СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный гроссмейстер", начальный этап подготовки, 2 год обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный гроссмейстер", начальный этап подготовки, 2 год обучения»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №3 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»




РЕКОМЕНДОВАНО Педагогическим советом

МОУ«Школа № 3 города Докучаевска»


Протокол от________№ ___.

УТВЕРЖДЕНО

приказом по школе

от «__» ______________

Директор

Хоменко Я.В.

_______________________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Юный гроссмейстер»

на 2019-2020 учебный год


2-й год обучения

Возраст учащихся: 8-9 лет

срок реализации: 1 год








Составитель рабочей программы:

Лаврова О.С.,

учитель начальных классов,

специалист I категории







Докучаевск

2019 год



















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эффективность работы кружка «Юный гроссмейстер» во многом зависит от качества учебных программ. Повсеместное внедрение компьютерной техники и сетевых технологий оказывает большое влияние на развитие шахматной теории, предоставляя невиданные ранее возможности роста мастерства как профессиональных, так и юных шахматистов. Лавинообразный рост объема шахматной информации (некоторые компьютерные базы данных содержат миллионы сыгранных партий), обилие обучающих шахматных книг, отсутствие примерных государственных программ все это порождает бессистемность прохождения учебного материала, лишая эффективность проведения контроля постановки учебно-тренировочного процесса. На практике это проявляется в том, что преподавание шахмат ведется по неэффективным методикам.

Данная программа составлена на основе программы «Шахматы» (Донецк - 2016 год, составители: Приходько П.С., Шилин Д.Ю.) и предназначена для учащихся общеобразовательного учреждения начального этапа подготовки, достигших 7-летнего возраста.

В программе реализованы основополагающие положения подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно­-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы обеспечить в многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-­тактической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

На основании нормативно-правовых документов функционирования шахматных секций, основополагающих положений построения спортивной тренировки и анализа ранее изданной программы были определены следующие разделы учебной программы: объяснительная записка; организационно-методические указания; учебный план; план-схема годичного цикла; контрольно-нормативные требования; программный материал для практических и теоретических занятий; воспитательная работа; психологическая подготовка; восстановительные мероприятия; врачебный контроль; инструкторская и судейская практика. Таким образом, она охватывает все стороны учебно-тренировочного процесса.

В настоящей программе выделен один этап спортивной подготовки - этап начальной подготовки (группы начальной подготовки - ГНП).

Основные цели программы:

- пропаганда в Донецкой Народной Республике ценностей здорового образа жизни и снижение криминогенной напряженности в молодежной среде;

- привлечение граждан Донецкой Народной Республики всех возрастов, социальных групп, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, к регулярным занятиям шахматами;

- обучение детей игре в шахматы для личностного и интеллектуального развития, адаптации их к жизни в обществе, формирования общей культуры, организации содержательного досуга.

Основные задачи программы:

- формирование положительных привычек, мотивации потребности в здоровом образе жизни и профилактике асоциального поведения;

- внедрение в Республике передового мирового опыта развития шахмат;

- выявление и отбор лучших спортсменов для формирования основного состава сборных команды Донецкой Народной Республики.

Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение теоретических и практических занятий, контрольных упражнений, регулярное участие в соревнованиях.

Настоящая программа состоит из двух частей:

Первая часть программы - нормативная, которая включает в себя количественные рекомендации по группам занимающихся, общефизической и технико-тактической подготовке, программу теоретической подготовки, систему участия в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику по годам обучения.

Вторая часть программы - методическая, которая включает учебный материал для практических занятий по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле, рекомендации по объему тренировочных и соревновательных нагрузок, содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий, организации медицинского и педагогического контроля.











































  1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ


Одно из необходимых условий роста спортивного мастерства - многолетняя планомерная тренировка. Причем, в процессе этой подготовки следует строго и последовательно ставить задачи, выбирать средства и методы тренировки в соответствии с возрастными особенностями и уровнем подготовленности спортсменов.

Этап начальной подготовки. На этап начальной подготовки зачисляются дети, достигшие 7-летнего возраста, желающие заниматься шахматами без предъявления требований к подготовке и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации. Физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами тактики, стратегии и техники шахматной игры, выполнение контрольных нормативов необходимых для зачисления на учебно- тренировочный этап подготовки. Выявляется способность к занятию шахматным спортом; прививается любовь к систематическим занятиям.



Таблица 1

Наполняемость учебных групп

и режимы учебно-тренировочной работы


Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Кол-во учащихся в группе

Кол-во учебных часов

Требования к спортивной подготовке

Группа начальной подготовки

Более

1-го года

8 лет и

1 год обучения


12-14


6

Выполнение контрольных нормативов



    1. Общие требования к организации учебно-воспитательной работы


В данном разделе программы раскрывается характерные черты подготовки юных шахматистов на этапе начальной подготовки (НП).

Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся в следующие группы обучения обуславливается возрастом, стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общефизической подготовке, положительной динамикой спортивных результатов по шахматам. Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. Допускается превышение указанного возраста не более чем на два года.

    1. Специфика организации обучения

Структура тренировочного процесса шахматистов состоит из таких взаимосвязанных и взаимодействующих частей как: общая, специальная: теоретическая, тактическая, психологическая и физическая подготовка.

Особенность шахматной игры, несомненно, оказывает определенное влияние на систему подготовки, в которой в отличие от других видов спорта центральное место занимает теоретическая шахматная подготовка.

В содержание подготовки шахматиста входит развитие таких качеств, как мастерство анализа, комбинационные способности, специальная память, внимание и воля к победе, выносливость и пр.

Подготовка шахматистов различной квалификации к соревнованиям проводится круглогодично - в подготовительном и соревновательном периодах, а также после соревнований.

В подготовку во время соревнований следует включать:

1) построение тактического плана борьбы в зависимости от турнирного положения и подмеченных сильных и слабых сторон противника;

2) уточнение в выборе дебютных схем к каждому противнику; 3) анализ позиций отложенных партий;

4) четкое соблюдение гигиенического режима;

5) физзарядку, прогулки, занятия спортом;

6) отдых.

В наши дни появились новые методы подготовки шахматиста, связанные с применением компьютеров. Компьютерные программы применяются для развития специальных качеств шахматиста. Среди таких программ следует отметить:

1. Chessmaster Grand Master Edition

2. Fritz-9

3. Chessmaster 10000 10

4. Chess Planeta

5. Chess Asisstent.

Программа учитывает основополагающие принципы спортивной подготовки шахматистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Принцип комплектности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (теоретической, психологической и физической подготовки, педагогического контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям этапов спортивной подготовки с учетом преемственности задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.

Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальные способности спортсменов, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и методов тренировки, направленных на решение определенных задач подготовки.





































  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ


Методическая часть программы включает примерные тренировочные планы по основным видам подготовки. Содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий, распределению в годичном цикле, рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, планирование спортивных результатов, организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля.


    1. Организационно – методические указания

В настоящей программе реализуются следующие методические положения:

• Преемственность задач, средств и методов тренировки на этапе начальной подготовки;

• Непрерывное совершенствование техники игры в шахматы;

• Правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок.

Ввиду отсутствия прямой зависимости между уровнем физической подготовленности и спортивными достижениями в шахматах, общефизическая подготовка носит здоровьесберегающую и восстановительную направленность.

Многолетние наблюдения и анализ индивидуальных графиков роста спортивного мастерства шахматистов показывают, что норматив КМС первый раз выполняется в 14-15 лет и спортсмены имеют, как правило, стаж занятий 7-8 лет, норматив мастера спорта в 16-17 лет при стаже занятий 8-9 лет. Наиболее талантливые шахматисты, те которые становятся гроссмейстерами и впоследствии входят в 100 лучших шахматистов мира, показывают более стремительный график роста мастерства. Достижение разряда КМС к 10 годам при стаже занятий около 4 лет; мастером спорта в 13-14 лет, при стаже занятий 7-8 лет; гроссмейстером в 16-18 лет при стаже занятий 11-14 лет. И процесс омоложения продолжается - уже не редкость достижения гроссмейстерского уровня в 14 лет. Максимальных результатов шахматисты достигают в наше время в возрасте 18-25 лет. Оптимальный возраст для первого ознакомления с шахматами 5 лет. Оптимальный возраст для начала систематических занятий шахматами 7-9 лет.

Многолетнюю подготовку от новичка до мастера целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям с учетом возрастных возможностей и который осуществляется на основе следующих методических положений:

• строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей;

• неуклонное возрастание объема средств общей и специальной шахматной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема специальной шахматной (по отношению к общему объему 12 тренировочных нагрузок) и соответственно уменьшается удельный вес ОФП;

• непрерывное совершенствование спортивной техники;

• неуклонное соблюдение принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в процессе многолетней тренировки юных спортсменов;

• правильное планирование тренировочных и соревновательных нагрузок, принимая во внимание возрастные и индивидуальные способности;

• тренировочные занятия в первый годы занятий (на этапе НП) не должны быть ориентированы на достижение высокого спортивного результата;

• необходимо соблюдать рациональный режим тренировок и обучения в общеобразовательном учреждении;

• хорошая организация врачебно-педагогического контроля над состоянием здоровья юных спортсменов.

Надежной основой успехов юных шахматистов является развитие интеллектуальных задатков: памяти, произвольного внимания, творческого воображения, логического мышления, способности анализировать и делать выводы, планировать, принимать решения и предвидеть результаты принятых решений.

Осуществление как одновременного развития интеллектуальных качеств спортсменов - шахматистов на всех этапах спортивной подготовки, так и преимущественного развития отдельных интеллектуальных качеств в наиболее благоприятные возрастные периоды.

Система спортивной подготовки представляет собой организацию регулярных тренировочных занятий и соревнований. На протяжении многих лет тренировок юные спортсмены должны овладеть техникой, тактикой и стратегией шахматной игры, приобрести опыт и специальные знания, улучшить моральные и волевые качества. Основываясь на обобщении многих материалов, можно выделить сроки сенситивных (благоприятных) фаз развития того или иного интеллектуального и физического качества.



Таблица 2

Примерные сенситивные периоды

развития физических и психических качеств


Морфофункциональные показатели,

физические качества:

Возраст

8

9

Рост



Мышечная масса



Быстрота


+

Скоростно-силовые качества



Сила



Выносливость (аэробные возможности)

+

+

Анаэробные возможности


+

Гибкость

+

+

Координационные способности


+

Равновесие

+


Интеллектуальные показатели развития мышления:



Дооперационный уровень



Операционный (уровень конкретных операций)

+

+

Предметный уровень

+

+

Рефлексивный уровень



Личностный уровень



Наглядно-действенное мышление (дооперационное)



Наглядно-образное мышление

+

+

Словесно-логическое мышление




Преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом сенситивных периодов развития физических и умственных качеств у юных шахматистов. Вместе с тем нельзя оставлять без внимания развитие тех качеств, которые в данном возрасте плохо совершенствуются.

Учитывая важность уровня умственного развития обучающихся для достижения максимальных спортивных результатов, необходимо на учебно-тренировочных занятиях целенаправленно формировать приемы умственной деятельности: абстракции, обобщения и конкретизации, анализа, синтеза, и сравнения, умозаключений индуктивных, дедуктивных и по аналогии, понимания, усвоения связей и отношений, формирования понятий, классификации и систематизации.

    1. Этап начальной подготовки


Основная цель тренировки: утверждение в выборе спортивной специализации - шахматы и овладение основами техники, тактики и стратегии игры.

Основные задачи: укрепление здоровья, пропаганда здорового образа жизни. Формирование устойчивого интереса к шахматам, ознакомление с элементарными тактическими и стратегическими идеями и приемами, получение первоначальных знаний по истории шахмат. Приобретение навыков участия в соревнованиях. Получение первоначальных знаний по дебютам и эндшпилям, выполнение контрольно – переводных нормативов.

Основные средства: подвижные игры и игровые упражнения. Общеразвивающие упражнения. Изучение простейших тактических и стратегических приемов. Комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (во время занятий и задания на дом). Изучение некоторых дебютных систем (по индивидуальному плану).

Основные методы выполнения упражнений: игровой, повторный, равномерный, круговой, контрольный, соревновательный, индивидуальный.

Основные направления тренировки: шахматы относятся к видам спорта с ранней специализацией. Тем не менее, известно, что на этапе начальной подготовки целесообразно выдвигать на первый план разностороннее умственное и физическое развитие путем специально подобранных упражнений направленных на развитие памяти, воображения, логического мышления, антиципации и умения планировать свою деятельность. Особое значение имеют умения и навыки принимать решения.

В связи с этим этап начальной подготовки - один из наиболее важных, поскольку именно на этом этапе закладывается основа дальнейшего овладения шахматным мастерством и проводится отбор для дальнейших занятий в группах учебных тренировок.

На данном этапе не целесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т.д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена.

Особенности обучения: эффект обучения шахматам находится в прямой зависимости от уровня развития умственных и интеллектуальных способностей. Поэтому необходимо широко применять упражнения на развитие интеллектуальных способностей. Игровая форма выполнения упражнений соответствует возрастным особенностям детей и позволяет успешно осуществлять начальную подготовку юных шахматистов. В работе с шахматистами уже на этапе начальной подготовки необходимо применять работу по индивидуальным планам и задания на дом.

Методика контроля: контроль на этапе начальной подготовки используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Он должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных критериях. Контроль эффективности технической и тактической подготовки осуществляется при выполнении контрольных упражнений. Уровень дебютной подготовки определяется в соревновательной деятельности.

Контроль эффективности физической подготовки проводится с помощью переводных нормативов по годам обучения, которые проводятся тестами. Врачебный контроль юных шахматистов предусматривает:

• Врачебный контроль через участкового педиатра;

• Медицинское обследование перед соревнованиями;

• Врачебно-педагогические наблюдения во время тренировочных занятий;

• Санитарно-гигиенический контроль режима дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью;

• Контроль выполнения юными шахматистами рекомендации врача по состоянию здоровья, режиму тренировок и отдыха.

Врачебный контроль предусматривает главное и принципиальное положение - допуск к тренировкам и соревнованиям здоровых детей. Участие в соревнованиях: невозможно достигнуть высоких стабильных результатов, редко выступая на соревнованиях. Дети, занимающиеся в группах начальной подготовки, как правило, не выступают в официальных соревнованиях. Поэтому учебный процесс должен быть насыщен большим количеством внутренних турниров (тематических, квалификационных, тренировочных, по быстрой игре и т.д.) и другими массовыми мероприятиями. Юных спортсменов в соревнованиях нужно нацеливать на демонстрацию социально ценных качеств личности: инициативы, смелости, коллективизма, дружелюбия по отношению к противнику и уважения к ним, обязательному выполнению правил игры.










  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ


Учебный план содержит перечень основных разделов подготовки спортсменов, а также количество отведенных на них часов в год. Учебный план является отправным документом для разработки планов-графиков учебного процесса. В план-график входит общее количество часов, отведенных на отдельные разделы подготовки, и распределяется по месяцам.



Таблица 3

Примерное распределение учебных часов по видам подготовки в годичном цикле подготовки шахматистов


Год обучения

Вид подготовки


Теоретическая

Практическая

Психологическая

Физическая

Всего

Группа начальной подготовки

Более

1-го года

94

108

8

18

228


Таблица 4

ПЛАН - ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

НП более 1

Вид подготовки,

тематический раздел

К-во часов

МЕСЯЦ

9

10

11

12

1

2

3

4

5

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА











1

Общая теория

36

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

Дебют и середина партии

30


4

4

4

4

4

4

4

2

3

Окончание

28


4

4

4

2

2

4

4

4

ВСЕГО:

94

4

12

12

12

10

10

12

12

10

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА











1

Учебные партии, упражнения, тренировочные соревнования

38

4

6

4

6

4

4

2

4

4

2

Квалификационные турниры, сеансы одновременной игры

52

10

4

6

4

4

6

6

6

6

3

Анализ партии и типовых позиций, индивидуальные занятия

18

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ВСЕГО:

108

16

12

12

12

10

12

10

12

12

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

8

2

2





2


2

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

18

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ВСЕГО:

228

24

28

26

26

22

24

26

26

26

4. ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ


4.1. Физическая подготовка


Общеразвивающие упражнения без предметов

Для мышц рук и плечевого пояса: одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые и круговые движения, взмахи и рывковые движения в различных исходных упражнениях, на месте и в движении, сгибание - разгибание рук в упоре лежа.

Для мышц шеи и туловища: наклоны (вперед, в сторону, назад), повороты (направо, налево), наклоны с поворотами, вращения. Для мышц ног: поднимание и опускание ноги (прямой и согнутой, вперед, в сторону и назад), сгибание и разгибание ног стоя (полуприсед, присед, выпад), сидя, лежа, круговые движения (стоя, сидя, лежа), взмахи ногой (вперед, в сторону, назад), подскоки (ноги вместе, врозь, скрестив, на одной ноге), передвижение прыжками на одной и двух ногах.

Для мышц всего тела: сочетание движений различными частями тела (приседания с наклоном вперед и движениями руками, выпады с наклоном туловища, вращение туловища с круговыми движениями руками, посредством сгибания и разгибания ног и др.), упражнения на формирование правильной осанки.

Легкоатлетические упражнения: ходьба на носках, на пятках, на внутренней, наружной стороне стопы, в полуприседе и приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, приставными и скрестными шагами, сочетание ходьбы с прыжками. Бег обычный, с высоким подниманием бедра, с подгибанием ноги назад, скрестным шагом вперед и в сторону. Бег на короткие дистанции 30, 60, 100 метров с низкого и высокого старта, бег по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Бег с переменной скоростью на различные дистанции. Прыжки в длину с разбега и с места. Спортивные и подвижные игры.

Туризм: походы, в том числе многодневные. Экскурсии и прогулки.


Общеразвивающие упражнения с предметами

Со скакалкой: с короткой - подскоки на одной и двух ногах ног, с ноги на ногу, бег со скакалкой, с длинной - пробегание под вращающейся скакалкой, подскоки на одной и двух ногах.

С гимнастической палкой: наклоны и повороты туловища (стоя, сидя, на коленях, лежа), с различными положениями палки (вверх, вперед, вниз, за голову, за спину), перешагивание и перепрыгивание через палку, круты, упражнения с сопротивлением партнера.

С баскетбольными мячами: броски из различных положений: сидя, стоя, лежа, броски одной и двумя руками, броски из-за головы, сбоку, снизу, ведение мяча с постепенным ускорением движения, броски в корзину одной, двумя руками, с места ив движении, игровые упражнения, эстафеты с мячами.

С набивными мячами (вес от 1 до 2 кг): сгибание и разгибание рук, круговые движения руками, сочетание движений руками с движением туловища, броски вверх и ловля с поворотом и приседанием, перебрасывание мяча по кругу и вдвоем из различных исходных положений (стоя, сидя, лежа), переноска мяча, броски ногами, эстафеты и игры с мячом.


Дыхательная гимнастика

1-е упражнение. В движении шагом выполняется полный, глубокий вдох на протяжении 4-х шагов, руки свободно опущены вниз. После произвольного полного вдоха и короткого отдыха (3-5 шагов) упражнение повторяется. В том же порядке вдох выполняется дважды на 6, 8, 10 и 12 шагов. Постепенно от занятия к занятию продолжительность вдоха увеличивается. Через некоторое время спортсмен довольно легко выполняет серии вдохов на 8,12, 16, 20 и более шагов.

2-е упражнение. В движении шагом выполняется полный глубокий вдох на протяжении 4 шагов. Последующий полный выдох выполняется дважды на 6, 8, 10 и 12 шагов. Через несколько занятий продолжительность выдоха доводиться до 16 шагов. Выдох должен быть непрерывным и максимально полным. В конце выдоха плечи опущены, голова наклонена вперед.

3-е упражнение. Стоя, вытянув руки вверх, прогнуться, сделать полный глубокий вдох. Руки опустить резко вниз, сделать дополнительный короткий вдох. В этом упражнении спортсмен должен почувствовать, что при опускании рук создались дополнительные условия для вдоха и это позволило вдохнуть дополнительную порцию воздуха. Упражнение выполняется 6-8 раз.

4-е упражнение. Выполняется в движении или на стоя на месте. Исходное положение: руки опущены вдоль туловища, мышцы плечевого пояса расслаблены, голова слегка наклонена вперед. Спортсмен делает максимально глубокий вдох, затем поднимаясь на носки, поднимая руки через стороны вверх и слегка прогибаясь, продолжает вдох. Спокойно выдыхает. Упражнение повторяется 6-8 раз.

Эффективность дыхательных упражнений очень велика, даже если им уделять в день по 5-6 минут. Улучшение в системе дыхания наступает уже через несколько занятий. Дыхание становится более глубоким и более редким. Жизненная емкость легких часто уже за 2-3 месяца систематических занятий увеличивается на 400-600 куб.см. Упражнения рекомендуется выполнять на свежем воздухе. Дыхательную гимнастику рекомендуется сочетать с гигиеническими процедурами и закаливанием.


4.2. Теоретическая подготовка


Теоретическая подготовка имеет немаловажное значение в подготовке шахматистов.

Главная задача состоит в том, чтобы научить спортсмена осмысливать и анализировать свои действия. Теоретическая подготовка проводиться в форме бесед, лекций и непосредственно во время тренировки. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Шахматист, как и любой другой спортсмен, должен обладать высокими моральными и волевыми качествами, с честью представлять свою школу, свой город, страну на соревнованиях любого ранга. Воспитание морально-волевых качеств начинается с первых шагов занятий шахматами, когда в школе нужно научиться подчинять свои интересы общественным, выполнять все требования тренера, болеть душой за честь коллектива. Необходимо воспитать у юных шахматистов правильное, уважительное отношение к товарищам по секции, сопернику, к судьям, к зрителям. На этапе начальной подготовки необходимо знакомить обучающихся с правилами гигиены, спортивной дисциплины, соблюдением чистоты в учебном помещении и спортивном сооружении. Большое внимание необходимо уделять традициям шахматной игры, ее истории и предназначению. Причем в группах начальной подготовки знакомство детей с особенностями шахматного противоборства проводится непосредственно перед занятиями. Основное внимание при построении бесед и рассказов направлено на то, чтобы привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких спортивных результатов. Особое значение для шахматистов на всех этапах подготовки имеют основы валеологических знаний. Необходимо познакомить юных спортсменов с принципами ведения спортивного дневника и планами построения тренировочных циклов. В связи с тем, что шахматный спорт относится к видам спорта с отсутствием двигательной активности и в тоже время с высокой степенью психоэмоциональной нагрузкой, в теоретической подготовке шахматистов необходимо особое внимание уделить валеологическому образованию.


Таблица 5

Примерный план теоретической подготовки

для этапа начальной подготовки


Наименование темы

Краткое содержание

1

Личная и общественная гигиена

Понятие о гигиене и санитарии. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.

2

Закаливание организма

Значение и основные правила закаливания. Закаливание воздухом, водой, солнцем.

3

Основы валеологии

Теория формирования, сохранения и укрепления здоровья. Категории валеологии: «здоровье», «болезнь». Окружение человека и действующие факторы. Профилактические и оздоровительные мероприятия. Факторы, определяющие здоровье. Понятие о «здоровом образе жизни».

4

Зарождение и развитие шахматной игры

История шахмат. История борьбы за звание. Чемпион Мира.

5

Олимпийское образование


История древнегреческих олимпийских игр. Краткая история современных олимпийских игр. Всемирные шахматные олимпиады.




4.3. Психологическая подготовка


Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Преподавателю, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.

Основными задачами психологической подготовки является привитие устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование установки на тренировочную деятельность. К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей (ситуация преодоления страха, волнения, неприятных ощущений и т.д.). Используя их в учебно-тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность. В этих ситуациях перед юными спортсменами, как правило, не ставятся задачи проявлять предельные мобилизационные возможности.

В работе с юными спортсменами устанавливается определенная тенденция в преимуществе тех или иных средств и методов психолого- педагогического воздействия. К методам словесного воздействия относятся: разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др. Методы смешанного воздействия включают: поощрение, выполнение общественных и личных поручений, наказание. Так, в вводной части тренировочного занятия используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие различных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций. В подготовительной части - методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств; в основной части занятия совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю; в заключительной части - совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению. Следует отметить, что акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей юного спортсмена, задач и направленности тренировочного занятия.

Оценки эффективности воспитательной работы и психолого-педагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществляются путем педагогических наблюдений, измерений, анализа различных материалов, характеризующих личность юного спортсмена. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и используются для внесения корректив в учебно-тренировочный процесс и планирования воспитательной работы и психологической подготовки юного спортсмена.






4.4. Практическая и интегральная подготовка


Практическая подготовка. Индивидуальные занятия.


Понятие о шахматной композиции. История и основные направления шахматной композиции. Правила проведения конкурсов. Упражнения для развития счетных способностей. Участие юных шахматистов в тематических турнирах. Разбор преподавателем сыгранных партий, анализ типовых положений, выполнение упражнений для улучшения техники расчета вариантов. Индивидуальные занятия тренера-преподавателя с учащимися в соответствии с перспективными планами индивидуальной подготовки. Консультационные партии, конкурсы решений задач и этюдов, нахождения комбинаций, сеансы одновременной игры, упражнения на расчет вариантов.

Интегральная подготовка к соревновательной деятельности спортсмена является качественным показателем всех видов подготовки: физической, технической, тактической и психологической.

Интегральная подготовка — это процесс объединения, координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качеств и способностей, развитых на тренировке. В шахматном спорте интегральная подготовка играет очень большую роль. Основным средством интегральной подготовки является двухсторонняя игра в условиях максимально приближенных к соревновательным. На тренировках необходимо применять различные приемы повышения эффективности интегральной подготовленности: соревнование с более слабым («удобным») соперником, соревнование с более сильным («неудобным») соперником, усложнение условий (игра, не передвигая фигур; игра «вслепую», консультационные партии, сеансы одновременной игры), облегчение условий игры (игра неполным набором фигур, тематические партии по дебюту), увеличение продолжительности или уменьшение продолжительности партии, разыгрывание партий эталонов, анализ партий.

Основными критериями интегральной подготовки являются: результаты ответственных соревнований, адаптационные возможности центральной нервной системы к перенесению соревновательных умственных и эмоциональных нагрузок и восстановительные процессы после них, состояние здоровья.





5. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Воспитание дисциплинированности следует начинать с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний преподавателя, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома - на все это должен постоянно обращать внимание тренер. Важно с самого начала занятий воспитывать спортивное трудолюбие - способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем, в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок. В процессе занятий с юными спортсменами наиболее важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение обучающимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.

В целях эффективности воспитания преподавателю необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе начальной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.

Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.

Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности преподавателя и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.

Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявления слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.

Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне - в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными соперниками.

При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Воспитание волевых качеств - одно из важнейших задач в деятельности педагога-тренера. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Систематические занятия и выступления в соревнованиях являются эффективными средствами воспитания волевых качеств у юного спортсмена.






6. ВРАЧЕБНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ


Преподаватель обязан постоянно следить за состоянием здоровья обучающихся, знать внешние признаки утомления и перенапряжения.

Уровень физической подготовленности не влияет непосредственно на уровень спортивных результатов шахматистов. Но крепкое здоровье позволяет выдержать длительное соревнование (иногда до месяца) и не снизить продуктивность мышления к концу соревнований. Поэтому шахматистам, как и спортсменам в других видах спорта, необходимо иметь достаточно высокий уровень общефизической подготовленности. Кроме этого, умеренные физические нагрузки, активный отдых необходимо рассматривать как форму восстановительных мероприятий после интенсивных умственных нагрузок. Применение интенсивных общефизических упражнений непосредственно перед игрой в шахматы не рекомендуется, так как это приводит к чрезмерному возбуждению. Непосредственно перед игрой по рекомендации Ботвинника М.М. (многократного чемпиона мира по шахматам) необходима неторопливая прогулка в течение 20-30 минут по тихому маршруту на открытом воздухе.

Тестирование общей физической подготовки осуществляется в начале и в конце учебного года.

Кроме общей физической подготовленности, преподаватель следит за состоянием обучающихся во время занятий. Состояния утомления и перенапряжения, как правило, становятся причиной возникновения патологических состояний и заболеваний. К методам оперативного контроля относят показатели функционального состояния кардиореспираторной системы: частота сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхания (ЧД) и универсальный кардиореспираторный показатель (УКРП), которые можно применять на занятии многократно. В практической работе с шахматистами для определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы рекомендуется применять пробу с 20 приседаниями за 30 секунд. Умственное утомление фиксируется по жалобам на головную боль, плохой сон и проявление двигательного беспокойства во время игры в шахматы.

В течение учебного года все обучающиеся проходят медицинское обследование. Если в школе есть штатный медицинский работник, он проводит все необходимые наблюдения. Если штатного медработника нет, то медицинское обследование в группах НП осуществляется по месту жительства (предоставляется справка с допуском к тренировкам).

Основными задачами медицинского обследования являются контроль над состоянием здоровья обучающихся, привитием гигиенических привычек и привычки неукоснительно выполнять рекомендации врача. Шахматный спорт относится к видам спорта с отсутствием двигательной активности. Общефизическая подготовка у спортсменов шахматистов носит восстановительный и поддерживающий характер.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:



Название

Автор

Год

1

Ультрасовременная шахматная партия

Тартаковер С.

1926

2

Уроки шахматной игры

Ейве Макс

1935

3

Стратегия и тактика шахмат

Лисицын Г.М.

1953

4

Книга начинающего шахматиста

Левенфиш Г.Я.

1959

5

Миттельшпиль

Романовский П.А.

1960

6

Moderne Schach-taktik

Pachnian Ludek

1961

7

Учебник шахматной игры

Кабабланка Х.Р.

1975

8

Подготовка юных шахматистов II разряда

Голенищев В.Е.

1978

9

Schachtaktik fur Fortgeschrittene

Awerbach J

1979

10

600 окончаний

Портиш Л.

1979

11

Динамика миттельшпиля

Суэтин А.С.

1979

12

Что надо знать об эндшпиле

Авербах Ю.Л.

1979

13

Учебник шахматной игры

Ласкер Эммануил

1980

14

Подготовка юных шахматистов I разряда

Голенищев В.Е.

1980

15

Offene Linien

Uhlman V., Schmidt L.

1981

16

Современный учебник шахматной игры

Рети P.

1981

17

Как играть дебют

Суэтин А.С.

1981

18

Книга начинающего шахматиста

Никитин А.П.

1983

19

Моя система

Нимцович А.И.

1984

20

Как стать гроссмейстером

Котов А.А.

1985

21

Типовые позиции миттельшпиля

Злотник Б. А.

1986

22

Стратегия эндшпиля

Шерешевский М. И.

1988

23

Шахматные лекции

Петросян Т.В.

1989

24

Бобби Фишер учит играть в шахматы

Фишер Р.

1991

25

Новые правила шахмат ФИДЭ


2001

26

Общая физическая подготовка, знать и уметь

Гришина Ю.И

2014


ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение 1


Контрольно – переводные нормативы

Нормативы для зачисления и перевода на этапе начальной подготовки


Норматив

Мальчики

Девочки

Общая физическая подготовка

Бег 30 метров (сек)

6,2-7,2

5,8-7,2

Прыжки с места (см)

140-100

130-90

Метание набивного мяча (см)

300-270

200-150

Челночный бег 4х9м (сек)

11,1-12,0

11,9-12,9

Сгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

10-3

3-1

Технико–тактическая подготовка (на конец года)

Шахматные термины


Название шахматных фигур

Правила хода

Для всех


Шахматная нотация

Правила игры


















Приложение 2

ПРОГНОЗИРОВАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Ученики должны знать:

- правила шахмат ФИДЕ;

- стадии шахматной партии и основные задачи для каждой стадии;

- тактические приемы;

- основные дебютные схемы;

- основные схемы миттельшпиля и эндшпиля;

- силу и слабости каждой фигуры, ее игровых возможностей;

- простейшие методы реализации материального и позиционного преимущества;

- творчество выдающихся шахматистов мира;

- методы подготовки к соревнованиям.



Ученики должны уметь:

- играть и записывать партию;

- ставить мат в 1, 2 хода, мат одинокому королю, в том числе, малым количеством фигур;

- находить простые тактические удары и комбинации;

- играть эндшпильные позиции;

- владеть техникой расчета вариантов и навыков позиционной игры;

- решать простые и сложные комбинации с помощью жертвы фигуры;

- выделять элементы позиционной игры;

- участвовать в соревнованиях по шахматам с нормой разряда.










Приложение 2



КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Теория

Практ.

Тема 1. Вводное занятие.

Повторение базовых шахматных правил (14 ч.)

1

03.09

Вводный инструктаж по технике безопасности на занятиях по шахматам. Шахматы в жизни человека

2

2


2

05.09

Расстановка фигур на доске, расположение каждой из фигур в начальном положении

2


2

3

06.09

Сравнительная сила фигур, ценность шахматных фигур, правила хода и взятия каждой из фигур

2


2

4

10.09

Физическая культура как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, и жизненно важных умений и навыков. Место шахмат в системе спорта. Игры на свежем воздухе.

2


2

5

12.09

Основные правила дебюта, эндшпиля, тактической игры

2


2

6

13.09

Сеанс одновременной игры

2


2

7

17.09

Теория формирования, сохранения и укрепления здоровья. Категории валеологии: «здоровье», «болезнь», «третье состояние».

2


2

Тема 2. История развития шахмат. Чемпионы мира по шахматам.

Борьба за мировую корону (50 ч.)

8

19.09

«Некоронованные чемпионы». Чемпионы мира по нокаут-системе.

2

2


9

20.09

Вильгельм Стейниц. Тренировочные партии

2


2

10

24.09

Эмануил Ласкер. Тренировочные партии

2


2

11

26.09

Хосе-Рауль Капабланка. Тренировочные партии

2


2

12

27.09

Александр Алехин. Тренировочные партии

2


2

13

01.10

Разбор типичных ошибок, запись игры

2

2


14

03.10

Макс Эйве. Тренировочные партии

2


2

15

04.10

Михаил Ботвинник. Тренировочные партии

2


2

16

08.10

Василий Смыслов. Тренировочные партии

2


2

17

10.10

Михаил Таль. Тренировочные партии

2

2


18

11.10

Разбор типичных ошибок, запись игры

2

2


19

15.10

Тигран Петросян. Тренировочные партии

2


2

20

17.10

Борис Спасский. Тренировочные партии

2


2

21

18.10

Гигиенические требования к одежде и обуви. Гигиена спортивных сооружений.

2

2


22

22.10

Роберт Джеймс Фишер. Тренировочные партии

2


2

23

24.10

Анатолий Карпов. Тренировочные партии

2


2

24

25.10

Разбор типичных ошибок, запись игры

2

2


25

29.10

Гарри Каспаров. Тренировочные партии

2


2

26

31.10

Владимир Крамник. Тренировочные партии

2


2

27

01.11

Спортивное мероприятие «Богатырская сила»

2


2

28

05.11

Вишванатан Ананд. Тренировочные партии

2


2

29

07.11

Магнус Карлсен. Тренировочные партии

2


2

30

08.11

Разбор типичных ошибок, запись игры

2

2


31

12.11

Прогулка и подвижные игры на воздухе.

2


2

32

14.11

Тренировочные партии. Как не надо играть, разбор типичных ошибок.

2


2

Тема 3. Комбинации. Мат в 1 ход. Повторение (24 ч.)

33

15.11

Мат в один ход. Ферзем и ладьей

2

2


34

19.11

Мат в один ход. Ладьей и конем

2

2


35

21.11

Мат в один ход. Ладьей и слоном

2

2


36

22.11

Тренировочные партии. Как не надо играть, разбор типичных ошибок.

2


2

37

26.11

Здоровый образ жизни. Закаливание воздухом, водой, солнцем.

2


2

38

28.11

Мат в один ход. Двумя ладьями.

2

2


39

29.11

Мат в один ход. Конем – «сперный мат»

2

2


40

03.12

Мат в один ход. Конем и слоном.

2

2


41

05.12

Мат в один ход. Двумя слонами.

2

2


42

06.12

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2


2

43

10.12

Теория формирования, сохранения и укрепления здоровья. Подвижные игры на свежем воздухе.

2

2


44

12.12

Сеанс одновременной игры. Индивидуальные занятия.

2


2

Тема 4. Комбинации. Мат в 2 хода (16 ч.)

45

13.12

Теория жертвы в шахматах

2

2


46

17.12

Мат в 2 хода путем жертвы ферзя. Практикум по решению задач.

2


2

47

19.12

Мат в 2 хода путем жертвы ладьи. Практикум по решению задач.

2


2

48

20.12

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


49

24.12

Мат в 2 хода путем жертвы коня. Практикум по решению задач.

2


2

50

26.12

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


51

27.12

Мат в 2 хода путем жертвы слона. Практикум по решению задач .

2


2

52

31.12

Сеанс одновременной игры. Индивидуальные занятия.

2


2

Тема 5. Открытые дебюты (46 ч.)

53

09.01

Рождественские забавы. Закаливание воздухом, водой, солнцем

2


2

54

10.01

Роль дебюта в шахматной партии

2

2


55

14.01

Королевский гамбит. Дебют слона. Тренировочные партии

2


2

56

16.01

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


57

17.01

Венская партия. Итальянская партия. Тренировочные партии

2

2


58

21.01

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


59

23.01

Окружение человека и действующие факторы на здоровье

2


2

60

24.01

Гамбит Эванса. Защита Филидора. Тренировочные партии

2


2

61

28.01

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


62

30.01

Защита двух коней. Дебют четырех коней. Тренировочные партии

2


2

63

31.01

Сеанс одновременной игры. Индивидуальные занятия

2


2

64

04.02

Русская партия. Венгерская партия. Тренировочные партии

2


2

65

06.02

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


66

07.02

Центральный дебют. Северный гамбит. Тренировочные партии

2


2

67

11.02

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


68

13.02

Шотландская партия. Шотландский гамбит. Тренировочные партии

2


2

69

14.02

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


70

18.02

Гамбит Урусова. Гамбит Яниша. Тренировочные партии

2


2

71

20.02

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


72

21.02

Спортивное соревнование «Один день из жизни солдат»

2


2

73

25.02

Испанская партия. Тренировочные партии

2


2

74

27.02

Сеанс одновременной игры.

2

2


75

28.02

Индивидуальные занятия

2


2

Тема 6. Окончание шахматной партии (26 ч.)

76

03.03

Этюды и их роль в развитии шахматиста.

2

2


77

05.03

Пешечные окончания: проведение пешки в ферзи. Тренировочные партии

2


2

78

06.03

Спортивное мероприятие «А ну-ка, девочки»

2


2

79

10.03

Пешечные окончания: отталкивание плечом. Тренировочные партии

2


2

80

12.03

Пешечные окончания: правило шестой горизонтали. Тренировочные партии

2


2

81

13.03

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


82

17.03

Окончания смешанные (ферзь против ладьи). Тренировочные партии

2


2

83

19.03

Ладейные окончания. Тренировочные партии

2


2

84

20.03

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


85

24.03

Подвижные игры на свежем воздухе.

2


2

86

26.03

Легкофигурные (слон сильнее коня, конь сильнее слона). Тренировочные партии

2


2

87

27.03

Классификационный турнир. Анализ партии и подготовка к игре.

2

2


88

31.03

Индивидуальные занятия. Анализ партии, разбор типичных ошибок.

2

2


Тема 7. Элементы игры. Шахматные правила (26 ч.)

89

02.04

Элементы позиционной игры:

оценка позиции и составление плана игры

2

2


90

03.04

Позиция короля, центр (владение центром)

2

2


91

07.04

Открытые линии, слабые и сильные поля

2

2


92

09.04

Конкурсы решений шахматных комбинаций

2


2

93

10.04

Конкурсы решений шахматных комбинаций

2


2

94

14.04

Конкурсы решений шахматных комбинаций

2


2

95

16.04

Конкурсы решений шахматных комбинаций

2


2

96

17.04

Шахматные правила ФИДЕ

2

2


97

21.04

Шахматные правила ФИДЕ

2

2


98

23.04

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Прогулка, игры

2


2

99

24.04

Игровая тренировочная практика (учебно-тренировочные партии с записью)

2


2

100

28.04

Игровая тренировочная практика (учебно-тренировочные партии с записью)

2


2

101

30.04

Игровая тренировочная практика (учебно-тренировочные партии с записью)

2


2

Тема 8. Работа с компьютером. Шахматы в интернете (26 ч.)

102

01.05

Шахматы в интернете. Сетевые ресурсы и сайты, программы для скачивания

2

2


103

05.05

Шахматы в интернете. Портал «Шахматистам»

2

2


104

07.05

Шахматы в интернете. Сайт «Chess.com»

2

2


105

08.05

Шахматы в интернете. Сайт «Chessgames»

2

2


106

12.05

Шахматы в интернете. Сайт «Online-Chess-School»

2

2


107

14.05

Шахматы в интернете. Сайт «Chessdeti»

2

2


108

15.05

Шахматы в интернете. Социальная сеть ВКОНТАКТЕ и приложение «Шахматы с друзьями»

2

2


109

19.05

Сеанс одновременной игры с шахматистом - разрядником

2


2

110

21.05

Сеанс одновременной игры с шахматистом - разрядником

2


2

111

22.05

День здоровья. Туристический поход

2


2

112

26.05

Выполнение контрольных и переводных нормативов

2


2

113

28.05

Выполнение контрольных и переводных нормативов

2


2

114

29.05

Итоговое занятие

2


2








22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!