СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Молодые защитники природы"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка для обучающихся 5-7 классов расчитана на 3 года

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Молодые защитники природы"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»


Принято

решением педагогического

совета МКОУ

«Богучарская СОШ №1»

Протокол № 15

от «29» 08 2019 г.

Согласовано:

заместитель директора

по ВР МКОУ

«Богучарская СОШ №1»

________Литвинова С. И.

«__»____________2019 г.

Утверждаю:

И.о. директора МКОУ

«Богучарская СОШ №1»

_______И.А. Середина Приказ № 250

от «30» 08 2019 г.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»



Вид: модифицированная

Направленность: естественнонаучная

Уровень реализации: ознакомительный

Возраст детей: 10 – 13 лет

Срок реализации: 3 года





Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Караповская Ольга Сергеевна

Программу реализует:

педагог дополнительного образования

Караповская Ольга Сергеевна








г. Богучар 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ


1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ………………………………………………………………..3 стр.

    1. Пояснительная записка………………………….………………………3 стр.

    2. Цели и задачи программы………………………...……………………..6 стр.

    3. Ожидаемые результаты освоения программы……..…………………..7 стр.

    4. Содержание программы………………………...……...………………..7 стр.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………… …………………...14 стр.

2.1 Календарный учебный график…………………………………………14 стр.

2.2 Условия реализации программы……………………………………....14 стр.

2.3 Формы аттестации……………………………………………………...15 стр.

2.4 Оценочные материалы………………………………………………....15 стр.

2.5 Методическое обеспечение программы…………..…………………..15 стр.

2.6 Список литературы…………………………….……….……………....16 стр.

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Молодые защитники природы» составлена с учетом действующего законодательства в РФ и Воронежской области:

1. Конституции РФ;

2. Конвенции ООН «О правах ребенка»;

3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

4. Национальной доктрины об образовании в РФ на период до 2025 года от 04.10.2000 г. № 751;

5. Приказа Минобрнауки России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

6. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Правительством РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.4. 3172-14 к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41;

8. Устава МКОУ «Богучарская СОШ №1»;

9. Образовательная программа «Дополнительное образование детей» МКОУ «Богучарская СОШ №1» на 2019-2022 учебный год.

Наименование программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Молодые защитники природы».

Вид программы – модифицированная.

Направленность программы – естественнонаучная.

Актуальность

Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды. Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников. В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечение школьников в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).

Отличительные особенности данной программы

В рамках Кружка с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы предусматривается разносторонняя деятельность, которая способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний, и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Учащимся 5 – 7 классов предлагается во время обучения в школе стать участниками всероссийского проекта «Молодые защитники Природы».

Особенностью Кружка «Молодые защитники Природы" является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности и формирования у подростка культуры природолюбия с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Работа кружка «Молодые защитники Природы» базируется на:

• применении в процессе воспитания культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования учащегося, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;

• рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса общеобразовательной организации, направленного на развитие у учащихся культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;

  • использовании в учебно-образовательном процессе общеобразовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Молодые защитники Природы»;

• организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Молодые защитники Природы», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у подростка культуры природолюбия;

• присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;

• включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;

• предоставлении учащемуся возможности дальнейшего изучения того или иного материала с учителями, родителями и своими сверстниками за пределами общеобразовательной организации.

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 10-13 лет. Программа обучения построена с учетом возрастных особенностей.

В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности. В объединение принимаются как мальчики, так и девочки, преимущественно из числа обучающихся МКОУ «Богучарская СОШ №1», интересующихся экологией. Для обучения по данной программе нет необходимости в наличии физической и практической подготовки.

Уровень реализации – ознакомительный.

Объем программы – 105 ч.

Формы обучения и виды занятий

Занятия проводятся в групповой форме. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа предусматривает участие в городских акциях, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме. Помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это игры, просмотр фрагментов художественного, телевизионного, учебного, научно-популярного или документального фильма, фрагментов телевизионной передачи, тематического мультипликационного фильма, викторины, конкурсы, прогулки, походы, экскурсии, проведение опытов, акции.

Используются следующие формы занятий:

  1. По количеству детей: групповые и индивидуальные.

  2. По особенностям коммуникативного взаимодействия пе­дагога и детей: игровые занятия, конкурсы, акции, викторины.

  3. По дидактической цели: вводное занятие, занятие по уг­лублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Основной формой образовательного процесса является групповое занятие, которое включает в себя часы теории и практики.

Срок реализации программы

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 3 года.

Общее количество часов – 105 ч.

1-й год обучения – 35;

2-й год обучения – 35;

3-й год обучения – 35.

Режим занятий

1– й год обучения: 1 занятие в неделю по 1 часу (теория или практика);

2– й год обучения: 1 занятие в неделю по 1 часу (теория или практика);

3– й год обучения: 1 занятие в неделю по 1 часу (теория или практика).

Длительность занятия – 45 мин.


1.2 Цели и задачи программы

Цель программы: формирование у обучающихся богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.

Программа призвана решать следующие задачи:

Обучающие:

  • познакомить с разнообразием животного и растительного мира малой родины;

  • показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

  • способствовать развитию понимания неразделимого единства человека и природы, понимания общечеловеческой ценности природы.

Развивающие:

  • помочь самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим миром;

  • помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

  • развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;

  • развивать способность анализировать и делать выводы;

  • способствовать развитию творческой активности;

  • развивать волевые качества личности.

Воспитательные

  • сформировать чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

  • воспитывать уважение к окружающим, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;

  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;

  • воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Задачи Кружка решаются путём:

• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у учащихся культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;

• предоставления возможности учащемуся быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;

• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования;

• создания в рамках Кружка необходимой методологической и методической базы;

• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений учащихся по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;

• предоставления учащимся возможности общения со своими сверстниками из других общеобразовательных организаций по различным темам и направлениям данного Кружка.


1.3 Ожидаемые результаты освоения программы

Формирование у учащихся основ экологической культуры и культуры природолюбия. Повышение общей культуры.

Формирование духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде.

Развитие внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.

Расширение общего кругозора учащихся, развитие их творческих способностей.


1.4 Содержание программы

Разделы тематического плана не обязательно изучать в строгой последовательности, как они изложены. Кроме того, на вторую половину каждого занятия следует планировать практическую работу самих воспитанников (упражнения, тренировки, организационные дела по подготовке к предстоящим походам). Надо стараться, чтобы теоретический материал сопровождался практическими занятиями, которые бы дополняли и закрепляли рассказ руководителя.





Учебно-тематический план

первого года обучения


Тема

Кол-во часов

Контроль

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-


2

Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии

4

2

2

Опрос

3

Основные формы организации жизни.

6

2

4

Тест

4

Среды жизни на Земле. Экологические факторы.

4

2

2

Викторина

5

Растительность как биотический фактор.

4

2

2

Опрос

6

Вода как абиотический фактор

4

2

2

Опрос

7

Температура как абиотический фактор.

4

2

2

Исследование

8

Антропогенные факторы.

4

2

2

Тест

9

Организм и среда.

3

2

1

Опрос

10

Итоговое занятие.

1

-

1

Тест


Итого:

35

17

18



Содержание программы первого года обучения

1. Введение (1ч).

Знакомство с ребятами; с правилами техники безопасности при занятиях в кружке, выполнении практических заданий; с задачами, стоящими перед учащимися, посещающими кружок.

2. Охрана природы. Предмет экологии. Задачи экологии (4ч)

Теория: Что изучает экология? Содержание, предмет и задачи экологии. Законы экологии. Экология и мы. Экологические факторы.

Практика: экологическое исследование почв, экологическое исследование атмосферы.

3. Основные формы организации жизни (6ч).

Теория: Сообщество, экосистема, биоценоз, биосфера. Понятие об экологии как о науке, которая исследует, как растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на природу.

Практика: экосистемы, наблюдения перелетов птиц, занятия по определению птиц и зверей, растений, грибов, микроорганизмов.

4. Среды жизни на Земле. Экологические факторы (4 ч).

Теория: Живая и неживая природа. Их взаимосвязь и отличия. Среды жизни: вода, воздух, почва. Знакомство с организмами воздушно-наземной среды обитания. Человек – часть природы.

Практика: совокупность всех условий, в которых живёт организм; анализ условий жизни в наземно-воздушной среде, водной среде, в почве, взаимосвязь живой и неживой природы.

5. Растительность как биотический фактор (4 ч).

Теория: Растительные сообщества. Биогеоценоз. Цепи питания. Виды растений, внесенных в Красную книгу России и Воронежской области. Практическая работа: мониторинговые наблюдения за состоянием растений.

Практика: знакомство с видовым состав растительности окрестности г. Богучар, состав лесного массива. Виды растений, занесенных в Красную книгу Воронежской области.

6. Вода как абиотический фактор (4 ч).

Теория: Вода – самое важное вещество на Земле. Круговорот воды в природе. Путешествие капельки воды. Животный и растительный мир и вода - биоценоз пресного водоема. Практическая работа: ознакомление с водными объектами на территории поселения, мониторинговые наблюдения за состоянием питьевой воды из разных источников.

Практика: изучение водоема как экологической системы температура, плотность, световой режим.

7. Температура как абиотический фактор (4 ч).

Теория: Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Влияние солнечного излучения на жизнь на Земле. Растительный покров Земли – ее легкие. Наблюдения за погодой. Практика: Наблюдения за погодой в разную погоду.

8. Антропогенные факторы (4 ч).

Теория: Основы рационального управления природными ресурсами. Защита живого мира. Красная Книга. Почему она Красная? Знакомство с обитателями Красной книги, имеющимися на территории нашей области, района.

Практика: исследование отдельных видов флоры и фауны, плодородия почв, загрязнение поверхностных вод отходами производства.

9. Организм и среда (3 ч).

Теория: Химическое и биологическое загрязнение среды и здоровье человека. Влияние звуков на организм человека. Можно ли жечь осенние листья. Спец. отходы у нас дома. Человек должен стать другом природы.

Практика: Наблюдения приспособлений растений и животных к определенной длине дня.

10. Итоговое занятие (1 ч).

Практика: Обобщающее занятие в конце учебного года. Вопросы и ответы.

Планируемые результаты освоения программы 1 года обучения

Обучающиеся будут знать:

- задачи экологии, экологические факторы, среды жизни;

- влияние деятельности человека на окружающую среду;

- факторы, вызывающие изменения численности видов;

- правила поведения во время экскурсий.

Обучающиеся будут уметь:

- наблюдать за растениями и животными в природе

- вести фенологические наблюдения;

- наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных;

- определять уровень загрязненности воздуха, воды;

- охранять природные объекты от разрушения.


Учебно-тематический план

второго года обучения

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контроль

Всего

Теория

Практика

Введение

1

1

-


Экологическая работа учащихся по летним заданиям.

4

2

2

Тест, опрос

Учимся передавать свои знания другим.

3

1

2

Опрос, игра

Способы охраны природы.

4

2

2

Тест, опрос

Окружающая среда и здоровье человека.

4

2

2

Опрос

Экологические взаимоотношения организмов.

4

2

2

Исследование

Экология популяций.

2

2

-

Опрос

Структура и границы биосферы.

4

2

2

Опрос

Словарь юного эколога.

2

-

2

Тест

Этноэкология.

1

1

-

Опрос

Хочу быть здоровым.

3

2

1

Опрос

Красная книга.

3

1

2

Защита проекта


Итого:

35

18

17


Содержание программы второго года обучения.

1. Введение (1ч).

Теория: Знакомство с задачами кружка, программой на учебный год, правилами техники безопасности.

2. Экологическая работа учащихся по летним заданиям (4ч).

Теория: Обсуждение результатов выполнения летних заданий. Водные объекты. Мониторинг растений. Лекарственные растения. Почвенные ресурсы. Беседы о времени летнего отдыха.

Практика: Наблюдение за лекарственными растениями, и почвенными ресурсами

3.Учимся передавать свои знания другим(3ч).

Теория: Правила поведения в природе

Практика: составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.

4. Способы охраны природы (4ч).

Теория: Необходимость создания охраняемых объектов. Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Охраняемые объекты природы Воронежской области.

Практика: Создание экологической тропы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Роль учащихся в деле охраны природы родного края.

5. Окружающая среда и здоровье человека (4ч).

Теория: Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека. Влияние шума на здоровье человека. Метеочувствительные люди. Питание и здоровье человека.

Практика: Приспособленность человека к окружающей среде.

6. Экологические взаимоотношения организмов (4ч).

Теория: Экологические взаимоотношения организмов. Типы экологических взаимоотношений Организмы и среда их обитания. Соответствие между организмами и средой их обитания; Различные типы экологических факторов. Экологическая Ниша. Антропогенный фактор.

Практика: Исследование окружающей среды, его этапы. Типы экологических взаимоотношений. Паразитизм и болезни. Ядовитые растения и животные нашей местности.

7. Экология популяций (2ч).

Популяции - структурные основные элементы живой природы. Основные характеристики популяций, наиболее важные процессы в них. Видовой состав популяций. Методы измерения обилия популяций.

8. Структура и границы биосферы (4ч).

Теория: Структура и границы биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Современное состояние природной среды. Загрязнение природной среды и его основные виды. Экологические проблемы биосферы. Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества.

Практика: Пищевые связи в биогеоценозе. Продуктивность сообщества. Ярусность. Искусственные биогеоценозы. Круговорот веществ в экосистеме. Природа - аптека.

9. Словарь юного эколога (2ч).

Практика: Ребята записывают экологические термины в тетради и делают к ним пояснения. Составление кодекса юного эколога.

10. Этноэкология (1ч).

Теория: Этноэкологические традиции народов нашего региона.

11. Хочу быть здоровым (3ч).

Теория: Правила первой медицинской помощи при отравлениях, ушибах, вывихах, переломах, ожогах. Влияние вредных привычек на организм человека. Истоки наркомании. Красота и коварство цветков мака. Конопля – гашиш. Влияние алкоголя на работу внутренних органов человека. Ошибка Петра Первого. Наркоман в обнимку с пьяницей. Курильщики не рождаются, а умирают.

Практика: Как становятся токсикоманами. Как воспитать волю. Поговорим о сквернословии.

12. Красная книга (3ч).

Теория: История создания Красной книги.

Практические работы: проект «Экологическая тропа», проект «Первоцвет».

Планируемые результаты освоения программы 2 года обучения

Обучающиеся будут знать:

- мероприятия по охране природы;

- типы взаимодействия организмов;

- опасные растения и грибы нашего края;

Обучающиеся будут уметь:

- проводить экологический мониторинг и давать оценку состояния среды;

- вести научно – исследовательскую работу, составлять презентации;

- проводить эксперимент;

- собирать и заготавливать лекарственные растения;

- выступать с конкретными природоохранными мероприятиями;

- работать со справочниками и источниками;

- правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

- участвовать в природоохранных акциях.


Учебно-тематический план

третьего года обучения

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контроль

Всего

Теория

Практика

Введение.

1

1

-


Экологическая работа учащихся по летним заданиям.

4

2

2

Опрос

Изучение климата.

8

4

4

Исследование

Особенности рельефа своей местности.

4

2

2

Исследование, тест

Особенности географического положения и природы своего края.

5

3

2

Исследование, тест

Биосфера.

13

8

5



Итого:

35

20

15



Содержание программы третьего года обучения.

1. Введение (1ч).

Теория: Знакомство с задачами кружка, программой на учебный год, правилами техники безопасности.

2. Экологическая работа учащихся по летним заданиям (4ч).

Теория: Обсуждение результатов выполнения летних заданий. Беседы о времени летнего отдыха.

Практика: результаты и выводы летних заданий

3. Изучение климата (8ч).

Теория: Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных.

Практика: Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

4. Особенности рельефа своей местности (4ч).

Теория: Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование.

Практика: Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

5. Особенности географического положения и природы своего края (5ч).

Теория: Топонимика. Изучение истории, культуры, своего края. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Практика: Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта.

6. Биосфера (13ч).

Теория: Биосфера, границы биосферы. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера. Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению. Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы

Планируемые результаты освоения программы 3 года обучения

Обучающиеся будут знать:

- характеристику сообществ, экосистемы, основные трофические группы, цепи питания;

- рациональное использование природных ресурсов;

- глобальные и региональные экологические проблемы;

- правила тушения костров.

Обучающиеся будут уметь:

- проводить экологический мониторинг и дать оценку состояния среды;

- вести научно – исследовательскую работу, составлять презентации;

- проводить эксперимент;

- собирать и заготавливать лекарственные растения;

- выступать с конкретными природоохранными мероприятиями;

- работать со справочниками и источниками;

- правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

- участвовать в природоохранных акциях.


2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


2.1 Календарный учебный график


Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Кол - во учебных недель

Режим занятий

Кол - во учебных дней

Кол - во учебных часов

01.09.2019

31.05.2020

35

1 раз в неделю по 1 часу

35

35

01.09.2020

31.05.2021

35

1 раз в неделю по 1 часу

35

35

01.09.2021

31.05.2022

35

1 раз в неделю по 1 часу

35

35


2.2 Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование, прошедший курсы повышения квалификации, обладающий достаточным практическим опытом, знаниями, умениями, выполняющий качественно и в полном объёме возложенные на него должностные обязанности.

Материально-техническое обеспечение

- просторное, светлое помещение, не менее чем на 28 посадочных мест, оснащённое в соответствии с санитарно – техническими нормами, техники безопасности;

- мебель: столы, стулья, шкафы для хранения материалов;

- компьютеры или ноутбуки;

- флешносители;

- проектор;

- экран;

- микроскопы;

- лабораторное оборудование (пробирки, скальпели, пинцеты и т.д);

- цифровая лаборатория «Архимед».

Информационное обеспечение

- учебно-методические пособия (книги, фильмы);

- дидактический и раздаточный материал.


2.3 Формы аттестации

Форма аттестации для определения результативности освоения программы – самостоятельное проведение исследования.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, итоговая защита исследовательских проектов.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: экологические акции.


2.4 Оценочные материалы

Проведение промежуточной аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в форме итоговой защиты проекта не предусматривает использование оценочных материалов.


2.5 Методическое обеспечение программы

Программа предполагает очную форму занятий кружка, что позволяет вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. Основной формой работы является занятие. Формы организации деятельности детей на занятии: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, игра, викторина.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология проектно-исследовательской деятельности.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения, занимательные рассказы из истории шахмат.



2.6 Список литературы

Список литературы для воспитанников

Основной:

1. Анастасова Л.П. Человек и окружающая среда М., Просвещение 1996.

2. Беляев Д.К. Общая биология учебник 10-11кл. М., Просвещение1991.

3. Беме, Р.Л. и др. Птицы разных материков.

4. Второв П.П. Определитель птиц фауны СССР М., Просвещение1980.

5. Голованов, Э.Н. С фотоаппаратом за синей птицей.


Дополнительный:

1. Губанов И.А. Дикорастущие растения СССР: справочник – определитель М., «Мысль» 1976.

2. Гладков Н.А. Охрана природы М., Просвещение 1975.

3. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе М., Просвещение 1984.

4. Крикунов Е.А. Экология 9 кл «Дрофа» 1995.

5. Козлова М.А. Животные Учебник 7-8кл М., Просвещение 1993.

6. Кузнецов В.Н. Экология России М., АО «МДС».

7. Мамаев Б.М. Определитель насекомых Европейской части СССР М.. Просвещение 1976.

8. Миркин Экология России.

9. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины М., Просвещение 1991.

10. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых М., Топикал 1994.

11. Спангенберг , Е.П. Птицы, зайцы, лисицы и прочие Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2005, 64 с.

12. Чернова Н.М. Основы экологии М., Просвещение 1997.


Список литературы для педагога

Основной:

1. Высоцкая М.В. Проектная деятельность учащихся // Волгоград: Учитель, 2008.-203 с.

2. Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2002, - 112 с.


Дополнительный:

1. Мансурова С.Е.., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: Школьный практикум.- М.: ВЛАДОС, 2001.-112с

2. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. М.: АРКТИ,2006.-64с.

3. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. Санкт-Петербург: 2000.

4. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина Т.В. Школьная проектная лаборатория // Волгоград: Учитель, 2009.-142 с.

5. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук» // Волгоград: Учитель, 2007.-154 Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды.

6. Учителю экологии Приложение к журналу «Биология в школе» №7,8 2000, №3-8 2002, №8 2004, №7 2005.


22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!