из программы. Работа с окнами. Работа с системным меню, панелями инструментов, полосами прокрутки. Просмотр текстового документа в разных режимах. Масштабирование. Работа с клавишей ТАБ. Выделение, добавление копирование и удаление участков текста.
Тема 4.2. Форматирование текста и абзацев.
Цель:
Теория: Форматирование текста. Форматирование шрифтов. Форматирование абзацев. Меню «Вид». Линейка. Установка абзацного отступа. Расположение абзаца по центру.
Практика: Использование различных шрифтов. Установка абзацного отступа. Расположение абзаца по центру.
Тема 4.3. Промежуточный контроль.
Цель:
Зачет по пройденным темам.
Тема 4.4. Работа с таблицами в Microsoft Word.
Цель:
Теория: Таблицы в Word. Создание и удаление таблиц. Редактирование таблиц. Форматирование таблицы.
Практика: Создание, редактирование, форматирование, удаление таблиц.
Тема 4.5. Работа с колонками в Microsoft Word.
Цель:
Теория: Понятие колонок в документе.
Практика: Размещение текста в колонках.
Тема 4.6. Порядок работы с графическими изображениями, символами, рисунками.
Цель:
Теория: Рисование с помощью Word. Инструменты графического редактора. Обрамление, сплошная заливка, заполнение узором. Перемещение геометрических объектов. Рисунки в Word. Вставка рисунков в текст.
Практика: Создание графических изображений с использованием различных инструментов. Обрамление, сплошная заливка, заполнение узором. Перемещение геометрических объектов.
Тема 4.7. Правила работы с документом. Печать документа.
Цель:
Теория: Установка параметров страницы. Предварительный просмотр. Вывод на печать.
Практика: Работа с меню «Вид» и работа с линейкой. Установка параметров страницы. Создание текстового файла, редактирование, форматирование, сохранение, вывод на печать.
Модуль 5. Программа презентаций PowerPoint
Тема 5.1. Создание презентаций.
Цель:
Теория: Создание презентаций. Создание фона. Создание текста. Представление презентации. Слайды. Создание и сохранение новой презентации. Применение шаблона к слайду. Вставка нового слайда в презентацию. Вставка слайда с таблицей.
Практика: Создание и сохранение новой презентации. Вставка нового слайда в презентацию. Представление презентации.
Тема 5.2. Работа с графическими изображениями, фото.
Цель:
Теория: Вставка картинок в презентацию. Создания анимации текста. Настройка анимации картинок. Запуск и отладка презентации.
Практика: Вставка объектов. Вставка картинки ClipArt. Вставка фото.
Тема 5.3. Добавление эффектов мультимедиа.
Цель:
Теория: Добавление эффектов мультимедиа. Вставка звука и видеоклипов в презентацию. Работа с сортировщиком слайдов. Анимация и звук. Задание эффекта при переходе слайдов. Задание порядка и эффекта анимации. Вставка анимированного изображения. Вставка анимированного изображения.
Практика: Задание порядка и эффекта анимации. Настройка анимации звука или клипа.
Тема 5.4. Итоговая аттестация.
Цель:
Защита проекта.
Планирование
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы |
п/п | Всего | Теория | Практика | аттестации /контроля |
1 | Введение в курс «Я с компьютером на «ты» | 1 | 1 | - | |
2 | Персональный компьютер (ПК). Основные компоненты ПК, назначение и основные характеристики | 5 | 3 | 2 | |
3 | Программное обеспечение. Операционная система Windows XP. Стандартные программы | 4 | 2 | 2 | Зачет |
4 | Текстовый редактор Microsoft Word | 17 | 6 | 11 | |
5 | Программа презентаций PowerPoint | 8 | 3 | 5 | |
Итого | 35 | 15 | 20 | Защита проекта |
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы и названия тем | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Введение в курс «Я с компьютером на «ты» - 1 ч |
1.1 | Введение в курс. Техника безопасности | 1 | | |
2 | Персональный компьютер (ПК). Основные компоненты ПК, назначение и основные характеристики – 5 ч |
2.1 | Персональный компьютер. Его назначение и возможности | 1 | | |
2.2 | Основные компоненты персонального компьютера | 2 | | |
2.3 | Клавиатура. Ввод текста с клавиатуры | 2 | | |
3 | Программное обеспечение. Операционная система Windows XP. Стандартные программы – 4 ч |
3.1 | Операционная система Windows XP. Оконный интерфейс | 2 | | |
3.2 | Файловая система | 2 | | |
4 | Текстовый редактор Microsoft Word – 17 ч |
4.1 | Интерфейс Microsoft Word. Основные операции с текстом | 3 | | |
4.2 | Форматирование текста и абзацев | 2 | | |
4.3 | Промежуточная аттестация | 1 | | |
4.4 | Работа с таблицами в Microsoft Word | 3 | | |
4.5 | Работа с колонками в Microsoft Word | 2 | | |
4.6 | Порядок работы с графическими изображениями, символами, рисунками | 3 | | |
4.7 | Правила работы с документом. Печать документа | 3 | | |
5 | Программа презентаций PowerPoint – 8 ч |
5.1 | Создание презентаций | 2 | | |
5.2 | Работа с графическими изображениями, фото | 2 | | |
5.3 | Добавление эффектов мультимедиа | 3 | | |
5.4 | Итоговая аттестация | 1 | | |
Календарный учебный график
1 полугодие | 2 полугодие | Итого |
Период | Кол-во недель | Кол-во часов | Период | Кол-во недель | Кол-во часов | Кол-во недель | Кол-во часов |
01.09- 25.12. | 17 недель | 17 | 10.01- 25.05. | 18 недель | 18 | 35 | 35 |
Сроки организации промежуточного контроля | Формы контроля |
Третья неделя декабря | Третья неделя мая | Открытое занятие/декабрь Открытое занятие /май |
Организационно-педагогические условия
Для реализации программы в полном объёме и качественной подготовки обучающихся учитывается
- форма организации занятий (фронтальная, групповая и индивидуальная);
- форма проведения занятий (беседа, практическая работа);
- режим занятий (1 занятие в неделю);
- количество часов (35 часов в год, 1 час в неделю);
- методы и приёмы (информативно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический);
- работа с родителями (консультации, беседы по запросу).
Мониторинг
Оценочные материалы.
Текущий контроль проводится в течение всего года при помощи тестовых и практических заданий.
Промежуточный контроль проводится по окончанию полугодия в форме зачета по пройденным темам. Промежуточный контроль определяет степень усвоения учащимися учебного материала, результатов обучения.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде защиты проектов. Итоговый контроль определяет изменение уровня развития детей, результаты обучения.
7. Формы аттестации
Для определения результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я с компьютером на «ты» применяются педагогические наблюдения и мониторинг.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков воспитанников осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Время проведения | Цели проведения | Форма контроля |
Текущий контроль |
В течение всего учебного года | Выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-образовательного и воспитательного процессов | Тестирование; учет выполнения практических работ |
Промежуточный контроль |
В конце первого полугодия | Проверить теоретические знания и практические умения по итогам реализации первого этапа реализации дополнительной общеобразовательной программы обучения. | Зачет |
Итоговый контроль |
В конце второго полугодия | Проверить теоретические знания и практические умения по итогам реализации второго этапа реализации дополнительной общеобразовательной программы обучения. | Защита проекта |
Форма контроля освоения программы – мониторинг освоения детьми содержания дополнительной образовательной программы с помощью тестовых и практических заданий.
Форма подведения итогов по реализации дополнительной программы - защита индивидуального проекта (презентаций).
8. Список литературы
1. А.А.Гладкий. Самоучитель работы на компьютере: быстро, легко, эффективно. Издательство: АВТОР. 2012 – 113 с.
2. А.Н.Лебедев. Windows 7 и MS Office 2010. Компьютер для начинающих //Издательство «Питер»; Санкт-Петербург; 2010 – 299 с.
3. И.Жуков. Компьютер! Большой понятный самоучитель. Все подробно и «по полочкам»// Издательство: АСТ// М – 2017 – 384 с.
4. Л. А. Анеликова. Photoshop. Творческая мастерская компьютерной графики//СОЛОН-Пресс// М. – 2012 – 167 с.
Интернет – ресурсы
https://bookz.ru/authors/aleksei-gladkii/samou4it_663/1-samou4it_663.html
https://www.bsmu.by/downloads/kafedri/k_fiziki/2014-1/p2.pdf
https://aldebaran.ru/author/jukov_ivan/kniga_kompyuter_bolshoyi_ponyatnyiyi_samouchit/
https://goo.su/sKK