Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Парфеньевского муниципального района Костромской области
Утверждаю
Директор МКОУ ДО "ДДТ"
__________И.Г.Добрынина
15сентября 2017 года
Общеразвивающая образовательная программа
дополнительного образования
«Литература родного края»
для учащихся 10 и 11 классов.
Срок реализации: 2 года.
Автор: педагог дополнительного
образования МКОУ ДО
"Дом детского творчества"
Груздева Т.Г.
с.Парфеньево
2017 год
1. Пояснительная записка
Характеристика предмета.
Рабочая программа кружка «Литература родного края» предназначена для учащихся 10-11 классов и создана на основе Региональной программы по литературе для школ Костромской области под редакцией Ю.В.Лебедева и Методических рекомендаций по реализации содержания регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Костромской области.
Программа имеет исследовательскую, краеведческую направленность и призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа рассчитана на 2 года обучения для учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся 4 раза в неделю, 36 учебных недель, в год отводится 144 часа.
Изучение литературы на современном этапе сопряжено с весьма существенными трудностями. Они связаны с ломкой устоявшихся представлений о ценностях, с мучительным и подчас драматическим переосмыслением того, что сложились веками и не подвергалось сомнению и отрицанию. Современный школьник испытывает почти инстинктивное недоверие к истинам авторитарным, абстрактным, не подкрепленным его личностным, практическим опытом, не связанным с привычной для него средой, с тем селом или деревней, городом или поселком, где он обретает азы житейского опыта. И чтобы обеспечить главные цели литературного образования (становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации данных ей от природы творческих возможностей), необходимо придать изучению литературы предметный характер, приблизив ее к личности ученика, к его родному краю.
Костромская региональная программа предполагает не спорадическое (от случая к случаю), а системное, последовательное изучение литературы родного края. Знакомство с литературой родного края ведется здесь параллельно с изучаемыми в основном курсе литературы художественными произведениями, в рамках структуры общеобразовательной программы. Это позволяет пробудить в душах учащихся те состояния, те впечатления, которые когда-то вызвала к жизни через художественные произведения писателей-классиков наша родная земля. Такой подход к изучению литературы не только расширяет представление о ней благодаря новым именам, новым художественным произведениям, но и позволяет школьнику почувствовать себя звеном в цепи литературных и исторических событий, связывающих прошлое с будущим. Известно, что спроецированные на местные условия жизни история и культура "опредмечиваются", активизируя в учащихся чувство сопереживания и сострадания, создавая благоприятные условия для духовного пробуждения и развития личности.
В то же время в региональную программу включаются только лучшие образцы местной литературы, ибо связи Костромского края с большой, всероссийской культурой достаточно широки, глубоки и многообразны. Здесь, на Костромской земле, родились, жили, создавали свои шедевры многие деятели русской литературы и искусства, имена и произведения которых введены в федеральный стандарт по литературе. Задача учителя в этом случае заключается в том, чтобы показать учащимся, как Рылеев или Катенин, Лесков или Короленко, Островский или Некрасов использовали в своих произведениях костромской материал, как полно они отразили в них быт, природу, нравы, образ жизни костромичей, кого из наших земляков они избрали в качестве прототипов своих героев, какие. факты из жизни наших предков стали достоянием их художественного творчества. Эстетическую ценность не только местного, но и всероссийского масштаба имеет и наш северный фольклор, образцы которого в авторитетных записях XIX - начала ХХ века вводятся в региональную программу, по-своему расцвечивая и обогащая тексты, предложенные программой федеральной.
Региональный принцип изучения литературы побуждает строить занятия на постоянном соприкосновении учащихся с жизнью, используя очные или заочные экскурсии, фотографии, картины местных художников, видеофильмы и другие костромские реалии. Анализируя произведения, не следует увлекаться литературоведческим анализом: главное здесь - работа над выразительным чтением, творческие задания, инсценировки, рассказ от первого или третьего лица с дополнением, составление сценариев, литературно-музыкальных композиций и т.п. Вступительная часть занятия (знакомство с автором, историческая справка) не должна быть слишком растянутой, чтобы не уводить внимание учащихся от текста самого произведения. Не следует перегружать избыточной информацией и пояснительную часть: в нее включаются лишь те сведения, без которых восприятие текста будет неполным.
Региональным содержанием наполняются в нашей программе и традиционные связи литературы с другими видами искусства - живописью, музыкой и т.д. Учителю предоставляется возможность давать уроки смешанного типа (совмещенные с преподаванием смежных дисциплин, уроки-концерты, уроки-спектакли и т.п.). В конце года могут быть проведены обобщающие творческие работы: праздник фольклора, литературно-музыкальный вечер, Костромские посиделки, литературные чтения. Формы организации таких занятий следует обсудить на методических объединениях словесников.
Программа позволяет воспитывать в детях любовь к родному краю, расширять их кругозор и способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся. Дети знакомятся с национальными культурами родного края, получают уроки гражданственности и патриотизма.
Предметом изучения являются произведения писателей костромичей, а также писателей, тесно связанных с Костромским краем. Региональная программа по литературе, дополняя содержание федеральной программы, позволяет сделать её более гармоничной и завершённой.
Основные содержательные линии: знакомство с личностью и творчеством писателя; знакомство с наиболее значительными произведениями писателей, связанных с Костромской областью; установление связей литературы Костромского края и русской литературой в целом.
Распределение часов по темам не должно сковывать инициативы учителя, т.к. дано с целью примерной ориентации.
Цель: пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим; раскрытие уникальности Костромского края посредством уроков по региональной литературе.
Курс связан с родственными учебными дисциплинами - основным курсом литературы, курсом русского языка, отечественной истории, географии.
Региональная программа по литературе, дополняя содержание федеральной программы, позволяет сделать ее более гармоничной и завершенной.
2. Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на два года обучения по 144 часа в год.
Состав учащихся: 16 учащихся
Возрастная группа: 10-11 класс
Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями Устава Учреждения.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом в 10 минут между занятиями.
Количество часов в неделю | Кол-во недель в учебном году | Всего часов в год |
4 | 36 | 144 |
3.Требования к подготовке выпускников:
В результате изучения курса «Литература родного края» обучающиеся должны:
Знать/понимать
-основные факты жизни и творческой деятельности писателей
-костромичей и писателей, связанных с Костромским краем;
-содержание и художественные особенности изучаемых произведений.
Уметь:
-пересказывать содержание литературных произведений;
-анализировать художественные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, система образов, особенности композиции, художественные особенности);
-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному;
-подготовить реферат и сообщение.
Контроль осуществляется через уроки развития речи, тестирования и через проектную деятельность. В конце года учащиеся защищают свою исследовательскую работу в форме проекта.
4. Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Название разделов и тем занятий | Количество часов |
всего | теория | практика | контроль |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | | |
2 | Раздел 1. Литература 1 половины XIX века. | 30 | 3 | 18 | 9 |
2.1 | А.С.Пушкин | 10 | 1 | 6 | 2 РР 1 проект |
2.2 | М.Ю.Лермонтов | 10 | 1 | 6 | 2 РР 1 проект |
2.3 | Н.В.Гоголь | 10 | 1 | 6 | 2 РР 1 проект |
3 | Раздел 2. Литература второй половины XIX века. | 102 | 37 | 42 | 23 |
- 3.1
| - А. Н. Островский.
| 20 | 10 | 5 | 2 РР 2 проект 1 тест |
3.2 | В.Розов. | 2 | 1 | 1 | |
- 3.3
| - С.В. Максимов
| 35 | 10 | 20 | 2 РР 2 проект 1 тест |
- 3.4
| - Н. А. Некрасов
| 25 | 10 | 10 | 2 РР 2 проект 1 тест |
- 3.5
| - Ф. М. Достоевский
| 10 | 3 | 3 | 2 РР 1 проект 1 тест |
- 3.6
| - Л. Н. Толстой
| 10 | 3 | 3 | 2 РР 1 проект 1 тест |
- 4
| Раздел 4. Подготовка и защита итоговых проектов | 7 | | 5 | 2 проект |
- 5
| Раздел 5. Внеклассные мероприятия | 4 | | 2 | 2 проект |
-
| - Итого:
| 144 | 41 | 67 | 36 |
Второй год обучения
№ | Название разделов и тем занятий | Количество часов |
Всего | теория | практика | контроль |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | | |
2 | Раздел 1. Литература конца 19 – начала 20веков | 20 | 10 | 5 | 2 РР 2 проект 1 тест |
3 | Раздел 2. Литература 20 века | 20 | 10 | 5 | 2 РР 2 проект 1 тест |
4 | Раздел 3. Литература 30-начала 40-х годов 20 века | 10 | 4 | 3 |
2 проект 1 тест |
5 | Раздел 4. Произведения о Великой Отечественной войне | 25 | 10 | 10 | 2 РР 2 проект 1 тест |
6 | Раздел 5. Литература 50-80 годов | 32 | 20 | 7 | 2 РР 2 проект 1 тест |
7 | Раздел 6. Литература конца 20 века | 25 | 10 | 10 | 2 РР 2 проект 1 тест |
8 | Раздел 7. Подготовка и защита итогового проекта | 7 | | 5 | 2 проект |
9 | Раздел 8. Внеклассные мероприятия | 4 | | 2 | 2 проект |
| Итого: | 144 | 65 | 47 | 32 |
5. Содержание учебного курса.
Первый год обучения.
1.Вводное занятие
2. Литература 1 половины XIX века А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н. В. Гоголь
Костромские корни авторов, связь с костромской землей
3. Литература второй половины XIX века. Обзор русской литературы второй половины XIX века
Оживление культурной жизни провинции на примере Костромского края (костромская классическая гимназия и её выпускники – А.Ф.Писемский, С.В.Максимов, А.А.Потехин, Н.К.Михайловский и другие). Театральная и культурная жизнь Костромы 1860-х годов.
Варфоломей Александрович Зайцев, костромич и сподвижник Д.И.Писарева, активный участник полемики «Современника» с «Русским словом».
Общественный подъём 1870-х г.г. Народничество. Николай Константинович Михайловский как один из ведущих идеологов и критиков народнического направления. Его взгляды на исторический прогресс («Формула прогресса» Н.К.Михайловского). Связь Михайловского с костромским краем.
А. Н. Островский
Связь рода Островских с Костромой и костромским краем. Юношеские впечатления от поездок в Кострому и Щелыково. («Дневник» молодого Островского)
Драма «Гроза». Творческая история драмы Островского «Гроза». Участие драматурга в «литературной экспедиции». Знакомство с жизнью провинциальных городов верхней Волги. Приметы Костромы в «Грозе» от пейзажа до действующих лиц. Влияние костромского краеведа, дяди драматурга Павла Федоровича Островского на общее направление и сюжеты драматургии Островского. Версия о деле костромских купцов Клыковых как источнике сюжета «Грозы» и её несостоятельность. Драма Островского «Гроза» на столичной и провинциальной (костромской) театральных сценах.
Костромские фольклорные истоки «весенней сказки» Островского «Снегурочка». Сказочный мир берендеев, его связь с народными легендами о вольных землях. Столкновение стихий света, тепла и любви со стихиями мороза, холода и эгоизма как основной источник драматического конфликта. Трагическая судьба снегурочки как искупление греха «сердечной остуды» в душах берендеев. Мажорный финал «весенней сказки». Связь «Снегурочки» с общественной жизнью эпохи 1870-х г.г. «Снегурочка» на театральной сцене.
Островский «Бесприданница». Сходство и различие в конфликтной ситуации «Грозы» и «Бесприданницы». Приход на смену патриархальным самодурам дельцов новой формации. Лариса Огудалова и Катерина Кабанова: сходство и различие. Многозначный смысл понятия «бесприданница». Съёмки фильма в Костроме.
Национальное своеобразие драматургии Островского («пьесы жизни»). Островский на сцене Костромского драмтеатра. Литературный музей в Щелыкове.
Нравственные проблемы современной драматургии. В.Розов
С.В.Максимов
Очерк жизни и творчества писателя-костромича Сергея Васильевича Максимова (7.X1831- 16.VI.1901). Общественная поэзия Максимова и проблемы демократического народосознания. Участие Максимова в «литературной экспедиции». Знакомство с жизнью провинциальных городов Волги. Поездка в районы Белого моря, Ледовитого океана и Печоры. Рассказы писателя о Севере (книга «Год на Севере»). Поездка писателя на Амур. Обследование сибирских тюрем и острогов. Книга «Сибирь и каторга» как энциклопедия по истории сибирской каторги. Максимов и Некрасов, Максимов и Салтыков-Щедрин. Жизнь, нравы и характеры нищих, странников-богомольцев, костромских раскольников в книге Максимова «Бродячая Русь, Христа ради». Влияние книги писателя на оформление замысла и отдельные главы поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Максимов-мемуарист. Его дружба с А.Н.Островским и работа «А.Н.Островский (по моим воспоминаниям)». «Нечистая, неведомая и крестная сила» как итоговое произведение писателя о духовном мире, обрядах, верованиях русского крестьянина.
Н. А. Некрасов
Костромская основа многих стихов и поэм Некрасова: «Огородник», «Деревенские новости», «Крестьянские дети», «Горе старого Наума», «Кому на Руси жить хорошо». Поэма из народной жизни «Коробейники» и костромские её истоки. Особый тип крестьянина в лирике и поэмах Некрасова: гордый, независимый, способный постоять за себя, на все имеющий свою точку зрения. Связь поэтических открытий Некрасова с характерными обстоятельствами жизни и быта костромских и ярославских крестьян.
Ф. М. Достоевский
Костромские связи писателя через его крестную мать Прасковью Трофимовну Козловскую. Отражение костромских реалий в «Дядюшкином сне», «Дневнике писателя» и других произведениях писателя.
Л. Н. Толстой
Костромские связи писателя. П.Ф.Бирюков как один из преданных учеников и первых глубоких биографов Толстого. Духовные искания в годы юности (по биографии, составленной костромичом П.Ф.Бирюковым).
4. Резерв – на подготовку и защиту проектов.
5. Внеклассные мероприятия
Второй год обучения
1.Вводное занятие. Процесс возрождения провинциальной культурной жизни и проблемы литературного краеведения.
2. Литература конца 19 – начала 20 веков
Литература рубежа веков. Возрождение религиозно-философской и эстетической мысли. П.А. Флоренский, В.В. Розанов и их связи с Костромским краем.
Проза конца 19- начала 20 века. Иван Михайлович Касаткин (30.03.1980г. дер. Барановицы Кологривского уезда Костромской губернии – 13.05.1938г.). «Силантьево детство», «Нянька», «Петрунькина жизнь» (по выбору учителя). Очерк жизни и творчества писателя-костромича. Трагический финал его жизни. Развитие Горьковских традиций. Изображение быта и нравов глухой костромской деревни, ее обнищание и бегства крестьян в города. Тонкое знание крестьянской психологии, острая наблюдательность писателя, особенности народного языка.
«Серебряный век» русской поэзии. Связи Н.С. Гумилева с Костромским краем. Ф.И. Сологуб и Костромской край. Отражение костромских впечатлений в поздней книге стихов Сологуба «Великий благовест» (1923г.).
Максим Горький. «Фома Гордеев». Костромич Гордей Иванович Чернов. Волжский купец-пароходчик как прототип Фомы Гордеева. Горьковская характеристика Гордея Чернова в работе «Беседы о ремесле» (1930г.). Костромские мотивы в последней драме Горького «Мещане». «Егор Булычев и другие». Петр Заломов как один из прототипов Павла Власова («Мать»). Петр Заломов в Костроме.
3. Литература 20-х годов
Литературная жизнь Костромы 20-х годов. С.М. Бонди – организатор литературной студии при губполитпросвете. Организация клуба литературной студии А.В. Высоцким. Организация ассоциации пролетарских писателей в Костроме (1924г.) и правление Костромского отделения ВААПП (С.Дунаев, Ф.Меден, В.Никифоровский, А.Алешин и др.) в 1925г.
Костромские журналы 1920-х годов: «Книгарь» (1922-24гг.), «Ледокол» (1924-25гг.), «Смычка» (1925г.), «Шмель» (1925-26гг.), «Бороний зуб» (1926-29гг.), «Октябрь» (1925-29гг.)
Критико- публицистическая и литературно-художественная газета «Красный понедельник».
Общая характеристика творчества костромских писателей 1920-х годов: Н.Е. Вирта, В.А. Лебедев, С.Д. Дунаев, Г.Ф. Устинов (приятель С. Есенина). А.П. Алешин и др.
Оживление литературной жизни в уездах. Литературно-политические журналы «Голос коммуниста» и «Взрыв» В Макарьеве, литературный альманах «Порывы» в Нерехте, журналы «Жизнь искусства» И «Культура жизни» в Кологриве.
Рассказы писателя-костромича Александра Павловича Алешина из сборника «Квартира номер последний». Правдивое изображение потрясенного революцией быта городских мещан и пригородного костромского крестьянства.
4. Литература 30-х – начала 40-х годов
Затухание литературной жизни в Костромском крае. Превращение Костромы в районный город. Прекращение в Костроме всех изданий, кроме газеты «Северная правда».
Оживление литературной жизни в провинции после первого съезда советских писателей. Возникновение литературных групп при редакции газеты «Северная правда» и литературного кружка при библиотеке, из которого вышли костромские поэты А.Панков и Г. Милова. Первые публикации в «Северной правде» Е, Осетрова. Приезд в Кострому поэтов А. Часовникова, Н. Орлова.
5. Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последних лет
Тема Великой Отечественной войны в творчестве А. Часовникова (поэмы «Сталинградский сплав», «Юрий Смирнов»), В Кондрашова ( повесть «Человек 321001»), Е Старшинова (роман «Левый фланг»), В. Корнилова (роман «Годины») и других костромских писателей.
Выступления костромских литераторов в госпиталях и на предприятиях в годы Великой Отечественной войны (Н, Соколов, В. Лебедев, Г. Милова, С. Степанова и др.). Возвращение Костроме в августе 1944г. Статуса областного центра и возрождение культурных традиций.
6. Литература 50 – 80-х годов
Литературная жизнь Костромы в 50-80-е годы. Возвращение с фронта Е. Осетрова, А. Никитина, В. Волкова, А. Часовникова. Выступление с первыми публикациями фронтовиков - В. Хохлова, В. Смирнова. Открытие в 1946гКостромского книжного издательства. Выпуск литературного альманаха «Кострома». Публикации в нем Н. Алешина, В. Разумова, К. Абатурова, В. Лебедева, а также молодых литераторов – Л. Воробьева, Н. Бурдель, Б. Гусева. Открытие литературных отделений в районах области и появление из глубинки новых литературных дарований – Ю. Куранова, Л. Воробьева, и др. Открытие в июле 1961г. Костромской областной писательской организации под председательством В. Корнилова. Проведение ежегодных совещаний молодых литераторов. Появление молодых дарований – В. Шапошникова. О. Гуссаковской, В. Травкина,М. базанкова, литературного критика И. Дедкова и др.
Костромские поэты, пишущие в русле классической традиции: А. Часовников, Е. Старшинов, Г. Милова, В. Шапошников, Т. Иноземцева, Н. Снегова и др.
«Городская проза». Нравственная проблематика и художественные особенности произведений костромской писательницы О. Гусаковской.
«Деревенская проза». Изображение жизни крестьянина, глубинаи цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей-кормилицей в произведениях М. Базанкова, В. Травкина, Ю. Грибова, В. Хохлова, К. Абатурова, Н. Алешина, Б. Гусева, В. Бочарникова и др.
Творчество В. Розова. Его связи с Костромой и Костромским краем. Нравственная проблематика его пьес «Вечно живые», «В добрый час», «Гнездо глухаря». Костромские реалии
7. Литература на современном этапе (конец 20 века)
Проза писателей-костромичей: К. Абатуров «В строю». Ярославль.1989г.; В. Бочарников «В лесной деревеньке»; М. Базанков «Право памяти»; О. Гуссаковская «Запах печного дыма»; Б. Бочкарев «Отава»: В. Шапошников «Угол»; М. Зайцев «На своей земле»; М. Базанков «Признание в любви»; В. Травкин «Новоселье»; Б.Гусев «»Дымное лето»; Н. Алешин «Осеннее равноденствие»; В. Травкин «Тетеревиные поляны».
Поэты-костромичи: В. Лапшин «Мир нетленный»; В. Шапошников «Зарницы»; А. Беляев «Зеленый берег»; Н. Снегова «Продолжение», В.Куликов «Ивушка»; Л. Попов «Февральская синица», «Обреченный на любовь»; С. Потехин «Молодой бобыль», «Избранное».
Литература русского зарубежья. А. Зиновьев (писатель, родившийся в Чухломской деревне, опубликовавший в «Литературной Костроме» очерки-воспоминания о детских и юношеских годах).
8. Резерв – на подготовку и защиту проектов.
9. Внеклассные мероприятия.
6. Методическое обеспечение программы.
Первый год обучения
п/п | Названия разделов | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал | ИКТ | Форма контроля |
| | | | |
1 | Вводное занятие. | лекция | | | | |
2 | Раздел 1. Литература 1 половины XIX века. | лекция | | | | |
2.1 | А.С.Пушкин | Лекция практикум Фронтальная работа | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста | Учебник материалы Интернета | Презентация | РР, проект |
2.2 | М.Ю.Лермонтов | Лекция практикум Индивидуальная работа | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста | Учебник материалы Интернета | Презентация | РР, проект |
2.3 | Н.В.Гоголь | Лекция практикум | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста | Учебник материалы Интернета | Презентация | РР, проект |
3 | Раздел 2. Литература второй половины XIX века. | | | | | |
3.1 | - А. Н. Островский.
| Лекция практикум | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста | Учебник материалы Интернета | Презентация | РР, проект, тест |
3.2 | В.Розов. | Лекция практикум | Конспект, реферат | | | |
3.3 | - С.В. Максимов
| Лекция практикум | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста | Учебник материалы Интернета | Презентация | РР, проект, тест |
3.4 | - Н. А. Некрасов
| Лекция практикум | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста | | Презентация | РР, проект, тест |
3.5 | - Ф. М. Достоевский
| Лекция практикум | Конспект, реферат, беседа | Учебник материалы Интернета | Презентация | РР, проект, тест |
3.6 | - Л. Н. Толстой
| Лекция практикум | Конспект, реферат, беседа | Учебник материалы Интернета | Презентация | РР, проект, тест |
- 4
| Раздел 4. Подготовка и защита итоговых проектов | Практикум Групповая работа | исследование |
материалы Интернета | | проект |
- 5
| Раздел 5. Внеклассные мероприятия | Коллективная работа | |
материалы Интернета | | проект |
Второй год обучения
п/п | Название разделов | Формы занятий | приемы и методы | Дидактический материал | ИКТ | Форма контроля |
1 | Вводное занятие. | | | | | |
2 | Раздел 1. Литература конца 19 – начала 20веков | Лекция практикум | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста |
Учебник материалы Интернета | презентация | РР, проект, тест |
3 | Раздел 2. Литература 20 века | Лекция практикум | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста | Учебник материалы Интернета | презентация | РР, проект, тест |
4 | Раздел 3. Литература 30-начала 40-х годов 20 века | Лекция практикум | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста | Учебник материалы Интернета | презентация | проект, тест |
5 | Раздел 4. Произведения о Великой Отечественной войне | Лекция практикум | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста | Учебник материалы Интернета | презентация | РР, проект, тест |
6 | Раздел 5. Литература 50-80 годов | Лекция практикум | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста | Учебник материалы Интернета | презентация | РР, проект, тест |
7 | Раздел 6. Литература конца 20 века | Лекция практикум | Конспект, сообщения учащихся, беседа, анализ текста | Учебник материалы Интернета | презентация | РР, проект, тест |
8 | Раздел 7. Подготовка и защита итогового проекта | Практикум Групповая работа | исследование |
материалы Интернета | | проект |
9 | Раздел 8. Внеклассные мероприятия | Коллективная работа | |
материалы Интернета | | проект |
УМК:
1. Литература Костромского края 19-20 веков: книга для учителя / Ю.В.Лебедев., А.Н.Романова, А.К.Котлов / науч. ред Ю.В.Лебедев; отв. ред А.К.Котлов. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова.
2.Литература: 5 – 6 классы: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение – регион, Просвещение, 2002.
3.Литература: 7 – 9 классы: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение – регион, Просвещение, 2002.
12