СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Олимпиадная подготовка по истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа гуманитарной направленности для 7-9 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Олимпиадная подготовка по истории"»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА


ОЛИМПИАДНАЯ ПОДГОТОВКА ПО ИСТОРИИ


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа гуманитарной направленности

(Стартовый уровень)





Составитель: Байч С.Ю.,

педагог дополнительного образования, учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории




Пояснительная записка


В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы гуманитарной направленности «Олимпиадная подготовка по истории» ориентировано на:

  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии;

  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

  • выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

  • формирование мировоззрения

Основными документами, лежащими в основе разработки программы, являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями, в том числе внесенными Федеральными законами от 03.07.2016 № 312-ФЗ, от 1 мая 2017 года № 93-ФЗ, от 29 июля 2017 года № 68 ФЗ,от 19.02.2018 N 25-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 162-ФЗ, от 27.06.2018 N 170-ФЗ);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» от 11 декабря 2006 года №06-1844;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), утвержденные Письмом Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г.

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 29 августа 2013 г. №1008;

  • Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

  • СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;

  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»;

  • Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»;

  • Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»;

  • Целевая Комплексная программа развития МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» на 2017-2021 г.

  • Локальные акты МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского».


В условиях современной школы организация участия учащихся в олимпиадной движении является важной составляющей внеклассной работы. Она способствует активизации познавательных и творческих компетенций учащихся, выявляет талантливых, ориентированных на исследовательскую деятельность школьников. В рамках этих требований особую роль играет история как мировоззренческий предмет, формирующий общественное мышление, развивающий эрудицию и культуру, способность к самостоятельности суждений.

В программе учтены современные идеи развития и фор­мирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые способствуют формированию у обучающихся российской гражданственной идентичности, коммуникативных качеств личности и овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний — умения учиться.



Цель программы:

способствовать развитию творческой активности и познавательного интереса учащихся, удовлетворение познавательных интересов гимназистов в области гуманитарных дисциплин и создание условий для личностного самоопределения и творческой самореализации ребенка.


Общие задачи программы:

  • развитие исторического мышления, умения воспринимать и анализировать информацию;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность, значимость явлений и процессов;

  • развитие навыков работы с историческими источниками, осуществление их критического анализа;

  • развитие умения работать с отображением информации в различных знаковых системах (текст, карта, рисунок, таблица, схема);

  • развитие умения формулировать и аргументировать собственную позицию в рамках дискуссионных вопросов истории;

  • развитие умения выполнения олимпиадных заданий в форме исторического сочинения (эссе);

  • углубление и систематизация исторических знаний;

  • знакомство с основами историографии.


В группу предметного кружка учащиеся зачисляются по их желанию. Посещение занятий предметного кружка не является обязательным, при этом не проводится контроль уровня знаний с выставлением оценки.

Объём программы – 34 часа. Календарно-тематический план предусматривает 1 час неделю (одно занятие – один академический час). Основными формами занятий предметного кружка «Олимпиадная подготовка по истории» являются уроки разбора дискуссионных проблем истории и решение олимпиадных заданий в рамках пройденных разделов истории. Данная программа рассчитана на учащихся 7–9 классов.

По основному типу кружок является предметно-ориентированным, дающим возможность освоить предметное содержание истории на повышенном уровне, а также создающим условия для оказания помощи учащемуся в его профильном самоопределении.


Предполагаемые результаты изучения курса

Программа предполагает следующие результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • личностное самоопределение,

  • творческая самореализация личности в области гуманитарных наук.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия;

  • отбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • коммуникативные умения;

  • ориентирование в различных источниках информации.


На основании этой программы составлено примерное тематическое планирование.

Для решения обозначенных задач используются формы и методы работы, направленные на реализацию деятельностного подхода в обучении, служащие формированию осознанного отношения к собственной деятельности у учащихся, развивающие навыки исследовательской работы.


Тематическое планирование занятий кружка

«Олимпиадная подготовка по физике»

34 часа

Раздел. Тема занятия

Количествочасов

1

Виды олимпиадных заданий

1 ч

2

Древняя Русь

8 ч

3

Образование Российского централизованного государства

5 ч

4

Московское государство в XVI-XVII вв.

10 ч

5

Российская империя в XVIII-XIX вв.

12 ч


Содержание предметного кружка

«Олимпиадная подготовка по истории»

Общее количество часов – 34 ч.


Тема 1. Виды олимпиадных заданий / 1 час

Задания с рядами понятий, имен, фактов. Задания на соответствие элементов. Работа со схемами, таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных. Задания по работе с изобразительным рядом. Работа с историческими текстами. Решение познавательных задач. Написание исторического сочинения (эссе).

Тема 2. Древняя Русь / 8 часов

Прародина славян и их этногенез. Норманнская теория. Оценка деятельности князя Святослава. Крещение Руси. Древнерусское государство: социальный и политический строй. Была ли Древняя Русь раннефеодальным государством? Специфика развития древнерусских земель периода феодальной раздробленности. Современные дискуссии по вопросам ордынского ига. Исторический выбор Александра Невского.


Тема 3. Образование Российского централизованного государства / 5 часов

Специфика процесса образования централизованного государства: Россия и Европа. Роль Москвы в процессе централизации Северо-Восточной Руси: дискуссия о пути и центрах объединения. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. «Москва – Третий Рим»: выбор пути развития.


Тема 4. Московское государство в XVI-XVII вв./ 10 часов

Идея единовластия и её осуществление в истории России XVI-XVII вв. Оценка деятельности и личности Ивана IV. Альтернативы развития России в начале XVII в.: первая гражданская война. Феномен самозванства в истории России. Присоединение Украины к Российскому государству. Вопрос государственной необходимости закрепощения крестьян. Сравнение европейского Реформации и Раскола русской православной церкви.


Тема 5. Российская империя в XVIII-XIX вв./ 12 часов

Плюсы и минусы петровской модернизации российского общества. «Просвещенный абсолютизм»: цели, методы, противоречия. Роль крестьянских войн в истории России. Александр I: реформатор или консерватор? Реформы Александра II: неиспользованные возможности. Российские революционеры: герои или преступники? Западники и славянофилы: вчера и сегодня. Внешнеполитические расчеты и просчеты XVIII-XIX вв. Империя дворянская (XVIII в.) и бюрократическая (XIX в).


Календарно ‒ тематическое планирование

«Олимпиадная подготовка по истории» 34 часа

1 час в неделю

урока

Тема урока

Дата

план

факт

Тема 1. Виды олимпиадных заданий / 1 час

1

Виды олимпиадных заданий по истории



Тема 2. Древняя Русь / 8 часов

2

Прародина славян и их этногенез.



3

Норманнская теория



4

Оценка деятельности князя Святослава.



5

Крещение Руси.



6

Древнерусское государство: социальный и политический строй.



7

Специфика развития древнерусских земель периода феодальной раздробленности.



8

Современные дискуссии по вопросам ордынского ига.



9

Исторический выбор Александра Невского.



Тема 3. Образование Российского централизованного государства /

5 часов

10

Специфика процесса образования централизованного государства: Россия и Европа



11

Роль Москвы в процессе централизации Северо-Восточной Руси: дискуссия о пути и центрах объединения.



12

Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.



13

«Москва – Третий Рим»: выбор пути развития.



Тема 4. Московское государство в XVI-XVII вв. / 10 часов

14

Идея единовластия и её осуществление в истории России XVI-XVII вв.



15

Оценка деятельности и личности Ивана IV.



16

Альтернативы развития России в начале XVII в.: первая гражданская война.



17

Феномен самозванства в истории России.



18

Присоединение Украины к Российскому государству.



19

Вопрос государственной необходимости закрепощения крестьян.



20

Сравнение европейского Реформации и Раскола русской православной церкви.



Тема 5. Российская империя в XVIII-XIX вв./ 12 часов

21

Плюсы и минусы петровской модернизации российского общества.



22

«Просвещенный абсолютизм»: цели, методы, противоречия.



23

Роль крестьянских войн в истории России.



24

Александр I: реформатор или консерватор?



25

Реформы Александра II: неиспользованные возможности.



26

Российские революционеры: герои или преступники?



27

Западники и славянофилы: вчера и сегодня.



28

Внешнеполитические расчеты и просчеты XVIII-XIX вв.



29

Империя дворянская (XVIII в.) и бюрократическая (XIX в).



30

Практическая работа по выполнению основных видов олимпиадных заданий



31

Практическая работа по выполнению основных видов олимпиадных заданий



32

Практическая работа по выполнению основных видов олимпиадных заданий



33

Практическая работа по выполнению основных видов олимпиадных заданий



34

Практическая работа по выполнению основных видов олимпиадных заданий




Методические материалы


для учащихся

  • Талызина А.А. Историческое эссе– М.: Русское слово, 2016.

  • Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России (профильный уровень). / Под ред. А.Н. Сахарова – М: Просвещение. Любое издание

  • Всероссийская олимпиада по истории, задания: olimpiada.ru

  • Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – Любое издание



для учителя

  • Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси/ Ю. Г. Алексеев. — Новосибирск, 1991

  • Анисимов Е. В. Петр I: рождение империи / Е. В. Анисимов // Вопросы истории. — 1989. — № 7.

  • Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. В 3 кн. М., 1991-1995

  • Введение христианства на Руси. – М., 1987

  • Волкова И. В. Феномен дворцовых переворотов в политической истории России XVII—XX вв. / И. В. Волкова, И. В. Курукин // Вопросы истории. — 1995. — № 5—6.

  • Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца XX века. М., 2001 и более поздние издания

  • Дьякова Н. А. Границы России в XVII—XX вв. / Н. А. Дьякова, М. А. Чепелкин. — М., 1995.

  • Зимин А. А. Россия времени Ивана Грозного / А. А. Зимин, А. Л. Хорошкевич. — М., 1982.

  • История России с древнейших времен до конца XIX века / Институт Российской истории РАН. В 3 т. М., 1996 и более поздние издания

  • Каргалов В. В. Конец ордынского ига / В. В. Каргалов. — М., 1980.

  • Каргалов В.В. Монголо-татарское нашествие на Русь: XIII век. – М., 1966

  • Кобрин В. Б. Иван Грозный / В. Б. Кобрин. — М., 1989.

  • Кучкин В. А. Русь под владычеством Золотой Орды / В. А. Кучкин // Преподавание истории в школе. — 1993. — № 3.

  • Нечкина М.В. Декабристы. М., 1982

  • Павленко Н. И. Петр Великий. – М., 1990

  • Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990

  • Протопопов А. С. История международных отношений и внешней политики России 1648—2005 / А. С. Протопопов, В. М. Козьменко, Н. С. Елманова. — М., 2006.

  • Седов В. В. Великое переселение / В. В. Седов // Родина. — 2001. — № 1—2.

  • Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия. – М., 2003




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!