СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка художественного чтения 5-7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка художественного чтения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка художественного чтения 5-7 класс»

Согласовано/Утверждаю

Зам. директора Директор

МКОУ СОШ №1 МКОУ СОШ №1

Чулымского района Чулымского района Н.М. Коржова /__________/ З.И. Андреева /_________/

Приказ № __от _________

Рабочая программа кружка художественного чтения

«Логос»



для обучающихся 5-7 классов

МКОУ СОШ №1

Чулымского района

на 2019 – 2020 учебный год

(34 часа)


Информационная карта кружковой программы:

Направленность (образовательная область). Словесно-художественная (предметная: литература, русский язык)

Вид образовательной деятельности. Словесное творчество, выразительное чтение

Название программы. «Логос»

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа рассчитана на 1 год.

Возраст обучающихся - 11 -13лет (5-7 классы).

Количество детей в группе - 15 человек.

Количество часов в год - 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.

.










Статус программы. Переработанная авторская.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как известно, современный ребенок, с чуть ли не с младенчества погруженный в виртуальное пространство компьютера, не любит и не всегда умеет читать обычные книги. Небольшое количество часов, отводимое учебной программой на изучение литературы в 5-7 классах не позволяет учителю в полной мере сформировать у ребенка интерес к чтению, любовь к слову, понимание красоты художественного текста. Внеклассная работа по литературе позволяет восполнить этот пробел, а кроме того, решает проблему индивидуального подхода, дифференциации заданий в зависимости от склонностей конкретного ребенка.

Кружок «Логос» имеет своей целью как развитие практических навыков выразительного чтения учащихся, так и ознакомление их с определенными теоретическими сведениями. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Интонация при чтении художественных произведений является естественным следствием глубокого проникновения в замысел автора, верного и яркого представления изображаемой в произведении жизни, эмоционального к ней отношения и активного желания вызвать у слушателей соответствующие мысли, чувства и образы.

На занятиях кружка учитель имеет возможность привлекать интересные, но не входящие в школьную программу тексты незнакомых детям авторов. Кружок по литературе – это возможность прослушать и обсудить аудиозаписи, сравнить свое чтение с актерским исполнением, посмотреть фрагменты фильмов о писателях, провести занятие не за партой, а в музее или в библиотеке, попробовать свои силы в различных конкурсах.

Результатом общения с литературой становится желание некоторых ребят попробовать себя в роли юного поэта, сказочника, журналиста.

Выразительное чтение - одна из форм художественного воспитания, которая способствует приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, творческой самореализации личности ребенка. Оно обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, способствует профилактике асоциального поведения. Занимаясь художественным чтением, каждый ребёнок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Особенность данной программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и психофизических особенностей.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ СТАРТОВЫХ ЗНАНИЙ

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения. Младший подросток стремится разобраться в своих качествах и поступках, занять достойное место в коллективе, заслужить авторитет среди сверстников, и здесь неоценимую роль играет процесс сопоставления себя с героем детской книги. Подростку-читателю еще свойствен наивный реализм: все происходящее с героем произведения он воспринимает как реальность, а не как художественную концепцию автора, но именно эта особенность читательского восприятия позволяет педагогу добиваться большого воспитательного эффекта от общения ребенка с книгой.

Для начального этапа освоения программы кружка «Логос» обучающиеся, дети должны:

-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

-определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища.

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

Мы всё дальше и дальше уходим от первоистоков значений слов родного языка, вовлекаясь в неумолимый информационный поток, приносящий нам целую лавину иноязычных слов. Всё большая часть нашего общества проявляет уже неспособность усваивать и обоснованно применять новые слова, поскольку просто не понимает их значения. Но что ещё печальнее, стараясь выглядеть «продвинутыми» и современными, многие употребляют слова, искажая их настоящий смысл, не утруждая себя проверить значение слова по словарю. В связи с чем всё чаще можно слышать и в жизни и по телевидению в речи уважаемых людей смешные и глупые смысловые нелепицы и ляпсусы, причём произносятся они в серьёзном контексте. Выглядит это удручающе, так как происходит активное внедрение в массовое сознание слов с заведомо искажённым смыслом, а это, в свою очередь, вносит дисгармонию в речевую культуру общества.

Что же делать в данных условиях нашим детям, лишённым возможности слышать грамотную речь от окружающих людей и от такого мощного средства воздействия, как телевидение.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками.

Особенностью занятий может стать интегрированная основа планирования на базе лучших образцов литературного творчества.

Перспективность данного курса заключается в том, что предполагает дальнейшее расширение темы от слова к словесности. Перспективной задачей является формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение как явление искусства слова.

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.

В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Формирование устойчивого интереса и любви к чтению художественной литературы, обучение восприятию и воспроизведению художественного слова.

ЗАДАЧИ: обучающие:

  • учить школьников «медленному» - глубокому и вдумчивому - чтению художественных текстов;

  • учить основам бытовой и сценической культуры;

  • учить приёмам сосредоточения внимания;

  • учить основам владения артикуляцией и внятной речью;

  • учить приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления; развивающие:

  • развивать выразительность речи, творческий потенциал детей для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове;

  • способствовать развитию у школьников гибкости голоса, умения пользоваться силой и высотой звука, темпом речи, изменением тембра;

  • развивать чувство ритма, фонематический и речевой слух ребёнка;

  • развивать кругозор ребёнка в области словообразования, литературы, искусства;

  • развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;

-развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, способность к образному мышлению; воспитательные:

  • прививать любовь к книге;

  • воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного;

-способствовать творческой самореализации, раскрепощению личности младшего подростка;

-способствовать социализации и формированию адекватной самооценки, уверенности в себе.

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

    • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

    • доброжелательный психологический климат на занятиях;

    • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

    • оптимальное сочетание форм деятельности;

    • доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, конкурсы.

Используются следующие педагогические технологии:

культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационнокомпьютерная технологии.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Предлагаемый курс даёт возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Кроме этого систематическое и целенаправленное формирование у школьников навыков

лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов откроют способность оценить эстетическую ценность любого текста, объяснить языковые истоки его образности и выразительности, уметь отличать подлинно талантливый текст от пустого вычурного текста, не имеющего никакой художественной ценности.

Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.

Обучающиеся после прохождения курса «Логос» должны ЗНАТЬ:

  • понятия: словесное действие и подтекст; художественные особенности литературного произведения; творческое внимание; хорошая дикция, активный артикуляционный аппарат; исполнительские задачи;

  • собственные речевые и голосовые возможности и недостатки; элементы актерского мастерства;

  • приемы разбора литературного произведения; УМЕТЬ:

  • использовать возможности своего голоса;

  • самостоятельно готовить артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию

(правильно дышать);

  • сосредоточивать внимание на главном;

  • воспроизводить слышимое, определять логические и действенные различия в человеческой речи;

  • сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в жизни словесные действия,

  • убедительно передавать интонациями содержание текста ;

  • общаться со слушателями в камерной обстановке;

  • самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать свой выбор;

  • осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, художественные особенности произведения, взаимоотношения и поступки, событийный ряд.



При высоком уровне освоения программы обучающийся:

1 – знает и успешно выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике, упражнения на развитие голоса;

  1. – знает и успешно выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

  2. – умеет произносить одно и то же предложение с переменой логического ударения; объяснить изменения в смысле произносимого;

  3. - умеет разобраться в смысле целого произведения, составить о нём своё мнение и успешно донести его до аудитории;

  4. - использует полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе имеет авторитет грамотного чтеца;

  5. - заинтересован в занятиях, активен и инициативен во время групповой творческой работы.

При среднем уровне освоения программы обучающийся:

  1. – недостаточно хорошо знает и выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике;

  2. – знает, но недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

  3. – допускает ошибки при произнесении одного и того же предложения с переменой логического ударения; путается при объяснении изменения в смысле произносимого;

  4. - умеет разобраться в смысле целого произведения, имеет о нём своё мнение, но не убедителен при донесении его до аудитории;

  5. - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе не знают о его занятиях, т.к. он не выступает со своим репертуаром;

6- заинтересован в занятиях, но часто невнимателен.

При низком уровне освоения программы обучающийся:

  1. – плохо знает и плохо справляется с упражнениями по артикуляционной и дикционной гимнастикам, с упражнениями на развитие голоса;

  2. – не очень хорошо знает и недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

  3. – не справляется с произнесением одного и того же предложения с переменой логического ударения; не ориентируется в изменениях в смысле произносимого;

  4. - пытается разобраться в смысле целого произведения, но не имеет о нём своего мнения и не убедителен при донесении его до аудитории;

  5. - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых;

6 – слабо заинтересован в занятиях, зависит от своего настроения, на занятиях невнимателен, недостаточно хорошо работает.

Занятия кружка «Логос» состоят из нескольких РАЗДЕЛОВ:

  1. Практические упражнения по технике и логике речи.

  2. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных рассказов, стихов, сказок, очерков.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Каждое занятие содержит темы из разных разделов:

  • Техника речи (упражнения на подготовку голосового аппарата, постановку речевого дыхания и т.п.).

  • Эмоционально - образная выразительность речи (отработка умения нотировать текст, составлять партитуру чтения, выделять логическое ударение, выстраивать ритмический рисунок фразы).

  • Собственное исполнительское литературное и исследовательское творчество.

В работе кружка «Логос» находят применение

следующие ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: проектная, проблемного преподавания, педагогических мастерских, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология «Образ и мысль», технология ценностно-смыслового диалога, информационные технологии.

Основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий педагога каждым обучающимся.

Для реализации программы используются следующие ФОРМЫ РАБОТЫ: - практические и теоретические занятия,

  • игры,

  • дискуссии,

  • репетиции, - праздники,

  • конкурсы,

  • концертные выступления,

  • устный журнал,

  • литературные встречи,

  • литературные гостиные,

  • посещение библиотеки,

  • экскурсии.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В конце курса обучения проходит отчетный период в форме конкурса чтецов или литературно-музыкального концерта.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При реализации программы используются:

-фонохрестоматии и видеотеки с записями исполнения текстов профессиональными мастерами художественного чтения, бардами, певцами музыкантами для учебных и концертных целей;

  • специально подобранные по теме и распечатанные по количеству обучающихся литературные тексты;

  • публицистические издания по развитию кругозора «Читайка», «Детское чтение для сердца и разума», «Путеводная звезда» («Роман-газета» для детей), «Кукумбер», «Филиппок», «Литературная газета»; «Фома»,

«Непоседа»;

  • художественная литература;

  • толковые, энциклопедические, и орфоэпические словари;

  • литература по искусству, истории, литературоведению;

-Журналы «Русский язык в школе», «Русская речь», «Русская словесность»,

«Литература в школе»

-Аудиокниги, аудиоспектакли, видеофильмы.

  • Энциклопедический словарь юного лингвиста, словарь эпитетов, словарь фразеологизмов, словарь сочетаемости слов русского языка, словарь «Жесты и мимика в русской речи» и др.











Календарно-тематическое планирование занятий кружка

п/п

Тема занятия

Дата

1

Введение. «Художественное слово: Стихи и проза».

2

Детский фольклор: скороговорки, чистоговорки, потешки.

3

«Душа народа русского». Русские песни.

4

«Богатырская наша сила». Русские былины.

5

Практикум. Выделение отличительных черт былины как жанра русского фольклора.

6

Поэты и писатели о Рождестве Христовом

7

Выразительное чтение художественных произведений к конкурсу «Вифлеемская звезда»

8

«Свет звезды Вифлеемской». Урок-концерт.

9

Русские народные сказки. Практикум по знакомству с речевым аппаратом.

10

Сказки А.С.Пушкина. Подготовка к выразительному чтению.

11

Сказки А.С.Пушкина. Инсценирование.

12

Стихи о природе русских поэтов. Подготовка к литературной гостиной.

13

Стихи о природе русских поэтов. Литературная гостиная.

14

«Такой разный Чехов». Обучение выразительному чтению.

15

«Такой разный Чехов». Инсценировка рассказов.


16

Урок письма. Учимся писать письма.

17

Лаборатория по анализу художественного текста

18

Сочинение письма с рассказом о своей жизни. Участие в конкурсе Почта России

19

«Уж сколько раз твердили миру..!» Басни И.А.Крылова

20

Защита иллюстраций к басням , инсценировка.

21

«Человек – собаке друг!» Работа над пересказом произведений о животных с сохранением стиля автора.

22

Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания.

23

«Современные писатели - детям»: Посещение библиотеки

24

Выбор отрывка, пересказ от своего имени.

25

Конкурс «Живая классика». Чтение прозаических отрывков.

26

«Люблю природу русскую!» Стихи о русской природе поэтов 20 века.

27

«Поэты родной земли». Произведения костромских писателей.

28

Сочинение стихотворения о родном крае.

29

Литературная гостиная, посвящённая творчеству костромских писателей»

30

Стихи о Родине, о Великой Отечественной войне

31

Конкурс чтецов. «Сороковые, роковые!»

32

«От благодарных читателей».Итоговое занятие.


33

Защита презентаций проектов по итогам работы кружка.

34

Викторина «По страницам прочитанных книг». Итоговое занятие.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!