СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Память"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Память" разработан для учащихся 4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Память"»

Рабочая программа кружка «Память»

Пояснительная записка

Настоящая программа разработана в соответствии со следующими документами:

Законом Российской Федерации “Об образовании”;

Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России;

Федеральным законом “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”. № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.

Федеральный законом об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.

Положением о музее образовательного учреждения городского Центра по туризму и краеведению г. Улан-Удэ.

Положением о школьном музее Боевой Славы МАОУ «средняя школа№52»

Цель – нравственно-патриотическое воспитание личности, формирование социальной активности учащихся, интеллектуального развития детей путем их вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность.

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

- овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего края;

- развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими документами;

- приобщение учащихся к культурным ценностям своего народа;

- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Программа кружка «Память» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 10-11 лет в течение 1 года в объеме 34 часов и предназначена для учащихся 4 классов. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысит эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном музее.

Основные разделы школьного музея:

1. Буркавдивизион.

2. Священная война.

3. Доваторовцы.

4 .В труде, как в бою.

5. Юные герои.

6. Герой Советского Союза гвардии Полковник В. Б. Борсоев .

7. Земляки-однополчане.

8. Боевые подруги.

9. Великие битвы.

10. От Солдата до Маршала.

11. Подвиг продолжается.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность -самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончанию обучения по программе дети должны знать историю музейного дела, историю школы, жизнь и деятельность Владимира Бузинаевича Борсоева.

Выпускники должны уметь общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Подведение итогов деятельности рекомендуется организовать в различных формах общественной презентации (выставка, экскурсия, предметная неделя, конкурс экскурсоводческого мастерства, краеведческая конференция).

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности:

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. 
Формы организации работы с музейной аудиторией:

• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.

Прогнозируемые результаты:

Познавательные УУД (не предметные) — овладение культурой мышления, способность видеть и понимать окружающий мир (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем);

-  Регулятивные УУД — действия, направленные на рефлексивную оценку правильности выполнения того или иного действия, умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция);

-  Коммуникативные УУД — такие действия, которые позволяют ребенку в рамках взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми найти свое место и реализовать свои умения (постановка вопроса, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и др.).

-  Личностные УУД (ценностно-смысловые) — система установок, интересов, ценностей учащихся, способствующих развитию мотивации к обучению и познанию.
В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Используемая литература:

Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.

Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное иосновное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.

Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.


Планируемые результаты: Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке. Личностные результаты: – осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, – осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; – уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; – уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; – способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Метапредметные результаты: – способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности; – умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; – освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.). – способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, – приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе). – совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, Предметные результаты: – усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; – владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. – владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; – овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения. – знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России. Система контроля и оценки достижения планируемых результатов. С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы. Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения. Подведение итогов мониторинга осуществляется на МО классных руководителей.













Тема

Кол-во часов

Форма

Содержание

1.

Вводное занятие. Инструктаж. Инвентаризация

2

беседа

Знакомство с помещением музея, экспонатами. Инструктаж по ТБ и гигиеническими правилами при работе с экспонатами.

2.

Детство Борсоева

2

беседа

Родился 13 апреля 1906 года в деревне Холбот Баяндаевского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области в семье скотовода. Бурят. В шесть лет он остался сиротой и вынужден был батрачить у зажиточных крестьян.


3.

Награды Борсоева

2

создание презентации

За боевые заслуги В.Б. Борсоев был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, орденом Ленина, американским орденом «Легион заслуженных офицерской степени». В честь 20-летия Победы над фашистской Германией Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 г. Владимиру Бузинаевичу Борсоеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

4.

6 октября - День рождения Музея Боевой Славы

2

проект

Сбор и материала

5.

Боевой путь Борсоева

3

беседа

Весной 1941 г. он окончил Академию. Великая Отечественная война застала его в ауле Ермоловка, близ Грозного. А уже в начале июля 1941 года капитан Борсоев в должности командира артдивизиона отражал атаки немецко-фашистских войск в боях у городов Фастов за Днепром и Красный Луч в Донбассе.


5.

Соратники Борсоева

2

оформление выставок, обновление экспозиций;

Командир полка В. Б. Борсоев (4-й слева) с офицерами штаба истребительно-противотанковой бригады С. П. Литвиненко, В. П. Кулаковым, комбригом И. В. Купиным, Г. И. Шмерига. г. Ромны. Сентябрь 1943 г.


6.

Подвиг Борсоева

2

беседа

...Курская дуга, Воронежский и Первый Украинский фронт, тяжелые бои по освобождению Правобережной Украины и Прикарпатья, захват Сандомирского плацдарма на левом берегу Вислы, освобождение Кракова и ряда польских городов, форсирование Одера и штурм Ратибора - таковы этапы боевого пути нашего земляка. И везде гвардии полковник В.Б. Борсоев показывал образцы мужества и личной отваги. Трижды он был ранен, но каждый раз возвращался в строй.

7.

Памятник Борсоева

2

Презентация

29 августа 2014 года, в Улан-Удэ состоялось торжественное открытие памятника Герою Советского Союза Владимиру Бузинаевичу Борсоеву. Возле мемориала, в сквере по ул. Борсоева, 71, собрались руководители республики, города, земляки и родные героя, ветераны, представители общественности, молодежь города. Руководитель Администрации Улан-Удэ Евгений Пронькинов открыл митинг, поздравил горожан с этим значимым событием и поблагодарил всех, кто принял участие в подготовке и проведении этого мероприятия, кто внес вклад в создание памятника. Напомним, мемориал В.Б. Борсоеву возводился по инициативе и на средства Эхирит-Булагатского, Баяндаевского землячеств, улан-удэнцев. Затем со словами приветствия выступили первые лица республики, земляки, представители общественности. Почетное право открытия мемориала было предоставлено Евгению Пронькинову и племяннику Героя Советского Союза Илье Борсоеву. Участники митинга почтили память Владимира Бузинаевича Борсоева минутой молчания. Завершилось мероприятие церемонией возложения цветов

8.

Улица Борсоева в Улан-Удэ

2

Презентация

Одна из самых длинных улиц Улан-Удэ. Она проходит через весь Советский район: начинается на Батарейке за горсадом и заканчивается на Стеклозаводе. Раньше называлась Железнодорожной — и не случайно. Здесь строились дома железнодорожников, проводились стачки, массовые выступления и тайные сходки рабочих, велись бои с отступающими интервентами. В 1965 году была переименована в честь Героя СССР, талантливого военачальника ВОВ, прошедшего от Воронежа, Курской дуги до Одера Владимира Борсоева. Ему установлен памятник, а на одном из домов установлена мемориальная доска.

10

Конкурс стихов «Солдату я слагаю оду»

1

конкурс

На предварительном этапе работы учащиеся готовят выразительное чтение стихотворений, делается запись музыкальных композиций, проводится конкурс рисунков «Я рисую войну», работает группа ребят-историков, которые ищут материал о Норильске в годы войны, фотографии героев, оформляется выставка фотографий из семейных альбомов «Я помню, я горжусь».

11

Встречи с ветеранами «Рассказ ветерана»

1

встреча с ветеранами

Ветеран Великой Отечественной войны Минаев Георгией Васильевич 1925 года рождения — один из тех, кто прошел войну от начала до конца. На своем веку повидал многое.

12

Боевые подруги

2

беседа

Многие тысячи работниц, колхозниц, интеллигенток, студенток с первого дня войны являлись на сборные пункты, в комитеты обществ Красного Креста с одной просьбой: «Пошлите нас на фронт!»

13

Дети - герои Великой Отечественной войны

2

презентация

Марат Казей, Леня Голиков, Валя Котик, Зина Портнова, Костя Кравчук, Вася Коробко, Надя Богданова.

14

Великие битвы

1

презентация

Он вошёл во Львов со своей 7-й гвардейской Тернопольской противотанковой бригадой, не повредив ни одного памятника архитектуры. За это горожане сильно зауважали сибиряков. «Из орудий не стрелять! – приказал полковник, – берём всей армадой, пользоваться только личным оружием – здесь ценности мира».

Солдаты верили полковнику, хотя ни разу не видели мировых ценностей. Борсоев понимал – будут большие потери: крепость поставлена на Замковой горе, а с неё просматривается весь Львов, выше её – Княжья, для воинов всех времён – выгодная стратегия; для уличных боёв опасность, особенно для танкистов, в узких улочках, где можно пройти, только пробив брешь снарядами.


15

Буркавдивизион

1

беседа

«Буряты – природные конники. Они любят коня, с ним свыклись с детства и питают призвание к службе в коннице. Поэтому вся учеба, связанная с конем, очень легко ими усваивалась. С присущей конникам смекалкой и лихостью они являлись отличными наездниками», - так вспоминал о Бурятском кавалерийском дивизионе маршал Советского Союза Константин Рокоссовский в книге «Бурятская краснознаменная».  

16

Улицы Улан-Удэ названные в честь героев ВОВ.

2

экскурсия

В столице Бурятии около 1500 улиц. И 20 из них названы в честь героев СССР — участников ВОВ, которые встали на защиту Родины, легли грудью на амбразуру и подарили нам мирное небо над головой. Их имена не стираются из памяти народной, но покрываются пылью времени и звучат незнакомо для новых поколений.

17

Подвиг продолжается

1

презентация

Подвиг Алдара Цыденжапова

18

Памятники ВОВ в Улан-Удэ

2

экскурсия

Легендарный Т-34. Прославленная «тридцатьчетверка». Символ нашей Победы. Сотни этих танков, вознесенных на пьедестал, стоят по всей стране и в половине Европы в качестве памятника освобождению. Барельеф в портретами героев Советского Союза из Бурятии, Вечный огонь мемориала, место хранения книги памяти.

19

Проект "Славе не меркнуть, подвигу жить"

2

проектная и исследовательская деятельность

Выполнение проекта. Это самый длинный и интенсивный этап работы над проектом. Учащиеся работают самостоятельно или в группах. Учитель – наблюдатель и если нужно консультант. На этом этапе происходит изучение необходимой информации, исследование, промежуточное обсуждение полученных данных, оформление проекта. Нередко на данной стадии привлекаются родители учащихся. Они оказывают помощь в сборе информации и оформлении материалов проектной деятельности. 














Оценочный лист для самооценки или взаимоценивания проектов обучающимися:







Критерий




Оценка

1.

Аккуратность и дизайн оформления


2.

Умение изложить самое ценное и интересное


3.


Культура выступления


4.


Умение отвечать на вопросы



Итоговый балл: максимально 2 балла по каждой позиции




Эксперт____________________________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!