СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка Математическая шкатулка 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая рабочая программа кружка "Математическая шкатулка" предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям раззвития личности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка Математическая шкатулка 5 класс»

Приложение к ООП ООО


Рабочая программа кружка


Математическая шкатулка


5 класс


2019 - 2020 учебный год



Составлена на основе: ФГОС ООО, примерной программой основного общего образования по математики.




Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального закона от 29. 12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ»

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

3. Примерной программы по математике созданная на основе ФГОС.

5. Уставом МОБУ «СОШ №21».

Предлагаемая программа «Математическая шкатулка» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. Программа предлагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 5 -7 классах.

Основной целью данного учебного курса является обучение решению нестандартных задач по математике, а также подготовка к участию в олимпиадах по указанному предмету.

Одной из особенностью творческой личности является устойчивое умение (превращенное в привычку) искать наилучшее решение проблемы. Это относиться и к любым задачам.

Множество неординарных, нестандартных задач для учащихся основной школы сконцентрировано в математике. В различных математических книгах, посвященных олимпиадным задачам, дается их обзор с решением и без них, в ряде случае разбирается методика решения. Однако сам мыслительный процесс поиска решения задачи, как правило, не отражается, и у учителя возникает вопрос: как «додуматься» до решения задачи? Другой не менее важный вопрос, на который необходимо обращать внимание при обучении решении нестандартных задач: каковы составляющие мыслительного процесса от «прочтения» задачи до ее решения?

Научить решать нестандартные задачи, интересная, но и достаточно не простая работа, которая предлагает применение знаний по педагогике, методике и психологии, личного творчества и многого другого. Решение нестандартных задач соотноситься с творчеством личности, поэтому, чем больше учтено существенных элементов, входящий в процесс творчества, тем успешнее будет достигнута цель.

Для достижения указанной цели прежде всего необходимо познакомиться с идеями и механизмом, лежащими в основе творчества, необходимого для решения нестандартных задач, получить представление о новом подходе к обучению и познакомиться с методикой достижения значимых результатов. А далее на примере достаточно большого числа олимпиадных задач разобрать различные приемы решения для которых вычленены и обобщены их особенности. Так с прослеживанием связи творческого процесса и процесса нестандартной задачи рассматриваются такие компоненты творчества как научные знания, творческое мышление, а также такие качества без которых не мыслимо творчество как анализ, синтез и умение предвидеть (прогнозировать, экстраполировать имеющиеся знания на еще не познанную ситуацию).

Большое внимание необходимо уделять возрастным особенностям восприятия учебного материала, а также принципам организации занятий по развитию творческого мышления при решении нестандартных и олимпиадных задач у учащихся с 5 по 7 классы включая систематизацию самих нестандартных задач.

Учебный курс «Математическая шкатулка» реализуется за счет вариативного компонента формируемого участниками образовательного процесса или часов, отведенных для реализации внеурочной деятельности по ФГОС ООО. Форма реализации курса – факультатив или кружок.

Цели:

-формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализ ситуации, сопоставление данных;

-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Задачи:

-приобщить учащихся к интеллектуально -творческой деятельности;

-создать условия для положительной мотивации учащихся на интеллектуальную работу;

-расширить среду общения для получения информации;

-формулировать коммуникативные умения и навыки совместной деятельности;

-создать условия результатов работы проекта в работе по предмету, во внеклассной работе.


Формы и методы проведения занятий:

Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини –доклады. Практические работы.


Содержание курса

Успешная реализация предлагаемой программы учебного курса в составе основной образовательной программы ориентирована на существующую информационно-образовательную среду школы. Информационно-образовательная среда образовательной организации включает комплекс информационно-образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры и иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы.

5 КЛАСС

Наименование раздела

Содержание

Количество часов

Арифметика

Методы устного счета.

Признак делимости.

Числовые ребусы.

Десятичная система счисления.

8

Геометрия

Задачи на перекладывание и построение фигур

Задачи на построение с идеей симметрии

4

Логика

Логические таблицы.

Взвешивания

Популярные и классические логические задачи

Раскраски: 1) шахматная раскраска; 2) замощения; 3) виды раскрасок

Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции; 3) симметрия и копирование действий противника

9

Алгебра


0

Анализ

Разные задачи на движение

Задачи на совместную работу

4

Теория множеств

Булева операции на множествах

Формула включений и исключений

3

Комбинаторика

Правило произведения и суммы.

Факториал.

Правило дополнения.

Правило кратного подсчета.

6

Графы


0


ИТОГО:

34


Планируемые результаты внеурочной деятельности


Программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные результаты

-познавательный интерес, установка на поиск способов решения математических задач;

-удержание и повышение учебной мотивации;

-стремление и способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;

- умение осуществлять замысел будущей деятельности(проект);

-готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

-критичность мышления.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-способность ставить новые учебные цели и задачи;

-планировать их реализацию;

-осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;

-контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия;

-вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

-оценивать правильность выполнения задачи.

Познавательные УУД

-работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащую в них информацию;

-систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

-выделять главную и избыточную информацию;

-выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей;

-представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных конспектов);

-заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;

-усовершенствовать навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации;

-приобрести навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин;

-научиться осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов;

- строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска;

-приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности;

-освоят эффективные приемы поиска, организация и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете;

-приобрести первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Коммуникативные УУД

-уметь работать в группе;

-действовать с учета позиции другого;

-уметь согласовывать свои действия;

- устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

-удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

-определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватную стратегию коммуникации;

-использовать речевую деятельность, приобретать опыт использования речевых средств,для регуляции умственной деятельности, приобретать опыт регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Предметные результаты

Данный курс позволит учащимся научиться:

-Анализировать текст задачи : ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины)

-Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответов на заданные вопросы

-Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

-Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

-Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

-Объяснять (обосновывать)выполняемые и выполненные действия.

- Воспроизводить способ решения задачи.

-Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием

-Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

-Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

-Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, не

верно).

-Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

-Конструировать несложные задачи.

Формы и методы проведения занятий:

Эвристическая беседа. Поиск информации. Мини –доклады. Практические работы.



Тематическое планирование

п/п

Раздел, тема урока


Дата


Дата



Примечания

5 А

5 Б

план

факт

план

факт


Раздел 1. Арифметика 8 часов




1

Методы устного счета.






2

Признаки делимости.






3

Числовые ребусы.






4

Числовые ребусы.






5

Делимость и остатки.






6

Делимость и остатки.






7

Последняя цифра в степени.






8

Последняя цифра степени..






Раздел 2. Геометрия 4 часа




9

Задачи на перекладывание и построение фигур.






10

Задачи на перекладывание и построение фигур.






11

Задачи на построение с идеей симметрии.






12

Задачи на построение с идеей симметрии.






Раздел 3. Логика 6 часов




13

Логические таблицы.






14

Логические таблицы.






15

Взвешивания.






16

Взвешивания.






17

Популярные и классические логические задачи.






18

Популярные и классические логические задачи.






19

Раскраски: шахматная раскраска; замощения; виды раскрасок.






20

Игры: игры-шутки; выигрышные позиции.






21

Игры: игры-шутки; выигрышные позиции.






Раздел 5. Анализ 4 часа




22

Разные задачи на движение.






23

Разные задачи на движение.






24

Задачи на совместную работу.






25

Задачи на совместную работу.






Раздел 6. Теория множеств 3 часа




26

Булева операции на множествах.






27

Булева операции на множествах.






28

Формула включений и исключений.






Раздел 7. Комбинаторика 6часа




29

Правило произведения и суммы.






30

Факториал.






31

Правило дополнения.






32

Правило дополнения






33

Правило кратного подсчета.






34

Правило кратного подсчета.







Методические материалы


ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Список учебно- методической литературы :

1. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 7-9 классы / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова, Н.Н.Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с.

2. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы: 3-6 классы / М.С.Цветкова, О.Б.Богомолова, Н.Н.Самылкина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с.


3. Дрозина В.В., Дильман В.Л. Механизм творчества решения нестандартных задач. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2010.


Электронные образовательные ресурсы:


Название сайта

Электронный адрес

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!